Первые люди, высадившиеся на луну. Полёты на Луну — как это было

16 июля 1969 года в 13:32 UTC (всемирное время) со стартового комплекса №39А Космического центра имени Кеннеди (Флорида, США) был запущен космический корабль «Аполлон-11» . Задачей миссии была высадка человека на Луну.

21 июля, в 02:56:15 UTC (в 5 ч 56 минут 15 секунд по московскому времени, или в 6 часов 56 минут 15 секунд современному московскому летнему времени) астронавты «Аполлона-11» совершили выход на лунную поверхность. Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир корабля Нил Армстронг . Через 15 минут к нему присоединился пилот лунного модуля Эдвин Олдрин . Пилот командного модуля Майкл Коллинз всё это время ожидал их на окололунной орбите.

Вернулся «Аполлон-11» на Землю 24 июля 1969 года в 16:50:35 UTC . Вся экспедиция продолжалась 8 суток 3 часа 18 минут и 18 секунд .

Во время полёта астронавты провели несколько телетрансляций .

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели , поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю - и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР.

Высадка человека на Луну часто упоминается, как одно из величайших достижений человечества .


Экипаж «Аполлона-11» :
командир - Нейл (Нил) Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong) (слева),
пилот командного модуля - Майкл Коллинз (Michael Collins) (в центре),
пилот лунного модуля - Эдвин E. Юджин (Базз) Олдрин младший (Edwin Eugene (Buzz) Aldrin, Jr.) (справа).

Космический корабль «Аполлон»

3-х-местный корабль массой около 47 тонн, в состав которого входят следующие компоненты:

  • командный модуль,
  • служебный модуль,
  • лунный модуль,
  • система аварийного спасения.

Все модули корабля «Аполлон»


1.Штырь стыковочного узла.
2.Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3.Герметизированная кабина космонавтов.
4.Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5.Двигатели ориентации по тангажу.
6.Двигатели ориентации по крену.
7.Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8.Баки с топливом для маршевого двигателя.
9.Успокоитель и расходомер.
10.Сопло маршевого двигателя.
11.Теплозащитный экран заднего днища.
12.Остронаправленная антенна диапазона S.
13.Радиатор системы терморегулирования.
14.Бачки с жидким кислородом и водородом.
15.Блок вспомогательных двигателей.
16.Двигатели ориентации по рысканию.

Командный и служебный модули корабля «Аполлон-11» (они получили имя и позывной «Колумбия» )

Командный модуль - это конус со сферическим основанием , диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальная масса - 5500 кг . Командный модуль является центром управления полётом . Все члены экипажа в течение полёта находятся в нём, за исключением этапа высадки на Луну.

Служебный модуль несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля. Имеет форму цилиндра длиной 3943 мм и диаметром 3914 мм . С учётом длины сопла маршевого двигателя, которое выходит наружу из корпуса, общая длина служебного модуля 7916 мм . Общая масса служебного модуля - 23,3 тонны , в том числе 17,7 тонн топлива. В модуле размещена маршевая двигательная установка, система реактивного управления, топливные баки и агрегаты двигательных установок и энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах. Служебный модуль обеспечивал все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.

Для посадки на Луну к основным (командному и служебному) модулям добавлялся ещё лунный модуль :


1.Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины.
2.Люк для входа в герметизированную кабину.
3.Две антенны метрового диапазона.
4.Бак окислителя для двигателей системы ориентации (тетраоксид диазота).
5.Блок автоматики.
6.Бачок с водой.
7.Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации.
8.Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации.
9.Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени.
10.Блок двигателей системы ориентации.
11.Радиоизотопная энергетическая установка.
12.Телескопическая стойка посадочного шасси.
13.Тарельчатая опора посадочного шасси.
14.Поперечный элемент шасси.
15.Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.).
16.Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17.Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.).
18.Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны).
19.Посадочная ступень.
20.Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21.Теплоизоляция.
22.Площадка с поручнями.
23.Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс.
24.Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
25.Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла.
26.Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27.Проблесковый источник света.
28.Пульт управления лунной кабиной.
29.Антенна диапазона S, используемая во время полета.
30.Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите.
31.Поворотная антенна диапазона S.

