Темперамент и характер. Теории темперамента

Важное место в изучении личности работников и учете их индивидуальных особенностей занимает характер – система основных, наиболее выраженных качеств человека, которые проявляются в его индивидуальных действиях, поведении и общении с другими людьми.

Характер обусловлен типом высшей нервной деятельности и индивидуальной жизнью человека (условиями его быта, деятельности, воспитанием и обучением). Знать характер человека – значит знать существенные свойства человека, типичные для него, устойчивые и всякий раз с определенной последовательностью проявляющиеся в поступках, отношении к труду, самому себе и другим людям, к общественным и личным ценностям. В психологии выделяют четыре группы черт характера:

1. Отношение человека к коллективу, к другим людям, к обществу. Положительные стороны этой группы: доброта, отзывчивость, требовательность, коллективизм, патриотизм. Отрицательные – равнодушие, беспринципность, грубость, расчет, злорадство, зависть, эгоизм и др.

2. Отношение человека к труду. Положительное отношение проявляется в трудолюбии, настойчивости, инициативности, добросовестности и аккуратности. Отрицательное отношение – это лень, безразличие к работе и уклонение от нее, поверхностность и непосредственность и др.

3. Отношение человека к самому себе выражается в чувстве собственного достоинства, правильном понимании гордости и связанной с ней самокритичности, скрытности или самомнении, заносчивости, обидчивости, застенчивости.

4. Отношение к вещам – аккуратность, небрежность и др. Своеобразным стержнем характера является воля . Ее особенности, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Воля непосредственно связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью и решительностью. Однако перечисленные качества не исчерпывают всего характера – он имеет более широкое содержание.

Все черты характера – это черты личности, но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают трем требованиям: отчетливо выражены, тесно взаимосвязаны и проявляются обязательно в различных видах деятельности.

Из всего многообразия черт характера выделяются основные виды: моральные черты характера (чуткость, деликатность, внимательность), волевые черты характера (решительность, настойчивость, твердость), эмоциональные черты характера (вспыльчивость, нежность, страстность).

Остановимся на некоторых положительных свойствах характера. К ним относятся: моральная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Моральная воспитанность проявляется в формах поведения и направленности личности. Например, человек с положительным характером гуманен, тактичен в общении. Он коллективист: уважает коллектив, умеет жить и работать в нем.

Полнота характера свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера – это отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера выражается в устойчивости поведения, соответствующего сложившимся убеждениям человека. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет вести себя в тех или иных условиях жизни.

Сила характера выражается в энергии, с которой человек добивается поставленных целей. Человек сильного характера не пасует перед трудностями и препятствиями.

Уравновешенность характера – это ровное поведение, способность человека в трудных условиях держать себя в руках.

Все положительные качества характера не даны нам от природы, а формируются в жизненных ситуациях под влиянием воспитания и самовоспитания. Самовоспитание предполагает выполнение поставленных перед собой задач, искоренение у себя отрицательных привычек и чувств.

Самовоспитание может быть организовано в соответствии со следующими задачами, решаемыми по этапам.

На первом этапе человек анализирует свой характер и выделяет те черты, которые необходимо исправить, или те, которые надо в себе воспитать.

Второй этап – составление для себя программы самовоспитания. (Например, составляется конкретная программа действий для укрепления воли, выработки сдержанности и т.д.).

Третий этап – овладение самоприказом (т.е. умение заставить себя поступать определенным образом).

Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия людей, существенное место занимает темперамент.

Темперамент – проявление в деятельности человека типа его нервной системы, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность его нервных процессов.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он сделал вывод, что тип темперамента определяется особенностями высшей нервной деятельности человека. Он открыл и описал эти особенности. К ним относятся: а) сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки; б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения: нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует; в) третье свойство нервной системы – подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Исходя из этого в основе каждого типа темперамента лежит то или иное сочетание основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В соответствии с учением И. П. Павлова, различают четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. К ним относятся чувствительность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, тип психической реакции.

Чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, “дошло”.

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: “вспыльчивый”; “заводится с полоборота”, а о других: “Не поймешь, обрадовался или огорчился...”.

