Анализ произведения «Васюткино озеро» Астафьева. План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: В

I. В. П. Астафьев: детство писателя

дальше...

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев) .
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

Комментированное чтение

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Урок II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа

Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара .
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Беседа
Беседуем по вопросам учебника.
— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)
Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
— Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
— Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

Выразительное чтение
На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».
— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)
Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

III. Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос) .
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

IV. Подготовка к сочинению
Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

Домашнее задание
Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Урок III Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

Урок развития речи

I. Подготовка к сочинению

Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением
Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
— Какой темой объединены эти рассказы?
— Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
— Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5 класс.

Деятельностная цель: анализировать художественное произведение, способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса, воспитывать доброту и чуткость, чувство сострадания через эмоциональное восприятие произведения.

Задачи: научить

Формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;

Анализировать художественное произведение;

определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Класс.

Дата

Тип урока, его место в системе уроков

Урок литературы. 1-ый урок по теме В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Технология

Технология критического мышления через чтение и письмо.

Приемы

Таблица Знаю-Хочу узнать-Узнал

Цели

Деятельностная цель: анализировать художественное произведение, способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса, воспитывать доброту и чуткость, чувство сострадания через эмоциональное восприятие произведения.

Задачи: научить

  • формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;
  • анализировать художественное произведение;
  • определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Термины и понятия

Автобиографический рассказ

Подготовка к уроку.

Медиапрезентация, сообщения учащихся

Планируемые результаты

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Метапредметные:

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Предметные:

умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века.

Оборудование

Карточки с текстами, медиапрезентация, учебники

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

МХК. Литература.

Литература: учебник для 5 класса: Ч.2/ авт. Составитель Г.С.Меркин.2-е издание. - М.: ООО»Русское слово-учебник, 2013»

Фронтальная индивидуальная парная

Формы контроля

самоконтроль взаимоконтроль

Вызов интереса к теме урока (10 минут)

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Подготовка класса к работе. Мотивация.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о произведении «Три охотника», в котором Николай Носов поведал нам интересные истории. А какие у вас получились рассказы?

Организует обсуждение творческих домашних работ «Забавный случай»

Подготовка класса к работе.

Личностные: действия смыслообразования
Регулятивные:
прогнозирование результата
Коммуникативные:
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения
Познавательные:
логические - анализ объекта

Актуализация имеющихся знаний и фиксация затруднений в деятельности

Ребята, а вот с героем, о котором пойдет речь в рассказе «Васюткино озеро», приключился далеко не забавный случай. Написал это произведение В. П. Астафьев.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Вообразите себе, что этот седовласый, с мудрыми глазами человек войдет к нам в класс.

Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел сам автор - В. П. Астафьев?

Сформулируйте их в парах.

Что у вас получилось?

Составляют тонкие и толстые вопросы. Строят монологическое высказывание

Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений;

Регулятивные:

оценка

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

решение проблемы поискового характера

Постановка учебной задачи

Исходя из ваших вопросов и темы урока, какую поставим цель?

Цель: узнать о жизни и творчестве писателя и дать характеристику главному герою.

Выяснить, каким показан главный герой рассказа?

А что нам поможет достичь этой цели?

Отвечают на вопросы, определяют учебную задачу

Личностные:

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Осмысление (20 мин.)

Получение новой информации

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. (Слайд )

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

(Слайд )

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он написал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». (Слайд)

А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой. Послушаем ребят.

Одним из самых интересных рассказов для детей - «Васюткино озеро». (Слайд) Он написан в 1956 году. Давайте познакомимся с историей его создания

История создания рассказа. Приложение

Действительно, «Васюткино озеро» - это автобиографический рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора.

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Слушают учителя, делают записи в таблице.

Сообщения учащихся

Сообщение учащегося

Запишем в тетради этот термин:

Регулятивные:
прогнозирование результата
Коммуникативные: Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений. Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

По теме урока можете определить, кто будет героем рассказа? Как вы догадались? Итак, посмотрим, что же случилось с мальчиком по имени Васютка.

Цитаты

Комментарии

Чтение текста. Прием «Чтение с остановками». Приложение 1

Читают текст, анализируют, прогнозируют сюжет

Участвуют в диалоге. Работают в парах

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации (7- 8мин).

Итак, каким предстает перед нами главный герой?