Лунный модуль корабля «Аполлон-11» (он получил имя и позывной - «Орёл» )

Лунный модуль имеет высоту 6,37 м., диаметр 4,27 м. и массу около 16,2 тонны . Состоит из посадочной и взлётной ступеней.

Посадочная ступень массой около 11,7 тонн , оборудованная самостоятельной двигательной установкой тягой до 4,76 тонн-сил и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени.

Взлётная ступень массой около 4,5 тонны с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой тягой 1,59 тонн-сил , после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Сравнение корабля «Аполлон» с пристыкованным лунным модулем (вверху) с другими кораблями, которые использовались НАСА для подготовки к полёту на Луну: 2-х-местным «Джемини» (ниже справа) и 1-местным «Меркурием» (в самом низу справа). Слева – ракеты-носители для этих кораблей и размещение кораблей на них.


Для запуска кораблей «Аполлон» использовалась ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Сатурн-V» («Сатурн-5») , имевшая высоту 110 м., диаметр 10,1 м. и стартовую массу около 2925 тонн , из которых около 2700 тонн (т.е., более 90%) - топливо. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 145 тонн , а на траекторию к Луне – 65,5 тонн (46,8 тонн - корабль «Аполлон» и 18,7 тонн - 3-я ступень с остатками топлива).

Ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподьёмной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту . Это - детище выдающегося конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна :

Схема ракеты-носителя «Сатурн-5»


Как видно на схемах, ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней .

На первой ступени (S-IC) были установлены 5 кислородно-керосиновых двигателей F-1 , общей тягой более 34000 кН (т.е., более 3400 тонн-сил, по 690 тонн-сил на каждый двигатель ). Эти двигатели по сей день остаются самыми мощными однокамерными ракетными двигателями из когда-либо летавших . Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта) и выводила его на высоту 68 километров .

Вторая ступень (S-II) использовала 5 кислородно-водородных двигателей J-2 , общая тяга которых составляла 5115 кН (523 тонн-силы, по 104 тонн-силы на каждый двигатель ). Вторая ступень работала приблизительно 6 минут , разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км .

На третьей ступени (S-IVB) был установлен 1 кислородно-водородный двигатель J-2 тягой 1000 кН (102 тонн-силы ). Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на околоземную орбиту. Вскоре после выхода на эту орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»); в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту.

Помимо «Сатурна-5», в испытательных запусках по программе «Аполлон» использовалась ракета «Сатурн-1Б » - двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1».

На первой ступени «Сатурна-1Б (SI-B) было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН (т.е., 684 тонн-силы, по 137 тонн-сил на каждый двигатель ). Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров .

Вторая ступень «Сатурна-1Б» (S-IVB), она же - третья ступень «Сатурна-5», работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку до 15,3 тонн на околоземную орбиту.

Сравнение ракет-носителей «Сатурн-1», «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5»


Хроника полёта «Аполлона-11»

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с кораблём «Аполлон-11» 16 июля 1969 года

Запуск двигателей второй ступени Сатурн-5 после отделения первой ступени


Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной . После этого экипаж в течение примерно 2-х часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель третьей ступени ракеты-носителя был повторно включен в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 348 секунды ,придав кораблю скорость 10,8392 км/сек и переведя его на траекторию свободного возвращения :

В случае отказа основного двигателя корабля, эта траектория обеспечивала его возвращение на Землю после 145 ч. 04 мин. полёта по ней, включая достаточно удалённый облёт Луны.

