Краткая биография патриарха кирилла. Патриарх кирилл - биография, фото, религиозная деятельность, личная жизнь

В Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Михаил Гундяев, был священником, мать — преподавателем немецкого языка в школе. Дед — иерей Василий Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 1920-х, 1930-х и 1940-х годах подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

После окончания восьмого класса средней школы в 1962-1965 годах Владимир Гундяев работал техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления, совмещая работу с обучением в средней школе.

Окончив среднюю школу, в 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую окончил с отличием в 1970 году (ныне Санкт-Петербургские духовные школы, СПбДА).

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен в иеродиакона, 1 июня того же года — в иеромонаха.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию.

С 1970 года по 1971 год он был преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии, одновременно — личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классным наставником первого класса семинарии.

12 сентября 1971 года иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита. В 1971-1974 годах он был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

В 1974-1984 годах — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

В 1975-1998 годах архимандрит Кирилл являлся членом центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей.

14 марта 1976 года он был возведен в сан епископа Выборгского, а 2 сентября 1977 года — в сан архиепископа.

Был заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы (1976-1978), членом комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (1976-1984), управляющим патриаршими приходами в Финляндии (1978-1984), заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в городе Ленинграде (1978-1984).

С 1986 года архиепископ Кирилл являлся управляющим приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

В 1989-2009 годах являлся председателем Отдела внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянным членом Священного синода. Как председатель отдела участвовал в работе по подготовке законов "О свободе вероисповеданий" (1990), "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997).

Был управляющим Православным Венгерским благочинием (1989-1996), временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией (1990-1991), временно управляющим Корсунской епархией (1990-1993).

В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного русского народного собора (ВРНС), был сопредседателем, с 1995 года — заместителем главы ВРНС.

В 1994-2002 годах — член Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя, в 1994-1996 годах — член Совета по внешней политике министерства иностранных дел России.

6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II, на заседании Священного синода митрополит Кирилл патриаршим местоблюстителем.

27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви Кирилла патриархом Московским и всея Руси.
1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В составе официальных делегаций он посетил все поместные православные церкви, в том числе, сопровождал патриарха Пимена и патриарха Алексия II в их поездках за рубеж. Принимал участие в контактах с церквями многих стран мира, участвовал в работе межхристианских организаций.

Патриарх Кирилл награжден орденами Русской православной церкви: Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; Святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; Святого благоверного князя Даниила Московского I степени; Преподобного Сергия Радонежского I и II степени; Святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени, а также орденами поместных православных церквей.

Среди его государственных наград — орден Дружбы народов (1988), орден Дружбы (1996), орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000), орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (2006), орден Александра Невского (2011), медаль "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

(Приднестровская Молдавская республика, 2010), орден "Шараф" (Азербайджан, 2010), высший орден Молдавии — орден Республики (2011), белорусский орден Дружбы народов (2012).

Патриарх Кирилл также удостоен многочисленных наград и премий общественных организаций.

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 годах Русским биографическим институтом он избирался "Человеком года" в номинации "Религия".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Митрополит Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончив среднюю школу, в 1964 (по другим данным - 1965 году) году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1967 году, окончив семинарию, поступил в Ленинградскую духовную академию. 3 апреля 1969 года был пострижен в монашество и принял имя Кирилла. 7 апреля того же года был рукоположен в иеродиаконы, а 1 июня - в иеромонахи. Тогда же с отличием окончил академию.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию. После защиты диссертации он был оставлен при академии профессорским стипендиатом, затем стал преподавателем богословия, а 30 августа был назначен личным секретарем митрополита Ленинградского Никодима. В то же время он активно участвовал во внешней деятельности Московского патриархата и совершил много поездок за рубеж: так, в 1970-71 годах в качестве представителя Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" побывал на конференциях в США и странах Западной Европы, а в 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

12 сентября (по другим данным - 12 октября) 1971 года отец Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. 26 декабря 1974 года был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии (занимал эти должности до 1984 года включительно). 7 июня 1975 года отец Кирилл был назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В декабре того же года был избран членом центрального и исполнительного комитетов Всемирного совета церквей, а 14 марта 1976 года был посвящен в сан епископа - он стал епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии.

В сентябре 1976 года епископ Кирилл был утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарной комиссии Всемирного совета церквей, а в ноябре 1976 года (по другим данным - в сентябре 1977 года) был назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы (был освобожден от этой должности 12 октября 1978 года).

С ноября 1976 года по конец 1980 года он совершил ряд зарубежных поездок: участвовал на Первом предсоборном всеправославном совещании и в качестве руководителя делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее "Синдесмоса" в Швейцарии; совместно с Патриархом Пименом с официальным визитом побывал в Турции, во главе делегации РПЦ посетил Италию; участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II; присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском мирном конгрессе в Чехии; в качестве руководителя делегации РПЦ на Всемирной конференции "Вера, наука и будущее" посетил США; в составе делегации РПЦ по приглашению Французской епископской конференции посетил Францию; присутствовал в Будапеште на встрече представителей церквей из социалистических стран Европы; участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии (встреча проходила на островах Патмос и Родос); возглавлял паломническую группу представителей и студентов Ленинградской духовной академии при поездке на Святую Землю.

К этому времени отец Кирилл был возведен в сан архиепископа (церемония состоялась 2 сентября 1977 года) и стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (в октябре 1978 года). Кроме того, ему было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии (1978 год); иерарх также был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (1979 год).

