Рисунки роль воды в жизни растений сообщение. Какое значение вода имеет для растений, животных, человека? И так, обобщим физиологические функции воды

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Молекулы этих веществ, растворенные в клеточном соке, оказывают давление на цитоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных в воде веществ на цитоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными в клеточном соке веществами, также оказывает давление на цитоплазму и растягивает до известного предела эластичную оболочку клетки. Клеточный сок с растворенными в нем веществами постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение (тургор) в растении исчезает.

Выделение растением капелек воды - гуттация - демонстрирует наличие корневого давления.

Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, как оболочка спадается, находящийся в клетке клеточный сок становится более концентрированным и начинает насасывать воду в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесится осмотическое давление. Чем больше воды потеряло растение, тем с большей силой вода поступает в клетки. Сила, с которой растение всасывает воду, - сосущая сила - представляет собой разность между осмотическим и тургорным давлением.

Растение непрерывно испаряет воду через устьица. Этим создается возможность нового притока воды к листьям. Присасывающее действие испарения играет большую роль в передвижении воды по растению. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды то идет интенсивно, то сильно сокращается. Часть воды все время испаряется через кутикулу, однако это испарение идет гораздо слабее, чем через устьица.

Если срезать стебель растения около самого корня, из пенька начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, поступление воды в растение зависит не только от испарения воды через листья, но и от корневого давления. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как в клетках этих сосудов нет цитоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где испаряется через устьица.

Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева. Из каждой тысячи частей поглощенной из почвы воды растение усваивает лишь 2-3 части, а остальные 997-998 частей испаряются. Чтобы образовать 1 г сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 г до 1 кг воды.

Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее - сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.

Глубокая вспашка, сохранение влаги в почве, своевременное уничтожение сорняков, севообороты, применение минеральных удобрений и другие агротехнические мероприятия помогают бороться с засухой. Не менее важны правильное семеноводство и создание более устойчивых к засухе сортов, а также использование засухоустойчивых культур. Но основная мера борьбы с засухой (там, где это возможно) - орошение полей.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. (нету 14,16)

Законы земледелия и их использование в современном с-х производстве

Закон незаменимости и равнозначности факторов жизни растений.Ни один из факторов жизни растений не может быть заменен другим. Это первый закон земледелия - закон незаменимости факторов жизни растений.Как логическое следствие этого закона вытекает вывод о физиологической равнозначимости факторов жизни растений.В практике земледелия закон незаменимости факторов жизни проявляется всегда, когда пытаются восполнить недостаток одного из них другим, например воды удобрением или наоборот. Не принесли успеха и попытки замены одного элемента питания растений другим.Закон равнозначимости выражается в том, что ничтожная потребность растения в каком-либо элементе, если она не удовлетворяется, приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности растений, так же как и недостаток элемента, потребляемого в неизмеримо большем количестве.Закон минимума, оптимума и максимума. Несмотря на то, что урожай любой сельскохозяйственной культуры зависит от обеспеченности растений всеми факторами жизни, он ограничивается, прежде всего, тем фактором, который находится в минимуме. По мере удовлетворения потребности растений в недостающем факторе урожай повышается до тех пор, пока он не будет ограничен каким-либо другим фактором, оказавшимся в минимуме. Либих так сформулировал закон минимума: «Продуктивность поля находится в прямой зависимости от необходимой составной части пищи растений, содержащейся в самом минимальном количестве».В этом легко убедиться, если обратиться к действию на растения тепла. Любой жизненный процесс начинается при какой-то минимальной температуре, протекает наилучшим образом при оптимальной, замедляется, а затем и совсем прекращается по мере дальнейшего ее повышения.Закон совокупного действия факторов жизни не устраняет закон минимума, так как фактор, находящийся в минимуме, имеет ведущее значение в общей совокупности и на него необходимо, прежде всего, направить усилия земледельца. Это позволит повышать урожайность сельскохозяйственных культур при наименьших затратах труда и средств.акон возврата впервые был сформулирован Либихом. Как применение закона сохранения материи к земледелию он обязывает для сохранения плодородия почвы возвращать все вещества, которые взяты из почвы урожаем или вследствие потерь, с удобрениями или иным путем.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.ВОДНЫЕ СВОЙСТВА ПОЧВЫ

Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.

·Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.

·Прорастание семян зависит от наличия воды.

·Вода участвует в процессе фотосинтеза.

·Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.

Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду.

Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено

В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды. Водные свойства почвы.Водными (водно-физическими, гидрофизическими) свойствами называют совокупность свойств почвы, которые определяют поведение почвенной воды в ее толще.Основными водными свойствами почвы являются

1) влагоемкость(способность почвы поглощать и удерживать определенное количество воды)

2) водопроницаемость(способность почв впитывать и пропускать сквозь себя воду, поступающую с поверхности)

3) водоподъемная способность(способность почвы вызывать восходящее перемещение воды посредством капиллярных сил)

Свойства воды довольно необычны и связаны главным образом с малыми размерами молекул воды и их полярностью.

Полярность молекул воды. Под полярностью подразумевают неравномерное распределение зарядов в молекуле воды. В целом молекула нейтральна, но атомы в ней распределены так, что на одном конце образуется частичный положительный заряд (δ+), а на другом частичный отрицательный заряд (δ-). Такую молекулу называют диполем. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны водородных атомов, в результате между молекулами возникает электростатическое взаимодействие. Эти взаимодействия более слабые, чем обычные ионные связи называются водородными связями.

Вода как растворитель.

Вода хороший растворитель для полярных веществ. К ним относятся ионные соединения – соли, которые диссоциируют на ионы при растворении в воде, а так же некоторые неионные соединения – например сахара, спирты, у которых присутствуют заряженные группы (у сахаров и спиртов это –OHгруппы).

Когда вещество переходит раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно, и как следствие реакционная способность вещества возрастает. По этой причине большая часть реакций протекает в растворах.

Неполярные вещества, например липиды, не смешиваются с водой и потому могут разделять растворы на отдельные компартменты, подобно биологическим мембранам. Неполярные части молекул отталкиваются водой и притягиваются друг к другу. Пример того – масла, образующие пленки, или крупные капли из мелких. То есть неполярные молекулыгидрофобны.

Наличие свойств растворителя у воды, обуславливает так же ее роль в транспорте веществ.

Большая теплоемкость.

Удельной теплоемкостью воды называют количество теплоты в джоулях, которое необходимо, чтобы поднять температуру 1 кг воды на 1°C.

Вода обладает большой теплоемкостью. Это значит, что существенное увеличение тепловой энергии вызывает лишь относительно небольшое повышение температуры. Это связано с тем, что большая часть энергии тратится на разрыв водородных связей, ограничивающих подвижность молекул воды.

Большая теплоемкость сводит к минимуму температурные изменения в водной среде, благодаря этому биохимические реакции идут в относительно узком температурном диапазоне и опасность нарушения от резкого скачка температуры им грозит не так сильно.

Большая теплота испарения.

Скрытая теплота испарения – это мера тепловой энергии, которую нужно сообщить жидкости для ее превращения в пар, т.е. для преодоления сил молекулярного сцепления.

Испарение воды требует значительного количества энергии, что объяснимо наличием водородных связей между молекулами. Именно из-за этого температура кипения воды – вещества, обладающего настолько маленькими молекулами – необычно высока.

Энергия, требуемая молекулами воды для испарения, черпается ими из своего окружения. Таким образом, испарение воды сопровождается охлаждением. Это явление играет существенную роль при охлаждении транспирирующих листьев растений.

Большая теплота плавления.

Скрытая теплота плавления – мера тепловой энергии, необходимая для расплавления твердого вещества (в случае воды – льда).

Воде для плавления требуется довольно большое количество энергии. Справедливо и обратное – при замерзании вода должна отдать большое количество тепловой энергии. Это уменьшает вероятность замерзания содержимого клеток и окружающей их жидкости. Кристаллы льда губительны для живого, когда образуются внутри клеток.

