Экологическое образование младших школьников. Экология и экологическое воспитание в начальной школе

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный университет

Кафедра физической географии

Допустить к защите в ГАК «______» _______________ 2001 Заведующий кафедрой

профессор

Ю.Я. Нагалевский

Дипломная работа

Экологическое образование младших школьников

подпись, Ф.И.О.

Группа 1 , факультет географический , специальность география – 012500

Научный руководитель: старший преподаватель Мищенко А.А.

Нормоконтролёр: _

подпись, учёная степень, должность, Ф.И.О.

Краснодар 2001

Введение 3

1. Экологическое образование и воспитание

младших школьников

5
1.1. Содержание экологического образования -

1.2. Основные принципы экологического образования и

воспитания учащихся

11
1.3. Экологическое воспитание 15

2. Формирование основных экологических

представлений и понятий при изучении курса природоведения

18

2.1. Основные экологические представления в курсе природоведения

-

2.2. Использование экологических понятий и представлений при

изучении курса природоведения

20

2.3. Экологические проблемы Кубани, города Краснодара и их значение в экологическом образовании и воспитании

29

3. Организация экологического обучения в курсе

природоведения

37
3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения 38
3.2. Экскурсия как форма экологического обучения 44

3.3. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических

48

4. Роль межпредметных связей в экологическом

образовании младших школьников

66
Заключение 74
Литература 77

Введение

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.

2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.

3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.

4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.

1. Экологическое образование

и воспитание младших школьников

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой (1999). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.

Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».

Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.

Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Программа курса «Экология для младших школьников»

Пояснительная записка

Курс «Экология для младших школьников разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю).

Программа (34 ч)

1. Выясняем, что такое экология (2 ч).
Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката ДДТ уничтожили малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы - ящерицы - кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек.)

2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3 ч).
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1 ч).
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

4. Изучаем способы охраны природы (2 ч).
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 ч).
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

6. Открываем жизнь в почве (1 ч).
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч).
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). (Перечень групп и объектов может быть изменен учителем.)
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч).
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба - лесные мыши - сова).
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).

9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (5 ч).
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).

10. Мастерим домики для птиц (1 ч).
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч).
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (2 ч).
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.
Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

14. Подводим итоги нашей работы за год (1 ч).
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.

Экология для младших школьников .
(Из опыта работы Михайловой Татьяны Викторовны, учителя начальных классов общеобразовательной средней школы №3 г. Нурлат.)
Оглавление

1. Введение.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.

1.Введение.

Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и

бетоном, осушая болота, губя все живое.

Уроки 27,28. Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение утренника. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.

Уроки 29-31 посвящены экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.

Уроки 32-34. Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности (сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.

5. Список литературы .

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.

2. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.62.

3. Буневич Л. П. Обобщающее занятие. Знатоки родного края. Ж/л Начальная школа №5/1998г.

4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации .М.: Баласс,2000г.

5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.63.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.

7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа

№6/1998г,с. 13.

8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г,с.52.

9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.50.

10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

М.: 5 за знания, 2005г.

11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л

Начальная школа №6/2000г, с 20.

12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.15.

13. Программы Начальные классы (1 - 4), М.: Просвещение, 1994г.

14. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова,

М.: Просвещение,1998г.

15. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Л.В. Занкова, М.: Просвещение, 1998г.

16. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с.25.

17. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с. 78.

18.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 21.

19. Пономарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 35.

20. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г,с. 54.

С.Л. Трифонова

учитель начальных классов

МОУСОШ № 8

« Будь природе другом »

Цель занятия:

Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

    оформление плаката « Будь природе другом»

    творческие задания;

    мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)

I .Организация начала урока.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл .- 2)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.

Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».

Учитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом, “логос”-наука. (слайд 3)

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

Какие проблемы существуют? (слайд 4)

Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес (слайд 5)

– Жил был лес.

2 Птицы (слайд 6)

Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери (слайд 7-8)

Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали (слайд 9)

5 Человек

Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса (слайд 10)

Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (слайд 11-13)

8 Загрязнение водоемов.

Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . (слайд 14)

9 Воздух

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)

10 Засорение отходами.

Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (слайд 16-17)

11 Просьба леса

Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . (слайд 18)

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

Почему в лесу никто не живет?

Ученик

Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

Задание 1

Учитель

У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

4 . Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (
сосна)

На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные).

. Деревья

Учитель

Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки. отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее...(Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Учитель

Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает?

Ученик

Не хватает цветов.

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки,отгадки прикрепи к доске.

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (одуванчик)

Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички . (ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.(колокольчик)

Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (слайд 19)

Задание 4

Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.

