Социальное устройство Древнего Рима. Государственное устройство древнего рима в период империи

Римская империя (лат. Imperium Romanum, Res publica Romana (Римская республика) , греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) - постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Августа, до падения империи на Западе, то есть с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке Римская империя продолжала существовать, постепенно трансформируясь в Византию.

Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

1. Принципат - форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. - III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. - 68 н. э.)

б) Год четырёх императоров - масштабный кризис власти (68-69)

в) Правление династий Флавиев И Антонинов - расцвет системы принципата (69-192)

г) Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

д) Кризис III века - полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235-284) Принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор, сенатор открывающий заседание) - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. - 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

2. Доминат (284-476 гг.) - политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

а) Правление Диоклетиана и Константина I - формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284-337)

б) Империя IV века н. э. - достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337-395)

в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395-476)

Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») - форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284-305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год - год смещения императора Ромула Августула или 480 год - год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты - конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;

в изменении самой объединяющей власти;

в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;

в объединении юридических правовых идеалов и

в объединении нравственных идеалов.

Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в. Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

На протяжении V в. Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 г. навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию. В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.

studfiles.net

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывающий период с начала 1 тысячелетия до н.э. (754-753 г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VIII - III вв до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества. В III в до н.э. - II в н.э - его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую итальянскую и затем средиземноморскую державу. Для III в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в IV-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка. Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что «существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя». Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: «Основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию».

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.

1. Общественные отношения

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:

    • патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;
    • в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;
    • плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

2. Государственный строй

Римская патрицианская община представляла собой примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии».

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались «отцами» - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.

1. Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. - более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба - приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

freepapers.ru

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Письменные источники, относящиеся к первым векам истории Рима, почти не сохранились, поэтому римская история начинается с легенд. Последовательное изложение древнейшей истории Рима встречается в сочинениях писателей и историков, живших до I в. до н.э. Они могли обращаться к трудам первых римских историков, но не обращались, так как им история Рима была интересна только для использования в рассказах о подвигах великих предков. Поэтому главным интересом многих римских историков были не уцелевшие древние документы, а героические легенды и предания, а то, что не вписывалось в образ героического прошлого, могло просто не включаться в их сочинения.

Тем не менее, рассматривая раннюю историю Рима, нельзя игнорировать мифы и легенды, поскольку они не только отражают мировоззрение римлян, но иногда содержат в себе некоторые достоверные сведения.

Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней. Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки. (10)

Последнего законного царя - Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.

Потом простой пастух нашел близнецов и воспитал. Повзрослев, им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.

Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем.

Поскольку соседи считали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайших соседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация. (5)

Таким образом, согласно римской легенде, Рим был основан Ромулом, который построил город, разделил между гражданами землю, обеспечил им возможность семейной жизни - т.е. дал вновь возникающему государству необходимое политическое и общественное устройство. Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы увеличить население города. Исторические критики обнаружили полную несостоятельность этой легенды. Вся эта римская история, как она излагается нам древними писателями, есть не что иное, как народное предание, образовавшееся в самом Риме довольно поздно, полное внутренних противоречий и исторических несообразностей.

При таких условиях о древнейшей эпохе Рима мы можем составить себе только общие представления.

Современная наука обнаружила неоспоримое родство между главными народами Европы и Азии - народами, составляющими арийскую группу. (6) Это родство объясняется тем, что все они в какое-то отдаленное время выделились из одной общей прародины.

На своей прародине, до своего разделения, арийцы достигли известной степени культурности и общественности, так как история Европейских народов начинается далеко за пределами их позднейших Европейских поселений.

В общей массе арийцев, влившихся в Европу, различают пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы, славяне.

Из указанных соседей в древнейшей истории Рима наибольшее значение имели этруски. Этот народ даже в ту эпоху уже имел своеобразный, развитый гражданский уклад. Он был организован в крепко сплоченный «союз 12 народов» под властью одного общего царя. Многие косвенные данные свидетельствуют о том, что этруски играли большую роль в древнейшей жизни Рима. Некоторые из современных ученых предполагают, что когда-то Рим находился под владычеством этрусков, а некоторые считают древнейший Рим одним из этрусских поселков.

Италики не представляли единой, сплоченной массы. Они распадались на множество мелких племен, из которых слагаются две группы: латины и умбро-сабеллы. Латины пришли раньше умбро-сабеллов и заняли более удобную часть средней Италии - равнину Лациума. (11) Каждая община имела укрепленный пункт, где население укрывалось от вражеских набегов, и где находилась общинная святыня. Со временем здесь же начинают строить и постоянные жилища; так возникает город, который делается средоточием всей жизни общины.

Одной из описанных латинских общин был Рим. Подробности его древнейшей истории не могут быть восстановлены, так как римское предание лишено исторической достоверности. Рим на заре своей истории не представлял ничего грандиозного: не более 5 кв. миль и не более 10 тысяч жителей.

В составе Латинского союза в более раннюю эпоху Рим занимает положение одной из рядовых общин. Первенствующей общиной он не был. Однако, значение Рима начинает возрастать. Возможно, этому способствовало как самое географическое положение Рима, так и указанное выше слияние трех соседних общин в одну.

