Артемида эфесская в древней греции - мифы и легенды. Артемида: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем

Рождение Аполлона и Артемиды. Среди богов-олимпийцев есть пара близнецов, Аполлон и Артемида. Отец их - громовержец Зевс, а мать - прекрасная богиня Лето. Зевс влюбился в нее, а Гера, конечно же, ее возненавидела. Она послала преследовать кроткую Лето страшного дракона Пифона, приказав ему не давать Лето покоя. Из края в край гнал Пифон несчастную богиню, и ни одна страна, ни один остров не приютили ее - все боялись чудовища. Еле-еле нашла Лето пристанище на маленьком каменистом острове, который в те времена носился по волнам, не имея постоянного места, и назывался Астерия. Лето пообещала острову, что, если он приютит ее, она прославит его великолепным храмом. На этом островке и появились на свет ее прекрасные дети. Первой родилась Артемида, а затем она помогла своей матери, приняв у нее роды. С тех пор Артемида, хотя и является богиней-девой, считается помощницей рожающих женщин.

Чудесное появление Делоса. Вся природа радовалась появлению божественных детей на свет, а остров Астерия остановился на том самом месте, где это произошло, его земля, прежде бесплодная, покрылась зеленью, а сам он получил новое имя - Делос (от греческого слова, обозначавшего «появляться»). Лето сдержала свое обещание: действительно, на Делосе был основан знаменитый на всю Грецию храм в честь Аполлона, одного из ее детей.

Артемида Версальская.
Круг Лиохара.
Римская копия

Желание Артемиды. Говорят, что когда Артемиде было три года, она сидела на коленях у Зевса и тот спросил ее, какой подарок она желала бы получить. Артемида ответила ему: «Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, как у моего брата, лук и стрелы, обязанность приносить свет, шестьдесят океанид, чтобы они составляли мою свиту, двадцать нимф, которые будут кормить моих охотничьих собак, когда я не на охоте, и все горы в мире; а еще дай мне город, какой пожелаешь, чтобы меня чтили в нем превыше всех богов».

Зевс все исполнил по ее желанию. Артемида стала третьей и последней богиней-девой на Олимпе. Имен она имела не меньше, чем ее брат, а может быть, и больше. Ее называли «Охотницей», «Стрелолюбивой», «Златострельной», была даже Артемида Болотная! Лук и стрелы ей изготовили циклопы в кузнице Гефеста, и две своих первых стрелы она пустила в деревья, третью в животное, четвертую - в город нечестивых, не знающих справедливости людей.

Эфес - город Артемиды.

Что касается городов, в которых ее будут почитать, то здесь Зевс даже перевыполнил просьбу дочери - чтил ее не один город, а целых тридцать, и еще во многих городах она имела свою долю в жертвоприношениях.

Но главным городом Артемиды был азиатский город Эфес, находившийся на территории современной Турции. Артемида Эфесская была одной из самых известных во всем эллинском мире богинь, и ей был посвящен великолепный, выстроенный из мрамора храм. Жители Эфеса создавали его больше ста лет, и он был настолько красив, что в древности храм считали одним из семи чудес света. Строили храм долго, а погиб он за одну ночь.

Герострат поджигает храм Артемиды.

Один эфесец по имени Герострат, человек ничем не выделяющийся, очень хотел прославиться. Для этого однажды ночью он поджег храм Артемиды. Конечно, он понес заслуженное наказание, и горожане даже издали указ о том, что память Герострата следует предать забвению. Но прежний великолепный храм уже было не восстановить, а имя Герострата мы помним до сих пор. «Геростратовой славой» называют славу человека, который стал известен благодаря скверному поступку.


Артемида - покровительница живой природы. Получив от Зевса в свое ведение горы, Артемида стала покровительницей и хозяйкой не только их, но и всех животных, которые там обитали. Она охотится на них, но она же и следит за тем, чтобы их никто понапрасну не обижал; она помогает охотникам, но она же заботится о том, чтобы количество животных не уменьшалось, об их приплоде. Но Артемида заботится не только о них, но и обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле: и о стадах домашнего скота, и о людях, и о растениях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, весело бродит она по лесам и полям. Есть у Артемиды и любимица среди животных - лань. О ней Артемида особенно заботилась, и лань часто изображали рядом.

