Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине. Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Такой документ существует у каждого государства и определяет военную политику государства по отношению к другим странам. Доктрину может принять как отдельное государство, так и союзное государственное образование. В последнем случае, текст документа утверждается в соответствии с военной политикой, которой придерживаются государства-союзники. Чаще всего в этом случае — сильнейшим государством в союзного блока.

Военная доктрина РФ утверждается президентом Российской Федерации. Она носит оборонительный характер, устанавливает причастность к различным военным основам по обеспечению военной безопасности страны.

По сравнению с Военной доктриной США, которая предусматривает нанесение глобального удара по любой точке мира, российская предусматривает использование вооружённых сил только в крайнем случае. При этом поддержание войск в состоянии высокой боеготовности, а также оснащение их новейшими образцами оружия и военной техники, относятся к приоритетам российской доктрины. Судя по политическому состоянию на мировой арене на 2010-2014 годы, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом потребность в принятии новой декларации о военной политике возрастала.

В 2014 году президентом Российской Федерации была утверждена новая Военная доктрина РФ. Утвердить обновленный текст президенту пришлось из-за изменения политической обстановки в мире. В документе президент отметил, что страны-члены НАТО являются геополитическими противниками России. Кроме того, нестабильная обстановка на Украине и в странах дальнего Востока также потребовала внести некоторые изменения. С принятием нового документа 2014 года, была отменена предыдущая версия текста, которая была утверждена президентом России в 2010 году.

Утверждение Военной доктрины РФ

Новый вариант был одобрен Советом Безопасности РФ в декабре 2014 года. После этого доктрина была направлена президенту на подпись. Обновленная Военная доктрина, которая является самым важным оборонным государственным элементом, появилась 26 декабря 2014 года.

Хотя основной текст практически не изменился, различные дополнения, которые были туда внесены, значительно изменили суть документа.

Краткая история появления Военной доктрины в современной России

Первая Военная доктрина возникла в современной России ещё в 1993 году. До этого в России пользовались документами СССР, которые были приняты в 1987 году. Появление новой Военной доктрины явилось вынужденной мерой, так как политическая ситуация в мире давно требовала создания подобного целостного документа. В начале 90-х годов подобная нормативная документация имелась у большинства развитых стран. Обычно она охватывала широкий спектр военно-политических вопросов, а также определяла алгоритм действия армии в результате вражеского нападения. Следующие Военные доктрины были приняты в 2000 году, 2010 и 2014 годах.

Так как в 2015 году вышла новая Стратегия национальной безопасности, то российская Военная доктрина также была дополнена рядом изменений в 2016 году.

Если взять для примера США, то у них давно уже существует Стратегия национальной обороны, которая является аналогом российской Военной доктрины. Стратегия США представлена сборником документации, которая затрагивает широкий ряд вопросов, связанных с военной и национальной безопасностью. Кстати, именно в США была заложена традиция, согласно которой Военную доктрину страны (или её аналоги, которые могут носить другие названия) утверждал именно президент, ведь в целом ряде стран именно президент является Главнокомандующим Вооружённых Сил.

Кроме того, США разработали эффективный инструмент для внесения в неё изменений и дополнений, что часто является необходимостью крайней важности, так как политическая обстановка в мире весьма нестабильна. Данным инструментом является ежегодный доклад министра обороны, который он делает для следующих организаций:

  • Для конгресса США;
  • Для председателя Комитета начальников штабов Вооружённых сил США;
  • Для американской «White Paper».

Первая российская Военная доктрина датируется 1993 годом. Именно в этом году президент России впервые утвердил специфический документ, который касался дальнейшей военной политики России на мировой арене и в случае внезапного нападения врага. Данный документ был назван «Основными положениями Военной доктрины Российской Федерации». Перед появлением данного документа общественность была предупреждена через различные средства массовой информации. В это же время военные академии России занимались обсуждением норм, которые планировалось закрепить в тексты документа.

Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Современная версия военного документа в состоянии ответить на ряд следующих вопросов:

  • Какая страна с наибольшей вероятностью может стать противником, и какой приблизительный сценарий будет у возможной войны;
  • Какие нюансы могут быть у предполагаемой войны;
  • Какие глобальные цели и задачи должно преследовать государство в ходе проведения войны;
  • Каким образом можно предотвратить возможное боевое столкновение, чтобы оно не «перетекло» в широкомасштабную войну;
  • Создание военной организации, которая должна будет взять на себя руководство после наступления военных действий в государственных масштабах;
  • Каким образом и с использованием каких средств будет вестись война;
  • Каким образом государство будет вести полномасштабные боевые действия;
  • Алгоритм подготовки к войне и алгоритмы применения силы в случае появления вооружённых конфликтов.