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией сам человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д.

Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознательно определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Типы психических реакций: пластичность и противоположное качество ригидность . Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Многие психологи предлагают по этим особенностям определить сам темперамент: способность человека активно или пассивно относиться к окружающему миру.

С этой точки зрения холерик – человек активный. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Для него характерно стремление выделиться из окружающих людей. Сангвиник тоже отличается активностью. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист легко вступает в контакты с людьми. В нем всегда теплится надежда на лучшее будущее. Меланхолики и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, при недостаточной воспитанности – вспыльчивый и резкий. Отличие холерика от сангвиника – в отсутствии равновесия нервных процессов. Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивым стремлением и настроением: слабым внешним выражением душевных состояний. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется прилежанием к делу, поэтому он способен работать вполне производительно.

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, “чистые” темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Поиски естественнонаучных основ индивидуальных особенностей психики и поведения продолжаются не одно столетие. Еще греческий врач и философ Гиппократ, пытаясь найти причины, от которых зависит психический склад человека, предположил, что оно определяется соотношением в организме четырех «соков» - жидкостных сред организма: крови, лимфы (слизи), черной и желтой желчи. Пропорция в смеси была названа темпераментом. И с именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (слизь), сангвинический (кровь), холерический (желтая желчь). Обладателей этих темпераментов различают по следующим особенностям:
меланхолики - легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагируют на окружающее;
флегматики - невозмутимы, постоянны в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены;
сангвиники - живые, подвижные, быстро отзываются на окружающие события, сравнительно легко переживают неудачи и неприятности;
холерики - быстрые, порывистые, способны страстно отдаваться делу, но неуравновешенны, склонны к бурным эмоциям, резким переменам настроения.

Выделение темпераментов позволило свести все бесчисленные различия между людьми в несколько общих картин поведения, что положило начало научной типологии и современным учениям об индивидуальных различиях между людьми.

И. Кант считал, что тип темперамента определяется индивидуальными особенностям крови индивидуума, П.Ф. Лесгафт - свойствами кровеносных сосудов, а Э. Кречмер и У. Шелдон - телосложением человека, его общей телесной конституцией. Однако поистине революционным моментом в истории изучения естественнонаучных основ индивидуальных различий явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психическая) деятельность, определяющая внешне реализуемое поведение, есть функция головного мозга, именно в деятельности мозга следует, по мысли Павлова, искать причину индивидуальных различий психики и поведения. Результаты экспериментов с условными рефлексами и многолетние наблюдения за поведением собак привели Павлова к мысли о том, что типы нервной системы, аналогичные темпераментам античных авторов, являются общими для человека и высших млекопитающих животных. Применительно к человеку типология И.П. Павлова подверглась наиболее систематической экспериментальной и теоретической разработке в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. М. Русалова.

Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты. Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности. От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:
онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента);
устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека;
к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека;
свойства темперамента проявляются даже в неблагоприятных, подавляющих их условиях (например, когда человек пытается действовать, не считаясь с природными особенностями своей психики).

В последней четверти двадцатого века среди исследователей психофизиологических оснований темпераментальных различий возобладало представление (П.В. Симонов, Г. Айзенк, М. Цукерман и др.), что классические, выделенные Гиппократом, типы темперамента определяются двумя основными свойствами нервной системы: подвижностью и выносливостью.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой подвижности нервных процессов является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Подвижность нервных процессов дает индивиду возможность отслеживать конкретные предметы и явления во всем их многообразии, сложности и деталях. Оперируя преимущественно конкретной информацией, человек с подвижной нервной системой направлен, прежде всего, на ее основной источник - внешний мир. Карл Юнг называл таких людей экстравертами.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. У человека с инертной нервной системой возникает необходимость затормозить процесс, зафиксировать состояние. Поэтому инертность нервных процессов вынуждает индивида вычленять из конкретных предметов и явлений отдельные признаки, отвлекая (абстрагируя) их от остальных. В этом случае человек ориентируется, главным образом, на свой внутренний мир, на мир своих абстракций. Таких людей Юнг называл интровертами. Инертность нервной системы ярко выраженного интроверта хорошо заметна, и, не случайно, в молодежной среде о таком человеке говорят, что он «тормозит» или обзывают «тормозом». Молодежный сленг в данном случае совпадает с терминологией И.П. Павлова, который ввел понятие «тормозной тип».

