«7 смертных грехов» — все, что должен знать. Смертные грехи

В православии насчитывается 7 смертных грехов. Считаются семью смертными грехами: гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние, ведущие к более тяжким грехам и гибели души. Список смертных грехов основан не на библейских, а на богословских текстах, которые появились значительно поздней.

Гордыня

Гордыне – этому ужаснейшему из 7 смертных грехов – предшествуют такие духовные болезни, как самолюбие, высокомерие, похвальба, лицемерие, тщеславие, чванство, надменность и т. п. Все эти «болезни» результат одного и того же духовного «отклонения» – нездорового внимания к своей персоне. В процессе развития гордыни у человека вначале появляется тщеславие, а различие между этими двумя видами духовной болезни приблизительно такое же, как между подростком и взрослым мужчиной.


Так как же люди могут заболеть гордыней?

Все люди любят добро: случаи проявления добродетели и примеры любви у всех вызывают лишь одобрение. Ребенку приятно, когда родители хвалят его за усердие и успехи, и малыш старается делать еще лучше, что и правильно. Поощрение – очень важный момент в воспитании детей, но, как и следовало ожидать, многие в своей греховной природе отклоняются от намеченного: например, жажда похвалы также может «помочь» человеку свернуть с правильного пути. Добиваясь похвалы, иной человек может творить великие дела, но делать это он будет не ради самих достойных дел, а ради впечатления, которое они производят на окружающих. Такого рода настроения приводят к ханжеству и лицемерию.

Гордыня зарождается в самоуверенности с превозношением всего того, что «мое», и отвержением того, что «не мое». Этот грех, как никакой другой, представляет из себя прекрасную почву для лицемерия и лжи, а также для таких чувств, как гнев, раздражение, вражда, жестокость и связанные с ней преступления. Гордыня – это отвержение Божьей помощи, несмотря на то что именно гордый в особенности нуждается в помощи Спасителя, так как его духовный недуг никто, кроме Самого Всевышнего, не может исцелить.

Со временем настроение тщеславного портится. Он бывает озабочен всем, кроме собственного исправления, так как не видит своих недостатков, или находит причины, оправдывающие его поведение. Он начинает сильно преувеличивать свой жизненный опыт и способности и жаждет признания своего превосходства. Причем он очень болезненно реагирует на критику или даже на несогласие с его мнением. В спорах любое независимое мнение он воспринимает как вызов себе, а его агрессивность начинает встречать отпор и противодействие окружающих. Упрямство и раздражительность возрастают: тщеславный человек верит в то, что все мешают ему только из зависти.

На последней стадии этой духовной болезни душа человека становится темной и холодной, так как в ней поселяются злоба и презрение. Ум его помрачается до такой степени, что он уже больше не в состоянии отличить добро от зла, так как эти понятия подменяются понятиями «мое» и «чужое». Кроме этого, он начинает тяготиться «глупостью» начальников и ему все трудней признавать чужие приоритеты. Ему как воздух надо доказывать свое превосходство, потому ему больно, когда правым оказывается не он. Успехи другого человека он воспринимает как личное оскорбление.

Алчность

Господь открыл людям, как одолеть сребролюбие – при помощи благотворительности. В противном случае мы всей своей жизнью показываем, что земное богатство ценим выше, чем нетленное. Алчный как бы говорит: прощай бессмертие, прощай, Небо, я выбираю эту жизнь. Так мы обмениваем ценную жемчужину, которую представляет собой жизнь вечная, на поддельную безделушку – сиюминутную выгоду.

Бог ввел систематические пожертвования как профилактику против зла, имя которому алчность. Иисус видел, что сребролюбие изгоняет из сердца истинное благочестие. Он знал, что любовь к деньгам способствует ожесточению и охлаждению сердец, препятствует щедрости и делает человека глухим к нуждам обездоленных и страждущих. Он говорил: «Смотрите, берегитесь любостяжания. Не можете служить Богу и маммоне».

Таким образом, алчность – один из наиболее распространенных грехов современности, оказывающих на душу парализующее воздействие. Желание разбогатеть занимает мысли людей, страсть к накоплению средств умертвляет в человеке все благородные побуждения и делает равнодушными к интересам и нуждам других людей. Мы стали бесчувственными, как кусок железа, но серебро и золото наши проржавели, так как они разъедают душу. Если бы с ростом нашего благосостояния росла и благотворительность, мы бы считали деньги только средством для делания добра.

