Где находились содом и гоморра на карте. Запретная археология содом и гоморра

Население которых отличалось крайней распущенностью нравов, в частности — развратом и жестокостью к иноземцам. Точное его расположение до сих пор не установлено, хотя, согласно Библии, город располагался на юго-восточной границе Ханаанской земли (Быт. 10:19; 13:12).

Библия о Содоме и Гоморре

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть ещё здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (Быт.19)

Историко-географические данные

Содом — переводится как «горящий». Гоморра — переводится как «переполненный водой» или «погружённый».

Содом и Гоморра — два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Пять городов окрестности Иорданской — Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим (Цевоим). Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».

Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится :

«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое». Бытие 14:1-3

Что собой представляла эта местность?

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская». Бытие 13:10

Бытие 14:10 «В долине же Сиддим было много смоляных ям».

Библия о жителях Содомы и Гоморры

Злы и весьма грешны: Бытие 13:13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Бытие 18:20-21

В городах этих не нашлось десяти праведников, ради которых Бог не истребил бы эти города: Бытие 18:23-32.

Горды, пресыщены, праздны, немилосердны и совершающие мерзости: Иезекииль 16:48-50

«Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их».

Гордятся своим грехом: Исаия 3:9

«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».

Сексуальный разврат достиг апогея в Содоме и Гоморре: Бытие 19:4-9.

Уничтожение Содома и Гоморры

Нечестие и беззаконие жителей Содома и Гоморры привело к испепелению этих городов. Картина уничтожения Содома и Гоморры описана в Бытии 19:15-26.

Особо нужно обратить внимание на картину уничтожения городов: Бытие 19:24-25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Также

«И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот». Бытие 19:27-29

Отношение Лота к случившемуся описано в Бытии 19:30 «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».

Известно, что в долине Сиддим находилось пять городов: Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим. Сколько же городов было уничтожено в тот день: два, три, четрыре или все пять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочесть историю выведения семьи Лота из Содома: Бытие 19:15-26.

Во-первых, особое внимание нужно обратить на разговор Лота и ангелов (Бытие 19:15-22)

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор».

По замыслу Бога все пять городов долины Сиддим должны были быть уничтожены огнём и серой. По этой причине ангелы предупредили Лота, чтобы он не останавливался ни в одном городе окрестности Иорданской, а бежал в горы:

«Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (стих 17).

Лот опасался не успеть убежать в горы и просил ангелов разрешить ему укрыться в Сигоре — одном из пяти городов долины Сиддим. Ангелы пообещали Лоту, что Сигор не будет уничтожен ради него: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (стих 21).

Во-вторых, следует обратить внимание на стихи 23-25:

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли».

Здесь описывается уничтожение Содома, Гоморры, а также всей окрестности Иорданской, за исключением Сигора. Таким образом мы видим, что кроме Содома и Гоморры в тот день было уничтожено ещё два города.

Об этом же повествует отрывок из книги Второзаконие 29:23

«...сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

Видео: Содом и Гоморра (27 мин)

Майкл Руд анализирует Библейскую историю о Содоме и Гоморре, приводя доказательства, факты, аргументы, интерпретации и гипотезы на месте событий. Это увлекательный рассказ об Аврааме, его племяннике, праведном Лоте, и его спасении Ангелами Господними, городах Содоме и Гоморре и их гибели. Рассказ сопровождается историческими экскурсами, инсценировками событий, интервью с обычными людьми.

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Почти каждый человек, даже не читавший Библию, слышал о Содоме и Гоморре — городах, которые по воле Бога были стерты с лица земли. Так Бог наказал жителей этих городов за распущенность нравов, разврат и жестокость.

То, что Содом и Гоморра существовали на самом деле, несомненно, подтверждают найденные археологами клинописные тексты с упоминанием о них: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море». А вот что было причиной гибели городов, до сих пор точно не установлено.

СЕРА И ОГОНЬ С НЕБА

Скандально известные города располагались на плодородных землях на берегу Мертвого моря, ранее называвшемся Содомским, во II тысячелетии до н. э. Здесь было все для того, чтобы люди могли жить в достатке. Однако жители работать не хотели и, ведя праздный образ жизни, погрязли в грехе и пороке.

Когда весть об этом дошла до Бога, он в наказание решил уничтожить города вместе с жителями. Господь поделился своими планами с Авраамом, и тот стал просить за невинных праведников, которые могли пострадать вместе с грешниками.

Более всего он ходатайствовал о своем племяннике Лоте, презираемом жителями Содома за то, что не предавался разврату. И Бог послал за Лотом и его семьей ангелов, которые и вывели праведников из города (других не нашлось), запретив оглядываться на гибнущий Содом.

