История германских священных рун. Рунный алфавит - футарк

Под словом «Руны» понимают прежде всего древнескандинавский алфавит, называемый Старшим Футарком, однако есть еще много видов древней письменности, объединенных этим названием. При этом не все из них можно отнести к руническим по происхождению. Зачастую они лишь имеют внешнее сходство или просто называются этим словом.

Руны - собирательное название группы алфавитов древней Скандинавии, Германии, Англии, а также ряда алфавитов других стран. Различают германские руны, норвежские руны, англосакаксонские руны, тюркские или орхонские, ирландские, финские, и даже такие малоизвестные виды, как греческие и египетские. Культурологи и филологи, в основном изучают все эти виды знаков, как письменность. Сакральными значениями этого алфавита преимущественно занимаются эзотерики. Каждый знак в них символизирует некое явление, существующее в жизни древних народов.

Англосаксонские руны

Этот рунический ряд называется еще нортумбрийским. Он был в ходу в древней Англии и произошел от классического футарка, однако значительно прибавил в количестве символов. Англосаксы увеличили алфавит сначала до 28, затем до 31, а позже и до 33 символов. По основной версии, это было сделано из-за фонетических требований английского языка, где не хватало знаков классического футарка для обозначения их всех. Они описаны в англосаксонской рунической поэме, где есть упоминания 29 из этих знаков. Среди новых, включенных позже, такие знаки, как calk (мел), gar (копье), iar (змей), ear (земля), yr (лук, тетива). Их также называют еще Младшим Футарком. В отличие от Старшего, имеющего сакральное значение, они использовались преимущественно для письма.

Германские руны

Германские руны, или арманические, появились в предвоенной Германии во времена нацистского так называемого возрождения национального духа. Их названия отличаются от классических скандинавских, кроме того, арманический футарк, включил в себя некоторые специфические знаки. Например, Wolfsangel — «волчий крюк», Sonnerad и Hakenkreutz - виды свастики, или солнечного колеса. Символика германского арманического ряда широко использовалась нацистами в обозначении гражданских и военных чинов.

Норвежские руны

Норвежские, или скандинавские руны были распространены на территории современных Швеции, Норвегии и Дании. Больше всего их сохранилось в виде надписей на специфических памятниках того времени - рунических камнях, а также на археологических находках: оружии, доспехах и другой утвари. , или скандинавские, называемые также Старшим Футарком, применялись в магических целях, о чем свидетельствует Старшая Эдда и рунические поэмы. Их также использовали для гадания, нанесенные на деревянные палочки, по свидетельству Тацита. Этот древний алфавит изображался также на зданиях и кораблях того времени, символы вышивались, ткались или вывязывались на одежде, в качестве обережных узоров. Именно этот рунический ряд применяется в магических целях и в наше время.

На самом деле, называть египетский алфавит рунами не совсем корректно. Это иероглифы. Однако их используют в качестве наборов для гадания, так же как и . Иероглифический алфавит роднит с футарком то, что каждый знак означает определенное понятие. Эти знаки пиктографичны, они похожи на маленькие рисунки, многие из которых интуитивно понятны. Сейчас также есть «современные египетские руны», или гадание на скарабеях - плашках особой формы с вырезанными символами. Это оригинальный оракул, однако, не имеющий отношения ни к футарку, ни к иероглифам. Использование древнеегипетских символов, кроме того, наблюдается в некоторых колодах Таро на египетскую тематику, принадлежащих к французской герметической школе.

Ирландские руны называются также Огам, или огамический алфавит. Его особенность в том, что каждая из букв означает определенное дерево или кустарник. Это связано с тем, что Огам использовали друиды, для которых священным было дерево как символ мирового древа, связь неба и земли, жизни и смерти. Каждое дерево считалось наделенным своей особой силой и магией. Значения Огама не записывались, а передавались только жрецами из уст в уста, при посвящении. Однако они все же чудесным образом дошли до нашего времени. Огамические знаки изображались на деревянных табличках из различного дерева, соответствующего каждому из символов. Эта система получила новое рождение в наше время, ее успешно используют для предсказательной практики.

Греческие руны

Греческими рунами называют алфавит Древней Греции, который близок к современной русской азбуке - кириллице. Греческие буквы легко запомнить. Однако нет свидетельств об их магическом использовании. Они применялись для записи священных текстов, в том числе Библии, и до сих пор применяются в математике. Эти буквы можно встретить в некоторых старинных христианских храмах средиземноморского побережья, которые принадлежали когда-то к древнегреческой культуре. Много сохранилось и греческих храмов, где древним алфавитом высечены имена богов.

