Что входит в проект школьника. Как выполнить учебный проект? основные термины Метод- способ исследования или практического осуществления чего- либо Проект- замысел, план Проблема- - презентация




Что такое учебный проект? проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио,т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.


Типы проектов Практико-ориентированный(макет, модель, инструкции, рекомендации) Исследовательский(доказательство или опровержение какой- либо гипотезы) Информационный (сбор, оформление и представление информации о каком- либо явлении или объекте) Творческий(произведение изобразительного искусства, литературы)


Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Выдвижение гипотез решения проблемы Обсуждение плана работы над проектом Обсуждение возможных источников информации Распределение заданий в группе Самостоятельная работа в группах Подготовка презентации и защита проекта Оценивание результатов проекта учащимися и учителями






Алгоритм планирования Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта(задачи) Как вы будете решать эти задачи(способы работы) Когда вы будете это делать(сроки работы) Что у вас есть для выполнения работы, что вы умеете делать (имеющиеся ресурсы) Чему предстоит научиться(недостающие ресурсы) Когда вы будете осуществлять всё необходимое(график работы над проектом)








Требования к письменной работе Правильно оформить титульный лист: название школы, название проекта, Ф.И.класс, консультант Ф.И.О., учитель…, село, год Страницы нумеровать, слева оставляя поля (1, 5 см). Работу печатать через 2 интервала(1см).шрифт 14 Структура письменного отчёта о работе над проектом: введение(тема, выбор темы, цель, задачи, план работы, сбор информации) основная часть, заключение, приложения (схемы, таблицы и др.), использованная литература(в алфавитном порядке) и ресурсы Интернет (сайты)


Требования к публичной защите проекта Защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией результатов проекта Перед защитой необходимо проверить качество продукта проекта (модели, презентации) Подготовить план выступления, тезисов выступления Продумать форму защиты(презентация, модель, карта,…)






Выступление 7 мин В выступлении обязательно: отразить чем вызван выбор темы, её актуальность, возможное практическое применение, сколько материала собрано, как собирался материал, какие возникли проблемы при его сборе называть цель и задачи проекта раскрыть краткое содержание исследования, раскрыть суть работы выступать по подготовленному плану рассказывать, а не читать! спиной к зрителям не стоять!


При выступлении в конце: я считаю мне удалось достичь цели потому что… высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы: что получилось, чего не получилось, почему, какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше), что дала работа над проектом указать ресурсы проекта




Проект 8-ка – это работа в которой: Цель определена и ясно сформулирована план состоит из основных этапов Тема раскрыта, наличие знаний за рамкой школьной программы Полная информация о использованных источниках Анализ ситуаций, которые складывались в процессе работы, есть выводы, перспективы работы (что ещё можно сделать по проекту) Творческий, оригинальный подход автора к идее проекта Грамотное оформление работы, защита в рамках регламента времени Эстетичность (модель, макет)


Если вы готовите презентацию… Не больше слайдов для разнообразия: Использовать различные виды слайдов: с рисунками таблицами схемами Не делать презентацию яркой, кричащей, одна анимация




Объём информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде





26




Остановимся на особенностях проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике. Согласно определению, приведенному в пособии по проектированию, подготовленном специалистами компании Microsoft, учебный проект - это «организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» (СНОСКА: Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд испр - М-, 2004. - С. 5). Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности учащихся, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.

По проблеме использования проектов в системе школьного обучения имеется широкий круг литературы, созданной специалистами с многолетним опытом реализации учебных проектов. Кроме того, обширную информацию по этому поводу можно найти в поисковых системах Интернет. (Список литературы и адреса некоторых сайтов приведены в конце главы.) На основании обобщения этого материала можно выделить характерные особенности и универсальные этапы и процедуры, которые определяют суть и специфику данного вида проектов.

Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся - самостоятельная реализация учебного проекта. Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного, неформального.

формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по нескольким параметрам. По месту - школьный, внешкольный. По масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. гт0 территории распространения: международный, внутришкольный, межвузовский, сетевой. По содержанию - предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности - исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

В учебном проектировании сфера приложения преобразовательной активности учащихся контекстно задана предметной областью (отдельным предметом) или учебной проблемой, носящей межпредметный характер. Так, в условиях школьного обучения можно осуществить исторический, литературный, географический, языковой проекты. А можно в рамках темы «Путешествие» или «Приключение» одновременно затронуть такие области знания, как история, география, экономика, право, культура, экология.

По свидетельству современников, в 20-е гг. XX в. в рамках использования метода проектов структура любого проекта включала следующие обязательные этапы.

