Пути современной православной миссии. Концепция миссионерской деятельности русской православной церкви «Миссия присутствия» и ее формы

Реализации миссионерского служения в Московской епархии

Тема данного доклада — это «реализации миссионерского служения в Московской епархии». Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. Миссия редко ассоциируется в сознании обычного верующего с его или ее личной обязанностью. В то же время Господь Иисус Христос оставил нам прямую заповедь: «идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

«За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающких на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить следующие:

1. Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии, и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество», и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.

2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам — одно из направлений миссионерской деятельности." (Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принята на заседании Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 г. и одобрена Архиерейским Собором 24—29 июня 2008 г.)

Внутренней миссией называют миссию внутри формальных, официальных границ Православной Церкви, т. е. обращение к тем, кто как бы «числится" в Церкви, будучи крещен, но не просвещен, такую миссию принято называть катехизацией. А под внешней миссией понимается в этом случае служение Церкви по распространению и утверждению духа христианства вне формальных границ Церкви, что включает в себя приведение ко Христу людей через научение — оглашение — крещение.

В связи с этим хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им более десяти лет назад: «Второе Крещение Руси не было результатом миссионерской работы Церкви. Это, конечно, действие благодати Божией. Это действительно, трагический, исторический опыт, опыт нашего народа. Вот хотим мы этого или не хотим, дорогие братья, но мы должны сами себе сознаться в том, что вот этот исторический образ в нас сформировал некий стереотип. Мы себя комфортно чувствуем в храме, мы выходим к верующему нашему народу, говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», начинаем проповедь, чувствуем себя в своей стихии. Как бы мы проповедь не сказали, хорошо или плохо, нам благочестивый народ всегда грянет: «Спаси Господи" и как всегда греет душу такое умиротворение… Но движения здесь нет. Эти люди к нам пришли, потому, что родители их были научены в вере. Они уже были обращены либо в силу традиций, воспитания, либо каких-то собственных поисков. И давайте прямо скажем, что весь феномен второго Крещения Руси не был результатом миссии Церкви. Это был результат самостоятельных поисков людей, которые разочаровались в доминирующей идеологии, в ценности жизни, которые на своем опыте поняли, что без Бога невозможно построить полноту жизни. Это результат их внутреннего поиска, их внутренней борьбы, их исканий. Они к нам пришли, а мы их встретили, кто хорошо, кто плохо; кто с любовью, а кто с прохладцей; кто с ревностью, а кто и с раздражением. И ревность прямо зависела от величины прихода, доходов священника, его занятости и т. д. И мы не можем сказать, что мы все хорошо их встретили, потому, что его первая волна, рожденная 1988-м годом, уже спала, и многие, кто на этой волне пришел в Церковь, в Церкви не остались…» (митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Выступление на Втором всецерковном съезде епархиальных миссионеров. 1999 г.)

На состоявшемся 23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя ежегодном Епархиальном собрании духовенства Московской епархии и 2 февраля 2010 года Архиерейском совещании Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были сделаны доклады, в которых были обозначены приоритетные направления развития Церкви в Е¸ дальнейшем миссионерском служении.

В своих выступлениях Святейший Владыка конкретизировал ряд основных моментов, которые должны послужить для Церкви и, в первую очередь, для пастырей основополагающими в деле дальнейшего построения нашего миссионерского служения. Некоторые из них в Московской епархии уже успешно реализуются в течение нескольких лет, над реализацией некоторых нам предстоит потрудиться.

Основываясь на этих программных выступлениях, мы можем произвести конкретизацию двух направлений миссионерской деятельности:

  1. миссия внутри прихода, внутри стен приходского храма
  2. миссия вне прихода

1. Миссия внутри прихода

«Настоящая работа каждого священника, каждого церковного труженика осуществляется ежедневно. Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми. Храмы должны быть просветительскими и миссионерскими центрами." (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании) Реализация данного благословения в Московской Епархии осуществляется уже много лет, но нам нужно воздержаться от успокоения на достигнутом. Из каких компонентов складывается созидание храма как просветительского и миссионерского центра?

1. Воспитательная миссия (воцерковление).

  • Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии — включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни. „К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы). На епархиальных собраниях благочинных и духовенства Владыкой Митрополитом неоднократно вменялось в обязанность проведения подобного рода катехизаторских бесед. К сожалению, до сих пор не во всех приходах такие беседы стали неотъемлемой частью, предваряющей совершение основных таинств и богослужений. Инертность духовенства, боязнь потерять паству за счет предъявления требований обязательных оглашений к крещающимся и их восприемникам не может быть принята и оправдана.
  • Приходские воскресные школы . Одно из важнейших приходских начинаний, способствующих созиданию храма как просветительского и миссионерского центра. Именно в них особо совершается воспитательная миссия (воцерковление) нашей паствы. Прошло время, когда школы созидались только энтузиазмом священника, куда люди собирались „послушать батюшку“. Наступило время качественного изменения структуры воскресной школы. „Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, <…> педагога — катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы).

    Воскресная школа, на многих приходах, если мы хотим видеть е¸ качественным миссионерским средством, остро нуждается в педагогической модернизации под руководством педагога-катехизатора.

  • Библиотеки
    „Важно, чтобы при крупных городских приходах и монастырях открывались, или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании).

    В Московской епархии библиотеки существуют в большинстве не только крупных городских, но и сельских приходах. Но важно высказать пожелание, чтобы они становились действительно духовно-просветительскими центрами, с постоянно пополняющимся книжным фондом, с постоянно увеличивающимся числом читателей. При этом большую роль в деле миссии приходов способны сыграть православная периодика и книги, распространяющиеся при храмах. Необходимо так же помнить о фильтрации распространяемой литературы. В нашей епархии по благословению Владыки Митрополита, данному им на собрании благочинных 16 октября 2009 года, была введена ежеквартальная проверка ответственными приходов на предмет „контроля качества“ распространяемой там литературы. Данная проверка уже проводится и важно, чтобы она стала регулярной и не формальной. При этом необходимо вновь напомнить о благословении Владыки на то, что все многостраничные издания приходов должны проходить рецензирование в Епархиальном управлении.