Финские руны

У финнов рунами называются не сами символы, а эпические песни. Такие песенные сказания также встречаются у карело-финских и прибалтийских народов. Самой знаменитой из них считается финский эпос «Калевала», а также эстонская поэма «Калевипоэг». Финские песенные руны исполнялись в один или два голоса, на простой, монотонный мотив. Их тематика - это сотворение мира, повествования о богах и героях, их деяниях. Исполнение часто сопровождалось игрой на кантеле или каннеле, — народном инструменте, внешним видом очень напоминающем гусли. Исполняли их простые крестьяне. «Дай мне каннель, Вайнямейнен, песнь в моем уме созрела…» — так начинается героическая поэма о Калевипоэге, эстонском эпическом герое. Все финские песенные сказания несут в себе какую-либо мораль либо космологию, то есть сведения о происхождении и устройстве мира. Они схожи с русскими былинами и скандинавскими эддами.

Германские руны и их значение

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. ???? – бык и?????? – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

Руны у германцев появились в начале III века. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами.

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи. В реальности, например, руны могут сообщаьт о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Руны были записными листами творческих жителей тех времен. Например, вот поэма, оставленная неизвестным на поминальном руническом камне Rokstenen в Швеции.

Скажи, память, какой добычи было две,
Которую двенадцать раз на поле брани добывали,
И обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов
И до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов.
Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.

Полный текст содержит еще 17 строк, а само произведение датируется первой половиной IX века. Не оставляют безразличными рунологов и Ингваровы камни. Это своего рода путевые заметки Ингвара-путешественника, предводителя варяжского похода на Каспий (1036-1042 годы). Камни не только описывают события, но и содержат имена участников похода.

Не германские «руны».
Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» не доказано. «Руны» «Велесовой книги», фальсификация. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки признаны поддельными.

Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, но это не связанные с германскими рунами письменности.

Четверг, 30.07.2015 Понедельник, 03.08.2015

Рунические символы - на чем обжегся Гитлер

Интерес к мистическим и оккультным знаниям удовлетворяет извечную потребность человека в духовных поисках. Развиваясь циклично, он никогда не угасает полностью. В свете последних научных достижений древние традиции обретают новую жизнь и становятся необычайно популярны.

Рисовать руны сегодня модно. И не только в оккультных кругах, но также и в среде обычных граждан. Сама рунная традиция пришла к нам от шаманов Севера. Разумеется, это наследие язычников. Но кто он такой - язычник? Если смотреть в толковом словаре, язычник - человек, живущий в тесной связи и гармонии с природой. Северные шаманы не считали природу вещью, набором частиц или организмов. Процесс - вот что видели в ней прежде всего. Процесс воплощения невидимых сил и энергий в ощутимую, материальную форму.

В основе руны лежит так называемый энергетический потенциал - что-то, заложенное изначально, но еще не пришедшее в действие. Его можно уподобить кванту - единице всего сущего во Вселенной, из которой только предстоит проявиться веществу и энергии.

По убеждениям северных шаманов, все силы, существующие во Вселенной, присутствуют в самом человеке, являя собой качества его Души. Именно они «включают» руны, высвобождая потенциал и запуская движение энергий. Неспроста северные боги и богини, олицетворяющие силы природы, имели ярко выраженные человеческие характеры. Вступая в общение с божеством, человек усиливал собственную магию.

Верховным богом северного пантеона был Один, довольно симпатичный, хоть и склонный к сарказму персонаж. Большую часть времени он странствовал, одетый в неизменный синий плащ и окруженный свитой воронов и волков. Именно он добыл руны для человечества, провисев на дереве головой вниз девять суток без еды и воды, пригвозжённый к стволу Иггдрасиль своим же собственным копьем.

В результате столь жесткой медитации он получил озарение и достиг трансформации духа. Бросив девять палочек оземь, он рассмотрел в полученном узоре очертания рун, а в них - энергетическую схему всей природы. Слово «руна» обозначает «секрет». Таким образом Один открыл людям секреты мироздания - тайные знания, подвластные только богам. Священный дар не предназначался исключительно для управления силами природы. Он даровал человеку возможность постичь Вселенную и величайшую ее загадку - самого себя. С помощью этого дара человек мог развить и трансформировать свой дух до божественного уровня.

