Самоанализ дидактической игры в средней группе. Дидактическая игра

1. Игра: "К нам пришла кукла Катя".

· Познакомить детей с предметами трёх цветов;

· Способствовать двигательной активности;

· Заинтересовать детей игровой ситуацией;

· Активизировать речь детей.

Материал: Кукла, одетая в одежду, состоящую из трёх цветов (красный, синий, желтый), мячи трёх цветов.

Ход игры:

Воспитатель вносит новую куклу.

Воспитатель: "Дети познакомьтесь это кукла Катя. Посмотрите, какой у неё бантик, он красный. Смотрите, какое у неё платье, оно синее и красивые желтые туфельки. Дети, а каким цветом у Маши платье?" (Синее). Правильно, а бант, каким цветом? (Красный). Молодцы, а туфельки каким цветом? (Желтые). Правильно, желтые. Ребята, кукла принесла с собой корзинку, что в ней? Давайте посмотрим!. (Мячи!). Молодцы, посмотрите они разного цвета: красные, синее, желтые. А теперь мы можем поиграть с мячами.

Игра "Мой веселый, звонкий мяч".

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 10 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с куклами. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала, что радость, потому что установила с детьми эмоциональный контакт.

2. Игра: "Что тут спрятано?".

Задача: Развить память, мышление, внимание и речь.

Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивых платка.

Ход игры:

Перед детьми на столе выставляются игрушечные котенок, мышонок и щенок. дошкольный режимный игра прогулочный

Воспитатель: "Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? (котенок, мышонок, щенок). Молодцы! А как они говорят? (мяу-мяу, пи-пи-пи, гав-гав). Молодцы? А сейчас наши гости спрячутся от вас"

Воспитатель накрывает каждую игрушку красивым платком.

Воспитатель: "Кто спрятался под первым платком? (котенок). Правильно, а кто спрятался здесь? (мышонок) Молодцы!. Кто же спрятался здесь? (щенок). Умнички!".

Можно усложнить процесс. Накрыть игрушки и поменять их местами.

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 11 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с игрушечными животными, а игра прятки им знакома и доставляем удовольствие. После проведения игры дети самостоятельно играли в нее, накрывая различные предметы платками или иными материалом. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала удовлетворение, от того как дети думают, мыслят и радуются результату.

1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового

внесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).

3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

2. Составить конспект дидактической игры, соблюдая структуру.

Структура дидактической игры:

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила (это обязательно должно отражаться в план- конспекте)

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А замой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

Задание ПП № 17 на производственную практику:

- организация дидактической игры.

- самоанализ и оценка собственной деятельности и деятельности детей.

Дидактическая игра – форма обучения. Эти игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.

Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.

Дидактические игры подразделяются:

1. Сами дидактические игры. Это предметы, игрушки (неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.);

2. Настолько-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их цель:

Закрепление знаний о предметах и их назначении;

Классификация, обобщение предметов по существенным признакам;

Установление взаимосвязи между предметами;

Составление целого из частей.

3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Дидактическая игра состоит:

1) дидактической игровой задачи;

2) игрового действия и отношения играющих.

Игровая задача – для чего эта игра, что развивает.

Игровые действия – ход игры (что, за чем), у каждого играющего есть свой определенный ход.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок, краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Задание ПП № 18 на производственную практику:

- наблюдение и анализ строительной игры;

- составление план – конспекта строительной игры.

Строительные игры – это вид творческой игры. В этих играх отражаются знания и впечатления детей об окружающем мире предметов, самостоятельность возведения постройки по обобщению и схематизированию, многогранное развитие умственной деятельности.

Татьяна Шуликова
Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце , что детей согревает всегда . Это значит любовь и забота. Это просто такая работа. Вот именно такую работу и выбрала я.

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад «Улыбка» с 2012 года в должности воспитателя. В настоящее время работаю с детьми в возрасте 4-5 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » для всестороннего изучения не слу- чаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста . Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей . На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания .

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно нау-чить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью,скульп- турой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой .

И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного во-спитания является формирование сенсорных способностей у малышей .

На этой основе выделяю следующие задачи :

формирование у детей систем сенсорных эталонов ;

формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач :

создание предметно-развивающей среды , способствующей обогащению сенсорного опыта малышей ;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога ;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей .

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей .

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия , символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными,выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее :

наглядный (рассматривание, сравнение предметов) ;

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом) ;

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание) ;

поощрение (похвала, сюрприз) .

Диагностика уровня сенсорного развития детей , проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад :

У детей слабо развита мелкая моторика рук ;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник) ;

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

Для проверки результативности использовала методику Т. В. Николаевой (Приложение №1, начало учебного года) .