Артемида любит не только луки, стрелы и охоту; ей милы и звуки лир, хороводы, далеко звучащие возгласы веселящихся нимф. Под вечер, если светит на небе ясная луна, Артемида и нимфы берутся за руки и до глубокой ночи водят хоровод на лесных полянах. А иногда заветными тропинками поднимается Артемида с подругами на вершину горы Парнас, где любит бывать Аполлон. Часто, утомившись на охоте, она, отложив в сторону свое охотничье оружие, слушает, как ее брат играет на кифаре. С Аполлоном они никогда не бывают в разладе, относятся друг к другу с родственной нежностью, и оба горячо любят свою мать, Лето, никому не прощая ее обид. Вдвоем они покарали дикого гиганта Тития, грубо обошедшегося с ней, вдвоем наказали высокомерную Ниобу.

Горделивая Ниоба. Ниоба была царицей города Фивы и имела семь сыновей и семь дочерей, прекрасных, как юные боги. Когда однажды фиванские женщины собирались принести Лето богатые жертвы, Ниоба увидела их и воскликнула: «Глупые, глупые вы, о фиванки! Вы приносите жертвы этой богине, но почему бы вам и мне не воздать божественные почести? Ведь я не уступаю ей красотой, а детей у меня гораздо больше, чем у нее!»

Услышала Лето такие дерзкие и высокомерные речи и опечалилась; никому не хотела она жаловаться на свою обиду, но заметили Аполлон и Артемида горе матери. Долго расспрашивали они о причине расстройства, и, наконец, рассказала им Лето все, как было. Горько плакала она от обиды, и ярость вспыхнула в сердцах ее детей. Громко потрясая стрелами в колчанах, понеслись грозные боги в Фивы отыскивать обидчицу.

Гибель сыновей Ниобы. Как раз в это время фиванские юноши состязались в ловкости на поле за городом. Вот несутся на горячих конях двое сыновей Ниобы, далеко опередили они соперников, развеваются у них за плечами пурпурные плащи. Но зазвенела тетива Аполлонова лука - и упали они с коней на сырую землю, сраженные золотыми стрелами. Затем нашли смерть еще двое: боролись они друг с другом, тесно сплелись их тела, и обоих пронзил Аполлон одной стрелой. Один за другим гибнут сыновья Ниобы. Взмолился о пощаде самый младший из них, пожалел его Аполлон, но не успел сдержать смертоносной стрелы: прямо в сердце поразила она последнего сына Ниобы.

Гибель дочерей Ниобы. Дошла до Ниобы весть о гибели сыновей. Устремилась она вместе с дочерьми в поле, увидела бездыханные тела и горько разрыдалась. Разрывается ее сердце от скорби, но не смиряется она, снова бросает вызов бессмертной богине: «Радуйся, жестокая Лето! Лишила ты меня половины моих детей! Но даже и теперь счастливее я, чем ты, все равно больше у меня детей, чем у тебя!» Только замолкла Ниоба, как вновь раздался звон тетивы: пустила грозную стрелу Артемида. Дочери Ниобы стояли в скорбном молчании вокруг бездыханных братьев. И вдруг, даже не вскрикнув, упала одна из них, потом вторая, третья... Шесть стрел выпустила Артемида, осталась у Ниобы только одна дочь, самая младшая. Пытается несчастная Ниоба укрыть ее в складках одежды, молит она Лето: «Победила ты меня, богиня! Оставь мне хотя бы одну дочь! Пощади ее, о великая Лето!» Но напрасны запоздалые мольбы, прямо в объятиях матери сражает стрела Артемиды бедную девочку.


Вечные слезы Ниобы. Узнав о страшных событиях, закололся мечом фиванский царь, муж Ниобы. Скорбно стояла Ниоба над телами детей: лишилась она всех, кем дорожила в жизни. Оцепенела она от горя. Не колышет, не развевает ветер ее волос, не светятся жизнью ее глаза, ничто больше не трогает ее. Лишь частые крупные слезы падают из ее глаз на землю, одна капля за другой. Долго стояла так скорбящая Ниоба, и, наконец, сжалились над ней боги: обратили ее в камень. А потом налетел порыв ветра - и унес скалу на родину несчастной царицы, в страну Лидию. Так и стоит там с тех пор скала, похожая на человека, и сочатся из нее капли воды: это падают на землю вечные слезы Ниобы.

Артемида и люди.

Уже из того, как Артемида расправилась с дочерями Ниобы, видно, что с этой богиней шутки плохи. Действительно, в случае непочтения к ней она не знала снисхождения, и мифы полны историй о жестоких наказаниях, которые, иногда заслуженно, но иногда и нет, претерпели люди. Так, например, она, будучи девой, не терпела, чтобы ее спутницы вступали в брак и имели детей.

