История эфиопии в кратком изложении с картинками. Эфиопия

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему Восточноафриканскому ареалу расселения человека. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis оценивается в 2,5-2,1 млн лет. В период становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской и нилотско-кушитской языковых групп.

Территории современной Эритреи и Северо-Восточной Эфиопии к VII веку до н. э. были включены в состав Саввского царства. Благодаря этому эфиопская царская семья Соломонидов была провозглашена потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской.

В начале нашей эры в результате объединения нескольких племен на территории Эфиопии образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. Аксум торговал с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже – Персией) и Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото. Во время правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается распространение христианства. Аксумские правители принимают новую религию, укрепляя тем самым торговые отношения с могущественными державами. Арабские завоевания на Ближнем Востоке и в Африке приводят к упадку аксумской экономики и распаду царства в XI веке.

Основателем Эфиопской империи становится девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344 гг.). Он распространяет власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивает стране выходы к Красному морю. Культурное наследие Аксума становится фундаментом для основания христианской культуры средневековой Эфиопии.

В конце XV века Португалия заключила союз с Эфиопией в борьбе с набиравшей силу Османской империей. Армия после долгих поражений одержала победу над мусульманами, но часть территории Эфиопии была потеряна. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению католичество, привели к многочисленным конфликтам. В итоге в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии, а последующие 150 лет страна находилась практически в полной изоляции от Европы.

В середине XVIII века власть императора пришла в упадок, и Эфиопию охватили феодальные междоусобицы. В 1855 г. Теодрос, один из военачальников, захватил императорский престол и попытался объединить страну. После гибели Теодроса к власти вернулся Йоханныс IV. В период его последующего правления Эфиопия вела многочисленные войны против экспансии итальянцев, англичан и египтян.

В 1889 г. с Италией был заключен договор, по которому Эфиопия полностью переходила под ее влияние. 1 марта 1896 г. в сражении при Адуа император Менелик II при поддержке российских и французских войск остановил итальянскую агрессию. В 1897 г. Эфиопия подписала соглашение с Францией и Великобританией об экономическом сотрудничестве.

Первая мировая война спасла территорию Эфиопии от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Вступление страны в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость от европейских держав. В 1930 г. на престол взошел последний император Хайле Селассие I.

3 октября 1935 г. итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хайле Селассие I получил политическое убежище в Англии. Весной следующего года земли Эфиопии, Эритреи и Итальянское Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка. Только через пять лет с началом Второй мировой войны государству удалось восстановить независимость. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

В 1945 Эфиопия становится инициатором создания Организации Объединенных Наций. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовывают независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы становится под эфиопскую корону.

В 1972–1974 гг. от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибают около 200 тыс. человек. По стране идет волна массовых восстаний, император отстраняется от власти. Управление страной переходит в руки Временного правительства, которое разворачивает репрессии и расстрелы бывших императорских чиновников. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, страдает от жесточайшей засухи. В 1983 г. начинается страшный голод, унесший к началу 1985 г. более миллиона человеческих жизней.

Для освобождения Эфиопии от беспредела, учиненного Временным правительством, в 1988 г. повстанческие группировки создают Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). Бои проходят по всей территории Эфиопии и Эритреи. К 1991 году разгромлены последние правительственные воинские части. 24 мая 1993 г. Эритрея официально провозглашается независимым государством. В июне 1994 проходят общенациональные выборы в правительство Эфиопии, и принимается новая конституция.

Основана X век до н. э. Дата независимости 5 мая 1941 года (от Италии) Официальные языки амхарский язык Столица Аддис-Абеба Крупнейший город Аддис-Абеба Форма правления федеративная парламентская республика Президент Сахле-Ворк Зевде Премьер-министр Абий Ахмед Али Территория 27-я в мире Всего 1 104 300 км² % водной поверхн. 0,7 Население Оценка (2015) ▲ 102 403 196 чел. (13-е) Плотность 92,73 чел./км² ВВП Итого 70,1 млрд долл. На душу населения 685 долл. ВВП (ППС) Итого (2016) 180 млрд долл. (67-й) На душу населения 1757 долл. (168-й) ИЧР (2014) ▲ 0,495 (низкий ; 170-е место) Валюта Эфиопский быр (ETB, код 230) Интернет-домен .et [d] Код ISO ET Код МОК ETH Телефонный код +251 Часовые пояса UTC+03:00 и East Africa Time [d] Автомобильное движение справа [d]
Эта страница содержит текст эфиопским письмом .
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты , некоторые символы могут отображаться неправильно.