1. Формирование стимула, определяющего весь ход трудового процесса как следствия намеченной цели, причем исследовательский стимул в обязательном порядке инициировался общественной средой.

2. Составление пошагового плана (индивидуально, группой, коллективом). План предусматривал, что каждый из шагов должен делаться самостоятельно, но при поддержке учителя. Самостоятельно проводились наблюдения, сбор и обработка материала, Делались выводы по результатам работы. При этом широко использовались такие формы, как игра, артистическое изображение, активное общение (СНОСКА: Ягодовский К. П. Исследовательский метод в школьном обучении. - М., 1929).

Выполнение плана при «разветвляющейся активности» участников;

4. Критика исполнения.

Современная организация учебных проектов, по сути, предполагает ту же логику.

1. Тема учебного проекта может быть инициирована самими школьниками (студентами) на основе изучения действительности.

В рамках школьного проектирования способы изучения (исследования) окружающего мира, которые педагог предлагает учащимся, могут быть самыми разными. Это зависит от степени профессиональной, методической, исследовательской готовности педагогов к проектированию. Педагог призван помочь в оптимальном подборе и использовании диагностического инструментария в зависимости от возраста, уровня образования, опыта участников проекта.

При выборе тематики важно учитывать ее социальный контекст. Американские педагоги, стоявшие у истоков введения проектирования в школьный обиход, справедливо заметили, что целевой акт, каким является всякий проект «требует... наличия общественной среды как для практического выполнения проекта, так и для сравнительной оценки предлагаемых проектов»... В силу этого «воспитание, опирающееся на целевой акт, успешнее подготавливает ребенка к жизни» (СНОСКА: Килпатрик В. Х, Метод проектов. - Л., 1925. - С. 15-18.).

Уже с первых шагов применения проектов в обучении было замечено, что стимул цели обладает значительной силой, и если он подкрепляет стимул действия, напряжение и интерес к познанию усиливаются. Так, Е. Коллингс, анализируя в 1920-х гг. опыт работы американской школы по методу проектов, писала о том, что детям интересно знать все: как м-р Чез стрижет своих овец, как м-р Ланг делает патоку, как м-с Гини выращивает такие красивые цветы, как гусеница превращается в бабочку, как паук ткет паутину. Дети стремятся к изготовлению школьного фартука, кукольного платья, тетрадей для фотографий, тачки, к высадке цветочной рассады, разведению цыплят, выращиванию дынь и др. (СНОСКА: См. подробнее: Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М, 1926)

В одном из журнальных обзоров проектной деятельности конца 1920-х гг. обращалось внимание на то, что неслучайно так много проектов связано с занятиями географией. География всегда захватывает детей, стремящихся не только узнать новое о жизни других народов, но и пережить какие-то перемены в своей обстановке, совершить своего рода путешествие по неизведанным странам, испытать ряд приключений.

Очень важно понимать, что проект даже при полной поисковой свободе, предоставленной его участникам, не станет носить произвольного характера, но будет обусловлен действительным состоянием окружающего мира и имеющейся социальной потребностью в его изменении. В силу этого проведение предпроектного исследования можно сделать весьма увлекательным и полезным для всех его участников.

Приведем пример из английской образовательной программы по статистике для школьников (начало 1990-х гг.). В рамках учебного проекта «Продажа сандвичей» было организовано самостоятельное изучение каждым учеником предпочтений своих соседей по кварталу в выборе сандвичей определенного типа. Для этого каждому была выдана формализованная анкета для проведения мини-опроса. Далее требовалось обработать полученные результаты и, используя простейшие статистические методы, подготовить их наглядное представление в виде диаграмм различного вида. На этой основе возможным стало сделать вывод о перспективности продажи тех или иных видов сандвичей в определенных точках прилегающей к школе и месту жительства школьников территории. Ученики воочию убедились в преимуществе использования статистических методов для решения практической задачи. Кроме того, они получили возможность развить свои коммуникативные навыки, аналитические и графические умения. Таким образом, проект приобрел вполне реальную, практико-ориентированную точку отсчета, основанную на информации о потребностях жителей, позволил закрепить знания, полученные на занятиях в школе.

Для учителя в данном случае важно было соотнести содержание проектной деятельности детей с содержанием школьного образования.

Возможна и другая отправная точка. Непосредственному включению учащихся в учебный проект предшествует серьезная предпроектная работа учителя, которому предстоит провести поиск подходящей для проектного задания темы в предметном (межпредметном) пространстве. Поле этого поиска для педагога, как правило, ограничено рамками учебного раздела, темы или курса. Тема рождается из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению преподавателя, учащиеся должны найти ответ, чтобы освоить тот или иной фрагмент (раздел) предметного содержания. Кроме того, учителю следует оценить, каков педагогический потенциал задуманного учебного проекта. То есть какие педагогические цели могут быть достигнуты в результате его реализации, какие решены задачи, какой предметный и личностный продукт получен.