В целом, Военная доктрина Российской Федерации имеет нормативные, информационные и организационные функции, которые определяют алгоритм действий для подготовки государства к войне, а также обороне и нападению, с позиции применения военной силы.

Основные принципы и понятия Военной доктрины России

Так как большинство крупных мировых держав, которые могут стать возможными противниками России в случае войны, имеют ядерное оружие, любой военный конфликт нужно по возможности решать без применения ядерного стратегического оружия. Применение одной из враждующих сторон ядерного вооружения вызовет ответную реакцию, что может привести к глобальной мировой катастрофе. Именно поэтому российская власть делает упор на применение неядерного оружия. Большое внимание уделяется новым разработкам оружия, которое сможет уже в ближайшем будущем стать мощным сдерживающим фактором для возможных противников.

В обновлённом документе появилось новое понятие «система неядерного сдерживания». Данное понятие представляет собой комплекс различных мер, которые комплексно направлены на разработку, вооружение и применение мощного неядерного оружия на возможного противника Российской Федерации.

Изучив Военную доктрину РФ, можно выделить следующие направления в военном строительстве и военной политике, которые расположены в порядке убывания:

  • Сдерживание противника при помощи ядерного вооружения. Данный пункт предусматривает нанесение ядерных ударов по противнику после первого или в качестве ответно-встречного удара. Данный удар должны нанести железнодорожные ракетные комплексы, а также стратегические подводные лодки. В случае ответного ядерного удара, подводные лодки должны нанести общий ответный удар;
  • Оборона силами воздушно-космических войск, которая включает в себя применение высокоточных неядерных средств. Данные удары должны наноситься по скоплению сил армии США и их возможным союзникам;
  • Масштабные военные конфликты с армиями НАТО, которые могут произойти как в пределах различных границ с Россией, так и на территории стран СНГ;
  • Решение регионального Дальневосточного конфликта;
  • Конфликты с Японией, которые носят территориальный характер;
  • Отражение различного типа ракетных ударов, которые могут быть направлены на Москву. С данным вопросом должна эффективно справляться система ПРО, которая расположена в Московском регионе;
  • Различные локальные конфликты и миротворческие операции. Они могут быть как на территории России, так и на всей территории постсоветского пространства;
  • Операции, направленные на противодействие пиратству в Индийском океане, а также различные военные действия в Арктическом регионе.

Основное содержание Военной доктрины Российской Федерации

Хотя российская доктрина существенно обновилась, классификация войн и военных конфликтов совершенно не поменялась. Множество военных экспертов по-прежнему выказывает недовольство тем, что в обновлённой документации нет чёткого определения понятию «война». Это может привести к тому, что любые конфликты могут трактоваться как военное вторжение, даже если это и провокация.

Некоторые военные эксперты в 2016 году предлагали включить своё определение понятия «войны». В их определении, война — это высшая форма разрешения конфликтов среди государств, социальных, религиозных или этнических групп, которая проходит с применением вооружённого насилия высокой интенсивности. Основная цель такого мероприятия – это полное достижение определённых целей одного из участников конфликта.

Классификация войн по различным признакам

Так как в современных условиях невозможно дать полное определение термину «война» на основе нескольких критериев, система определения войн достаточно сложная. Например, можно классифицировать войну по технологическому уровню противоборствующих сторон:

  • Слаборазвитые в технологическом плане государства. Данный тип войн несёт опасность только непосредственным её участникам, так как оружие у сторон, как правило, стрелковое. Как пример, можно привести постоянные столновения в латиноамериканских странах или Африке;
  • Высокоразвитые государства. Последним примером подобного типа была Вторая Мировая война. В современных условиях война высокотехнологичных государств может привести к уничтожению всего человечества на планете;
  • Между слаборазвитыми и высокотехнологичными государствами. Как пример, можно привести войну США и Ирака, которая продолжалась с 2003 по 2011 годы.

Часто войны классифицируют по применению стратегии для достижения своих целей:

  • Самая простейшая – это использование стратегии по непосредственному физическому уничтожению противника. Как правило, данную стратегию применяют слаборазвитые государства;
  • Наиболее совершенная – это когда используется стратегия непрямого воздействия. Это может быть простейшая экономическая блокада. В более сложном случае, данный тип войны заключается в поддержке оппозиционных сил в государстве, часто это происходит с использованием косвенной или прямой поддержки войск;
  • Смешанная техника, которая включает в себя совокупность первых двух методов.

