Скачать презентацию на тему барокко по мхк. Презентация на тему "барокко"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»

МБОУ «Степуринская СОШ»

Инжеватова Светлана Борисовна

2014 г.

Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»

Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»

Цель урока:

    выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

    формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

Задачи урока:

    выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

    систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

    формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

    способствовать развитию творческих навыков;

    стимулировать развитие способностей к самообразованию.

Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

Оборудование:

1. Учебник.

2. Компьютер с мультимедийным проектором.

3. Раздаточный материал

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

    Фронтальный опрос:

Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха

«Возрождение»)

Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной

Европы изучали? (Арс Нова)

    Повторение. Введение в тему урока.

Работа с таблицей (сл. 2)

Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили

искусства европейской культуры.

Стиль искусства

Проверка: Выделение важных особенностей стилей.

Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)

Вывод:

Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.

    Определение темы урока. Целепологание и мотивация

Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)

Определите и назовите тему цикла уроков. («Барокко»)

Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)

Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)

Учащимся раздаю , которую заполняем в процессе изучения темы.

    Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

/сл.№7/

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

{Перевод О. Румера)

О чём свидетельствуют эти строки?

Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,- восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/

Возьми в свою святую длань

Поводья, мой Господь,

У нашего кормила стань,

Чтоб волны побороть.

Прямее паруса поставь

И в этот грозный час

Нас на надежный путь направь

И якорь брось за нас.

(Перевод О. Румера)

Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? (Его разрешение искали в Боге)

Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

    Запуск проектов.

Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?

Работа с понятием «Барокко»

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко , прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином . Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и , сформулировать ответы на поставленные вопросы)

/сл.№12/

    пояснить термин «Барокко »

    объяснить когда и почему он возник

    В чем заключается особенность стиля?

Проверка /сл.№13-14/

Словарная работа (Сл. № 15-21)

Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

- Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

- Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

Вывод учителя: . Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Групповая работа .() 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

Представления работы групп.

Работа с текстом учебника с.69-70.

Задание: Определите характерные черты барокко.

Характерные черты барокко : (Слайд 22) (Запись в тетрадь)

    масштабность, контрастность, обилие декора,

    напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

    стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

    совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

Посмотрите на экран /сл.№23/.

Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.

Составьте схему в тетрадях

Барокко

архитектура живопись наука и литература музыка и театр

Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.

Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 - 13.

Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)

    Архитектура и скульптура эпохи барокко.

    Живопись эпохи барокко.

    Наука и литература эпохи барокко

    Музыка и театр эпохи барокко.

    Русское Барокко

Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 - 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.

Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.

Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим

(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)

Проверка правильности выполнения задания Слайд 25

    Определить тему проекта

    Поставить цель

    Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)

    Собрать нужную информацию для проекта

    Оформление проекта

    Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)

Самостоятельная работа учащихся : Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.

Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.

Критерии:

Критерии

Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

    Рефлексия.

Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)

    Что изучали сегодня на уроке?

    Чему вы научились?

    Что понравилось на уроке?

    Что получилось?

    В чём были проблемы?

Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

- Сохранило ли барокко черты Возрождения?

- Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

    сложные криволинейные планы;

    мощная пластика стен;

    создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

    создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

    обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

    богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

    Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию

    Подводим итог урока

Список литературы:

    Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

    Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

    Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

    Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.2. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С.53-84.

    Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. - Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - С.7-104.

    Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005

    Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. - С. 280. - .

    Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990.

    Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.

    Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.

    Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004.

    Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978.

    Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.

    Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.

    Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003.

    Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984.

    Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957.

    Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982.

    Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003.

    Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987.

    Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953.

    Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003.

    Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1

Интернет-ресурсы:

  • mou41.togliatty.rosshkola.ru

  • slovari.yandex.ru

    ru.wikipedia.org

    Презентация к уроку Подготовила учитель МХК и ОПК МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна

    Тема: «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

    Повторение. Введение в тему урока. Работа с таблицей Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили искусства европейской культуры

    Стиль искусства

    Особенности

    Возрождение

    Проверка

    Стиль искусства

    Особенности

    Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

    Возрождение

    Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

    Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

    Барокко

    Тема урока: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве»

    Цели урока:

    • выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
    • формирование умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
    Задачи урока:
    • Выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
    • Систематизировать знания по теме, дополнив их новыми сведениями;
    • Формировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
    • Способствовать развитию творческих навыков;
    • Стимулировать развитие способностей к самообразованию.
    • Запустить индивидуальный проект
    Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд и в области планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Все стало относительным для нас. {Перевод О. Румера) Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань, Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надежный путь направь И якорь брось за нас. (Перевод О. Румера)
    • Лоренцо Бернини
    • Собор Св. Петра
    • Филиппо Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре
    Возрождение Возрождение Барокко

    Екатерининский дворец

    ЦАРСКОЕ СЕЛО

    Церковь Сантиссимо Аннунциата.

    Сравните стили. Возрождение Барокко

    Рубенс Питер Пауль

    Марс и Рея Сильвия

    Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом» Ответьте на поставленные вопросы

    • пояснить термин «Барокко»
    • объяснить когда и почему он возник
    • В чем заключается особенность стиля?
    Понятие и происхождение
    • Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
    Особенности стиля Барокко
    • Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы.
    • Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

    …Но перед красотой и зданья и фасада

    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

    …В орнаменте витом увидишь тут и там

    Победоносный шлем и вазы фимиам,

    Колонны, капитель, пилястры и аркады

    Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

    И головы ягнят, увитые шнурком,

    И статую найдешь в великолепной нише,

    В узорах и резьбе карниз под самой крышей

    ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

    • Грандиозность
    • Пышность и динамика
    • Интенсивность чувств
    • Пристрастие к эффектным зрелищам
    • Обилие декора
    • Совмещению иллюзорного и реального,
    • Сильные контрасты масштабов и ритмов материалов и фактур, света и тени.
    1. Живопись

    4. Архитектура и скульптура

    3. Наука и литература

    2. Музыка и театр

    Темы проектов:

    • Архитектура и скульптура эпохи барокко.
    • Живопись эпохи барокко.
      • Наука и литература эпохи барокко
    • Музыка и театр эпохи барокко.
    • Русское барокко
    План работы над проектом 1) Определить тему проекта 2) Поставить цель 3) Определить задачи 4) Собрать нужную информацию для проекта 5) Оформление проекта 6) Представление проекта Рефлексия
    • Что изучали сегодня на уроке?
    • Чему вы научились?
    • Что понравилось на уроке?
    • Что получилось?
    • В чём были проблемы?
    • - Сохранило ли барокко черты Возрождения?
    • - Появилось ли что-то действительно новое?
    Список источников 1. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990 2. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004 3.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996. 4.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999. 5.Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005 6.Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005 7.Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. 8.Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. 9. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982 10. Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Интернет-ресурсы:

    1. www.rusedu.ru

    2. mou41.togliatty.rosshkola.ru

    3. imc.rkc-74.ru

    4. www.rusedu.ru

    5. www.openclass.ru

    6. www.arhitekto.ru

    8. slovari.yandex.ru

    10. www.citywalls.ru

    11. ru.wikipedia.org

    12. arx.novosibdom.ru

    13. zodchestwo.info

    14. www.facade-project.ru

    15. viimiracula.ru

    2 слайд

    Барокко - искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

    3 слайд

    Стиль барокко был порождён в результате возникновения нового типа храма, который, в свою очередь, возник как реакция на протестантизм. Барокко одухотворяет все части здания и интерьера, за меняя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей. Римская церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у четырех фонтанов), созданная Ф. Борромини.

    4 слайд

    В социальном отношении барокко можно рассматривать как продолжение королевских покоев – архитектура зданий, садов и парков есть продолжение интерьера. Ковры и мозаики клумб, подстриженная «исправленная» растительность французских парков со статуями, беседками и павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной декорацией.

    5 слайд

    Человек эпохи барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. Портрет мадам де Монтеспан, фаворитки Людовика XIV.

    6 слайд

    А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

    7 слайд

    Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте, ссоры - в утончённой дуэли.

    8 слайд

    Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в "Системе природы" (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

    9 слайд

    Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.

    10 слайд

    Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

    11 слайд

    Барокко в живописи. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо. Караваджо. Призвание апостола Матфея.