Поработайте в парах, исходя из заполненной таблицы, выпишите те черты характера, которые проявились у Васютки.

А теперь вернемся к вопросам, которые вы записали в начале урока. Какие вопросы остались без ответа?

Один из учащихся выбирает из предложенных учителем карточек те черты характера. которые присущи главному герою с положит

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений.

Продолжите любое предложение

На уроке мне показалось интересным…

У меня вызвало затруднение ….

В дальнейшем я хотел бы поразмышлять….

Домашнее задание

Приложение 1

Фрагмент 1 , стр.144-147

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно…вытаскивают рыбы по нескольку центнеров… до слов « Мать ворчит по привычке…”

Задания для групп:

  • Расскажите, что вы узнали о мальчике.
  • Что значит фраза «Мать ворчит по привычке...»
  • Какие цитаты отметили
  • О чем же пойдет речь далее?

Фрагмент 2, стр. 147-149

От слов “Когда Васютка с ружьем на плече…до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу”.

Ребята анализируют поведение Васютки.

Кратко анализируем этот эпизод:

  • Какова роль этого фрагмента для всего хода повествования. (завязка)
  • Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
  • О каких таежных законах говорится во втором фрагменте?
  • Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
  • Что было дл вас новым, неожиданным в этом фрагменте, какие цитаты выписали, дайте им комментарий.
  • Как будут дальше развиваться события?

Фрагмент 3, стр. 149-150

“Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало…думая о своей удаче, Васютка, счастливый шел по лесу”.
-Что помогло мальчику во время охоты?

Каким показан Васютка в этом эпизоде?

Фрагмент 4, стр.150-152

“Вдруг он спохватился: где же затеси?..Да ведь он заблудился!”

– О чем забыл Васютка? Почему потерял Васютка осторожность, забыл наставления матери?

Кого винит Васютка в создавшемся положении?

Фрагмент 5, стр.152-153

От слов “Открытие было настолько простым и потрясающим……» до «…Живем!»

Чьи слова и почему вспомнил мальчик?
Проследите, как меняется его настроение?

Как мальчик приготовил себе еду?

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...

«Васюткино озеро» Астафьева

Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, кото-рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой — мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи — мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, — снабжать рыбаков кед-ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа. После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа — поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет. Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге — так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова — отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

  1. Неудачи на рыбном промысле.
  2. Охота на глухаря.
  3. Васютка заблудился.
  4. Жизнь в лесу.
  5. Озеро.
  6. Удачное спасение.
  • Обучающие:

  • Формировать умение анализа художественного произведения, внимания к тексту;

  • Развивающие:

  • Развивать навыки групповой работы;

  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.



  • Васюткино озеро» - один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.

  • Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ Астафьева.



    «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.»


  • 2) Каким было занятие Васютки у рыбаков?

  • 3) Как он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

  • 4) А каким чувством веет от наказа матери?

  • 5) Почему был заведен такой строгий порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички»?


Затеси

  • Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.


  • «лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»?

  • А у человека отчего бывают морщинки?


  • Только ли в тайге нужны затеси? Где ещё?

  • До каких пор длилось его оцепенение? Что он вспомнил, что заставило его действовать?


  • Почему сбился с тропинки Васютка?

  • Когда он окончательно понял, что заблудился?



Слабых

  • Слабых

  • Слабохарактерных

  • Слабосильных

  • Немощных

  • Бессильных

  • Расслабленных

  • Маломощных

  • Болезненных

  • Растерянных

  • Отчаявшихся


  • О ком он вспомнил, укладываясь на ночлег?


  • Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел?





Кедровки кричали

  • Кедровки кричали

  • Желна заплакала

  • Синички потрошили, попискивая

  • Белка пронеслась, вполошённо цокая

  • Уставилась на Васютку

  • Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?



  • Эпитеты – красочные определения:

  • Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем;

  • Облака редкие;

  • Проемы голубые;

  • Ватой спрессованной ложились на тайгу.


  • Равнодушная

  • Эпитеты-синонимы:

  • Безразличная

  • Безучастная

  • Спокойная

  • Бесчувственная

  • Холодная

  • Неотзывчивая

  • Нечувственная


  • А вы так сможете ли почувствовать красоту природы?

  • Прочитайте, как он нашел озеро. Какая деталь в тексте говорит о том, что он знал все приметы?