Презентация на тему левитан и его картины. Школьные презентации Powerpoint

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация- Базуновой Н.А. По программе Б.М.Неменского 3 класс «Картина- пейзаж». 3 четверть. Русский художник - И.И.Левитан.

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. Исаак Ильич Левитан

В.Серов пишет портрет И.Левитана. Художники.

Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году. Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей. Автопортрет Образование.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина " Дуб " - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", " Зимой в лесу ", "Весной в лесу"). Работы Левитана.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", " Мостик. Саввинская слобода ". В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников

Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров " Березовая роща ".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились. Крым.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины " Разлив на Суре " и " Вечер на Волге ". Волга.

В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. " Берег Средиземного моря " можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: " Близ Бордигеры. На севере Италии ", " Весна в Италии " и др. Западная Европа. Италия.

По возвращению на родину была создана картина " Тихая обитель ". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество. Тихая обитель.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это " У омута ", " Владимирка ", " Над вечным покоем ". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски После 1892 года.

Картина " Март " можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название). Март.

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы " Луг на опушке леса ", "У ручья". Пастель.

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится. Натюрморт.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи (" Лунная ночь ", " Сумерки. Стога ", "Восход луны. Деревн "). Лунная ночь.

В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина " Бурный день ". В работе " Буря. Дождь " видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. 1899. Буря.Дождь.

Главной из последних картин Левитана стала работа " Озеро. Русь ". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ Русь.Озеро.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома. Золотая осень.

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени". На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды. Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

Пейзажи Левитана.

Графика Левитана.

И.И.Левитан.

Исаак Левитан - художник, которого мы называем певцом родной природы. Он любил ее во всех проявлениях - и в пышной красоте, и в убогой нищете. Именно такой - убогой, невзрачной, унылой - предстает перед нами природа в одном из его ранних пейзажей "Осень. Дорога в деревне". Художник избразил осень в ее самый печальный период, когда она выглядит невзрачно, тускло, серо. И краски для этого он взял такие же - тусклые, невзрачные. Цвет многих из них трудно определить, проще назвать словом "темные". Пасмурный день поздней осени. Давно закончилась пора листопада. Длительные дожди основательно размыли грунтовую деревенскую дорогу. Глядя на нее, представляешь, как будут увязать ноги в этой грязи, с каким трудом лошадь будет тащить по ней телегу. Дорога на картине начинается прямо по центру на переднем плане и вертикально, слегка изгибаясь, уводит вдаль. По краям дороги - остатки высохшей пожухлой травы. На фоне остальной блеклости она кажется довольно яркой. Эта темная полоса дороги делит нижнюю часть картины почти точно напополам. У правого края дороги огромная лужа. Многие художники, изображая спокойную воду в своих картинах, любили использовать ее отражающий эффект, как у зеркала. Здесь Левитан пользуется тем же приемом. Недалеко от лужи - два могучих ствола. На деревьях уже ни одного листика. Несмотря на свою высоту и толщину, деревья выглядят беспомощно, голо. Эти почти вертикальные стволы помогают художнику обозначить вертикальную перспективу полотна. По обеим сторонам дороги расположены человеческие жилища - крестьянские избы. Как и все остальное они выглядят невзрачно и безрадостно. Из всего живого на картине - жалкая одинокая ворона на ветке дерева. Более двух третей картины занимает небо - серое, беспросветное, ярко голубеющее лишь тонкой полоской у самого горизонта. Скоро с неба повалит снег и укроет землю небом, все преобразится, станет белоснежным. Боль, печаль и, несмотря на это, любовь к родной стороне видим мы в этой картине. Сочинение по картине «Дорога в деревне».

УМК «Начальная школа 21 века» Исаак Ильич Левитан Цели урока: 1 Обучающие: - Познакомить с этапами биографии художника и его творчества. - Закрепить знания учащихся о виде искусства – живописи. - Закреплять знания понятий: пейзаж, натюрморт, портрет. 2 Развивающие: - Развивать устную, художественную речь учащихся. - Способствовать развитию внимания, памяти. - Развивать эстетический вкус учащихся. - Развивать умения анализировать собственные выступления. 3 Воспитательные: - Воспитывать интерес к искусству – живописи - пейзажу. - Воспитывать внимание к работе других учащихся, доброжелательность Ход урока.