    12 слайд

    Живопись должна показывать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь, с помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).

    13 слайд

    Наиболее ярким живописцем этого стиля стал П. П. Рубенс, заполнивший своими гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом заката. Питер Пауль Рубенс. Автопортрет в кругу друзей Мантуа

    14 слайд

    Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды, 1618 г. Питер Пауль Рубенс. Три Распятия, 1620г.

    15 слайд

    Питер Пауль Рубенс. Геракл, 1611г. Питер Пауль Рубенс. Пригвожденный Прометей, 1610-1611гг.

    16 слайд

    Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта – вершины XVII в. Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна. Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, 1669г.

    17 слайд

    18 слайд

    19 слайд

    20 слайд

    Барокко в архитектуре. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

    21 слайд

    Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме.

    22 слайд

    Сан-Марко - трёхнефная титулярная базилика в Риме, на площади Сан-Марко, окружённая Палаццо Венеция. Церковь была построена в 336 г. В 1740-1750 г. внутреннее убранство церкви отреставрировано в барочном стиле.

    23 слайд

    24 слайд

    25 слайд

    Церковь Иль-Джезу построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем эстетику барокко(архитекторы Джакомо да Виньола и Джакомо делла Порта, первоначальный проект подготовил Микеланджело).

    26 слайд

    27 слайд

    Барокко в литературе. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

    28 слайд

    Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия) Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

    Слайд 1

    Слайд 2

    Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

    «Экстаз Святой Терезы»

    Слайд 3

    Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой: «В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

    Слайд 4

    Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.

    Слайд 5

    Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.

    Слайд 6

    Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск». К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них - фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648-1651) - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

    Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим

    Слайд 7

    Живопись барокко

    Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.

    Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

    Слайд 10

    Ни один придворный живописец конца XVII - начала XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета. «Все они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова... Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости» (В. Н. Прокофьев)

    Слайд 11

    Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659-1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.

    Слайд 12

    Рубенс - король живописи

    Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

    Слайд 13

    Слайд 14

    Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества: «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

    Слайд 15

    Питер Пауэл Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

    Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

    Слайд 16

    Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615-1619 гг. Старая Пина котека, Мюнхен

    Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...

    Слайд 17

    Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками - невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс - Бог!»

    Слайд 18

    Питер Пауэл Рубенс, Союз Земли и Воды. 1618 г. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

    В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.

    Слайд 2

    Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.

    Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

    Слайд 3

    Коронование девы Марии, 1595-1598

    У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

    Слайд 4

    Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

    Слайд 5

    Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх", “Юноша с корзиной фруктов" - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

    Слайд 6

    Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко.Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

    Слайд 7

    Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

    Слайд 8

    Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

    Слайд 9

    Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

    Слайд 10

    Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

    Слайд 11

    Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.

    «Сусанна и старцы» 1647

    Слайд 12

    В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

    Слайд 13

    Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

    Слайд 14

    Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

    Слайд 15

    "Ослепление Самсона" 1636

    Слайд 16

    "Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

    Слайд 17

    "Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Слайд 18

    Слайд 19

    "Торжество Валтасара" 1635

    Слайд 20

    Слайд 21

    Мария Магдалена Ок. 1600

    Слайд 22

    Св. Иероним и ангел 1635

    Слайд 23

    Похищение Европы 1630-1640

    Слайд 24

    Архитектура в стиле Барокко

    Слайд 25

    Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

    Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

    Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

    Слайд 26

    В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в.

    Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей.

    Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.)

    Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой.

    В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

    Слайд 27

    Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем.

    Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство.

    Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

    Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко

    Собор св. Андрея Первозванного

    Слайд 28

    Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко

    Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

    Слайд 29

    Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко

    Дворец И. И. Шувалова

    Слайд 30

    Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор

    • Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е.
    • Год постройки:1789
    • Стиль: Барокко
  • Слайд 31

    Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко

    Здание Первого Кадетского корпуса

    Слайд 32

    Летний дворец Петра I в Летнем саду

    Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

    Слайд 39

    Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.

    Слайд 40

    Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).

    Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д"Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

    Слайд 41

    На западе в области романа выдающийся представитель - Г.Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д.Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М.Ломоносов. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали ее тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя

    Посмотреть все слайды