Беседа с детьми против вредных привычек. Беседа с детьми о вредных привычках

Вредные привычки у детей являются наиболее часто встречающейся проблемой, с которой родители обращаются к психологу. Сюда относятся такие дефекты поведения, как навязчивое желание сосать палец или грызть ногти, излишняя увлеченность мультиками и компьютерными играми, а также употребление в речи ребёнка бранных слов.

Каждая из привычек по своему опасна для нормальной социализации, а некоторые из них способны навредить здоровью. Возникают они из-за неправильного или недостаточного воспитания, подражания ближайшему окружению и по причине укоренившегося способа борьбы со стрессом, чаще всего .

Специалисты установили, что одним из эффективных методов, способных не только устранить, но и предотвратить нежелательное поведение, является обычная беседа с детьми о вредных привычках. Она не требует директивного подхода, мягко воздействует на сознание ребёнка, создает условия для понимания ним разницы между «правильно» и «неправильно» и .

В статье будет детально рассмотрена информация о том, что такое привычка, в том числе вредная, какие бывают ее виды и как устранить этот поведенческий феномен с помощью беседы.

Привычка – что это такое?

В психологической науке под привычкой принято понимать непроизвольное и регулярно повторяющееся действие. Приставка «вредная» к ней добавляется в том случае, если часто повторяющееся поведение способно нанести физический или психологический вред тому, кто ее осуществляет.

Со временем любая привычка способна перерасти в неконтролируемое пристрастие, ограничение которого будет вызывать у индивида дискомфорт, чувство неполноценности и беззащитности. В таком случае можно говорить уже о полноценной зависимости.

Исследования показали, что на формировании устойчивой привычки уходит около трёх недель. При этом поведение должно повторяться хотя бы раз в сутки, чтобы привыкание к чему-либо не ослабевало. В процесс комплексно включаются физиологический и психологический аспекты.

Первый касается нейронных сетей, что возникают при неоднократном повторении одного и того же действия, доходящего в итоге до автоматизма. Это уменьшает затраты энергии для человека на осмысливание и анализ ситуации.

Что касается психологического аспекта, то он обязательно должен подразумевать в конце положительный результат. Проще говоря, индивид получит от реализации привычки удовольствие. Если этого нет, вероятность формирования снижается до нуля. Психология и физиология взаимодействуют друг с другом, что дает на выходе такой феномен поведения, как привычка к чему-либо.

Вредность или полезность привычки определяется отношением к ней со стороны социума. В случаи с детьми – со стороны их родителей. Ребёнок может не понимать, что ковырять в носу на людях признак дурного тона или не знать значения бранных слов, но употреблять их.

Поэтому папа с мамой обязаны привить малышу основы правильного поведения, отталкиваясь от которых он будет успешно социализироваться в обществе. Именно от этого зависит, насколько чадо будет успешно и популярно в садике или школе. Стоит упустить благотворный момент, и «переделывать» плохое поведение станет куда сложнее.

Виды вредных привычек у детей

Специалисты разделяют вредные привычки на две большие категории, к ним относятся:

  • патологичные – спровоцированы недостатком внимания со стороны мамы и папы, а также директивным воспитанием малыша, с применением силы и угроз. Чаще всего психологи диагностируют их у тех малышей, что были рано отняты от груди и которым не пели колыбельных и не читали на ночь сказок. Лежащий в темноте ребёнок пытался сам себя успокоить с помощью сосания пальца или игрушки;
  • непатологические – возникают по причине отсутствия надлежащего участия со стороны ближайшего окружения малыша в привитии ему культурных и гигиенических навыков.

Важно понимать, что любая вредная привычка, возникшая у ребёнка, так или иначе, отражает актуальную атмосферу в семье. Причем психологи отмечают, что наличие в поведении чада пары плохих привычек – это норма. Например, отвлекаться во время еды и покусывать губы во время волнения. Подобное свидетельствует о том, что воспитательный процесс протекает успешно, а семейная обстановка вполне комфортна для малыша.

Другое дело, если нежелательное поведение возникает спонтанно и массово, постепенно приобретая устойчивый характер в своих проявлениях. Специалисты убеждены, что такие явления могут быть спровоцированы сильнейшим психологическим дискомфортом или проблемами неврологического характера.