  • паломничества
    „эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании). В данном разделе хотелось бы отметить, что паломничество правильно организованное, сопровождаемое священником или подготовленным к этому мирянином, может быть действенной мерой не только молодежной катехизации, но и общеприходской катехизации, позволяющей не только сплотить приход в семью, но и дать участникам паломничества в непринужденной форме правильные понятия об основах Православия.
  • Доступность Церкви
    Неоднократно и Святейшим Патриархом и Владыкой Митрополитом давалось указание на то, что все храмы должны быть открытыми в течение светлого времени суток для всех желающих прикоснуться к святыням, при этом всегда должен быть дежурный священник, способный дать ответ пришедшему к нему по всем вопросам духовной жизни и спасения. Однако не везде и не в полном объеме это выполняется. При невозможности ежедневного дежурства в храме священника на одноштатных приходах необходимо рассматривать и применять другие допустимые и возможные формы. К таковым может относиться предоставление дежурных священников из более крупных храмов (по согласованию с благочинным), либо дежурство в храме приходского катехизатора из числа взрослых, окончивших при храме воскресную школу. В качестве примера возможно привести „службу православного консультирования“ Георгиевского храма города Видное, когда взрослые прихожане несут дежурство в храме. Основная цель службы: помощь прихожанам храма. Ответы на вопросы по поводу храма, особенностей богослужения, православного вероучения, организации церковной жизни.

    Говоря о доступности Церкви необходимо обратить внимание на информационные доски, располагающиеся около или в храмах. В лучшем случае на них находится информация по истории храма и различные объявления. Данный ресурс используется не на полную мощность, и информационная доска может и должна содержать просветительскую информацию.

  • поощрение внебогослужебного общения людей, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения с целью общения и обсуждения насущных вопросов.
  • В качестве отдельного сложного вопроса, но вопроса заслуживающего внимания и обсуждения, хотелось бы предложить к рассмотрению тему организации миссионерских богослужений, когда после окончания (или во время) богослужения, объясняется общий смысл прошедшего, цикличность, направленность, цели, задачи того или иного богослужения, изъясняются отдельные ключевые моменты, переводятся наиболее непонятные места, даются ответы на вопросы. Объявления о миссионерских богослужениях должны распространяться заранее и повсюду, например: такого-то числа в таком-то храме будет проходить такое-то богослужение с последующим объяснением.

2. Миссия вне прихода

Миссия в молодежной среде

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отмечал: „Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви“.

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

  • приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;
  • просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;
  • привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключ¸нными и др.);
  • организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект).

В наше время особое внимание, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу, более плотной вовлеченности молодежи, мирян к различным видам церковного служения и через это их воцерковляемости. При этом необходимо учитывать серьезную проблему социальной инертности в молодежной среде.

„Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Очень важно вовлекать молодежь в просветительскую работу. Такой путь православного свидетельства открывает новые возможности: молодой верующий способен научить собственным примером. Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Необходимо всемерно поддерживать желание молодых прихожан собираться вместе для чтения и обсуждения Священного Писания. Личное отношение к Слову Божию, выраженное в кругу людей, которым можно доверять и на духовную поддержку которых можно опереться, помогает молодому человеку осмыслить веру и церковную жизнь. Наконец, очень эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви“ (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы).

Нами в Московской епархии многое сделано в этом направлении. Такие формы приходского миссионерского служения, как молодежные православные лагеря, паломнические поездки, молодежные приходские клубы с успехом реализуются у нас в течение многих лет, но важно идти вперед, не охладевать и не останавливаться на достигнутом. При этом необходимо активнее распространять опыт некоторых храмов и благочиний по организации не просто летних православных лагерей, где дети зачастую предоставлены сами себе и лишь только в названии лагеря значится слово православный, а лагерей, где наша молодежь могла бы вместе со священником продолжать свое познание Православия, и вместе с этим вносить свой посильный вклад в восстановление порушенных Святынь. Участвуя по возможности в жизни тех населенных пунктов, где проводятся лагеря, через устроение каких-либо мероприятий, через это свидетельствуя о Православии. Одной из проблем в сфере работы с молодежью, Святейшим Патриархом была названа " неадекватная оценка потенциала молодежи. Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну, а для того чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать. Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем не обязательно напрямую касающихся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании). В нашей миссии нам не нужно ждать, когда придут к нам, нам нужно самим идти. При этом священника ждут и готовы принять в различных молодежных организациях. Ждут слова пастыря, ждут ваших предложений, вашего участия. «нам необходимо использовать новые формы и методы, дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма " (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании).

