Хадисы о любви к аллаху. Признаки любви аллаха к своему рабу

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)? (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера – это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени – это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому – это основа всех бед, а отказ от него – это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).

Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1. Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

В говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах – Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любит , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2. Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3. Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.

В хадисе, приводимом Абу-Ну‘аймом, Байхаки и Ибну Джавзи, говорится: «Сердца людей сотворены из любви к тем, кто добр к ним».

Некоторые полагают, что любовь к Всевышнему Аллаху не означает ничего иного, кроме следования Его повелениям и поклонения Ему. Есть и такие, кто утверждает, что невозможно любить Всевышнего Аллаха, поскольку у Него нет образа, мы не видим Его и не слышим.

Но если обратиться к Корану и хадисам, то оба этих источника открытым текстом извещают, что Всевышний Аллах любит Своих рабов и рабы любят Его. Например, в 54-м аяте суры «Аль-Маидат» говорится (смысл):

«И Аллах их любит, и они любят Аллаха» .

В 165-м аяте суры «Аль-Бакарат» говорится (смысл):

«А те, которые уверовали, они силь нее любят Аллаха».

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам, что любовь к Всевышнему Аллаху и к Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, является основой имана – истинной веры. Абу-Разим аль ‘Укайли, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, что такое иман?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иман – это такая любовь к Аллаху и Его Посланнику, которая превосходит любовь ко всему остальному». В другом хадисе говорится: «Не будет уверовавшим никто из вас, пока не полюбит он Аллаха и Его Посланника больше всего остального».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Мус‘аба ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, облаченного в овечью шкуру. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Смотрите на этого человека, сердце которого Аллах осветил нуром. Я его видел, когда он жил вместе со своими родителями, он ел лучшее, пил лучшее, надевал лучшее. Затем любовь к Аллаху и к Его Посланнику привели его к тому состоянию, в котором вы его видите».

Мус‘аб ибн ‘Умайр рос в зажиточной семье, родители баловали его и ни в чем ему не отказывали. А когда он отрекся от религии родителей, то есть от язычества, и принял Ислам, они выгнали его из дома. Но он не замечал последовавших за этим мирских трудностей из-за огромной любви к Аллаху и к Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Погиб же он на газавате при Ухуде, защищая Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Говоря коротко, и Коран, и хадисы открытым текстом свидетельствуют о том, что уверовавшие добрые рабы любят Всевышнего Аллаха.

Не соответствует действительности и утверждение, что любовь к Аллаху не имеет другого смысла, кроме проявления покорности Ему, поскольку покорность Аллаху – это плод на древе любви к Нему. В какой мере раб любит Аллаха, в той же мере он и подчиняется Ему.

Не соответствует действительности и утверждение, что невозможно любить Аллаха, поскольку мы Его не видим и не слышим. Те, кто способен мыслить, постигать реальность, любить и получать удовольствие только посредством органов чувств, – это люди весьма низкого уровня. Люди же с кристально чистыми сердцами, высокими устремлениями, высоким интеллектом и великодушием не обращают особого внимания на чувственные удовольствия. Эти люди предпочитают внутреннюю любовь любви внешней. Например, мы очень любим сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует, имамов, авлия, шейхов, хотя среди них могут быть и те, кто внешне не очень красив. Тем не менее мы всех их любим из-за их духовной красоты, из-за их справедливости, ума, терпеливости, кротости, богобоязненности, стремления принести пользу другим, из-за других подобных нравственных, духовных качеств.

Всевышний Аллах создал несколько причин, по которым человек может любить.