С. Ч. Паркер в книге «Общие методы обучения в начальной школе» (СНОСКА: Паркер С. Ч. Общие методы обучения в начальной школе. - М., 1926. - С. 126) дает перечень интересов учащихся, на которые может опираться школьная практика:

· интерес к приключениям и романтическим положениям;

· интерес к деятельности людей и животных;

· интерес к ритму, рифме, звучности и пению;

· любопытство, изумление, интерес к загадкам, задачам и умственной работе;

·

· коллекционерский интерес;

· интерес к играм;

·

интерес к выражению своих чувств, мыслей, а также к взаимному общению;

· влечение к ручному труду и физической деятельности;

· коллекционерский интерес;

· интерес к играм;

· подражательная игра (точнее было бы, наверное, стремление к подражанию. - Замеч. авторов).

2. Дальнейшая логика организации проектной деятельности такова. Тема проекта предлагается учащимся в самой общей формулировке. Назначаются сроки работы над темой. После этого каждому предстоит найти в ее границах свою проблему, свой вопрос, обозначив тем самым будущий индивидуальный вклад в проектную деятельность и конкретизировав для себя тематику работы. Таким образом, основная тема (проблема) начинает разветвляться. Далее в ходе общего обсуждения выбирается такое название проекта, которое было бы интересно и близко участникам в соответствии с их возрастом и фантазией, отражало бы суть работы над проблемой и служило бы своеобразной визитной карточкой совместной деятельности.

3. Для организации последующей работы обычно формируются творческие группы (или мини-группы по 2 - 3 человека), что не исключает возможности выполнения в рамках проекта индивидуальных заданий. В результате внутригруппового обсуждения выдвигаются гипотезы (варианты) работы над проблемой, составляется развернутый план совместных действий, конкретизируется вклад каждого участника в проектную деятельность, производится «ревизия» имеющихся и необходимых теоретических знаний и практических умений, определяется вид конечного проектного продукта. Обсуждаются требования к его качеству и возможная форма представления.

На этом этапе со стороны учащихся должны возникать информационные запросы в адрес педагога, касающиеся источников получения необходимых исходных и дополнительных сведений для работы над проблемой, а также регламента деятельности в проекте. Задача учителя - предоставить учебно-методические материалы, обеспечивающие полноту охвата проблематики, разъяснить содержание и специфику работы в проекте, если это первый подобный опыт учащихся, а также оказать консультативную помощь, связанную с поиском литературы или получением доступа к Интернет-ресурсам.

4. После этого начинается непосредственная самостоятельная работа над реализацией проекта, в которой сочетается индивидуальная и групповая деятельность. Эта работа может проходить в рамках учебных занятий в соответствии со временем, предназначенным для изучения темы, а также во внеурочное время (скажем, если речь идет о проведении полевого исследования, опроса, посещения музея или библиотеки).

Учителю необходимо предусмотреть формы работы, в рамках которых учащиеся смогут обмениваться друг с другом и с педагогами полученными впечатлениями, промежуточными результатами, тем самым получая обратную связь для коррекции своей деятельности. Это могут быть проблемные семинары, дискуссии в группах, лабораторные работы, различные виды имитационного моделирования, использование возможностей электронной почты и др.

5. Обобщение самостоятельно подготовленных в ходе проектной активности материалов позволяет получить в итоге некий интегративный продукт в форме творческого отчета, тематического выпуска газеты, коллективного научного доклада, компьютерной презентации, веб-сайта, инсталляции. Этот продукт представляется на общее обсуждение и оценку в соответствии с заданными на начальном этапе критериями.

6. Защита проекта - всегда событие в жизни учащихся, поэтому следует заранее подробно обсудить ее ход и оформление, а также дать возможность каждому участнику внести свой вклад в ее подготовку. Желательно четко регламентировать время и процедуру презентации результатов проекта, а также ту часть, которая связана с вопросами, дискуссией и оценочными суждениями.

7. Обязательным процедурным моментом, завершающим учебный проект, является итоговая рефлексия, помогающая оценить, что из задуманного в проекте удалось, а что нет. Каков был индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы, каковы перспективы развития проектной деятельности в рамках темы, предмета, на межпредметном уровне, чему проект научил его участников.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

1. Введение учащихся в проектную деятельность.

2. Определение и утверждение тематики проектов.

3. Составление графика работы над проектом.

4. Подбор и анализ литературных источников.

