Макс Вебер: биография, основные идеи. Биография макса вебера

Максимилиан Карл Эмиль Вебер - немецкий социолог и политический экономист. Наиболее известен своим тезисом о «протестантской этике», связи протестантизма с капитализмом и размышлениями о бюрократии. Его глубокое влияние на социологическую теорию обусловлено его требовательностью к научной объективности и анализом мотивов человеческих поступков.

Ранняя биография

Макс Вебер родился 21.04.1864 в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из 7 детей Хелен и Макса Вебера. Отец был состоятельным либеральным политиком, который вскоре присоединился к более лояльным про-бисмаркским «национал-либералам». Семья переехала из Эрфурта в Берлин, где Вебер-старший стал членом прусской палаты депутатов (1868-97) и Рейхстага (1872-84). Он вошел в берлинский высший свет и принимал у себя видных политиков и ученых.

Мать социолога воспитывалась в строгих кальвинистских традициях. Хотя постепенно ее отношение к религии становилось более терпимым, пуританская мораль осталась с ней навсегда. мужа отдалила ее от него, особенно когда тот не поддержал ее длительный траур после смерти двух их детей. В свою очередь, отец традиционно авторитарно обращался со своей семьей и требовал абсолютного подчинения. По-видимому, мрачная обстановка в семье Макса Вебера и конфликт его родителей стали причинами душевных страданий, которые преследовали его во взрослой жизни.

Годы учебы

Вебер покинул дом, чтобы в 1882 году поступить в Гейдельбергский университет. Через 2 года он прервал учебу, чтобы год провести на военной службе в Страсбурге. За это время он сблизился с семьей своей тети Иды Баумгартен и ее мужем-историком, оказавшим глубокое влияние на интеллектуальное развитие Вебера.

Однако по окончании службы в армии отец попросил его продолжить учебу в Берлинском университете, чтобы тот мог изучать юриспруденцию и экономическую историю, живя дома. Возможно потому, что он считал влияние Баумгартенов подрывным. С 1884 г. до брака в 1893 г. Вебер покидал дом только на семестр обучения в Геттингене в 1885 г. и несколько раз для несения военной службы.

Начало карьеры

Таким образом, большую часть своей ранней биографии Макс Вебер жил в доме родителей, где он постоянно находился в центре семейного конфликта. Поскольку он одновременно стажировался помощником юриста и в университете, то до осени 1893 г. не мог позволить себе жить отдельно. В то время он получил временную должность преподавателя юриспруденции в Берлинском университете и женился на троюродной сестре Марианне Шнитгер.

После свадьбы и возвращения в Берлин в 1894 г. Вебер много и усердно работал. Только такой дисциплинированный труд, по его мнению, мог преодолеть его лень и предотвратить эмоциональный и духовный кризис.

Способность Вебера к напряженной интеллектуальной работе и его неоспоримый талант стали причинами стремительного роста его профессиональной карьеры. Спустя год, после назначения в Берлине он стал профессором политической экономии во Фрайбурге, а в 1896 г. получил аналогичное место в Гейдельберге.

Его научная работа была посвящена аграрной истории Древнего Рима и эволюции средневековых торговых обществ. Затем Вебер произвел всесторонний анализ аграрных проблем Восточной Германии для одного из самых важных академических обществ страны - Союза социальной политики. Также он написал эссе о немецкой бирже и социальном упадке античной цивилизации.

Ранняя биография Макса Вебера отмечена политической активностью - он сотрудничал с лево-либеральным протестантским социальным союзом.

Речь во Фрайбурге

Кульминацией ранней научной карьеры Вебера была его инаугурационная речь во Фрайбурге 1895 года, в которой результаты его 5 лет исследований аграрных проблем Германии к востоку от Эльбы стали обвинительным актом исторически устаревшей юнкерской аристократии. Однако, по его мнению, существующие либеральные партии не могли бросить им вызов. Рабочий класс также не был готов принять ответственность на себя. Только нация в целом политически созревшая благодаря сознательной политике заморской имперской экспансии, могла привести Германию к уровню политической зрелости, достигнутому французами в революционную и наполеоновскую эпохи и англичан в ходе их имперской экспансии в XIX ​​в. В этом отношении Фрейбургская речь продвигала идеологию «либерального империализма», привлекая поддержку таких важных либеральных публицистов, как Фридрих Науман и Ханс Дельбрюк.