Вот почему использование рун для привлечения денег или чьей-то симпатии, совершения мести или удовлетворения эгоистических потребностей является чем-то вроде забивания гвоздей телескопом. И хотя гвозди тоже нужно чем-то забивать… Звезд мы рискуем уже не увидеть.

Применять руны на практике довольно просто: их можно вырезать на дереве, начертать на камнях, коже, бумаге, собственном теле. Их рисуют для оказания помощи в поиске работы, обретении благосостояния, излечении от болезней… Собственно, рунную формулу можно составить для любой надобности. Рунические символы безличны, они запускают процесс, диктуемый намерением.

Руны не являются атрибутом черной маги или порождением вселенского зла. Они, как нож, которым можно нарезать хлеб, а можно воткнуть под ребро. Черный пиар рунной традиции - во многом на совести религии единобожия. В свое время ей приходилось всеми силами и способами бороться с язычеством. Имидж св ирепых викингов, рисующих руны кровью побежденных, также внес с вою лепту, породив ассоциации с насилием, смертью и дьявольскими кровавыми знаками.

Некоторые оккультисты до сих пор отстаивают мнение, что руны следует рисовать красным, лучше всего - кровью. «Дар требует дара», - вещают древние «Эдды». И кровь как будто необходима для принесения жертвы богам. Однако не смешно ли требовать чего-то у божеств или природы? Объяснить спокойно, в чем имеете нужду, - вот единственный путь к успеху и взаимопониманию. К тому же символом жизненной энергии у северных народов была не кровь, а вода. И цвет начертания рун в оригинале совсем не красный, а синий - в цвет Одинова плаща.

Но на протяжении истории слишком м ногие считали, что кровь как энергетическая субстанция наилучшим образом активирует руны. Поэтому ее должно быть много. А если много, то, конечно же, чужой. Этот принцип в свое время широко применялся лидерами нацистской Германии. В борьбе за власть они не гнушались оккультными методами, совершенствуя их по собственному разумению.

Немецкий оккультист Гв идо фон Лист создал собственную рунную систему, назвав ее Арманическим Футарком. Из 24 традиционных символов он оставил всего 18. Система базировалась на теориях арманизма и ариософии. Гвидо фон Лист написал и выпустил несколько книг о рунной магии, а затем основал «Общество Туле» - эзотерический клуб с праворадикальным политическим уклоном.

«Туле» переводится как «далекая северная земля». В мифологии этот остров был родиной сверхлюдей, высшей расы божественного происхождения, тех самых «ариев», призванных стать правителями мира. Исследования фон Листа в области истории ариев, их символов и обычаев сыграло свою роль в формировании идеологии националистической Германии.

«Общество Туле», официально изучающее древнегерманскую историю и культуру, прямым текстом провозглашало идеи расового превосходства, а Гитлер, Гесс, Геринг и Гиммлер состояли в его почетных членах. Лозунг «Германия превыше всего» имел оккультную подоплеку, как и многие медитативные афоризмы того времени. В рамках проекта «Аненербе », занимавшегося изучением и распространением «наследия предков», был учрежден курс рунической письменности. Члены ордена СС проходили обязательное обучение толкованию рун.

Рунические знаки легли в основу нацистской символики, в большинстве случаев приобретая значения борьбы за власть и господство. Сдвоенное изображение руны Sowulo (Соулу) S («Зиг» в Арманическом Футарке) использовалось в эмблеме СС, обозначая победу и доминирование.

Сакральный смысл символа сводился к усиленной концентрации энергии небесного огня. В то время как в классическом значении Sowulo символизирует свет знания и понимания, движение к истине, солнечную энергию, излечивающую от болезней и разгоняющую мрак. Руна Teiwaz (Тейваз ) T («Тюр» в Арманическом Футарке) обозначала воинственность и мужество в сражении.

Ее использовали для надгробий вместо крестов, а также в татуировках групп кр ови, наносившихся на плечо. «Тюр» фигурирует на нашивках, нагрудных знаках офицеров и сотрудников управления СС, а также на рунических кольцах.

В своем традиционном смысле Тейваз - действительно символ мужества, но также и высокой морали, причем в борьбе с собственным эго на пути к духовным целям. Руна Hagalaz (Хагалл ) Н обозначала непоколебимость веры в чистоту и превосходство нации. Ею отмечались легендарный наградные кольца «Мертвая голова», символизирующие несгибаемую волю к победе и готовность идти насмерть.