Подразделяется на 11 административно-территориальных единиц, 9 из которых являются штатами и 2 - особыми округами, приравненными по статусу к штатам.

Расположена на востоке Африки. Граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали и непризнанным государством Сомалиленд на востоке, Кенией на юге, с Суданом на северо-западе и с Южным Суданом на юго-западе.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Около 60 % населения исповедует христианство .

Эфиопия - давний член различных международных организаций : она была членом Лиги Наций и стала одним из первых членов ООН . Эфиопия также член-учредитель Африканского союза , входит в международную организацию стран АКТ .

Название

Древняя история

В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум . Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию , а также к берегам Восточной Африки.

В период расцвета Аксумского царства, в IV-VI веках, его гегемония распространялась на Нубию , Южную Аравию , а также обширные области восточного Судана , Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога .

С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство .

Однако с конца XVIII века в Эфиопии вновь усилилась феодальная раздробленность. Каждый крупный (и даже средний) феодал имел свою армию. Феодалы брали налоги с крестьян , живших общинным укладом. Ремесленники считались низшей кастой , а купечество (в основном арабы, турки, армяне) было связано с высшими феодальными слоями отношениями клиентелы. В средние слои входили военные поселенцы, приходское духовенство , зажиточные горожане. У знати имелись рабы -слуги, в общинах кочевников также было распространено рабство.

XIX век

В середине XIX века мелкий феодал Касса Хайлю из Куары начал борьбу за объединение Эфиопии. Опираясь на мелкопоместных феодалов, он нанёс в 1853 году поражение правителю центральных областей расу Али, затем после упорных боёв разбил правителя области Тигре раса Уыбе. В 1855 году Касса провозгласил себя императором под именем Теодрос II .

Теодрос II повёл решительную борьбу с феодальным сепаратизмом . Была создана регулярная армия , реорганизована налоговая система , запрещена работорговля , у церкви была отобрана часть земель, оставшиеся владения обложены налогом . Было сокращено число внутренних таможен , началось строительство военно-стратегических дорог, в Эфиопию приглашались европейские специалисты.

В конце 1894 года итальянские войска заняли города Адди-Угри , Адди-Грат и Адуа . К октябрю 1895 года итальянцы оккупировали всю область Тигре. Император Менелик отправил против итальянцев армию численностью в 112 000 человек, сформированную из отрядов правителей областей Эфиопии. 7 декабря 1895 года в сражении при Амба-Алаги эфиопские войска под командованием раса Мэконнына Уольдэ-Микаэля (отца будущего императора Хайле Селассие) нанесли крупное поражение итальянским войскам.

Император Менелик II предложил мир Италии. Кроме того, Эфиопия предприняла дипломатический демарш демонстративного непризнания Уччальского договора, прислав дипломатическую миссию во главе с кузеном Менелика II расом Дамтоу в Россию. Итальянцы отказались и война возобновилась. 1 марта 1896 года произошло сражение при Адуа , в котором итальянцы были полностью разгромлены.

Менелик II издал указ, ограничивший и отменивший рабство, разрешавший обращать в рабов только военнопленных на срок не более 7 лет. При Менелике II строились дороги, появились телеграф и телефон, развивалась торговля. В его правление в Эфиопии открылась первая больница (русский военный госпиталь для помощи раненым при Адуа), появилась первая газета. В 1897 году Менелик II установил дипломатические отношения с Россией .

Первая половина XX века

После смерти в ноябре 1930 года императрицы Заудиту рас Тэфэри был коронован как император Хайле Селассие (1930-1975).

В 1931 году он обнародовал первую эфиопскую конституцию. Устанавливалась абсолютная власть императора при совещательном парламенте с палатой депутатов и сенатом. Планировалось полностью упразднить рабство в течение 15-20 лет.

В 1934-1935 годах произошли вооружённые столкновения на границе с итальянскими владениями. В октябре 1935 года войска фашистской Италии вторглись в Эфиопию . Несколько месяцев эфиопские войска оказывали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь отдельных успехов. Однако 31 марта 1936 года основные силы эфиопской армии были разбиты при Май-Чоу. 5 мая 1936 года итальянские войска под командованием маршала Бадольо вошли в столицу Аддис-Абебу. Король Италии Виктор Эммануил III был провозглашён императором Эфиопии.

Итальянская оккупация страны продолжалась до весны 1941 года , когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, освободила Эфиопию и заняла другие итальянские владения на Африканском роге .