В августе 1981 года архиепископ Кирилл снова ездил в Европу на заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей, затем - в рамках подготовки VI Ассамблеи Всемирного совета церквей - посетил Канаду и вернулся в Европу на слушания по ядерному разоружению - в качестве представителя от христиан СССР. В январе 1982 года участвовал в заседании Комиссии Всемирного совета церквей "Вера и церковное устройство" в Перу.

В 1983 году архиепископ Кирилл начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии. В декабре 1984 года был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, в сентябре 1986 года сделался управляющим приходами Калининградской области. В апреле 1989 года (по другим данным, в 1988 году) стал зваться архиепископом Смоленским и Калининградским, а 14 ноября 1989 года был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Синода по должности.

Лучшие дня

Как председатель отдела отец Кирилл участвовал в работе по подготовке законов "О свободе вероисповеданий" (1990), "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997). Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

Во время политических потрясений в России в 1991-1993 годах митрополит Кирилл занимал активную миротворческую позицию. Он стал инициатором создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. Его доклады были основными на соборе 1993 года и восьми последовавших соборах. В августе 1993 года митрополиту была вручена международная Ловийская премия мира (этой премией раз в три года награждается общественный или церковный деятель, внесший особо значимый вклад в дело укрепления мира).

Начиная с 1995-1997 годов, в связи с ростом политической активности Московской патриархии, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата обретал все большую известность и влияние, а его руководителя в СМИ стали именовать "министром иностранных дел", а иногда даже и "премьер-министром" русской церкви. В 2003 году, когда Патриарх тяжело болел, в высшем руководстве РПЦ произошла "кадровая революция", которая значительно усилила позиции митрополита. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве серьезных конкурентов для митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол.

Основными достижениями митрополита Кирилла считались воссоединение РПЦ с Русской православной церковью зарубежья (на условиях, сформулированных Отделом внешних церковных связей Московского патриархата) и бурный рост количества приходов РПЦ в дальнем зарубежье (включая КНДР, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Иран, Ирак, ОАЭ, ЮАР, Исландию). К успехам также относят предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии (Великобритания) в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата - и относительную стабилизацию отношений РПЦ с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II.

СМИ отмечали, что в церковной среде России и за границей митрополит известен как человек широкой эрудиции, фундаментальных знаний и высокого интеллекта. Митрополит Кирилл является автором более шестисот публикаций и докладов и ряда книг. Он выступал и продолжает выступать с докладами в России и за рубежом.

Митрополит Кирилл имеет награды Русской православной церкви: орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, такой же орден I степени; ордена Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Святого Иннокентия (митрополита Московского и Коломенского) II степени, Святителя Алексия Московского II степени; а также ордена поместных православных церквей. Митрополит Кирилл - кавалер многих наград зарубежных стран. Он также был удостоен отечественных государственных наград: орденов Дружбы и Дружбы народов, ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени и ряда медалей. В 1993, 2000, 2001 годах митрополит был провозглашен человеком года в области религии по версии Московского биографического института, в 2002 году звание "Человек года" митрополит получил в результате голосования на конкурсе, организованном компанией Rambler. В 2004 году он был удостоен премии "Российский национальный Олимп" в номинации "Кавалер ордена Гражданской Чести", а также ордена "За Честь и Доблесть", ордена Петра Великого I степени, золотого ордена "Во имя России"; в 2005-м - ордена "За веру и верность" I степени.

Митрополит Кирилл является создателем и ведущим выходящей с начала 2000-х годов еженедельной телевизионной программы "Слово пастыря" (телеканал ОРТ), он также принимал участие в создании ряда других аналогичных телепрограмм. Иерарх является почетным членом ряда российских и иностранных академий, входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы.

К хобби митрополита СМИ относят горнолыжный спорт, водные лыжи, скоростное вождение автомобиля.