Руна Хагалл действительно способна оказывать фиксирующее, закрепляющее воздействие, но ее основное предназначение - помогать в восприятии трансформаций на пути духовного развития.

Изображение свастики как символа возрождения нации предложил к использованию сам Адольф Гитлер. Свастика - очень древний символ, обозначающий движение Земли вокруг Солнца, развитие и рост вс его живого во Вселенной. Он назывался «Колесо жизни» и направлял концы по часовой стрелке, символизируя также и четыре времени года, поочередно сменяющие друг друга. Изначально в Аненербе работали с таким правосторонним символом.

Но в окончательно утвержденном варианте концы свастики приняли направление против часовой стрелки. Она состояла из двух полюбившихся Гитлеру рун Соулу, наложенных друг на друга. В таком положении руны вытягивали силу из источника жизни и света, превращая развитие в хаос. Подобный знак под именем «саувастика » существовал в Индии, причислялся к символам черной магии и атрибутам разрушающего бога Кали. Были ли деструктивные стремления заложены в свастику сознательно? Долгое время развитие нацизма сопровождалось смертью и разрушением других народов, но конечный результат обернулся крахом самой системы.

      Руны (от древнегерманского runa - "тайна") - древнейшие германские письмена, вырезавшиеся на камне, дереве или металле. Они не только обозначали определённые звуки, но и имели магический смысл. Согласно скандинавской легенде, руны открыл верховный бог Один и с помощью них научил людей писать и читать заклинания, а также хранить знания. ("...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в жертву, но этого оказалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..." Так рассказывает об обретении рун "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы и считался магом и некромантом. Другие источники, «Хавамал» и «Волюспа», описывают, как Один (Вотан) предавался ритуальному самоистязанию, чтобы овладеть магическим видением тайн природы. Только ценою боли исполнитель ритуалов мог приобрести магическую и физическую силу. В «Хавамал» Один ранен копьем и, беззащитный, привязан к дереву на девять ночей без воды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун: он составляет восемнадцать рунических заклинаний, заключающих в себе тайну бессмертия, способность к самоврачеванию, искусство побеждать врага в бою и власть над любовными страстями.).

Руны получили распространение преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии.

Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру "нордических предков" и искренне считавший себя реинкарацией основателя Первого Рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо "арийского наследия", идеально вписывающегося в его мировоззрение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике «Черного ордена»: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма.

По 1945 год в символике и документации СС активно использовались 14 рун, и до 1940 года каждый член СС был обязан пройти курс рунического письма. Использование рун должно было подчеркнуть приверженность эсэсовцев к германским традициям и восстановить их духовную связь с предками. Однако, после 1940, когда изучение символизма СС было прекращено, многие из новых членов СС имели лишь смутное представление о значении рун, что придало им еще больше таинственности.

14.10.2007 17:23

Две руны "Зиг" образовали название наших СС. Мертвая голова, свастика и руна "Хагал" демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии.
Г. Гиммлер

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в жертву, но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225 гг.), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался магом и некромантом.

Руны и рунические письма представляют собой знаки древнейшего германского алфавита, высекавшиеся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии.

Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру "нордических предков" и искренне считавший себя реинкарацией основателя Первого Рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо "арийского наследия", идеально вписывающегося в его мировоззрение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма.

До 1939 года все члены Аппарата СС изучали значения рун в рамках курса общей подготовки. До 1945 года в СС активно использовались 14 рун, однако уже в 1940 году обязательное изучение рун отменили, что придало рунам еще больше таинственности.


Свастика - один из древнейших идеографических символов. Название происходит от двусложного санскритского слова, обозначающего в переводе "благосостояние". Представляет собою собой правильный равносторонний крест со "сломанными" под прямым углом концами. Символизирует бесконечность существования и цикличность возрождения. Как эмблема "расовой чистоты арийской нации" впервые стала использоваться в Германии накануне Первой Мировой войны. После 1918 года изображалась на полковых и дивизионных штандартах "фрайкорпса", например, бригады Эрхарда. В августе 1920 года Гитлер использовал правостороннюю свастику при оформлении партийного знамени и сравнил впоследствии свое озарение с "эффектом разорвавшийся бомбы". Свастика стала символов НСДАП и Третьего Рейха. Этот символ достаточно часто использовался как Войсками СС, так и Аппаратом СС, в том числе и Германскими СС, например, формированиями СС во Фландрии.