  • Во-первых, Всевышним Аллахом в человеке заложена любовь к самому себе. Человек любит себя, желает вечного бытия и всего, что способствует вечному бытию. К примеру, человек любит свою жизнь, еду, питье, свое тело, хочет быть здоровым и т. д.
  • Во-вторых, Всевышним Аллахом в человеке заложена любовь к тому, кто делает что-либо хорошее для него. В хадисе, приводимом Абу-Ну‘аймом, Байхаки и Ибну Джавзи, говорится: «Сердца людей сотворены из любви к тем, кто добр к ним».
  • В-третьих, Всевышним Аллахом в человеке заложена любовь к тем, кто творит добро для людей вообще, хотя его самого это добро и не касается. Например, если мы услышим о ком-то, кто жил давно или живет далеко от нас, на другом конце света, что он щедр, творит добро людям, приносит им пользу, то мы испытываем симпатию, любовь к этому человеку, хотя нас это добро и не касается, и даже нет на это никакой надежды.
  • В-четвертых, Всевышним Аллахом в человеке заложена любовь к красоте, ко всему красивому. Красота бывает двух видов: внешняя, видимая глазами и внутренняя, невидимая, созерцаемая умом красота. Человек любит и то, и другое и получает наслаждение от созерцания обоих видов красоты, но высокодуховные, высокоинтеллектуальные люди предпочитают внутреннюю, духовную красоту красоте внешней.

Даже одной причины из перечисленных достаточно для появления симпатии, любви к человеку.

Если хорошо подумать над сказанным выше, то можно сделать вывод, что только Всевышний Аллах достоин истинной любви, обусловленной этими причинами, ибо эти причины являются реальными только по отношению к Нему, а по отношению ко всем остальным наличествуют только названия этих причин, а сами причины отсутствуют.

Рассмотрим по отдельности эти причины и выявим, кто же на самом деле достоин настоящей любви.

Возьмем любовь человека к своему бытию и ко всему, что способствует поддержанию этого бытия. Если поразмыслить над этой причиной проявления любви, то обнаруживается, что человек должен любить Аллаха больше, чем собственное бытие, ибо его бытие создано Аллахом. Все, что способствует бытию человека, также создано Аллахом. Бытие человека не настоящее, то есть оно не самодостаточно, оно обусловлено волей Всевышнего Аллаха. Бытие же Аллаха абсолютно, оно не зависит ни от кого и ни от чего и, следовательно, только оно реально в масштабе вечности.

Следовательно, по этой причине человек не может не любить Аллаха, ведь Он создал человека, и от Него зависит вечность бытия человека.

Следующая причина – склонность человека любить того, кто добр по отношению к нему. Если рассмотреть эту причину, опять выясняется, что в действительности любви достоин только Всевышний Аллах, ибо с момента рождения человека и до его смерти каждый миг Аллах беспрерывно наделяет его Своими благами, видимыми и невидимыми, общими для всех и персональными для него. Блага всех людей вместе взятых по сравнению с благами Аллаха будут меньше, чем капля в сравнении с морем. Ведь кто бы какое добро ни совершил, оно исходит от Аллаха, ибо и само это добро, и люди, совершившие его, созданы Аллахом, и совершить это добро людей побудил Аллах.

Далее – склонность человека любить того, кто добр, милосерден к людям вообще и приносит им пользу, если даже его самого это добро и не касается. И с этой точки зрения только Всевышний Аллах в действительности достоин любви, ибо добро и польза, приносимые всеми людьми вместе взятыми, по сравнению с добром и пользой от Всевышнего Аллаха меньше, чем доля одного луча во всем солнечном свете или чем капля в море. В действительности, добро вовсе не исходит от людей, поскольку всякое добро и людей, совершающих это добро, создал Всевышний Аллах, и Он Сам побудил их совершать добро. Следовательно, и по этой причине любви достоин Он один.

Следующая причина – склонность человека любить красоту, все красивое. Различаются два вида красоты: внешняя, видимая глазами, и внутренняя, духовная, созерцаемая умом. Внешняя красота постижима и для людей недалеких, ограниченных и даже для детей, духовную же красоту постигают только люди с совершенным разумом и чистым сердцем. Именно поэтому люди с совершенным разумом любят пророков, авлия, имамов, живших в прежние времена, из-за их внутренней красоты, даже не представляя себе, как они выглядели внешне.

Внутренняя, сокровенная красота включает в себя многое, но всё это в итоге сводится к трем категориям: науке (знаниям), могуществу и отсутствию недостатков. Пророков, ангелов, имамов, других алимов мы любим оттого, что у них больше, чем у остальных людей, познаний об Аллахе, Его величии, Его мироздании; они обладают талантом, которым не обладают другие, великим даром, который позволяет им следовать по пути Истины и наставлять других на этот путь; они также чисты от страстей, животных инстинктов, дурных качеств, они облагорожены лучшими качествами.