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) – глава Русской Православной церкви, Патриарх Московский и Всея Руси. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Дружбы народов, Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степени. Почетный президент Академии Российской словесности и почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Автор ряда книг и публикаций в периодической печати, а также автор и ведущий телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале.
Биография Патриарха Кирилла: молодые годы:
Будущий митрополит родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Биография Кирилла и род его деятельности во многом были предопределены семейной традицией: и отец, и дед его также были священниками. Дедушка, Василий Степанович Гундяев, за церковную деятельность был репрессирован и сослан на Соловки. Отец, Михаил Васильевич Гундяев, в 1947 году был рукоположен в диакона; он также был репрессирован и по обвинению в политической нелояльности осужден на три года лагерей. Мать Кирилла, Раиса Владимировна Гундяева, преподавала в школе немецкий язык. Старший брат, Николай Гундяев, – протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Уже в школьные годы будущий патриарх проявлял незаурядную работоспособность и трудолюбие, совмещая успешную учебу с работой техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. После окончания школы в 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1969 году был пострижен в монашество, наречен именем Кирилл. После окончания Ленинградской духовной академии Кириллу была присуждена степень кандидата богословия.
В 70-е биография Кирилла ознаменовалась рядом важных событий. Он преподает богословие в Ленинградской духовной академии, одновременно работая личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита, становится представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в швейцарской Женеве. Там же, в Женеве, он является настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В самом конце 1974 года Кирилл назначается ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, затем – председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1978 году приступает к работе на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Начиная с 70-х годов, будущего патриарха регулярно приглашают в европейские учебные заведения для чтения курса лекций: Экуменический институт в Боссэ (Швейцария), Хельсинский университет, Православная семинария в Куопио (Финляндия). Практика эта продолжится и в дальнейшем.
Знаковым для биографии Кирилла становится 1984 год: будущий глава Православной церкви назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (в 1989 году этот титул был заменен на новый – архиепископ Смоленский и Калининградский). Во многом благодаря усилиям Кирилла в Смоленской и Калининградской областях было восстановлено и построено более 150 храмов, в Смоленске открыто первое в послевоенное время духовное училище (с 1993 года – духовная семинария).
Биография Патриарха Кирилла: зрелые годы:
В 1989 году Кирилл становится митрополитом, в 1993 – приступает к работе в качестве сопредседателя, а затем и заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора. В составе официальных делегаций Кирилл участвует в ряде миротворческих акций, способствует налаживанию межхристианских и межправославных отношений, посещает все поместные православные церкви. Деятельность будущего патриарха была отмечена почетной международной наградой – Международной Ловийской премией мира. А в 1994 году в богатой на события биографии Кирилла происходит еще одно важное событие: он становится автором и ведущим популярной у зрителей телепрограммы «Слово пастыря».
В 2000-х годах митрополит Кирилл – председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, член президиумов Межрелигиозных советов России и СНГ, председатель и сопредседатель множества международных конференций. Также он продолжает активную преподавательскую деятельность и становится почетным профессором и доктором нескольких университетов: Астраханского, Смоленского, Санкт-Петербургского политехнического, почетным доктором политологии Государственного университета Перуджи и почетным доктором богословия Христианской академии Варшавы.
Без сомнения, одним из самых важных событий в биографии Кирилла стало его избрание на патриарший престол. После кончины патриарха Алексия II в декабре 2008 году тайным голосованием Кирилла избирают Местоблюстителем патриаршего престола. 27 января 2009 года Поместным собором Русской Православной Церкви Кирилл был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Он набрал 508 голосов из 677, то есть более 70%. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха. Свои поздравления новому патриарху направили президент и председатель Правительства России, глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI, а также другие религиозные и светские деятели. В течение 2009 года патриарх Кирилл посетил с официальными визитами Украину, Беларусь, а также ряд российских городов.

Смотрите все портреты

© Биография Патриарха Кирилла. Биография священослужителя Патриарха Кирилла. Биография Патриарха РПЦ Кирилла.

Официальная биография

Родился 20 ноября 1946 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье священника. Дед - Василий Гундяев - по профессии механик-железнодорожник, один из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской области под руководством митрополита Сергия (Старгородского, впоследствии Патриарха), был арестован в 1922 году, отбывал срок на Соловках; вернувшись из заключения, в середине 50-х годов стал священником. Отец, протоиерей Михаил Васильевич Гундяев - в 30-е годы был репрессирован, в 40-х был ведущим инженером одного из военных заводов блокадного Ленинграда, в 1947 году рукоположен во священника, служил в Ленинградской епархии. Брат, протоиерей Николай Михайлович Гундяев, с 1977 года настоятель Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, профессор СПбДА. Сестра - Елена, православный педагог.

В школе не вступал по религиозным убеждениям в пионеры и комсомол; стал героем антирелигиозной публикации в городской газете.

В 1961 году уехал из родительского дома (семья с 1959 года жила в г.Красное Село под Ленинградом) и поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году.

В 1965-67 годах по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной семинарии (ЛДС).

В 1967-69 годах учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА), которую закончил с отличием. 1 июня 1970 получил степень кандидата богословия за сочинение "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере".
В студенческие годы в марте-апреле 1968 года участвовал в 3-м Всехристианском Мирном конгрессе (ВМК) в Праге; в июле 1968 - в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале. Был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса (ХМК).

3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля 1969 года рукоположен во иеродиакона, 1 июня 1969 года - во иеромонаха.

После окончании академии был оставлен при ЛДА профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДАиС.

С 30 августа 1970 - личный секретарь митрополита Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

12 сентября 1971 возведен в сан архимандрита, затем - назначен представителем Московской Патриархии при ВСЦ в Женеве, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1971 году представлял духовные школы РПЦ на Генеральной ассамблее всемирной православной молодежной организации СИНДЕСМОС (на этой ассамблее духовные школы РПЦ стали членами СИНДЕСМОСа) и был избран членом его исполкома.

В 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

26 декабря 1974 назначен ректором ЛДА и С с освобождением от должности представителя МП при ВСЦ.

С декабря 1975 года - член ЦК и Исполкома ВСЦ. 9 сентября 1976 года назначен постоянным представителем РПЦ в пленарной комиссии ВСЦ.

В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих.

В декабре 1975 избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

3 марта 1976 на заседании Священного Синода определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976.

27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в переговорах собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

С 18 ноября 1976 по 12 октября 1978 - заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы (по рапорту от 4 ноября 1976 года митрополита Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы, о необходимости в связи с пятым инфарктом назначить ему заместителя - с предложением кандидатуры Кирилла).

21-28 ноября 1976 года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве.

С 22 по 31 января 1977 г. возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии.

С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези.

С 12 по 19 октября 1977 г. совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II.

22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 6-20 октября 1978 г. участвовал в переговорах с представителями Римско-Католической Церкви.

12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющий патриаршими приходами в Финлянди (окормлял их до 1984 года).