Выносливость (сила) нервной системы отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Сила нервной системы характеризуется также противоположным ей параметром -чувствительностью (сензитивностью) анализаторов: более слабая (менее выносливая) нервная система является соответственно более чувствительной, то есть она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. Сензитивность обычно сопровождается повышенной тревожностью.

Классические типы темперамента с помощью свойств нервной системы определяют следующим образом:
Меланхолик - инертный, сензитивный;
Флегматик - инертный, выносливый;
Сангвиник - подвижный, выносливый;
Холерик - подвижный, сензитивный.

Параметры «выносливость - сензитивность» и «подвижность - инертность» характеризуют особенности нервной системы человека. Характеристику внешнего проявления этих свойств нервной системы на поведенческом уровне принято давать в терминах соответственно «стабильность - лабильность» и «экстраверсия - интроверсия».

Выносливость нервной системы проявляется в том, что человек использует преимущественно стабильные, устойчивые формы поведения, а сензитивность нервной системы приводит к преобладанию в поведении индивида преимущественно лабильных, неустойчивых, изменчивых форм. Слабое воздействие, которое стабильный человек и не заметит, может вызвать бурную реакцию у лабильного.

Экстравертированные люди (экстраверты) ориентированы на окружающий мир, непосредственны, активны, открыты в эмоциональных проявлениях, любят движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, иногда шумные люди, «душа компании», заводилы. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Для интровертированных людей (интровертов) наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности могут быть важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, часто малообщительны, замкнуты и социально пассивны, могут испытывать затруднения в социальной адаптации. Обычно более осторожны, аккуратны и педантичны, лучше справляются с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми.

В поведенческой терминологии типы темперамента определяют следующим образом:
Меланхолик - лабильный интроверт;
Флегматик - стабильный интроверт;
Сангвиник - стабильный экстраверт;
Холерик - лабильный экстраверт.

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, преобладание отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Флегматический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Типами темперамента интересуются не только психологи и педагоги, привлекают они и других исследователей жизни и человека. Обладатели здорового чувства юмора наверняка с удовольствием читали иронический рассказ Антона Павловича Чехова «Темпераменты (По последним выводам науки)».

Особенности темперамента наиболее ярко, в «чистом» виде проявляются у детей в первые годы их жизни и у животных. Так, показателем экстраверсии у крыс (Симонов П.В., 1998) в экспериментах по методике «открытого поля» служит их исследовательская активность, а показателем лабильности - количество уринаций и дефекации. Сочетание низкого уровня перемещений в открытом поле с обильными дефекациями характеризует крысу как лабильного интроверта (меланхолика) с низким болевым порогом (высокой сензитивностью). Высокий болевой порог зафиксирован у крыс-сангвиников (стабильных экстравертов). Показателем подвижности нервной системы животного может служить не только исследовательская и двигательная активность на открытом пространстве, но и скорость выработки реакции эмоционального резонанса (способность к выработке условной реакции избегания, предотвращающей болевое раздражение другой особи того же вида).

Определить тип темперамента зрелого человека уже не так просто. Дело в том что, взрослея, человек осваивает существующие в данном обществе нормы поведения, и обучается проявлять свои природные особенности в принятых рамках. Одним это дается легче, другим - сложнее. Знание своих психических особенностей дает возможность гораздо успешнее заниматься самовоспитанием, сознательно осваивать наиболее соответствующие возрасту и статусу социально-приемлемые формы поведения. Взрослого человека, врожденные особенности психики которого видны с первого взгляда, можно назвать «невоспитанным». Типовые темпераментальные особенности, проявляющиеся в поведении «невоспитанных» индивидов замечательно отразил датский художник-карикатурист Х. Бидструп, показав реакцию обладателей различных типов темперамента на одно и то же происшествие. Обнаружив, что незнакомый прохожий нечаянно сел на его шляпу, холерик пришел в ярость, флегматик невозмутимо надел то, что осталось от шляпы себе на голову, меланхолик ужасно расстроился, а сангвиник просто рассмеялся.