  • Отдельным видом миссии является миссия православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви. Через различные социальные проекты мы не только являем „дело любви“, но и укрепляем, поддерживаем духовно тех, кто нуждается в этой помощи. При этом важно, чтобы дело милосердия по возможности подкреплялось духовным наставлением, что несомненно может укрепить и привести жаждущих к Богу, в Церковь.
  • Информационная миссия . Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек (о них мы уже говорили) и издание специальной миссионерской литературы. К территории особой миссионерской ответственности так же можно отнести всемирную сеть интернет. Обзор православных ресурсов сети Интернет дает удручающую картину. Говорить почти не о чем. Человек, интуитивно интересующийся Правдой Божией идет в Интернет, разыскивает сайты по ключевым словам „миссионерские православные сайты“ и гарантированно не находит там ответов на интересующие его вопросы. На этих сайтах какие-то странные люди обмениваются своим миссионерским опытом, рассказывают друг другу, кто куда съездил, какое количество народа вовлек в свои мероприятия и как все это здорово, либо это паломническо — туристические сайты, либо сайты организационно-информационного и краеведческого характера (самая распространенная категория православных сайтов). Те же сайты, что носят наименование „Миссионерские“, либо поражают своей невнятностью и убогостью, либо представляют собой ссылки на множество древних и не очень авторов, содержащие обширные тексты, написанные с использованием совершенно незнакомой терминологии. Эти сайты, вместо четкого и краткого ответа на интересующие меня вещи, предлагают либо изучение обширного чужого материала, либо многолетнюю религиозную практику. Но все дело-то в том, что я не хочу бросаться в воду, не зная броду! А описание брода дано либо неудовлетворительно-громоздкое, либо на китайском языке. Это внушает определенные сомнения, от которых трудно отказаться. Один из самых ярких примеров. Вопрошающий интересуется, в чем состоит цель христианской жизни. Ему отвечают: в стяжании Святого Духа. Преподобный Серафим Саровский, видите ли, так говорил. Ну и что это за объяснение? Был у меня икс (в чем цель христианской жизни), и мне заменили его на игрек и зет („стяжание“ да еще и „Святого Духа“). И вдобавок такую замену оправдали абсолютно неизвестным мне авторитетом.
  • Миссия праздников
    Отдельно Святейшим Патриархом Кириллом были выделены Дни славянской письменности и культуры и начало ноября — время, окружающее празднование Дня Казанской иконы Божией Матери, отмечающейся в России, как День народного единства. В течение многих лет на территории Подмосковья уже активно реализуется благословение, данное в этих докладах Святейшим Патриархом „не только совершить торжественные богослужения, но и провести шествия, конференции, культурные и молодежные акции“. Но нам важно не только продолжать наши начинания, но и искать новые формы служения Церкви в эти особые дни, с широким вовлечением в эту работу наших мирян.
  • Апологетическая миссия . Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных „евангелизаторов“. Мною данный вид миссии был поставлен в конце, но это не значит, что нам можно отставить его. Это отдельный большой и глубокий вопрос, требующий отдельного разговора.

Все перечисленные виды миссионерского служения, как внутри прихода, так и вне его должны осуществляться нашими священнослужителями. В своих выступлениях Святейший Патриарх ставил вопрос об организации системы повышения богословско-пастырской квалификации священнослужителей. Это тема для отдельного особого обсуждения, рассмотрения и воплощения в жизнь, так как у некоторых священников наблюдается „успокоенность“ процессом своего образования, который не должен у пастыря останавливаться ни на день. А необразованный или мало образованный пастырь становится анти-миссионером на том приходе, где поставлен совершать свое служение. Так же отдельного разговора требует упорядочение практики проведения собраний благочиний — пастырских семинаров, которая активно практикуется в некоторых благочиниях нашей епархии. Пастырские семинары можно и нужно использовать не только как курсы повышения грамотности духовенства, но и как методические семинары, с рассказами о наработках в деле проповеди Слова Божия. В связи с этим мне вспоминаются слова митрополита Антония (Храповицкого) написанные им в начале XX века, но не потерявшие своей актуальности и сегодня:

" Пусть съезды обсудят, как украшать святую службу Божию правильным ее ведением, как урегулировать главных управителей нынешнего богослужения, то есть регентов, или — лучше, как изменить теперешний неразумный порядок вещей, когда не от священника и даже не от псаломщика, а от наемного разночинца светского звания, совершенно невежественного и часто безобразного, зависит состав каждого праздничного богослужения, из коего почти ничего не остается, а все пропускается в пользу двух-трех отвратительных концертов, не положенных по уставу. Далее съезды могли бы установить временные курсы для усовершенствования в пении псаломщиков, могли бы приглашать в епархиальные центры лучших проповедников своей и чужих епархий для научения священников (хотя бы и желающих) живому слову. Не худо бы им привести в известность все наиболее многолюдные, сельские и монастырские праздники и командировать на них проповедников. Там же могли бы быть делаемы заявления о духовных бедствиях в приходах, обуреваемых еретиками или мятежниками, и затем командировываться туда на несколько дней или недель лучшие проповедники и пастыри. Священники, которым удалось в приходе основать не бумажную, а действительную благотворительность имущественную или сердобольное братство ревнителей веры и милосердия, приглашались бы на съезд для повествования собратьям, как нужно достигать таких благих плодов пастырства, а эти могли бы на основании сего делать соответственные постановления или просто высказывать духовенству пожелания съезда» (Митрополит Антоний Храповицкий и его время. Вторая докладная записка о поместном соборе. О разделении Русской Церкви на митрополичьи округа).

Но «Жатвы много, а делателей мало» (Мф.9;37) с одной стороны, а с другой стороны миссия будет более доступна и полезна, если в ее реализации нам на помощь придут наши миряне. Причем они не только окажут помощь священнику, но и сами через свое служение будут вести миссию не только для своих братьев и сестер, но и для самих себя. Они будут не просто прихожанами, но истинными членами Церкви. Мы уже упоминали в докладе про приходские должности катехизатора и социального работника, которые должны занять свое постоянное место на наших приходах, но говоря о мирянах, мне бы хотелось остановиться более подробнее на способах их служения Церкви и в Церкви.

Миссионерские поручения — это часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии. Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви.

Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

  • участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;
  • привлечение мирян к участию в социальной диаконии (особенно это актуально в дни подготовки к празднованию 65 -летия Победы, когда мы с помощью мирян можем придти на помощь к нашим ветеранам, проявить к ним максимум внимания);
  • широкую организацию миссионерских приходских кружков;
  • участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры. При этом необходимо отметить, что миссионерские экспедиции актуальны не только в дальних уголках России, но и у нас в Подмосковье, где существуют места, где священника не видели годы и тем более в течение десятилетий не слышали Евангельского слова. Церковь должна придти в эти места через открытие выездных воскресных школ, организацию встреч местного населения со священниками и воцерковленными мирянами, через социальную помощь тем, кто в ней нуждается.

