История строительства деревянных домов на руси. Деревянные дома Основание постройки современного деревянного дома

Материал подготовлен Рябцевой Светланой на основе беседы, проведенной с семьей Штакиных – Мариной и Дмитрием, на участке которых была спроектирована и построена баня по саженям. Причем Светлана принимала активное участие в разработке проекта бани по традициям старого русского зодчества. Хозяева охотно поделились информацией о том, как оригинальный проект воплощался в жизнь. Итак, обо всем по порядку.
На юге Московской области в Серпуховском районе на берегу реки Оки расположена деревня «N». Гористый ландшафт этой местности позволяет назвать ее русской Швейцарией. До революции в деревне насчитывалось большое количество дворов. Там жили зажиточные крестьяне, большинство из которых владело рабочими ремеслами: литейным, кузнечным, слесарным делом. Многие из них состояли в родстве, имели большие земельные участки и красивые дома. До революции это было село с деревянной церковью. В этом красивейшем месте наши предки также владели участком земли. Более 300 лет они жили в этом месте и обрабатывали эту землю. В советское время участок ужали до размера 24 сотки. Как положено, в начале участка стоит добротная изба-пятистенок, выстроенная по русским традициям в саженях. Внизу в овраге бьет источник великолепной минеральной воды, служивший жителям со времени образования села.
С недавних пор мы стали наследниками этой земли. Все бы хорошо, но современному человеку требуется больше комфорта – и мы задумались о строительстве баньки в этом родовом гнезде. Как водится, аппетит приходит во время еды и баньку мы захотели возвести со вторым этажом, с балкончиком и террасой на первом этаже. Как положено, начинать нужно с плана и не простого, а с плана, рассчитанного в саженях, обеспечивающего гармонию размеров дома и размеров владельцев. Нас привлекло еще то, что дом, построенный по саженям, долговечен и оказывает благотворное влияние на всех в нем живущих /1/. Непосредственно перед началом строительства был утвержден план бани.

План 1 этажа.

План мансарды.​




План бани выполнен по древнерусским саженям, восстановленным А. Ф. Черняевым на основе измерений русских храмов /1/. Изначально размеры сруба предполагались 6х6,4м, то есть ширина- 4 простые сажени, длина – 4 кладочные сажени. Высота всей бани предполагалась 7м, то есть 4 народные сажени. Фундамент был запланирован невысокий, 40 см, поэтому в расчет не принимался. Непосредственно перед началом работ мы внесли коррективы – добавили ступеньки с навесом и свесы крыши. Окончательные размеры c крыльцом получились – 7,5 х8 м или 4 церковные сажени на 6 меньших саженей.
План в саженях разработали в соответствии со всеми нашими пожеланиями. Оставалось только найти отличных строителей. Первая компания, в которую мы обратились, не смогла изготовить сруб, отличный от стандартных размеров 6х6м. Тут нам случайно повезло. На рынке стройматериалов удалось достать телефон бригадира из Чувашии, который предлагал срубы под бани с бревнами диаметром аж 38 см.
В мае работа закипела. Была определена и расчищена площадка напротив старого дома. Предварительно немного ниже бани, со стороны парилки строители сделали септик с системой перелива - врыли 3 кольца, зацементировали дно и добавили 2 кольца на перелив, сверху их закрыли пластиковыми люками. С другой стороны, повыше, выбрали место для колодца. Фундамент запланировали по всем правилам: предусмотрели не только вентиляционные отверстия, но отверстия для труб – для подвода колодезной воды и отвода сточных вод. Осенью, уже после постройки бани был вырыт колодец рядом с баней. В дальнейшем мы запланировали подвести воду непосредственно в баню, установить бойлер, чтобы летом принимать душ, не прибегая к предварительной топке для нагрева воды.
Первым делом сделали разметку под фундамент.


Рабочие вырыли траншею под ленточный фундамент размером
6,0х6,5 м и глубиной 70 cм. На дно было уложено 20 см песка – так называемая песчаная подушка.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Читаю я сейчас про искусство и архитектуру Древнего Египта. Вы же меня знаете, всегда лезу в мелочи и частности, всегда вопросы возникают: «Как?» да «Из чего сделано». Посмотрела несколько фильмов про храмы и пирамиды, с этим все ясно: вырубленные из камня идеально ровные глыбы, несчастные строители с остеоартрозом, возможное вмешательство инопланетян и все такое. А как же жили простые египтяне?