Статистические данные показали, что дети чаще всего страдают такими вредными привычками, как:

  1. Навязчивое дерганье себя за волосы . Причем в особо стрессовых ситуациях малыш может выдергивать их целыми пучками.
  2. Ковыряние в носу . Увлекшись, ребёнок способен спровоцировать кровотечение, чем и себя испугает, и родителей переполошит.
  3. Обгрызания ногтей . Привычка часто остается и во взрослые годы. Психологи относят ее к разновидности агрессии, направленной на самого себя. Малыш символически «наказывает» свое тело за совершенную провинность.
  4. Сосание пальцев и других предметов . Очень широко распространенная привычка, берущая начало из кормления грудью и сосания соски. Сам процесс успокаивает ребёнка, снижает его напряжение.

Перечисленные формы навязчивого поведения не претендуют на полный список, так как вредных привычек у детей огромное множество. От ерзанья на стуле до жевания пищи с открытым ртом. Однако именно с этими разновидностями нежелательного поведения психологам приходится бороться чаще всего. Родителям важно понимать, что если игнорировать привычку, то она засядет в ребёнке надолго, значительно портя ему жизнь. А винить во всем он будет, естественно, папу и маму.

Поэтому начинать устранение навязчивых действий необходимо незамедлительно. Делать это нужно мягко и терпеливо, в виде беседы. Дополнительный эффект даст создание благоприятного климата внутри семьи. Мамам и папам не стоит забывать и о своих вредных привычках, если со временем они не хотят увидеть их у своих детей.

Профилактика вредных привычек у детей

Итак, узнав о том, что такое привычка, разобравшись с механизмом ее возникновения и видами, перейдем к конкретным профилактическим мерам. В первую очередь родители должны понять, что перекладывать всю ответственность за воспитание малыша на школу или садик ни в коем случае нельзя. Образование важно в коррекции нежелательного поведения, но порой его влияние на ребёнке не столь глубоко, чтобы привести к стойким изменениям. Поэтому устранять плохие привычки нужно пытаться и своими силами, в домашних условиях. Ниже будет продемонстрировано, как сделать правильно.

Правила беседы о вредных привычках

Психологи рекомендуют родителям вести беседу именно в виде разговора с малышом, а не с помощью нравоучительного монолога. Чтение нотаций способно вызвать у него раздражение и скуку. Избегайте употребления таких слов, как: «нужно», «должен» и «запрещено». Запретный плод сладок, и это еще больше подхлестнет ребёнка осуществлять привычку, выражая тем самым бунт против «скучных» взрослых.

Не пугайтесь внешней отстраненности малыша, внутри он будет глубоко переживать все, что вы ему скажите. Начинать беседу следует спонтанно, не ожидая очередного проявления привычки. Перед этим подготовьте достаточно логичных доводов и аргументов, способных укрепить вашу позицию. Не апеллируйте к чувствам и эмоциям чада и не пытайтесь вызвать жалость или сожаления о неправильном поведении малыша. Психологи убеждены, что подобная стратегия не является крепким фундаментом для предотвращения укрепившихся поведенческих реакций.

Важно, чтобы отец и мать придерживались одного мнения по поводу проявляющейся у ребёнка вредной привычки. В противном случае это вызовет у чада когнитивный диссонанс, основанный на том, что мама против того, что он грызет ногти, а отец относится к этому равнодушно или снисходительно. Перемежайте беседу реальными примерами из жизни, возможно даже из собственного прошлого. Допустимо использовать юмор и анекдотические ситуации.

Идеальное время для проведения профилактических бесед начинается с того момента, когда ребёнку исполнится 10-12 лет. В этот период авторитет родителей еще высок, а чадо еще довольно внушаемо, чтобы психотерапевтический эффект разговора оказал максимальное влияние. Разрешается начинать беседы и с более раннего возраста. Главное, чтобы они были поданы в интересной и доступной форме.

Мультфильмы о вредных привычках

Одной из самых доступных и эффективных форм донесения до ребёнка вредности привычки и ориентации его на здоровый образ жизни являются мультфильмы. В создании сюжетов мультиков принимают участие квалифицированные психологи, которые рекомендуют мультипликаторам наделять главных героев теми или иными качествами. Чадо с богатым воображением быстро усвоит, глядя на экран, что такое «хорошо» и «плохо». К тому же он может узнать в каком-либо нелицеприятном персонаже собственные вредные привычки, что поспособствует их устранению.