Блуд

В жизни крещеного человека, казалось бы, не должно быть даже намека на этот тяжкий грех. Ведь уже апостол Павел в своем «Послании к Ефесянам» писал: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас». Но в наши дни разврат мира сего так притупил нравственные чувства христиан, что даже воспитанные в православной вере допускают разводы и добрачные связи.

Блудник считается хуже блудницы. Блуднику намного тяжелей расстаться со своим грехом, чем блуднице. Гнусность же его блудодеяний в том, что он рассчитывает на безнаказанность. В противоположность блуднику женщина-блудница всегда рискует, в частности своей репутацией.

В настоящее время люди утратили чувство греха как никогда в истории человечества. Великие мира сего изрядно потрудились, чтобы вытравить его из сознания людей. Заповеди Божьи всегда возмущали лукавого, и не случайно в различных странах сейчас растет преступность, а в некоторых из них даже содомский грех – мужеложество – не считается чем-то предосудительным, и однополые связи получают официальный статус.

Зависть

Зависть – поругание самой природы, порча жизни, вражда против всего, что дал нам Бог, а значит, и противление Создателю. Более пагубной страсти, чем зависть, не бывает в душе человека. Как ржавчина разъедает железо, точно так же и зависть съедает душу, в которой живет. Кроме этого, зависть является одной из самых непреодолимых разновидностей вражды. И если прочих недоброжелателей благотворение склоняет к кротости, то завистливого сделанное ему доброе дело лишь раздражает.

Завистью как оружием от начала мира уязвляет и низлагает человека дьявол – первый истребитель жизни. Из зависти рождаются смерть души, отчуждение от Бога и лишение всех благ жизни на радость лукавому, который сам был поражен той же страстью. Потому зависти нужно остерегаться с особым рвением.

Но когда зависть уже завладела душой, она оставляет ее только после того, как доведет до полного безрассудства. И пусть больной завистью подает милостыню, ведет трезвую жизнь и регулярно постится, но если при этом он завидует брату своему, то его преступление огромно. Завистливый как бы живет в смерти, считая окружающих своими врагами, причем даже тех, которые его ничем не обидели.

Зависть полна лицемерия, потому она – страшное зло, которое наполняет Вселенную бедствиями. От зависти рождается страсть к стяжанию и славе, от нее происходят гордость и властолюбие, и какой бы грех вы ни вспомнили, знайте: любое зло проистекает от зависти.

Зависть берет начало от гордости, потому что гордый желает вознестись над остальными. Из-за этого ему трудно терпеть рядом с собой равных, а тем более тех, кто лучше его.

Чревоугодие

Чревоугодие – это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, который не обладает даром слова и разумения. Чревоугодие является великим грехом.

«Давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, особенно целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, потому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Посредством чревоугодия рождаются разные страсти, потому его причисляют к 7 смертным грехам.

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным чревоугодием.

Но прежде всего задумайтесь, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, лишь когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении.

Гнев

Гнев удаляет душу человека от Бога, потому что гневливый проводит жизнь в смятении и беспокойстве, утрачивая здоровье и мир, тело его истаивает, плоть увядает, лицо бледно, разум изнемогает, а душа скорбит, и помыслам его нет числа. Но все его сторонятся, так как не ждут от него здравых поступков.

Гнев – самый опасный советник, и то, что сделано под его влиянием, невозможно называть благоразумным. Нет хуже зла, которое может сделать человек во власти гнева.

Ничто так не омрачает ясность мыслей и чистоту души, как сильный гнев. Гневливый не делает ничего как положено, так как не может мыслить здраво. Потому он уподобляется людям, которые из-за повреждения чувств потеряли способность рассуждать. Гнев можно сравнить с сильным, всепожирающим огнем, который, опаляя душу, вредит телу и даже сам вид человека становится неприятным.

Гнев подобен огню, охватывающим все человеческое существо, умерщвляя и сжигая его.

Уныние и леность

Уныние наводят на душу бесы, предполагая, что ее терпение истощится в долгом ожидании Божьей милости и она покинет жительство по Закону Божьему, так как признает его слишком трудным. Но терпение, любовь и воздержание могут противостоять демонам, и они будут посрамлены в своих намерениях.

Уныние и бесконечное беспокойство сокрушают силу души, доводя ее до изнеможения. От уныния рождаются сонливость, праздность, бродяжничество, беспокойство, непостоянство тела и ума, любопытство и разговорчивость.

