Багдадская батарея. про электричество древних, и не только (фото, видео) Принцип работы древней батарейки

Периодов, который вслед за его первооткрывателем - немецким археологом Вильгельмом Кёнигом, директором Национального музея Ирака , - иногда расценивают в качестве древних гальванических элементов , созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта .

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Багдадская батарейка. Электричество существовало 2000 лет назад!

    10 Археологических Находок, Которые Могут Переписать Историю

    ДРЕВНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫЕ ЗАНОВО #ИФ

    Субтитры

Описание

Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» даёт такое описание багдадской батарейке:

… верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра.

Назначение

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка (точнее, "гальванический" элемент), заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрическое напряжение в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Национального музея Ирака. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом .

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтверждал профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины . Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом . Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывал, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация . Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса . Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку ровным слоем золота.

Если современный город отключить хотя бы на час от электроснабжения, то в нём неизбежно возникнет ситуация, для обозначения которой самым мягким словом будет - коллапс. И это неизбежно, до такой степени электричество вошло в повседневную жизнь. Невольно возникает вопрос - как же наши предки на протяжении тысячелетий обходились без этого вида энергии? Неужели они были абсолютно лишены её потенциала? Вот на этот вопрос у исследователей нет однозначного ответа.

Находка, сделанная в предместье Багдада

Принято считать, что человечество познакомилось с электрическим током лишь во второй половине XVIII столетия, а произошло это благодаря двум неуёмным итальянцам, посвятившим свои жизни изучению физических явлений - Луиджи Гальвани и его преемнику Александру Вольту. Именно благодаря этим людям сегодня бегут по рельсам электропоезда, зажигается свет в наших домах, у соседей в поздний час начинает грохотать перфоратор.

Однако эта не подлежавшая сомнению истина была поколеблена находкой, сделанной в 1936 году австрийским археологом Вильгельмом Кёнингом в окрестностях Багдада и получившей название багдадская батарейка. История умалчивает о том, сам ли исследователь копался в земле, или попросту купил артефакт у местных «чёрных археологов». Последнее даже кажется более вероятным, так как в противном случае могли быть обнаружены ещё какие-то любопытные вещи, но мир узнал лишь об одной уникальной находке.

Благодаря Вильгельму Кёнингу человечество обрело удивительный артефакт, внешне напоминавший древний песочного цвета, высота которого не превышала пятнадцати сантиметров, а возраст, судя по всему, равнялся двум тысячелетиям. Горлышко находки было запечатано смоляной пробкой, над которой виднелись остатки выступавшего из неё металлического стержня, за долгое время почти полностью уничтоженного коррозией.

Удалив смоляную пробку и заглянув внутрь, исследователи обнаружили там тонкий медный лист, свёрнутый трубкой. Его длина была девять сантиметров, а диаметр равнялся двадцати пяти миллиметрам. Именно через него был пропущен металлический стержень, нижним концом не доходивший до дна, а верхним выходивший наружу. Но самое странное заключалось в том, что вся эта конструкция удерживалась в воздухе, надёжно заизолированная смолой, покрывавшей дно сосуда и закупоривавшей горловину.

Как эта штука могла действовать?

Теперь вопрос ко всем, кто добросовестно посещал уроки физики: на что это похоже? Вильгельм Кёнинг нашёл на него ответ, ведь он не был из числа прогульщиков - это для получения электричества, или, проще говоря, багдадская батарея!

Сколь безумной ни казалась бы эта идея, но её было трудно оспорить. Достаточно провести несложный опыт. Необходимо заполнить сосуд электролитом, в качестве которого вполне может подойти виноградный или лимонный сок, а также уксус, хорошо известный в древности.

Поскольку раствор будет полностью покрывать не соприкасающиеся между собой, металлический стержень и медную трубку, то между ними возникнет разность потенциалов и непременно появится электрический ток. Всех сомневающихся отсылаем к учебнику физики за восьмой класс.

Ток действительно идёт, ну а дальше?

После этого древнему электрику оставалось лишь позаботиться о том, чтобы багдадская батарейка была соединена проводами с каким-нибудь подходящим потребителем энергии - скажем, торшером, сделанным из листьев папируса. Впрочем, это мог быть и простой уличный фонарь.