Большое поверхностное натяжение и когезия.

Когезия – сцепления молекул физического тела друг с другом при действии сил притяжения. На поверхности жидкости существует поверхностное натяжение – результат действия между молекулами сил когезии, направленных внутрь. Значительная когезия играет важную роль в движении воды по сосудам ксилемы.

Вода как реагент.

Биологическое значение воды определяется тем, что она является одним из необходимых метаболитов, то есть участвует в биохимических реакциях.

И так, обобщим физиологические функции воды:

· Обеспечивает поддержание структуры (высокое содержание воды в протоплазме).

· Служит растворителем и средой для диффузии.

· Вода участвует в реакциях гидролиза.

· Участвует в фотосинтезе: 6CO2+6H2O→C6H12O6+6O2

· Обуславливает осмос и тургесцентность клеток.

· Обеспечивает транспирацию и транспорт веществ.

· Обеспечивает прорастание семян – набухание, разрыв семенной оболочки, дальнейшее развитие.

· Служит средой в которой происходит оплодотворение.

· Обеспечивает распространение семян и гамет.

Введение

Все жизненные процессы в организмах протекают при активном участии воды. Основная масса воды из почвы расходуется растением в процессе транспирации, испаряется с поверхности почвы и лишь незначительная часть усваивается растениями и входит в состав органического вещества. При нарушении процесса транспирации - сильном ослаблении испарения - в солнечную погоду происходит перегрев, в результате чего листья свертываются.

В жизни растений вода играет весьма существенную роль. Она входит в состав живой плазмы растения. В виде водных растворов внутри растения передвигаются различные вещества, как воспринимаемые (тоже в растворенном состоянии) из окружающей среды, так и создаваемые растением в процессе его жизнедеятельности. Теряя воду при испарении, растение поддерживает восходящий водный ток и умеряет нагревание, защищаясь от перегрева. Но и находящаяся вне растения вода небезразлична для него. Количество атмосферных осадков и их распределение во времени, а также способность почвы (или другого субстрата) удерживать попавшую в нее воду в толще, доступной для корней, характеризуют условия водоснабжения растения. Облака в той или иной степени рассеивают, ослабляют свет, умеряют температуру и ее колебания. Туман рассеивает и поглощает свет и может быть также источником водоснабжения растений.

Влажность воздуха, определяемая содержанием в нем водяного пара, вместе с температурой определяют физическую обстановку потери воды при испарении. Даже в твердом состоянии вода небезразлична для растения. Лед, образующийся при промерзании почвы, практически перестает быть для растения источником воды. Снежный покров способствует сохранению тепла, образующегося в почве за счет дыхания почвенных организмов, и защищает прикрытые снегом живые части растения от неблагоприятного влияния низкой температуры воздуха и зимнего испарения, которое может привести к иссушению и отмиранию тканей.

Известно, что интенсивность поглощения воды из почвы и передвижение веществ внутри растения зависят не только от мощности и сосущей силы корневой системы, но и от осмотического давления в клетках растения. Лобовым М.В. (1949), а затем Бабушкиным Л.Н. (1959), Беликом В.Ф. (1960), Лысогоровым С.Д., Горбатенко Е.М. (1965) и др. доказано, что с повышением концентрации клеточного сока и осмотического давления в листьях около первого соцветия до 10-11 атм. ростовые процессы у растения задерживаются.

Роль воды в жизни растений

Подавляющая масса растений, живущих на суше, в качестве основного источника воды использует почвенные и отчасти грунтовые ее запасы.

Источником воды в субстрате являются атмосферные осадки. Попадая в почву, вода под действием силы тяжести стремится проникнуть глубже, встречая, однако, на своем пути ряд препятствий. Таковыми могут быть прилипание к почвенным частицам (адсорбция), удержание воды структурными компонентами и коллоидными веществами почвы, поглощение живым населением почвы, наличие водонепроницаемых слоев. Таким образом, часть воды, проникшей в почву, задерживается в сравнительно ограниченном слое и в той или иной степени оказывается доступной растениям. Если водоупорный горизонт располагается на большой глубине, то скопляющаяся над ним грунтовая вода может быть доступна только растениям, способным развивать очень длинные вертикальные корни. Грунтовые воды передвигаются по уклонам водоупорных слоев и могут выходить на поверхность (ключи), становясь опять доступными растениям.

