Григорий распутин и царская семья.окончание. Личность григория распутина и его влияние на царскую семью

К 97-летию убиения Царского Друга...

Григорий Ефимович Распутин-Новый родился 9 (21) января 1869 года в селе Покровском в семье крестьянина Ефима Яковлевича Распутина (24.12.1841-осень 1916) и Анны Васильевны, урожденной Паршуковой (1839/40-30.01.1906). Это была обычная ничем не выделяющаяся семья среди других нескольких десятков семей в слободе Покровской. Надо сказать, что предки Григория Ефимовича обосновались здесь с середины XVII в. и являлись уже коренными сибиряками. К тому времени Григорий был уже пятым ребенком в этой семье. После бракосочетания его родителей, состоявшегося 21 января 1862 года, последовательно родились:

Евдокия (11.02.1863-26.06.1863)
Евдокия (??.08.1864-до 1887)
Гликерия (08.05.1866-до 1887)
Андрей (14.08.1867-декабрь 1867)
Григорий (09.01.1869-17.12.1916)
Андрей (25.11.1871-до 1887)
Тихон (16.06.1874-17.06.1874)
Агриппина (16.06.1874-21.06.1874)
Феодосия (25.05.1875-после 1900)
Анна (?-?)
еще один ребенок (?-?)


Ефим Яковлевич Распутин. 1914 год

Как видим из девяти родившихся детей до юношеского возраста дожили только двое — сам Григорий и его сестра Феодосия. Последняя вышла замуж за крестьянина Даниила Павловича Орлова из деревни Космакова. В этом браке имелись дети, крестным отцом которых был Григорий Ефимович.


Г. Е. Распутин с сестрой Феодосией

Сам Григорий Ефимович женился в восемнадцать лет на крестьянке Параскеве Федоровне Дубровиной (1866-1930). Венчание было 2 февраля 1887 года, и уже через полтора года появился у них первый ребенок. Всего у Григория Ефимовича и Параскевы Федоровны родилось семеро детей:

Михаил (29.09.1888-16.04.1893)
Анна (29.01.1892-03.05.1896)
Георгий (25.05.1894-13.09.1894)
Дмитрий (25.10.1895-16.12.1933)
Матрена (она же Мария) (26.03.1898-27.09.1977)
Варвара (28.11.1900-1925)
Параскева (11.10.1903-20.12.1903)


Григорий с супругой Параскевой Федоровной


Дети: Матрена, Варвара (на руках у отца) и Дмитрий

После сближения Гр. Распутина с Царской Семьей, дочери Матрена и Варвара переехали сначала в Казань, а потом в Санкт-Петербург, где учились в школе. Сын же Дмитрий остался на хозяйстве в Покровском.


Матрена и Варвара в Санкт-Петербурге

После революции судьба тех детей, что останутся в России сложится довольно печально.

Варвара так и не выйдет ни за кого замуж и после всех мытарств скончается в Москве в 1925 году от тифа и туберкулеза.


Варвара после революции

Дмитрий 21 февраля 1918 года женится на Феоктисте Ивановне Печеркиной (1897/98-05.09.1933). До 1930 года он с супругой и матерью проживает в Покровском, а потом приходит разнарядка и их раскулачивают и отправляют в ссылку в Обдорск (Салехард). По дороге умирает вдова Григория Ефимовича, еще через три года от туберкулеза скончается Феоктиста Ивановна, а вслед за ней через три месяца от дизентерии гибнет и сам Дмитрий. В России прямых потомков Григория Ефимовича Распутина после этого не остается.


Семья Григория Распутина в 1927 году.
Слева направо: сын Дмитрий Григорьевич,
вдова Параскева Федоровна,
Елизавета Ивановна Печеркина (работница в доме и родственница жены Дмитрия),
супруга Дмитрия Феоктиста Ивановна

Иначе сложилась судьба Матрены. Об этой истории на днях поведал народный блоггер России sadalskij ДОЧЬ РАСПУТИНА. Осталось добавить только некоторые штрихи.

В сентябре 1917 года она выходит замуж за Бориса Николаевича Соловьева (1893-1926), сына близкого знакомого Г. Е. Распутина, чиновника Св. Сѵнода Николая Васильевича Соловьева (1863-1916). В 1920 году у них рождается дочь Татьяна (1920-2009), а через два года, уже в эмиграции, вторая дочь — Мария (13.03.1922-19.04.1976).


Первый супруг дочери Гр. Распутина Матрены Борис Николаевич Соловьев

После смерти мужа Матрена гастролирует по мiру с цирком, пока в конце 1930-х гг. окончательно не переезжает в США.


Матрена выступает в цирке

Здесь она во второй раз выходит замуж, за русского эмигранта некоего Григория Григорьевича Бернадского, которого знала еще по России. Брак продлился с февраля 1940-го по 1945-й год.


Матрена Распутина со вторым мужем Григорием Бернадским в 1940 году


Матрена (справа) со своей подругой Пэт Бархэм (слева) и известной
американской актрисой Филлис Диллер (в центре)
. 1970-е годы

Две внучки Гр. Распутина вполне обосновались за границей и обе вышли замуж.


В Верхотурье в 1909 году.
Слева направо:
иеромонах Иоанникий (Малков), епископ Феофан (Быстров),
монах Макарий (Поликарпов), Григорий Ефимович Распутин-Новый

Татьяна Борисовна (предположительно ее фамилия в замужестве была Frerjean) родила троих детей: Сержа (р. 29.07.1939), Мишель (р. 06.08.1942) и Лоранс (р. 30.11.1943). Последняя ее дочь — Лоранс Ио-Соловьефф — неоднократно посещала Россию, включая и село Покровское. У Сержа есть дети: Валери (р. 1963) и Александра (р. 1968); у Валери в 1992 году родился Базиль. Мишель имела сына — Жана-Франсуа (1968-1985). У самой Лоранс двое детей: Мод (р. 1967) и Кэрол (р. 1966).