Предвидя возражения скептиков по поводу того, что для любого осветительного прибора нужна как минимум одна лампочка, приведём аргументы сторонников этой, на первый взгляд, фантастической идеи, и выясним, могли ли люди, жившие задолго до нашей эры, создать лампу накаливания, без которой древняя багдадская батарейка теряла всякий смысл?

Как могла выглядеть лампочка, сделанная в Древнем Египте?

Оказывается, и это не исключено, по крайней мере, со стеклом проблем у них не должно было возникнуть, ведь, по данным науки, его изобрели пять тысяч лет назад древние египтяне. Известно, что ещё задолго до появления пирамид, на берегах Нила, нагревая до высоких температур смесь песка, содовой золы и извести, стали получать стекловидную массу. Несмотря на то что вначале её прозрачность оставляла желать лучшего, со временем, а его до нашей эры было достаточно, процесс усовершенствовали, и в результате стали получать стекло, близкое к его современному виду.

Сложнее обстоит дело с нитью накаливания, но и тут оптимисты не сдаются. В качестве главного аргумента они приводят загадочный рисунок, обнаруженный на стене египетской гробницы (фото с него приводится в нашей статье). На нём древний художник изобразил предмет весьма похожий на современную лампу, внутри которой отчётливо видно нечто, напоминающее эту самую нить. Ещё большую убедительность рисунку придаёт изображение шнура, подведённого к лампе.

Если не лампа, то что же?

На возражения скептиков оптимисты отвечают: "Согласны, на рисунке может быть изображена вовсе не лампочка, а некий фрукт, выращенный древними мичуринцами, но, как тогда объяснить, почему на потолках помещений, где мастера расписывали стены, не обнаружено следов копоти от или факелов? Ведь в пирамидах окон не было, и солнечный свет в них не проникал, а работать в полной темноте невозможно".

Значит, имелся какой-то неизвестный нам источник света. Впрочем, даже если и не было у древних никаких лампочек, это совсем не означает, что багдадская батарейка, описание которой приведено выше, не могла использоваться по какому-то иному назначению.

Ещё одна любопытная гипотеза

В древнем Иране, на территории которого была сделана сенсационная находка, нередко использовали медную посуду, покрытую тончайшим слоем серебра или золота. От этого она выигрывала с эстетической точки зрения и становилась экологически более чистой, так как благородные металлы имеют свойство убивать микробы. Но нанести такое покрытие можно только электролитическим методом. Только он придаёт изделию идеальный вид.

Эту гипотезу взялся доказать немецкий учёный-египтолог Арне Эггебрехт. Изготовив десять сосудов, точно таких же, как багдадская батарейка, и заполнив их солевым раствором золота, он сумел за несколько часов покрыть ровным слоем благородного металла специально предназначенную для опыта медную статуэтку Осириса.

Аргументы скептиков

Однако справедливости ради необходимо выслушать доводы и противной стороны - тех, кто считает электрификацию Древнего мира выдумкой досужих мечтателей. В их арсенале имеются, главным образом, три весомых аргумента.

Прежде всего они довольно резонно замечают, что если бы багдадская батарейка действительно была гальваническим элементом, то в неё периодически необходимо было добавлять электролит, а конструкция, при которой горловина залита смолой, этого не позволяла. Таким образом, батарея становилась устройством одноразового пользования, что само по себе маловероятно.

Кроме того, скептики указывают на то, что если багдадская батарейка - это действительно прибор для получения электричества, то среди находок археологов неизбежно должны были встречаться всевозможные сопутствующие атрибуты, такие как провода, проводники и так далее. В действительности же ничего подобного обнаружить не удалось.

И, наконец, самым сильным аргументом можно считать указание на то, что до сих пор в памятниках древней письменности не упоминалось об использовании каких-либо электрических приборов, что было бы неизбежно при их массовом применении. Отсутствуют также их изображения. Исключение составляет лишь древнеегипетский рисунок, о котором рассказывалось выше, но он не имеет однозначного толкования.

Так что же это такое?

Так для какой же цели была создана багдадская батарейка? Назначение этого интригующего артефакта противники электрической теории объясняют крайне прозаически. По их мнению, она служила всего лишь местом хранения древних папирусных или пергаментных свитков.

В своём утверждении они опираются на то, что в незапамятные времена свитки действительно было принято хранить в глиняных или керамических сосудах, похожих на этот, правда, не запечатывая горловину смолой и не наматывая их на металлические стержни. Назначение же медной трубки они и вовсе не в состоянии объяснить. Непонятна также и судьба самого свитка, якобы хранившегося внутри. Не мог же он сгнить настолько, что не оставил после себя никаких следов.