После смерти отца в августе 1897 г. биография Макса Вебера отмечена началом проблем с нервной системой. Его возвращение к преподаванию осенью привело к кратковременной передышке, которая закончилась в начале 1898 г. первыми признаками нервного срыва, которые сделал его неработоспособным между 1898 и 1903 годами. В течение 5 лет он периодически попадал в лечебные учреждения, страдая внезапными рецидивами после медленного выздоровления и тщетных усилий разорвать эти циклы путешествиями. В разгар болезни он оставил преподавание в Гейдельберге.

Поздние работы

В 1903 г. Вебер смог возобновить научную деятельность, а наследство, полученное в 1907 г., сделало его финансово независимым. Он не преподавал до конца I мировой войны. Характер его самой важной работы после частичного выздоровления предполагает, что его длительная болезнь привела его к блестящему пониманию взаимоотношений кальвинистской морали и компульсивного труда, в отношениях между различными религиозными этиками и социально-экономическими процессами и многих других важных вопросов. Свой самый значимый труд он писал в течение 17 лет между пиком болезни и смертью.

Интеллектуальную широту социологии Вебера трудно переоценить. Он превзошел достижения таких предшественников, как Карл Маркс и Неудовлетворенный интеллектуальными традициями социальных наук и права в немецких и западных университетах, Вебер стремился разработать научный подход, который бы позволил преодолеть их недостатки. Хотя он никогда полностью не определял систематическую исследовательскую программу, объясняющую его сравнительную методологию, его очерки об историческом развитии восточного и западного обществ позволяют составить о нем общее представление. Вебер продемонстрировал, что сравнительный метод имеет важное значение, поскольку поведение институтов в обществах невозможно понять изолированно. Даже его популярная работа о связи между пуританством и развитием капитализма на Западе не может быть полностью понята без ссылки на его труды о подобных институтах - например, исследования азиатских религий и древнего иудаизма.

В рамках подготовки к написанию своего главного сочинения, которое он так никогда и не завершил, немецкий философ создал идеальный тип - методологический инструмент для сравнительной социологии. Вебер, анализируя историю западных обществ, сосредоточился на рационализме как на уникальной и центральной силе, формирующей все западные институты, включая экономику, политику, религию, семью, слои общества и музыку. Эти типологии оказали решающее влияние на развитие последующих, более специализированных социологических запросов.

Социология религии

«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-05) - самая известная и наиболее противоречивая работа Вебера, которая иллюстрирует общую тенденцию его мышления. Вначале автор отмечает статистическую корреляцию в Германии успеха капиталистических предприятий с протестантским фоном. Затем он относит эту связь к случайным психологическим последствиям представлений о предопределенности и призвании пуританского богословия. Формулировка Кальвина доктрины предопределенности говорит о том, что грешное человечество не может знать ни того, почему, ни того, на кого распространяется божья милость спасения. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер предположил, что психологическая незащищенность, которую эта доктрина навязывала верующим в адское пламя, привела к поиску признаков, указывающих на направление Божьей воли, в повседневной жизни. Следствием этого стала этика непрестанной приверженности своему мирскому призванию (любой провал указывал бы на то, что благодать была под вопросом) и аскетическое воздержание от удовольствия от прибыли, полученной в результате такого труда. Практическим результатом таких убеждений и практик было, по теории Макса Вебера, максимально быстрое накопление капитала.

Немецкий социолог опубликовал свою диссертацию по протестантской этике в журнале, который начал редактировать, Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. С 1905 по 1910 год Вебер публиковал критику своей диссертации и ответы на нее. Он не опровергал того, что высокоразвитые капиталистические предприятия существовали за столетия до Кальвина. Вебер также знал о других предпосылках как материальных, так и психологических, которые способствовали развитию современного капитализма. Он отвечал на эти замечания тем, что до кальвинизма капиталистическое предприятие и накопление богатства всегда пассивно или активно подвергались враждебному отношению со стороны религиозного строя. Если некоторые капиталисты в силу своего скептицизма могли избежать чувства вины, которое диктует религиозный этос, фактом является то, что ни одна другая религиозная традиция никогда не заставляла людей видеть в накоплении капитала (экономии) знак вечной благодати Бога.