Уныние – помощник всего злого, потому не стоит отводить в своем сердце место для этого чувства.

Если каждая из описанных здесь страстей может быть упразднена какой-то из христианских добродетелей, то уныние для христианина является всепоражающей страстью.

Канонический список смертных грехов числом семь был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим на основе труда греческого монаха-теолога Эвагриуса из Понта, который составил список восьми худших помыслов. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Далее концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Св. Фомы Аквинского, который был не только великим теологом, но и великим систематизатором религиозной науки. Существует несколько вариантов порядка следования значимости грехов.
К примеру, Григорий Великий упорядочил список по степени противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви), именно по этому порядку следования грехов устроено чистилище в “Божественной комедии” Данте. Большее распространение получили классификации в зависимости от степени серьезности греха, один из таких вариантов: гордыня, алчность (жадность), похоть (сладострастие), зависть, чревоугодие, гнев и лень (уныние).
Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; похоти - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Гордыня (высокомерие, тщеславие, лат.superbia)
Гордыня является самым главным грехом, потому что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Не стоит забывать и то, что гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад. Высокомерие влечет за собой заниженную оценку, а затем и презрение, окружающих нас людей, вопреки словам Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» Мтф. 7:1-2.

Алчность (жадность, скупость, лат.avaritia)
Под алчностью подразумевается желание материального богатства, жажда наживы с игнорированием духовного. Этот грех в наше время актуален не менее, чем гордыня. Еще две тысячи лет назад Иисус Христос говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мтф. 6:19-21.

Похоть (сладострастие, блуд, распутство, лат.luxuria)
Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» Мтф. 5:27-28. Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе.

Зависть (лат.invidia)
Зависть - это желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации, а также огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка и зачастую влечет за собой осуждение как окружающих нас людей, так и самого Господа. В Библии по этому поводу сказано: «Всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа Святого не простится вовек» Мтф. 12:31.

Чревоугодие (обжорство, лат.gula)
Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» Мтф. 6:25. Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

Гнев (ненависть, злоба, лат.ira)
Гнев включает в себя раздражительность, желание причинить зло. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки, причинив тем самым неисправимый вред себе и другим. Гнев является полным противопоставлением любви. Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил об этом следующее: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мтф. 6:44; «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Мтф. 6:46.

Праздность (лень, уныние, лат.acedia)
Праздность - избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»

Новость отредактировал Оляна - 13-11-2012, 12:34

Библия - это действительно мудрая книга, которая может дать совет в любой жизненной ситуации. Герои и злодеи, пороки и добродетели - обо всем этом упоминается на ее страницах. Стоит отметить, что Библия не просто дает указания что делать, а чего не делать - она пытается всегда все объяснить и самым наглядным образом донести смысл до людей. Кроме Библии к Священным христианским текстам принято относить труды известных деятелей в данной сфере, так как считается, что они писали от лица Господа.

Расписаны очень подробно. Они отличны друг о друга очень многим: степенью тяжести, возможностью искупления и прочим. Говоря о том, какие бывают грехи, особое внимание стоит уделить семи Многие слышали об них, правда, не все из них знают, какие именно грехи входят в данный список и чем они отличаются от всех остальных.

Что собой представляют семь смертных грехов

Смертными они названы не случайно, так как в христианстве бытует мнение, что именно эти грехи способны привести душу к гибели. Стоит сразу заметить, что вопреки всеобщему мнению, семь смертных грехов в Библии не описаны, а их концепция появилась намного позже, чем Считается, что основой для них стали труды монаха по имени Евгарий Понтийский, который составил список из восьми человеческих пороков. Ближе к концу шестого века Григорий I Великий сократил данный список, и в нем осталось только семь смертных грехов.

Не стоит думать, что грехи, которые будут описаны ниже, являются самыми страшными в христианстве. Дело в том, они не являются теми, которые искупить невозможно, а просто-напросто способны привести к тому, что человек станет сам по себе намного хуже. Можно прожить жизнь не нарушив ни одну из десяти заповедей, однако нельзя прожить так, чтобы избежать семи смертных грехов (или хотя бы некоторых). Семь смертных грехов - это то, что заложила в нас природа. Возможно, при определенных обстоятельствах это и помогало человеку выжить, однако все же считается, что данные «грехи» ни к чему хорошему привести не могут.