Однако мультики нужно смотреть правильно. Недостаточно просто посадить малыша перед экраном и пусть наслаждается. Мама с папой должны сесть рядом с ним, внимательно смотреть мультфильм, ставить на паузу в тех местах, которые считают важными для развития чада, и объяснять ему нюансы, углубляя тем самым понимание внутреннего смысла происходящего на экране.

Что качается выбора мультфильмов, то он достаточно богат.

Сюда относятся:

  • «Мойдодыр» — профилактика проблем в выработке привычек к гигиене у малыша
  • «Сестрички привычки» — в символической форме дан обзор на последствия от большинства вредных привычек
  • «Здоровье начинается дома» — прекрасная анимационная картина про важность повседневной гигиены.
  • «Лесные жители» — поможет снять боязнь походов к дантисту
  • «Под мухой» — для профилактики у подростков тяги к алкоголю

Сказки о вредных привычках

Сказкотерапия относится к молодым отраслям психологической терапии нежелательного поведения, однако она уже доказала свою поразительную эффективность. Суть в том, чтобы в повествовательной и доступной форме донести до малыша его проблему и методы ее решения. Хорошо продуманная сказка вызовет интерес даже у подростка, так что такой вид терапии подходит для детей всех возрастов.

Большинство литературы на этот счет пишется для взрослых, либо, если сказки именно для детей, стоят слишком дорого. Но никто не мешает родителям самим выступить сказочниками и придумать такую историю, где будет рассматриваться вредная привычка их малыша.

Это не так сложно, как кажется, достаточно взять любую сказку и легонько подкорректировать сюжет в нужном вам направлении. Также возможно создать и полностью оригинальный сюжет, ориентируясь на вкусы и предпочтения чада.

Напоследок хочется сказать, что родители обязаны не только бороться с нежелательным поведением своего ребёнка, но и уметь предотвращать его. В этом им помогут такие инструменты психологического воздействия, как беседа, мультфильм, сказка и различные игры. Устранять проблему нужно не силой и мольбами, а незаметно, с помощью деятельности, доставляющей малышу удовольствие.

Цель:
Задачи:

Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.

Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;

Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Полезный разговор о вредных привычках»

Цель: Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека.
Задачи:

Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.

Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;

Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;

Пропаганда здорового образа жизни.
Участники : учащиеся четвёртых классов, классные руководители четвёртых классов, родители учащихся (члены жюри).

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, плакаты детей.

Ход мероприятия

Помните, мы говорили с вами о здоровье, о том, что будем беречь его?

Поднимите руки, кто не болел с начала учебного года.

Поднимите руки, кто болел.

А теперь поднимите руку, кто сам виноват в болезни.

(одежда не по погоде, холодное питьё)

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.

Какие бывают привычки?

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке.

Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными . Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.

  1. Обжора: Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно

Ем я все и без разбора,

Потому что я…Обжора

Послушайте стихотворение. А как оно называется, вы догадайтесь сами.

  1. Неряха: Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочет.

Сполз ремень на правый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, не понятно –

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином,

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

– Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас такого не подумали? (ответ детей)

3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ- КЛИЧКИ

Ребята часто придумывают для своих одноклассников, друзей во дворе какие-то клички, хотя у каждого из нас с самого рождения есть собственное имя. В ходу у этих «гениев» и переделка фамилии, имен, а самое скверное, когда на язык острослова попадают физические недостатки человека. Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных позиций. Итак, вы тот самый «острослов».

– Что вы испытываете, когда обзываете товарищей?

– Для чего вы это делаете?

– А пытались ли вы себя разглядывать в зеркале? У вас все идеально?

Первое впечатление о таком человеке, если даже его не видеть, а лишь слышать, что природа обделила его главным – умом. Вторая позиция – вы тот, кому придумали кличку.

– Ваша реакция и ощущения?

– Послушайте, что произошло в одном классе…

Чтение стихотворения.

В нашем классе с давних пор

Есть такой обычай,

Что порой наш разговор

Просто фантастичен

– Здравствуй, Бык!

– Здорово, Дятел!

– Добрый день, Медведь – приятель!

Я чихну, мне говорят:

– Будь здоров, Карасик!

В общем, целый зоосад,

В нашем пятом классе

Наша жизнь чудес полна

В этом ералаше

Мы забыли имена

Собственные наши.