Матрена Распутина-Соловьева с дочерьми Татьяной и Марией в 1928 году


Правнучка Гр. Распутина Лоранс Ио-Соловьефф

Мария Борисовна вышла замуж за голландского дипломата Gideon Walrave Boissevain (1897-1985) от которого родила сына Сержа (10.07.1947-03.01.2011) и имела двух внучек: Катю (р. 1970) и Эмбр (р. 1978). Интересно, что будучи в Греции с мужем в конце 1940-х гг. Мария познакомилась и подружилась с дочерью Феликса Юсупова Ириной (1915-1983), а их дети — Серж и Ксения (р. 1942) вместе играли детские игры.


Мария Борисовна Соловьева (в замужестве Boissevain)


Портрет Г. Е. Распутина художницы Теодоры Краруп.
Закончен за четыря дня до убийства — 13 декабря 1916 года

Группа о Григории Ефимовиче Распутине ВКонтакте.

1 ноября 1905 года император Николай II записал в дневнике:
"В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ."

Появление "старца" Григория Распутина в царской семье играло большое значение в политической жизни страны. Об этом пишет Николай Алексеевич Соколов в своей книге «Убийство Царской Семьи», которая была опубликована уже после смерти Соколова в 1925 году.

Николай Алексеевич Соколов (22 мая 1882, Мокшан, Пензенская губерния — 23 ноября 1924, Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве царской семьи.

Он пишет:
Но, оставаясь внешне скрытым, его влияние в действительности было огромно. Одно положение его около Государыни делало из него политическую фигуру, так как люди, узнав, каким положением пользуется Распутин, пошли к нему. Мало-помалу он перестал быть явлением только частной жизни семьи, и его политическая роль стала расти.

Дочь Распутина Матрена показывает:
“Целый день у отца уходил на приемы разных просителей. К нему обращались с очень разнообразными просьбами: его просили о местах, о помиловании разных лиц, сидевших в тюрьмах”

Жильяр показывает:
“Сначала влияние Распутина не выходило за пределы интересов семьи. Но потом он приобрел страшное влияние и сохранил его до самой смерти. Он имел действительно большое влияние на управление страной; и я имею определенный факт, я знаю положительно, что Протопопов был назначен благодаря Распутину. Распутин имел влияние на дела управления через Императрицу, но он имел значение и в глазах Его Величества”.

Пьер Жильяр (1879, кантон Во — 30 мая 1962, Лозанна) — преподаватель французского языка, родом из Швейцарии. С 1913 года являлся наставником Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. После отречения Николая II сопровождал его семью в ссылку в Тобольск, но по прибытии в Екатеринбург был отделён от царской семьи.
После убийства царской семьи остался в Сибири, где помогал следователю Соколову, а также разоблачил самозванца, выдававшего себя за Царевича Алексея Николаевича.

Занотти показывает:
“Мало-помалу Распутин вошел в личную жизнь царской семьи. Для Государыни он был безусловно святой. Его влияние в последние годы было колоссально. Его слово было для нее законом. К его мнению она относилась как к мнению непогрешимого человека. Надо говорить правду. Распутин в последние годы часто бывал у нас: несколько раз в месяц. Он и наедине принимался Ее Величеством. Мало-помалу Императрица была совершенно обусловлена волей Распутина. Всю семью она вообще подавляла своим характером: главным лицом, главной волей была она, а не отец, который ей подчинялся. Я убеждена, живя с ними, что Государь в конце концов поддался настроению Императрицы: раньше он не был так религиозен, как сделался потом. Императрица в последнее время стала вмешиваться в дела управления. В действительности она и в этом не имела своей воли, а волю Распутина... Вместе с Вырубовой и Распутиным они обсуждали дела управления, сносясь с ним и непосредственно и при посредстве переписок. Из министров в последнее время с ними был близок Протопопов. Это я Вам сообщаю совершенно положительно. Протопопов имел поддержку именно в Распутине и Вырубовой”.

Магдалина Францевна Занотти - камер-юнгфера Александры Федоровны

Анна Александровна Вырубова (урожд. Тане́ева; 16 июля 1884, Санкт-Петербург — 20 июля 1964, Хельсинки, Финляндия) — фрейлина, ближайшая и преданнейшая подруга императрицы Александры Фёдоровны, мемуаристка. Считалась одной из самых горячих почитательниц Григория Распутина.

Но как Григорий Распутин попал в царскую семью? Об этом нам сообщает следователь Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства Владимир Михайлович Руднев в своем очерке "Правда о русской царской семье и темных силах" от 31 марта 1919:

Исследуя нравственный облик Распутина, я, естественно, обратил внимание на историческую последовательность тех событий и фактов, которые в конечном итоге открыли для этого человека двери Царского дворца, причем я выяснил, что первым этапом в этом постепенном продвижении вперед было его знакомство с известными глубоко религиозно настроенными и несомненно умными архиепископами Феофаном и Гермогеном.

Убедившись на основании тех же документов, что тот же Григорий Распутин сыграл роковую роль в жизни этих столпов Православной Церкви, будучи причиной удаления Гермогена в один из монастырей Саратовской епархии на покой и низведения Феофана на роль провинциального епископа, тогда как эти истинно православные епископы, заметив проснувшиеся в Григории Распутине низменные инстинкты, открыто вступили с ним в борьбу <...> Опираясь на содействие и авторитет указанных архиепископов, Григорий Распутин был принят во Дворцах Великих Княгинь Анастасии и Милиции Николаевен, а затем через посредство последних знакомится с г. Вырубовой, тогда еще фрейлиной Танеевой и производит на нее, женщину истинно религиозно настроенную, огромнейшее впечатление; наконец, он попадает и в Царский Двор.