Теперь сравним знания, мощь и чистоту от недостатков, присущих Всевышнему Аллаху, с аналогичными качествами, которыми наделил Аллах самых совершенных людей.

Все знания, которыми наделил Аллах ангелов, пророков, посланников, ученых, авлия и всех остальных людей, а также джиннов, являются несущественными, нереальными по сравнению со знаниями Аллаха. Даже если считать эти знания творений реальными, то ведь Свои творения наделил ими Всевышний Аллах!

В Коране говорится, что если все моря и океаны станут чернилами, все деревья – карандашами и с их помощью начнут записывать знания Всевышнего Аллаха, то и чернила иссякнут, и карандаши источатся, но знания Аллаха останутся незаписанными, ведь им нет предела.

Поэтому любви из-за имеющихся знаний тоже в действительности достоин лишь один Аллах.

Что касается мощи и могущества творений, то и они по сравнению с мощью и могуществом Всевышнего Аллаха являются как бы несуществующими, то есть могущество творений не является реальным. Действительным могуществом обладает только Всевышний Аллах, а творения обладают могуществом, которым их наделил Аллах, и Он может в любое время лишить их этого. Невозможно обладать могуществом иным способом, кроме как получив его от Всевышнего Аллаха. То есть, если исходить из могущества, то и тогда любви достоин только Всевышний Аллах и никто другой.

Если причиной любви является отсутствие недостатков, то и в этом случае любви достоин лишь один Аллах, поскольку лишь один Аллах чист от всяких недостатков. Все сущее, кроме Самого Аллаха, нуждается в Аллахе. А разве может быть недостаток больше, чем нужда в ком-либо или в чем-либо?

Все сущее, кроме Аллаха, не имеет власти над собой, а Аллах имеет власть над всем сущим. Если кто-то и чист от недостатков, характерных для творений, то кто создал его таковым? Конечно же, Всевышний Аллах.

Вывод: истинная красота, истинное совершенство, истинные знания и всемогущество – это персональные атрибуты Всевышнего Аллаха, присущие только Ему одному, и любви, в действительности, достоин лишь Он.

Всё это не означает, что не следует любить высокочтимого пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, других пророков, ангелов, авлия и других праведников. Их следует любить, поскольку их любит Всевышний Аллах.

Кто хоть немного не любит Аллаха, тот не может быть мусульманином, от степени любви к Аллаху зависит уровень веры мусульманина. Поэтому нам следует стараться постоянно приумножать любовь к Всевышнему Аллаху, усердствуя в способах ее достижения.

Перечислим некоторые способы приумножения любви к Всевышнему Аллаху.

  • Для приумножения любви к Всевышнему Аллаху, во-первых, следует удалить из сердца любовь к мирскому. Имам аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах, сказал: « Если кто-то утверждает, что он любит и Аллаха, и этот мир, то он лжец».

Это не значит, что следует бросить всё мирское. Это означает, что не подобает радоваться из-за мирских благ и печалиться, лишившись их, и мысли не должны быть всегда заняты мирским. Мирскими делами пусть занимаются руки и тело человека, при этом нужно иметь благие и чистые намерения, полагаться на Аллаха, не причинять вред другим. Заниматься мирским следует не во вред поклонению Аллаху и соблюдая рамки Шариата.

В сердце, всегда занятом мирскими делами, не остается места для Аллаха, ведь в Коране сказано, что Аллах не создал для человека два сердца.

  • Следующий способ приумножения любви к Аллаху — Его познание, ведь невозможно любить того, кого не знаешь. Познав величие, совершенство, всемогущество и другие качества Аллаха, человек не может не возлюбить Его. О величии, недосягаемости, мудрости, всемогуществе Всевышнего Аллаха мы узнаем, узрев удивительный мир вокруг нас и поразмыслив о нем. Познав творения, мы познаем и Творца, а познав Творца – обретаем любовь к Нему.

Те, кто видит этот мир и тем не менее утверждает, что Аллаха нет, – дважды невежды. Одно невежество – это не знать Аллаха, второе невежество – это утверждать, что Аллаха нет, только потому, что сам не познал Его. Ведь в самом человеке имеются тысячи фактов, свидетельствующих о существовании Творца.