Вот зовут к доске Петрова,

Мы ни с места, мы ни слова.

Кто Петров и тут ли он?

Думаем: и что же?

Ни фамилий, ни имен

Вспомнить мы не можем

И выходит не готов

Наш Петров к ответу

Получил без лишних слов

Двойку он за это.

Всполошились Бык и Дятел,

Загрустил Медведь-приятель

А Карасик, то есть я,

Сразу догадался:

– Братцы, двойка то ж моя!

Я Петровым звался!

Вот такая ерунда

Вышла ненароком

Это сказка, шутка? Да.

Шутка, но с намеком.

4. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы.

Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому.

Курение и школьник - несовместимы

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

5. Мультфильм «Планета вредных привычек»

6. Защита плакатов

  1. 4 «А» класс

Куренье – вред (басня-переделка)

Уж сколько раз твердили миру:
Куренье – вред. Но только всё не в прок.
И, несмотря на едкую сатиру,
Курильщик свой отыщет уголок.

Он методично травит всех, кто рядом.
Ему плевать: в трамвае ли, в метро.
А в результате в качестве награды
Схлопочет рак курильщика нутро.

Курильщик не курильщику – не брат.
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
А вот о том, как в баснях говорят.

Однажды лебедь, рак да щука
Курения освоили науку.
И ну курить в общественных местах:
У всех вокруг как хина на устах.

Беда, на первый взгляд, не очень велика,
Но если этот дым сгустится в облака,
И собеседника не видно и в упор,
Кричите «Караул!» и вешайте топор.

Тут разделилось мнение народа,
Одни кричат: «Даёшь людя́м свободу!»
Другие запретить всё требуют подряд.
А воз и нынче там, чему я очень рад.

  1. 4 «Б» класс

Частушки о вредных привычках

От нотаций проку мало –

Песен очередь настала,

Может, смехом мы сквозь слёзы,

Отведём беды угрозу.

Пробежал я стометровку –
Вот и золото побед.
Ну а ты сиди на бровке,
Нет ведь сил от сигарет.

Не бывать тому атлетом,
Кто сдружился с сигаретой.
Его бицепсы всегда
Будут хлюпать, как вода.

Не герой ты, а слабак –
Победил тебя табак.
Силы воли капли нет,
Ты – раб вечный сигарет.

Сигареты покупаешь –
Дату смерти приближаешь.
В день коль пачка сигарет –
Минусуй десяток лет!

Лишь безумный человек
Сокращает сам свой век,
Сам себе курильщик враг,
Не спасти его никак.

Кто с зарядкой дружит смело
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым и умелым
И веселым целый день!

Мы привыкли закаляться
У нас есть иммунитет
Чтоб здоровым оставаться
Скажем всем болезням нет

Чтобы все было в порядке
Ночью спи восемь часов
По утрам делай зарядку
Будешь бодр и здоров.

Чтоб сильней Россия стала,
Впереди всех стран шагала,
Ты здоровым должен быть,
Так бросай скорей курить!

  1. 4 «В» класс

Инсценировка «Вред курения»

1 «сигарета»


В день желательно не меньше пачки.
Станете вы быстро серокожими
И на стариков седых похожими.

2 «сигарета»

Вы курите, вы курите девочки и мальчики,
Пожелтеют, пожелтеют ваши пальчики,
Исхудают, побледнеют мордочки,
Станут плечи ваши словно жердочки.

3 «сигарета»

Вы курите, вы курите, девочки и мальчики,
Ну, а руки спрячьте вы в карманчики!
Ведь по нраву вам,
Ведь по нраву нам,
Ведь по нраву им
Табачный дым.

Сердце :

Работаю как вол,
Стучу не прекращая,
Чтобы Хозяин ел,
Гулял, кино смотрел.
Работал и ходил.
Короче, чтобы жил.
А он вместо заботы:
Пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки.
Дымит лишь без оглядки.

Легкие:

Скажу вам по секрету,
Рак Легких мимо пробегал.
Но в этот раз нас, к счастью,
Не заметил.
Его коварных лап сумели избежать.
А год пройдет иль пять?
Совсем Хозяин ослабеет

От сигарет от табака.
А вместе с ним и мы.
Эх! 3нал бы Он, как страшно
Умирать в руках болезни

Этой жуткой,
Курить бы сразу бросил.