1 Учебник. 2 Репродукции картин русских художников 19 века 3 Серия «Художественная галерея» Шишкин, Поленов, Саврасов 4 Книги по искусству «Левитан», «Государственный Русский музей», 5 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint . 6 Карточки с терминами: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, акварель, пастель, этюд, эскиз. 7 Художественные принадлежности: кисти, палитра, художественная пастель и акварельные краски. Оборудование.

1. Организационный момент - Наш урок начинаем с прослушивания музыкального фрагмента и просмотра калейдоскопа картин - На уроках музыки вы слышали это музыкальное произведение. Вспомните его название и имя композитора (Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»). - Почему музыкальный отрывок этого композитора использован при показе картин?! Об этом вы узнаете чуть позже. 2. Повторение - Определите жанр этих художественных полотен... (пейзаж) Объясните, как вы понимаете слово «пейзаж» Французское слово «пейзаж» означает «природа». В изобразительном искусстве так называют жанр живописи, в нем природный мотив является «героем» произведения (эскиза, этюда, картины). Фигуры людей или животных являются средствами дополнения и оживления пейзажа. Как жанр пейзаж впервые появился в Китае еще 6 веке. - Какие виды пейзажа вы знаете? (Различают пейзажи: городской, индустриальный, деревенский) Вспомните экскурсию в Русский музей по теме «Пейзаж», приведите примеры картин известных вам художников, которые можно назвать пейзажами, А как называют таких художников (пейзажистами) Ход урока.

Сейчас мы познакомимся с прекрасным русским пейзажистом 19 века Исааком Ильичем Левитаном, узнаем основные этапы его жизненного пути и творчества. Вглядитесь в портрет молодого художника. С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Е. А. Баратынский Тема урока.

а) Выступление помощников- библиографов по теме: «Детство Левитана» и «Чему и как учился И.И. Левитан» (использован материал учебника стр. 120-121 + дополнительные сведения из Интернета с обобщением учителя) Инсценировка «Жил на свете человек…» (учебник стр. 121-120) б) Начало творческого пути. На формирование личности художника повлияли: - Семья, семейное воспитание. - Среда – Москва, ее культура, душа и традиции. - Учителя – Алексей Саврасов и Василий Перов, созданный ими кружок для учеников, которые охвачены восторженным поклонением природе. Житейские тяготы Левитана усугубились, и некоторое время он живет в семье сестры в подмосковной дачной местности, откуда пешком ходит в училище на занятия и вдохновенно работает над картиной «Осенний день. Сокольники» Биография И.Левитана.

Осенний день. Сокольники» 1879 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода (прил.) Картина замечена зрителями и получила высшую из возможных в то время оценок – была приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи. «То грустный взгляд, то та краткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» Ф.И. Тютчев. Осенний день. Сокольники.

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Е.Ю.Баратынский Рассказ экскурсовода.

Левитан обладал необыкновенной трудоспособностью, вел жизнь очень уединенную и с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук. Получил диплом « неклассного художника», начал успешно участвовать в выставках Товарищества передвижников и, получив значительную сумму за работу над декорациями для оперы, обретя относительный достаток, совершил поездку в Крым. Крым. Горы. Этюд. (показ) Берег моря. Крым. 1886 г. Крымский период.

) Встреча с волжскими просторами. Левитан испытывает потребность в новых сильных художественных впечатлениях и отправляется на Волгу. Первая встреча с Волгой его не удовлетворила, но оставила след. Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему тоскливой и мертвой. Следующей весной вместе с друзьями художник отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Прилив творческой энергии был связан с пребыванием в небольшом заштатном городке Плесе. Месяцы, проведенные здесь, и два последующих года были самыми плодотворными в его жизни. Вечер на Волге. 1887-1888 г. ГТГ (показ) После дождя. Плес. 1889 г. ГТГ Волжские работы.