Семь смертных грехов

  1. Алчность. Люди очень часто пытаются заполучить даже не задумываясь над тем, зачем они им вообще нужны. Вся жизнь превращается в постоянное накопление имущества, драгоценностей, денег. Алчные люди всегда желают получить больше, чем у них имеется. Меры они не знают, да и не хотят знать.
  2. Лень. Человек, который устает от постоянных неудач, может просто перестать стремиться к чему-либо. Его со временем начинает устраивать жизнь, в которой ничего не происходит, нет никакой нервотрепки и суеты. Лень атакует быстро и безжалостно, поддавшись ей всего один раз, можно навсегда потерять себя и свою личность.
  3. Гордыня. Многие люди делают что-то не по причине того, что это действительно нужно, а лишь из-за того, что это поможет им возвыситься над другими. Всеобщее восхищение разжигает в них огонь, который сжигает все лучшие чувства, которые хранятся в душе. Со временем такой человек начинает думать только о себе.
  4. Похоть. Инстинкт размножения заложен в каждом из нас, однако есть люди, которые не могут насытить сексом. Секс для них - это образ жизни, а в их мыслях только похоть. Каждый зависим от него в той или иной степени, однако злоупотребление им до добра еще никого не доводило.
  5. Зависть. Она очень часто становится причиной ссор или даже преступлений. Не каждый способен нормально воспринять то, что его друзья и близкие живут лучше, чем он сам. История знает много случаев, когда зависть заставляла людей даже совершать убийства.
  6. Чревоугодие. Разве приятно смотреть на человека, который не знает ничего лучше, чем вкусно поесть? Еда нужна для того, чтобы жить и совершать в этой жизни что-то хорошее и значимое. Однако чревоугодники считают, что это жизнь нужна для того, чтобы можно было есть.
  7. Гнев. Нужно уметь сдерживать свои эмоции. Конечно же, рубить с плеча легко, но вот последствия могут быть необратимыми.

На том или ином жизненном этапе практически все люди совершают хотя бы некоторые из перечисленных грехов. И очень важно вовремя остановиться, критически взглянуть на свою жизнь, чтобы не тратить ее попусту и постараться стать чище и лучше.

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. - Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание - клятву - защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения - падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост - все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель - избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен - и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина - стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей - это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия - нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета - заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, - как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости - алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков - это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех - нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть - это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» - это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24-26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда - сребролюбие, от сребролюбия - гнев, от гнева - печаль, от печали - уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Мф. 15: 18-20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти - вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, - без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад - это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика - вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни - удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай - это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример - аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение - таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” - и кропит музейщиков святой водой. В ответ - перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай - им там будет невыносимо плохо».

Читая святые писания, многие верующие люди очень часто сталкиваются с таким выражением, как «семь смертных грехов». Этот фразеологизм никак не касается, каких-то конкретных грехов. Список таких деяний гораздо больше. Ещё в 590 году Григорий Великий предложил условно сгруппировать поступки в 7 основных групп. Своё разделение имеется и в церкви.

Гордыня или упоение своим достоинством

На сегодняшний день также можно увидеть книги, фильмы и мультфильмы, в которых рассказывается о страшных людских пороках. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает страдание. Peccata capitalia - в переводе с латыни означает «главные грехи». Христианство описывает гордыню как смертный грех , который имеет классификацию:

Нездоровое внимание к своей персоне является результатом всех этих болезней. При развитии этого духовного отклонения, сначала у человека появляется тщеславие. Не каждый может заболеть гордыней. Так как все, без исключения, стремятся к добру. У человека всегда порождает только лишь одобрение любое проявление любви и добродетели. Ребёнок, всегда старается делать какие-либо дела лучше и правильнее, если получает похвалу за свой успех и усердие. В воспитании детей одним из важных моментов считается поощрение.

Однако жажда похвалы может заставить человека свернуть с правильного пути. Если человек будет добиваться похвалы великими делами, которые он будет делать ради впечатления на окружающих - это может привести к ханжеству. Излишняя самоуверенность порождает гордыню. Развитие этого греха подготавливает отменную почву для лжи и лицемерия. Впоследствии могут развиваться такие чувства, как раздражение, вражда, гнев и жестокость. Гордыня - это отвержение Божьей помощи. Именно гордый человек очень нуждается в помощи Спасителя. Так как, кроме самого Всевышнего, его духовный недуг никто не сможет исцелить.