В Коране сказано (смысл):

«И на земле есть знамения для знающих, да и в вас самих. Неужели вы не видите?»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поразмыслите над творением Аллаха». Еще он сказал, что час размышлений лучше года поклонения, поскольку чем больше мы будем размышлять, тем больше познаем Всевышнего Аллаха. Чем больше узнаем Его, тем больше и любим Его. Чем больше любим Его, тем тщательнее следуем по пути, указанному Им. Чем тщательнее и строже следуем по пути, указанному Им, тем больше счастья обретем в обоих мирах.

  • Еще один способ приумножения любви к Аллаху – это постоянно помнить о Его милости и Его благах. Обычно мы любим того, кто милостив, добр к нам, дарит нам блага, и эта любовь тем больше, чем больше оказываемое нам добро. Поэтому следует знать и часто размышлять о бесконечном множестве и величии благ Аллаха.

В хадисе говорится: «Любите Аллаха, ведь Он благодетелен (одаривает вас благами)» (Тирмизи).

Нет предела благам Аллаха, которыми Он одаривает нас: они сходят с неба, исходят из земли, они находятся и в нас самих – человек тонет в благах Аллаха.

  • Следующий способ приумножения любви к Аллаху – это частое Его поминание, ведь если мы будем часто поминать о величии, достоинствах кого-либо, то обязательно полюбим его, даже если нас его добро и не касается.
  • Также способом приумножения любви к Аллаху является частое чтение салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, изучение его жизни. Ведь Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, довел до людей знания о величии Аллаха, Его прекрасные качества и имена, научил людей поклонению Аллаху.
  • Еще один способ приумножения любви к Аллаху – это дуа (мольба) о приумножении этой любви. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда просил: «О мой Аллах, одари меня любовью к Тебе, превосходящей любовь ко всему остальному!»

Высокочтимый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также обращался к Аллаху со словами: « О мой Аллах, прошу у Тебя любви к Тебе, любви ко всем, кто любит Тебя, и любви ко всем деяниям, что приближают меня к Тебе».

Перечислим некоторые признаки любви к Аллаху:

  • Стремление встретиться с Аллахом. Не бывает так, что любишь кого-то, но не желаешь встречи с ним. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, умирая, радовались, рвались участвовать в газавате в надежде заслужить смерть шахида, потому что стремились встретиться с любимым Аллахом.
  • Любовь ко всему, что любит Аллах, и нелюбовь ко всему, чего Он не любит; совершение всего того, что повелел Аллах, и воздержание от всего того, от чего Он предостерегает. Ведь любящий проявляет покорность любимому.
  • Постоянное поминание Аллаха. Ведь человек часто поминает то, что любит, и думает о нем. То есть поминание приумножает любовь, а любовь приводит к частому поминанию.
  • Желание уединиться. Любящий общаться наедине с Аллахом встает ночью, когда все спят, поминает Аллаха, шепчет Ему, просит Его, обращается к Нему, молится, читает Его священное писание – Коран.
  • Того, кто любит Аллаха, не охватывает печаль из-за не полученного мирского, из-за упущенного или утерянного. Утеря всего – это ничто, лишь бы не потерять Аллаха.
  • Проявление терпения в бедах и несчастьях от Аллаха.
  • Проявление милосердия ко всем людям.
  • Любовь к священному Корану также является признаком любви к Всевышнему Аллаху, поскольку Коран – это Речь Аллаха.
  • Признаком любви к Всевышнему Аллаху также является любовь к тем, кого Он любит, то есть к пророкам, авлия и т. д. Как, например, можно любить Аллаха и не любить Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которого Он любит больше всех?
  • Из признаков любви к Всевышнему Аллаху также является следование Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл):«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи».

Исполнение же всех предписаний Ислама и проявление благонравия – все это плоды на древе любви к Аллаху, признаки любви к Нему.

Всевышний Господь говорит:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ

«Среди людей есть такие, которые считают, что есть кто-то равный Аллаху и любят их так же, как (должны) любить Аллаха. Но верующие любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели (ожидающие их) мучения, то поняли бы, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах наказывает сурово» (Коран 2:165).