Нимфа Каллисто. Однажды Зевсу полюбилась одна из нимф, Каллисто. Когда прошло время и Артемида заметила, что Каллисто ждет ребенка, сына Зевса, она была вне себя от ярости. За такое нарушение нимфа была изгнана в горы. Но, когда у нее родился сын, названный именем Аркад, Артемида пришла в еще больший гнев, и превратила Каллисто в медведицу. Прошло много лет. Аркад вырос и стал прославленным охотником. Однажды в лесу он встретил медведицу и уже готов был нанести ей смертельный удар, не зная, что перед ним его мать. Однако Зевс не мог допустить гибели своей любимой и матереубийства. Он немедленно вознес Аркада и Каллисто на небо и превратил их в созвездия Большой и Малой Медведицы.

Актеон. Жестоко поступила Артемида и с охотником Актеоном. Однажды, охотясь в лесу, он случайно забрел в то место, где совершала омовение Артемида. Богиня разгневалась: Актеон увидел то, чего не должен видеть никто, ни боги, ни люди - так пусть же он никому не сможет об этом рассказать! И несчастный охотник тут же был превращен в оленя. Тем временем в лесу шла охота. Товарищи Актеона с собаками гнали лесных зверей; была среди их собак и свора собак Актеона, самая лучшая, самая быстрая и злая. Вот впереди мелькнул олень - и тотчас же за ним в погоню устремились все собаки. Впереди всех, конечно, мчались псы Актеона. Вот они догнали оленя, окружили его, вцепляются в него, рвут на части. Вот поверженного зверя окружают охотники, удивляются его размерам и красоте, жалеют, что куда-то пропал Актеон и не видит, какого зверя загнали его собаки. И никто не замечает, что из глаз издыхающего зверя текут совсем человеческие слезы. Так погиб этот охотник за свой случайный грех.

Артемида может быть милостивой. Однако, если к Артемиде относится с почтением, она может сменить гнев на милость. Например, по просьбе Аполлона она помиловала царя Адмета и его жену Алкесту, которые забыли принести ей искупительные жертвы при вступлении в брак, да и от Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне, она добивалась лишь покорности, и когда он согласился принести ей в жертву свою дочь (как это было - рассказывается дальше), она не допустила гибели девушки.

Покровительница охоты, растительного и животного плодородия, женского целомудрия, тесно связанная и с поклонением луне. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Аполлон и Артемида. Античная краснофигурная чаша, ок. 470 г. до Р. Х.

В культах Аполлона и Артемиды много общего, однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное выражение в нём, а другие – в ней. Как и Аполлон, Артемида при помощи своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин, но в то же время она богиня-защитница и спасительница.

Артемида ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица, она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их. Сопровождаемая лесными нимфами , Артемида охотится по лесам и горам.

Жизнь среди свободной природы – ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как подобная же черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, к примеру, отношение к музыке и дару пророчества, выражены в сказаниях о его сестре лишь слабыми намеками.

С именем Артемиды связаны многочисленные мифы, например: 1) миф о чудесном рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос; 2) миф об убийстве Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшегося обесчестить их мать Латону; 3) миф об истребление ими же детей Ниобы ; 4) миф о превращении Актеона в оленя; 5) миф о чудесном спасении приносимой в жертву Ифигении ; 6) миф об убийстве Ориона – и другие.

В мифологии Артемида – целомудренная богиня-дева. Лишь одна легенда говорит о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону (впрочем, он чаще связывается с богиней Селеной ). Разнообразие мифов об Артемиде и большое число прозвищ богини (Артемида Ортия, Артемида Браврония, Артемида Тавропола, Артемида Кинтия (Цинтия), Артемида Ифигения) заставляет полагать, что в её образе объединились несколько местных божеств.

Великие боги Греции (Греческая мифология)

На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе, например, древний обычай надрезания кожи на горле у мужчины в день праздника Артемиды Таврополы. Полагают, что миф об Ифигении в Тавриде и о попытке принести в жертву Ореста был создан только в классическое время для объяснения этого обычая. Созвучие прозвища Тавропола, внешне связанного с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык), с древним названием Крыма (Таврида) породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма. Однако происхождение культа богини с территории самой Эллады (или, по взгляду ряда учёных, из ближайших к ней областей Малой Азии) подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени – эпохи, когда у греков не было никаких связей с Крымом.

Восходящий к микенской Греции культ Артемиды – владычицы зверей показывает, что первоначально круг животных, связанных с этой богиней, был весьма широк. В позднейшее время культовыми животными Артемиды становятся главным образом лань и медведица. В Аттике жрицы Артемиды Бравронии надевали медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведей.

Также к глубокой древности восходит культ Артемиды как богини деревьев и растительности. Об этом свидетельствуют некоторые её изображения и прозвище Ортия (Прямостоящая). Как богиня растительности Артемида была также божеством плодородия. Эта сторона её культа была особенно развита в Эфесе , где существовал знаменитый храм Артемиды, сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом . Богиня плодородия, почитавшаяся здесь под именем Артемиды, изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов.