Настроение тщеславного со временем начинает портиться. Как правило, его заботит всё, кроме собственного исправления. Он никогда не наблюдает за собой никаких недостатков или всегда старается найти причины, которые бы оправдывали его поведение. Он очень сильно жаждет признания своего превосходства, поэтому всегда старается преувеличить свои способности и жизненный опыт.

Критика и несогласие с его мнением очень болезненно отображается на его настроении. Чужое независимое мнение в любых спорах воспринимает как вызов себе. Это повышает высокомерие. Его проявление чаще всего встречает отпор окружающих. Впоследствии сильно возрастает раздражительность и упрямство. Тщеславный человек начинает верить в то, что все окружающие его люди ему сильно завидуют.

При развитии последней стадии этой болезни, душа человека становится холодной и тёмной. В ней зарождается презрение и злоба. Его ум очень сильно помрачается и он уже не в состоянии отличить зло от добра. Ему всё труднее становится признавать чужие приоритеты, так как он начинает тяготиться «глупостью» начальников. На первом месте для него становится доказательство своего превосходства. Как правило, ему не хватает этого как воздуха. Он очень болезненно воспринимает ситуации, когда оказывается неправ. Успехи другого человека воспринимаются как личное оскорбление.

Ненасытное желание иметь всё

Алчность является одним из наиболее распространённых грехов современного мира. Господь помог приобрести знания людям о том, что благотворительностью можно одолеть сребролюбие. В противном случае, человек всей своей жизнью старается показывать, что земное богатство ценится намного выше. Вечную жизнь он готов обменять на сиюминутную выгоду. Для профилактики против зла стоит позаботиться о систематических пожертвованиях. Бог видел, что алчность выводит из сердца истинное благочестие.

Безмерная любовь к деньгам способствует к охлаждению и ожесточению сердец и препятствует щедрости. А также делает человека слепым и глухим к нуждам страждущих. Алчность оказывает на душу людей парализующее воздействие. Их мысли всё чаще становятся наполнены желанием разбогатеть. Часто в характере человека закрепляется честолюбие. Он становится равнодушным к интересам и нуждам других людей, так как страсть к накоплению средств умиротворяет в нём все благородные побуждения. Со временем он становится бесчувственным.

В современном обществе мир притупил нравственные чувства людей. Даже те люди, которые воспитывались в православной вере, нередко допускают добрачные связи и разводы. Блудник считается намного хуже блудницы . Так как ему проще расстаться со своим грехом. Как правило, он рассчитывает на безнаказанность. А вот женщина-блудница всегда рискует своей репутацией. На сегодняшний день многие люди утратили это чувство греха. Такого никогда не встречалось в истории человечества.

Великие люди всего мира всегда старались вытравить этот грех из сознания людей. Лукавого всегда возмущали Божьи Заповеди. Поэтому неслучайно можно встретить рост преступности в различных странах. В некоторых из них на данный момент не считается чем-то предосудительным даже содомский грех - мужеложство. Сегодня официальный статус получают даже однополые связи.

Отрава человеческого сердца - зависть

Под завистью понимается сопротивление создателю, вражда против всего, что дал Бог. В душе не бывает более пагубной страсти, чем зависть. Порча жизни и поругания самой природы сильно съедает душу примерно так же, как ржавчина разъедает железо. Зависть - одна из самых непреодолимых разновидностей вражды. Как правило, завистливого сильно раздражает сделанное ему доброе дело.

Дьявол - это первый истребитель жизн и, который наделяет завистью, как оружием от начала мира. Из этого зарождается смерть души. Такому человеку присущи отчуждение от Бога и лишения всех благ жизни, на радость лукавому , хотя он и сам поражён той же страстью. С особым рвением необходимо остерегаться завистника. Завладевшая душой зависть сможет оставить человека только после того, когда доведёт его до полного безрассудства. Несмотря на, то что духовно больной человек может вести трезвую жизнь, подавать милостыню и регулярно поститься - это не оградит его от преступления, он при всех своих деяниях всё равно будет завидовать.

Завистливый будет считать всех своих окружающих своими врагами даже тех, которые его никогда ничем не обижали. Зависть берёт своё начало от гордости. Гордый человек всегда хочет вознестись над всеми остальными. Ему очень тяжело находиться рядом с равными ему людьми, особенно с теми, кто лучше его.