Об этом говорит и генерал-майор, дворцовый комендант Императора Николая II Владимир Воейков (1868-1947):

«Когда некоторые высшие православные духовные лица узнали о существовании крестьянина села Покровского Тобольской губернии и о силе, которой он обладал, они надумали использовать его для своих целей. Причем влияние его приписали действию богобоязненного простого русского православного человека на ищущих в духовных беседах успокоения. Они стали ему покровительствовать и ввели его при посредстве великих княгинь Милицы и Анастасии Николаевны к великому князю Николаю Николаевичу… Считая Распутина за человека преданного, который может им оказать поддержку при высочайшем дворе, великие княгини, воспользовавшись болезнью наследника цесаревича, представили Распутина Их Величествам. Помощь, оказываемая наследнику, настолько укрепила положение Распутина при дворе, что он более не стал нуждаться в поддержке великих княгинь и духовных особ. Как человек совершенно невоспитанный, он не сумел или не захотел этого скрыть и просто повернул спину своим благодетелям. Тогда против него началась травля… Подкладкою всех этих разговоров часто служило разочарование в Распутине, не оправдавшем возлагавшихся на него надежд».

До знакомства Распутина с Феофаном и Гермогеном он в Казани получает от викария Казанской епархии Хрисанфа рекомендательную записку для Сергия, будущего патриарха, который в то время был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. И Распутин с этим письмом сначала явился к Сергию.

То есть мы видим определенную схему:

1) От Хрисанфа к Сергию. Затем Распутин знакомится с Феофаном и Гермогеном
2) От Феофана и Гермогена к княгиням Анастасии и Милицы Николаевнам
3) От княгинь к Вырубовой - фрейлине Александры Федоровны
4) И затем Распутин через Вырубову попадает в царский двор

Попав туда он создает новую схему: Вырубова-царица-Распутин

После этого Распутин помимо помощи царевичу Алексею в его болезни гемофилии(несвертываемость крови) занимается политикой, являясь по сути деструктивным элементом. И вносит свою лепту в разрушение и без того слабой политической системы.

И здесь возникает вопрос - кто был инициатором такого внедрения Распутина в семью и с какой целью?


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРТСВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Братский государственный университет»

Кафедра истории

РОЛЬ РАСПУТИНА В КРАХЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

Студент группы

АТ-09-1 Д.О.Подкорытов

Руководитель: А.Ю.Бурякова Старший преподаватель кафедры истории

Братск 2009

Введение…………………………………….……………………………….…..3

1 Жизнь до Петербурга………………………………………….......………...6

1.1 Биография…………………………………………………………...….…...6

1.2 Распутин и церковь………………………………………………….……..8

1.3 Первое дело о „хлыстовстве“ Распутина 1907г. …..……………….…8

1.4 Негласный надзор полиции, Иерусалим - 1911 г. ………….…….…9

1.5 Второе дело о „хлыстовстве“ Распутина 1912г. ……………….....…..9

2 Появление в Петербурге…………...…………...…………………………11

2.1 Гороховая, 64………………………………………………………………12

2.2 Пророчества, сочинения и переписка Распутина………….………..13

2.3 Покушение Хионии Гусевой………………………………………….….14

2.4 Отношение Распутина с Царской семьей…………………………….14

2.5 Оценки влияния Распутина на царскую семью………………………16

2.6 Влияние Распутина на политику………………………………………..17

3 Убийство и похороны Распутина………………………...............………20

3.1 Расследование Временного правительства………………………….21

3.2 После смерти «старца»……………………….....………………………21

Заключение…………………….………………………………….…...………23

Список литературы……………….………………………………….…….….25

Введение

Я выбрал эту тему потому, что она не до конца изучена в истории и не имеет однозначного мнения в роли Распутина в крахе династии Романовых. Ни один человек за все годы отечественной истории не привлекал к себе большего внимания, как Григорий Ефимович Распутин. Потому, что жизнь его была окружена тайнами, и да же имя его было одно время под запретом, он обращал на себя особое внимание и любопытство его воздействия на царскую семью. Он возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а для третьих- воспоминание о трагической судьбе Царской семьи, завершившейся 17 июля 1998 года.

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за провидца и исцелителя, проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше.

До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России.

А. Труайя а “Распутин” описывал Распутина как человека очень выдающегося который не смотря на свой деревенский вид хорошо чувствовал себя в обществе. Особенно он обратил внимание на его взгляд,по его словам он был полный магической силы.

Арон Симанович в своей книге “Распутин и Евреи” замечал,что Распутин отличался от других сомнительных личностей, ясновидящих, предсказателей и тому подобных людей своей изумительной силой воли и столь же изумительной способности подчинять ей более слабых людей. Современники представляли себе Распутина как пьяного грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и

увольнял министров, епископов и генералов. К тому ещё дикие оргии,

похотливые танцы среди пьяных цыган, а одновременно непонятная власть над царем и его семьей, гипнотическая сила и вера в своё особое назначение. Но за грубой маской мужика скрывался сильный дух, напряжённо задумывающийся над государственными проблемами.

В царской семье, - продолжал А. Симанович, - Распутин рассказывал о русском народе и его страданиях, подробно описывал крестьянскую жизнь, причем царская семья его внимательно слушала. Царь узнал от него многое, что осталось бы без Распутин для него скрытым.Распутин горячо отстаивал необходимость широкой аграрной реформы.”Освобождение крестьян проведе

неправильно, _ говорил он часто. _ Крестьяне освобождены, но они не имеют достаточно земли".Распутин мечтал о крестьянской монархии, в которой дворянские привилегии не имели бы места". Государыня со слов Распутина записала такое его поучение: Родина _ широка, надо дать ей простор работы, но не левым и не правым, левые _ глупы, а правые _ дураки. Почему да потому

что палкой научить хотят ".