Артефакт, не пожелавший открыть свою тайну

Увы, но тайны багдадской батарейки до сего дня остаются неразгаданными. В результате экспериментов удалось установить, что прибор подобной конструкции действительно способен вырабатывать ток напряжением полтора вольта, но это отнюдь не доказывает, что находка Вильгельма Кёнинга использовалась именно таким образом. Сторонников электрической теории очень мало, ведь она противоречит официальным данным науки, а каждый, кто на них покусится, рискует прослыть неучем и шарлатаном.

На раскопках руин 2000-летней деревни Куджут-Рабу недалеко от Багдада в 1936 году рабочие обнаружили очень странный сосуд. В горшок из жёлтой глины высотой 6 дюймов (13 сантиметров) был встроен цилиндр размером около 5 дюймов на 1,5 дюйма из листовой меди. Верхний край этого цилиндра был закреплён на горлышке сосуда свинцово-оловянным сплавом, похожим на сегодняшний припой. Нижняя часть медного цилиндра была герметично запечатана медным диском. Внутри цилиндра по центру размещался железный стержень, герметично запаянный в верхней части смолой, похожей на битум или асфальт. Стержень был подвержен коррозии каким-то кислотным электролитом (например, кислым соком или уксусом).

Багдадская батарейка иногда упоминается как парфянская батарея и принадлежит к ряду артефактов, созданных в Месопотамии во времена парфянского или периода Сасанидов (первые века нашей эры). Этим артефактам уделили более пристальное внимание, когда в коллекции Национального музея Ирака их нашёл немецкий историк Вильгельм Кениг. Он обратил внимание своих коллег на такие необычные вазы. Кениг внимательно изучил объект и пришёл к заключению, что необычный керамический сосуд не что иное, как самая настоящая древняя электрическая батарея. Разность потенциалов медного цилиндра и железного стержня давала возможность протекания слабого электрического тока, который проводился электролитом. В качестве электролита применялся кислый сок, уксус или сульфат меди. В 1940 году Кениг опубликовал статью, в которой высказал предположение, что возможно, эти вазы в качестве гальванических элементов использовались для гальванического покрытия золотом серебряных предметов. Если такое предположение верно, то эти артефакты доказывают, что люди знали об электричестве ещё за пару тысяч лет до изобретения Алессандро Вольтой батарейки в 1799 году.

Фотография багдадской батарейки

Древняя батарея в Багдадском музее, как и другие, обнаруженные в Ираке, датированы периодом парфянской оккупации между 248 годом до нашей эры и 226 годом нашей эры. Кениг обнаружил в Багдадском музее медные вазы, покрытые серебром, раскопанные в южном Ираке из шумерских поселений, существовавших около 2500 лет до нашей эры. При постукивании по вазе синий налёт или плёнка отделялась от поверхности, что характерно для гальванического серебряного покрытия на медной основе. Может парфяне унаследовали батареи от одной из самых ранних известных цивилизаций - шумеров?

В 1940 году инженер лаборатории General Electric High Volatage в Питтсфилде, штат Массачусетс Уиллард изучил теории Кенига. Используя детальные рисунки, он сделал копию багдадской батареи. Взяв в качестве электролита сульфат меди, он получил 0,5 вольт электричества. Позже, в 1970-х годах, немецкий египтолог изготовил точную копию багдадской батарейки и наполнил её свежевыжатым виноградным соком. Батарея выдала ток 0,87 вольт, которого хватило для гальванизации серебряной статуэтки золотом.

Чертеж багдадской батареи

Эти эксперименты доказали, что электрические батареи могли применяться за 2000 лет до их изобретения Вольтой. Кроме того, в Древнем Египте применение электричества изображено на настенных рисунках.

Применение загадочных аппаратов в Древнем Египте (Храм в Хаторе)

Там также, вероятно, использовали батареи, что доказывают находки изделий со следами гальванического метода нанесения драгоценных металлов в разных местах Египта.