Чревоугодие - рабство собственному желудку

Чревоугодие - это великий грех, заставляющий принимать пищу ради наслаждения. Такая страсть может привести к тому, что человек перестанет быть разумным существом и превратится в подобие скота. Он перестанет обладать даром слова и пониманием. Человек способен навредить не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, если он будет давать полную волю чреву. А также обладатель этого греха будет возжигать в себе похоть, так как избыток пищи очень сильно этому способствует. Необходимо хорошо вооружиться против этой страсти, так как похоть ведёт к падению.

Ни в коем случае не стоит давать чреву столько, сколько оно захочет. Употреблять пищу необходимо только для поддержания жизненных сил. Как ни странно, чревоугодие причисляют к семи смертным грехам, так как посредством его зарождаются разные страсти. Чтобы оставаться человеком, необходимо сдерживать своё чрево. Стоит с особой заботой хранить себя, чтобы случайно не оказаться побеждённым чревоугодием. Прежде всего, необходимо задуматься, как чревоугодие угнетает организм человека.

Обжорство и пьянство доставляют немало тягот желудку. Что может быть особенного в чревоугодии? Приятный вкус от лакомств держится только тогда, когда они находятся во рту. После того как происходит проглатывание не остаётся не только вкуса, но и даже воспоминаний об их вкушении.

Гнев как свойство человеческой души

Грехом, который больше всего удаляет душу от бога , является гнев. Гневящийся человек будет проводить свою жизнь:

  • В беспокойстве.
  • В смятении.
  • Утрачивая мир и здоровье.
  • Душа начинает скорбеть.
  • Разум понемногу изнемогает.
  • Плоть начинает увядать, а лицо бледнеть.

Гнев является самым опасным советником. Он часто заставляет прибегать к мести. Так как все деяния, сделанные под его влиянием, нельзя назвать благоразумными. Не существует большего зла чем-то, которое делает человек во власти гнева. Сильный гнев особенно омрачает ясность мысли и чистоту души. Такой человек неспособен здраво мыслить, он начинает врать и изворачиваться. Чаще всего он уподобляется тем людям, которые потеряли способность рассуждать. Гнев наподобие всепожирающего огня опаляет душу и вредит телу. Он охватывает всё человеческое существо, сжигая его. При этом даже сам вид человека довольно неприятный.

Уныние и бесконечное беспокойство

Под седьмым номером находится тяжкий грех, уныние - это бесконечное беспокойство, которое способно сокрушить силу души. Оно доводит душу до изнеможения. От него рождаются непостоянство тела и ума, сонливость, лень, праздность, бродяжничество, разговорчивость и любопытство. Уныние является помощником всего злого. Не стоит отводить в сердце местечко для этого скверного чувства.

Только бесы способны навести на душу уныние. Они предполагают, что терпение истощается в долгом ожидании Божьей милости. Однако любовь, воздержание и терпение способны противостоять демонам. Только уныние для христианина является поражающей страстью. Из всех семи страстей уныние не может быть упразднено какой-нибудь из христианских добродетелей.

Некоторые проповедники и верующие считают что в православие существует 10 грехов. На Востоке изучается восьмеричная схема тяжёлых грехов. Библия не приводит грехи как точный список, но старается предостеречь от их совершения в десяти заповедях. Чтобы разобраться, сколько смертных грехов на самом деле, существует целый список в виде таблицы, в которой ясно описывается значение каждого греха и его пояснение.

Смертным грехом нарекают самый тяжёлый из вероятных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха воспрещает душе угодить в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов. А именуют их смертными, потому что к попаданию в ад приводит неизменное их повторение. Такие действия берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Для того чтобы подготовиться к исповеди , необходимо покаяться и обрести веру. Лучше всего для этого подойдут чтение покаянных молитв и пост. Кающемуся человеку нужно исповедать свои грехи, тем самым выказать признание своей греховности. Необходимо выделить при этом те страсти, которые ему особенно свойственны. Лучше всего называть конкретные грехи, которые обременяют душу. На сегодняшний день можно найти огромное количество описаний всех пороков и описать весь перечень будет довольно сложно, первыми кто стал описывать грехи, стали:

  • Григорий Великий перечислил иерархию грехов в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова или Нравственные толкования».
  • Поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» описывал семь кругов чистилища.
  • Святой Иоанн Лествичник рассказал, как бороться с восьмью главными страстями.

Грешить или не грешить - личное дело каждого. Но, зная список грехов, от некоторых из них все-таки можно воздержаться, тем самым обеспечить себе место в раю.