Как только Лот с женой и двумя дочерьми покинули прибежище разврата, на город с небес снизошла лавина огня и пепла: ««И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли».

Жена Лота не смогла не оглянуться, услышав за своей спиной грохот и крики гибнущих людей. И, ослушавшись, тут же превратилась в соляной столб. А Лот с дочерьми продолжил свой путь и, поднявшись на гору, увидел, что на месте процветающих городов дымилась равнина, покрытая горячим пеплом...

Название Содом стало нарицательным, от него появилось понятие «содомия» — извращенные половые отношения.

Предположительно пещера, в которой после бегства укрылся Лот с дочерьми, находится недалеко от родника и смотрит прямо на Мертвое море. Здесь же построены церковь и монастырь.

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс с группой археологов установил, что Содом и Гоморра в настоящее время покоятся на дне Мертвого моря.

КОСМИЧЕСКАЯ КАРА

Существует много версий причины гибели Содома и Гоморры. Согласно одной из гипотез, выдвинутых британскими учеными, города были разрушены в результате падения астероида. Основанием для этого предположения стала расшифровка ученым Марком Хэмпсэллом записок шумерского астронома (700 год до н. э.) с Планисферной таблички.

В записке подробно описано, как огромный белый шар стремительно пронесся по небосводу. С помощью компьютеров ученые создали модель неба того времени и определили дату катастрофы. По их мнению, древний астроном наблюдал падение астероида 29 июня 3123 года до н. э.

Это соляной столб на берегу Мертвого моря носит название "Жена Лота"

Им так же удалось установить размеры небесного тела: в поперечнике астероид составлял 800 метров. Хэмпсэлл считает, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с огромным космическим телом.

«ЗЕМНОЕ СБРОСИЛО С ЗЕМЛИ»

Другой английский ученый археолог Харрис считает, что на месте Содома и Гоморры около 5 000 лет назад произошло мощное землетрясение, в результате которого города ушли под воду. Ведь они были построены в месте разлома земной коры: здесь находились два тектонических плато, двигавшихся в противоположные стороны. Это одна из самый сейсмичных зон на планете.

Кроме того, эти города располагались практически «на пороховой бочке», ведь в районе Мертвого моря есть нефтяные и метановые месторождения. Еще в Бытие говорится о «смоляных ямах», имеющихся в долине Сиддим, рядом с Содомом. Когда-то Мертвое море именовалось Асфальтовым, так как в нем плавали огромные глыбы битума, а после землетрясения, видимо, их стало слишком много.

Геолог Дороти Виталиано подтверждает этот факт: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддим примерно за 2 000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».

То есть землетрясение могло стать причиной возникшего масштабного пожара. Известно, что битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы, которая в соединении с горячей соленой водой образует газы, включающие в себя саму серу и сульфид водорода. Воздействие этих газов смертельно для человека. Становится понятно, откуда появилась горящая сера в библейском рассказе.

Возможно, города погубил пожар, а потом очередное землетрясение унесло их на дно моря.

Есть и такое мнение, что Содом и Гоморра погибли во время Всемирного потопа. Спустя какой-то промежуток времени вода отсюда ушла, осталась лишь часть ее в расщелине, где и похоронены библейские города. Эту гипотезу подтверждают следы илистых отложений, найденные в этих местах.

Российский ученый А. Логинов считает, что Содом находился в северной части Мертвого моря и погиб от извержения вулкана. Этой же версии придерживаются и ряд ученых из России и Израиля.

ГОРЕ ОТ УМА

Совсем недавно появилась новая версия исчезновения библейских городов. Эрих фон Дэникен, немецкий путешественник и писатель, считает, что причиной мог стать ядерный взрыв.

Он уверен, что на Содом и Гоморру было сброшено две ядерные бомбы, правда, откуда они взялись и кому это было нужно, писатель не уточняет.

Итак, мощные ядерные взрывы не оставили от городов камня на камне. Лот с семьей спаслись потому, что знали о предстоящей катастрофе и покинули опасную зону. А превращение жены Лота в соляной столб Дэникен объясняет воздействием на человеческий организм радиации. Все живое: люди, животные, растительность — превратилось в пепел, а строения — в руины.

На этом писатель делает вывод, что такая картина может быть только после атомного взрыва. Однако никаких признаков повышенной радиации в этой местности ученым найти не удалось, хотя прошло достаточно времени для того, чтобы она бесследно исчезла.

ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ

Древнегреческий географ Страбон выдвигал свою гипотезу катастрофы. Вот что он писал: «В пользутого, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств. Обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву, реки, распространяющие зловоние, и повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ.

Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям, что некогда здесь было тринадцать населенных городов, из которых главный город — Содом — имел около 60 стадий (примерно 10,6 километра) в окружности.

От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать».

Кроме того, он упоминал, что асфальт, находящийся в Мертвом море, порой выходит на поверхность в виде пузырьков, а с ним выходит еще что-то, от чего все чернеет. Сейчас известно, что именно от сероводорода темнеет металл. А горящий сероводород превращается в серную кислоту. Она-то и лилась с неба вместе с дождем.

Если все это представить, получится картина, достойная фильма ужасов, — все одновременно: землетрясение, пожары и напоследок дождь из серной кислоты...

Галина БЕЛЫШЕВА

После Ноя жил еще один благочестивый человек, которого звали Авраамом. Он был очень богат, у него имелись большие стада коров, верблюдов, овец, в его сундуках имелось много золота и серебра. Авраам не был скупым, корыстным человеком. Он старался делать добро Богу и людям. И во всем слушался Господа. Как-то Бог сказал Аврааму, что очень огорчает Его поведение жителей городов Содома и Гоморры. И хочет Господь Бог истребить их за греховность.

Но в городе Содоме жил племянник Авраама, праведник Лот, человек благочестивый и добрый. И Аврааму не хотелось, чтобы Лот погиб со всеми нечестивыми. Пошел Авраам к Богу просить его о спасении людей.

Начал он так: «Неужели милосердный Бог готов погубить вместе с нечестивыми и праведника? А если в этом городе живут 50 праведников? Их тоже погубить?» Господь отвечал, что не станет он губить город, если в нем живет 50 праведников. Авраам тогда спросил, а если в нем проживает только 45 праведников? И опять Господь сказал, что не погубит такой город. И так в разговоре с Богом Авраам довел число праведников до 10 человек. Но тут уж Господь Бог не выдержал «торгашеского» разговора и ушел. И Авраам ушел тоже.

А вечером в Содом пришли два ангела. У ворот города сидел Лот. Он пригласил их к себе в дом, накормил, напоил и предложил заночевать. В этот момент перед домом Лота собралась толпа злых людей, они требовали, чтобы он выдал им двух незнакомцев, пришедших в их город. Но Лот не захотел выдать гостей разгневанной толпе. Он опасался, что людей, которым он обещал свой кров, растерзают. И предложил собравшимся двух своих незамужних дочерей.

Но толпа бушевала. Пришедшие жители не хотели его слушать, они грозились взломать дверь дома и вывести непрошеных гостей на расправу. Лот остался непреклонен. И вот тогда на его защиту встали ангелы. Когда Лот вошел в дом, за ним закрыли все засовы, а на людей, окруживших его дом и бесновавшихся перед дверями и окнами, внезапно напала слепота. Пришедшие злые люди со стенаниями и плачем отступили.

Тогда ангелы сказали Лоту, чтобы он срочно уходил из дома со всем своим семейством. Они объяснили ему, что Господь, прогневавшийся за греховность на Содом и Гоморру, послал их, ангелов, на землю истребить всех жителей этих городов. Но Лот медлил, не уходил, жалко ему было расставаться с домом, нажитым добром. Тогда ангелы взяли за руки его, его жену и двух его дочерей и вывели из Содома.

Спасай свою душу, - сказал ему один ангел, - не оглядывайся назад; и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба». Так исчезли с лица земли два города, так погибли все нечестивые жители этих городов. Жена Лота тоже погибла. Когда они уходили, то ей очень захотелось посмотреть, что стало с их городом. Она обернулась назад и тотчас стала соляным столпом.

На другое утро благочестивый Авраам посмотрел на те места, где раньше были города Содом и Гоморра, и увидел один только дым, поднимавшийся небу.

Мы часто встречаемся с выражением «Содом и Гоморра», однако мало кто знает о его значении и происхождении. В действительности это два города, о которых повествует библейское сказание. Согласно истории, они сгорели из-за грехов людей, проживавших там. О каких грехах идет речь? Существовали ли эти города в действительности? Ответ на эти и многие другие вопросы мы и постараемся дать в этой статье. Итак, Содом и Гоморра: значение легенда и история..

Библейское сказание

Впервые о Содоме и Гоморре упоминается как о юго-восточной оконечности Ханаана, расположенного к востоку от Газы, при этом земля здесь именуется восточным берегом Сюда пришел Лот, племянник Авраама. В Библии даже есть слова о том, что Иерусалим граничит с Содомом с южной и юго-восточной сторон. Жителей Содома называли филистимлянами или же ханакеями на еврейский манер, а царем города был монарх по имени Бер.