Однако не вся масса воды, попадая на поверхность почвы, проникает в нее. Если поверхностные слои почвы быстро насыщаются водой и перестают воспринимать (всасывать) ее, то избыток воды по склонам различных неровностей стекает в пониженные места и может попасть в постоянные потоки (реки), а по ним - в морские или не связанные с морем внутренние бассейны. Отсюда воде остается только один путь - в атмосферу, т. е. испарение.

Вода, проникшая в почву, испаряется с поверхности и, следовательно, также уходит в атмосферу. При этом если почва имеет хорошо развитую систему сообщающихся друг с другом капиллярных вместилищ, то на место испаряющейся воды поднимаются более глубоко находящиеся порции, которые также испаряются. Таким образом, может происходить более или менее глубокое иссушение почвы. Следовательно, не вся вода атмосферных осадков, находящаяся в корнедоступном слое почвы, может быть использована растениями. Надо иметь в виду, что не обязательно вода атмосферных осадков достигает даже поверхности почвы. Орошая листья, вода дождей, роса, снег испаряются с поверхности крон и густого травяного покрова. Доля атмосферных осадков, уходящая в атмосферу, не достигнув поверхности почвы, может быть достаточно большой. Так, например, во вполне сомкнутых 80-летних ельниках под Москвой на кронах удерживается и уходит в атмосферу более 30% годовой суммы осадков. Немалая часть осадков испаряется в атмосферу и с поверхности густых травостоев. Количественные показатели в этом отношении очень изменчивы и зависят от густоты растительности, силы и продолжительности дождя. Непродолжительный и слабый дождь может и вовсе не проникнуть под полог леса.

Несмотря на то, что не вся масса атмосферных осадков достигает почвы, все же большему количеству осадков соответствует большая влагообеспеченность территории в целом. С этой точки зрения для ботаника представляет большой интерес общая картина распределения осадков на Земле.

Рассматривая распределение растений и их сочетаний в пределах однородного в отношении влажности климатического района, нетрудно убедиться в том, что неодинаковая водообеспеченность растений играет нередко ведущую роль в их размещении по территории. Так, например, наблюдая где-нибудь в средней части лесной полосы в пределах Восточно-Европейской равнины, в местности с более или менее развитым рельефом, распределение еловых лесов по склону к небольшому водотоку, можно заметить, что наиболее высокие и вместе с тем наиболее сухие участки заняты ельниками с брусничным покровом. Ниже их располагаются ельники с травянистым покровом из кислицы, майника и ряда других трав, а вблизи водотока, в наиболее влажных местах, найдем так называемый прирученный ельник с достаточно обильным сочным травяным покровом из папоротников, высоких трав, имеющих обычно крупные и широкие листья. Наблюдения за растениями, сопровождающими в названных типах елового леса ель (поскольку они встречаются и вне ельников), показывают, что травянистые растения приручейных ельников практически всегда связаны с более увлажняемыми местами, чем те, на которых в массовых количествах растет брусника, а кислица предпочитает места более обеспеченные водой, чем брусника. Отсюда можно сделать вывод, что ряд ельников, закономерно сменяющих друг друга по склону, в большой степени соответствует возрастанию увлажнения.

Факты зависимости распределения целых комплексов растений на разных уровнях склонов многочисленны. Подобную картину можно наблюдать не только в лесах, но и в степях, на суходольных и заливных лугах, даже на болотах. Анализ конкретных высотных экологических рядов (так называют природные последовательности закономерных сочетаний растительных сообществ, соответствующих изменению какого-нибудь фактора в убывающем или нарастающем порядке) требует некоторой осторожности, так как не всегда высотный ряд обусловлен нарастанием или убыванием водообеспеченности. Бывает, что распределение растительности по высоте склонов определяется иными почвенно-грунтовыми условиями, например снабжением почвы кислородом, распределением минеральных солей и пр.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорский»

Урок по экологии

в 6 классе

на тему

«Значение воды в жизни растений»

Подготовила учитель экологии

МОУ «СОШ п.Синегорский»

Сирота Елена Александровна

2014 год

Тема:

Цель урока: формирование знаний о воде как необходимом условии жизни растений .