Вторая половина XX века

Политика на построение социализма привела Эфиопию к полному разорению. Предпринятая коллективизация сельского хозяйства привела к дальнейшей деградации режима. В 1984 году в стране от голода умер миллион человек. В Эритрее шла, начатая ещё в 1961 году, война за независимость .

В условиях кризиса в СССР, правительство Менгисту было свергнуто в мае 1991 года . Главную роль в повстанческом альянсе сыграли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, сначала якобы марксистов крайне левого толка, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор до своей смерти в 2012 году возглавлял представитель этой группировки Мелес Зенауи , сначала в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи , однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Негативный пик в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился эфиопо-эритрейский конфликт , окончившийся с незначительным перевесом в пользу Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остаётся нерешённым. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали . В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом .

XXI век

Из внутриполитических событий новейшей истории выделяются парламентские выборы 2005 года, когда оппозиция обвинила власти в подтасовках результатов и вывела на улицы десятки тысяч своих сторонников. В результате столкновений погибло несколько десятков человек, тысячи были арестованы . С 2008 года вооружённую борьбу против правительства РДФЭН повела организация Ginbot 7 во главе с участником гражданской войны бывшими активистами ЭНРП Берхану Негой и Андаргачью Тсиджем .

16 сентября 2018 года Эфиопия подписала мирный договор с Эритреей на саммите в городе Джидда в Саудовской Аравии .

Государственный строй

Основная статья: Государственный строй Эфиопии

Глава государства - президент. Избирается на 6-летний срок (с правом повторного срока) парламентом (палатой народных представителей).

Глава правительства назначается от партии, победившей на парламентских выборах.

  • Революционно-демократический фронт эфиопских народов - 499 мест;
  • Демократическая партия сомалийцев - 24 места;
  • Демократическая партия народов Бенишангул-Гумуза - 9 мест;
  • Афарская национально-демократическая партия - 8 мест;
  • Демократическое движение единства народов Гамбелы - 3 места;
  • Харарская национальная лига - 1 место;
  • Демократическая организация народа аргобба - 1 место;
  • Эфиопский форум демократического единства - 1 место;
  • Независимые - 1 место.

География

Рельеф

Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента . Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье , простирающееся с севера на юг Эфиопии. Самая высокая часть нагорья - северная. Здесь расположены наивысшие точки страны - Рас-Дашен (4620 м) и Тало (4413 м). На востоке нагорье резко обрывается во впадину Афар - одну из самых низких точек Африки.

На востоке реки менее полноводны, что связано с более засушливым климатом. Крупнейшая река - Джубба . Для Эфиопии характерно наличие небольших озёр в Великой рифтовой зоне.

Флора и фауна

Совершивший в декабре 1926 - апреле 1927 годов путешествие в Абиссинию и Эритрею Николай Вавилов , на основании изучения множества собранных образцов культурных видов местной флоры выделил Эфиопию в отдельный Абиссинский центр происхождения культурных растений :14 . В своей книге «Пять континентов» Вавилов указывает, что из этого центра происходят тэфф , нуг , энсета . Им отмечено также исключительное своеобразие некоторых видов пшениц Эфиопии, например, пшеница с фиолетовыми зёрнами, твёрдая безостая пшеница, своеобразие абиссинского ячменя, выносливого и устойчивого ко многим заболеваниям, типичным для видов Европы :119 .

В северных районах Эфиопии обитают редкие животные - антилопа-ньяла и эфиопский козёл. Из птиц встречаются страус, нектарницы, птицы-носороги, ткачики .

Население

Численность населения - 96 млн чел. (оценка на 2014 год, 14-е место в мире).

Годовой прирост - 2,89 % (фертильность - 5,23 рождений на женщину).

Средняя продолжительность жизни - 58 лет у мужчин, 63 года у женщин.

Заражённость ВИЧ - 1,3 % (758 600 заражённых, оценка на 2012 год).

Городское население - 17 %.

Грамотность - 50 % мужчин, 35 % женщин (оценка 2003 года).

Этнический состав (по переписи 1994 года):

  • уолаита - 2,4 %;
  • прочие (омето , дасанеч и др.) - 15,4 %;

Религии (по переписи 1994 года):

  • восточное христианство (Эфиопская церковь)- 50,6 %;
  • мусульмане - 32,8 %;
  • аборигенные культы - 4,6 %;
  • прочие - 1,8 %;

Религия

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является

древняя эфиопия

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлёстывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землёй, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более тёмной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всём протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своём дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь ещё не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства ещё не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племён, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее её.