Степени любви верующих к Аллаху

Знай, что любовь раба к своему Господу имеет два уровня:

    Общая любовь. Ее испытывает к Аллаху каждый верующий, и она обязательна (по Шариату).

    Особая любовь. Ее способны испытывать только преданные ученые, любимцы Аллаха (аулия) и чистые (сердцем) верующие. Это самая высокая степень (макам) из всех степеней. Это предел стремлений. Поистине, во всех остальных степенях - страхе, надежде, уповании (таваккуль) и других - есть доля нафса. Известно, что боящийся боится за себя, а надеющийся надеется на благо для себя. Но не такова любовь. Любовь - ради любимого, она не требует ничего взамен.

Причины любви к Аллаху

Знай, что причина любви к Аллаху - это знание о Нем. Чем больше знания - тем сильнее любовь. И чем меньше знания - тем слабее любовь.

Вызывает любовь одна из двух вещей. Но когда обе они соединяются в одном творении Всевышнего Аллаха, такой человек будет совершенным.

Первая вещь - это доброта (хусн) и красота (джамаль).

Вторая - совершение добра (ихсан) и гармоничность (иджмаль).

Красивое вызывает к себе любовь - такова человеческая природа. Человек инстинктивно любит все, что считает красивым.

А гармоничность (иджмаль) - это, например, красота Всевышнего в Его безграничной мудрости, удивительных творениях, Его сияющих светом великолепия атрибутах, которые (при изучении их) насыщают умы и пробуждают сердца. А красота Всевышнего Аллаха постигается духовным видением, а не глазами.

Что касается совершения добра (ихсан), то сердца людей по природе любят тех, кто делает им добро. А добро, творимое Аллахом для его рабов, беспредельно, как и количество данных Им явных и скрытых милостей:

Достаточно тебе для понимания того факта, что Аллах наделяет благами как праведников, так и грешников, как верующих, так и неверующих. Любое благодеяние, совершенное творением, на самом же деле совершено Аллахом. Поэтому в действительности лишь Аллах заслуживает любви.

Плоды любви к Аллаху

Знай, что, если любовь к Аллаху прочно осядет в сердце, ее плоды проявятся в остальном теле:

  • человек будет проявлять старание в подчинении Господу,
  • с вдохновением поклоняться Ему,
  • стремиться лишь к Его довольству,
  • находить удовольствие в тайной беседе с Ним,
  • будет доволен Его предопределением,
  • будет стремиться к встрече с Ним,
  • будет любить поминание Его (зикр),
  • будет чувствовать себя неуютно среди людей,
  • начнет избегать людей,
  • полюбит уединение,
  • мирское покинет его сердце,
  • человек будет любить тех, кого любит Аллах, и предпочитать таких людей всем остальным.

Этот мир дан нам для испытаний. И одно из испытаний – полюбить своего Создателя самой сильной любовью, которая нам дана. Но, по забывчивости и в силу различных обстоятельств, мы отдаляемся от своего Создателя и наша любовь теряется где-то в жизненных просторах. Как сделать так, чтобы наша любовь по отношению к своему Господу, Творцу и Создателю никогда не угасала, и мы могли её постоянно подпитывать? Предлагаем вам 10 уникальных вещей, которые нам помогут в этом.

1. Чтение Корана и размышление над его аятами.

Это поможет нам не просто понять нашего Создателя, но и пообщаться с ним. Так как чтение Корана – это слова Всевышнего Аллаха, обращенные к его созданиям.

2. Приближение к Аллаху посредством совершения дополнительного (нафиля), после обязательного (фард).

Нет ничего из поклонения лучше, чем выполнение необязательных вещей, после того, как вы исполнили обязательные.

3. Постоянное поминание Аллаха - сердцем, языком и действиями.

Будь то переживания за религию, зикр или любое маломальское действие, которое мы делаем ради Аллаха, чтобы достичь его награды.

4. Предпочтение того, что любит Аллах, тому, что любим мы сами.

Именно это укрепит нашу любовь к нему и только после этого мы познаем сладость веры!

5. Размышление об Именах Аллаха и Его Атрибутах. Кто познал Всевышнего в Его Именах, Атрибутах, тот непременно полюбит Его.