По масштабности войны бывают следующих видов:

  • Локальные. Они ведутся лишь в пределах государств-противников. Часто войны данного типа перерастают в более масштабные;
  • Региональные. Данные войны ведут несколько государств в одном из регионов. В отличие от локальных войн, цель здесь более значимая;
  • Крупномасштабные. Наиболее серьёзный тип войн. Как правило, не обычные государства, а целые коалиции государств. Последняя крупномасштабная война, которая произошла в мире – это Вторая Мировая война. Все прекрасно знают, какие страшные опустошения наносят конфликты подобного типа.

Также войны могут разделяться по типу применяемого в них вооружения:

  • Наиболее опасной может стать ядерная война. Так как крупнейшие мировые державы имеют ядерное вооружение, то при развязывании конфликта между ними, вполне может пойти в ход ядерное оружие. Это может уничтожить всё живое на земле, поэтому никто не стремится её начинать;
  • С применением оружия массового поражения. В эту группу входит как ядерное, так и химическое оружие;
  • С использованием обычных видов вооружения. В настоящее время большинство войн бывают именно этого типа;
  • В теории, могут происходить войны с использованием революционных видов вооружения.

В соответствии с нормами международного права, войны бывают:

  • «Справедливыми», то есть когда они ведутся с соблюдением норм международного права. Как правило, подобные войны ведутся для защиты национальных интересов и независимости страны;
  • «Несправедливые» войны. Это так называемая «агрессия», когда все нормы международного права нагло попираются или игнорируются.

Война может происходить между следующими участниками:

  • Среди государств;
  • Между коалицией и государством;
  • Среди коалиций;
  • Между различными этническими или социальными группами в одном государстве. Такая война называется гражданской.

Источники возникновения внешней военной опасности

Согласно новой редакции, источники внешней и внутренней военной опасности чётко определены. В зависимости от военно-политической ситуации можно определить, когда России следует готовиться к войне.

Под источниками возникновения внешней опасности понимаются следующие обстоятельства:

  • Главным источником внешней опасности считается глобальное усиление блока НАТО и дислокация его войск возле восточных российских границ. Судя по современному состоянию европейских войск НАТО, опасаться следует только американские войска. Несмотря на то, что «жёлтая» российская пресса постоянно «трубит» об опасности, которую представляют европейские войска НАТО, на самом деле, дела там обстоят не слишком радужно;
  • Обострение политической обстановки в стране. Этот пункт может включать в себя разжигание межнациональной или классовой вражды за счёт средств иностранных государств;
  • Также опасность могут представлять различные военные группировки или бандформирования, которые зачастую спонсируются потенциальным противником.

Кроме вышеперечисленного, к источникам внешней опасности относится милитаризация космоса и развёртывание противоракетной обороны рядом с российскими границами. В связи с тем, что в последние годы США активно использует систему шантажа стратегическими высокоточными ракетами, этот пункт также относится к внешним военным опасностям.

Кроме косвенных источников возникновения внешней опасности, могут быть ещё и прямые военные угрозы для России. Под такими угрозами понимается:

  • Территориальные претензии как к России, так и к её странам-союзницам. Например, ситуация с территориальными претензиями Японии к России;
  • Прямые вмешательства блока НАТО во внутренние дела России или её стран-союзниц;
  • Различные вооружённые конфликты на территории стран, которые имеют общие границы с Россией;
  • Распространение ядерных технологий, оружия массового поражения и прочих военных технологий либо оружия среди стран, отношения с которыми у России натянутые;
  • Как следствие 4-го пункта, увеличение числа государств, которые имеют в своём арсенале ядерное оружие;
  • Спонсирование мирового терроризма.

Подобные опасности могут вытекать из того, что с помощью иностранной поддержки, в некоторых странах могут устанавливаться режимы, которые будут недружелюбно настроены против России.

Опасности, которые согласно Военной доктрине России считаются внутренними

Так как крупной ядерной державе, которой является Россия, весьма опасно угрожать напрямую, часто потенциальный соперник может действовать скрытно, устраивая различные диверсии, мятежи и обострения между этническими, социальными и религиозными группами. Подобные действия представляют собой благодатную почву для появления различных внутренних опасностей на территории России. Они бывают следующих видов:

  • Усилия, направленные на изменение существующего конституционного строя;
  • Дестабилизация общей установки в стране;
  • Создание различного рода помех в работе государственных и военных объектов.

Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине

Наиболее значительными военными угрозами, которые напрямую могут привести к военным действиям, указаны:

  • Обострения в результате военно-политических переговоров. К этой категории относятся и тупиковые переговоры, которые приводят к тому, что одной из сторон для подтверждения своей позиции в споре, придётся воспользоваться силой оружия;
  • Благоприятные условия для того, чтобы противник мог воспользоваться своими войсками;
  • Нарушения в бесперебойной работе российских ядерных и стратегических силах;
  • Прямая демонстрация военной силы на границах Российской Федерации;
  • Мобилизация в вооруженных силах близлежащих с Россией стран.

Кроме этого, перевод ряда государственных и военных органов на работу в военном режиме, косвенно свидетельствует о подготовке данного государства к войне.

Каким образом проходят военные конфликты в наши дни

Специальный раздел Военной доктрины посвящён описанию особенностей военных конфликтов, которые наиболее популярны в современном мире. Как правило, черты военных конфликтов современности включают в себя:

  • Использование невоенных и военных средств силами протестного населения;
  • Масштабность применения современного вооружения в комплексе. В качестве современного вооружения могут использоваться современные межконтинентальные ракеты и новейшее оружие, которое может действовать в соответствии с новыми физическими законами. Подобное оружие может по разрушительности не уступать ядерному;
  • Воздействие на противника по всей его территории. Причём данный пункт включает в себя не только массированные удары по суше и морю, а также полное доминирование в воздушно-космическом пространстве;
  • Избирательное поражение крупных военных объектов, использование мобильных отрядов войск специального назначения, которые способны наносить внезапные удары по противнику;
  • Быстрый переход из фазы защиты в фазу атаки;
  • Образование района военных действий.

Кроме данных особенностей, которые были прописаны ещё в предыдущей Военной доктрине, появились и новые. Например, использование частных военных компаний или использование политических сил и общественных движений в ходе военных действий.

Основы военной политики Российской Федерации

Основной раздел документа посвящён разъяснениям по поводу государственной военной политики. Тут же приведена расшифровка понятия «военная политика». В данном случае, под военной политикой следует понимать особую деятельность государства, которая непосредственно связана со всеми сферами, которые касаются организации и осуществления обороны. Причём российская военная политика затрагивает не только свои интересы, но и интересы союзных с ней государств.

Основные направления российской военной политики заключаются в следующем:

  • Стараться не допускать, сдерживать и предотвращать любые военные конфликты;
  • Постоянно совершенствовать и модернизировать свои вооружённые силы и все связанные с ними организации;
  • Совершенствовать методы применения вооружённых сил и прочих войск для большей эффективности;
  • Повышать мобильность всех видов войск.

Военная доктрина России напоминает, что ядерной потенциал страны следует рассматривать исключительно как сдерживающий фактор. При этом она предусматривает применение Россией ядерного оружия не только в случае нападения на неё с использованием любого оружия массового поражения. В случае масштабной агрессии против России, которая будет нести угрозу существованию государства, даже если при этом будут применяться обычные виды вооружения, Россия вправе применить ядерное оружие против государства-агрессора.

Этот же раздел предусматривает большинство вопросов по использованию различных военных организаций. Согласно доктрине, Россия может применять силу в следующих случаях:

  • При отражении любой агрессии, направленной в сторону России;
  • Для восстановления или поддержания мира;
  • Для защиты её граждан, даже если они находятся за пределами Российской Федерации.

Как утверждает доктрина, любое применение вооружённых сил должно проводиться масштабно и целенаправленно. При этом строго в соответствии с нормами международного права.

В новой редакции появились пункты, которые касаются военных задач в мирное время, при появлении и стабильном нарастании угрозы агрессии. Помимо этого, появились пункты, касающиеся соблюдения российских интересов в Арктике и такое понятие, как «стратегическое развёртывание вооружённых сил».

Задачи по развитию военных организаций получили несколько новых пунктов:

  • Создание и развитие мобилизационных баз, которые должны служить для стратегического развёртывания ВС;
  • Развитие методик по подготовке и мобилизации населения в случае возникновения серьёзных угроз для государства. В этот же пункт входит развитие методик по мобилизации других ресурсов, необходимых для ведения войны;
  • Усовершенствование всей системы радиационной, химической и биологической защит.

Мобилизационная подготовка и военно-экономическое обеспечение

В отличие от предыдущей редакции, новый документ уделяет повышенное внимание мобилизационной подготовке. Данная подготовка включает в себя не только подготовку вооружённых сил, но и иных организаций, с целью обеспечения защиты государства от атак, а также обеспечения различных нужд и потребностей во время войны.