5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).

6. Контроль за оформлением проекта.

7. Организация и проведение предзащиты проекта.

8. Контроль за доработкой проекта.

9. Защита проекта.

10. Подведение итогов проекта.

12. Получение информации о проекте.

13. Выбор темы проекта.

14. Составление индивидуального графика работы.

15. Обсуждение хода выполнения проекта.

16. Оформление проекта.

17. Предзащита в группе.

18. Доработка проекта.

19. Защита проекта.

Предметная сфера и возрастной диапазон применения проектов в системе школьного образования практически ничем не ограничены. Можно найти примеры обучения в режиме проектирования и в начальном, и в среднем, и в старшем звене обучения.

Например, в ходе разработки экологического проекта «Мое животное» для учащихся начальной школы (дополнение к учебной программе по природоведению) перед детьми ставится вопрос: не наносим ли мы вреда животному, когда берем его в свой дом? Цель работы: изучение жизни домашних животных с человеком и возможностей ее улучшения. Задачи: научить самостоятельно собирать необходимую информацию, проводить наблюдения за жизнью, и поведением домашних животных, выработать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению их жизни.

В качестве объекта наблюдения каждый учащийся выбирает домашнее животное: кошку, собаку, хомяка, рыбок. Работа ведется в группах по подтемам («Золотая рыбка в нашем классе», «Золотистый хомячок», «О Жучках и Мурках») на основе опорных вопросов. Итогом проектной работы становятся: газета, альбом, инсценировка, плакат, кодекс правил поведения с домашними животными (СНОСКА: Из опыта московского учителя Н. Д. Мореновой, представленном на сайте Московского института открытого образования: www.mioo.ru).

Другим примером может служить организация учебных бизнес-проектов (СНОСКА: См. там же: Из опыта Маломинусинской школы) для учащихся X класса на основе связей курсов «Введение в бизнес» и «Основы экономики», изучаемых учащимися X класса одновременно. Проектные задачи, которые ставит учитель после начального этапа обучения, связанного с овладением терминологией, формированием начал экономического мышления, знакомством с основными законами, направлены на развитие самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков.

Поскольку бизнес-проекты создаются по разным отраслям и сферам человеческой деятельности - от создания кафе или магазина до малого предприятия производственного и ремонтного профилей (СНОСКА: Примеры проектов: «Загородное кафе», «Ремонтно-строительная бригада», «Магазин товаров для детей», «Продовольственный магазин», «Интернет-клуб»), старшеклассники получают возможность вплотную соприкоснуться со взрослыми проблемами, приобретают навыки решения практических задач, актуальных для современного человека, сталкиваясь при этом с вопросами экономики, психологии, безопасности жизнедеятельности. В ходе проектирования учащиеся понимают, что в социально-экономической жизни есть много проблем, не имеющих однозначного решения.

Метод проектов в этом случае может быть эффективно использован в ходе гимназических практик, являющихся частью учебного процесса. Организационно-управленческие процедуры, обеспечивающие проектирование, включают в себя:

· выбор классов для проведения практик;

· изучение педагогами метода учебных проектов и формирование команд авторов, разрабатывающих интегративные курсы;

· согласование целей;

· планирование и корректировку процесса обучения;

· создание программ интегративных курсов по предметам, близким по своей тематике.

Например, в одной из гимназий г. Екатеринбурга на стыке таких предметов, как биология, ОБЖ, человек и общество, физкультура, концентрирующих внимание на здоровье человека, здоровом образе жизни, преодолении вредных привычек и зависимостей, возник учебный проект «Просто скажи «нет»!», затрагивающий проблемы наркомании. В его рамках школьники провели социологическое исследование, поиск информации в библиотеке и базах Интернет, организовали исследовательскую работу в группах по проблеме, обсудили результаты проделанной работы на семинаре (СНОСКА: Из опыта работы гимназии № 176 г. Екатеринбурга).

1. На сайте Московского института открытого образования www.mioo.ru размещена коллекция учебных проектов. Познакомьтесь с этой коллекцией, проанализируйте 2-3 проекта для разных возрастов и по различной тематике.

Охарактеризуйте их педагогический потенциал: на развитие, воспитание, формирование каких свойств, характеристик учащихся они направлены; насколько отвечают требованиям к проектной деятельности.

2. Ниже приведено схематическое описание учебного проекта, проведение которого запланировано педагогом на конец третьей четверти в VII-VIII классах.

Тема «The USA», проблема «The most interesting facts» (Наиболее интересные факты) (СНОСКА: По Интернет-материалам К. З. Аркелян, Москва).