Картинка сверху - это, вообще-то, скрин, само видео можете тут глянуть

А просто они жили и очень тесно. Дома строили из кирпича сырца, который лепили из того, что приносил ежегодно разливающийся Нил: смеси ила и глины.

Из такого кирпича строили дома в Древнем Египте

Площадь дома могла составлять 6-10 квадратных метров (как моя кухня). Правда, в доме только спали и делали детей (судя по всему, прямо при уже имеющихся детях), все остальное время проводили на работах или во дворе, когда опускались сумерки, перебирались на крышу, где можно было посидеть, выпить пива (это очень уважаемое занятие было в Египте) и обсудить события дня. Надо сказать, жилище фараона ненамного отличалось от «квартиры» крестьянина.


Здесь хорошо видна "анатомия" пирамид

Дворцы были на удивление маленькими и тесными, хоть, конечно, побольше чем у бедняков, но значительно меньше, чем храмы и погребальные комплексы. Дерево было в дефиците, так что прибрежная глина вполне решала проблему строительных материалов. Кирпич-сырец был недолговечен, зато дешев. Он со временем раскисал или крошился, поэтому до нас почти не дошло жилищ обычных людей. В одной передаче видела, что археологам удалось изучить один дом только потому, что он… сгорел во время пожара и был заброшен: глина под влиянием высокой температуры спеклась и приобрела свойства обожжённой, что позволило стенам, занесенным песком, «дожить» до наших дней.


Реконструкция жилища египтян

Так что весь имперский размах воплощался в «околопохоронной» архитектуре египтян: в пирамидах и храмах. Строили их там, где поближе были каменистые горы, чтобы не таскать далеко каменные глыбы, но если надо было, то и таскали. Вообще считается, что прообразом пирамид были горы. Строительного камня было полно - известняк, ассуанский гранит, порфир и мерцающий алебастр.


Древнее изображение производства кирпича

Так что получается, что вся историческая архитектура Египта к быту египтян имела весьма косвенное отношение, ее целью было порадовать богов, возвеличить фараона и обеспечить ему роскошное загробное существование. И не важно что на это уходила большая часть бюджета государства.


Дом современного египтянина


Интересно, что в Древней Палестине жилища простых людей были очень похожи на египетские

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С Египтом все понятно, а вот как дело обстояло, например, в Хараппской цивилизации, мало нам известной? Эти ребята были более практичными, архитектурная гигантомания им была не свойственна, да и стройматериал был более надежный - обожжённый кирпич.


Реконструкция хараппского города

Похоже, что это была какая-то полуутопическая цивилизация всеобщего благоденствия и процветания, так здесь заботились о своих гражданах: мостили мостовые, строили искусственные водохранилища, организован был в Хараппских городах водопровод и даже канализация. Правда, от такой роскоши и комфорта граждане со временем заскучали и выродились. А вот если бы понапрягались бы немного, строя какую-нибудь стену или пирамиду, может больше бы свободу любили да за свое добро держались.


Хараппские постройки. Руины Мохеджо-Даро

Использовали и кирпич-сырец, но значительно реже. Климат в древности на территории нынешней Индии когда-то был другой, намного влажнее, хоть и сейчас не особо сухой, поэтому сырец быстро расползался. Кирпичную кладку скрепляли илистым раствором, который брали у берегов местных рек.


Башня в Мохеджо-Даро

Известь использовали редко, только в нижних рядах кладки, илистый раствор не был очень прочным, не застывал "намертво", поэтому при необходимости постройку можно было легко разобрать, и кирпич использовать повторно. Интересно, что хараппские строители использовали несколько разнообразных строительных приемов, то есть были весьма "продвинуты" для своего времени. Кроме городских стен и ворот ничего гигантского от хараппов (или как их там) не осталось. Нечем, нечем было правителям занять народ!

КИТАЙ

Зато этот посыл вовремя дошел до китайских правителей. Они как раз заняли своих граждан такой полезной деятельностью, как постройка Великой Китайской стены, в то время как жилища китайцев были весьма скромными. Особенно по сравнению со Стеной, которую неплохо видно даже из космоса. Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Стены выложены в два ряда, наружные части сделаны из камня и кирпича, а внутри стена набита утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.


Великая Китайская стена. Вид из космоса

Если говорить о китайских жилищах, то и жилье императоров было похоже не на гигантский дворец, а на поселок зажиточных крестьян - так, фольгой чуть облепили для форсу да стеной обнесли. Прекрасные и довольно большие постройки стали возводить относительно недавно, в последние столетия. Надо сказать, что и Китайская стена, и стены дворцов имели весьма утилитарное значение - оборонное. Империя постоянно страдала от нашествий варварских племен с Севера, а сам Китай постоянно раздирали внутренние конфликты, так что без стен - никак.


