Классный час "международный день грамотности". Библиотечная система кувандыкского округа
Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»
Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;
Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Оборудование :
Жетончики
Мультимедиа аппаратура
Ход мероприятия
Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?
(ответы детей)
Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .
Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….
Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?
(ответы детей)
Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.
Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?
(ответы детей)
Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .
Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.
Я предлагаю вам немного поиграть
Слайд 10., слайд 11.
Игра «Я работаю волшебником»
Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)
Стол – столовая
Мебель – мебельная
Диван – диванная
Земляника – земляничная
Молоко – молочная
Кошка – кошачья
Книга – книжная
Двор – дворовая
Цвет – цветная
Цветок – цветочная
Дерево – деревянная
Игра «Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .
Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,
Игра «Угадай-ка!»
Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.
Водить за нос
Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.
Всыпать по первое число
Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо
Какао – ср. р.
Тюль - м. р.
Тополь – м. р
Ночь – ж. р
Кружево – ср. р.
Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р
кофе - м. р
трель – ж. р
сирень – ж. р
какаду – м. р.
слайд 14. Как называют жителей городов?
В Москве – москвичи
В Ленинграде- ленинградцы
В Екатеринбурге – екатеринбуржцы
В Омске – омичи
В Томске – томичи
В Хабаровске – хабаровчане
Во Владимире – владирцы
В Новгороде – новгородцы
Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.
Публикации по теме:
"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.
Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.
Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.
Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.
Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.
Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.
ГБОУ СОШ 542 Педагоги – организаторы: Лузакова Н. М., Василюк З. Д.Сценарий к Международному дню грамотности
для детей младшего школьного возраста.
(для детей с ограниченными физическими возможностями)
Слайд 1 – заставка.
Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
( Ответы детей )
Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется
« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).
Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.
Слайд 3 – заставка.
Ведущий 1 – Следующий конкурс
« Замени первую букву» .
( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).
бочка – дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка
Майка – зайка – гайка – лайка
Игровые упражнения:
1 - «Скажи одним словом»
Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд
с
ручкой
и
носиком
для
кипячения
воды
или
заваривания
чая
- …(
чайник
)2
Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Очень смешной фильм. (комедия)
2 - «Скажи по другому»
Игрушка
для
елки
-…(
елочная
игрушка
)
Герой
сказки
- … (
сказочный
герой
)
Сок
яблока
-… (
яблочный
сок
)
Суп
из
молока
-…(
молочный
суп
)
Варенье
из
клубники
-… (
клубничное
варенье
)
Каша
из
гречки
-… (
гречневая
каша
)
Вода
из
речки
-… (
речная
вода
)
Скважина
в
замке
-…(
замочная
скважина
)
Мука
из
пшеницы
-… (
пшеничная
мука
)
и
т
.
п
.
Конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …
А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
Игра «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
4. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки... (коса)
5. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь)
6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
7. Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (труда).
Следующий конкурс «Найди рифму»
( В презентации, слайды с 4 по 7 )
Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.
4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)
Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?
(ответы детей).
3 класс –
Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как
хорошо
уметь
читать
!
Не
надо
к
маме
приставать
,
Не
надо
к
бабушке
идти
:
-
Прочти
,
пожалуйста
!
Прочти
!
Не
надо
умолять
сестрицу
:
-
Ну
,
почитай
еще
страницу
!
Не
надо
звать
.
Не
надо
ждать
.
А
можно
взять
И
почитать
!
В
.
Берестов
Задание для 3 класса.
Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)
2 класс
Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)
1 класс
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»
«Международный день
грамотности»
Провела: Колмакова Е.Ю.
с. Нялинское
Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»
Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.
Прививать желание быть грамотным.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа .
Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?
( Через книги, телевизор, компьютер).
Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.
В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.
Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?
Какие из этих правил дошли до наших дней?
Просмотр фильма
«Письменность и книги на Руси»
Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.
8 сентября весь мир празднует День грамотности .
Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.
Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Воспитатель.
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
История возникновения праздника
Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.
Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .
Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).
И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.
3 ученик
Традиции Дня грамотности
8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.
Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.
Интересные факты о грамотности
1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.
Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.
Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить
Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.
Понятие грамотности
Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.
Актуальность проблемы
Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.
Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.
Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.
Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.
Краткая история праздника
8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.
День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.
Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.
Когда отмечается
Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.
В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.
В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.
Традиции
Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.
Как самому стать грамотным
Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.
Для достижения на этом пути хороших результатов важно:
- Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
- Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
- Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
- Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
- Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.
Международный день грамотности - это один из дней, который отмечается во всем мире под эгидой Организации Объединенных Наций. Главная цель этого события - активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей всех людей.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Какие частые ошибки в разговорной речи ты допускаешь? © Depositphotos
Уже более чем полвека назад, с 1966 года, ЮНЕСКО официально стала отмечать Международный день грамотности 8 сентября. Дата выбрана не случайно. За год до этого в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая и рекомендовала активизировать усилия общества по распространению грамотности среди населения Земли.
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН объявила Десятилетие грамотности Организации Объединенных наций, которое проходило в период с 2003 по 2012 гг. под девизом "Грамотность для всех". ЮНЕСКО выступал координатором для стимулирования и активизации в международном масштабе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Международный день грамотности - значение грамотности
Международный день грамотности 2018 © Depositphotos
Что означает грамотность ? Это не только умение и писать на самом примитивном уровне. По определению ЮНЕСКО, грамотность для человека приравнивается к свободе.
Одно из значений слова "грамотность" - это владение целым комплексом общественно-необходимых знаний и, навыков, которые позволяют людям сознательно участвовать в социальных процессах, а также свободно общаться на разных языках и в разных культурах в современном мире.
Можно было бы предположить, что в наш XXI век, время развития новейших информационных технологий, проблема безграмотности совершенно неактуальна. Но, по данным ЮНЕСКО, на сегодня свыше 260 миллионов детей не ходят в школу, и практически каждый девятый взрослый человек в мире неграмотен!
Проблема заключается и в том, что многие дети и подростки в мире, несмотря на то, что они получают образование, не соответствуют должному уровню, по которому их можно считать грамотными в условиях нынешнего сложного и постоянно развивающегося мира.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Мероприятия, приуроченные к Международному дню грамотности
Программы ЮНЕСКО по повышению грамотности предоставляют людям сведения о защите окружающей среды, о гигиене, о вреде наркотиков, а также учат использовать и применять информационные технологии. С этой целью разработаны многочисленные программы: "Гуманитарное образование", "Образование и права человека", "Образование и информационные технологии", "Образование, наука и техника" и др.
Ежегодно Международный день грамотности посвящен разным тематикам: "Грамотность и здоровье", "Грамотность расширяет личные возможности", "Значение грамотности для женщин", "Грамотность и мир", "Читая прошлое, пишем будущее" и др. Так Международный день грамотности 2018 года проходит под девизом "Грамотность и развитие навыков".
Также в Международный день грамотности ЮНЕСКО присуждает людям денежные премии в размере 15000 долларов за наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах, Китае. Обычно наибольшее число неграмотных людей составляют бедные слои населения, женщины и подростки.