Цели: формирование кросскультурной грамотности, пополнение знаний по страноведению, формирование навыков работы с большими объемами информации, развитие критического мышления.

Учебные задачи: развитие коммуникативных умений, расширение лексического запаса, активизация творческих способностей и интереса к предмету.

Формат проекта: по субъекту - групповой, по времени - среднесрочный, по содержанию - межпредметный, по характеру приоритетной деятельности - исследовательский.

Организационная логика.

· Разделение учащихся на группы.

Выбор интересующей темы (исторические события, достопримечательности, «дикий Запад», символы Америки, праздники: День святого Валентина, хеллоуин, Рождество). Распределение ролей для участия в игровой ситуации посещения нашей страны американской делегацией. Учащиеся берут интервью по интересующим их вопросам.

· Этап самостоятельной работы по подбору материала. Посещение библиотек, работа в Интернете, консультации у учителей географии, истории, английского языка. Выбор вида транспорта, на котором «прибудут» в Россию, назначение ответственных за покупку билета, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Репетиция ролей.

· Презентация результатов работы над проектом проходит в форме доклада, ролевой игры, постеров, стенной газеты, радиопередачи.

В дальнейшем полученный проектный продукт предполагается использовать на уроках английского языка.

Можно ли на основе приведенного описания судить о том, проект это или нечто иное? Какая дополнительная информация может вам понадобиться, чтобы дать аргументированный ответ на этот вопрос?

3. В приложении 5 дано описание учебного проекта, выполненного на уроках английского языка в X классе гимназии им. В. В. Сороки (г. Великий Новгород). Он носит название «Fine Arts» и посвящен особенностям современного искусства (СНОСКА: Из опыта работы гимназии им. В. В. Сороки в Великом Новгороде (2004 г.).).

Оцените педагогический потенциал данного учебного проекта. Развитию (формированию, обучению, воспитанию) каких свойств, качеств может, по вашему мнению, способствовать подобный проект? В чем может проявиться его основной результат?

На ваш взгляд, это предметный или какой-то другой вид учебного проекта?

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

    сформулирована цель предстоящих действий;

    намечены основные этапы;

    определены результаты каждого этапа в виде задач;

    установлены сроки выполнения проекта;

    определены исполнители, распределены функции каждого;

    намечены источники средств для достижения цели;

    определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

    титульный лист

    краткая аннотация

  • основная часть

    заключение (итог)

    библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

    тема должна быть оригинальной,

    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета . В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

Титульный лист,

Введение,

Основная часть,

Заключение,

Список литературы,

Приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

    Заключение (выводы и результаты).

    Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Материал собран на просторах Интернета, в основном - это материалы курсов повышения квалификации. Авторы - разные. Почему не указаны фамилии? Искала материал для личного пользования, не копировала ссылки. Если авторы против - пишите в комментариях.

Учебный проект и его составляющие

…Итак, понятие «ПРОЕКТ » снова вброшено в российскую педагогику.

Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

Школа настоящего – школа проектов!!!

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы –

(это важно для меня лично) мотивация

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание

(мы делаем проект)

Задачи проекта «Что?» Постановка задач

(для этого мы делаем)

Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов

(мы это можем делать) планирование

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат

(как решение проблемы)

Учитель

Учащиеся

1-й этап – погружение в проект

Формулирует

осуществляет

1) проблему проекта

1)личностное присвоение проблемы

2)сюжетную ситуацию

2)вживание в ситуацию

3)цель и задачи

3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4)организовать группы

4)разбивку на группы

5)распределить амплуа в группах

5)распределение ролей в группе

6)спланировать деятельность по решению задач проекта

6)планирование работы

7)возможные формы презентации результатов

7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8)консультирует учащихся по необходимости

8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9)ненавязчиво контролирует

9)Консультируются по необходимости

10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11)подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12)обобщает и резюмирует полученные результаты

12)понимание проблемы, цели и задачи

13)подводит итоги обучения

13)умение планировать и осуществлять работу

14) оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14)Найденный способ решения проблемы

15)рефлексию деятельности и результата

16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Этапы работы над проектом

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемного поля;
  • выбор темы и её конкретизация;
  • формирование проектной группы.

ПОИСКОВЫЙ

  • определение и анализ проблемы;
  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • анализ имеющейся информации;
  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
  • анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • выполнение запланированных технологических операций;
  • текущий контроль качества;
  • внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов;
  • Презентация проекта;
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Младшие подростки, как правило, осознают, какой информацией и по какому вопросу они обладают, а какой - нет. Поэтому педагогу целесообразнее сосредоточиться на том, насколько грамотно учащиеся применяют известный им или предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников .

Учащийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию. При этом в начальной школе он может только в общих чертах обрисовать то, что хочет изменить, позже учащийся конкретизирует наиболее важные для него черты идеальной ситуации, а в старших классах соотносит свои интересы с интересами других людей, которых эта ситуация касается.

Затем учащийся рассматривает существующую ситуацию, описывая ее в начальной школе в общих чертах, позже - более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.

На основе анализа ситуации ученик может поставить (с помощью учителя, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Затем учащийся проводит анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.

Цель

Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

На основе выявленной учащимся проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).

Задачи

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Как правило, учащиеся сообщают о соблюдении или нарушении сроков работ, своих успехах или неудачах.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Подростки планируют использования продукта потенциальными потребителями, старшеклассники дают рекомендации по использованию полученного продукта другими, указывают границы использования продукта, планируют продвижение продукта.

Следует заметить, что нельзя сводить цель деятельности по проекту к получению продукта. Продукт всегда нужен для чего-то, он является средством. Цель может не содержать указания на продукт, а если она содержит такое указание, должно быть понятно, как это средство позволит ученику в достижении его цели.

Нередко возникает противоположная ситуация. Цель проекта – убедить кого-либо в чем-либо, разрешить противоречие в имеющейся информации, принять решение о чем-либо. Тогда учащемуся важен в первую очередь результат, а не продукт.

Действия ученика:

  • Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
  • Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
  • Осуществляет выбор.
  • Осуществляет процесс планирования.
  • Оценивает ресурсы.
  • Определяет свое место (роль) в проекте.
  • Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
  • Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Гипотеза

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

Предварительный просмотр:

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.

Действия ученика:

  • Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
  • Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

Организация и методика работы над проектом

Как составить план исследовательской работы?

Перед началом работы нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

подумать самостоятельно;

познакомиться с кино- и телефильмами;

найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

спросить у других людей;

понаблюдать;

провести эксперимент.

Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете. Например, если вы изучаете поведение вороны, то можете использовать все названные выше методы: подумать, что вам уже известно о вороне; расспросить других об этой птице; поискать информацию в книгах и в Интернете. О воронах достаточно большое количество фильмов, и вы можете многие из них посмотреть. Можно провести наблюдение за поведением ворон, и даже поэкспериментировать с ними.

А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать и уж тем более провести эксперимент вам, скорее всего, не удастся. Вы вынуждены будете ограничиться собственными суждениями и умозаключениями, чтением литературы, изучением специальных фильмов, беседами со специалистами, математическими расчетами. А если все же вы попытаетесь провести эксперимент, то он возможен только на моделях - уменьшенных копиях Земли и астероидов.

Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.

1) Подумать самостоятельно

Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения могу высказать по этому поводу?

Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

Запишите все, что вы узнали из книг.

3) Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

5) Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте.

Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы.

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом.

2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Например, вы разрабатываете проект новой технологии посадки картофеля и спрашиваете об этом у своей бабушки, которая работает учителем математики в школе. А она рассказывает, как читала об эксперименте педагога А. Иванова. В 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге (Ленинграде) его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку, который используют сейчас во многих странах. Вот вам и неспециалист!

Запишите информацию, полученную от других людей.

6) Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.

7) Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.

Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

Не исключено, что продуктом проектной деятельности может являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы.

Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

ранжировать основные идеи исследования;

предложить сравнения и метафоры;

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

подготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.

Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты - это простая одноступенчатая классификация. Другой пример - классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры - на римские и арабские; иероглифы - на китайские, японские, корейские; символы - на математические и музыкальные. Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс.

Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

6. Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия

К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования.

А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

Нарисуйте эскизы схем, чертежей, макетов и др.

Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.

11. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

Действия ученика:

  • Выбирает (предлагает) форму презентации.
  • Готовит и проводит презентацию.
  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).

Предварительный просмотр:

  1. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

После проведения презентации учащимся проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

При формировании оценочной самостоятельности необходимо учитывать особенности возраста учащихся. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. Учащиеся 5-6 классов могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт.

Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями. Тогда в старших классах они смогут предлагать критерии и способ для оценки продукта.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

I вариант

1.самостоятельность работы над проектом

2.актуальность и значимость темы

3.полнота раскрытия темы

4.оригинальность решения проблемы

5.артистизм и выразительность выступления

6.как раскрыто содержание проекта в презентации

7.использование средств наглядности, технических средств

8.ответы на вопросы

II вариант

1.важность темы проекта

2.глубина исследования проблемы

3.оригинальность предложенных решений

4.качество выполнения продукта

5.убедительность презентации

При обсуждении итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Ученики основной школы способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей. Учащиеся старшей школы оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетентностей. Есть возможность оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом

Однако проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Возвращение на предыдущий этап возможно, если речь не идет буквально об ошибке: выбранный способ деятельности требует ресурсов, которых на момент выполнения практического этапа не оказывается у учащегося в распоряжении; если информационный поиск, проводимый на практическом этапе (создание информационного продукта) позволяет понять, что при анализе ситуации был упущен какой-либо важный фактор и т.п. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание проекта под руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – своеобразная минидиссертация, это серьезный шаг ученика в науку.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы реферата. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения. Умение увидеть острую педагогическую проблему – важный признак научного склада ума учителя.