Желудок:

Помогите, нету сил.
А ведь Мозг его просил,
Чтоб голодный не курил.
Помню это как сейчас,
Закурил мой Леша.
Так котлета заявила:
«Мне тут неприятно».
А компот как разозлился,
В едкий уксус превратился,
И давай наружу рваться.
Как же тут не испугаться.
Словом он меня не любит.
Никотином тихо губит.

Вот и Леша докурился.
Ко мне Язва прицепилась.
И грызет меня, грызет,
Жить спокойно не дает.

Мозг:

Мозг Лешин несчастный,
Обкуренный Мозг.
Ведь он понимает, что никотином травится.
Но ничего не может поделать.
И только, бедняга, мается.
Учиться стал еле-еле,
И со здоровьем плохо.

Ведущий:

Бросайте, бросайте, бросайте курить.
Хватит надоело в чаду табачном жить.
Всем предлагаю не курить,
Перекуры, перекуры отменить.
Будем лучше спортом заниматься,
Бегать, прыгать, кувыркаться
И здоровьем, и здоровьем наполняться

7. «9 способов сказать: «Нет»

  • Я в этом не нуждаюсь.
  • Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать.
  • Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  • Нет, не хочу неприятностей.
  • Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать.
  • Я таких вещей боюсь.
  • Эта дрянь не для меня.
  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
  • Я хочу быть здоровым.

Девять заповедей здоровья

1) четкий режим дня;

2) свежий воздух;

3) больше смеха;

4) физическая активность;

5) правильное питание;

6) не пить, не курить;

7) личная гигиена;

8) любовь к себе и другим;

9) занятия по душе.

Вредным привычкам – нет!

Скажи всем друзьям.

Вредным привычкам – нет!

Скажи себе сам.

Вредные привычки – плохо!

Знай всегда.

Вредные привычки – смерть!

Убьёшь себя.

8. Итог (чтение стихов)

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда

Под ногтями грязи много

Хоть она и не видна.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдёт.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует свежий ветер

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть.

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!

Литература и интернет-ресурсы:

  1. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki8_3.htm
  2. http://www.youtube.com/watch?v=i9YzU0-35Ws
  3. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Материалы для учителя. Москва, 1998.
  4. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек» .
  5. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».

Беседа: «Вредные привычки»

Цели:

1. Закрепление знаний о вреде курения, алкоголизма, наркомании;

2. Развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания;

3. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Практическое задание.

Воспитатель : У каждого на парте лежит набор букв. Сложите из них 2 слова, с которыми мы уже встречались ранее. Что получилось? /Вредные привычки/.

3. Тема занятия.

Воспитатель : Тема нашего занятия – вредные привычки. /На доске тема занятия/ . Мы с вами уже много говорили о вредных привычках. Сегодня мы подведём итог по данной теме.

4. Беседа.

Воспитатель: Какие вредные привычки вы можете назвать? /Курение, алкоголизм, наркомания, ложь, пропуски занятий, уход из школы, воровство и другие/.

/На доске вывешиваются таблички: “Табакокурение”, “Алкоголизм”, “Наркомания”/.

Воспитатель : Почему они считаются вредными? /Наносят вред организму человека /. А вот какой вред они причиняют организму человека мы сейчас вспомним.

5. Работа над пройденным материалом.

Воспитатель : Итак, первая вредная привычка, о которой мы будем говорить, “Табакокурение” .

Это слово состоит из 2 частей. Каких? /Табак и курение/ .

Как в России появился табак? /Завезли купцы из Америки/ .

Что такое табак? /Однолетнее растение/ . Это однолетнее растение, в листьях которого содержится вредное вещество. Какое? /Никотин/ . Это сильный яд, в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость. Учёные установили, что извлечённый из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 сигарет – лошадь. Вот какой губительной силой обладает никотин.

6. Разгадывание кроссворда.

1.Листья, которые сушат на солнце, затем сворачивают в трубочки. /Табак/ .

2.Что остаётся от недокуренной сигареты. /Окурок/ .

3.Сильный яд, находящийся в табаке. /Никотин/ .

4.Часть сигареты, которая задерживает некоторые вредные вещества, содержащиеся в сигарете. /Фильтр/ .

5.Чем добывают огонь. /Спички/ .