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей , на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» .

Так с детьми я провожу различные дидактические игры , которые направлены на развитие всех видов восприятия : тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр , обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми , я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей , поощряю самостоятельность и инициативу детей . Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев , глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.) . Развивается мышление , внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например : уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал : шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

В своей работе я довольно успешно практикую принцип «трёхступенчатого урока» , выработанного М. Монтессори. Например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребёнку различные задания на закрепление осваиваемого понятия : «Найди предметы красного цвета» , «Положи красный кубик в корзинку» , «Постучи красным молоточком по столу» . Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия : «Как называется этот цвет/форма?» .

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться . У некоторых детей сильнее развито зрение . Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства . Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?» , «Найди предметы похожие на треугольник» . Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпаю пшено, помещаю в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предлагаю найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда . Оформлен «Сенсорный уголок » , в котором представлены различные дидактические игры и пособия : «Сенсорный куб » , «Разложи фигуры по местам» , «Бусы» , «Подбери чашки к блюдцам» , «Заплети косичку» , «Собери узор» , «Чудесный мешочек» , «Пирамидки» , «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт. Также в группу я изготовила пособие «Весёлые пальчики» , которое способствует развитию сенсорных навыков (Приложение №2) .

В группе имеется стол для детей для игр с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах. При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды , когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания : альбом с тканями. Для развития барического чувства-различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения- цветные таблички, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определённого цвета. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребёнком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре , я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Изготовленные мною дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.

Большое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями : ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста ; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка .

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры , что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы :

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

На первом же собрании я знакомлю родителей с дидактическими играми , игрушками, необходимые детям по сенсорному развитию .

Напоминаю родителям, что запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда- «Угадай на вкус» ; при работе с тестом и крупой - «Угадай на ощупь» .

Экспериментируя, во время купания в ванной комнате, можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, познакомить ребёнка с качеством воды «холодная-тёплая-горячая» . Рекомендую опыты по определению свойств песка, снега.

Особое место занимают игры со строительным материалом : форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) . Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки : собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер .

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного воспитания было проведено анкетирование (Приложение №3, результаты которого позволили сделать следующие выводы :

большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка ;

все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному воспитанию и их практического применения в домашних условиях было проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие малышей » (Приложение №4) .

Также были предложены родителям консультации на темы : «Сенсорные игры в домашних условиях » (Приложение №5) ; «Значение сенсорного воспитания . Игры для развития тактильных ощущений »(Приложение №6) . В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогли повысить эффективность работы по сенсорному развитию и дало ощутимые результаты. Родители детей заинтересовались моей работой и стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры я изготовила только благодаря помощи наших родителей.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание . Я обнаружила значительные изменения в развитии сенсорного воспитания детей . Для определения эффективности проведённой работы была проведена диагностика (Приложение №7, конец года) . Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития , то к концу таких детей почти не осталось . Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал , что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития . Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.

Коллектив нашего детского сада стабилен, с большим творческим потенциалом педагогов единомышленников. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы. Делюсь своим опытом с коллегами ДОУ и знакомлюсь с их опытом. Не отказываю никому в помощи. Посещаю семинары, консультации, открытые занятия, педагогические советы в ДОУ.

В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю повышению своего профессионального уровня. Для этого изучаю методическую и диагностическую литературу. Интересные идеи и разработки в разных областях дошкольного воспитания черпаю из печатных изданий : «Дошкольное воспитание » , «Современное дошкольное образование » , «Ребёнок в детском саду» и т. д., а также пользуюсь различными сайтами сети интернет.

Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада. В смотре-конкурсе «Театральные уголки» за активную и творческую работу заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Нестандартное физкультурное оборудрвание своими руками» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Развивающая среда по экспериментальной деятельности в ДОУ» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Лучший уголок по обучению детей правилам безопасности» заняла 2 место. Также участвовала в районном смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей в номинации «Экологический проект» (Приложение №8) .

В сентябре 2014 года прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС» в объёме 108 часов (Приложение №9) .

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию , посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.

Методику организации и проведения дидактических игр в детском саду разрабатывали: Бондаренко А.К., Венгер Л.А., Аванесова В.Н., Удальцова Е.И., Сорокина А.И., Усова А.П.