После выхода на траекторию к Луне, в 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени начался манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» , который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд :

Манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» (данная схема относится к «Аполлону-10», но «Аполлон-11» перестраивался аналогично)


Когда «Колумбия » и «Орёл » отошли на безопасное расстояние от 3-й ступени ракеты-носителя, по команде с Земли был в последний раз включён двигатель 3-й ступени, и она перешла на траекторию пролёта мимо Луны и выхода на гелиоцентрическую орбиту .

И по такой траектории:

Схема полёта « Аполлона -11»

Схема полёта предыдущего корабля - « Аполлона -10»


Астронавты перевели корабль в режим пассивного термического контроля, когда он медленно вращался вокруг своей продольной оси , делая около 3-х оборотов за 1 час. Это обеспечивало равномерное нагревание обшивки корабля .

В 25 часов 00 минут 53 секунды полётного времени «Аполлон-11» преодолел ровно половину расстояния от Земли до Луны, пролетев 193 256 км. Вскоре после этого путём включения основного двигателя на 2,9 секунды была проведена промежуточная коррекция траектории , в результате которой корабль перешёл на траекторию, обеспечивающую сближение с Луной и посадку на неё.

Незадолго до того, как у экипажа должен был начаться очередной период ночного отдыха, Армстронг неожиданно связался с Хьюстоном и запросил: на каком расстоянии от «Аполлона-11» в тот момент находилась сброшенная третья ступень ракеты-носителя? Дело было в том, что астронавты в иллюминаторы видели на большом расстоянии какой-то непонятный объект, который мигал, как вспыхивающий проблесковый маячок . Было похоже на то, что он, кувыркаясь в пространстве, отражал солнечный свет. Его наблюдали все трое астронавтов, поскольку корабль в то время медленно вращался в режиме пассивного термического контроля. Хьюстон через несколько минут ответил им, что третья ступень летит от них на расстоянии 11100 км. Из этого стало понятно, что загадочный объект никак не мог быть третьей ступенью. Как рассказывал на послеполётном опросе Олдрин, в монокуляр форма объекта выглядела похожей на букву L. Армстронг добавлял, что всё это напоминало открытый чемодан. А Коллинз говорил, что это был полый цилиндр, а если фокус секстанта чуть-чуть сбить, тогда объект выглядел, как открытая книга. Что это было на самом деле, доподлинно установить так и не удалось. Предположительно, астронавты могли видеть одну из панелей адаптора, в котором лунный модуль находился в верхней части третьей ступени во время взлёта.

19 июля в 75 часов 49 минут 28 секунд полётного времени (на 4 мин раньше расчётного времени) когда корабль находился за Луной, был включён ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны с высотой в апоселении 313,8 км. и в периселении 112,7 км . По этой орбите корабль сделал 2 оборота вокруг Луны и 80 ч. 04 мин. 51 сек. полётного времени (на 4 мин 39 сек раньше расчётного времени) был вторично включён ЖРД служебного отсека на 16,4 сек., в результате чего корабль перешёл на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км . Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км .

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались .

Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия»


В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км .

Снижение лунного корабля с орбиты искусственного спутника на поверхность Луны


Он летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности. Армстронг заметил, что один из ориентиров, кратер Маскелини W , они пролетели примерно на 3 секунды раньше, чем предполагалось . Это означало, что они сядут дальше расчётной точки.

В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения (примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки) был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения . Примерно через 4 минуты после этого «Орёл» был повёрнут по крену на 180°, иллюминаторами вверх, Армстронг и Олдрин почти прямо перед собой увидели Землю. Такой поворот был необходим по двум причинам: чтобы посадочный радар смог захватить поверхность и чтобы на завершающем этапе посадки, когда корабль развернётся в вертикальное положение, астронавты могли видеть район, куда садятся.