С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».

С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США).

С 9 по 24 ноября 1979 г. в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию.

С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.

29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.

14-22 августа 1980 г. - участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа - член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).

25-27 ноября 1980 г. в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.

С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю.

23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси d 1988.

30 октября-3 ноября 1981 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ.

5-7 ноября 1981 года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США.

23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению.

3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».
В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.

С 28 сентября по 4 октября 1982 находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября - в Японии.

С 24 июля по 10 августа 1983 г. - участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.

26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии.

С 20 по 29 февраля 1984 г. принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.

С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и
Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.

В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября 1974 в Италии.

Перевод в Смоленск являлся для архиепископа Кирилла понижением и свидетельствовал об опале со стоороны государственных надзирающих органов ("...О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из "северной столицы" России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, "за" он тоже не голосовал, всего лишь "воздержался", что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом." - Наталия Бабасян. Звезда митрополита Кирилла// "Русский Журнал", 01.04.1999).

Сам Кирилл считает, что он пал жертвой закрытого постановления ЦК КПСС о борьбе с религиозностью, принятого в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, за чрезмерную активность на посту ректора Духовной Академии: во время его ректорства был открыт доступ в ЛДА и С выпускников светских вузов, а в 1978 году - создано регентское отделение, на которое могли поступать и женщины.

Со 2 по 9 июня 1985 г. в составе делегации РПЦ находился на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

30 ноября 1988 архиепископу Кириллу была поручена разработка Положения о Духовных Училищах - новом типе православных 2-летних учебных заведений, готовящих церковнослужителей и призванных облегчить решение кадровой проблемы.

Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. был изменен архиепископский титул Кирилла: вместо "Смоленский и Вяземский" - «Смоленский и Калининградский».

С 14 ноября 1989 - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. Это назначение фактически свидетельствовало о снятии с него "государственной опалы".

20 февраля 1990 после ликвидации зарубежных Экзархатов архиепископу Кириллу поручено временное управление приходами Корсунской (до 1993 года) и Гаагско-Нидерландской (до 1991 года) епархий.

В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. 20 марта 1990 назначен председателем Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 8 мая 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 назначен членом Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27 октября 1990 назначен председателем Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ.

В начале 1993 с санкции Патриарха Алексия II вошел в Международный подготовительный комитет по созыву Всемирного Русского собора в Москве (с инициативой которого выступил "Всемирный Русский Конгресс" Игоря Кольченко, РАУ-корпорация Алексея Подберезкина, "Роман-газета" Валерия Ганичева, а также журналы "Наш современник" и "Москва"). Став одним из пяти сопредседателей подотовительного комитета, провел 26-28 мая 1993 в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный Русский Собор.

В феврале 1995 г. руководил II Всемирным Русским Собором. Незадолго до этого президент Ельцин в ходе общения с Кириллом в неофициальной обстановке пообещал ему возвратить Церкви конфискованные у нее после революции земли, а затем (под давлением Анатолия Чубайса) взял обещание назад. На Соборе Кирилл выступил со слабо завуалированной критикой властей за неморальную и антинациональную политику. Было декларировано учреждение "Всемирного Русского Собора" как "постоянного надпартийного форума" под эгидой Церкви, избрано четыре сопредседателя Собора (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Наталья Нарочницкая). Под влиянием радикалов (Михаил Астафьев, Ксения Мяло, Н.Нарочницкая, И.Кольченко) Собор принял ряд чисто политических довольно радикальных антизападнических деклараций, принятию которых церковные иерархи во главе с Кириллом не препятствовали.

В промежутке между февралем и декабрем 1995 Кирилл умерил оппозиционность возглавляемого им "надпартийного форума", а на III Всемирном Русском Соборе в начале декабря 1995 не допустил принятия никаких резких политических заявлений. Организация была переименована во Всемирный Русский Народный Собор, Главой которого был единогласно избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его одним из его заместителей - митрополит Кирилл.

Со 2 августа 1995 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В 1996 году - член Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по "эстонскому вопросу".

С 6 июня 1996 - председатель рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.

В 1996 году вошел в состав совета директоров банка "Пересвет".

В сентябре 1996 года газета "Московские новости" (N34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, в 1994-96 гг. организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь, сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, "Московским комсомольцем" - журналистом Сергеем Бычковым). Считается, что негласным инициатором этих обвинений был тогдашний управлящий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин). Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием (Фоминым).

Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года.

Активно участвовал в подготовке закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденного Президентом Ельциным 26 сентября 1997 года.

В марте 2001 выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви.

Хобби - горные лыжи.
Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирова на Гундяева Владимира Михайловича, "о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости").

Вербовка, "семейная жизнь" и бизнес нового Патриарха
Материал от 2008 г. с элементами неофициальной биографии

1. Частная жизнь . Эта сторона неофициальной биографии митрополита Кирилла наименее исследована - фрагментарные сведения о ней
появлялись преимущественно в зарубежной прессе и почти не публиковались на русском языке. Сам митрополит, рассказывая о своих увлечениях, предпочитает ограничиваться приведенным выше перечнем хобби, большинство из которых носит достаточно аристократический характер и требует высокого уровня доходов. Известно, в частности, что, удовлетворяя свое увлечение горнолыжным спортом, председатель ОВЦС МП останавливается в собственном доме в Швейцарии. Есть предположения, что он имеет недвижимость и в других странах, но в большинстве случаев она не зарегистрирована непосредственно на митрополита. В Москве, по собственному признанию, иерарх живет в просторной квартире в одной из "сталинских" высоток, но часто останавливается на даче ОВЦС в Серебряном бору - живописном дачном поселке в черте города.

