Презентация на тему ткани живых организмов. Растительные и животные ткани

Презентация разработана для проведения урока биологии в 8 классе, раздел "Общий обзор организма человека", содержит не только материал для базового изучения биологии, а также для углубленного изучения. Может быть полезна старшеклассникам и выпускникам в процессе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. В презентации широко представлены примеры разных типов тканей и их описание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ткани организма человека Учитель биологии МКОУ СОШ №1 г. Лиски Воронежской области Подвигина Н. М.

Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Ткани организма человека Эпителиальная Мышечная Соединительная Нервная

Эпителиальные ткани В эпителиях почти нет межклеточного вещества, а клетки тесно и прочно соединены друг с другом. К лежащим под ними тканям эпителии прочно прикрепляются базальной мембраной - плотной пластинкой из белковых волокон. Различают покровные эпителии (однослойные и многослойные), основная функция которых - барьерная, и железистые эпителии, осуществляющие секреторную функцию. Расположение эпителия

Однослойные эпителии Внутренняя стенка кровеносного капилляра Внутренняя выстилка почечного канальца Внутренняя слизистая оболочка трахеи

Многослойные эпителии Наружный слой кожи Внутренняя слизистая оболочка пищевода

Железистый эпителий Железы - это органы (или их части) или отдельные клетки, основная функция которых - образование и выделение (секреция) определенных веществ. Железы внешней секреции (экзокринные) выводят вещества во внешнюю среду: на поверхность тела или в просвет полых органов. Железы внутренней секреции (эндокринные) выделяют вещества (гормоны) во внутреннюю среду - в кровь. Схема строения железы внутренней секреции Схема строения железы внешней секреции

Железистый эпителий В поджелудочной железе есть и экзо- и эндокринные части, поэтому ее называют железой смешанной секреции.

Кубический эпителий

Мерцательный эпителий

Цилиндрический эпителий

Плоский эпителий

Соединительные ткани Для соединительных тканей типично сильное развитие межклеточного вещества. От его свойств во многом зависят механические свойства многочисленных разновидностей соединительных тканей, общая функция которых - объединение всех других тканей и органов и создание для них опоры.

Плотная волокнистая ткань Плотная волокнистая соединительная ткань образует сухожилия мышц, связки, наружные оболочки органов. Плотное расположение белковых волокон придает ей большую прочность.

Рыхлая волокнистая ткань Рыхлая волокнистая соединительная ткань присутствует во всех органах, объединяя их элементы.

Жировая ткань Жировая ткань образует слой под кожей и прослойки между внутренними органами. Содержит жировые клетки, практически полностью заполненные большой каплей жира.

Кровь и лимфа Кровь и лимфа имеют жидкое межклеточное вещество (плазму). Поэтому они могут двигаться по сосудам, перенося вещества между различными участками организма.

КОСТНАЯ ТКАНЬ Межклеточное вещество костной ткани твердое за счет отложения кристаллов солей кальция. Хрящевая ткань обладает высокой упругостью.

Срез трубчатой кости

Хрящевая ткань Хрящевая ткань обладает высокой упругостью. Гиалиновый хрящ Эластический хрящ

Мышечные ткани Основное свойство этих тканей - сократимость - способность к напряжению и укорочению. Это свойство обеспечивается клеточными сократительными белками. Различают гладкую, сердечную и скелетную мышечные ткани. Две последние называют поперечнополосатыми, потому что в них сократительные белки упорядочены так, что под микроскопом мышечные волокна выглядят исчерченными. Работа сократительных белков

Поперечнополосатая мышечная ткань Сократительные белки собраны в пучки и уложены вдоль одной оси с чередованием актина и миозина.

Поперечнополосатая мышечная ткань Составляет основу скелетных мышц, обеспечивая движения тела, а также дыхание и ряд других функций. Содержит длинные (до 10 см и более) мышечные волокна, образованные путем слияния отдельных клеток. Эти волокна изолированы друг от друга и могут сокращаться порознь. Поэтому сила сокращения скелетных мышц может плавно регулироваться за счет изменения числа волокон, включенных в сокращение.