Отдельным вопросом в рамках доклада о «реализации миссионерского служения в Московской епархии» следует выделить вопрос о cеминарии. Мне не хотелось, бы касаться в этом выступлении предметов связанных с миссионерством, но важным, на мой взгляд, является вопрос о приучении наших студентов с семинарской скамьи самому понятию миссии. Да, студенты семинарии осваивают некоторые формы миссии, но вовлеченность студентов в различные епархиальные проекты будь то летние православные лагеря, организация миссионерских походов в удаленных районах Московской области, участие в молодежных епархиальных проектах могла бы быть более насыщеннее и плотнее. При этом это приносило бы пользу не только миссии на территории епархии, но и учило наших будущих священников практическому воплощению Евангельского благовестия. «Усиление миссионерской направленности в учебно-воспитательном процессе духовных школ: совершенствование преподавания миссиологии и связанных с ней дисциплин, участие воспитанников в миссионерско-катехизаторской практике» (Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принята на заседании Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 г. и одобрена Архиерейским Собором 24—29 июня 2008 г.)

Современный приход и миссия

Н.В.Пономарева

Церковь и Евхаристия

Церковь, Экклесия, собрание – это прежде всего Евхаристическая община, возглавляемая предстоятелем – епископом или пресвитером, совершающая в День Господень Жертву благодарения во исполнение заповеди Господа Иисуса Христа: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:50-56).

Единение верных, Евхаристия, Жертва благодарения, совершающаяся во всех приходах всех поместных православных Церквей, и есть Экклесия, Церковь. Как семья является основной ячейкой человеческого сообщества, так и евхаристическая община или приход является первичной ячейкой Церкви.

Просто приход? Нет, община

Каков приход сегодня? И каким он должен быть, если он является «малой церковью»? Сегодня приход (те, кто приходит в разное время в конкретный храм) состоит из очень разных по своему духовному состоянию людей. Во-первых, это постоянные члены храмовой общины, в основном знакомые между собой и занятые всеми приходскими служениями в храме. Во-вторых, постоянные прихожане, которые участвуют только в молитвенной жизни прихода, приходя по Воскресениям и Праздникам. В-третьих, те, кто заходит в храм, чтобы поставить свечи, приходит на Пасху освящать куличи и яйца и на Богоявление за водой. В-четвертых, те, кто просто изредка заходит в храм поглядеть, прогуливаясь мимо.

Каким же должен быть такой приход, чтобы уже сегодня он был живой ячейкой Церкви – Малой Церковью? Центром такого прихода должна являться «община верных», т.е. тех христиан, кто, исполняя заповедь о любви к Богу, сознательно участвует в Тайной вечере и приобщается Телу и Крови Господа Иисуса Христа.

Любовь между собою

Вторая заповедь, которую дал нам Господь – «Возлюби ближнего, как самого себя». Важно, чтобы эту заповедь члены прихода прежде всего исполняли бы по отношению друг к другу. Это значит, что члены прихода или общины знают друг друга не только по имени, но знакомы так хорошо, и так хорошо знают нужды друг друга, что могут быть реальной поддержкой друг для друга и, конечно, для предстоятеля общины. (Не удивительно ли, что если что-то случается у христианина, прихожанина того или иного прихода, он ищет помощи или поддержки у своих неверующих родственников, или даже просто друзей?..) Приход, сообщество «братьев и сестер» так и не становится ему настоящей семьей .

Свидетельство

Если община причастна Господу, исполнена Духом и исполняет заповедь новую - «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), то эта любовь неизменно будет изливаться в мир, который пока еще лежит во зле. Община будет служить этому миру так, как и ждет от нее Господь, и прежде всего исполнит основное свое предназначение, будет миссионерствовать: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». (Матф.28:19).

Места и формы миссии

Что же является миссионерской областью прихода? Это, конечно, все возможные места , где людям можно доносить слово Божие: детские сады, школы, институты, кинотеатры, кафе, различные предприятия, социальные центры, - все, что находится в пределах «шаговой доступности» прихода. Формы миссии во всех этих местах должны быть различными. По словам апостола Павла: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Следовательно, должны быть продуманы подходы ко всем, к кому мы будем обращаться с проповедью.

В общем случае миссионерские мероприяти я можно расположить по степени эффективности следующим образом.

1. Наиболее эффективная миссия это всегда – от сердца к сердцу. Слово, обращенное лично, участие в жизни, радостях и проблемах человека, личный пример и свидетельство было и остается самым востребованным и эффективным.

2. Следующей по эффективности является работа в группах. Это и группы чтения Священного Писания, группы катехизации, малые группы обсуждения важных жизненных вопросов, молитвенные группы. В группах легко переходить к личному миссионерству.

3. Далее следует проповедь или свидетельство на аудиторию. Слово Божие и свидетельство людей, жизнь которых изменилась через покаяние и встречу с Богом – это очень важная часть миссии, но без первых двух форм это менее эффективно. Куда конкретно зовем мы людей, которым проповедуем? Что предлагаем?

4. Концерты, которые содержат православные христианские песнопения. Без проповеди и свидетельств, без личного взаимодействия также является мало эффективной формой миссии.

5. Раздача христианской литературы. Конечно, всякая такая акция должна сопровождаться и проповедью и концертами и групповой работой и личным взаимодействием.