Проблему не придумывают, а обнаруживают путем глубокого анализа действительности. Проблема – это противоречие реальной жизни, это то, что действительно беспокоит учителя, что вызывает у него переживания, раздумья.

2. Формулирование темы реферата и ее осмысление. Название темы вытекает из проблемы, оно конкретизирует и детализирует ее. Между тем название – это тот маяк, на который нужно постоянно ориентироваться при написании реферата. Материал, не работающий на название реферата, из его содержания должен быть исключен.

3. Составление плана реферата. Обычно план реферата в себя включает: введение, два-три вопроса (раздела, главы, параграфа), заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении (1 – 1,5 стр.) обычно отражаются:
а) актуальность проблемы и темы реферата;
б) степень ее разработанности в имеющейся литературе;
в) цель написания реферата.

Первый вопрос реферата должен носить теоретический характер, второй и последующие – прикладной, то есть отражать опыт исследуемой проблемы. Вопросы логически и содержательно должны быть связаны друг с другом и предполагать друг друга. Каждый вопрос (раздел, параграф, глава) должен завершаться серьезными обобщениями и выводами, вытекающими из их содержания.

В заключении (1 – 1,5 стр.) излагаются главные итоги выполненного исследования; ранее сделанные выводы по вопросам и параграфам как бы поднимаются на новую теоретическую высоту.

В приложении помещаются материалы исследовательского (рабочего, справочного, вспомогательного) характера, на которые автор ссылается по тексту: например, «См. приложение №3».

Список литературы составляется с учетом требований государственного стандарта.

4. Поиск и изучение необходимой литературы. Готовя реферат по избранной проблеме, ученик должен познакомиться с имеющейся литературой, где эта проблема уже получила то или иное решение. Знать основную литературу по теме реферата – первая обязанность исследователя.

Изучение литературы включает в себя чтение, осмысление и конспектирование имеющихся источников. Выписки должны сопровождаться обязательными ссылками на источники (автор, название источника, страницы), а также собственными суждениями и комментариями рефератчика.

5. Систематизация собственных исследовательских материалов. В содержании реферата непременно должен быть представлен собственный опыт в решении поставленной проблемы. Следовательно, нужно самому разобраться в этом опыте: собрать и привести в порядок свои записи, графики, таблицы, схемы и т.п., которые могут быть полезны для аргументации положений, отражаемых в реферате.

В отдельных случаях может возникнуть необходимость в проведении эксперимента , рассчитанного на определенный срок, на решение конкретной исследовательской задачи. Проведение экспериментов требует особой дополнительной подготовки.

6. Уточнение первоначального плана реферата. Необходимость в этом этапе работы возникает почти всегда, поскольку изучение литературы и обобщение результатов эксперимента постоянно расширяет и конкретизирует видение автором избранной проблемы, различных ее граней и нюансов. В итоге появляется необходимость уточнить или даже изменить название темы, или название глав, глав, разделов, параграфов, поменять их местами и т.д.

7. Написание текста реферата. Это самый ответственный и одновременно очень радостный этап работы над рефератом, поскольку носит ярко выраженный творческий характер. Автор в это время обобщает всю собранную информацию, систематизирует ее, сводит в логически связанные блоки, формулирует и прописывает собственные идеи, обобщения и выводы, шлифует стиль изложения материала – письменную речь.

Важно при этом отличать собственные от мыслей авторов, заимствованных из различных литературных источников. Все ключевые цитаты должны иметь соответствующие сноски с соблюдением требований Госстандарта.

Средний объем реферата – до 30 страниц печатного текста через два интервала, не считая приложений.

8 . Апробация полученных результатов. Она включает в себя выступления на конференциях и иных мероприятиях с изложением основных положений своего реферата, а также опубликование полученных результатов в печати.

9. Оформление реферата. Желательно, чтобы текст реферата был отпечатан на машинке или набран на компьютере. Листы реферата должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

На обложке реферата обычно указываются: полное название учебного заведения, тема реферата, фамилия автора и год написания.