Пару раз в прессу просачивались туманные намеки на "семейную" жизнь главы ОВЦС. Сначала один немецкий журнал назвал его "примерным семьянином", потом одно российское издание попыталось предположить, что стоит за подобными слухами, циркулирующими в церковной среде, в том числе - внутри Отдела, которым руководит митрополит Кирилл. Согласно версии "Огонька", речь может идти о давнем знакомстве митрополита Кирилла с Лидией Михайловной Леоновой, дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. "Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения", - говорилось в журнальной статье. В настоящее время Лидия Михайловна проживает в Смоленске и по ее домашнему адресу зарегистрирован ряд коммерческих предприятий.

Одновременно среди недоброжелателей митрополита Кирилла в РПЦ МП и за ее пределами, в основном представляющих радикально-консервативные церковные течения, распространено мнение о том, что глава ОВЦС МП неслучайно покровительствует церковным активистам "нетрадиционной ориентации", в том числе бывшим сотрудникам ОВЦС, в настоящее время занимающим различные епископские кафедры. Но, несмотря на обилие слухов о "голубом лобби" в епископате РПЦ МП, практически ни одно обвинение подобного рода не было подкреплено документально и зафиксировано в судебном приговоре. Многим экспертам кажутся достаточно убедительными и косвенные признаки существования этого феномена - например, история с отзывом из Парижа епископа Гурия (Шалимова), которого обвинили в "сексуальных домогательствах" собственные иподиаконы (один из них ныне в сане митрополита возглавляет непризнанную Белорусскую Автокефальную Православную Церковь) и прихожане. Прислушавшись к этим обвинениям и наказав епископа, ОВЦС и Священный Синод РПЦ МП дали основания говорить об их справедливости и обоснованности.

2. Коммерческая деятельность . Первые попытки митрополита Кирилла заниматься бизнесом через подведомственные Смоленской епархии кооперативы имели место еще в конце 1980-х годов, но они не приносили сколько-нибудь существенных доходов. Серьезных оборотов бизнес ОВЦС МП, который не всегда представляется возможным отделить от частного бизнеса митрополита Кирилла, достиг к 1994 году. Пользуясь налоговыми льготами, предусмотренными для бизнес-структур, учрежденных религиозными организациями или отчисляющих часть своей прибыли на деятельность религиозных организаций, ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка "Пересвет", благотворительного фонда "Ника", АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС), АО "Свободное народное телевидение" (СНТ) и ряда других структур. Фонд "Ника" оказался ключевым звеном знаменитого "табачного скандала", который до сих пор припоминают митрополиту его наиболее непримиримые оппоненты, пытающиеся закрепить за председателем ОВЦС МП кличку "Табачный". "Ника" осуществляла основную часть оптовых продаж сигарет, ввозившихся в Россию ОВЦС МП под видом гуманитарной помощи и потому освобождавшихся от таможенных пошлин. Количество ввезенной структурами митрополита Кирилла табачной продукции исчислялось миллиардами сигарет, а чистая прибыль - сотнями миллионов долларов США. Захватив значительную часть рынка, структуры митрополита Кирилла нанесли серьезный ущерб бизнесу других импортеров табака, которые вынуждены были платить таможенные пошлины и потому не могли на равных конкурировать с церковными торговцами сигаретами. Вероятнее всего, что именно конкуренты обеспечили утечку в прессу информации о табачном бизнесе митрополита Кирилла, который стал темой журналистских расследований в десятках российских и зарубежных изданий, изрядно подорвав репутацию председателя ОВЦС МП. Однако, невзирая на скандал, обороты табачного бизнеса ОВЦС МП продолжали нарастать: лишь за 8 месяцев 1996 года ОВЦС МП ввез в Россию примерно 8 млрд. беспошлинных сигарет (эти данные были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи), что составило 10 % отечественного рынка табачной продукции. Пикантность этому скандалу придавало то обстоятельство, что традиционно в церковной среде, особенно русской, табакокурение осуждается как грех, а от заболеваний, вызванных этой вредной привычкой, в России ежегодно погибают сотни тысяч человек. Вместе с тем, каждая десятая выкуренная россиянами в 1994-96 гг. сигарета была ввезена в страну по "гуманитарному" коридору ОВЦС МП. Непосредственно "растаможивание" и реализацию "гуманитарной помощи" курировали заместители председателя ОВЦС МП архиепископ Климент (Капалин) (ныне управляющий делами РПЦ МП, член Общественной палаты РФ) и протоиерей Владимир Верига - своего рода коммерческий директор в команде митрополита Кирилла.

Когда "табачный скандал" разразился на полную мощность, митрополит Кирилл попытался переложить ответственность на правительство РФ. В одном из интервью он заявил: "Люди, которые этим занимались (то есть сам митрополит Кирилл, архиепископ Климент и протоиерей Владимир Верига), не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать". Источники в правительстве РФ категорически опровергли эту информацию, из-за чего у Патриарха Алексия II возникли некоторые сложности в отношениях с властью. В результате была создана Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Священном Синоде, которую возглавил викарий Патриарха епископ Алексий (Фролов) и которой было предоставлено эксклюзивное право контактов с правительством на предмет гуманитарной помощи.