Вышесказанное позволяет понять, почему при диагностике типа темперамента с помощью теста EPI Ганса Айзенка, точность диагностики значительно повышается, если испытуемый перед выполнением теста получает установку отвечать на вопросы, ориентируясь, по мере возможности, не на свои нынешние «взрослые» реакции, а вспоминая свое поведение и состояние в раннем детстве. Определить тип темперамента человека, в том числе и без его участия, можно также с помощью методики Н.Н. Обозова, использующей 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента.

Темпераментальные особенности психики человека проявляются не только во внешней манере поведения и движениях, но сказываются и на общей работоспособности во всех видах деятельности, в том числе трудовой и учебной. При этом установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, то есть конечным результатом действий, и типовыми особенностями психики, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей психики изменяется способ осуществления самой деятельности, а, следовательно, для различных типов психики имеются свои наиболее эффективные способы деятельности. Особенности «эксплуатации» темпераментальных различий приведены в работе М.К. Акимовой и В.Т. Козловой «Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике» (1992).

Авторы отмечают, что свойства темперамента не детерминируют уровень достижений человека только в том случае, когда каждому из людей создаются равно благоприятные условия. Однако современный образ жизни диктует свои правила, и в реальной деятельности чаще возникают ситуации более благоприятные для стабильных и экстравертированных типов и реже - для лабильных и интровертированных. Таким образом, у части людей особенности темперамента находятся в противоречии с требованиями окружающей действительности, и они вынуждены вырабатывать особые компенсаторные приемы организации собственной деятельности, что удается далеко не каждому человеку. Поэтому при организации собственной деятельности и при взаимодействии с другими людьми необходимо знать наиболее типичные трудности, возникающие у людей с теми или иными темпераментальными особенностями.

У лабильных типов (меланхоликов и холериков) к быстрому возникновению усталости, падению работоспособности, резкому возрастанию количества ошибок, многократному снижению скорости деятельности приводит:
длительная напряженная работа;
ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная работа;
отрицательная оценка их деятельности;
работа в шумной, неспокойной обстановке.

У интровертов (флегматиков и меланхоликов) особые затруднения возникают в тех ситуациях, когда:
необходимо выполнять работу разнообразную по содержанию и способам деятельности;
приходиться в высоком темпе работать с плохо структурированным материалом;
работа будет оцениваться, а время на ее выполнение жестко ограничено;
требуется частое переключение внимания с одного вида работы на
другой;
после первого знакомства с новым видом деятельности оценивается их продуктивность;
при высоком темпе работы требуется проявлять сообразительность;
требуется быстрое решение неожиданных вопросов.

В указанных ситуациях у стабильных и экстравертов изначально существуют преимущества перед лабильными и интровертами. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их привычкам, естественным проявлениям. Лабильные и интроверты действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку особенности их темперамента и внешние обстоятельства вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других - они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Между тем, зная собственные темпераментальные особенности, можно сделать свою деятельность более эффективной (Акимова М.К., Козлова В.Т., 1992).

Лабильным типам желательно:
осторожнее оценивать свои неудачи, из-за очень болезненного отношения к ним;
формировать уверенность в собственных силах;
при необходимости выполнения в ограниченный промежуток времени большого объема работы, разнообразной по содержанию, стараться разбить ее на отдельные части, и выполнять поэтапно;
создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

Интровертам необходимо придерживаться следующих правил:
резервировать достаточно времени на обдумывание, подготовку, проверку и исправление работы;
не ожидать от себя немедленного включения в работу, так как активность интроверта в новом виде деятельности возрастает постепенно, следовательно, необходимо время для переключения;
стараться заранее готовиться или избегать вопросов, требующих неожиданных ответов, импровизации;
во время выполнения работы не отвлекаться от нее, переключая внимание на что-либо другое;
не ожидать от себя высокой активности в выполнении быстро меняющихся, разнообразных заданий;
выделять себе время, чтобы иметь возможность «переварить» новую информацию.

