Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести «Тарас Бульба» Н. Гоголя)

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

В этой повести, огромное количество героев, которые выполняют свою, собственную миссию, которая им была уготована свыше. У Тараса, было два сына, которых он очень сильно любил, но это были два свершено разных человека, так как имели разные характеры, что и обусловило их будущее

Отец, всю свою жизнь очень сильно надеялся, что его сыновья будут похожи на него, а это значит, что будут настоящими казаками, которые будут сражаться за веру и свою Родину, но жизнь распорядилась по-иному: Остап стал настоящим воином, так как обладал очень сильным характером, а его младший брат Андрей был очень слабохарактерным человеком, но в отличии от своего старшего брата, он был очень образованный человек.

У каждого из них, сложилась своя собственная судьба. Остап погиб как герой, так как был захвачен в плен, где его четвертовали, а его брат просто на просто предал всех своих сослуживцев, так как ему вскружила голову польская принцесса. Все это показывает отношение наших героев к жизни казачества.

Тарас, собственноручно убил своего младшего сына, так как не сумел выдержать тот позор, который он позволил себе, совершив этот подлый поступок. Жестокое время требует от наших героев серьезных поступков, но оно не может допустить трусости, которую позволяли себе некоторые казаки.

Эти два героя, совершенно разные люди, но нужно помнить одно, что в них текла казацкая кровь, которая делала их вольнолюбивыми и свободными людьми. Прожив токую короткую, но достаточно яркую жизнь, они смогли показать, что все же стали настоящими мужчинами, которые могут делать свой собственный выбор, который не от кого не зависит, а это для казака самая важная истина жизни.

Как бы сложились их противоречивые судьбы, если бы не это сложнейшее историческое время? Вопросов много, но ответ один: они бы, как и сейчас, остались преданными сынами своего отечества, которое все время требует от них храбрых поступков и жертв.

Сочинение Сравнительная характеристика Андрия и Остапа

У нашего главного героя было два родных сына, которых он очень сильно любил и мечтал, что бы они пошли по его стопам: стали настоящими казаками, которые будут сражаться за свою Родину, так и случилось, так как Остап и Андрей, впитали с молоком матери все казацкие традиции, но их судьба была очень печальной, так как оба погибают в жестокой войне, где они проявили себя каждый по-своему. Всю их жизнь можно условно разделить на несколько этапов: рождение, обучение в польской семинарии, служба в казацком полку, трагическая смерть. Все как обычно, в это сложное время, но стоит рассмотреть более подробно все эти этапы, так как каждый по-своему очень уникален.

Родились они в семье бравого казака, Тарас был очень рад, что у него два сына, так как сбылась его мечта: они будут настоящими атаманами войска казачьего. Они росли и каждый день вращались в этом котле, который потихоньку бурлил, и готовился закипеть, а когда они выросли и возмужали было принято важное решение, которое изменила их жизнь, но изменила только на время: они отправились на учебу, которая проходила в Польше. Теперь, у них другая жизнь, которая отличается от их прежней, но они не забывают про свое предназначение: вернутся домой и стать настоящими воинами. За время учебы наши герои возмужали и у них сформировались свои характера, которые очень сильно отличались.

Остап, очень сильный молодой человек, который носил чуб на голове, так как был уже боевым казаком, его же младший брат Андрей, по сравнению со своим братом, был слабак, но имел сое независимый характер, который позволял ему иметь свое, собственное мнение, что и отличало его от брата. Оба очень сильно были привязаны к родному дому и очень сильно любили своих родителей, которые в них любви своей не чаяли.

Однако, время распорядилось по-своему: старший погиб, как настоящий герой, а младшего, Андрея, убил собственный отец, который не смог ему простить предательства, предательства казачьих идеалов. Андрей, просто на просто влюбился в польскую красавицу, и это вскружило молодому парню голову: он переходит на сторону врага, а это значит, что будет воевать против своих же казаков. Как токае возможно? Что им двигало? Ответ один, любовь и безумие. Можно сказать, что он погиб, как трус, в отличии от его брата, которого казнили.

Отец, все время хотел показать своим детям сечь, где жили настоящие казаки, которые воевали, и он это осуществил, но было поздно, так как ум Андрея был запоганен плоскими еретиками, а Остап и так уже был казаком, но он это сделал, и дети увидели настоящий дух свободы.