Пуритане, согласно Веберу, добровольно приняли плащ мирского аскетизма как средство облегчения иначе невыносимого духовного бремени. Тем не менее таким образом они помогли создать огромную структуру современного экономического института, которая продолжала предопределять жизнь и ценности всех, кто родился в ней.

Политика и правительство

Примерно в то время, когда он публиковал свою работу о протестантской этике, немецкая культура среднего класса, в которой воспитывался Вебер, испытала первые спазмы распада. Протестантская мораль, принятая им в качестве неотъемлемой судьбы, подверглась нападению со стороны молодежного движения, авангардных литературных кругов, в центре которых были поэт Стефане Георге, неоромантик Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, а также славянских культурных идеалов, примером которых являются произведения Льва Толстого и Федора Достоевского. Немецкий философ провел решающее разграничение между харизматическими, традиционными и правовыми формами власти, что нашло отражение в позже опубликованной работе Вебера «Политика как призвание и профессия».

Или харизма относится к дару духовного вдохновения, лежащему в основе власти религиозных пророков или экстраординарных политических лидеров. В изучении харизмы Вебер касался тем, которые впервые затронул Ницше.

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

У истоков Веймарской республики

В последние годы жизни Макс Вебер оказал значительное влияние на современников, когда с 1916 по 1918 год решительно выступил против захватнических военных целей Германии и в пользу укрепления парламента. Он храбро отстаивал трезвость в политике и преподавании против апокалипсических настроений правых студентов в первые месяцы после поражения Германии в Первой мировой войне.

В 1919 г. увидела свет работа Вебера «Политика как призвание и профессия», в которой он определил государство как институт, обладающий монополией на насилие.

После участия в создании новой конституции и Демократической партии Германии, Вебер заболел гриппом и умер от пневмонии в июне 1920 года.

Наследие

Немецкий социолог имел большое влияние на своих коллег, многие из которых были его друзьями в Гейдельберге или Берлине. Однако основные работы Макса Вебера не печатались в книжной форме, а только в специализированных журналах, поэтому широкую известность они приобрели только после его смерти. Единственными исключениями была его формулировка в 1895 году «либерального империализма», его широко обсуждавшийся тезис о протестантизме и капитализме и его критика немецкой внешней и внутренней политики во время Первой мировой войны на страницах Frankfurter Zeitung, которая стимулировала либеральные настроения против военных планов правительства и привела к тому, что генерал считал Вебера предателем.

В заключение

В целом величайшей заслугой немецкого философа является то, что он привел общественные науки в Германии, которые до того занимались в основном национальных проблем, к прямой критической конфронтации с международными гигантами европейской мысли XIX века Марксом и Ницше. Благодаря этому Вебер помог создать методологию и литературу, занимающуюся социологией религии, политических партий и экономики, а также начать исследования формальных организаций, поведения малых групп и философии истории.

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.



Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. Целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. Ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. Аффективное - определяется эмоциями;

4. Традиционное - определяется традицией или привычкой

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимализация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; 3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Макс Вебер - один из тех деятелей, которые официально считаются основоположниками серьезной социологической науки (наряду с и Эмилем Дюркгеймом). Однако взгляды и научные труды оказали влияние и на ряд других общественных наук, а многие концепции лидерства и управления (так называемые «идеальные типы господства», то есть власти) до сих пор остаются актуальными в политической сфере.

Детство и юность

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (таково полное имя социолога) родился 21 апреля 1964 года в немецком городе Эрфурте. Мальчик стал старшим сыном в семье, после него родились еще шесть детей (по другой информации - восемь, но двое умерли в младенчестве).

Отец Максимилиана Вебера занимал государственный пост, а также состоял в национал-либеральной партии. Благодаря этому в доме Веберов часто собирались видные политические деятели, ученые, представители местной власти.

Мальчик рос в атмосфере политических дискуссий, разнообразных мнений и интеллигентных споров по самым различным вопросам, что не могло не сказаться на формировании его собственных взглядов на мир. Однажды, будучи подростком, Максимилиан подготовил родителям необычный рождественский подарок - самостоятельно написанные исторические эссе.