У лабильных типов есть свои преимущества в деятельности: они тщательнее контролируют правильность выполнения работы, проверяют полученные результаты и в спокойной доброжелательной обстановке допускают меньше ошибок, чем стабильные.

У интровертов преимуществ в деятельности больше:
Интровертов отличает медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообразной, монотонной работе, к действиям по шаблону, схеме.
Они работают обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие планомерных действий. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, а выполняют их в строгой последовательности.
Интроверты склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя их как средства внешнего управления деятельностью. Поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
Они склонны к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения. Кроме того, за счет тщательной подготовительной работы интроверты обстоятельнее усваивают материал и потому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуется более глубокое понимание и знание предмета.
Интроверты (в отличие от экстравертов) приступают к действиям, лишь до конца разобравшись, что необходимо делать. В работе, требующей сообразительности, интроверты принимают активное участие, если у них имеется достаточно времени для обдумывания. Кроме того, они активны в хорошо освоенной ими деятельности. Долговременная память у интровертов развита лучше, чем кратковременная.
Если имеется возможность произвольно организовать свою деятельность, то интроверты способны быстро выполнять задания. Высокой скорости они достигают за счет специальной организации процесса (например, отсутствия отвлечений на общение, продуманного размещения подсобных материалов и инструментов). По этой же причине они легче справляются с самостоятельной работой, проявляя высокую степень независимости в выполнении заданий.

Лабильные типы и интроверты могут компенсировать «минусы» своего темперамента и более эффективно организовать свою деятельность, освоив некоторые приспособительные приемы, например:
Лабильные типы могут компенсировать свою быструю утомляемость частыми перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания - усиленным контролем и проверкой работ после выполнения. А предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание информации, ее систематизации, составление плана работы позволит лабильным людям уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их деятельности.
Тщательная предварительная подготовка работы позволяет компенсировать медленный темп умственной деятельности интровертам, особенно на этапе врабатываемости. Другой приспособительный прием называется «предваряющие ответы»: если студент-интроверт не успевает решить предлагаемое в данный момент задание, то, зная последовательность заданий, он может увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее.

Свои сложности (правда, не столь ощутимые) имеются и у экстравертов, которые тяжело переносят однообразие и монотонность. В ситуациях, требующих соблюдения шаблонов, систематизации, планирования и проверки выполняемой работы они часто прибегают к различным способам, чтобы разнообразить свою деятельность: отвлекаются от дела, общаются с коллегами, друзьями и т.д. В этом случае рекомендуется учиться осознанно направлять свою активность на конструктивную, продуктивную деятельность, например, других путей решения стоящих задач и т.п.

Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Интроверты чрезвычайно возбудимы, и, следовательно, сильно чувствительны к поступающей стимуляции.

Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.


На основе полученных исследований Ганс айзенк создал, известный всем, как личностный опросник, состоящий из 57 вопросов.

Представление результатов теста Айзенка по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (рис. 3).

Рис. 3. Шкала экстраверсии и нейротизма Г.Айзенка

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

1. стабильный интроверт (флегматик);

2. невротический интроверт (меланхолик);

3. стабильный экстраверт (сангвиник);

4. невротический экстраверт (холерик).

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Экстраверт, эмоционально неустойчив.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Экстраверт, эмоционально устойчив.

Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Интроверт, эмоционально устойчив.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Интроверт, эмоционально неустойчив.

Большинство людей ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Ождихин Артем Павлович

8 Мат класс, МАОУ ОЦ «Горностай»

Научный руководитель: Бердникова Анна Геннадьевна - педагог-психолог вышей квалификационной категории, к.филол.н

Теория

Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.

Существует 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик (от греч. chole - желчь) - человек быстрый, порывистый, резкий, способный отдаваться делу с исключительным воодушевлением и страстностью. Ему свойственен высокий уровень психической активности, энергичность действий, быстрый темп и сила движений, нетерпеливость. Однако он неуравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Он горяч и вспыльчив, но отходчив и не злопамятен, видя уступчивость. Деятелен, но длительные усилия и напряжение его не вдохновляют. Любит делать и что-либо решать «с наскока». Неуемное честолюбие и гордость лежат в основе его стремления к руководству другими. Самолюбив и падок на лесть. Демонстративен и артистичен, однако, встретив отпор, становится растерянным и злопамятным.