Реконструкция древнего китайского города Линьцзы, 7 век днэ

Красивые китайские дворцы и храмы с загнутыми углами крыш - отголосок тех времен, когда все постройки были деревянными, тогда их строили именно такими. А вообще говорить о какой-то единой архитектуре Китая довольно сложно - страна огромная, с неоднородным рельефом, лежит сразу в нескольких климатических зонах. Что под руками было, из того и строили: от бамбуковых хижин на сваях в воде до пещер в скалах.



Реконструкция-музей древнего китайского жилища

Надо сказать, не одни хараппские граждане были такие грамотные, что придумали водопровод. Был он и в Китае, китайцы использовали для подачи воды бамбуковые трубы. Водопровод был и в Древнем Египте, и в Риме, причем в последнем - весьма совершенный.


Современное жилище бедного китайского крестьянина в глубокой провинции


Древний пещерный город в Китае


Как же все перекликается - пещерный город в Петре, Иордания


... И еще - пещерный город в Чуфут-Кале в Крыму

ВАВИЛОН


Вавилонские ворота Богини Иштар в Пергамском музее в Берлине

Вернемся же к кирпичу. Обожженный кирпич использовали и вавилоняне. Они же весьма продвинулись в искусстве облицовки зданий. Всем известны их прекрасные изображения на синем фоне, выложенные из изящной поливной плитки. Знаем мы и о Висячих садах Семирамиды, правда с трудом себе представляем, что это было на самом деле.


Нынешние представляние о Висячих Садах Вавилона весьма разнятся: от вполне традиционных вариантов...


...До очень неожиданных. Это не реконструкция, а вполне реальное здание в современной Японии.

Ясно, что «Слава Иштар!» - это святое, а как же жили простые вавилоняне, те, что башню до самого неба строили-строили, да не достроили? Судя по материалам раскопок, жили они тесно и не особенно роскошно. Как и египтяне, и китайцы, и харрапские ребята.


Вавилон


Руины Вавилона, фото 1932 года

ХЕТТЫ

Еще мы хеттов забыли. Эти, в основном, строили из камня, иногда практически не обработанного, так как жили среди горных массивов Анатолии, камня там - хоть завались. Однако в городе Кархемыш (XX-VIII вв. до н.э.) обнаружены постройки и из все того же сырцового кирпича, правда на каменных основаниях. Крупных храмов и гробниц хетты не строили, но все же некоторые циклопические сооружения от них остались. Например, знаменитые Львиные ворота. Крепостные стены и башни тоже были весьма массивными - нужно было обороняться от беспокойных соседей. Каменные блоки для стен использовались просто огромные!

Львиные ворота в столице хеттов Хаттусе.

Для постройки жилых помещений использовали некрупный камень и упомянутый кирпич, снаружи вся эта красота обмазывалась глиной. Жилье, как вы уже догадались, как и у других народов, обычно было совсем небольшим.


Руины и частичная реконструкция Хаттусы



Хаттуса. Реонструкция.

Так что все народы, похоже, жили одинаково: в маленьких домиках без удобств и телека, а в исторической памяти цивилизации запечатлелись сооружениями "для защиты" и "для идеи". Тема эта далеко не исчерпана, так что потом продолжим как-нибудь.

Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем».

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки - «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился ввход на первый этаж) называлась «рундуком».

Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше - черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки - «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.

Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» - деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» - галлерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

- 4834

В древние времена почти вся Русь была деревянной. Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер.

Русское деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее строили все - от простых изб, дворцов, культовых зданий до разнообразных подсобных помещений и крепостей. Русская изба служила обычно двум-трем поколениям, хотя могла простоять и больше 100 лет. Церкви дольше - до 400 лет.

Наши предки глубоко осознавали удивительные свойства дерева и повсеместно применяли его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

Старинное деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, искусной и яркой.

Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из дерева с резными наличниками и украшениями. В летописных свидетельствах имеется много сведений об изящных ансамблях рубленных домов, с золотыми вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского искусства. Примером служит деревянный двор княгини Ольги, получивший название "теремного" из-за необычных вышек с шатровым верхом.

Русь - неотделима от понятия изба. В лесных районах избы известны уже в IV-V веках. Избой называли древние славяне отапливаемый сруб и под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки. Все хозяйственные постройки собраны под одной крышей и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы.