7.Так называют человека, который много курит. /Курильщик/ .

7. Беседа .

Воспитатель: Следующая вредная привычка “Алкоголизм” .

Что такое алкоголь? / Вещество, которое содержится в алкогольных напитках/ .

Скажите:

— Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков? (Ответы детей)

— Как ведут себя такие люди? (Ответы детей)

— Какое чувство они вызывают у вас, у окружающих? (Ответы детей)

— Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков? (Ответы детей)

Подведение итога : Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно детском и подростковом. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить нелегко.

8. Работа с басней.

Послушайте басню С.Михалкова “Непьющий воробей”.

Случилось это

Во время птичьего банкета:

Заметил Дятел-тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушки в бокале –

Вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

Штрафной” налили Воробью.

А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”

Не поддержать друзей? Уж я на что больная, —

Вопит Сова, — а всё же пью до дна я!”

Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!” —

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну, налить ему ещё вина!”

Наш скромный трезвенник недолго продержался –

Все разошлись, а он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он не появился,

Везде ему кричат и шепчут вслед.

Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,

Вы слышали? На днях опять напился!”,

Вы знаете? Бросает он семью!”

Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю!!”

— Скажите, что случилось с воробьём?

— Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?

Также происходит и в жизни. (Ответы детей)

9. Игра “Выбери ответ”.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю сыграть в игру Выбери ответ . Внимательно послушайте вопрос:

— Как бы вы ответили, оказавшись на месте воробья? Почему?

На доске варианты ответов. Выберите один из вариантов ответа и встаньте возле него.

А) спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления;

Б) спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты;

В) спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители;

Г) спасибо, с удовольствием попробую.

(Ответы детей)

Вывод : Есть ещё много вариантов ответа. Но самые правильные те, в которых есть слово НЕТ .

10. Беседа .

Воспитатель : Ещё одна вредная привычка – “Наркомания”. Другими словами употребление наркотиков. Наркомания также как алкоголизм и табакокурение – это тоже серьёзная опасность для человека. Сейчас мы с вами вспомним какая это опасность. У вас на партах лежат листочки с напечатанным текстом. По очереди, вслух читаете этот текст и вывешиваете на доске.

— Наркомания – это ловушка.

— Наркомания – это самообман.

— Наркомания – это медленное самоубийство.

— Наркомания – это тюрьма.

— Наркомания – это тяжёлые болезни.

— Наркомания – это больной мозг.

— Наркомания – это предательство.

— Наркомания – это потеря всего.

— Наркомания – это смерть.

Вывод : Это этапы жизни наркомана, другими словами, его судьба. Страшная судьба.

11. Игра “Пирамида”.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю сыграть ещё в одну игру “Пирамида” . Я приглашаю 1 человека, он выходит и приглашает к доске следующего и т.д. Пока не выйдут все учащиеся.
Идёт игра .

Воспитатель : Посмотрите, мы с вами построили пирамиду. И на это ушло очень мало времени. Вот также быстро табак, алкоголь, наркотики овладевают организмом человека и разрушают его.

12. Итог.

Воспитатель : Я надеюсь, что вы никогда не будете курить, употреблять алкоголь и наркотики. Надеюсь, что все вредные привычки, о которых мы говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать Нет вредным привычкам ”. Давайте вместе вслух произнесём эту фразу.

Дети громко произносят эту фразу.

Беседа

в 1-4 классах

на тему "Вредные привычки"

21.11.2012 год

Подготовила: учитель начальных классов Петрунина С.В.

Цель: Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Всё искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…

А какие ошибки встретил этот человек, мы узнаем в ходе нашего разговора.

В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо - скорее бы в лес.
Память ослабла - не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг - кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого - враг!
Для людей и для зверей - нет коварней и вредней.

Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 - ядовитые, это - никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца - оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.

Табак - это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.