(слайд 20,21,22,23)

Задание 5

"Ситуации".

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?– спросила старушка.

Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

Задание 6

Учитель

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Задание 7

Учитель

Территорию нашего поселка окружают живописные места . Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.

Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки . Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом , собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)

Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.

С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.

Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя . (Слайд 24-27)

Сценка

1 турист : Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист : Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист : Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист : Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турис т: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист : Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Задание 8

Учитель

Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.

У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат. (рисунки)

Задание 9

Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)

Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. ( Слайд 30)

Может ли при этом человек оставаться здоровым ? (слайд 31)

«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

Игра «Пойми меня».

(определить, что является отходами)

Задание 1.

    У меня очень много игрушек из нее.

    Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

    Предметы, сделанные из нее, легкие.

    Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.

    Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается . (Пластмасса.) 200 лет.

Задание 2.

    Его делают из песка.

    Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Если его сильно нагреть, оно тянется.

    Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

Задание 3.

    Это получается, когда становится старым или ломается.

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

    Это можно сдать и получить деньги.

    Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.

    Это бывает цветным и черным . (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

Задание 4.

    Ее изобрели китайцы.

    В нашей стране ее получают из древесины.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут . (Бумага – 2 года)

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

Что можно сделать?

Мусор можно: ( слайд 32)

а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

Задания:

    Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?

    Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

ПОКАЗ работ из вторсырья.

Экологическая работа «Мусорная фантазия»

Итог

Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!

Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня . (слайд 33-34)

Рефлексия:

Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета . напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд -35) А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.

«Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.

Региональный научно-педагогический журнал «Педагогический поиск» №6 февраль 2008г.

Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 2» г. Щигры Курской области

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен по­знавать ее и непременно учить­ся любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действи­тельно созидающей, а не губи­тельной частью мира.

Одним из противоречий со­временной эпохи, затрагиваю­щим самые основы существо­вания цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно от­ветственное значение приобре­тает целенаправленная работа школы по формированию у под­растающего поколения экологи­ческой культуры.

Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме.

Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их ок­ружает; наука о связях между человеком и природой.

Удовлетворению обще­ственной потребности в дей­ственном экологическом воспи­тании младших школьников при­звано служить изучение систе­мы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова. Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и обще­ства.

Одновременно на доступ­ном для учащихся уровне рас­крывается сложившееся проти­воречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.

К таким проблемам отно­сятся:

1) защита неживой природы и почв от загрязнения, разруше­ния и истощения;

2)сохранение многообразия видов организмов и целостнос­ти их сообществ;

3)охрана природы, как не­обходимое условие сохранения здоровья людей;

4)сохранение всего живого на планете;

5)защита планеты от всех видов загрязнений;

6)борьба с уничтожением лесов;

7) люди должны остановить наступление пустынь.

На протяжении своей исто­рии человечество не только по­знавало природу и открывало новые земли. Люди использова­ли природные богатства. И по мере того, как людей станови­лось вес больше, а развитие на­уки и техники давало им новые возможности, всё заметнее про­являлись изменения в природе, вызванные деятельностью че­ловека.

Человек действительно из­менил Землю, но при этом сде­лал ее во многом опасной для собственного здоровья, для бу­дущего детей. Например, он сделал самому себе и своей пла­нете три «подарка»: озоновая дыра, кислотные дожди, парни­ковый эффект.

ОПАСНОСТЬ ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ

Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель возду­ха, лак и другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это мо­жет нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках бы­вают вещества, которые, попа­дая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Ан­тарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой бу­дет разрушен, всё живое на Зем­ле погибнет.

КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выб­росами промышленных пред­приятий, котельных, автомоби­лей. Выпадая с дождем на зем­лю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушают­ся от кислотных дождей.

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ

В парниках на наших огоро­дах стекло или пленка удерживают тепло.

В последнее время что-то подобное стало происхо­дить и на всей Земле. Она, ка­жется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфе­ре. Он выделяется при сжига­нии людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при котором обра­зуется 5,5 млрд. тонн углекис­лого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление кли­мата. Это явление назвали пар­ никовым эффектом. Если температура на Земле повы­сится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода зато­ пит огромные площади суши. Повсюду изменится погода, раз­ладится работа сельского хозяй­ства и вся жизнь людей.

Существует еще немало гло­бальных экологических про­блем человечества. Охрана ок­ружающей среды - задача все­го человечества. Для ее реше­ния необходимо широкое между­народное сотрудничество.