На следующем листе печатается план реферата: введение, 1-й вопрос (название), 2-1 вопрос (название), заключение, список использованной литературы, приложения. В случае большого объема реферата против каждого пункта реферата указываются и страницы.

В заключение отметим, что некоторые требования к оформлению рефератов недооцениваются, воспринимаются как ненужная формальность. Особенно часто игнорируются выводы по вопросам (главам, параграфам), заключение по реферату, сноски на цитируемые источники, список использованной литературы. Между тем перечисленные пункты – не формальность, а существенный элемент культуры научного труда, который следует выполнять так же старательно, как и грамматические правила русского языка.

Предварительный просмотр:

Тема проекта: ______________________________________________

___________________________________________________________

Руководитель проекта:______________________________________

_______________________ ______________________ _____________

(ФИО учащегося) (базов школа) (класс)

_______________________ ____________________ _____________

_______________________ ____________________ ____________

Учебный год 20 __ - 20 __ .

Способ подготовки и защиты проекта:

Проблема проекта _________________________________________

___________________________________________________

Задача проекта __________________________________________

________________________________________________________

Перечень литературы и других учебных материалов, использованных при подготовки проекта __________________________________________________________

__________________________________________________________

Распределение функций между участниками разработки проекта

(для группового способа).

Предварительный просмотр:

Оформление проектной папки

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
  • судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;

2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

3) результаты исследований и анализа;

4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

5) материалы к презентации (сценарий);

6) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

Паспорт проекта

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Типология проекта.

9. Цель проекта (практическая и педагогическая).

10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).

11.Необходимое оборудование.

Предварительный просмотр:

Титульный лист.

Название учебного заведения;

Тема творческого проекта;

ФИ исполнителей (ля), № группы, наименование специальности;

ФИО учителя, осуществляющего научное руководство;

Год выполнения.

2. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов и т.д.

3. Введение. Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи работы.

4. Изложение основного содержания, работы над проектом:

Условия, необходимые средства, материал;

Подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.;

Описание конкретного результата работы над творческим проектом, выводы, обобщения;

Обоснование практического значения проекта, предложения по возможному применению результатов.

5. Список использованной литературы .

Оформление списка литературы:

2.…..

6. Приложения:

Документы;

Таблицы;

Схемы;

Иллюстрации (по желанию).

Также в результате проектной деятельности учитель оформляет отчет о работе учащихся над творческим проектом. В отчете отражаются все этапы деятельности, обозначается конкретная работа каждого участника проекта. Учитель, кроме того, указывает цели и задачи работы, описывает результаты, уточняет, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе. Сроки выполнения

  • самые оригинальные (красным)
  • соответствующие цели и задачам исследования, оптимально отражающие содержание проекта (зеленым)
  • несоответствующие поставленным задачам, содержанию (синим)

Какую форму проекта вы бы теперь выбрали?

4.Как можно изменить тему вашего проекта для продолжения исследования, на базе наработанного материала?

Запишите новую тему исследования

5.Закончите предложение:

«Работа над проектом позволила мне.. (отношение к предмету, развитие способностей, отношение с другими учащимися)…

«В процессе работы я овладел….»

«Навыки исследовательской деятельности:

Мне необходимы, потому что..

Я считаю, что мне не пригодятся, так как… г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

От чего зависит успех?

1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.

2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).

3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуйте уверено и без сомнений.

5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

Инструкция

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины. Результатом поисковой деятельности и анализа полученных данных может стенгазета, мультфильм, выставка, иллюстрированная , местности и так далее.

Подготовительный этап

Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема «Народное творчество» будет слишком обширной – школьник не сможет объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Народные ремесла в Архангельске».

Ориентировочный этап

Определите цели и задачи исследования. Школьник должен четко знать, что он проектирует и для чего. В той же теме «Народные ремесла в Архангельске» целью может быть: показать, что в настоящее время ремесло не забыто. Соответственно, задачами исследования будут:
- изучить информацию о народных ремеслах в Архангельске;
- выявить характерные особенности архангельских ремесел.

Организационный этап

Оформление работы

Это продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами и при помощи родителей оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но ученик сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.

Обратите внимание

Приостановить эту активность невозможно, потому что всех она только радует. Выход нашёлся в том, чтобы организовать ряд «Проектов». Если сейчас ты учишься в школе, вероятнее всего тебе будут интересны проекты «для школьников». В этом разделе ты сможешь узнать о заочном обучении, фестивалях и конкурсах, где можно проявить свой талант и раскрыть новые способности.

Полезный совет

Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в городе Арзамасе. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати; в-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах; в-четвёртых...

Источники:

  • проекты для школьников