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек живой, подвижный, работоспособный, быстро реагирующий на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Он оптимистичен, добродушен, общителен, способен оказать помощь другим и увлечься новым, но не отличается усидчивостью и высоким чувством ответственности. Ему свойственны живость движений, быстрый темп речи, разнообразие и богатство мимики. Он стремится к частой смене впечатлений, искренне обещает, но редко держит своё слово. Любую, даже самую трудную задачу или работу сангвиник начинает с надежды на успех, но плохо переносит монотонный, требующий усилий труд и очень быстро утомляется.

Флегматик (от греч. phlegma - лимфа) характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он невозмутим, его стремления и настроения довольно устойчивы и постоянны. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и медленно приспосабливается к новой обстановке. Он долго «раскачивается», но, если включается в работу, то надолго и серьезно. Его нелегко вывести из себя, и он склонен в большей мере следовать принципам, чем чувствам. Своими деловыми качествами он часто превосходит людей с другим темпераментом, не вызывая их зависти и недоброжелательности.

Меланхолик (от греч. melas/melanos - черный, chole -желчь) отличают низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. Он придает большое значение всему, что его касается, и всегда находит поводы для опасений, прежде всего, обращая внимание на трудности. Он постоянно наполнен глубокими переживаниями и часто выглядит озабоченным, недоверчивым, полным сомнений и не расположенным к радости. Обещания дает неохотно, ибо считает своим долгом их выполнить, но сомневается в своих способностях. Сомнения и неуверенность постоянно одолевают его, вызывая постоянные отрицательные эмоции.

Также о типах темперамента можно узнать из данной схемы.

Ход работы

  1. Изучить тематическую литературу
  2. Выбрать методики
  3. Составить опросник
  4. Провести опрос
  5. Обработать результат

Гипотеза: Предпочтения в музыке и отдыхе человека зависят от его темперамента.

Для оценки типа темперамента человека мы взяли модификацию теста Айзенка Ю.Белова «Формула темперамента». Было опрошено 122 человека, 27 из которых оказались холериками, 55 - сангвиниками, 24 - флегматиками и 16 - меланхоликами. По их анкетам и проводилось исследование. Анкеты были обработаны, а результаты занесены в таблицу.

Вот так выглядела сама анкета:

Тест на определение темперамента

Сосчитай количество совпадений в каждом столбце. В каком столбце больше качеств относится к тебе? Определи, к какому типу темперамента ты относишься по большинству совпадений. Если примерно одинаковой количество ответов в двух столбцах - то в тебе есть черты нескольких темпераментов. Тем более, что в «чистом» виде тип темперамента встречается крайне редко, чаще мы сталкиваемся с преобладанием какого-либо одного типа темперамента над другими.

Холерик
1. неусидчив, суетлив
2. невыдержан, вспыльчив
3. нетерпелив
4. резок и прямолинеен в отношениях с людьми
5. решителен и инициативен
6. упрям
7. находчив
8. работает рывками
9. склонен к риску
10. незлопамятен, но обидчив
11. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
12. неуравновешен и склонен к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпим к недостаткам
15. обладает выразительной мимикой
16. способен быстро и решительно действовать
17. неустанно стремится к новому
18. обладает резкими, порывистыми движениями
19. склонен к резким сменам настроения
20. не стремится признавать свои ошибки

Сангвиник
1. весел, жизнерадостен
2. энергичен и деловит
3. часто не доводит начатое дело до конца
4. склонен переоценивать себя
5. способен быстро схватывать новое
6. неустойчив в интересах и привязанностях
7. легко переживает неудачи и неприятности
8. легко приспосабливается к разным обстоятельствам
9. с увлечением берется за любое новое дело
10. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
11. быстро остывает, если дело перестает интересовать.
12. тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой
13. общительный и отзывчивый, не чувствует склонности с новыми людьми
14. вынослив и работоспособен
15. обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
16. сохраняет обладание в неожиданной сложной обстановке
17. находится всегда в бодром настроении
18. быстро засыпает и просыпается
19. часто несобран, проявляет поспешность в делах
20. склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