Другим, еще более доходным бизнесом, с которым был связан митрополит Кирилл, стал экспорт нефти. Бизнес-партнер митрополита епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США, входил в Совет директоров АО МЭС, которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн нефти в год. Ежегодный оборот компании составлял около $ 2 млрд. Под ходатайствами МЭС в правительство РФ об освобождении от пошлин очередных сотен тысяч тонн экспортной нефти, нередко стояла подпись самого Патриарха, который, таким образом, принимал свое участие в этом бизнесе. Объем и степень участия митрополита Кирилла в нефтяном бизнесе в настоящее время неизвестны, потому что подобная информация в "путинской" России перестала быть доступной для журналистов. Однако вояжи партнеров митрополита Кирилла по бизнесу (например, епископа Феофана (Ашуркова)) в Ирак накануне операции США и их союзников против режима Хусейна дают некоторые основания для предположений, что этот бизнес вышел на более широкий, чем в середине 90-х, международный уровень.

В 2000 году в прессе появились сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) - соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО "Регион") квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем - более 4 тысяч тонн). Прибыль от этого предприятия оценивается в 17 млн. долларов. Крабовое мясо уходило преимущественно в США, поскольку половина акций фирмы принадлежала американским партнерам. Несколько лет назад в своих интервью митрополит Кирилл с иронической усмешкой говорит о том, как его недоброжелатели настолько обезумели, что даже попытались обвинить его в попытке уничтожить несколько ценных видов краба. Трудно не согласиться с тем, что на фоне финансовых поступлений из других источников прибыль от торговли крабом выглядит смехотворно низкой.

Журналисты также выяснили, что митрополит как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном СП в Калининграде. В бизнес-команду митрополита помимо уже упоминавшихся архиепископа Климента и протоиерея Владимира входят и другие люди: например, бывший генерал КГБ, который лично возглавляет ряд аффелированных коммерческих структур.

ОВЦС МП является учредителем ряда СМИ, однако это преимущественно малотиражные церковные издания. В середине 90-х митрополит Кирилл учредил "Свободное народное телевидение", которое претендовало на 11-й дециметровый канал в Москве, но так и не появившись в эфире. При участии главы ОВЦС МП создано "Православное информационное телеагентство", позже преобразованное в ИА РПЦ, которое выпускает на Первом канале программу "Слово пастыря". Ведомство митрополита Кирилла контролирует основную часть официальной информации РПЦ МП через Службу коммуникации ОВЦС МП, которая регулярно выпускает пресс-релизы и бюллетени, производит аккредитацию журналистов на церковные мероприятия, устраивает пресс-конференции и интервью митрополита Кирилла, поддерживает наиболее активный из официальных интернет-сайтов РПЦ МП. Председатель ОВЦС МП охотно участвует в рейтинговых ток-шоу на популярных телеканалах и дает интервью крупным российским и зарубежными СМИ.

3. Политическая деятельность митрополита Кирилла может быть условно разделена на две части: церковно-политическая (отношения с другими Церквами и кадровая политика внутри РПЦ МП) и светская политическая (контакты с высшими российскими чиновниками, влияние на политических лидеров страны). По обоим направлениям можно выделить как успехи, так и неудачи.

Основными достижениями митрополита Кирилла в сфере церковной политики можно считать "воссоединение" с РПЦЗ(Л) на условиях, сформулированных ОВЦС МП, бурный рост количества приходов РПЦ МП в дальнем зарубежьи, включая экзотические КНДР, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Иран, Ирак, ОАЭ, ЮАР, Исландию и т.д., предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии (Великобритания) в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата, относительную стабилизацию отношений РПЦ МП с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II. Определенным успехом для митрополита Кирилла является и сохранение членства РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей, на выходе из которого еще три-четыре года назад настаивали РПЦЗ(Л) и некоторые консервативные епископы в самой РПЦ МП. Членство это важно как в плане удержания общих геополитических позиций РПЦ МП, так и с чисто практической точки зрения - по линии ВСЦ осуществляется основная часть гуманитарных программ по поддержке РПЦ МП из-за рубежа. Безусловно, главным направлением внешней политики РПЦ МП при митрополите Кирилле является борьба с "проамериканским" Константинопольским патриархатом за лидерство в православном мире, где позиции Москвы стали ослабевать после развала социалистического блока (в границах которого действовали 8 поместных православных Церквей) и после масштабного церковного раскола в Украине. Можно признать, что тактический перевес в этом соревновании пока имеет РПЦ МП, но стратегические позиции выглядят более предпочтительными у Константинополя. Последний одержал за время руководства митрополита Кирилла внешними связями Московского патриархата ряд мелких, но символически важных побед: признание двух "параллельных" юрисдикций в Эстонии (из-за спора о юрисдикции над приходами в этой стране Москва и Константинополь даже разрывали каноническое общение в 1996 году), принятие в юрисдикцию Вселенского патриархата "беглого" епископа РПЦ МП Василия (Осборна) вместе с группой приходов в Великобритании, начало признания Украинской Автокефальной Церкви через принятие в юрисдикцию Константинополя иерархии этой Церкви в диаспоре. Очевидно, Украина станет главным полем для борьбы двух патриархатов в ближайшие годы, поскольку юрисдикция над этой страной обеспечивает тому или другому патриархату численное лидерство в православном мире.