Государства заключают раз­личные международные со­глашения, чтобы сообща бо­роться за спасение природы.
Одно из таких соглашений -Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи­вотных и растений. Этот до­кумент защищает от истребле­ния и массового вывоза в раз­ные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Созданы различные между­народные организации, служащие делу охраны
природы.
Одна из них Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всем мире известна

международная экологическая " организация - Гринпис. Это название в переводе с английско­го языка означает «Зеленый мир». Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит междуна­родные кампании в защиту ле­сов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и живот­ных.

Особое внимание к пробле­мам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:

1) необходимостью рас­сматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьно­го обучения (с 1 по 11 класс);

2) актуальностью формиро­вания элементарной экологи­ческой культуры в наиболее благоприятный период эмоцио­нального взаимодействия ребен­ка с природой.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются со­ответственно тому, какой харак­тер носят его отношения с при­родой. Именно поэтому так ва­жен в экологическом воспитании начальный этап школьного обу­чения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.

На какой результат экологи­ческого воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?

К концу начального обучения может быть сформирована го­товность ребенка к правильно­му взаимодействию с окружа­ющей природой. Эта готовность включает: эмоциональную го­ товность - восприимчивость к миру природы, чувство удивле­ния, восторженности;

деловую готовность - воз­можность реализовать свои зна­ния в разнообразных нестандар­тных ситуациях;

интеллектуальную го­товность - определенный уро­вень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культу­ры.

Формы и методы экологи­ческой работы: экологические уроки, экскурсии, кружки, акции, конкурсы, выставки, праздники, игры, сказки; обсуждение и про­игрывание различных ситуаций; уроки доброты, мышления; тру­довые десанты, зеленый пат­руль, клуб исследователей при­роды, лаборатория юного эколо­га; ведение «Панорамы добрых дел», фенологических календа­рей природы; дни экологическо­го творчества и др.

Остановлюсь на некоторых из них.

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ

На процесс развития эколо­гической культуры младших школьников существенное вли­яние оказывают ситуации, в ко­торых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведе­ния. Это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащи­еся запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой раз­личной: «Природа просит защи­ты», «На страже зеленого дру­га», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом», «Птенец на дороге», «Встреча с ежиком» и другие

Беседа «Ты пришел в гости к природе»

Ты пришел в гости к при­роде. А зачем? Чтобы услы­шать пение птиц? Чтобы уви­деть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? На­брать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?

Да мало ли зачем ты при­шел в гости к природе! Но не

забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором мно­го своих жильцов и правил. Выполняй их!

- Что же это за правила?
Начнем с самого начала:

ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбира­ешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уго­лок, за которым проглядыва­ют стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уют­но! Решение принято и ты (один или с друзьями) начина­ешь свое движение к выбран­ному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невы­соким лесным кустарникам.

Но. стоп! Что-то ты сде­лал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

- Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?

- Все ли правильно?

- Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам испра­вить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тро­пу, а тысячи - пустыню».

Теперь понятно, что за ошибку совершил гость при­роды?

Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и по­вредить корни деревьев, кус­тарников, которые страдают от подобных гостей.

- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?

«Не топчи зря лесные по­лянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»

Учащимся начальных клас­сов нравится искать выход из подобных ситуаций, поэтому полезно чаще «водить их в гос­ти к природе» и создавать раз­ные ситуации, например: «При­вал в лесу», «Шум в лесу», «Му­равейник» и др.

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая задача учителя - изучить с детьми жизнь обитателей при­роды; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять не­обходимые предписания и зап­реты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов.

Природа - общий дом ра­стений, животных и человека, а еще источник ресурсов для жиз­ни. Природа может сосущество­вать без человека, как это было уже когда-то, а вот человек без природного окружения не может. Нам, людям, надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ

В настоящее время отмеча­ется усиление внимания к про­блеме совершенствования орга­низации и содержания развива­ющего обучения.

Основной путь развиваю­ щего обучения - включение учащихся в творческую дея­тельность.

Цель и назначение про­блемного обучения - преодо­леть элементы механического усвоения знаний в обучении, ак тивизировать мыслитель­ную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.- Тол­чком к продуктивному мышле­нию, направленному на поиски выхода из состояния затрудне­ния, служит проблемная ситуа­ция (проблемная задача, про­блемное задание, проблемный вопрос).

Если учитель вводит в учеб­ный процесс учебные проблемы, то управление процессом выхо­да из проблемной ситуации есть управление процессом само­стоятельного решения про­блемы учащимися.

Я применяю проблемные ситуаций на уроках окружающе­го мира в 3-4 классах. Как при­ятно видеть сияющие глаза де­тей, слышать радостные возгласы: «Ура! Я сообразил!», «Я пря­мо как настоящий ученый!» и т.д.