Владимир Пуришкевич в своем дневнике “как я убил распутна” писал: 19 сентября 1916 года (депутат-черносотенец) он произнёс в Государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул: "Не должен тёмный мужик дольше править Россией! "."В этот день, – писал В.Пуришкевич, - все депутаты Думы были мои единомышленники..."

В тот же день и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединились еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович.

Касвинов М.К. в «23 ступени вниз» представлял Распутина как человека сильного который не ищет милостей у своего августейшего окружения. А наоборот они заискивают перед ним вымаливая у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени бога.

Про Царскую сенью он писал, что Царица как завороженная сидела перед ним слушая его вкрадчивую, пересыпанную мистическими вывертами, мужскую речь.

О.А. Платонов на сайте http :// www . hrono . ru / libris / lib _ p / rasput 15. html представляет Распутина так:

Распутин-Новых Григорий Ефимович (Наш Друг), 1869-1916, крестьянин села Покровское, Тюменского уезда, Тобольской губернии, глубоко верующий православный человек, посвятивший свою жизнь странничеству по святым местам и благотворительности, обладал большим духовным влиянием на Царя и Царицу. Кампания клеветы против Распутина, а потом и его убийство были спланированы и организованы масонским подпольем в целях дискредитации Царя и захвата верховной власти. Исторические и архивные источники не подтверждают выдвинутых против Распутина обвинений в хлыстовстве, разврате, пьянстве и финансовых махинациях.

к Распутину когда на него покушались.

Когда по среди дня Распутина ранили в живот его подвергли допросу. Он рассказывал что никогда ничего не боялся, и не когда не ждал каких то попыток покушения на его жизнь. Пресса в то время очень живо восприняло это событие они писали что Распутин умер, как будто все только этого и ждали.

Цель автора выяснить откуда взялся в истории кем был этот выходец из народа, кем он был до появления в царской семье, как появился в ней и оказывал ли он на нее какое либо влияние. Если оказывал то какое с какой целью и делая это для себя или по чьему то указу.

Биография

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе-жизни в Сибири- известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье- большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины- деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов "распутство", "распутье", а может, "распутывать".Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты- деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались- оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная- болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория "отмолили".. Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы- Богу. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.

Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем,. кого называют "старцами", божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть- истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.

В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию- на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия- в1895г., Матрены(Марии)- в1898 и Варвары- в1900г.

Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других- кающийся грешник, для третьих, таких же как он, - духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.

Что привело "старца Григория" в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.

Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин пребывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.

1 ноября 1905г.-Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.

15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он "производит впечатление".

Октябрь 1907г.- Первое исцеление царевича.

Начало 1911г.-Поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием "Мои мысли и размышления".

Лето 1911г.- возвращение в С.-Пб.

12 октября, полдень- Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: "Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!".

1914г.- Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.

Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского- по крайней мере раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.

Распутин и церковь

К началу века назрели и реформы заговорили о созыве даже собора и утверждении патриаршества. Именно в Распутине проявилось расхождение официальной, «синодальной» церковью и неофициальной, связанной с православными обителями, старцами, народным богоискательством и т. п. одной стороны, и синода и Обер-прокурора с другой.

Современные жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в официальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина некий более широкий политический смысл; но следственные документы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все дела имели предметом своего расследования вполне конкретные деяния Григория Распутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие.

Первое дело о „хлыстовстве“ Распутина 1907г.

В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6 сентября] 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием (Каржавиным) 7 мая 1908 года. Инициатива расследования исходила от самого Антония, а за его спиной стояли люди из окружения Великого князя Николая Николаевича. Первоначальное расследование было проведено священником Никодимом Глуховецким. На основе собранных „фактов“ протоиерей Дмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископу Антонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия Михайловича Березкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.

Негласный надзор полиции, Иерусалим - 1911 г.

В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.

В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было установлено наружное наблюдение.

В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.

16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствии Илиодора „обличал“ его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и драка.

В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.

По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.

Второе дело о „хлыстовстве“ Распутина 1912г.

В январе 1912 г. Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай II приказал В. К. Саблеру достать из Святейшего Синода дело Григория Распутина и передать Родзянко, "и дворцовый комендант Дедюлин и передал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте". 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях.

Новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван „христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой“. Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования. Противники Распутина полагают, что епископ Алексий „помог“ ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.

Однако исследователи справедливо полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии.

Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о „хлыстовстве“ епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещен в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Но они помнять, что этот преревод состоялся именно потому, что дело было отправлено в архив Синода.

Появление в Петербурге

“Он не ищет милостей у своих августейших патронов, а они преклоняются и заискивают перед ним. Вымаливают у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени Бога” 1

Еще до появления его при дворе были распространены самые фантастические слухи об этом таинственном человеке, основанием которых служили письма Великой княгини Анастасии.

На обратном пути в Покровское, после своего второго странствия, Распутин остановился в Киеве, в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей, который отправились в Киев на богомолье и остановились в том же монастыре, но на правах почетных гостей, а не странников, как Распутин. Вскоре после первой встречи он получил приглашение на чай и не преминул им воспользоваться.

Слава Распутина опередила его самого- слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя:

"Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе." 2 Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц- во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы.

Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в "верхи", если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.

Во- первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.

Во- вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.

Однако, для большинства людей Распутин не был "старцем". Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих келиях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы- исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.

Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы"не согрешить" перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.

Гороховая, 64

В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил ее в притон и использует для проведения своих „оргий“.Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный „гарем“, другие - собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т. п. Временнное правительство, искавшее порочащие факты на сверженного Николая II и его окружение, вело специальное расследование по делу Распутина. По мнению одного из участников этого расследования, В. М. Руднева, командированного по распоряжению Керенского в „Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц“ и бывшего тогда товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда:

…богатейший материал для освещения его личности с этой стороны оказался в данных того самого негласного наблюдения за ним, которое велось охранным отделением; при этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц.