Именно этот раздел косвенно намекает, что Президент РФ не исключает втягивания государства в крупномасштабный военный конфликт в ближайшее время. По крайней мере, современная политика США настолько агрессивная, что эту возможность нельзя полностью исключить. В любом случае, Россия будет готова к ведению полномасштабных боевых действий, которые могут потребовать глобальной мобилизации людских и государственных ресурсов.

Президент РФ утвердил новую Российской Федерации. Об этом сообщается на сайте главы государства, при этом реквизиты указа пока не названы.

Документ был одобрен на совещании Совета Безопасности России 19 декабря 2014 года. По сравнению с Военной доктриной Российской Федерации от 2010 года (утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146), в нем появились два новых базовых определения: "мобилизационная готовность РФ" (готовность вооруженных сил и органов власти к выполнению мобилизационных планов) и "система неядерного сдерживания" (система мер, направленных на предотвращение агрессии неядерными средствами).

В предыдущей редакции доктрины говорилось: "Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации" . Новая редакция гласит: "Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития" . Также в новой доктрине сказано: "Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации" . В предыдущей редакции документа такого утверждения не содержалось.

Основными внешними опасностями в доктрине 2010 года признавались расширение НАТО, "попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах", развертывание воинских контингентов иностранных государств на сопредельных с Россией территориях, развертывание систем стратегической противоракетной обороны, нарушающих сложившееся соотношение сил, территориальные претензии к России, вмешательство в ее внутренние дела, распространение оружия массового поражения, нарушение отдельными государствами международных договоренностей в области сокращения вооружений, применение военных сил в сопредельных с Россией государствах, наличие вооруженных конфликтов в сопредельных государствах, международный терроризм.

Теперь вместо "попыток дестабилизировать обстановку в отдельных государствах" в доктрине говорится о "дестабилизации обстановки в отдельных государствах". Помимо международного терроризма, в документе упоминается транснациональная преступность в целом (в том числе распространение оружия и наркотиков). Также в новой доктрине говорится о деятельности "международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации". Особое внимание уделяется "использованию информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях", установлению в сопредельных государствах режимов, враждебных России, а также деятельности иностранных спецслужб против интересов России.

Основными внутренними военными опасностями в 2010 году считались попытки насильственного изменения конституционного строя, нарушение территориальной целостности и дезорганизация деятельности госорганов. Сейчас дезорганизация деятельности госорганов исключена из списка, вместо нее в перечень включили "деятельность по на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты " . Также в список включено разжигание межнациональной и религиозной розни.

В военной доктрине 2010 года говорилось, что военная политика России направлена на "недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил (…) в целях обороны". В новой редакции документа из этого абзаца исключено недопущение гонки вооружений .

Также в документе прописана новая задача вооруженных сил в мирное время: обеспечение национальных интересов Россиии в