По мнению Бондаренко А.К. организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

  • - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;
  • - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Как указывает А.К.Бондаренко, проведение дидактических игр включает:

  • - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • -объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • - подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Бондаренко А.К. в книге «Дидактические игры в детском саду» Москва,1991, рекомендует использовать следующие методы и приёмы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Как советует автор, прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, то есть любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки. Логинова В.И. и Саморукова П.Г. указывают на следующие особенности методики проведения дидактических игр в разных возрастных группах. Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу её воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель представляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений. В содержании дидактических игр для детей средней и старшей групп учитываются их возрастающий опыт, новые задачи ознакомления с окружающей жизнью и развития их умственной деятельности. Знакомя детей среднего и старшего возраста с дидактической игрой, воспитатель раскрывает им одно-два существенных правила. Остальные правила и отдельные игровые действия он уточняет в ходе игры. Авторы пишут о том, что детей подготовительной группы в дидактических играх привлекает возможность добиться результата, подумать, проявить сообразительность, смекалку, ловкость и выдержку. С содержанием и правилами игры детей подготовительной группы знакомят до начала её, при этом воспитатель вместе с детьми анализирует правила, разъясняет их значение. Наблюдая за играми, он следит за выполнением правил отдельными детьми, иногда помогает робким и неуверенным, при необходимости включается в возникающие споры. Как указывают в своей книге «Дошкольная педагогика» Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А., успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части, вновь составить и так далее. Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (в средней и последующих группах) достигается, по мнению авторов, тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в больше мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Как пишут Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А., в каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Авторы предлагают учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и так далее. Как пишут авторы, при помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Учёные указывают на то, что развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик, по мнению авторов, является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Организация дидактических игр педагогом, по мнению А. К. Бондаренко осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Подготовка к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

Углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

Установления соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях от других режимных процессов время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в группой комнате или на участке; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. (2, с.21)

Проведение дидактической игры включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры.

При этом воспитатель обращает внимание на:

Поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведением итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимание и дисциплинированность.


В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявления приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приёмы и методы руководства дидактическими играми .

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со всеми сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает очень много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале беру на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направить игру, незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбирать сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и хода её. В это период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог знающий особенности развития игры, не допускает излишне медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи кратко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы. Поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается её ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, без ошибки решит задачу, кто больше назовёт предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых, оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая, в конце концов, отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят общее настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

По мнению А. И. Сорокиной обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованиями программы. Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играя.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру — деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических, игр как формы обучения и занятий.

При планировании педагогического процесса воспитатель четко определяет взаимодействие двух форм обучения. Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легко и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребенка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний.

Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Овладение пространственными ори-ентировками, использование их в жизни затрудняет детей среднего и даже старшего возраста; значительные трудности возникают при усвоении знаний о материалах, из которых изготовлены предметы, ориентировка в их свойствах.

Затруднения обусловлены самим процессом и характером умственной деятельности детей. Ребенок-дошкольник в самом начале усвоения «науки до науки» приобретает знания об единичных предметах, их внешних признаках. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно - системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из. которых сделаны окружающие их предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами.

В «Программе воспитания в детском саду» указано сравнительно малое количество дидактических игр, но предполагается их вариативность, усложнение.

Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее со-держание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.)

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснение, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям всё это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между детьми и взрослыми.

Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т. к. воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребёнка.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры»

Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогает заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре. Руководя игрой, воспитатель ни чего прямо не предлагает, он осуществляет своё руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным.

Воспитатель знающий особенности игры, её развития, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающегося темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверен-ность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение пра-вил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быст-рый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда воспитатель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать "моторно-двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.

Конечно, не исключается форма организации детей за столами. На-пример, когда дети что-то делают и в процессе преобразования материала в игрушку познают свойства материала, им удобнее работать за столом, а воспитателю легче и удобнее руководить их работой.

При осмотре вещей лучше, если дети потрогают вещь, подержат в руках, а иногда и чуть-чуть поиграют: «игры-миниатюры» входят составной частью в большую игру, они радуют детей, помогают ознакомлению с предметом.

В дидактической игре действующими лицами, являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Конечно, эти качества речи детей формируются не только в дидактической игре, но здесь они могут быть условием решения игровой задачи. И воспитатель ставит это условие: «Сказать коротко и ясно, сказать коротко, но так, чтобы поняли». Краткость и емкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применяться в дидактической игре.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий. В дидактических играх, применяемых в советских детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого и т. д. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной игровой задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Заканчивая игру, воспитатель должен поддержать интерес к даль-нейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть еще интереснее» или: «Новая игра будет еще интереснее». Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создает новые полезные и интересные игры.

Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям. Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: аллоскоп, кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия удовлетворяют интересы детей.

Использование многих технических средств позволяет преодоле-вать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «пу-тешествие за ценными находками». Включенная воспитателем пластинка передает звуки леса — пение птиц, шорохи, шумы. Это углубляет игровой настрой. Дети плывут на корабле, и воспитатель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение кораблей.

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в пра-вильном определении дидактической задачи — познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.