Пророчества, сочинения и переписка Распутина

При своей жизни Распутин издал две книги:

Г. Е. Распутин. Житие опытною странника Май 1907 год.

Г. Е. Распутин. Мои мысли и размышления Петроград, 1915 год.

Книги являются литературной записью его бесед, так как сохранившиеся записки Распутина свидетельствуют о его малограмотности.

Фотокопия записки Распутина министру внутренних дел Алексею Хвостову, приведенная в книге Рене Фюлоп-Миллера „Святой демон, Распутин и женщины“ изданной в 1927 году Источник записки в книге не указывается, сам Хвостов был убит в ходе Красного террора.

Всего насчитывают 100 канонических пророчеств Распутина. Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:

Покуда я жив, будет жить и династия.

Сохранились и письма Александры Федоровны к Николаю II. Переписка сохранилась полностью (утеряно лишь одно письмо Александры Федоровны), все письма нумерованы самой императрицей.

№ 580 Я всецело верю в мудрость нашего Друга, ниспосланную Ему Богом, чтобы советовать то, что нужно тебе и нашей стране № 583 Слушай Его…Бог послал Его тебе в помощники и руководители

В письмах фамилия Распутина не упоминается. Распутин в письмах обозначается словами „Друг“, и "Он" всегда с больших букв. Письма были опубликованы в России к 1927 г., были более полные и имели своей целью оправдание убийства царской семьи, а так же были ответной публикацией на берлинское издание этих же писем в 1922 г.

Хорошо была известна современникам и телеграмма адресованная царской семье и переписанная кем-то из офицеров контрразведки, но официально опубликованая 24 мая 1917 г. на заседании чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства:

Миленькаи папа и мама! Вот бес то силу берет окаянный. А Дума ему служит; там много люцинеров и жидов. А им что? Скорее бы божьего помазаннека долой. И Гучков господин их прихвост, клевещет, смуту делает. Запросы. Папа. Дума твоя, что хошь, то и делай. Какеи там запросы с Григории. Это шалость бесовская. Прикажи. Не какех запросов не надо.Григорий

Покушение Хионии Гусевой

29 июня 1914 на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына. Распутин показал, что подозревает в организации покушения Илиодора, но не смог представить каких-то доказательств этого. 3 июля Распутина перевезли на пароходе в Тюмень для лечения. В тюменской больнице Распутин оставался до 17 августа 1914. Следствие по делу о покушении продлилось около года. Гусеву в июле 1915 объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 г. по личному указанию А. Ф. Керенского Гусеву освободили.

21 июня 1915 года Распутин приехал в Покровское. Жил там до 25 сентября, когда уехал в Петроград.

Отношение Распутина с Царской семьей

Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты- это создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.

Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть- все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположно манере придворных кругов, проникнутых единственной целью- произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были "деланными", это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него Он- источник милости и правды. Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи. Он не обманывал доверие императора и постепенно "между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только "старца" и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей.”Для Николая Александровича, по его словам, честные люди существовали только до двух годов, так как когда они достигали трехгодичного возраста, их родители уже радуются, что они умеют лгать. Для него все люди были лгунами.” 1

После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он "производит большое впечатление". Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек "чистой веры". Тем не менее, не так доверяя "старцу", как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н.Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына.Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи(т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.

Оценки влияния Распутина на царскую семью

Антимонархическая листовка. Николай II и Александра Фёдоровна изображены в виде уродцев, находящихся в руках у Распутина. Приблизительно 1917 год

В последние годы царствования Николая Второго в петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Говорилось, что он сам абсолютно подчинил себе царя и царицу и правит страной, то ли Александра Федоровна при помощи Распутина захватила власть, то ли страной правит „триумвират“ из Распутина, Анны Вырубовой и царицы.

Помещение в печать сообщений о Распутине могло быть ограничено лишь частично. По закону, статьи о имераторской фамилии, подлежали предварительной цензуре начальником канцелярии министерства двора. Запрещены были любые статьи, в которых имя Распутина упоминалось в сочетании с именами членов царской фамилии, но статьи, где фигурировал только один Распутин запретить было невозможно.

В последние месяцы перед февральской революцией образ Распутина стал важной частью выступлений оппозиционных депутатов в Государственной Думе. 1 ноября 1916 года на заседании Думы П. Н. Милюков выступил с речью, критической по отношению к правительству и "придворной партии", в которой упоминалось и имя Распутина. Приводимые им сведения о Распутине Милюков взял из статей в немецких газетах "Берлинер Тагеблатт" от 16 октября 1916 и "Нейе Фрейе Пресс" от 25 июня, относительно которых сам же Милюков признал, что некоторые из сообщаемых там сведений ошибочны.

19 ноября 1916 В. М. Пуришкевич выступил на заседании Думы с речью, в которой придавалось большое значение Распутину.

По воспоминаниям А. А. Головина, во время первой мировой войны слухи о том, что императрица является любовницей Распутина, распространялись среди офицеров русской армии сотрудниками оппозиционного Земско-городского союза. После свержения Николая II председатель Земгора князь Львов стал председателем Временного Правительства.

Образ Распутина использовался также и немецкой пропагандой. В марте 1916 года германские цеппелины разбрасывали над русскими окопами карикатуру, изображавшую Вильгельма, опиравшегося на германский народ, и Николая Романова, опиравшегося на половой орган Распутина.