Зверев П.Г., © Военная доктрина Российской Федерации и международное право (сравнительно-правовой анализ) Аннотация В статье сравниваются положения ныне действующей Военной доктрины РФ 2010 г. с ранее действовавшей Военной доктриной РФ 2000 г., а также сопоставляются нормы Военной доктрины России с нормами действующего международного права. Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России. З. Бжезинский 5 февраля 2010 г. Указом Президента РФ была утверждена третья по счету Военная доктрина России постсоветского периода. Ввиду сложной внутриполитической обстановки в стране и продолжающегося реформирования системы международной безопасности представляется актуальным проследить процесс становления и развития в рамках данного подзаконного нормативного правового акта процесс становления и развития идеи национальной безопасности России, а также соотнести его положения с действующими нормами международного права. Эволюция Военной доктрины России в 2000 – 2010 годах По своей сути военная доктрина любого государства – это провозглашение политики этого государства в области военной (оборонной) безопасности. В военной доктрине находит свое выражение целая система официальных взглядов и положений, определяющих основные направления государственного военного строительства, подготовки государства и его вооруженных сил к возможной войне, а также способы и формы ее ведения. Безусловно, содержательная часть военной доктрины каждого государства напрямую зависит от политики и общественного (конституционного) строя, от уровня производительных сил, от новых научных достижений, равно как и от характера ожидаемой войны. Военная доктрина является идеологическим стержнем всей военно- политической деятельности государства, как одного из направлений его общей политики. Таким образом, военная доктрина затрагивает интересы всех государственных структур, всего общества, каждого гражданина страны. В широком смысле вопросы военной доктрины отражаются в целом ряде государственных актов. В первую очередь, речь идет, конечно, о конституции государства, вслед за которой обычно называют концепции национальной безопасности и внешней политики, различные законодательные акты (такие, как законы о безопасности, об обороне, о воинской обязанности и военной службе и др.), боевые и общевоинские документы. При этом сама Военная доктрина аккумулирует наиболее важные доктринальные положения, к числу которых можно отнести, например, политические и правовые основы Военной доктрины, угрозы безопасности государству и вытекающие из них оборонные задачи и т.п. С точки зрения юридической терминологии не имеет особого значения, как именно в том или ином государстве называется документ, в котором изложены эти доктринальные взгляды. В России, Белоруссии или Казахстане данный акт так и именуется – «Военная доктрина», в США используются такие названия, как «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегическая концепция НАТО», а в Китае – «Оборонная доктрина». Как отмечалось выше, Военная доктрина современной России прошла в своем развитии три этапа. В 1993 г. были приняты Основные положения военной доктрины Российской Федерации, получившие свое развитие в Военной доктрине Российской Федерации 2000 г. Наконец, в 2010 г. была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, которая и действует сегодня. Представляется целесообразным сравнить основные положения Военной доктрины от 21 апреля 2000 г. и действующей Военной доктрины от 5 февраля 2010 г. Это позволит проследить процесс развития положений данного документа и облегчит задачу дальнейшего его сравнительного анализа с нормами международного права. 1. Действующая Военная доктрина позиционируется как один из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации, в то время как Военная доктрина 2000 г. являлась документом переходного периода. Само понятие военной доктрины становится в 2010 г. более конкретным и четко указывает на оборонительный характер всей военной политики нашего государства. Если Военная доктрина 2000 г. была главным образом направлена на развитие Основных положений военной доктрины Российской Федерации 1993 г., то нынешняя Военная доктрина учитывает положения не только Военной доктрины 2000 г., но и ряда других стратегически важных актов (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концепции внешней политики России 2008 г. и др.). 2. Правовая основа Военной доктрины 2010 г. дополнена общепризнанными принципами и нормами международного права (в полном соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Несколько конкретизирована целевая направленность международных договоров Российской Федерации в рамках Военной доктрины. Среди национально-правовых актов названы федеральные конституционные законы и нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ (в Военной доктрине 2000 г. они лишь подразумевались, но не назывались). 3. Понятийный аппарат Военной доктрины 2010 г. разработан конкретнее. Уже в п. 6 «Общих положений» дается более десяти основных понятий, используемых в документе. Среди них – определения военного и вооруженного конфликтов, локальной, региональной и крупномасштабной войн и др. В прежней Военной доктрине большая часть этих терминов рассматривалась только во II разделе документа («Военно-стратегические основы»), при этом они отличались меньшей юридической конкретной определенностью. Сравнительный анализ основных понятий Военной доктрины 2010 г. с терминологией Военной доктрины 2000 г. указывает на ряд юридических новелл и нюансов. а) Вводится понятие военной безопасности (п./п. «а» п. 6 Военной доктрины 2010 г.), однако при этом исчезает детальная регламентация этого института, как было в Военной доктрине 2000 г. – более не провозглашаются цели и принципы ее обеспечения (п. 7 раздела 1 «Военно-политические основы»). б) Военная доктрина 2010 г. четко разграничивает понятия военной опасности и военной угрозы (п./п. «б» и «в» п. 6). Военная опасность, по смыслу данного документа, это такое состояние международных или внутригосударственных отношений, которое может привести к возникновению военной угрозы. Иными словами, военная опасность всегда предшествует потенциальной военной угрозе. Отметим, что Военная доктрина 2000 г. вообще не оперировала понятием «военная опасность»: в ней сразу перечислялись военные угрозы, которые делились на внутренние и внешние (п.п. 5,6 раздела 1 «Военно-политические основы»). Первое, что бросается в глаза – это то, что расширение НАТО на Восток в нарушение норм международного права перешло в новом документе из разряда военных угроз (п. 5 раздела 1 «Военно-политические основы» Военной доктрины 2000 г.) в категорию военных опасностей (п. 8 Военной доктрины 2010 г.) . Тем самым как бы снижается уровень потенциального (и реального) вреда, наносимого интересам России деятельностью Организации Североатлантического договора, что, по мнению многих экспертов, противоречит фактическому положению дел . В целом, военные угрозы в рамках Военной доктрины 2010 г. не делятся более на внутренние и внешние, как это делалось в прежнем документе. Теперь такое деление применяется к военным опасностям, которые, как отмечалось, характеризуются меньшей степенью потенциального вреда интересам государства. В итоге, количество военных угроз снижено до 5 (п. 10 Военной доктрины 2010 г.) против 18, провозглашенных в Военной доктрине 2000 г. (п.