За свою короткую жизнь, наши герои сумели пройти очень славный путь, который к сожалению, очень рано был закончен, но они успели оставить свой след в этом мире, который будет их помнить вечно, так как они настоящие герои. Очень обидно, что всех забрала злодейка смерть, так как ей так было суждено. В конце этой истории, происходит героическая месть, которую совершил их родной отец, так как он больше не желал жить и начал беспощадно истреблять поляков, он мстил жестоко, мстил за своих родных сынов, которые стали жертвами этого исторического противостояния, которое иногда было очень несправедливо, но таково было это смутное, героическое время, которое требовало жертв.

Данная история, показывает, как может простой человек любить свою землю, но самое важное, то, как может менять людей время и обстоятельства, и все это видно на примере биографий наших отважных героев, которые выбрали свой путь: один героическую смерть, а другой женские ласки и любовь, которая привела к убийству, убийству, которое совершил отец, отец, который очень сильно надеялся, что его сыновья будут преданы идеалом казачества.

Сейчас читают:

  • Сочинение Про березу (описание) 2, 3, 4, 5 класс

    Берёзу использовали для того чтобы делать лапти из неё строили дома и писали на ней, но кто е того с помощью неё гадали и делали обереги которые считались довольно мощными.

  • Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)

    Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» - это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс

    Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все детали, передающие дух старины. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина “Гвидон и царица”. Изображены на ней главные герои,

  • Сочинение Про путешествие 4 класс

    Человек всегда хотел путешествовать. В давние времена люди открывали для себя новые земли и даже целые материки. Да и сейчас на планете полно загадочных мест, в которые не ступала нога человека. Рассказы о путешествиях заполонили теле- и радиоэфир,

  • Сочинение по картине Перова Охотники на привале

    Эту картину я помню с самого детства. Точная её копия, купленная в магазине, висела на стене в доме бабушки и дедушки. Сюжет незатейливый и простой. Три охотника устали и присели отдохнуть на полянке у спиленного дерева, от которого остался только пень.

  • Сочинение Профессия ветеринар или почему я хочу стать ветеринаром

    На свете много разных интересных профессий. Когда я выросту, хочу что-бы моя профессия была полезна. Я не могла долго определиться с точным выбором. Мне хотелось быть учителем или врачом. Но год назад, я уверенно решила стать ветеринаром

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников». Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Остап Андрий
Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус.
Характер Каменный. Утонченный, гибкий.
Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный.
Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.
Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага.
Взгляд на мир Мир прост и суров.
Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному».
Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой.
Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость.
Место обучения Киевская Бурса.
Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андрию легко даются знания без особого напряжения.
Отношение к наказанию Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей. Выкручивался, чтобы избежать наказание.
Мечтает О подвигах и сражениях.
Мысли при поездке в Запорожскую Сечь Думает о сражениях, мечтает о подвигах. Думал о встрече в Киеве с полячкой, не мог забыть свои чувства к ней.
Поведение в битве Холоднокровно рассчитывает угрозу, ведет себя спокойно и рассудительно. Может найти выход из трудной ситуации, причем с пользой. Целиком ныряет в битву, при этом обо всем забывает. Наслаждается битвой, не боясь, несётся в самый ад. Опьянён звоном оружия, блеском саблей и свистом пуль.
Мысли во время осады в Дубне О войне. О матери.
Отношение к товарищам Наравне с отцом, они самое дорогое что есть. Отрекся от них, семьи и Родины ради любви.
Отношение отца к сыну Гордость отца. Истинный казак. Позор отца. Предатель-сын.
Гибель Его пытали страшными муками, но он ничего не сказал. Его казнили враги. Убил отец.
Цитаты
  • «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
  • «О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!»
  • «Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые»
  • «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка».

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он вместе со своим старшим братом Остапом окончил Киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. Он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания.
В отличие от Остапа Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. С самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. Для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! » Андрий готов был служить паночке до последней капли крови. Из — за любви козак предаёт свою отчизну: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» . Андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.
Андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. Смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мёртвый прекрасен» . Андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична.

Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии.
Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу.
В свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник.
Остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди.
Он умер, как верный сын своей Родины.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)