Гладкая мышечная ткань Сократительные белки расположены в разных направлениях.

Гладкая мышечная ткань Гладкая мышечная ткань расположена во многих органах и обеспечивает продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту, мочеиспускание, сужение бронхов и кровеносных сосудов, а также другие функции. Гладкомышечные клетки имеют вытянутую форму и обычно объединяются друг с другом в пучки.

Сердечная мышечная ткань Образует сердечную мышцу - «двигатель» кровообращения. Клетки этой ткани объединены в разветвленные, взаимосвязанные волокна. Благодаря такому строению сердечная мышца сокращается как единое целое, что очень важно для нормальной работы сердца.

Нервная ткань Нервная ткань образует нервную систему и обеспечивает нервную регуляцию функций организма. Она содержит два основных типа клеток: нервные клетки (нейроны) и клетки-спутники (клетки нейроглии).

Нервная ткань Нервные клетки (нейроны) осуществляют прием, обработку и передачу информации. Нейрон состоит из тела и отростков. Дендриты - отростки, передающие информацию к телу нейрона. Аксон - отросток, передающий информацию от тела нейрона. Функциональные типы нейронов: 1. Чувствительные нейроны осуществляют прием информации. 2. Вставочные нейроны составляют около 99% всех нервных клеток и обеспечивают обработку информации. 3. Двигательные нейроны передают сигналы к исполнительным органам.

Нервная ткань Клетки-спутники (клетки нейроглии) обеспечивают опору, защиту и питание нейронов. Они также участвуют в образовании нервных волокон.

Синапсы Передача информации от нейрона к нейрону или к другой клетке осуществляется химическими веществами (медиаторами) через особые межклеточные соединения - синапсы. Синаптические пузырьки заполнены медиаторами. Между мембранами соседних нейронов находится синаптическая щель. В ней плавают ионы натрия. При возбуждении нейрона синаптические пузырьки отделяются от трубочек и движутся к наружной мембране нейрона. Достигнув ее, они вскрываются, и их содержимое (медиатор) попадает в синаптическую щель. Медиаторы "доплывают" до мембраны соседней клетки и "открывают" натриевые каналы. Ионы Na + устремляются внутрь соседнего нейрона, вызывая изменение его заряда.


Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Классификация тканей в организме человека: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Рассмотрение видов растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, адсорбционная, ассимиляционная, проводящая, секреторная и аэренхима.

    презентация , добавлен 24.05.2015

    Общая характеристика тканей человека: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Репаративная регенерация как процесс восстановления тканей при их повреждении. Нейрон как функциональная единица нервной системы. Роль и значение мышечной ткани.

    презентация , добавлен 18.05.2014

    Эпителиальная ткань, ее регенерационная способность. Соединительные ткани, участвующие в поддержании гомеостаза внутренней среды. Клетки кровы и лимфы. Поперечнополосатые и сердечные мышечные ткани. Функции нервных клеток и тканей животных организмов.

    реферат , добавлен 16.01.2015

    Виды, функции и особенности тканей. Эпителиальная, соединительная и нервная ткань. Понятие и функции клетки. Связь человека и всех живых существ между собой соединительными структурами. Питание и обмен веществ клетки. Кровь как внутренняя среда организма.

    конспект урока , добавлен 22.01.2011

    История систематического изучения закономерностей эволюции тканей. Теория параллелизма гистологических структур. Теория дивергентной эволюции тканей. Теория филэмбриогенеза в гистологии. Эпителиальная, производные мезенхимы, мышечная и нервная ткань.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Изучение видов тканей внутренней среды – комплекса тканей, образующих внутреннюю среду организма и поддерживающих ее постоянство. Соединительная ткань – главная опора организма. Трофическая, опорно-механическая, защитная функция ткани внутренней среды.

    презентация , добавлен 12.05.2011

    Функции и строение эпителия, регенерация его клеток. Типы соединительной ткани, преобладание межклеточного вещества над клетками. Химический состав и физические свойства межклеточного вещества. Костная, жировая, хрящевая, мышечная и нервная ткани.

