«Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 14 по 21 стих.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15, А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17, А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф, 6, 14-21)

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь научает учеников своих, что внимание человека должно быть направлено внутрь сердца. Грехопадение подвергло человека мутации — рассудок находится в рассеянности по миру. Если Вы начнете молиться, читать утреннее, вечернее правило или Евангелие, увидите, как мысли начинают разлетаться по впечатлениям и памятным событиям. Человек, живущий внешней жизнью, не может не жить рефлекторно, не реагировать на внешнее. Сила ума тратится на это. Но внимание должно быть направлено внутрь нас, об этом учат нас святые отцы. Господь говорит: «Человек, пусть внимание твое не будет сосредоточено на вещах внешних». Он говорил о тайном творении милостыни: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Нельзя молиться напоказ. Это не значит, что нужно специально прятаться от людей, но не нужно искать их внимания. Если человек углубляется в Богообщение — самая главная ценность для него появляется внутри. Если сравнить: Бог, Божественная слава — и земные вещи, временные, ограниченные. Если спросить: «Что лучше?» Любой человек скажет: «Бог». Все, что с Ним связано — вечно, бесценно. Но это происходит только, когда происходит перенастройка человека.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Что отделяет нас от Бога и делает неспособными к восприятию Божественной благодати, с помощью которой мы можем общаться с Ним? Грехи, которые убивают человека. Неверные — выбор ума, сочувствие сердца, направление воли приводят человека к ошибке, искажают его и повреждают. Для всякого человека, желающего снова быть с Богом, самой главной проблемой становится: «Как бы мне избавиться от грехов, выздороветь и научиться не ошибаться». Без Бога абсолютно точно не получится. Но есть условие: если ты желаешь, чтобы общение с Богом было живым и плодотворным, живи с ближними в мире, чтобы не было обид, раздражения и зла. Все это ожесточает человека, делает его грубым, он становится иным, неспособным к принятию Божественной благодати. Каждый из нас знает, как тяжело на душе после ссоры, сильного гнева, как обиды мучают и жгут сердце, мешают нам любить и жить. Все Божии призывы говорят о принципах, после жизни по которым которых нас ждет Царство Небесное. В этих словах мы можем увидеть удивительную любовь к людям и отеческую заботу: Господу нас жалко, Он не хочет, чтобы мы мучились в скандалах, ссорах, внутренней тяжести и помрачении. Христианство говорит не о будущем — о настоящем. Царство Божие может быть в твоем сердце уже сейчас, а не когда-то потом. Хочешь, чтобы в твоем сердце была радость — прости людей, будь с ними в единодушии. Тогда твое сердце будет способно к радости, и Бог будет рядом с тобой. Ты сам себя делаешь живым или мертвым, а Бог лишь напоминает об этой правде.

Далее Господь говорит о посте, который очень важен. Пост не является лишь воздержанием от пищи, но воздержанием от того, что мне мешает жить правильно. Правильная жизнь — это жизнь, которая делает нас живыми, когда внутри легко, хорошо и мирно, на душе покой, ты со всеми в согласии, тебе хочется жить, трудиться и молиться. В молитве ты исполняешься счастья от встречи с Богом. Такая должна быть наша жизнь. Пост необходим, чтобы убрать то, что тебя делает тяжелым, мрачным, озлобленным, зависимым. Если говорить в двух словах: пост нужен ради встречи с Богом. А если постишься ради похвалы людской, ты — безумец. Твоя диета ничего тебе не даст, только ослабит тебя, утомит, а если ставишь ее как способ похвастаться, то утомишься от поиска человеческой славы. Ты, несчастный, выбрал свою награду: похвалили тебя — и тебе хорошо две минуты.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Постись ради Бога, чтобы быть с Ним. Но мы привыкли к вниманию, оценке, мы с детства так воспитаны: «Посмотри, как на тебя люди смотрят, что они о тебе подумают». Радости наши все вовне нас, от этого все мы глубоко несчастны. Сколько лет не проживи — всегда недостаток чего-то, постоянный страх, неуверенность, неудовлетворенность в том или ином, ожидание, что все наладится само собой, а это время никак не наступает. Но по-другому не может быть: человек — духовное существо, для Бога сотворенное. В Боге только человек может найти полнейшее удовлетворение, а все остальное — моль, ржа и воры, которые крадут твои богатство. Пусть твое сокровище будет не вне, а внутри, только не в себе самом, а в Боге. Начни искать Его в сердце своем — и Господь не замедлит тебя поддержать и вести дальше по пути спасения. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Расшифровка: Наталья Маслова