Мифы о «Багдадских батарейках»

Арран Фруда, исследовавший самые первые батареи, обеспокоен тем, что важные археологические и технологические артефакты сейчас находятся под угрозой уничтожения из-за войны в Ираке. Война уничтожает не только людей, армии. Культура, традиции и история также лежат на линии огня. На древней земле Ирака расположены сад Эдема и Вавилонская башня. Стране, в которой велись военные действия, было не до открытия Кенига. В 2003 году во время войны батарея Багдада была украдена из Национального музея Ирака. До сих пор неизвестно её местонахождение.

Уже около 60 лет после открытия багдадские батарейки окутаны мифами. Некоторые утверждают, что батареи не были раскопаны, а были найдены в подвале музея Багдада, когда Кениг стал его директором. Их возраст тоже является спорным. Хотя большинство источников относят батареи к парфянскому периоду, но основания для этого неубедительны. Парфяне были воинами и не занимались наукой. Хотя многие из археологов согласны, что устройства были самыми настоящими батареями, не все поддерживают гипотезу, для чего именно они использовались. Древняя персидская наука могла не знать о принципах электричества и не применять батареи, как гальванический элемент. Процесс протекания электрического тока действительно требует двух металлов с различными потенциалами и электролитом для перенаправления электронов между ними. Это могло иметь место, если бы были обнаружены провода, но нигде возле батарей проводов найдено не было.

Возможные применения

Некоторые полагают, что батареи могли применяться в медицине. Древние греки уменьшали боли при нанесении на подошвы ног электрических рыб. Китайцы разработали иглоукалывание и могли применять акупунктуру в сочетании с электрическим током. Это подтверждается находкой игольчатых предметов рядом с некоторыми из батарей. Многие учёные считают, что батареи использовались для гальваники. Например, для изготовления ювелирных изделий применяют золочение - покрытие украшений тонким слоем золота. Существуют два метода золочения:

  • Расплющенный молотком на тонкие полоски драгоценный металл наносят на изделие, как фольгу;
  • Последовательно слои драгоценного металла наносят посредством электролитического осаждения.

Первый способ является расточительным, а второй более экономичный, что приветствовалось во дворцах, царствах и было мотивацией, чтобы держать этот способ в секрете. В опытах с копиями багдадских батарей, при использовании виноградного сока в качестве электролита, тонкий слой серебра на поверхность наносился толщиной только одной десятитысячной миллиметра. Более высокое напряжение можно было получить путём соединения нескольких гальванических элементов вместе. Серьёзным недостатком гипотезы гальванического элемента было отсутствие большого числа найденных изделий, обработанных таким способом.

Оказывается, не так уж бесполезна и скучна археология. Древние цивилизации продолжают удивлять современных ученых, разрушая созданный ими миф о доисторических дикарях, живущих в пещерах. Многие археологические находки подтверждают тот факт, что историю уже давно пора переписывать, что многие «современные» открытия были известны в далекой древности, а человечеству в который раз приходится заново придумывать колесо.


Достаточно поинтересоваться изобретениями шумерской цивилизации, жившей почти 6000 лет назад на юге современного Ирака. Этот народ, казалось бы, возник из ниоткуда и сразу построил могучее государство, которое также по неизвестным причинам исчезло.


На данный момент известны такие изобретения этой загадочной цивилизации: колесо, позволяющее создать телеги и наладить торговые связи, письменность (клинопись), создание стекла, выдувка стеклянных изделий, выплавка бронзы, гончарный станок, знания в области медицины (знания о бактериях, хирургия, лечение травами), школы писцов, ювелирное дело, бюрократия, знания в области геометрии, математики, которые в последующем переняли в египетской и греческой цивилизациях, шестеричная система вычислений, знания о спиральной форме ДНК, и многие другие изобретения. Ну и самое интересное, что шумеры пользовались электричеством!




Сегодня удивительная находка, подтверждающая этот факт, находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq) и называется «багдадская батарейка». Обнаружена она была немецким археологом Вильгельмом Кенингом в 1936 году в Куджут-Рабу возле Багдада.

Батарейка представляет собой небольшой глиняный сосуд (15 см), закрытый пробкой из асфальта (смолы), в которую был вставлен железный стержень.


Верхняя часть стержня была покрыта слоем металла, похожим на свинец. Внутри сосуда находился медный цилиндр диаметром 25 мм, высотой 9 см. Дно медного цилиндра покрывал слой смолы толщиной 3 мм. Ученые предполагают, что для получения электричества «батарейку» заполняли виноградным соком (или уксусом), который является хорошим электролитом. Неоднократно проводились эксперименты на аналогах батарейки, при этом удавалось получать напряжение до двух вольт!