Согласно Библии, ко времени жизни Авраама относится и война, произошедшая между армией Кедорлаомера и войском Содома, которое впоследствии было разгромлено, а племянник Авраама - Лот оказался в плену врагов. В библейских сказаниях идет речь о том, что Содом был богатым и развитым городом, однако Господь Бог решил наказать жителей за то, что они были крайне грешны и злы, обладали множеством пороков, которые не приняли бы праведные люди. Предание повествует о том, что Бог пролил на эти города серу и огонь, чтобы уничтожить и сами земли, и их жителей за их проступки. Кроме этого, согласно Библии, были уничтожены еще Адма и Севоим, хотя на сегодняшний день нет подтверждений того, что они в действительности существовали. После пожара земля Содома была заселена потомками Лота, единственными, кому удалось избежать пожара, а называться она стала Моав.

Попытки найти города

Поскольку Содом и Гоморра широко известны даже нерелигиозным людям, множество раз предпринимались попытки больше узнать об их месторасположении и найти, наконец, доказательства того, что они существовали. Так, невдалеке от Мертвого моря, на его юго-западном берегу, находятся горы, которые состоят преимущественно из каменной соли и носят название Содомитских. Казалось бы, это должно быть как-то связано с библейским городом, однако в действительности нет достоверных данных о том, почему было выбрано именно такое название.

Интерес к библейскому сказанию настолько широк, что всего в период с 1965 по 1979 г. было предпринято пять попыток найти город, погибший из-за грехов своих обитателей, однако они были безрезультатны. История Содома и Гоморры не оставила равнодушными и российских ученых, которые совместно с иорданскими пытались обнаружить то, что осталось от древнего города.

Экспедиция Майкла Сандерса

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс стал руководителем археологической экспедиции, нацеленной на поиск уничтоженных городов. Их работы основывались на изображениях, которые были получены с американского космического корабля «Шаттл». Согласно этим снимкам, город мог находиться к северо-востоку от Мертвого моря, вопреки всем данным из Библии. Ученые полагали, что им удалось найти наиболее точное местоположение Содома, развалины которого, по их мнению, находятся на дне Мертвого моря.

Иорданская долина

Некоторые ученые также считают, что древние развалины, расположенные в Телль-эль-Хаммаме в Иордании, и могут быть тем самым библейским городом грешников. Поэтому было принято решение предпринять исследования этой области с целью подтвердить или же опровергнуть гипотезу. Раскопки под руководством Стивена Коллинза, американского ученого, которые опирались на данные книги Бытие, укрепляют предположение, что Содом находился в южной области Иорданской долины, которая со всех сторон окружена впадинами.

«Содом и Гоморра»: значение фразеологизма

Выражение это довольно широко трактуется, однако чаще всего ним обозначают место разврата, в котором пренебрегают моральными устоями общества. Бывает также, что это выражение употребляют, чтобы описать неимоверный беспорядок. От названий города Содом в русском языке появился термин «содомия», обозначающий чаще всего половые отношения между людьми одного пола, то есть мужеложество. Города Содом и Гоморра чаще всего и вспоминаются людям именно в связи с этим.

Значение фразеологизма может также подразумевать любые нетрадиционные сексуальные контакты, которые считаются аморальными в современном обществе. К таким актам относят оральный, анальный секс или любые извращения. Господь же, согласно сказанию, разрушив города, наказал грешников, чтобы показать всему миру, что ожидает тех, кто прибегнет к нетрадиционным сексуальным практикам и ослушается его.

Грех Содома и Гоморры

Согласно тексту Библии жители городов были наказаны не только за сексуальный разврат, но и за другие грехи, среди которых эгоизм, праздность, гордость и другие, но главным все же признан гомосексуализм. Почему именно этот грех признан самым ужасным, доподлинно неизвестно, однако в Библии он именуется «мерзостью» перед Господом, а сказание призывает людей «не ложиться с мужчиной как с женщиной».

Как ни странно, у столь древнего народа как филистимляне гомосексуализм был общепринятым явлением, и никто его не осуждал. Вероятно, так происходило потому, что их предками были языческие племена и народы, проживавшие в Ханаане, далекие от Согласно преданию, Господь, опасаясь, что еврейский народ тоже может перейти к такому греховному образу жизни, отправлял их в и поэтому заповедал им уничтожить города, чтобы жители их не распространялись по земному шару. В Бытии даже есть строчки, в которых говорится о том, что разврат настолько распространился в городах Содом и Гоморра, что это перешло все границы, поэтому они и должны были быть уничтожены.