Знать, куда приглашать

После того, как миссия осуществлена, необходимо пространство для возрастания людей в вере. Начинается работа в малых группах. Это домашние группы чтения Священного Писания, евангельские группы на приходе, группы катехизации. Такие формы подходят как для новоначальных христиан (для изучения Писания и Предания), так и для постоянных членов общины (для совместного молитвенного чтения Священного Писания). Группы более эффективны по сравнению с занятиями в воскресной школе, потому что в них развивается «творческое, осмысленное отношение к Слову Божию» (святейший Патриарх Кирилл).

Миссия и социальное служение

Важно также помнить, что Господь сказал о «нищих» мира сего: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Следовательно, миссионерское пространство прихода будет делиться на две части: просто светские учреждения (например, вузы) и объекты социальной миссии (например, следственные изоляторы).

Направления работы внутри прихода

С какими же вопросами встречаются прихожане, члены общины? Ниже мы в тезисном порядке лишь обозначим основные направления, раскрытию которых будет посвящены наши дальнейшие публикации. Итак, перед прихожанами стоят следующие вопросы:

1. Вопросы личного духовного роста.

2. Поиск призвания.

3. Вопросы формирования служения, команд миссионерского и социального служения.

Вопросы личного духовного роста

Встреча с собой, глубинное самопознание и подготовка к таинству исповеди.

Осознание необходимости духовного роста как основы личностного развития.

Общение с другими верующими по заповедям Евангелия, подлинно христианское взаимодействие.

Вопросы семьи.

Проблемы с зависимостями.

Очевидно, что священник-духовник в одиночку не может решить всех этих вопросов, да он и не должен решать их. Чтобы решать вопросы такого рода, необходимо иметь помощников - христианских консультантов и практических психологов, изучать и проводить тренинги личностного роста, индивидуальное психологическое консультирование. Соответственно, желательно иметь связь со школой христианских консультантов (возможно – и организовать обучение в этом направлении), важно организовывать на приходах семейные клубы, группы помощи зависимым.

Поиск призвания. Чтобы найти свое призвание, нужно действовать в двух направлениях: во-первых, знакомиться с различными направлениями деятельности прихода, во-вторых, участвовать в соответствующих группах миссионерского и социального служения. Возможно проведение специальных семинаров, где будут затронуты соответствующие темы - приоритеты, формирование целей и пр.

Формирование приходских групп служения

Насущной необходимостью являются исследование различных форм социального служения, знакомство с практическим опытом других приходов, и, наконец, формирование собственных групп миссионерского и социального служения.

Примерная структура прихода

Таким образом, можно сказать, что современный приход, собранный вокруг Евхаристии, может и должен включать в себя и следующие формы внебогослужебной деятельности:

Миссионерская команда.

Группы изучения Св. Писания и группы катехизации.

Группы самопомощи.

Сообщество консультантов-психологов, которые помогают священнику через индивидуальное консультирование прихожан и проводят обучающие семинары.

Объединения прихожан для социального служения.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Что объединяет приход? Сегодня наша беседа посвящена приходской жизни. Интересно было бы поговорить на эту тему с таким пастырем, который, будучи сам монашествующим, тем не менее хорошо знает приходскую жизнь. Мы обратились с вопросами к иером. Сергию, поскольку он

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Современный мир Преступления и болезни из поколения в поколение все больше умножались. Невоздержанность в еде, питье, потворство низменным страстям притупили самые благородные качества человеческой души. Разум, вместо того чтобы руководить организмом, все больше

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

4. «Миссия» современный «посмертных» опытов Но, наконец, почему же «посмертные» опыты настолько «носятся в воздухе» и каков их смысл как части «духа времени»? Наиболее очевидная причина для широкого обсуждения этих опытов в наши дни - это изобретение за последние годы

Из книги Разочарование в Боге автора Янси Филипп

Современный Иов Работая над этой книгой, я старался познакомиться и побеседовать с людьми, которые чувствовали, что Бог их предал. Я хотел видеть подлинные выражения чувств, подлинную гримасу сомнения и разочарования. Добравшись до главы о Книге Иова, я решил встретиться

Из книги Каноны Православной Церкви автора Граббе Епископ Григорий

Приход, его границы Еще одна проблема церковного устройства связана с конституированием прихода. “Приходом, - по определению, данному в ныне действующем “Уставе,” - является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Такая

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ПРИХОД Ученики Баал Шема могли всегда по лицу наставника узнать, присутствуют ли среди них Семь Пастырей* или хотя бы один из них. Однажды, во время трапезы новолуния, они взглянули на учителя и поняли, что к ним пришел один из Семи Пастырей. Позднее они спросили Баал

Из книги Мысли о детях в православной церкви сегодня автора

Дети и приход Одним из наиболее эффективных средств к осознанию ребенком жизненности Православной традиции является то, чтобы он иногда видел и другие приходы, помимо своего, а также побывал в монастырях.Дети должны чувствовать себя активными членами приходской жизни.

Из книги Господь - Пастырь мой автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

Приход в Церкви Я хочу, прежде всего, поблагодарить организаторов столь нужной всем нам конференции за приглашение участвовать в ней.Мне хотелось бы говорить о том, как наш небольшой приход участвует в начавшемся евхаристическом возрождении и возрождении общинной жизни

Из книги Рамакришна И Его Ученики автора Ишервуд Кристофер

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

2. Приход Иисуса (1:14) И Слово стало плотию и обитало с нами. Это утверждение - одно из наиболее значимых и запоминающихся из когда–либо написанных рукой человека. Интерпретировать его можно бесконечно. Вот уже на протяжении не одного десятка столетий Церковь использует

Из книги Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству автора Полонский Пинхас

2. Приход Иисуса (1:14) 1. Почему использование Иоанном слова «плоть» (sarx) так поразительно?2. Каким образом «воплощение обнаружило нашу нужду в спасении»?3. Какие знаки и смыслы приводит автор по поводу воплощения?4. Какие события отражает язык Иоанна в ст. 14? Почему это