Учебные проблемы созда­ют благоприятные условия для развития коммуникативных спо­собностей детей, развития инди­видуальности и творческого мышления.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I . Тема «Осень».

1. Что приблизит наступле­ние осени: затяжные летние дож­ди или изменения положения солнца на небосклоне?

2. Почему птицы не прячут­ся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеле­ные?

3. Можно ли задержать пе­релетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи доми­ки?

П. Тема «Части расте­ний».

  1. 1. Если у кустарника еже­годно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он де­ревом?
  2. Почему на лугу, где пас­лись козы, никогда не цвели цве­ты?
  3. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?

4. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

III . Тема «Живая и нежи­вая природа».

  1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и ок­ружающий нас мир одно и тоже?
  2. Может ли природа быть учителем? Докажи.
  3. Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?

При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: науч­ ность и доступность, систе­матичность и последова­тельность. Планируя уроки, необходимо выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения

Учебная проблема должна за­интересовывать учащихся сво­ей необычностью, красочнос­тью и эмоциональностью.

На уроке необходимо быть внимательным к эмоционально­му состоянию ученика при раз­решении учебных проблем, вов­ремя выяснить причины затруд­нений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевре­менную помощь.

В «Концепции устойчи­вого развития России» выде­лен раздел «Экологическое об­разование, экологизация обще­ственного сознания», а поста­новления правительства возво­дят экологическое образование в разряд первостепенных го­сударственных проблем.

Почему именно природе от­водится особая роль в форми­ровании личности ребенка?

Потому что природа окру­жает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляет­ся стремление к активному по­знанию природы, которая притя­гательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатле­ний, вызывает радостные эмо­ции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое. Все педагоги знают, что ре­бенок с радостью познает и ис­следует то, что его интересует. Поэтому - первая и главная за­ дача педагога - сначала заин­ тересовать учеников объек­том, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окру­жающем мире.

Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загад­ками и задачами, но прежде де­тей надо научить решать эко­логические задачи приемами * выявления и разрешения экологических противоречий, выяснить почти самостоятельно не только как это всегда бывает, но и почему так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская»деятельность развивает и закрепляет познавательное от­ношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.

При изучении курса окружа­ющего мира в начальной школе я использую такие экологичес­кие игры:

1. Ролевые - «Строитель­ство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

2. Имитационные - «Эко­система водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.

3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Ког­да?».

4. Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бе­гает, прыгает?» (о приспособ­ленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),

5. Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»

Каждый участник выбирает себе природный объект (обла­ко, ручеек, цветок, березка, ка­пелька, лучик и т.д.) и должен погрузиться в его мир, вообра­зить себя этим объектом, ощу­тить его характер. От лица объекта он начинает рассказ о том, что его окружает, как он «живет», что «чувствует», како­вы его заботы, беды и т.д.

В своей работе часто ис­пользую различные творческие задания. Дети с удовольствием придумывают «свои» знаки по правилам поведения в природе (3 класс), рисуют красочные и содержательные плакаты под названием «Планета заболела» (4 класс).

Одной из форм экологичес­кого воспитания являются экс­курсии. Их цель: найти ответы на поставленные вопросы, нако­пить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу при­роды. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок), ближайших предприятий (кирпичный завод, хлебозавод).

После проведения экскурсий дети пишут сочинения-мини­атюры об увиденном и услы­шанном, делятся своими впе­чатлениями.

Экологическое воспитание осуществляется и на внекласс­ных мероприятиях. Тема одно­го из них была такой «Они мо­гут исчезнуть». Задача вне­классного занятия - предста­вить детям яркие, запоминаю­щиеся «портреты» редких и на­ходящихся под угрозой исчезно­вения живых существ. К мероп­риятию дети тщательно готови­лись, самостоятельно (или с по­мощью родителей) подбирали сведения об исчезнувших и ис­чезающих видах существ Зем­ли, принесли книги, открытки, рисунки, статьи. Была «Красная книга» Курской области и Рос­сии, из них были прочитаны не­которые статьи и рассмотрены иллюстрации Дети узнали мно­го интересного про «Гриб-ба­ран», «Подснежник альпийс­кий», «Меч-траву», «Бабочку-аполлона», «Земляничное дере­во», «Утку-мандаринку». На этом же занятии шла речь о за­поведниках, заказниках, нацио­нальных парках, зоопарках, пи­томниках, ботанических садах, памятниках природы. Думаю, после этого мероприятия учащи­еся будут знать о многообразии форм охраны природы.

Закончить свою статью хо­чется стихотворением М. Дудина «Берегите!», которое было эпиграфом внеклассного мероп­риятия.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!