п. 5,6 раздела 1 «Военно- политические основы»). в) Военная доктрина 2010 г. более четко разграничивает понятия войны и вооруженного конфликта (п./п. «д», «е», «ж», «з» п. 6). В сравнении с ранее действовавшим документом, в новом уже не идет речь о делении войн на справедливые и несправедливые. г) В Военной доктрине 2010 г. формулируется общее понятие «военный конфликт», которое охватывает собой все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты (п./п. «г» п. 6). В нем обобщаются характерные черты всех видов современных военных конфликтов, в то время как в Военной доктрине 2000 г. предметом отдельного рассмотрения были основные признаки войны и вооруженного конфликта (раздел II «Военно- стратегические основы»). д) Военная доктрина 2010 г. вводит понятие военной политики (п./п. «и» п. 6), детальный анализ которого дается в разделе III документа. Среди направлений военной политики актуальными являются укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ, ОБСЕ, ШОС (п./п. «д» п. 19), а также участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями (п./п. «л» п. 19). 4) Военная доктрина 2000 г. довольно поверхностно освещала такое направление внешнеполитической деятельности России, как международное миротворчество (п. 15, п./п. «г» п. 17 раздела II «Военно-стратегические основы»). В целом, нормам международного права в документе 2000 г. отводилась как бы роль второго плана , что не могло не вступить в противоречие с положениями Конституции РФ. Ныне действующая Военная доктрина исправляет этот очевидный недочет путем развернутого провозглашения роли и места Российской Федерации в международном миротворческом движении как под эгидой ООН, так в рамках международных региональных организаций (п.п. 24-26). 5) В связи со вступлением в силу в 2003 г. Договора о создании ОДКБ действующая Военная доктрина уделяет повышенное внимание участию России в деятельности этой международной региональной организации. В подтверждение и развитие положений Договора о коллективной безопасности Военная доктрина рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ (п. 21). 6) С позиций юридической техники Военная доктрина 2010 г. построена более логично и удобно для ознакомления. Сквозная нумерация пунктов документа позволяет оперативно найти нужную норму и, при необходимости, сослаться на нее. Краткий сравнительный анализ текстов Военной доктрины 2000 г. и 2010 г. позволяет сделать вывод о значительном шаге вперед, сделанном группой авторов-разработчиков действующей Военной доктрины. Пожалуй, единственное недоумение вызывает рассмотренная выше позиция по вопросу соотношения внешних опасностей и угроз. Но это, скорее, вопрос военно- политического характера. Что же до юридической составляющей Военной доктрины 2010 г., то этот документ представляется нам вполне логичным и законченным как по содержанию, так и по форме. Военная доктрина Российской Федерации в свете норм международного права Проведенный выше анализ норм Военной доктрины России 2010 г. показал общий характер их соответствия нормам международного права. Международное право не дает развернутого понятия вооруженного конфликта, указывая лишь на ситуации, подпадающие под регламентацию норм Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. (ст. 2 и 3) и норм «разъясняющего характера» Дополнительного протокола I 1977 г. (ч. 4 ст. 1) и Дополнительного протокола II 1977 г. (ст. 1). Термин «вооруженный конфликт» в международно-правовой трактовке, очевидно, указывает на наличие военных действий между организованными вооруженными силами. С целью уточнения содержания данного термина предпринимались попытки использования различных критериев – объективных и субъективных, таких, как наличие вооруженных сил, находящихся под ответственным командованием; контроль над частью территории; число жертв; продолжительность и интенсивность военных действий и т.д. Но строгое применение таких критериев исключило бы из сферы применения ст. 3 ситуации внутренних беспорядков и напряженности внутри страны (ситуации скрытых конфликтов), число которых во второй половине XX века неуклонно росло. Здесь следует отметить тот факт, что репрессивный (военный и полицейский) аппарат, которым государства располагают в настоящее время, намного существеннее, нежели в былые годы, затрудняет для движений сопротивления внутри страны достижение такого уровня снаряжения и организованности, который позволил бы им вести настоящие военные действия, поэтому они оказываются вынужденными прибегать к тактике партизанской войны. *** Проведенный анализ положений Военной доктрины РФ 2010 г. показывает значительную прогрессивность данного документа в сравнении с предшествовавшими ему актами национальной безопасности, однако и ныне действующая редакция, на наш взгляд, не лишена определенных недостатков. В частности, нельзя, по нашему мнению, полностью согласиться с заявлением об окончании эпохи идеологической конфронтации в мире: на смену биполярному миру пришло противостояние в рамках идеологического треугольника «Запад-Восток-Юг». Это повлекло за собой качественное изменение характера войн и вооруженных конфликтов. Отмечается также некоторый юридический диссонанс, существующий в области пересечения норм российского национального права и международного права по вопросам определения и классификации современных вооруженных конфликтов. Приходится учитывать согласительную природу международного договорного права, в условиях которой довольно трудно достичь общего консенсуса. Впрочем, это не создает серьезных противоречий между нормами Военной доктрины РФ 2010 г. и положениями современного международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Библиографический список: 1. Очевидно, авторы документа обосновывают такое смещение военно- политических акцентов ослаблением идеологической конфронтации в мире (п. 7 Военной доктрины 2010 г.), что представляется не вполне обоснованным. 2. НАТО в Ульяновске: возможные последствия. [Электронный ресурс] URL: http://dokumentika.org/ru/oruzhie-unichtozheniya/voennaya-baza-nato-v-rossii- ulyanovsk (дата обращения - 01.02.2013). 3. Речь идет о уже упоминавшейся в статье правовой основе Военной доктрины 2000 г., о сравнительно редких ссылках в тексте всего документа на связь с международно-правовыми институтами, а также о краткой, в сравнении с Военной доктриной 2010 г., характеристике международного военно-политического сотрудничества (п. 5 раздела III «Военно- экономические основы» Военной доктрины 2000 г.). 4. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс] http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 (дата обращения – 05.02.2013).