В развитии художника важную роль сыграла его первая поездка в Западную Европу. Художник хотел ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Поездка придала ему уверенности в себе - его путь верен. Во Франции и в Италии написал ряд пейзажей, но родная природа была ему ближе. Первая поездка в Европу. 1890 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.) Картина прекрасна и ценима самим художником. Имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Западная Европа.

) Вынужденный отъезд во Владимирскую губернию. Но жизнь его и в эти годы не была безоблачной, лишенной горести и тягот. По предписанию правительства в течение 24 часов покидает город. Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях. Владимирка. 1892 г. ГТГ (показ) Печально известный тракт, по нему гнали по этапу в Сибирь каторжан. Левитан преподнес ее в дар Третьякову, которого считал «великим гражданином». У омута. 1892 г. ГТГ (показ) Над вечным покоем. 1894 г. ГТГ (показ) Пейзаж души. Во время ее написания Левитан слушал музыку любимого композитора Бетховена, в исполнении друзей. Хлопоты друзей, таких как Антон Чехов и Павел Третьяков позволили ему вернуться в Москву. Владимирский период.

В этот период времени Левитан часто писал натюрморты и не только... Вспомните, что такое натюрморт. Натюрморты. Французское слово «натюрморт» означает «мёртвая природа» Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. - Давайте полюбуемся натюрмортами Левитана. Картины: Васильки, Одуванчики, Ненюфары, Лесные фиалки, Белая сирень. Натюрморты Левитана.

Золотая осень. 1895 г. ГТГ (показ) Перед вами хорошо знакомая картина художника. Дома подготовьте рассказ по ней. Март. 1895 г. ГТГ Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.) Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят Ф.Тютчев «Весенние воды» Картина «Золотая осень».

Несмотря на помощь лучших русских и зарубежных врачей и поездки на курорты, художнику отмерено три года жизни. К своему состоянию относится мужественно и мудро. Активно участвует в художественной жизни, экспонирует картины на многих вставках в России за рубежом, начал преподавать в родном Училище живописи ваяния и зодчества. Хмурый день (пастель). 1896 г. Русский музей. (показ) Весна – большая вода. 1897 г. ГТГ Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. А.С.Пушкин Луг на опушке леса (пастель). 1898 г. Русский музей. (показ) Заключительный период творчества.

Закончилась жизнь художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Она была короткой и плодотворной. Его творческий путь длился около 20 лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве вблизи от могил его друзей художника Нестерова и писателя А.П. Чехова. Памяти художника.

Умер в 19о0. Новодевичье кладбище.

«Он- одна из симпатичнейших личностей среди художников…» В творчестве Левитана «природа достигла своего совершенств!а » Родная природа «представала перед нами, как нечто новое, и вместе с тем, очень близкое…дорогое и родное» « Нет, не пейзаж влечет меня, не краски зоркий взор подметит. Но то, что в этих красках светит – Любовь и радость бытия» Современники о И.И.Левитане.

Художник- анималист.

Дом В.Ватагина в Вологде.

Белый медведь.

Работа в мастерской.

Эскизы художника.

Доисторический мир.

Творчество художника.

Скульптура.

Слон. Мелкая пластика.

Г рафика.

Портрет обезьянки.

Книжная графика « Маугли ».

Живопись.

Выставка работ.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

Слайд 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

Слайд 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Слайд 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

1 слайд

2 слайд

Левитана называли певцом русской природы. Его полотна примечательны тем, что художник делал не слепок или фотографию с природы, а передавал её живое дыхание. Поэтому Стасов и назвал его картины эмоциональными поэмами. Осенний день. Сокольники.1879 Государственная Третьяковская галерея

3 слайд

О детстве Левитана почти ничего не известно. Он родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка. На выбор будущей профессии повлиял его старший брат. Берёзовая роща. 1889 Государственная Третьяковская галерея

4 слайд

В возрасте 13 лет Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили известные художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Весна – большая вода. 1897 Государственная Третьяковская галерея