Интересно, что опыт с «багдадской батарейкой» даже использовался в одном из выпусков популярной передачи «Разрушители мифов». Ученые предполагают, что такая батарейка использовалась шумерами для нанесения тонкого слоя золота на статуи, т.к. по мнению специалистов, только гальванический метод нанесения покрытий позволяет выполнить такую ювелирную работу. И эту догадку подтвердил эксперимент египтолога Андре Эггельбрехта. В качестве электролита он использовал винный уксус: две с половиной недели сосуд выдавал ток силой 5 миллиампер и с напряжением 0,5 вольт.


При последовательном соединении глиняных сосудов в более длинную цепочку напряжение возрастало. Затем Эггельбрехт изготовил копию серебряной статуэтки Осириса, опустил ее в соляной раствор золота, при этом подключив к гальванической ванне 10 шумерских батареек. Через несколько часов статуэтка покрылась позолотой. Этот эксперимент заставил многих скептиков пересмотреть свои взгляды на данный артефакт.



Однако все-таки гораздо интересней узнать не то, как древние применяли электричество, а то, как они получили эти знания? Откуда шумеры знали о способах получения электричества, о его свойствах, о том, как увеличить силу тока, напряжение?


Любопытно, что шумеры были не единственными цивилизациями, над загадками которых до сих пор бьются современные ученые. Взять, к примеру, египетские пирамиды, сооружения, которые не в силах построить современный человек с имеющейся огромной технической базой. Предполагается, что для росписи стен и высечения изображений в абсолютно темных помещениях пирамид использовались какие-то электрические светильники, т.к. на стенах не нашли следов пламени от факелов или масляных ламп.


К тому же интересную находку обнаружил Рейнхард Хабек в ХХ веке. В храме богини Хатхор (IV-I вв. до н.э.) исследователь нашел изображения грушевидных предметов, напоминающих лампы накаливания, в которых нить накаливания была изображена в виде змеи (волнистая линия), а также рядом были нарисованы «кабели», «шнуры», ведущие к кубу, на котором восседал бог воздуха Шу. Ранее эти изображения относили к ритуальной символике, однако после находки «шумерской батарейки» появились предположение, что «груши» – это своеобразное изображение лампы накаливания.



Очевидно, что с каждой новой находкой археологов человеку открываются загадочные тайны древности, обнаруживаются удивительные возможности предшествующих цивилизаций.


Современному человеку стоит лишь освободить свой ум от надменности и гордыни, понять, что нам есть чему учиться у древних. Расширив свое восприятие мира, мы сможем узнать и понять гораздо больше.


Например, почему столь могущественные цивилизации резко начинали деградировать и вскоре исчезали? Кто, как и зачем построил египетские пирамиды? Как ученые совершают открытия в различных областях знаний? Ответы на эти и многие другие вопросы уже есть! И вы сможете найти их в книгах современной писательницы Анастасии Новых, книги которой за короткий срок стали мировыми бестселлерами. Данные книги можно абсолютно бесплатно скачать с нашего сайта кликнув по цитате ниже, или перейдя в соответствующий раздел сайта.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

– Простите, я хотел бы немного вернуться к нашей беседе перед медитацией. Вот вы сказали, что все научные знания даются миру Шамбалой. Я что-то не совсем понял, как они даются? – с ноткой надменности в голосе произнес Николай Андреевич. – Я до сих пор считал, что человек достаточно разумное существо, чтобы додуматься до всего самому, в том числе и до научных открытий.

– Ну как вам сказать, по большому счету человек, безусловно, когда-нибудь станет совершенным существом… Но пока в его разуме господствует животное начало, он даже элементарный стул придумать не может, если ему не расскажут, как нужно его сделать.

– То есть как это?

– Да обыкновенно. Это сейчас люди такие умные, потому что пользуются знаниями предков. А как об этом узнали их предки, вы задумывались? Даже в самых древнейших легендах Шумерской цивилизации, написанных на глиняных табличках, есть упоминание о том, что именно «люди с неба» рассказывали им, как налаживать быт, как нужно строить дома, ловить рыбу, выращивать для себя растительную еду и тому подобное. А до этого люди жили как любое стадо животных… Взять хотя бы совре-мен-ный мир. Как ученые получают открытия?

– Усиленно работая над данной темой.