Задачи:

    Образовательные : обобщить ранее полученные знания о значении воды для растений, сформировать знания о процессе испарения воды листьями растений, о водообмене растений с окружающей средой и показать зависимость жизнедеятельности растений от воды.

    Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к предмету экология; развивать логическое мышление и умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение анализировать результаты опытов; формировать умение работать в группе.

    Воспитательная: воспитывать эстетические чувства учащихся в процессе урока, воспитывать экологическое мировоззрение и бережное отношение к воде.

Тип урока: открытие новых знаний с использованием презентации.

Формы работы : групповая, фронтальная.

Методы урока: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, натуральные объекты (яблоко, морковь, редька, лист алоэ), видеофрагмент.

План урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.

    Значение воды в жизни растений

    Понятие о водообмене растения с окружающей средой.

    Расселение с помощью воды

    Как поступает вода в растение

    Физминутка

    Как растения удерживают воду

    Расход воды растениями

3. Закрепление полученных знаний.

4. Рефлексия
5. Домашнее задание.

Ход урока

    Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

А каково значение слова «настроение»? (внутреннее душевное состояние)

Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

2. Актуализация знаний.

Звуковой фрагмент «Шум воды»

Что вы представляете во время прослушивания звука природы? (шум воды)

Какие картины всплывают в вашем воображении? (лес, ручей, весна)

Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о воде)

Представителей каких царств живых организмов связана с водой? (Растений, Животных, Простейших, Грибов, Бактерий)

За окном осенние деньки отправимся с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Но все они не могут жить без воды. Кто мне может ответить, что это за существа? (растения) О чем мы с вами будем говорить?

Давайте сформулируем тему урока.

- Вот мы с вами и сформулировали тему нашего урока : « Значение воды в жизни растений.

(слайд 1)

У вас на столах рабочие листы, где вы в течение урока будите делать, необходимые записи. Запишем число и тему урока.

-Какая цель нашего урока? (получить знания о значении воды в жизни растений как необходимом условии жизни растений)

3.Усвоение новых знаний

Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями, говорят:

- Мы те,

Которые, роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас. (слайд 2)

- Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения).

Правильно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.

После того, как корни всосали в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения .(слайд 3)

- Как вы думаете, где в растении содержится вода? (в клетках, плодах, корнях растений)

-Все они имеют клеточное строение.

- Мы изучали строение клетки на уроках биологии. Какие органоиды включает клетка?

(ядро, пластиды, цитоплазму, вакуоль). (слайд 4 клетка)

В клетках растения много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах , пропитывает клеточную оболочку , в вакуоли , где находится клеточный сок.

- В каком органоиде больше всего содержится воды ? (есть во всех, но больше в вакуолях,)

Проведем исследовательскую работу

- На столах у вас яблоко, лист алоэ, морковь (видоизмененный корень). Проверим, так ли это?

Салфетку прикладываем к плодам и сравниваем. Все они имеют воду .

Почему это произошло?( при разрезании плодов, овощей нарушаются вакуоли и клеточный сок вытекает)

Запишем в рабочих листах:

Вакуоль -часть клетки, где находится клеточный сок.

Что представляет собой клеточный сок?

Клеточный сок – это раствор органических и неорганических веществ, где содержится больше всего воды. Запишем в рабочий лист.

Больше всего воды в клеточном соке вакуолей . Это как бы внутренний запас воды в растении. Вода легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её, и быстро всасывается, когда доступна.

Какое количество воды содержится в растении?

- На стр. 38 учебника найдите информацию о содержании воды в растении и заполните в рабочих листах таблицу. ( сам-я работа)

Клетки растений содержат 85-90 % воды. Особенно ее много в сочных плодах (85-95 %). В мягких листьях 80-90 % воды, а в корнях - от 70 до 90%.

Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%, а если семена запасают много масла, то этот показатель сокращается до 5-7%. (Слад5 (плод, лист, корень, зерно)

Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима ? (для фотосинтеза и испарения)

- Что такое фотосинтез и испарение, мы знакомились в 5 классе. Напомните мне (процесс образования органических веществ на свету с помощью воды и углекислого газа.)

- У растений л истья в жаркий день повисают - происходит завядание растения .

Кто наблюдал такое явление? Почему?( нарушается водный баланс и ткани теряют упругость)

Если сильно завядшее растение теряет способность всосать воду из сухой почвы, оно погибает .

Что такое завядание? Утрата растением напряженности тканей из-за нарушения водного баланса. Запишем в рабочие листы.

Слайд 6 (испарение, завядание растения, в рабочих листах)

Но еще растения испаряют воду.

- Что такое испарение? Из курса природоведения на это известно. (переход воды из жидкого состояния в газообразное)

Зачем растения испаряют воду?

Запишем в рабочий лист. (Испарение воды способствует охлаждению растения).

Кроме того, испарение, как и корневое давление, необходимо, чтобы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения. Это снабжает все клетки водой и поддерживает все жизненно важные процессы в растении.

В каком еще процессе вода играет важную роль?(фотосинтез)

- Какую роль играет вода в процессе фотосинтеза? (строительный материал, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества необходимые для роста растения) слайд 5 (фотосинтез)

Из воды и углекислого газа при воздушном питании растений образуются органические вещества, и выделяется кислород.

- Значит, вода нужна для роста растений . Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.

- Какую еще главную роль играет вода в жизни растений? ( распространение)

( слайд 6 (расселение с помощью воды)

Многие растения расселяются с помощью текущей воды ( осока, частуха подорожниковая, ивы , растущие по берегам реки др.). Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть.

Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис. 22). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.

- Ребята, а у нас в поселке есть такие места? Узнаёте? ( Рыбацкий пруд, песчанка) слайд 7 (ивняки)

    Физминутка

Как вы думаете как в растение поступает вода? (через корни)

Как растения удерживают воду?

Как растения расходуют воду?

Проведем групповую работу. Каждой группе дано задание изучить волнующие нас вопросы. Новые для вас слова запишите в рабочие листы.

(самостоятельная работа по стр.40-42 учебника)

1 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как поступает вода в растения?

2 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как растения удерживают воду?.

3 группа. Задание. Изучить статью на стр. 42. Как расходуют растения воду?

Давайте проверим

1)Как поступает вода в растения?

    Как поглощают воду растения погруженные в воду?

    Как поглощают воду наземные растения?

    Какие растения называют Эпифиты?

    Какова роль воздушных корней?

    Что означает «внекорневая подкормка»?

    Какие растения называют «джейраны чаши» ?

Правильно. Корни наземных растений всасывают воду из почвы корневыми волосками. Это основной путь поступления воды в растения.

В дождевых тропических лесах на деревьях растут эпифиты пер. с греч. эпи- «на», фитон - «растение»). Среди них много красивых орхидей , у некоторых есть воздушные корни. Их особая поверхностная ткань может поглощать влагу из воздуха . (Слайд 8 (корень и корневые волоски, воздушные корни орхидеи)

Но существуют водные растения и растения, у которых нет корней? Как они поглощают воду?

Растения, погруженные в воду , поглощают ее всей поверхностью тела . Вода легко проходит через тонкие клеточные оболочки.

В небольшом количестве воду поглощают листья во время дождя. На том основана внекорневая подкормка растений. Их опрыскивают питательным раствором, проникающим внутрь листа, если кутикула (тонкая пленочка) на листьях тонкая.

В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема . Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют « джейраньи чашки ».( слайд 9 (ферула и дорема)

2) Как растения могут удержать воду в себе?(хранят в листьях)

    Какую роль в удержании воды в растении играет покровная ткань?