Первые типы изб были похожи на простейшие лесные жилища. Постепенно, из века в век совершенствовался облик избы, усложнялась ее планировка, увеличивались размеры. Неизменной оставалась лишь ее конструктивная основа - сруб.

Избу срубить непростое дело. Русский крестьянин ставил дом прочно, на века. Инструменты нехитрые - топор, скобель да долото. Всю избу сложит без единого гвоздя. Со стороны кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено.

От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясами. Их трудом, их талантом, их руками вставали памятники строительного искусства.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наши предки, жившие 500-1000 лет назад?

Основа домостроительства в старину - деревянная рубленая изба.

Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. А на землях наших прародителей было много строевого леса и поэтому очень рано появился наземный дом с полом, даже несколько приподнятым над землёй.

Несмотря на то что традиции жилищного строительства у славянских племён (кривичей и ильменских словен) не удаётся проследить далеко в глубь времён, но учёные с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили здесь ещё во II тысячелетии до нашей эры. А в конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища.

Жилая изба IX-XI веков была квадратной постройкой со стороной 4-5 м. Часто сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Мастера наносили на бревна зарубки-"номера", по порядку начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше впитывалась сырость и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне, но зато следили, чтобы брёвна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тёсом для России исторически сравнительно нов. Впервые он описан в XVI веке.

Главным инструментом российского плотника до недавних времён оставался топор. Пила в деревянном строительстве была также известна, но наши предки-строители не пользовались пилой сознательно! Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их лёгкой добычей гнили. Потому-то славянские плотники так упорно предпочитали топор. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. Археологические раскопки установили: в старинном русском деревянном строительстве использовалось до пятидесяти (!) способов врубки!

В разных районах России избы строили по-разному. Приемов их возведения было множество. Структура и оптимальные размеры крестьянских дворов изменялись на протяжении веков.

Вместе с тем издревле деревянное зодчество на Руси взаимодействовало с каменным, и взаимопроникало, не нарушая, традиционные направления ни того, ни другого.

Рост городов и развитие храмового строительства после принятия христианства предопределило подъем зодчества в X - н. XII веков. Гражданское строительство было преимущественно деревянным. Христианские храмы в Киеве имелись еще до крещения Руси Владимиром. Славились новгородские, псковские, тверские деревянных дел мастера. К сожалению, от деревянного зодчества периода Киевской Руси и времен монголо-татарского ига ничего не сохранилось.

План избы, XVIIIв.
1 - сарай; 2 - сени;
3 - изба; 4 - клеть

Схема печи:
1 - подпечье;
2 - корзина;
3 - печной столб;
4 - шесточница;
5 - шесток;
6 - устье печи;
7 - чело;
8 - жарток;
9 - коник;
10 - печурки;
11 - воронцы;
12 - матица.

Скамья с перекидной спинкой

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.

Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина, что, в свою очередь, определялось многовековой статичностью экономики и быта: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними; примыкающие к печи деревянные элементы; открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.

Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения.

Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.

Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Такие ножки суживались к середине, которую украшало круглое точеное яблоко. Если подставку делали плоской, выпиливая из толстой доски, то ее рисунок сохранял силуэт подобной же точеной ножки. К краю лавки пришивали тесину, украшенную какой-нибудь несложной резьбой. Лавка, украшенная таким образом, называлась опушенной, а ее ножки - стамишками. Иногда между стамишками устраивали задвижные дверцы, превращая пристенные лавки в своеобразные лари для хранения домашних вещей.

Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку - перемет. Резьбой главным образом украшали спинки, которые делали глухими или же сквозными - столярно-решетчатой, резной или токарной работы. Длина скамьи несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью - полавочником. Встречаются скамьи с одной боковиной - резной или расписной доской. Боковина была опорой для подушки или ее использовали как прялку.
Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в XIX в. В решении стула наиболее заметно отразилось влияние города. В народном искусстве преобладает устойчивая симметричная форма стула с квадратным дощатым сиденьем, квадратной сквозной спинкой и слегка выгнутыми ножками. Иногда стул украшали деревянной бахромой, иногда узорной спинкой. Стулья красили в два-три цвета, например в голубой и малиновый. Для стульев характерна некоторая жесткость, геометризм, что роднит их по форме со скамьей.

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами.

Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.

Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие - длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Широко применили в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, - воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части: одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим - входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил - полати, которые делали над входной дверью; между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.