– Безусловно, внешне это выглядит именно так. Но сам миг открытия, миг озарения?

Николай Андреевич пожал плечами…

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй I"

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством.

Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Впервые багдадскую батарею (Baghdad Battery) описал немецкий археолог Вильгельм Кениг (Wilhelm Konig) в 1938 году. Сегодня точно неизвестно, раскопал ли он батарею самостоятельно или обнаружил ее в запасниках какого-то музея, однако известно, что она была найдена в месте Куджут-Рабу (Khujut Rabu) за чертой Багдада.

Багдадской банке около 2000 лет, она состоит из глиняного сосуда с пробкой из битума, которая протыкается железными прутами. Внутри банки пруты окружены медным цилиндром. Кениг решил, что такая конструкция может быть характерна для электрической батареи и опубликовал статью об этом открытии в 1940 году.

Изучение багдадской банки прекратилось с началом Второй Мировой войны. После ее окончания Уиллард Грей (Willard F. M. Gray) из лаборатории General Electric High Voltage Laboratory в Массачусетсе воспроизвел работу багдадской банки. Он залил аналог банки виноградным соком, являющимся электролитом. Оказалось, что багдадская банка может давать напряжение до двух вольт.

Далеко не все ученые соглашаются, что багдадская банка может называться электрической и считают, что она могла использоваться для хранения папирусов.

Куджут-Рабу - это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому археологи считают, что багдадские банки могли принадлежать другим народам.

Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий.

Если багдадская находка могла производить электричество, то для чего же она могла использоваться? В частности для нанесения металлизации гальваническим путем. Если это так, то часть золотых музейных экспонатов может оказаться лишь позолоченными. Однако пока заявлений об обнаружении таких находок в прессу пока не поступало.

"Багдадская батарея" (Baghdad Battery) - создана предположительно 2000 лет назад (парфянский период между 250 до н.э. и 250 н.э.). "Банка" найдена в Куджут-Рабу (Khujut Rabu) в окрестностях Багдада и состоит из глиняной емкости с пробкой из битума. Через пробку пропущен железный стержень, окруженный медным цилиндром.

Если банку заполнить винным уксусом, то "батарея" развивает напряжение ок. 1.1 вольта. Достоверных свидетельств применения "банки" не сохранилось, но ученые склоняются к мысли, что устройство (если это действительно была батарея!) могло использоваться в технологическом процессе нанесения позолоты.

Знаменитая багдадская батарейка, как полагают, была сделана около 2000 лет тому назад. странный сосуд, найденный в окрестностях багдада, составлен из глиняной емкости со стопором, сделанным из асфальта. в асфальт воткнут медный цилиндр, а посредине цилиндра - железный прут. если сосуд заполнить уксусом или каким-нибудь соком, получится источник тока напряжением порядка 1,1 в. нет никаких письменных свидетельств относительно применения таких устройств в древности. ученые полагают, что батарейки, если это были батарейки, использовались для нанесения гальванического покрытия из золота на медные или серебряные предметы.

Через несколько лет после находки Кениг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. Это подтвердили и опыты. Ученые изготовили такой же кувшин, наполнили его винным уксусом, подключили вольтметр и убедились, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт. немного, но все-таки!

Значит, парфяне - извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? что если во всем виноваты "темные века", лишившие европейцев исторической памяти? и "век электричества" наступил не во времена фарадея и яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно. этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность "багдадской батарейки" очень мала. даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок "багдадских батареек".

Подобная конструкция весит десятки килограммов. "для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн" - педантично подсчитал физик франк дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. Ии хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. реальность и ее образ не совпадали. элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца ра. по верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". даже египтологи не знают, как ее истолковать. возможно, она обозначает "горизонт".

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! есть они. археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если "багдадские батарейки" не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. в его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных "багдадской батарейке", и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются. каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. ЛуиджиГальвани в 1790 году открыл "животное электричество" по чистой случайности. он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? а где было сделано это открытие, в парфии или, судя по статуэтке, в Египте? а в других странах знали о нем? как-никак, "батарейками", наверное, пользовались не одно столетие. увы, нам ничего не известно об этом. не сохранилось никаких письменных упоминаний.

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? из того, что "это было возможно", не следует ведь: "это так и было". и почему археологи находят такие же "батарейки", в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. все забывается. и некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение.

Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности. многое исчезло без следа. возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. и теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

По материалам сети