Реально Распутин не имел влияния на царскую семью и по воспоминаниям приближенных к царской семье вообще редко бывал во дворце. В воспоминаниях фрейлины А. А. Вырубовой говорится, что Распутин бывал в царском дворце не чаще 2-3 раз в год, а царь принимал его ещё намного реже. Другая Фрейлина С. К. Буксгевден вспоминала, что:

«Я жила в Александровском Дворце с 1913 по 1917 год, причем моя комната была связана коридором с покоями Императорских детей. Я никогда не видела Распутина в течение всего этого времени, хотя я постоянно находилась в компании Великих княжон. Мсье Жильяр, который тоже там жил несколько лет, также никогда его не видел»

Жильяр вспоминает единственную встречу с Распутиным: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода». По воспоминаниям Коковцова сам Николай II говорил ему о Распутине в 1911 году, что:

… лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется не более двух-трех раз и притом на очень больших расстояниях времени.

Влияние Распутина на политику

Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.

Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. “Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.

Нам нужен министр, - восклицал он взволнованно. Недалеко от телефонного аппарата происходила тогда конференция, на которой иногда участвовали даже племянницы Распутина, между тем царь ждал у телефонной трубки…” 1 Так продолжалось до начала 1915г., когда "маленькие люди" стали использовать Распутина в личных целях- для продвижения по службе, суля ему "великие блага" за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.

Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком "заумно" для него, противоречило бы его натуре.

Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё- на Государя. Родзянкообъясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: "Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем не победимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России". Этого же мнения придерживаются и другие политические деятели: М.Палеолог, Жевахов, иеромонах Илиодор и др. Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: "Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России"; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: "Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!"; предсказал он и свою смерть: "Убьют-то меня убьют, а месяца через три- рухнет и Царский Трон".

Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.

Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: "Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей." Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём "неугасимую лампаду в царских покоях" и причину всех бед России как во внешней, так и во внутренней политике.

Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.

Убийство и похороны Распутина

Убит заговорщиками (Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки Освальд Рейнер) в ночь на 17 декабря 1916 года. Распутина пытались отравить, когда это не помогло, то застрелить, и даже когда после этого Распутин казался живым, тело утопили в Неве.” Спустившись в столовую, я застал Распутина на том же месте, я взял его руку, чтобы прощупать пульс, - мне показалось, что пульса не было, тогда я приложил ладонь к сердцу – оно не билось; но вдруг, можете себе представить мой ужас, Распутин медленно открывает во всю ширь один свой сатанинский глаз, вслед за сим, другой, впивается в меня своим взглядом

непередаваемого напряжения и ненависти и со словами: «Феликс! Феликс! Феликс!» вскакивает сразу с целью меня схватить. Я отскочил с поспешностью, с какой только мог, а что дальше было не помню.” 1 Судебно-медицинскую экспертизу император и императрица поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову. Оригинал протокола вскрытия не сохранился, о причинах смерти можно говорить лишь предположительно.

До февральской революции 1917 года предпринимались попытки канонизировать Распутина.

Распутина отпевал хорошо с ним знакомый епископ Исидор (Колоколов), впоследствии убитый за это большевиками. В своих мемуарах Спиридович вспоминает, что заупокойную обедню (чего не имел права делать) отслужил епископ Исидор.

Говорили после, что митрополит Питирим, к которому обратились об отпевании, отклонил эту просьбу. В те дни была пущена легенда, что при вскрытии и отпевании присутствовала Императрица, что дошло и до Английского посольства. То была типичная очередная сплетня, направленная против Императрицы.

Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского.

Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца, и было спешно прекращено Керенским 4 марта 1917 года. Между смертью Распутина и осквернением его могилы прошло три месяца.

Письмо в.к. Дмитрия Павловича отцу в.к. Павлу Александровичу об отношении к убийству Распутина и революции. Исфаган (Персия) 29 апреля 1917. Наконец последним актом моего пребывания в Петрявилось вполне сознательное и продуманное участие в убийстве Распутина - как последняя попытка дать возможность Государю открыто переменить курс, не беря на себя ответственность за удаление этого человека. (Аликс ему это бы не дала сделать.)

Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина. На месте сожжения начертаны на березе две надписи, одна из которых на немецком языке: „Hier ist der Hund begraben“ („Здесь погребена собака“) и далее „Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года“.

Расследование Временного правительства

После свержения Николая II Временное правительство организовало чрезвычайную следственную комиссию, которая должна была искать преступления царских чиновников и в том числе расследовала деятельность Распутина. Kомисия произвела 88 опросов и допросила 59 лиц, готовила „стенографические отчеты“, главным редактором которых был поэт А. А. Блок, опубликовавший свои наблюдния и записи виде книжки под названием „Последние дни Императорской власти“ .Комиссия не закончила свою работу. Часть протоколов допросов высших чиновников были опубликованы в СССР к 1927 году. Из показаний А. Д. Протопопова чрезвычайной следственной комиссии 21. 03. 1917

После смерти «старца»

После смерти Распутина царь и царица были напуганы и растеряны. У них уже не было их Друга, советника, защитника и заступника перед лицом божьим. Они уже тогда чувствовали свою близкую гибель. Желая отдать последние почести отцу Григорию, царская семья, вопреки своему обыкновению, не поскупилась на погребение «старца»

Его забальзамированное тело был тайно погребено в одной из часовен Царского Села. В его гроб была положена икона, подписанная каждым членом царской семьи.

Один офицер, по фамилии Беляев, узнал об этой иконе, и для него было вполне ясно, что она могла бы стать очень ценной для собирателей редкостей, и решил похитить эту редкость.

Во время революции он осуществил свой план, и, приведя толпу революционеров к часовне, в которой покоился забальзамированный труп Распутина, под предлогом его уничтожения. Икону он забрал себе, а толпа была в полной уверенности, что он действовал в интересах революции.

Тело Распутина сожгли, что бы не оставлять места для паломничества его многочисленных поклонников.

Но, тем не менее, после уничтожения тела Распутина, на место сожжения приезжали женщины в экипажах и набирали землю в мешочки, что бы потом увезти ее с собой в эмиграцию…

Заключение

Я добился поставленной цели узнав как и каким образом Распутин играл роль в отношениях c царской семьёй и крахе династии Романовы.