    Какие растения называют « суккулентами»? Назовите их.

    Как суккуленты удерживают воду?

    Какие суккуленты есть в Средней полосе России?

    Для гербария у растения очиток едкий ошпаривают листья, для чего?

Комнатные растения с сочными, мясистыми листьями и стеблями: алоэ , кактусы , толстянки называют суккулентами (от латинского слова суккулентус, что значит «сочный»). Растут они преимущественно в пустынях, где воды мало, поэтому растения должны экономно ее расходовать. У них очень толстая кутикула, а часто поверх нее и восковой налет. В клетках суккулентов содержится много слизистых веществ, которые прочно удерживают воду. (комнатные цветы алоэ, кактус.)

В Средней полосе России на сухих, сильно прогреваемых склонах растет небольшое растение очиток едкий (рис. 24), а в сосняках на сухой песчаной почве - молодило побегоносное . Эти листовые суккуленты, чтобы высушить для гербария, предварительно ошпаривают кипятком, иначе живые листья будут прочно удерживать воду и не засохнут. У этих растений при сушке могут раскрыться и зацвести бутоны. ((Слайд 10 очиток едкий, молодило)

3) Ребята, как вы думаете, на что растения расходуют воду? (испарение, фотосинтез)

Правильно, но в каком количестве?

    Что происходит с поступившей водой в растения?

    Какое значение имеет испарение воды растением?

    Все растения испаряют одинаковое количество воды?

    На что расходуют воду растения?

    На что расходуют воду плодоносящие растения при созревании плодов?

Поступившая в растения вода в процессе жизнедеятельности непрерывно расходуется, причем больше всего - на испарение . Взрослая береза за сутки испаряет в среднем 75 л воды, бук - 100, а липа - 200 л. Если большое ведро воды вмещает 10 литров, то, значит, эти деревья ежедневно испаряют от 7 до 20 ведер воды. (Слайд 11(береза, бук, липа, яблоня, груша, виноград, пшеница)

Вода расходуется на процесс фотосинтеза , на рост растений . Много воды потребляют растения, когда у них, как говорят, наливаются плоды. Это относится не только к таким растениям, как яблоня, груша, виноград, но и к хлебным злакам.

4.Закрепление.

-Ну что ж ребята наш урок подходит к концу

Учитель:

О чем мы узнали на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же значение воды в жизни растений?

(участвует в фотосинтезе-образовании органических веществ, с помощью испарения охлаждает растение, расселяет растения поводе, сохраняет воду в корнях, плодах, листьях.)

Давайте сделаем вывод и запишем в рабочие листы. Назовите основные пункты значения воды в жизни растений.

ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико:

    растворение в воде минеральных веществ,

    испарение,

    фотосинтез,

    Рост растения

    распространение растений при помощи воды,

Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (как одинаково всем нужна вода?).Что бы вы еще хотели бы узнать? Это тема следующего урока.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без. . . (воды)

- Как вы думаете, что произошло бы на земле, если бы не было воды?( не было бы растений, животных человека)

- Вода играет только положительную роль? Назовите отрицательную роль воды

( наводнения, вымывание почвы )

-Давайте просмотрим видеоролик о воде

«Где вода там и жизнь». И Земля умирает, если ушла вода - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была такой великой колыбелью, в которой зародилась жизнь. Огромные количества воды потребляют растения.

Ребята, мы с вами изучили, какое значение имеет вода в жизни растений.

5. Рефлексия.

Закончите одно из предложений.

    Сегодня на уроке мне понравилось…

    Мне сегодня удалось…

    Материал урока был мне….

    На уроке я работал…..

    Расскажу дома…

    Настроение в ходе урока у меня…

Ребята, с каким настроением вы уйдете с урока?

У кого хорошее настроение поднимите желтые кружочки , у кого грустное настроение синие.

Оценки.

Урок подошел к концу. Домашнее задание у вас в рабочих листах.

Домашнее задание:

П.14,15 вопросы 1-4. Творческое задание. Для желающих - найти информацию о водных растениях, подготовить презентацию «Водные растения»