А вот традиционные занятия с преподавателями оставляли Максимилиана равнодушным: мальчику было скучно на уроках, и он иногда откровенно игнорировал задания учителей, повергая последних в справедливый гнев. Зато уже в подростковом возрасте Макс Вебер прочел отцовскую библиотеку, познакомившись с классической и научной немецкой литературой, а также книгами мировых классиков.


Макс Вебер с братьями

С течением времени отношения Максимилиана с родителями разладились. По мнению юноши, отец излишне тяготел к земным наслаждениям, которые Веберу казались приземленными. Мать же, напротив, придерживалась идей кальвинизма (основоположником которых стал богослов ) и стремилась к полной аскезе.

В 1882-м Максимилиан Вебер поступил в Гейдельбергский университет, выбрав для изучения юриспруденцию. Немногим позднее юношу перевели в Берлинский университет. Первые годы, как признавался Макс Вебер, он не пренебрегал веселыми студенческими посиделками с пивом, а также увлекался фехтованием.


Однако это не мешало успехам в учебе, и вскоре молодой человек даже начал подрабатывать помощником адвоката, набираясь практического опыта. В 1886 году Вебер выдержал экзамен, позволивший молодому человеку работать самостоятельно.

Тремя годами позднее Макс Вебер стал доктором юридических наук, защитив диссертацию. После этого Вебер продолжил изучать международное право и готовить еще одну диссертацию на рассмотрение ученого совета. Параллельно Максимилиан получил место преподавателя в Берлинском университете. Также молодой человек давал консультации по юридическим вопросам.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к "Союзу социальной политики", где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.


В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.


В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.


В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.


Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.


Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Личная жизнь

Макс Вебер был женат. Супругой ученого стала дальняя родственница по имени Марианна Шнитгер. Женщина разделяла интерес супруга к науке и сама всерьез изучала социологию, теорию социальных действий и даже занималась защитой прав женщин.


Примечательно, что о личной жизни Макса Вебера ходило множество слухов: поговаривали, что супруги сохраняют чистоту и не прикасаются друг к другу, а отношения строят исключительно на уважении и общности интересов. Детей в этом браке не было.

Смерть


Ученый подхватил «испанку» - сильнейший грипп, который осложнился пневмонией. От последней Вебер и скончался.

Библиография

  • 1889 - "История коммерческих партнерств в Средневековье"
  • 1891 - "Сельскохозяйственная история Рима и её воздействие на публичное и частное право"
  • 1892 - "Положение сельскохозяйственного труда в Восточной Германии"
  • 1895 - "Национальное государство и экономическая политика"
  • 1920-1921 - "Собрание сочинений по социологии религии"
  • 1921 - "Рациональные и социологические основы музыки"
  • 1924 - "Общая экономическая история"
  • 1925 - "Экономика и общество"
  • 1956 - "Социология государства"

Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения . Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

  • Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
  • Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

  • Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
  • Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
  • Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
  • Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.

Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. Однако эмпирическое социальное действие не является полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.

Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат свою типологию форм господства. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований является капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.

Основным трудом, в котором нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, является «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма. Значение этой работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некоторых ученых, например П. Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым этим великим немецким социологом.

Социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. Наиболее известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, поэтому его социология называется «понимающей».

Вебер вводит в социологию понятие «идеального типа». Последние представляют собой фундаментальные обществоведческие понятия, нс являющиеся копией социальной действительности, но сконструированные из элементов этой действительности в качестве метода ее познания. Идеальный тип (определение) должен соответствовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается этими идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предмет социологии по Веберу

Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, — писал Вебер, — мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий: 1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств). В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:

  • в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);
  • в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);
  • в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

  • легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
  • харизматический , при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);
  • традиционный , при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Важнейшей процедурой социолога является интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических наблюдений. Она предполагает наличие в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического материала, социолог, по сути, конструирует свои оценки, в которые входят его установки. Оценка становится субъективной, поэтому встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер считает, что такие ценности (и установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к которым стремятся элиты и народы. Таким образом, Вебер отказывается от позитивистского и марксистского подхода к анализу социальной действительности.