Между Римом и другой общиной возникает соперничество за гегемонию в союзе, и борьба на этой почве заканчивается полной победой Рима. Но эта победа не разрушает Латинского союза и не делает Рима обладателем всей союзной территории. Он лишь вступает на место предыдущей общины. Продолжают существовать общелатинские празднества и народные собрания, сохраняется принципиальная независимость отдельных общин. Постепенно усиливаясь, Рим накладывает свою руку на эту независимость - значение общелатинских собраний постепенно падает: Рим приобретает привычку навязывать союзникам свои решения. В таком положении находится Латинский союз к концу первого периода Римской истории. (17)

К середине VI века до н.э. Рим становится городом: там появляются монументальные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь у подножия Палатина (Форум), внутренняя цитадель на Капитолии, холме с отвесными склонами, и даже каменные стены вокруг города, которые в то время встречались нечасто. (24) Они охватывали территорию площадью в 420га. Это означало, что Рим стал одним из самых крупных и многолюдных городов Италии. Только Капуя и Тарент могли сравниться с ним размерами городской территории и численностью своего населения.

studfiles.net

Политическое устройство древнего Рима - реферат

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен, и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

2. Государственный строй

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

3. Государственные должности и замещения

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал «большой империум» (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был «ограниченный империум» (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

freepapers.ru

Политическое устройство древнего Рима - реферат

Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «Для издания законов и устройства государства»).

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

1. Общественные отношения

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти. Сословие всадников с имущественным цензом от 400 000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии. Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

2. Государственный строй

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства - «империя» достаточно условно. Титул «император» долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз (Октавиан, например, - 21 раз, последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления 6 раз). Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от «принцепс-сенатус» - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от «доминус» - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

3. Государственные должности и замещения

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают «варвары», порой используется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху «солдатских императоров», преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и т.д. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

  1. http://works.tarefer.ru/21/100722/index.html
  2. http://etelien.ru/Collection/9/9_00126.htm
  3. http://lib.ru/POEEAST/LIWIJ/livii1_1.txt
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/938346
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. http://med.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3103/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%98
  7. http://bse.sci-lib.com/article101225.html
  8. http://www.antmir.ru/html/r/romul.html

Государственное устройство. Народные собрания. Сенат. Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание . С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции, аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.

Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.

Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.

После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты . Этот третий вид сходок, трибутные комиции , в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.

На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных – высшие, а в трибутных – более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная . На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами, обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.


Следующий по важности государственный орган – сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты – они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенат вводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенат являлся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.

Магистратуры. Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей – магистратур . В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность : никто не задерживался у власти более чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными . Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.

Магистрат – человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.

Гражданские магистратуры. Царская власть, упраздненная в 509 г., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») – высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц – другой.

Претор («идущий впереди») – высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в 366 г. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.

Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан.

Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената. Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения.

Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в 202 г. до Р. Х.

Жреческие магистратуры. В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период – верховным жрецом, понтификом . Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до Р. Х. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в 104 г. до Р. Х. (закон Домиция ). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.

Страница 3 из 5

Государственное устройство Рима в III-II вв. до н.э.

В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии менялся социальный строй Рима.

Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую).

Плебс делился на городской, занятый в ремесле и торговле, и сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две прослойки составляли римское гражданство, т.е. коллектив римского полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Цитируя Цицерона, мы можем кратко охарактеризовать политическую направленность его произведений.

(ХХХ1V,51).... “Если государство будет руководиться случайностью, оно погибнет так же скоро, как погибнет корабль, если кормила встанет рулевой, назначенный по жребию из числа едущих. Поэтому, если свободный народ, выберет людей, чтобы вверить им себя, - а выберет он, если только заботиться о своем благе, только наилучших людей, - то благо государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей - тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.

Богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить и повелевать другими людьми - приводят только к бесчестью и высокомерной гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.(52) А что может быть прекрасней положения, когда государством правит доблесть; когда тот, кто повелевает другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей. Когда он проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь представляет своим гражданам как закон?”...

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения(армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.

Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.

консул - командовал армией.

претор - отправляли судебную власть.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять собирание (концентрация) республиканских магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная сила была сосредоточена в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право отказаться от власти сам. Как «магистрат» он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с их постановлениями действовали и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней автономии.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует состояние Рима этого времени Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными».

Сенат продолжал свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякой самостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью».

Заключение

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

6)Важнейшие социально-политические и социально-экономические реформы античных государств. Древняя Греция и Древний Рим.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта , создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Сопоном (640-635 - ок. 559 до и.:”.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государство. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромиса.. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIll-V! вв. до н.э. способствовала выработке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам - демам (коршунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решений народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в.Афинах политического обычая - остракизма, состоявшего в том. что ежегодно, во время весеннего собраний народ опрашивался,должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.

Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных родников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща "проесть", т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза.

Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По.реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

Римский царьСервий Туллий (578- 534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles - потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством.Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

2.1. Общественные отношения

В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. (21) Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи - familiae. (3) Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина. (14)

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом с слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом. (9)

Коренное население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу "комплексную теорию":

    Патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

    В непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

    Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. (32)

Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.