    Слайд 1

    Ткани и органы

    Слайд 2

    Ткань
    это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением.

    Слайд 3

    Эпителиальные ткани их строение и функции

    Эпителий
    однослойный
    многослойный
    железистый

    Слайд 4

    Эпителий его характерные черты строения
    Покрывает тело, выстилает полости, образует железы Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества нет Лишена кровеносных сосудов Клетки расположены на базальной мембране Высокая способность к регенерации

    Слайд 5

    Однослойный эпителий
    ПЛОСКИЙ
    КУБИЧЕСКИЙ

    Слайд 6

    Многослойный эпителий
    Клетки располагаются в несколько слоёв.

    Слайд 7

    Железистый эпителий
    Железистые клетки вырабатывают секрет

    Слайд 8

    Эпителиальные ткани их функции
    Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой (кожа).
    Эпителиальная ткань участвует в секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).

    Слайд 9

    Соединительные ткани их строение и функции
    костная
    хрящевая
    волокнистая
    жировая
    кровь и лимфа

    Слайд 10

    Соединительная ткань ее характерные черты строения
    Состоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов. Межклеточное вещество очень хорошо выражено.

    Слайд 11

    Костная соединительная ткань
    ОБРАЗУЕТ: кости скелета ФУНКЦИИ: Опорная, двигательная, защитная СТРОЕНИЕ: Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество – неорганические соли и белок оссеин.

    Слайд 12


    СТРОЕНИЕ: Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества ОБРАЗУЕТ: Собственно кожу, сухожилия, связки ФУНКЦИИ: Покровная, защитная, двигательная
    Плотная волокнистая
    Рыхлая волокнистая
    СТРОЕНИЕ: Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся м/у собой. ОБРАЗУЕТ: Подкожную жировую клетчатку. ФУНКЦИИ: Заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела.

    Слайд 13

    Волокнистая соединительная ткань

    Слайд 14

    Жировая соединительная ткань
    Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции. Жировая ткань делится на два типа: белую и бурую.

    Слайд 15

    Хрящевая соединительная ткань
    СТРОЕНИЕ: Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное
    МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов
    ФУНКЦИИ: Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей

    Слайд 16

    Жидкая соединительная ткань
    Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген)

    Слайд 17

    Жидкая соединительная ткань
    Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная)
    ФУНКЦИИ

    Слайд 18

    Мышечные ткани классификация
    скелетная
    Гладкая
    сердечная
    Мышечные ткани
    Поперечно –полосатая

    Слайд 19

    Свойства мышечной ткани
    Возбудимость Проводимость Сократимость

    Слайд 20


    Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких см) и диаметр 50-100 мкм; Клетки многоядерные, до 100 ядер;

    Слайд 21

    Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления. Ее деятельность управляется по воле человека. Входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.
    Поперечно- полосатая скелетная
    В световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок.

    Слайд 22


    Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения - вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца.

    Слайд 23

    Поперечно- полосатая сердечная
    Особым свойством этой ткани является автоматия - способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

    Слайд 24

    Гладкая мышечная ткань
    Состоит из одноядерных клеток - миоцитов веретеновидной формы длиной 20 - 500 мкм. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной. Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта.

    Слайд 25

    Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности.
    Гладкая мышечная ткань

    Слайд 26

    Нервная ткань
    Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии.
    Обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.

    Тема: Ткани живых организмов

    Название урока: По дороге с облаками

    Цель : создание условий для усвоения учащимися знаний о разнообразии тканей живых организмов, об отличительных особенностях тканей растений и животных.

    Задачи:

      Создать условия для приобретения знаний об особенностях строения тканей растений и животных;

      Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;

      Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.

    Результаты

    Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения тканей растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.

    Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

    Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клеткок; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации совзаимодействия на уроке

    Организационный момент

    Прозвенел звонок и смолк –
    Начинается урок.
    Вы за парты тихо сели,
    На меня все посмотрели.
    Пожелайте успехов глазами
    И вперед, за новыми знаниями! Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем уроке. Вы готовы к уроку? проверили все ли у вас есть? Тогда начнем.