Русское дворянское общество к началу ХХ века представляло собой почти полностью морально разложившуюся группу людей. Они не знали чем бы себя занять и с головой уходили в любое модное новшество светской жизни.

Когда Распутин пришел в Петербург и был впервые представлен свету в салоне очень эксцентричной дамы, графини Лопухиной уже было ясно, что он будет еще долгое время притягивать внимание светских дам и столичных скандальных хроник. Но никто тогда не мог даже предположить каких высот достигнет этот человек.

Он пользовался безмерным доверием и покровительством со стороны Царской четы. Нельзя сказать, что царь всегда послушно выполнял все, что говорил Распутин, но влияние его на царя было велико и по части назначений все зависело только лишь от решения «старца», а назначение министров в высших чиновников не такое уж и маловажное дело, тем более что все министры, им назначенные, были подчинены ему и никогда не проводили собственной политики.

Мы никогда не узнаем, каким образом ему удалось оказывать такое влияние на всю царскую семью, потому что ни в каких документах этого не прописано, а все воспоминания, и без того противоречащие друг другу, за последние годы подверглись нескольким редакциям и многочисленным нападкам со стороны писателей и публицистов.

Крестьяне любили его, потому что он был одним из них и уважали за то, что он оставил позади дворян и встал рядом с царским троном, часто решал многие вопросы в государстве. По этой же причине просвещенное дворянство его ненавидело. При такой полярности мнений чрезвычайно трудно составить мнение о человеке, умершем больше 80 лет назад…

Я считаю, что образ безумного, демонического «властителя судеб империи», навязанный книгами, фильмами и воспоминаниями людей, едва с ним знакомым, который сам по себе строился на газетных статьях и сплетен, опутавших весь Петербург, да и всю Россию, не является настоящим Распутиным.

Распутин был обычным человеком, но с незаурядными способностями. Если бы не Распутин, наследник российского престола цесаревич Алексей умер бы задолго до 16 июля 1918 года. Он свято верил в свою причастность к Богу. Он видел человеческие слабости и использовал их, для достижения задуманного. У него были свои принципы, свои взгляды на жизнь, но, несмотря на огромную власть, сосредоточенную в руках его, он не пользовался ей в корыстных целях.

Список литературы

1. Касвинов М.К. «23 ступени вниз» /изд. «Мысль» / Москва/ 1987

2. Симанович А. С. «Распутин и Евреи»

3. М.Палеолог. Распутин - воспоминания.-М.:1923г.

4. Пуришкевич В.М. "Как я убил Распутина", дневник - Москва СП

«Интерпринт» 1990

5.http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput15.html

6. А. Труайя. Распутин, пер. с франц. яз. - Ростов н/Д:Феникс,1997г. стр. 45

1 М.К.Касвинов; «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987; стр.159

Распутина . При дворе оформился заговор против... к мировому господству. В начале ХХ века династия Романовых была одной из сильнейших в мире... : вы - ничтожества и потерпели крах . Ваша роль окончена, идите же туда, куда...

  • Жизнь Императора Николая II

    Реферат >> Исторические личности

    Легкой руки недоброжелателей приписывали Распутину . Роль и значение Распутина , степень его влияния... развал российской государственности и крах самодержавной власти. Император Николай... телеграфу, что сохранение династии Романовых возможно при условии передачи...

  • В Петербурге усиленно распространялись слухи, что Распутин находится в интимной связи с царицей и ведет себя также неблагопристойно по отношению к царским дочерям. Эти слухи не имели ни малейшего основания.

    Распутин никогда не являлся во дворец, когда там не было царя. Я не знаю, по собственной ли инициативе или по царскому указанию он так поступал. Изредка Распутин встречался с царицей в ее лазарете, но всегда в присутствии свиты.

    Также в слухах о царских дочерях нет ни слова правды. По отношению к царским детям Распутин был всегда внимателен и благожелателен. Он был против брака одной из царских дочерей с великим князем Димитрием Павловичем, предупреждая ее и даже советуя не подавать ему руки, так как он страдал болезнью, от которой можно было заразиться при рукопожатии. Если же рукопожатие неизбежно, то Распутин советовал сейчас же после этого умываться сибирскими травами.

    Советы и указания Распутина оказывались всегда полезными, и он пользовался полным доверием царской семьи. Царские дети имели в нем верного друга и советника. Если они вызывали его недовольство, то он срамил их. Его отношения к ним были чисто отеческие. Вся царская семья верила в божественное назначение Распутина.

    Он часто упрекал царицу в ее скупости. Он был очень недоволен, что вследствие бережливости царские дочери ходили плохо одетыми. Скупость царицы при дворе вошла в поговорку. Она стремилась даже в мелочах экономить. Ей было до того тяжело расставаться с деньгами, что она даже платья покупала в рассрочку.

    Грязные сплетни давали мне повод к частым разговорам с Распутиным по поводу его отношений к царице и ее дочерям. Эти злостные сплетни меня сильно беспокоили, и я считал бессовестным распространение безобразных слухов про безукоризненно ведущих себя царицу и ее дочерей. Чистые и безупречные девушки не заслуживали этих распространяемых бессовестными создавателями сенсаций обвинений.

    Несмотря на их высокое положение, они были беззащитны против такого рода слухов.

    Было стыдно, что даже родственники царя и высокие сановники также занимались муссированием этих слухов. Их поведение можно назвать тем более низким, что им доподлинно была известна вздорность этих слухов. Распутин возмущался этими слухами, но по причине своей невиновности не принимал их особенно горячо к сердцу. Я учитывал положение в этом отношении иначе и считал необходимым выступать против этих слухов и часто упрекал Распутина в его безразличии к этому вопросу.