В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны её представляли с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде. Наиболее известна луврская статуя Артемиды. Ряд бюстов этой богини находится в Эрмитаже. Один из них, возможно, копия с работы Праксителя . Образ Артемиды вдохновил художников Рубенса , Буше и др.

В современном языке Артемида (Диана) – синоним неприступной девственницы («Диана в обществе, Венера в маскараде...» М. Ю. Лермонтов. Маскарад); иногда иносказательно Диана – Луна. («Озарена лучом Дианы, / Татьяна бедная не спит...» А. С. Пушкин. Евгений Онегин , XI, II; «Читать любила жалкие романы/ Или смотреть на светлый шар Дианы». М. Ю. Лермонтов. Сашка.)

Называли Артемидой. Значение этого имени до сих пор точно не определено, некоторые утверждают, что оно переводится как «медвежья лапа», другие объясняют значение как «владычица», есть и те, кто считают её «убийцей». Артемида - богиня, родившаяся одновременно со своим братом-близнецом, златокудрым Аполлоном, от верховного бога Зевса и титаниды Лето. Аполлон красив и ярок, он подобен солнцу. Артемида же, как луна, таинственна и прекрасна. Очень тесная дружба и самая связывает брата и сестру на протяжении всей жизни, они глубоко почитают и любят свою мать.

Образ жизни

Вечно юна, девственна и очаровательна - именно такой предстает перед нами Артемида. Богиня очень любит охотиться, поэтому она постоянно носится по лесам в легкой развевающейся тунике в окружении своей свиты с луком в руках и колчаном стрел за плечами. Шестьдесят прекрасных нимф были подарены чтобы ей не было скучно во время охоты, и ещё двадцать ухаживали за её собаками и обувью. Лай своры, крики и веселый смех, издаваемые шумной толпой, были слышны далеко в горах, и им громко вторило эхо.

Артемида - богиня охоты, она смела, быстра и прекрасно стреляет, в меткости ей просто нет равных. Никому не скрыться от её стрел, не знающих промаха: ни робкой лани, ни пугливому оленю, ни огромному разъяренному кабану. Устав от охоты, Артемида любила отдохнуть в уединении под сводами прохладного грота, увитого зеленью, вблизи звенящих ручьев и вдалеке от любопытных взоров смертных. И горе тому, кто смел нарушить её покой.

Жестокая богиня Артемида

Картинки, описанные в мифах, достаточно наглядно показывают её дерзкий характер. Однажды около грота, в котором отдыхала Артемида, случайно оказался юный охотник Актеон. Увидев купающуюся богиню, он был настолько поражен её красотой, что не смог сдвинуться с места. Следует заметить, что Артемида - богиня, которая никогда не отличалась девичьей мягкостью, жалостливостью и состраданием, напротив, имела агрессивный и решительный характер. Увидев охотника, она не на шутку разгневалась и плеснула ему в лицо пригоршню воды, а затем сказала, что он может идти и, если сможет, пусть каждому похвастается, что видел купающуюся Артемиду. В следующее мгновенье Актеон нащупал на своей голове рога, а подбежав к реке, он увидел в отражении, что лицо его превратилось в морду оленя, ноги и руки вытянулись, и вместо пальцев образовались копыта.

Не на шутку испугавшись, он бросился искать своих товарищей, чтобы поведать им о случившемся, однако ни охотники, ни собственные собаки не признали его в новом образе. Смертоносные стрелы были выпущены. Довольные удачной охотой товарищи водрузили окровавленное оленье тело на плечи и отправились домой, даже не подозревая, что несут собственного друга.

Защитница и мстительница

Артемида - богиня диких лесов и хищников, покровительница охотников. Она проявляет заботу обо всех живущих на земле людях, диких животных и домашнем скоте, вызывает рост деревьев, цветов и трав. У Артемиды люди просили благословения на рождение ребенка и счастливый брак. И все-таки основными её чертами были непреклонность и беспощадность, кровь и мучения доставляли ей определенное удовольствие. Стрелы Артемиды часто служили орудием наказания для нарушивших обычаи и установленные правила растительного и животного миров.

Тип и атрибуты богини Артемиды. - Диана-охотница. - Кара Актеона. - Нимфы Артемиды. - Богиня Артемида и нимфа Каллисто. - Тип Артемиды Эфесской. - Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона - богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, - явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида (Диана) - богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды - колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры () обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница , когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них - луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, - например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской , когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной , или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, - азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую - Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл - первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.