Отражение в искусстве

Как и множество других мифов и легенд, история о двух городах грешников нашла воплощение в искусстве. Свое отражение эта библейская история нашла и в творчестве великой российской писательницы Анны Андреевны Ахматовой, написавшей стихотворение «Лотова жена». В 1962 году даже был снят фильм, который, по сути, является довольно свободной трактовкой библейского сказания о городе павших. Так, у в его известном цикле «В поисках утраченного времени» есть одноименный роман, повествующий о морально опустившейся буржуазии, - «Содом и Гоморра».

Картины, запечатлевшие разврат и иные грехи, тоже нередко напоминают о жителях этих городов, сжечь которые решил сам Господь. Существует не меньше десятка картин, на которых изображен племянник Авраама, Лот, и его дочери, с которыми по легенде у него были связи сексуального характера. Как ни странно, согласно сказанию инициаторами инцеста стали сами дочери, оставшиеся без мужей, которые хотели продолжить род.

Лот, племянник Авраама

Самое старое из сохранившихся полотен - это работа Альбрехта Дюрера, которая носит название «Бегство Лота». Здесь изображен старец, которого сопровождают две дочери, а вдалеке виднеется его супруга, и выглядит все довольно прилично. Однако в более поздних работах мастеров самых различных эпох и течений можно встретить кардинально иную трактовку. Так, например, работа Симона Вуэ под названием «Лот и его дочери» показывает нам уже престарелого мужчину, забавляющегося со своими полуобнаженными дочерьми. Подобные картины встречаются еще и у таких живописцев, как Хендрик Гольциус, Франческо Фурини, Лукас Кранах, Доменико Мароли и ряд других.

Трактовка библейской легенды

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра - это города, которые Господь наказал за непослушание и несоблюдение житейских законов. Как трактуется легенда сейчас? Что думают ученые о причинах гибели этих грешных городов? Сейчас некоторые ученые, которые так или иначе связаны с религией, считают, что в действительности наш современный мир погряз в пороке и разврате, но мы так к нему привыкли, что уже не замечаем этого. Они полагают, что современные люди настолько свыклись с тем, что противно Господу, что все эти извращения и пороки стали привычны. Они считают, что мы фактически находимся на пути к гибели, принимая все то, что происходит вокруг. Так, например, один из российских ученых, доктор технических наук В. Плыкин в своей книге пишет, что, не зная законов Вселенной, современные люди создали свои законы, которые, по сути, искусственные и, не являясь праведной жизнью, ведут общество к гибели.

Этот же ученый полагает, что отрицательно на моральных устоях человечества сказывается и научно-технический прогресс, который только усугубляет все и приближает людей к миру порока. Что такое Содом и Гоморра в современном мире? Некоторые также полагают, что из-за того, что люди заботятся только о том, как бы взять от жизни все, не заботясь о последствиях, человечество продуцирует отрицательную энергию. Верить или нет в такой подход, это, конечно, дело каждого. Может и не стоит перекладывать древние законы на современное общество.

Правда или вымысел?

Библейская история о городах грешников известна во всем мире. Такие пороки, как мужеложество, праздность, гордость, эгоизм стали причиной гибели городов Содом и Гоморра. Легенда повествует о народе филистимлян, которые погрязли в грехе настолько, что стали недостойны ходить по земле Господа Бога.

Сейчас, спустя столько веков после описываемых событий, невозможно сказать, существовали ли эти города в действительности, и были ли они сожжены «дождем из серы и огня» за проступки своих жителей. Было предпринято огромное количество попыток найти останки этих поселений, но в действительности ни одна из них не увенчалась успехом.

Вывод

Согласно легенде, когда два ангела пришли в город, чтобы найти хотя бы десять праведников, они увидели там только порок и разврат. И тогда Господь, разгневавшись, решил сжечь города Содом и Гоморру. Что это происходило именно так, написано в книге Бытия, но легенда остается легендой, а археологических свидетельств, которые могли бы доказать это, не найдено. Тем не менее, происходило ли такое на самом деле или это, как и множество других древних легенд, является абсолютным вымыслом, не так уж и важно. Самое главное здесь - это суметь извлечь урок из этой истории, чтобы современные люди не погрязли в таком же пороке и разврате и не были наказаны таким же образом, как и древние филистимляне, ставшие причиной сожжения Содома и Гоморры - двух городов, переполненных грешниками.