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: Современный диалог иудаизма и христианства Современный диалог иудаизма и христианства Эта часть посвящена новым аспектам еврейско- христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие; изменению

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Приход как недвижимость Священники восьмидесяти с лишним закрывающихся приходов сталкивались с самыми разными проблемами. Некоторые пастыри безлюдных приходов, обремененных невообразимыми долгами, готовы были принять реальность. Однако другие священнослужители, там,

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Первый приход «Я учился уже третий год, когда начальство семинарии сказало нам:- Надо совершать для спасения души дела милосердия.Мы с товарищами охотно откликнулись на это указание, и нам дали адрес дома, где нуждаются в помощи наших молодых сил. Мы пошли по адресу и

Из книги автора

Дальний приход

Из книги автора

Дальний приход Вагон, набитый тревожными дорожными снами и темнотой, пропахший несвежими носками, шатало всю ночь. Только в пять утра добрался отец Игнатий до своей станции.Уже проступали из рассветных сумерек серые терриконы, тусклая заводская вода, черные трубы,

Церковь «Христианская Миссия» в Ростове-на-Дону - это религиозная община, которая помогает множеству людей «вынырнуть» из различных жизненных трудностей, посмотреть на ситуации под другим углом зрения и объясняет, что по этому поводу говорит Библия.

Описание

В Священном Писании сказано, что церковь - это то место, где Всевышний с любовью показывает ответы на вопросы и нужды человека, обратившегося к нему. Направляет, как любящий Отец. Помогает поверить в Иисуса Христа и принять Его в свое сердце.

Именно таким место для многих является Церковь «Христианская Миссия» (ЦХМ). Изначально служения осуществлялись в городе Краснодаре, а с 2002 года - в Ростове-на-Дону.

На сегодняшний день это большая и дружная община-семья, которая стремится к лучшему и светлому будущему, трудится во имя Господа и на благо страны.

Данная организация является веры - пятидесятников. Пасторский состав во главе с Эдуардом Александровичем Деремовым и Эдуардом Нарбековичем Мхитарьян. Точная дата организации общины - 21 мая 2002 года.

Основными видами деятельности ЦХМ являются проповеди, молитва, христианское общение, служение Богу через помощь людям (обучая библейским заповедям Иисуса Христа, неся духовные ценности в социум, помогая в деле нравственного обновления общества).

О старшем пасторе

Эдуард Александрович Деремов - выдающийся человек и пастор в Церкви «Христианская Миссия».

Рожденный в семье известного футболиста, он искал себя и свое предназначение. И в начале 2000-х обрел себя истинного в радости служения Богу и людям. Получил религиозное образование.

В настоящее время, кроме пасторской деятельности в ЦХМ, также является заместителем главного епископа Российского объединения Союза христиан веры евангельской - на территории Южного федерального округа.

Символ веры

Разные религиозные конфессии христианской веры за основу учения берут определенные символы - таинства служения Господу. Они могут немного отличаться (в зависимости от организации, церкви), но главное остается неизменным.

У Церкви «Христианская Миссия» символом веры является вероисповедание, провозглашенное в 325 и 381 гг.

Основные положения следующие:

  1. Есть единый и Творец всего, что есть, которого почитает Церковь «Христианская Миссия».
  2. Есть единый Сын Бога - Иисус Христос. Именно через Него все сотворено. И Он пришел на Землю ради человечества и спасения его. Он умер на кресте распятый, воскрес и снова на небесах обитающий. И Царству Его нет конца. И именно в Иисуса верят прихожане общины.
  3. Есть Дух Святой, который от Отца и Сына, и равно почитается с Ними. В Дух также верит церковь.
  4. Есть единая Святая Церковь Апостольская.
  5. Есть Крещение, которое помогает избавиться от грехов и поверить в жизнь и воскресение мертвых.

Священное Писание

Церковь «Христианская Миссия» в своей главной деятельности - служении Богу через помощь и обучение людей, основывается на Библейских писаниях.

Эта старинная книга является самой настоящей «инструкцией» для земного человека, живущего в настоящее время. Поскольку написана людьми, водимыми Духом Святым, пророками, апостолами. Библию еще называют Словом Бога, который через Священные Писания говорит с человеком - мудро и с любовью направляя его на путь истинный, оберегая от нападения сил зла.

Современным людям эта необыкновенная книга помогает:

  • избавиться от греха - через очищение духовное, мудрое осознание;
  • понимать, как наилучшим образом поступать в разнообразных жизненных ситуациях;
  • обрести силу - через чтение и размышление над библейскими текстами;
  • ощутить жизнь как нечто большее, чем просто физическое тело и его потребности, раскрыть свое Высшее Я;
  • молиться и поддерживать связь с Богом, быть свободными от мнений других людей (не всегда мудрых и справедливых), местных традиций (также порою не имеющих смысла и пользы для жизни) и так далее.

Деятельность Церкви

«Христианская Миссия» в Ростове-на-Дону регулярно проводит христианские встречи, проповеди, онлайн-встречи, конференции.

Что касается христианских встреч, то они необходимы для того, чтобы совместно молиться, изучать Писания, выполнять определенную работу (например, по оказанию помощи единоверцу, который нуждается в ней).

Это помогает развивать любовь, милосердие, терпение, мудрость по отношению друг к другу в рамках церкви, развивать веру в Бога через созидающие дела.

Каждое воскресенье вся христианская община встречается на проповеди. Пастор читает лекцию на определенную тему. Например:

  • о богатстве и его влиянии на сознание человека;
  • о божественных чудесах;
  • о душе и рассудительности;
  • об истинной свободе - в Господе;
  • о прощении и другие.

На онлайн-встречах рассказывается о настоящих ценностях человеческой жизни: роли материнства и отцовства, предназначении, видении. Их также проводят пасторы.