"Зоннерад", "солнечное колесо" или "солнечная свастика" - древнескандинавский знак, символ грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. В Войсках СС "Зоннерад" был эмблемой добровольческой моторизованной дивизии "Викинг", полка и позже дивизии Войск СС "Нордланд", в большинстве своем укомплектованных выходцами из Скандинавии. "Солнечная свастика" также использовалась в символике корпуса "Шальбург", являвшегося датским формированием Аппарата СС.


Руна "Зиг", атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 году гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны "Зиг". Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал "сдвоенную молнию" эмблемой СС. За возможность использования знака бюджетно-финансовый отдел СС выплатил правообладателю гонорар в размере 2,5 (!) рейхсмарок. Кроме того, Хек разработал и эмблему СА, объединив руническую "S" и готическую "А".


Руна "Гер", символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки царящих в рядах СС, использовалась в одном из вариантов дивизионного штандарта 11-ой моторизированной добровольческой дивизии Войск СС "Нордланд".


Руна "Вольфсангель", "волчий крюк" - языческий оберег, защищавший его владельца от происков "темных сил" и дающий власть над оборотнем - вервольфом. В средневековой геральдике обозначал " волчий капкан" - надежную защиту. В XV веке стал эмблемой горожан, сражавшихся с наемникам германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости, известный еще со времен Тридцатилетней войны и как "Знак произвола". В настоящее время сохранился на гербе немецкого города Вольфштайн. "Вольфсангель" первоначально являлся эмблемой НСДАП, а в Войсках СС использовался в качестве дивизионных эмблем некоторых танковых подразделений, например, танковой дивизии СС "Рейх".

Wolfsangel (2-ой вариант)
Эмблема ВА (Weer Afdeelingen) - голландского эквивалента НСДАП. Знак членов Германских СС на территории Голландии. Позднее использовался при оформлении триумфального штандарта 34-ой добровольческой пехотной дивизии Войск СС "Ландшторм Недерланд".


Руна "Опфер", символ самопожертвования. После 1918 года эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к "Стальному шлему". Позднее памятный знак с руной "Опфер" был выпущен в честь так называемых "мучеников 9-го ноября" - 16-ти сторонников Гитлера, убитых полицией во время "Пивного путча" в 1923 г. Также использовалась как элемент графического дизайна нашивок за ранение (СА) и инвалидов СС.


Руна "Айф", символ целеустремленности и энтузиазма. Знак спецформирований СС, в частности, личных адъютантов Гитлера и особо приближенных лиц. Китель с айфруной в 1929 году носил Рудольф Гесс.


Руна "Жизни" - такие знаки носили на мундирах участники разработанной Гиммлером программы селекционного отбора "Лебенсборн СС" - "Источник жизни". Применялась в эсэсовской сфрагистике и делопроизводстве: руна проставлялась на личных документах и высекалась на надгробных плитах членов СС для обозначения даты рождения.


Руна "Тотен", знак смерти - для обозначения в документах и надгробных плитах "даты ухода в "Чертог мертвых" - в германской мифологии так назывался дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины.


Руна "Тир", символ непримиримости в сражении, непременный атрибут бога войны, грома и плодородия Тира. Надгробный знак в виде руны "Тир" устанавливался на могилах эсэсовцев вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вместе с обозначением группы крови. Нашивка на левом рукаве мундира указывала на окончание офицерской "спецшколы СА рейхсфюрера СС" (до 1934 года) и впоследствии трансформировалась в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке резервов. В Войсках СС использовалась в символике 32-ой добровольческой пехотной дивизии СС "30 января", сформированной в феврале 1945 года и укомплектованной профессорско-преподавательским и курсантским составом юнкерских школ СС.


Руна "Хайльсцайхен", символ успеха и удачи - элементы рунической орнаменталистики, в частности, гравировались на эсэсовском наградном кольце "Мертвая голова".


Руна "Хагалл", символизировала несгибаемость веры (в нацистском понимании этого слова), требовавшейся от каждого члена СС. Эту руну широко использовали во время различных эсэсовских церемоний, в частности, на свадьбах.


Руна "Одал", символ семьи и кровного родства. Нагрудный знак сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений, а также эмблема 7-ой горнострелковой дивизии Войск СС "Принц Ойген", вставшей первым соединением в составе СС, укомплектованным исключительно "фольксдойче".