Указ о Военной доктрине РФ был подписан 25 декабря 2014 г. Этот документ выступает в качестве основополагающего концептуального акта в сфере обеспечения обороноспособности страны. Военная доктрина РФ утверждена с целью нормализовать вопросы, касающиеся применения вооружения в политических интересах государства.

Предпосылки

Военная доктрина национальной безопасности РФ стала результатом широкой дискуссии в СМИ и конференции ВАГШ, где обсуждались теоретические вопросы, касающиеся использования вооружения в рамках политической деятельности государства. Необходимость формирования единого документа, включающего ключевые аспекты проблемы, появилась в конце прошлого столетия. К тому времени почти все развитые страны уже создали комплекс нормативных документов такого рода. Основные положения Военной доктрины РФ были приняты в ноябре 1993 года.

Суть концепции

Существующая сегодня новая Военная доктрина РФ провозглашает официально принятые взгляды руководства на использование вооружения для обеспечения обороноспособности государства. Согласно теоретическим требованиям, этот документ отвечает на следующие вопросы:

  1. С какими противниками и каким образом предотвращать вооруженные конфликты.
  2. Каким характером могут обладать борьба, задачи и цели государства и армии при ведении боевых действий.
  3. Какая военная организация должна быть создана для решения вооруженных конфликтов, и в каких направлениях ее следует развивать.
  4. Какие формы и способы должны использоваться в рамках военных действий.
  5. Как осуществлять подготовку государства и армии к войне или применению вооруженных сил в конфликтах.

Доктрина военной безопасности РФ ориентирована на защиту экономических интересов страны. Ее содержание определяется возможностями государства вести вооруженные конфликты. Они, в свою очередь, зависят от состояния экономики, уровня развития научно-технического прогресса и социальной инфраструктуры. Военная доктрина РФ исполняет информационную, организационную и нормативную функции. Они определяют его ключевое значение в вопросах подготовки государства и армии к защите интересов страны с использованием вооруженных сил.

Понятия

Военная доктрина РФ 2015 года содержит термин "система сдерживания". Под ней следует понимать комплекс определенных мер, ориентированных на предотвращение агрессии с использованием неядерных средств против России. В документе обозначены приоритеты государственной политики в вопросах оборонного строительства. В порядке убывания они выглядят так:


Внутренние опасности

В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

  1. Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
  2. Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
  3. Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций. Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

Главные угрозы

В качестве них Военная доктрина РФ признает:

  1. Резкое обострение межгосударственных отношений.
  2. Формирование условий для использования вооруженных сил.
  3. Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
  4. Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

  5. Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.
  6. Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах.
  7. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Второй раздел

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России.

    Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Политика Российской Федерации в сфере обороны

    Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

    1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
    2. Совершенствование армии страны.
    3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
    4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

    Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право.

    Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Мобилизационная подготовка

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Обеспечение обороны

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

    1. Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
    2. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров - дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды - накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
    3. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
    4. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
    5. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Заключение

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.