Внутри РПЦ МП митрополит Кирилл значительно укрепил свои позиции за последние четыре года. Во-первых, продолжает усиливаться роль, которую играет в церковной жизни его Отдел - наиболее организованное и профессиональное подразделение РПЦ МП. Отдел курирует вообще все контакты РПЦ МП с внешним (для Церкви) миром: политические, экономические, культурные. Во-вторых, в высшем руководстве РПЦ МП произошла в 2003 году, на фоне длительной тяжелой болезни Патриарха, "кадровая революция", которая значительно усилила позиции митрополита Кирилла. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве достаточно равновесных конкурентов митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол. Управляющим делами РПЦ МП стал бывший первый заместитель митрополита Кирилла митрополит Климент (Капалин), который, впрочем, занял на новой должности относительно самостоятельную позицию. Наряду с улучшением имиджа митрополита Кирилла внутри РПЦ МП за счет радикализации его консервативной риторики, эти факторы делают его наиболее вероятным кандидатом в Патриархи в случае возникновения необходимости избрания нового предстоятеля Московского патриархата.

Контакты главы ОВЦС МП с высшими органами власти в России носят двоякий характер: с одной стороны, они поддерживают бизнес "церковного олигарха", а с другой - идеологически поддерживают чиновников, снабжают их концепциями, обслуживающими политику "консервативного синтеза" и имперского реванша в современной России. Ярким примером последней функции этих контактов является популяризация среди высших чиновников разработанных под руководством митрополита "Основ социальной концепции" РПЦ МП. По мере превращения российской Конституции в декоративную декларацию все более востребованными становятся явно антиконституционные высказывания председателя ОВЦС МП, наподобие этого: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: "многоконфессиональная страна". Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". Хотя, при возникновении чрезмерного межконфессионального и межнационального напряжения в России, митрополит Кирилл охотно смягчает подобные формулировки. Поддерживая радикальные церковно-общественные движения (типа "Союза православных граждан" или "Евразийского движения"), глава ОВЦС МП нередко выступает с весьма радикальными призывами: произвести реституцию церковной собственности, ввести изучение православия в светских школах, институт военного духовенства, церковный налог и т.п. Часто идеи митрополита Кирилла формулирует или озвучивает его заместитель, отвечающий за связи с общественностью, протоиерей Всеволод Чаплин.

Председатель ОВЦС МП имеет немалые политические амбиции - по его настоянию, в "Основы социальной концепции" было внесено положение о возможности гражданского неповиновения православных власти, разработаны православные концепции прав человека и хозяйственной деятельности, а недавно митрополит признался, что раздумывал о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента РФ в 1996 году. Однако осенью 2005 года наблюдатели отметили некоторое охлаждение в отношениях митрополита Кирилла с Кремлем, что наиболее ярко выразилось в отказе включить его в состав Общественной палаты РФ. Впрочем, в последние месяцы эти отношения нормализовались и даже активизировались.

Владеет виллой в Швейцарии
Материал от 2009 года

[...] Человек, который больше двадцати лет дружил с отцом Кириллом, Вадим Мельников в свое время был консулом представительства СССР в Женеве.:
...
- Вы не интересовались у него, почему он стал монахом?

Кирилл говорил, что его к этому шагу подтолкнул митрополит Никодим - его учитель и наставник. Кирилл ведь с детства рос верующим мальчиком. В школе отказался вступать в пионеры, не стал и комсомольцем. Потом судьба свела его с Никодимом. Тот, в свою очередь, и посоветовал ему поступить в семинарию. А потом наставник сказал: “Если хочешь достигнуть высокого поста, значит, надо быть монахом”.

Вы успели познакомиться с митрополитом Никодимом?

Да, мы познакомились в Женеве. Он приезжал туда в составе делегации. Кирилл предупредил его, что я консул, но имею отношение к спецслужбам. Я боялся этой встречи, знал, что Никодим с ненавистью относился к органам. Но, как ни странно, первое, что произнес митрополит при знакомстве: “Все, Вадим Алексеевич, вы с нами, с нами!”.
...
- Отец Кирилл всегда стремился к власти?

Да, и не скрывал. Но это естественно! Если ты офицер, почему бы тебе не быть генералом!
...
Cупруга Мельникова Тамара Константиновна.

Он вообще-то добрый был, Кирилл. Когда мой муж разбил свою машину, он ему тысячу франков дал на ремонт. [середина 1970-х. К.Ру]. Причем когда мы пытались вернуть долг, Кирилл наотрез отказался! [...]

Аскеза Патриарха Кирилла. Он носит часы за 30 тыс. евро. Фото
Ремешок часов сделан из кожи крокодила (материал 2009 года)


Предоставляем фото как доказательство того, что часы Breguet действительно пренадлежат Патриарху Кириллу. Кадры были сделаны в тот момент, когда Святейший наклонился к иконе.


Часы Breguet

Такая деталь заставляет совсем иначе воспринимать слова Кирилла о необходимости ограничивать потребности своей плоти и помнить об аскезе, которые он произнес в эфире телеканала «Интер». Напомним их: «Очень важно научиться христианской аскезе. Аскеза - это же не жизнь в пещере. Аскеза - это не постоянный пост. Аскеза - это способность регулировать свое потребление, в том числе и идеями и состоянием своего сердца. Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные. Вот ответ церкви. Мы должны научиться управлять своими инстинктами, мы должны научиться управлять своими страстями. И тогда цивилизация, которую мы построим, не будет цивилизацией потребления».