Периодически Церковь «Христианская Миссия» организовывает массовые конференции, на которые приезжают верующие из разных городов. Такие мероприятия собирают по нескольку тысяч христиан. Например, в 2017 году прошли такие конференции: «Джентльмен Иисуса Христа» и «Женщина мечты». Это очень объединяет верующих как молодого возраста, так и зрелых, потому что происходит обмен опытом, знаниями. Ощущается поддержка и божественные благословения.

Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Преамбула

Господь наш Иисус Христос призывает Церковь к вселенской миссии, говоря: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19), дабы Евангелие Царствия было проповедано "по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф.24:14). Церковная миссия охватывает не только внешний мир, но и, в первую очередь, тех, кто уже принадлежит к Народу Божьему. "Я послан только (прежде всего) к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15;24). Обращение и спасение членов Церкви изначально является абсолютным апостольским императивом, по словам св. ап. Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деяния св. Апостолов 2:38-39, 47).

Поэтому развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире. Согласно определения Поместного Собора 1917-1918 гг.: "Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника - настоятеля". Основываясь на этом определении Священный Синод Русской Православной Церкви (Журнал №74 от 25 июля 2014 года) благословил: "Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе".

Миссионерская деятельность не заканчивается для Церкви и для человека с принятием Таинства Крещения. Став членом приходской общины христианин не перестает быть объектом миссии. На уровне прихода трудно разделить задачи церковного служения миссии, катехизации и пастырства, поэтому все эти задачи входят в зону ответственности приходской миссии.

Центром жизни Церкви и прихода является евхаристическое общение. Полноценное участие христианина в Евхаристии является целью и результатом православной миссии.

Приходская миссия является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход является тем местом, куда миссионер призван привести человека, взыскующего Истины. Приход в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан является основным участником и исполнителем миссионерского служения, целью которого является создание Евхаристической общины. Приходскую миссию можно разделить на два направления: миссия на территории пастырской ответственности прихода и миссия внутри прихода.

1. Карта миссионерского поля

1.1. Приходская миссия начинается с создания карты миссионерского поля прихода, которая органично входит в миссионерские карты благочиния и епархии. Карта миссионерского поля включает в себя демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций, деструктивных культов и национальных движений, приоритетных адресатов миссии (образовательные, медицинские социальные, исправительные и иные учреждения, требующие миссионерского внимания). Карта миссионерского поля должна содержать оценку возможностей сотрудничества с муниципальными учреждениями, общественными организациями и промышленными предприятиями. Распределение зон миссионерской ответственности среди приходов находится в компетенции правящего архиерея.

2. Организация миссионерского служения в приходе

2.1. Общее руководство миссионерским служением прихода осуществляется настоятелем, при участии клира и мирян. Ответственным за миссионерское служение является приходской миссионер, в случае отсутствия такового - помощник благочинного по миссионерскому служению, прошедший подготовку и аттестацию в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров. Настоятелю и клиру прихода необходимо прилагать максимальные усилия для создания мотивации, научения и раскрытия миссионерского потенциала паствы.

3. Внешняя миссия прихода.

3.1. Внешняя миссия на территории прихода включает в себя:

3.1.1. Просветительскую миссию, направленную на распространение православной веры в учреждениях, организациях и на предприятиях, расположенных на территории прихода. Миссионерская деятельность в образовательных учреждениях (школах, колледжах, ВУЗах и т.п.) должны учитывать рекомендации Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

3.1.2. Апологетическую миссию, включающую в себя работу по противодействию деятельности религиозных экстремистов, деструктивных культов и антиклирикалов, защиту Церкви, Её вероучения и христианского образа жизни, ведение богословской полемики с неверующими и неправославными.

3.1.3. Социальную миссию, включающую в себя работу в социальных и медицинских учреждениях – больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах престарелых, обществах инвалидов и т.д.

3.1.4. Молодежную миссию, включающую в себя деятельность по обращению и воцерковлению молодежи через сотрудничество с молодежными организациями и участие в молодежных мероприятиях.

3.1.5. Информационную миссию, включающую в себя деятельность по информированию людей, проживающих на территории прихода, о новостях приходской жизни, проведении епархиальных, благочиннических мероприятияй, выпуск приходских листков, теле-радио программы, ведение специальной рубрики в местной прессе, создание приходского сайта.

4. Миссия внутри прихода.

4.1. Все направления приходской жизни должны иметь миссионерскую составляющую. Литургическая жизнь прихода является не только целью приходской миссии, но и мощным миссионерским инструментом. Примером того могут служить Крещальные, Венчальные и Миссионерские литургии.

4.2. Важным миссионерским потенциалом обладают проповеди священнослужителей, разъясняющие богослужебные тексты и содержание Таинств, священнодействий и обрядов Церкви.

4.3. При совершении треб священнослужитель должен помнить о своем миссионерском призвании и использовать время общения с участвующими в священнодействии людьми для их воцерковления.

4.4. Необходимо задействовать все приходские информационные ресурсы для осуществления апологетической миссии, направленной на профилактику вовлечения прихожан в деструктивные культы и реабилитацию их жертв.

4.5. Работа по воцерковлению прихожан должна вестись с помощью катехизации, проведения общеприходских собраний и мероприятий (Например: слёт православных семей. Необходимо организовывать пространство для встречи семей более воцерковленных с новоначальными, с целью передачи опыта богообщения и православного воспитания).

4.6. Социальная миссия, направленная на оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо регулярно осуществлять сбор информации о прихожанах, нуждающихся в помощи, организовывать приходские сестричества, благотворительные акции социальной направленности.

4.7. Особое значение имеет обучение церковных работников основам миссионерской деятельности.

5. Формы и методы миссионерской работы

5.1. Миссионерское поручение.

5.1.1. Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

5.1.2. Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;

– широкую организацию миссионерских приходских кружков;

– участие мирян в церковных конференциях, народных лекториях, диспутах, интернет-форумах, в теле– и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности.