    • - Что ты хочешь от меня, - кричал на меня во время таких разговоров Распутин. - Что я могу сделать? Разве я виноват, что про меня клевещут таким образом?
    • - Но недопустимо, чтобы из-за тебя разводились нелепые сплетни на великих княжен, - возражал я. - Ты должен же понять, что каждому жаль бедных девушек и что даже царицу замешивают в эту грязь.
    • - Убирайся к черту, - кричал Распутин. - Я ничего не сделал. Люди должны понять, что никто не загрязняет то место, где он кушает. Я служу царю и никогда ничего подобного не осмелюсь сделать. На такую неблагодарность я неспособен. И что ты думаешь, что сделал бы царь в таком случае?..
    • - Все происходит оттого, что ты постоянно гоняешься за юбками. Оставь этих баб. Ты же не можешь пропустить мимо себя ни одной женщины.
    • - Разве я виноват? - возражал Распутин. - Я не насилую их. Они сами шляются ко мне, чтобы я за них хлопотал у царя. Что мне делать? Я здоровый мужчина и не могу противостоять, когда ко мне приходит красивая женщина. Почему мне не брать их. Не я ищу их, а они приходят ко мне".
    • - Но этим ты вредишь всей царской семье. Этим ты возмутил против себя всю Россию, дворянство и даже заграницу. Пора кончать. Мне ты не вредишь, но в твоих собственных интересах ты должен покончить с этим, пока не поздно. Иначе ты пропадешь.

    Распутин обращал мало внимания на мои предупреждения. Когда же, мучаясь особенно плохими предчувствиями, я усиленно настаивал, он обыкновенно отвечал:

    Подожди только. Сперва я должен помириться с Вильгельмом, а потом я пойду на богомолье в Иерусалим.

    Такого рода разговор как то раз произошел также в присутствии Вырубовой, сестер Воскобойниковых, госпожи фон Ден, Никитиной и других. Я видел, что все они со мной соглашались, но ни одна из них не имела мужества открыто высказать свое мнение.

    Ровно 146 лет назад родился знаменитый Григорий Ефимович Новых, известный как Григорий Распутин. Друг последних Романовых, лекарь больного сына царской семьи, тайный советник и легендарный кутила: «старец» славился на всю Российскую Империю своими сверхъестественными способностями, и даже после его убийства личность Распутина не была забыта, а лишь обрастала новыми слухами. Впоследствии в разгар революции именно ему приписывали и серьезные политические решения императора Николая. Какую же роль играл этот мистический, но все же реальный исторический персонаж в истории России? Diletant. media выяснял у экспертов

    Вопросы:

    Какую роль знаменитый «старец» сыграл в истории России? Это скорее положительная или отрицательная роль?

    Алексей Уминский

    Сегодня, в 21 веке, оглядываясь назад, кажется, что его роль была очень опасной, очень соблазнительной. Это был человек, который брал на себя роль некого пророка и толкователя воли Божьей в царской семье, и во многом его собственное присутствие в семье государя во многой степени напрягло атмосферу перед Первой Мировой войной. О нем, конечно, много распущено слухов, его имя стало притчей во языцех, но его фигура была такой странной и мутной.

    Герман Лукьянов

    Эту историческую фигуру всегда немного демонизируют, считая, что он что-то там определял. На самом же деле он мог определять только незначительные моменты в истории. Он не мог повелевать событиями и предопределять коренные события. Я глубоко убежден, что своими действиями он, конечно, вошел в историю России, но с таким минусом, что нельзя говорить об его плюсах.

    Был ли Распутин непосредственным участником решения политических проблем царской России?

    Алексей Уминский

    На него ссылается императрица в своих письмах. Распутин, конечно, влиял не только на царскую семью, но и на структуру церкви, ее кадровую политику, и тех людей, которые были настроены против него, он пытался убрать из окружения государя.

    Герман Лукьянов

    Иногда это приписывают ему, но я считаю, что влиять на политические события он не мог, как внутри страны, так и во внешнем мире. Это не было ему дано, в том числе, в силу существующего политического режима. Конечно, на какие-то решения он мог влиять, но играл там незначительную роль. Мог рекомендовать кого-то на какие-то должности, но последнее слово - за монархом.

    Можно ли верить, что Распутин действительно обладал какой-то сверхъестественной силой

    Алексей Уминский

    Это подтверждено достаточно достоверными вещами. Но какая была составляющая этой силы - неизвестно. У него была особенная сила, особенное обаяние, которое позволяло привлекать к себе внимание и властвовать над умами и душой тех людей, которые ему доверяли. Не могу сказать, что его одаренность была светлой и Богом дарованной, но она была. Он собирал вокруг себя целый круг почитателей и почитательниц в основном, которые ему сильно доверяли. А вот слухи о нем как о человеке развратном, устраивающем какие-то оргии - конечно, надуманные обвинения. Часть священнослужителей очень поддерживала Распутина, епископ Феофан ввел его в царскую семью. Но очень резко к его влиянию относилась преподобная Елизавета Федоровна.

    Герман Лукьянов

    Естественно, он обладал незаурядными способностями, это известный факт. Известно, что он останавливал кровь у царского наследника, как-то он успокаивал родительские сердца в отношении их больного сына. Да, он был близок к членам царской семьи и тесно общался с ними, но не более того.

    Почему император перестал любить Распутина?

    Алексей Уминский

    Государь был недоволен тем влиянием, которое Распутин оказывал на его семью, но ничего с этим сделать не смог, очевидно, потому что Распутин обладал способностью останавливать кровь цесаревича Алексея, таким образом, влияя на царскую семью.

    Герман Лукьянов

    Потому что император понял, какую роль он занял при дворе, и принял решение, чтобы Распутин был удален от императорского двора. Николай уже неоднократно высылал Распутина, однако ему каким-то образом удавалось вновь представать перед царскими очами. Он обладал незаурядной способностью, обучался гипнозу, но это все были искусственные приемы, так что он был немного авантюристом, решал свои собственные задачи.