Сегодня мы говорим об успехе. Важно, чтобы у нас был успех, потому что мы живем и для себя и для Бога. Для Бога мы поем, восхваляем Его духовным песнопением. Но есть еще один пункт для полного успеха - это то, что мы делаем для мира. Написано, что горящую свечу не ставят под стол. Нужно не только добыть огонь, но и выставить его, чтобы посветить.

Бог был с Иосифом. Он делал какие-то непонятные для поверхностного взгляда дела, скупал зерно и потом продавал его, а когда началась засуха, он принес государству огромные финансы. Он не раздавал все это голодным, но написано, что Бог был с ним и он был успешен. Библия в этом смысле скупа на слова. Книга большая, слово «успех» в ней не так часто используется. И если говорится об успехе, то о Божьем успехе. Библия успехом называет тот успех, который не у человека, но у Бога. Как, например царь Вавилонский захватил весь мир, но Бог показывает нам, что не в этом успех. Давайте посмотрим на успех как таковой, что же это? Что же говорит Библия об успехе?

Мф.6:19-21 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

У людей с возрастом уже ослабевают телесные инстинкты, которыми движимо любое живое существо. Эти инстинкты помогают жить и выживать. Нас природа учит, поэтому мы живем автоматически. Нас никто не учил дышать или смотреть. Нам дана душа, и она развивается по определенным закономерностям, которые не приходят от этой земли. Душа дана нам от Бога. Если земля и тело - это только дизайн Бога, то внутренняя жизнь человека не от земли, но от Самого Бога, от другой сущности. Душа человека имеет иную природу. И она у нас внутри. У нее есть свои правила. Мы учимся соотносить духовное с душевным, с плотским, и ставить на первое место душу, потому что она вечна. Она является нашей стартовой площадкой. Для успеха вся наша жизнь, наша семья и все, что у нас есть, тоже должно служить этой цели. В Писании сказано, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Сокровищем мы считаем что-то такое, что действительно ценно, что человек прячет, охраняя. Человек из притчи Иисуса пошел и купил все поле, потому что он нашел на нем сокровище. Он все купил, лишь бы только вот это сокровище иметь и сохранить.

А что для нас ценно? Мы должны здесь не промахнуться. Что позволяет нам иметь какие-то инстинкты, как-то развлекаться и при этом не отвлечься? Написано, что имеющий семью будь как не имеющий. Имеющий этот мир будь как не имеющий.
Мы должны всегда помнить, где находится наше сокровище, потому что есть духовный закон: где сокровище наше, там будет и сердце наше. Сердце - это центр, это то, что есть у нас от неба. То, что пришло от Бога. Если тело подчиняется закону по принципу: прах ты и в прах возвратишься, то душа не возвращается в прах, потому что есть вселенский порядок и для души другое определение. Их никуда не денешь, потому что они не разлагаются, их не отменишь, поэтому их приходится помещать в колбу. Ужасно оказаться в вечной изоляции в капсуле!