    Учащиеся проверяют готовность к уроку

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Посмотрите, наша знакомая коробочка и в ней что-то есть! А вот и записка «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке?» Ткань? Вы знаете зачем она здесь? Ваши предположения. Объясните, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях.

    Все многоклеточные организмы состоят из тканей. Ткани есть и у растений и у животных.

    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Подумайте и продолжите предложение

    Я знаю что - ...

    Я хочу узнать - …

    Сформулируем и запишем тему урока.

    Учащиеся выдвигают гипотезы.

    Запись темы урока

    Диалог учителя с учащимися

    Актуализация знаний

    Чтоб что - то узнать, необходимо вспомнить то, что мы уже знаем и нам это может пригодится.

    В течение всего урока вы будете оценивать себя сами. За каждое выполненное задание вы должны будете выставить себе на листочек либо «+» либо «-». «+» если задание выполнено верно, «-» если неверно. В конце урока мы узнаем какую оценку вы сегодня заработали.

    Внимание у вас на столах ребусы, разгадайте их, назовите что это? (на слайде ребусы, после их отгадывания открываются фото клеток ). Время 4 мин. Если у вас все ребусы решены правильно ставим «+», если есть ошибки «-»

    Что такое клетка? Какие клетки бывают? Чем они отличаются? Найдите животную и растительную клетку .

    Что объединяет клетки с темой нашего урока?

    Ткани они одинаковы и для растений и для животных, или нет? Почему?

    Давайте посмотрим. (на слайде, открываются картинки тканей растений и животных) Как вы думаете, что это? Это ткани. Вы можете сейчас сказать где растительные, где животные ткани? Что нам необходимо сделать, чтобы узнать? Как мы будем узнавать? Откуда мы можем узнать?

    Решение ребусов

    самопроверка

    Работа с вопросами, у доски

    Работа в парах

    Ответы у доски

    Изучение нового материала

    Первичное усвоение новых знаний.

    Для начала выясним что такое ткань?

    Физ.минутка

    Давайте познакомимся с растительными тканями. На столах листочки. Прочитайте вопросы на которые вы должны будете ответить после просмотра фрагмента. (фрагмент).

    Какие ткани вы увидели?

    Назовите ткань, которая защищает органы растения от повреждений.(покровная )

    Назовите ткань в которой клетки делятся, обеспечивая рост растения. (образовательная )

    Проводит воду и органические вещества (проводящая )

    Придает опору растению и его органам (механическая)

    Образует и накапливает питательные вещества (основная) Не забываем оценивать себя.

    Познакомимся поближе с животными тканями (фрагмент )

    Ткань выстилает внутренние полости и полость рта, защищает от воздействия окружающей среды (эпителиальные )

    Ткани с большим количеством межклеточного вещества, к ней можно отнести кровь, хрящевую, костную ткань. (соединительная )

    Клетки этой ткани имеют отростки различной длины (нервная )

    Ткань обеспечивает движение организма (мышечная )

    Предположения, работа с учебником с.

    запись определения в тетрадь

    Смотрят фрагмент,

    работа по вопросам

    самопроверка

    Работа с учебником, определением

    Первичная проверка понимания

    Что же такое ткань биологическая? Чем она отличается от нашей?

    Мы познакомились с тканями, теперь давайте составим кластер на тему урока. Открыли учебник п. 5. стр. 22-23 Молодцы!

    Работа с учебником по составлению кластера

    самопроверка

    Первичное закрепление.

    Вернемся к нашим тканям. Назовите какая это ткань растительная или животная?

    Работа с картинками на узнавание ткани.

    Домашнее задание

    п. 5 пересказ. Проект «Ткани»

    Рефлексия

    Наш урок подходит к концу. Выскажи свое мнение о работе на уроке:

    Я раньше не знал, что….

    Мне было интересно…

    Для меня было сложно понять….

    Я научился (лась)...

    Я хочу пожелать всем вам и нашим гостям (слайд)

    Учащиеся делятся впечатлениями от урока.

    самоанализ