На фоне скандала с "прослушками", Патриарх Кирилл официально благословил генерала Шаманова
"Ваш авторитет будет способствовать укреплению воинского духа и обороноспособности нашего Отечества" (от 2009 года)

История с "утечками" в прессу скандальных переговоров главкома ВДВ генерала Шаманова с подчиненными получила неожиданное развитие. Пока "демократическая общественность" кл

Последние публикации на сопряженные темы

  • Рейтинг русофобов

    Пришествий на страницу: 1389 

  • В феврале будущего года исполнится 10 лет с момента, когда в Храме Христа Спасителя прошла интронизация (торжественное возведение на престол) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Многое он сделал для воцерковления своего народа, для укрепления русской православной церкви и утверждения морального авторитета нашей страны на мировой арене. Многое еще предстоит сделать.

    В феврале будущего года исполнится 10 лет с момента, когда в Храме Христа Спасителя прошла интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Каков был путь религиозного деятеля к патриаршему престолу, почему он решил отказаться от мирской жизни и выбрал служение Богу? Эти вопросы интересуют прихожан и простых обывателей не меньше, чем информация о биографии Патриарха Кирилла, его семье и детях.

    Владимир Гундяеев, а именно так звали будущего Патриарха в миру, родом из Санкт-Петербурга. Рос в многодетной верующей семье. Его отец Михаил был священником, мать Раиса работала учительницей немецкого, пела в церковном хоре. Собственно, там и познакомилась со своим супругом, Михаилом.

    Дед Владимира, Василий Степанович, тоже был христианином, изучал богословскую литературу и оказал большое влияние на становление взглядов своего внука.

    Владимир Гундяеев, а именно так звали будущего Патриарха в миру, родом из Санкт-Петербурга

    О том, что изберет путь служения Господу, Володя знал с самого детства. Все к этому шло. Даже был знак свыше. Когда маленький Вова случайно прошел Царскими Вратами, что считается грехом, настоятель церкви, узнав об этом, отшутился, дескать, мальчик станет архиереем.

    Владимир Гундяеев рос упрямым и своенравным. Будучи противником коммунистического режима, он отказался носить пионерский галстук. Проблемы со школьным руководством на учебе не отражались: учился Владимир хорошо, много читал.

    Владимир Гундяеев рос упрямым и своенравным

    В 1962 году, после того, как окончил “восьмилетку”, Гундяеев пошел работать картографом в экологическую экспедицию, параллельно занимаясь в школе рабочей молодежи. Его семья жила бедно, на отца за служение был наложен немыслимый по тем временам штраф, более 100 тысяч рублей, поэтому родные Владимира очень нуждались в деньгах и юноша пытался помогать им как мог.

    В одном из интервью Патриарх признался, что всегда вспоминает тот период, сопряженный с трудностями и испытаниями, с теплотой и большой благодарностью Всевышнему, ведь это было время его становления.

    Религиозное образование

    Спустя 3 года Владимир поступает в духовную семинарию, затем обучение проходит в академии. В апреле 1969 года 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг. Его нарекают Кириллом и рукополагают в иеродиакона, позже — в иеромонаха.

    Будущему священнику за год приходится сдавать по два курса, но у него все получается, и академию он заканчивает с отличием. Кириллу даже присваивают степень кандидата богословских наук.

    В апреле 1969 года 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг

    Важное для себя решение, принять постриг, он сделал осознанно и позже назвал его Божьим Перстом. Это событие сказывается на всей последующей биографии будущего Патриарха Кирилла, его семьей становится церковь, академия, детьми — прихожане.

    Он продолжает работу в Духовной Академии, стремительно получая сан за саном. Несколько лет Кирилл трудится здесь в качестве ректора, совмещая должность с преподавательской деятельностью и председательством Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

    Он продолжает работу в Духовной Академии, стремительно получая сан за саном

    Пишет книги и публикации, выступает с докладами. В 30 лет становится епископом. Но советским чиновникам его активная деятельность приходится не по душе.

    В 1984 году Кирилла переводят на службу в Смоленскую и Калининградскую епархии, которыми он впоследствии управлял четверть века. В 1991 году получает сан митрополита. Позже Патриарх не раз подчёркивал, что именно эта служба повлияла на его окончательное формирование и привела к Патриаршему престолу.

    1. Один из самых популярных в сети запросов — о биографии и личной жизни Патриарха Кирилла, его семье и детях. Пользователи также часто ищут фото жены Святейшего и, конечно, ничего не находят. Патриарх отказался от личной жизни во имя служения Господу Богу.
    2. Патриарх Кирилл стал первым в России Патриархом, рожденным в Советском Союзе.
    3. Телепрограмма “Слово пастыря”, которая выходит на Первом канале уже почти 25 лет, — авторская передача Патриарха. Он ее создатель и ведущий.
    4. Кирилл тренируется на самолете “МиГ” и является единственным в мире Патриархом, владеющим навыками летчика.
    5. Патриарх выступает противником суррогатного материнства и не раз высказывался против абортов.
    6. Святейший увлекается горными и водными лыжами, мечтает о полете в космос.
    7. Не раз доброе имя Кирилла пытались запятнать недоброжелатели. Скандалы получили широкую общественную огласку, но за Патриарха вступились религиозные деятели России, заявив, что все сплетни нацелены на то, чтобы испортить репутацию РПЦ. Кирилл также назвал все обвинения в свой адрес абсолютной провокацией.