О своем сокровище нужно серьёзно думать. Библия говорит, что все равно примагнитит душу туда, где сокровище сердца. Если человек хочет на небо, в вечность, видеть Отца небесного, то он все время должен тестировать, не обесценилось ли это для него? Как нам представлено небо? Зачем человеку небо? Небо представлено нам Иисусом Христом: «Видевший Меня видел Отца», Он - Царь Небесного царства. Любя Христа и ценя Его, определяя Его как своё сокровище в жизни, мы не ошибемся. А кто-то, может, любит ребёнка, кто-то любит жену. Мы много чего любим в жизни, но сокровище - это что-то сокровенное, оно бывает дальше всего. Иисус в притчах нам говорит, что действительно для человека ценно.

Иногда бывает, что человеку нужно всё потерять, чтобы определить, что же у него является сокровищем, без чего жизнь прекращает иметь смысл. Христос сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. Его учения для нас - это сокровище. Я ради этого живу, чтобы эта истина осталась и жила все больше и больше, чтобы люди понимали, что вот это истина. Это ценно для меня и это сокровище. Если для вас сокровище что-то иное, то ваше место в «колбе». Tim


В одном царстве был очень странный обычай. Там каждый год избирался на трон новый царь. А по прошествии года его лишали царства и отвозили на необитаемый остров, где он и находил свою неминуемую погибель.
Очередной царь, пришедший к власти, задумался о своем будущем. Ведь год пролетит незаметно. Что будет потом, когда он лишится богатства и власти? Он собрал мудрецов своего царства и изложил им свою проблему. Что делать? Да и возможно ли что-нибудь предпринять, чтобы оградить себя от неминуемой гибели? Они посовещались и дали ему мудрый совет: «Царь, пока ты на троне, то можешь потихоньку свозить на тот остров все необходимое для того, чтобы твоя жизнь на острове не закончилась трагически. И тогда тебе нечего будет бояться».
Можно не сомневаться, что этот царь поступил так, как ему посоветовали мудрецы. Жизнь человеческая так коротка, что пролетает как один миг. А что потом? Где мы будем проводить вечность? Иисус Христос - наш Бог - дает нам тоже мудрый совет: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 19-21). Но что это за сокровища на небе, и как их можно собирать, живя на этой земле? Наверное, каждый человек хоть раз в жизни серьезно задумывался над вопросами вечности. Для чего я живу? Куда иду? Что будет после смерти?
Живя на земле, мы можем приобрести как вечные муки, так и вечное блаженство. Что человек посеет, то он и пожнет. Права на блага в небесах приобретаются верой во Христа с последующим покаянием, «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Апостолов, глава 4, стих 12). Вера же побуждает христиан к добрым делам: милосердию, благотворительности, состраданию к ближним. Ибо когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов... Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31-32, 34-36). Любов, проявленная к ближнему, угодна Богу. И Он воздает за нее с избытком.
Давайте обратимся к другому месту Священного Писания: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Евангелие от Луки, глава 12, стихи 13-15).
На основании этой цитаты мы видим отношение людей к Иисусу Христу. У человека нужда. Проблема. Он оказался, по милости своего брата, нищим. К кому обратиться? Кому пожаловаться? Можно было бы пойти в суд или к старейшинам народа. Но он решил прибегнуть к помощи мудрого Учителя. Но получил неожиданный отказ: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Действительно. Иисус Христос пришел не для того, чтобы судить, решая наши земные споры, а для того, чтобы спасти нас для вечной жизни. Он пришел для того, чтобы каждому человеку «высветить» его внутренний мир. А человек сам, не по приказу или под угрозой наказания, может трезво и ясно определиться в своих действиях по отношению к Богу и близким.
Далее, продолжая говорить к окружающему Его народу, Иисус сказал притчу об одном богаче.
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16-21).
Некоторые могут считать основой спокойной и долголетней жизни материальное благополучие. Но Господь призывает нас прилагать все старание не для того, чтобы собирать сокровища здесь, для этой временной и проходящей жизни, но богатеть в Боге, для жизни вечной, радостной и утешительной.

В.В. Шмыров

) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.

Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (). Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» () .

Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ().

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» () . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» () .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.

Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» () .

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Моли́тесь же так:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.