5 слайд

Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя он блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником. Сумерки. Луна. 1899 Государственный Русский музей

6 слайд

Летом 1890 года Левитан совершил поездку по Русскому Северу, из которой привёз много этюдов и пейзажей, Полученные впечатления помогли ему написать первую большую картину « Тихая обитель». Её элегические тона произвели сильное впечатление на Третьякова, и он купил картину для своей галереи. Март. 1895 Государственная Третьяковская галерея

7 слайд

В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву, поскольку в то время евреям запрещалось проживать в столицах. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка» Владимирка. 1892 Государственная Третьяковская галерея

8 слайд

К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Неброская красота, задушевная простота и поэтическая напевность русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. Озеро. 1899-1900 Государственный Русский музей

9 слайд

В небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» (1884) он запечатлел с непосредственностью и свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.

10 слайд

Дальнейшее совершенствование мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила на создание наиболее известных его произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов. Свежий ветер. Волга. 1895 Вечерний звон. 1892 Государственная Третьяковская галерея

11 слайд

Левитана привлекала лирическая красота маленьких селений на берегу Волги. Не случайно излюбленным местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру. После дождя. Плёс. 1889 Государственная Третьяковская галерея

И.И.Левитан () Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.


И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Первые работы И.Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Весна»,), и картина унылой осени с размытой дорогой, голыми деревьями, которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.


Осенний день. Сокольники 1879 Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Март Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Золотая осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора! Весь лес стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев


С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя. Каждый раз Левитан находит единственно возможный для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. В первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, красного и белого, в динамике встречного движения кораблей по диагонали, в вовлеченности зрителя в общее движение. Во втором – река пребывает в инобытии мечты, отодвигается вглубь, оставляя нас томиться на берегу. В третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки, котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Перед зрителем всегда только часть реки, без обозначения начала и конца, даже без обозначения направления течения.


После дождя. Плес И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.


Вечер. Золотой плес Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.


Вечерний звон Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Тихая обитель 1890 Тёплый золотистый колорит представлен в картине. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана. многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль, восторженное восхищение красотой летнего вечера.






На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня»). У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. Дома всегда теснятся деревней. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Его век измеряется жизнью человека. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Поэтому дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). Что же остается на русских просторах от человека? Оказывается, дорога, исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.


Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. Серое облачное небо нависает над ней – низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги, навевает мрачные мысли. Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Владимирка. 1892


В более зрелые годы своего творчества у Левитана проявилось желание философски осмыслить жизнь: его занимают размышления о жизни, о месте человека в большом и сложном мире, о судьбе России и русского народа. Художник продолжает искать монументальный пейзажный образ. Над вечным покоем Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности… Это картина души человеческой в образах природы

Цель занятия: познакомить обучащихся с творчеством и индивидуальной манерой художника Исаака Ильича Левитана.

Задачи занятия:

  1. Воспитывать любовь к России и национальному искусству.
  2. Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.
  3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие и т.д., от изображённой художником красоты.
  4. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции картин И.И. Левитана

2. Портрет художника

3. Музыкальный ряд - произведения П.И. Чайковского «Времена года»

4. Литературный ряд - стихотворения И.А.Бунина, Ф.И. Тютчева

5. Интерактивная доска, компьютер

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наше занятие посвящается жизни и творчеству великого художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900г.г.).

Показываю сдайд №1 . Портрет художника.

С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную живопись пришло понятие пейзажного построения . Художник не просто изображал пейзаж на холсте, он всё увиденное и нарисованное пропускал через себя. Картины художника затрагивают в душе самые сокровенные струны, заставляя их откликаться на то, что взволновало и самого автора - будь то первое робкое пробуждение весны или печальное увядание осени.

Родился художник на западных окраинах России в еврейской семье. Отец, знавший несколько иностранных языков, давал уроки в частных домах. Чтобы дать детям достойное образование семья в конце 1860-х годов переехала в Москву.

Относительное материальное благополучие, существовавшее в доме, вскоре рухнуло. В 1873 году Левитан поступает тринадцатилетним подростком в Московское училище живописи, а в 1875 году у Исаака умирает мать, а два года спустя - отец.

