Где расположен храм артемиды. Храм Артемиды Эфесской: интересные факты

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир (ил), Турция).

Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным в России курортом Кушадасы. В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии ещё в XII веке до н.э.

Покровительницей города была Артемида - дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра- близнец златокудрого Аполлона.

По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев.

Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Вполне естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в честь такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическое значение.

Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот “банка” Артемиды.

Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н. э., небольшой храм с двумя колоннами перед входом площадью в 16 * 31 м.

Средства на строительство ноавого храма пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи).

Приглашённый для составления проекта и строительства храма, согласно Страбону, известный архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что по близости не было мрамора. Помог случай.

Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах недалеко от Эфеса.

Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительной белизны.

Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город.

Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью Евангелием, что значит: “Принёсший благую весть”.

Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно утрамбовывали.

По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в болотистой почве.

Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков.

Колонна, превращённая в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге.

При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген.

Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналось самое сложное.

Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своё время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на место.

Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям.

Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение.

Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127, установленные в восемь рядов, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. Никому неизвестно, как именно он был украшен.

Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёг святыню малоазиатских городов.

Это произошло в 356 до н. э., в ночь рождения Александра Македонского.

Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: "богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людской навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя не удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историк Феолен.

Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции. Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря.

Жители Эфеса не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии.

Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. В благодарность Александру Македонскому, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу.

Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который внёс некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями.

В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн - другой знаменитый скульптор Скопас.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру.

И не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.

В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли.

На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции.

Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра, наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма.

31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Храм Артемиды в Эфесе. Монета Палау.

Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.

Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.

В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.

Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.

Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.

Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.

Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.

Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.

Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.

Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.

В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.

Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.

Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.

Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.

Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».

К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.

Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.

Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.

Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).

Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.

Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.

Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.

Экскурсии к храму Артемиды

Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.

Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).

Посещение самой достопримечательности бесплатное.

Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.

Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.