Раз мы знаем, что Всевышний – Всевидящий, значит нам надо понимать, что он видит всё; Всеслышащий – значит нам надо говорить благое и так далее.

6. Размышление о милостях Всевышнего Аллаха и благах, которые Он дарует Своим рабам - оно помогает нам полюбить нашего Благодетеля.

Нам надо всегда помнить, что всё, что мы имеем – дано нам Аллахом. Это касается всего – телесных и мирских наслаждений!

7. Смирение сердца пред Аллахом.

Мы должны понимать могущество Аллаха и быть перед ним и его могуществом смиренны.

8. Уединение во время нисхождения Аллаха к нижнему небу (то есть в последнюю треть ночи), обращение к Нему с мольбами, чтение Его Слов и испрашивание у Него прощения.

Эти действия в то время, когда другие спят, как раз и указывают на нашу сильную связь со своим Господом!

9. Общение с праведными людьми, искренне любящими Аллаха, и подражание им.

Часто общаясь с праведниками, мы тем самым постоянно помним об Аллахе, так как они не дают нам забывать о нём. Постоянное поминание делает нашу связь с Господом крепче.

10. Отдаление от всего, что отдаляет сердце человека от Всевышнего Аллаха.

Это касается греховных дел. Только не совершая грехи, мы сможем стать ближе к нашему Господу и достичь истинной любви!

Любовь Всевышнего – это защита, забота, покровительство в больших и малых делах, это облегчение трудностей и одаривание благами (в большей части духовными, теми, которые угодны Ему – милосердие, смирение, разум, богобоязненность, терпение и др). Но даже если есть эти признаки, то как понять, что в них проявляется любовь к Всевышнему? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал черты, по которым можно узнать любовь Всевышнего к Своему рабу.

1. Любовь окружающих людей.

Всевышний Аллах одаривает человека радушием окружающего мира, симпатией и почетом среди людей. Так от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах начинает испытывать любовь к кому-либо из Своих рабов, Он обращается к Джибрилу (а.с.) и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби его и ты!», и Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!», и обитатели небес также начинают любить его, а потом его начинают хорошо принимать на земле.

Если Аллах начинает испытывать ненависть к кому-либо из рабов, Он обращается к Джибрилу и говорит: «Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!», и Джибрил также начинает испытывать к нему ненависть и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!», и обитатели небес также начинают испытывать к нему ненависть, а потом его начинают с ненавистью принимать и на земле» (Бухари, Муслим)

2. Испытания

Он Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, чем больше испытание, тем больше награда. Поистине, если Аллах полюбил народ, Он непременно испытает его. Кто останется довольным, тем будет доволен Аллах, а кто проявит недовольство, на того падет Его гнев» (ат-Тирмизи)

Испытания могут быть в разных формах, объединяет их то, что они служат очищением от грехов и средством приближения к Аллаху. А степень тяжести также разнится в зависимости от уровня человека перед Всевышним. Саад ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Кого из людей Аллах подвергает наибольшим бедам?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пророков, затем подобных им, затем подобных им. Человек испытывается в соответствии со своей религией. Чем тверже его религия, тем сильнее испытания, чем слабее религия, тем легче испытания. После успешно пройденного испытания человек ходит по земле безгрешным» (ат-Тирмизи, 2396)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

3. Благой конец

Всевышний отмечает Своего любимого раба красивым концом – во время совершения им благодеяния. В хадисе от Ахмада (17330), Ибн Хиббана (342) и аль-Хакима (1207) передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах любит Своего раба, Он его особо отмечает». Сподвижники спросили о смысле этого, и он сказал: «Аллах помогает человеку быть на богоугодном деле перед самой смертью, чтобы соседи и все окружающие были довольны им».

Помимо перечисленных признаков некоторые ученые также относили к признакам любви Аллаха к человеку такие, как оберегание его с детства от порочности и воспитание в лучшем свете, доброта, милосердное отношение этого человека к другим людям, легкость в совершении благодеяний, а также согласно некоторым хадисам - понимание религии.

Пусть Всевышний сделает нас из числа Своих любимых, благодарных и искренних рабов.