Настало трудное время в жизни молодого художника. Вот как описывает жизнь Исаака Надежда Сергеевна Шер (фотографии).

В Москве на Мясницкой улице в училище живописи закончились вечерние занятия - разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа в углу за мольбертом сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда сторож, отставной солдат, по прозвищу «Нечистая сила» завершит свой обход. Вот где-то хлопнула одна дверь, другая, раздались тяжёлые шаги по лестнице. Вот шаги ближе, открылась дверь, в глаза мигнул огонёк жестяного фонарика. Дверь захлопнулась, человек ушёл и мальчик в углу остался один.

Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но уже не первый раз Исаак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти.

Каждое утро не выспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбудить ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще, но как часто во время классов он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учёбу, что прохудились башмаки, не на что купить хлеба.

Однажды в класс вошел инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак знал, что когда-нибудь это должно случиться.

Весь съежился, судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушел из класса

« Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана - весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища».

Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве» освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию, потому что Исаак был в школе одним из талантливейших учеников.

Он обратил на себя внимание современников уже самой ранней своей картиной, которая появилась на ученической выставке Московского училища.

Показываю слайд №2.

Печаль осеннего дня и грустного увядания природы естественно соединяются в картине с чувством глубокого одиночества. Все в картине подчинено общей мелодии. Она слышится в гулко раздающихся шагах одинокой женской фигурки, идущей по пустынной аллее, и в шуме порывистого ветра, что срывает листву с молодых кленов, клонит вершины высоких сосен и подгоняет низко бегущие над землей серые тучи. В общую музыкальную ноту картины включаются и приглушенные краски осени, и влажная дымка воздуха, окутывающая все пространство картины.

Ребенок читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Так описывал осень Иван Бунин.

Не случайно этот пейзаж приобретет с выставки маститый московский коллекционер П.М. Третьяков. И с этого времени будет внимательно следить за каждой работой художника.

Показываю слайд № 3.

К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это - золото осени.

Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Левитановская осень - праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания.

Ребенок читает стихотворение:

Лес точно терем расписной:

Зеленый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют.

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Стремясь к правде видения природы и не только верности создания ее на холсте, но и к душевному созвучию ее с настроением человека, Левитан внимательно изучал окрестности. Он склонял голову к самой земле, чтобы увидеть таяние снега, пробуждение весны.

Показываю слайд № 4.

В 1895 году он пишет одну из лучших картин того времени «Март» (показывается картина).

В этой картины не только соединение белого, голубого, золотистого создает образ ликующей природы, но мы видим открытый, темпераментный, густой мазок, почти скульптурно лепящий пронизанный синевой мартовский снег.

Снег рыхлый, пропитанный влагой, по нему яркие синие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла - того и гляди заскользит и с шумом упадет на землю. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы - но весна уже пришла. Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца - все на холсте залита светом. Все будто набралось солнца и теперь светится и дышит теплом.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы!

Она нас выслала вперед!

Весна идет! Весна идет!

И тихих теплых майских дней

Веселый, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Одним из преподавателей у Левитана был Алексей Кондратьевич Саврасов. Преподаватели и ученики видели, как страстно любит он природу. Видели, что когда начинается весна - овладевает им беспокойство. И все - равно не удержать его в училище. И почти все занятия переносились из мастерской на природу.

Саврасов всех заражал своей вдохновенной, неутомимой любовью. Как-то поднял к небу свою лохматую голову, прислушался и сказал: «Слушай, жаворонок! Вот и писать надо так, чтобы на картине было не видно жаворонка, а слышно было как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи». И когда Саврасов так говорил, Левитану казалось, что:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье и говор

Древесных листов понимал

И чувствовал трав прозябанье.

Была ему звездная книга ясна

И с ним говорила морская волна.

Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисть и читает стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова. Читает хорошо, очень просто. Подойдут товарищи, те, что сидят поближе, слушают… А потом снова за работу.