Примерно в ту же пору сказывается ещё одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают всё же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племён под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвлённой египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путём прямого грабежа. Всё же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племён. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребённых, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, ещё достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооружённого под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщённость Эфиопии и её отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвёртого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введённая египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить её в своё послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своём дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырьё. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвёртым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный ещё при XVIII династии у четвёртого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось её выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племён, обитавших в этих районах. Ещё в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были ещё сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить своё господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царём Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени всё возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии всё теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племён.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась ещё и в I тысячелетии н. э.

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлёстывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землёй, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более тёмной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV - II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всём протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своём дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь ещё не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства ещё не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племён, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее её.

Примерно в ту же пору сказывается ещё одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают всё же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племён под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвлённой египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путём прямого грабежа. Всё же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племён. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребённых, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, ещё достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооружённого под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщённость Эфиопии и её отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвёртого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введённая египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить её в своё послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своём дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырьё. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвёртым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный ещё при XVIII династии у четвёртого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось её выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племён, обитавших в этих районах. Ещё в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были ещё сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить своё господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царём Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени всё возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии всё теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племён.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась ещё и в I тысячелетии н. э.

Древняя история государства Абиссинии, как раньше называлась Эфиопия, отличается в первую очередь тем, что эта территория никогда не была колонизирована европейскими завоевателями, как остальные страны африканского континента.

Вопрос о возникновении здесь цивилизации открыт до сих пор. Наверное, можно сказать, что люди жили здесь всегда, поскольку именно на этих территориях археологи нашли первые следы жизни человека.

Высоко в горах Большого Африканского Рога спрятано от всего остального мира государство Аксум.

Изначально это была империя солнцепоклонников, о чем свидетельствуют оставшиеся до сих пор каменные строения древнего аксумского архитектурного комплекса.

Существует легенда, записанная в древних библейских писаниях, которые хранятся в храмах Аксума. Согласно ей, около 3000 лет назад страной управляла Македа — царица Савская, родом из Иемена.

Узнав о мудрости царя Соломона, она собрала караван в 800 верблюдов и пошла в земли Израиля. Соломон предлагал царице остаться у него, но она вскоре вернулась обратно в свою империю, где и родила сына Менелика. Повзрослев Менелик решил повидать отца и отправился в Израиль.

Обратно он вернулся в сопровождении многих молодых сынов аристократов Израиля, и привезли они с собой Ковчег Завета Милосердия, что со времен Моисея находился на земле израильской.

Времена изменились, и Богу было угодно доставить Ковчег в земли Абиссинии, чтобы сохранить его до конца времен в высокогорных храмах, выдолбленных в скалах Аксума. Подробно эта древняя история излагается в священном абиссинском писании Кебра Нагаст, что в переводе означает Мудрость Царей. Книга эта в оригинале написана на языке геэз.

Этот древний язык, считающийся до сих пор в священным, имеет много общего с древними языками Южной Аравии. На нем написаны все древние писания Абиссинии, но в настоящее время он используется только при церковных службах и в молитвенных песнопениях. Сейчас в Эфиопии официальным государственным языком является амхарский, считающийся производным от геэз.

По предположениям историков христианское учение пришло в эти земли примерно в 4 веке, но существуют легенды, что Иисус сам ходил в горы Абиссинии и был принят местным народом с радостью.

Древняя история Африки Эфиопии. Христианство и ислам

Как бы то ни было, в истории Эфиопии христианское учение распространилось довольно быстро и повсеместно. В горах получило развитие монашество и подвижничество отдельных аскетов. Было выдолблено в скалах бессчетное количество храмов, скитов и монастырей.

По сей день, никто точно не знает их количество и месторасположение. Учение здесь не насаждалось насильственно со стороны правящих кругов, а приходило к людям постепенно, от аскетов-подвижников, людей знания, и постепенно проникало в сердца простых людей, которые на тот момент уже были воспитаны в традициях мудрости царя Соломона.

Таким образом, православная церковь Абиссинии была существенно удалена и отделена от остального христианского мира.

И хотя формально она была связана с коптской церковью, по факту сильно отличалась от нее. Она и по сей день сохранила свою аутентичность, даже на первый взгляд сильно отличаясь от привычного нам греко-византийского стиля.

Также развивалось церковное искусство и образование.

Дети - сироты, как правило, все жили под присмотром монастырей и получали образование наравне с другими детьми.

Абиссинская церковь очень богата древними писаниями.

Многие книги, хранящиеся здесь, являются уникальными, например «Книга чудес неба и земли», показывающая практику религиозного мистицизма.