А вот ещё одно стихотворение

Объявленье у дверей: “вход для птиц и для зверей”…

Вот заходит тигр в аптеку:
- мне продайте сигарету.
Медведь-аптекарь отвечает:
- их в продаже не бывает.
Есть таблетки, витамины
и лекарства от ангины.
Что в рецепте врач назначит,
От болезней помогает,
Мы зверятам, предлагаем.
У кота слезился глаз,
Капли он купил у нас.
Пёс поранил лапу,
Мазь купил и вату.
Болит голова у осла,
Таблетки ослиха ему принесла.
Приобрел минеральную воду козёл -
К завтраку ставит её он на стол.
Подвернула ногу лама,
Бинт взяла и замотала.
Есть у нас паста для чистки зубов,
Шампунь для укрепления волос.
Ты просишь сегодня у нас папирос,
А завтра нужны, будут капельки в нос,
Таблетки от кашля и от ангины,
Лучше вместо сигарет купи витамины.

Везде ли можно курить?

Какой знак запрещает курение? Как он выглядит?

Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма?

Кроха - сын пришёл к отцу
И спросила кроха:
“Если я курить начну -
Это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда
Глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак -
Это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много
Лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава - седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин - опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда - курю опять.
Не хватает воли.
Ты мой папа, я - твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
“Будем делать хорошо
И не будем - плохо!”

Что нужно помнить, когда предлагают сигарету:

Курение загрязняет лёгкие.

Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.

Курение затрудняет нормальную работу сердца.

Такая вот традиция,
Что все лесные детки
Под вечер собираются
В одной большой беседке.
Идет беседа, не спеша,
Кто где и что увидел,
И что случилось у людей
И кто кого обидел.
Жвачками меняются,
Курят сигареты,
Кто не хочет - тот не зверь,
Честь его задета.
Сегодня здесь - праздник,
С пивом бочонок
Для всех прикатили
Птенец и волчонок.
Стали пиво разливать,
Стали дружно выпивать.
Веселятся, а мышонок и ежонок
Со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно - НЕТ,
Надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно,
Это знает целый свет.

Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому. Что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Запомните слова Л.Толстого: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.

Алкоголь является веществом от употребления, которого развивается физическая зависимость, то есть похмелье.

После того как человек выпил алкоголь, а он содержится в пиве, вине, водке, коньяке и других напитках то он поступает вместе с кровью в мозг. Алкоголь заставляет мозг работать медленно.

Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

Наркотики могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, конфет, витаминов, таблеток, приятно пахнущих веществ. От наркотической зависимости очень трудно вылечится. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики - это болезнь и гибель человека.

Чем можно заменить сигареты, наркотики, спиртные напитки?

Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье - это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики - это ПЛОХО.

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.
  • Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотические вещества, токсикомания их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.

Ход занятия

I . Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих: Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

II. Вступление учителя . Сообщение темы и цели занятия.

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

Какие привычки мы называет полезными?

Назовите полезные привычки. (ответы детей) (слайд №3)

Какие привычки мы называем вредными?

Назовите вредные привычки. (ответы детей) (слайд №4)

Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания) (слайд №5)

- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)

Следующая опасная привычки – это алкоголь. (слайд №8)

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

По данным министерства здравоохранения:

  • пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
  • курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
  • Курение притупляет вкусовые ощущения;
  • причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.(слайд № 9)

Наркотики относятся к вредным привычкам. (слайд № 10)

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. (слайд № 11)

Токсикомания также относится к вредной привычке. (слайд № 12)

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека. (слайд № 13)

- Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

- Как влияют на организм ПАВ?

Учитель:

Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.

III . Работа в группах

А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.

Деление на группы (сила, молодость, здоровье).

Конкурсы.

1 конкурс.

Назовите причины, которые заставляют употреблять ПАВ. (слайд № 14)

(Итог: ПАВ помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).

ПАВ НЕ ПОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.

2 конкурс.

Несколько способов сказать «НЕТ».

Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться. (слайд № 15)

3 конкурс

Ролевая игра:

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

Учитель: (чтение стихотворения) (слайд 16)

Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья» (слайд 17)

  • четкий режим дня;
  • свежий воздух;
  • больше смеха;
  • физическая активность;
  • правильное питание;
  • не пить, не курить;
  • личная гигиена;
  • любовь к себе и другим;
  • занятия по душе.

Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки: (слайд 18)

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно:

  • Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
  • Если хочешь отставать в учебе;
  • Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
  • Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
  • Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
  • Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
  • Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
  • Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
  • Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
  • Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

IV . Итог урока:

Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод? (слайд 19)

  • Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!
    Наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

Учащимся класса раздаются памятки « Разрешалки от вредной привычки».

ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!(слайд 20)

Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

V . Домашнее задание: Сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».