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

– приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

– просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

– привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

– создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

– организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

– продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

Возрождение практики оглашения перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины ;

Составление отчетности, как перед настоятелем, так и перед соответствующим епархиальным отделом и планов работы по своему направлению миссии.

Использованная литература

1. "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви", п. 2.1. Оглашение./Документ утвержден постановлением Архиерейского собора 2013 г. п. 31.

Доброго времени суток дорогие друзья! Актуальный вопрос для всех христиан и не только христиан задал постоянный читатель нашего сайта, Игорь: верите ли вы, что будет второе пришествие Иисуса Христа? скоро ли пришествие Христа произойдёт? будет ли и как вообще это будет происходить, как вы думаете?

Сразу оговорюсь, никаких прогнозов и предсказаний давать не буду, но многое из того, что знаю я расскажу, в том числе исследования некоторых . Так же, давайте попробуем ответить на несколько весьма важных вопросов, чтобы пролить свет и приблизиться к какой-то адекватности в данной теме. Ответ будет лежать в основном в эзотерической и аналитической плоскости, а не религиозной, но это не помешает любому, даже самому фанатичному христианину внести ясность в понимание данного вопроса…

Итак, второе пришествие миссии Иисуса Христа

Иисус Христос – воплощённый на Земле более 2000 лет назад высокий бог (52 уровня развития). Воплощён Христос был для великой миссии принести Закон Любви, Новую Веру и соответствующие заповеди, создать новое Учение, новую Религию Христианство, помочь спасению миллионов человеческих душ, др.

Иисус выполнил важнейшее на тот момент для и для задание здесь на Земле. И после его ухода с Земли, миллионы христиан ждут его второго пришествия. Множество пророков предсказывали приход миссии на стыке тысячелетий. Одно из предсказаний это откровение от Иоанна Богослова (Апокалипсис), рекомендую .

Нужно понимать, что мессии воплощались во все времена и у каждого мессии бала своя особая миссия. Основатели всех мировых религий это были мессии – воплощённые боги разного уровня развития, разного статуса в . Христос был одним из самых высоких богов за всю историю человечества. Чтобы понимать, что Бог – Един, но богов много – почитайте статью об .

Кстати говоря, практически ни в одном из предсказаний не говорится о том, что второе пришествие, приход миссии – это будет воплощение именно Иисуса Христа, того же самого бога. Это интересно, не правда ли?

А теперь давайте попробуем задать вопросы, которые помогут явление так называемого второго пришествия осмыслить более глубоко.

Несколько важных вопросов о втором пришествии господнем

Многие ждут второго пришествия Христа. А как вы узнаете, что это пришёл именно Христос? Вы что поверите ему, если он вам скажет “Я – Христос! Верьте мне!”?

Неужели по прошествии 2000 лет Христос бы стал делать то же самое, что делал более 2000 лет назад? Ведь всем известно, что нельзя войти в одну и ту же воду дважды. А человечество, общество, люди – за 2000 лет сильно изменились. Знания изменились, приоритеты, методы и механизмы влияния также кардинально поменялись. Появился Интернет, телевидение, в обществе сейчас правит наука, именно наука является мерилом истины, а религия – за пределами государства, её влияние, ценности – слабеют.

Неужели Христос, если бы он воплотился в современном мире, выбрал бы ту же самую форму несения своего Учения? Проповедь, иносказательная передача знаний в форме притч от человека к человеку, творение чудес, которыми современных людей уже не удивить, и веру таким образом уже не вселить…

Кстати, судя по тому, что сейчас 2014 год, бог Христос или какой-то другой бог-миссия уже давно воплотился и трудится на благо человечества. Вот только вопросузнают ли его люди, как миссию, живого бога воплотившегося в человеческое тело? Или современные люди, в том числе и христиане, сейчас уже настолько ничему не доверяют, что будут сомневаться во всём?

А что будет, если появиться такой человек, придёт к представителям Церкви и скажет “я есть миссия, Христос, второе Его пришествия, примите меня и подчинитесь мне, и я поведу вас” ? Церковь, что примет его? Или на много вероятнее, что святая Церковь такого человека сразу же объявят еретиком и лжепророком, какие бы чудеса он не показал? Я думаю, что последнее.

Давайте рассуждать!

Мир изменился, в современном обществе люди другие, менее нравственные, но более интеллектуально развитые. Очевидно, что современному человеку с высшим образованием красивых притч и аксиом-заповедей будет бесконечно мало, чтобы он хотя бы во что-то поверил.

Сейчас Знания нужны на порядок более глубокие и мощные, чем 2000 лет назад, когда даже читать и писать очень мало кто умел. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что второе пришествие принесёт миру не религию, а Учение, которое будет Наукой о Духовном, о , о Боге, о и , о раскрытии потенциала . И навряд ли человек, который принесёт это Учение будет ходить по земле в длинном балахоне, подпоясавшись, с посохом в руке:)

То есть, можно предположить, что и сами Знания и форма подачи этих Знаний для современно общества будет совершенно другой, нежели 2000 лет назад.

А так как разных религий сейчас на нашей планете очень много и чуть ли не каждый день появляется очередной мессия, который создаёт очередную религию или секту, то навряд ли истинный миссия будет снова сдавать именно Религию, или опять же, придёт и скажет “2000 лет назад я создал Христианство, теперь я буду дальше его развивать” . Христиан на Земле всего 1/3, 2/3 – более 4 миллиардов это все остальные религии, течения, атеисты, сатанисты и др. Вряд ли новый миссия будет вступать в соперничество с другими религиями, пытаясь обратить их представителей в свою веру. Скорее всего Учение, которое принесёт новый миссия будет над религиозным, устраняющим все основные противоречия и вражду между существующими религиями.