Или известная здесь книга «Физиологус» - большая работа по естественной истории всего живого.

История древнего развития искусства Эфиопии

Надо сказать, что Абиссиния (Эфиопия) единственное место в Африке, где есть своя письменность, сохранившаяся с древних времен до наших дней в почти неизменном виде. Также активно развивалась иконопись, ювелирное искусство изготовления всевозможных крестов.

Практически в каждой провинции страны есть свое, характерное для данной местности изображение Святого креста. Древняя история ислама в Абиссинии предположительно зарождалась со средних веков с начала проникновения этой веры исповедания. Выходцы из Аравии заселяли местные горы и впоследствии целые районы были исламизированы. Периодически случались религиозные стычки и междоусобные войны.

К 19 веку центральная государственность заметно ослабла и страна погрязла в междоусобных войнах разных провинций. В 1853 году все царство вновь объединил вступивший на престол император Теодор 1. Его управление отличалось умеренностью и спокойствием, но впоследствии он ввязался в войну с Англией и проиграл сражение.

Вся страна вновь погрязла в разрозненных междоусобицах, при этом еще территории пытались завоевать итальянцы, претендовавшие на колонизацию этих земель.

Параллельно на земли претендовали исламские арабы. Но тут в Абиссинии появился очень сильный и мудрый правитель из Шоа — Менелик. Благодаря своей военной стратегической мудрости он сумел объединить все разрозненные земли страны.

Для победы он даже использовал в начале союз с итальянцами, которые сочли союз выгодным, так как не принимали всерьез фигуру императора и надеялись колонизировать сразу все территории. Но Менелик одержал окончательную победу в последней битве с итальянскими войсками, оказавшись гораздо умнее и образованнее, чем предполагали европейцы. Он сыграл решающую роль в истории Эфиопии.

Заставив Европу считаться с собой, он определил и объединил область страны, фактически почти всю площадь современной Эфиопии, и удалил европейцев от притязаний на колонизацию этих земель. Также за время своего правления император Менелик проводил реформы, направленные на улучшение социально-экономического положения страны. Поэтому древняя эфиопская история имеет свои положительные стороны, особенно это отмена рабства (об этом мы поговорим позже).

После его смерти, через непродолжительное время, во главу государства был коронован молодой Рас Тафари, прямой потомок рода Давидова и царицы Савской.

Таким образом, в стране была восстановлена древняя династия царей. Вскоре его короновали как Императора под именем Хайле Селассие 1, что переводится как сила Святой Троицы. Ему также предстояло всю жизнь бороться с попытками завоевания страны со стороны итальянцев.

В начале своего правления император начал серьезные реформы. Эфиопия отмечается как одна из первых официальных стран, где было отменено рабство. Стали появляться первые государственные школы и госпитали, в столице открывается первый университет. Начинается развитие промышленности.

Реформы были прерваны вторжением итальянских войск. В 1936 году армия Италии захватывает столицу и императору приходиться бежать из страны за помощью.

Через три года он вернулся вместе с английской армией, которая помогла выгнать захватчиков. Началось восстановление страны после оккупации. Необходимо было опять с нуля поднимать экономику, медицину, образование, почти все отрасли производства и сельского хозяйства. Эфиопия входит в состав ООН и Лиги Наций. В это время активно развиваются русско-эфиопские отношения. К 1970 году Аддис Абеба становится крупнейшим в Африке политическим и культурным центром.

Через три года в стране случается большое несчастье — голод в провинции Уолло, вызванный небывалой засухой и унесший жизни многих тысяч людей.

В стране начинаются волнения и недовольства. Коммунистическая партия проплачивает военный переворот и в 1974 году во главе нового правительства оказывается Менгисту Хайле Мариам.

Императора взяли под стражу и в скором времени убили. В стране начинается гражданская война.

Далее красный террор. После распада СССР социалистическое правительство Эфиопии перестает получать денежные дотации и в скором времени свергается. Страна официально получает название Демократическая Республика Эфиопия.

За годы социалистического режима из состава страны вышла прибрежная область Красного моря — Эритрея. Таким образом, сегодня современная Эфиопия не имеет прямых выходов к морю.

Тем не менее, сегодня страна переживает период возрождения. Уделяется внимание образованию населения, открывается много новых школ и высших учебных заведений. Аддис Абеба продолжает быть центром политики и культуры Африки.

Развивается международное сотрудничество со странами Востока и Европы. Несмотря на некоторые конфликты на границах с Эритреей и Суданом сегодня мирное время в истории Эфиопии.