Флегматик
1. спокоен и хладнокровен
1. последователен и обстоятелен в делах
3. осторожен и рассудителен
4. умеет ждать
5. молчалив и не любит попусту болтать
6. обладает спокойной, размеренной речью
7. сдержан и терпелив
8. доводит начатое дело до конца
9. не растрачивает попусту сил
10. строго придерживается выработанного распорядка в жизни
11. легко сдерживает порывы
12. мало восприимчив к одобрению и порицанию
13. незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14. постоянен в своих привязанностях и интересах
15. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
16. ровен в отношениях со всеми
17. любит последовательность и порядок во всем
18. с трудом приспосабливается к новой обстановке
19. обладает выдержкой, уравновешен
20. не склонен к риску и показухе

Меланхолик
1. стеснителен
2. теряется в новой обстановке
3. затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми
4. не верит в свои силы
5. легко переносит одиночество
6. чувствует подавленность и растерянность при неудачах
7. склонен «уходить в себя»
8. быстро утомляется
9. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающей до шепота.
10. невольно приспосабливается к характеру собеседника
11. впечатлителен до слезливости
12. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
13. предъявляет высокие требования к себе и окружающим
14. склонен к подозрительности, мнительности
15. болезненно чувствителен и легко раним
16. чрезмерно обидчив
17. скрытен и необщителен
18. малоактивен и робок
19. безропотно покорен
20. стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

Тест

Какой вид отдыха вы предпочитаете?

1) Сходить погулять
2) Выехать на природу
3) Заняться спортом
4) Устроить пикник
5) Поиграть с родственниками в активные или настольные игры
6) Общение с друзьями
7) Сходить на дискотеку
8) Катание на санках/коньках/лыжах/роликах/сноуборде/скейте и т.д
9) Водные виды спорта
10) Туризм
11) Сон
12) Просмотр ТВ
13) Компьютерные игры
14) Виртуальное общение (смс, соц.сети...)
15) Чтение книг
16) Расслабление
17) Принятие ванной
18) Купание/загар/отдых на пляже
19) Рисование
20) Интернет-серфинг

Тест

Какой тип музыки вы предпочитаете?

(обведите подходящие вам ответы - 3-5)

1. Блюз
2. Джаз
3. Поп-музыка
4. Рок
5. Реп
6. Металл
7. Hard-metal
8. Хип-хоп
9. Кантри
10. Регги
11. Техно
12. Панк
13. Шансон
14. Фолк
15. Гранж
16. Джангл
17. Саундтрек
18. Классика

Почему вам нравится выбранный вами тип музыки? Ответ обоснуйте. С чем это связанно?(из-за игры на муз. инструментах, например)

Результаты 1 и 2 части исследования мы свели в таблицу.

В опросе принимали участие дети школьного возраста.

Процентное соотношение типов темперамента опрошенных:

Предпочтения холериков в диаграмме:

Предпочтения сангвиников в диаграмме:

Предпочтения флегматиков в диаграмме:

Предпочтения меланхоликов в диаграмме:

В качестве бонуса за участие в исследовании наши респонденты были ознакомлены с развернутой характеристикой своего ведущего типа темперамента. Следовательно, каждый участник опроса смог узнать лучше себя и своих одноклассников.

Выводы:

Теория оказалась правдива, но частично, так как люди не могут быть только одного чистого темперамента. У них всегда имеется частичка другого темперамента. Определить проценты соотношения темпераментов человека невозможно. В опросе же брался темперамент, который был ярче всех остальных темпераментов выражен у человека. Мы делали на это скидку.

Список литературы:

  1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: psycabi.net (дата обращения 12.12.14).
  2. Тест на определение типа темперамента). Электронный ресурс. - [Код доступа]: http://pandia.org/text/78/121/50427.php (дата обращения 15.01.15).
  3. Федоровская О.М. Двигательный режим дня. - М., 2008. - с. 76-84.
  4. Энциклопедия: wikipedia.org .