Почти сразу после этого сработала аварийная сигнализация бортового компьютера , о чём Армстронг доложил в ЦУП. Лунный модуль в этот момент находился на высоте 10,2 км . Сигнал тревоги был вызван перегруженностью бортового компьютера , в который помимо навигационных данных поступала ненужная в тот момент информация от радара встречи с командно-служебным модулем (переключатель радара был поставлен Армстронгом в такое положение примерно за 3 минуты до первого тревожного сигнала). Всего за время посадки сигнализация срабатывала 5 раз, что сильно отвлекало внимание астронавтов. Определяющим в принятии решения ЦУПа о продолжении посадки стало слово специалиста по навигационным системам лунного модуля Стива Бэйлза, который посчитал, что перегруженность компьютера не поставит посадку под угрозу (позднее он вместе с астронавтами получит Президентскую медаль Свободы).

Торможение лунного модуля перед посадкой на Луну .

Аналогичный манёвр лунного модуля «Аполлона-10» - без посадки. После него было совершено отделение посадочной ступени лунного модуля, а его взлётная часть вместе со Стаффордом и Сернаном вновь пристыковалась к командному модулю корабля, ожидавшему их на орбите под управлением Янга, и все трое астронавтов вернулись на Землю.

Через 8,5 минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км. , начался этап приближения к точке посадки , бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. «Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение.

На высоте 1,5 км . при скорости снижения 30,5 м/с Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации.

На высоте около 460 м . Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике (позднее было установлено, что это кратер Западный , диаметром 165 м). С научной точки зрения посадка рядом с большим кратером была бы весьма ценной. Однако Армстронг быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся. Он решил его перелететь.

На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. Армстронг уменьшил наклон лунного модуля назад с 18° до 5° от вертикали. Это увеличило скорость горизонтального перемещения вперёд до 64 км/час. Когда лунный модуль пролетал над кратером, командир начал искать место, пригодное для посадки, и выбрал относительно ровную площадку между небольшими кратерами и полем валунов.

На высоте около 80 метров вертикальная скорость снижения составляла около 0,5 м/с. Олдрин сообщил, что осталось 8% топлива. Ещё через несколько секунд он добавил, что видит тень «Орла» на поверхности Луны. На завершающем этапе захода на посадку лунный модуль был повёрнут примерно на 13° влево от курса, и тень была вне поля зрения Армстронга. На высоте 30 метров Олдрин доложил, что топлива остаётся 5% и что загорелось предупреждение. Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь. Через 33 секунды оператор связи в ЦУПе в Хьюстоне Чарльз Дьюк предупредил, что остаётся 60 секунд. Посадочный радар на несколько секунд «терял» поверхность. Частота пульса у Армстронга на завершающем этапе посадки достигла 150 ударов в минуту.

На высоте 12 метров Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль.

На высоте около 9 метров , как вспоминал Армстронг, «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало, и допустимый лимит времени до прерывания посадки был почти исчерпан .

Вскоре после того, как Олдрин доложил, что высота 6 м . , вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения - 1,2 м/с, Дьюк из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд . Через 9 секунд после этого предупреждения Олдрин закричал: «Сигнал контакта! » Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч. 45 мин. 39,9 с. полётного времени) . Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. Посадка была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить .

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орёл" сел ». Чарльз Дьюк ответил, от волнения оговорившись: «Понял вас, "Свок…", "Спокойствие". Вы прилунились. Мы тут все уже было посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное! »

Лунный модуль стал на грунт с небольшим наклоном назад на 4,5° от вертикали, он так и остался повёрнутым на 13° влево от траектории полёта. Послеполётный анализ показал, что в топливных баках посадочной ступени «Орла» осталось 349 кг. топлива . Этого хватило бы на 25 секунд зависания , после чего осталось бы 20 секунд на запуск двигателя взлётной ступени и прерывание посадки. У следующих «Аполлонов» после посадки оставалось от 499 до 544 кг.

Корабль прилунился в точке с координатами 0,67408° с. ш. 23,47297° в. д. , в 6858 метрах западнее центра эллипса района посадки:

Место посадки «Аполлона-11» (на него показывает синяя стрелка) - юго-западный район Моря Спокойствия

В течение первых 2-х часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были заняты имитацией предстартовой подготовки - на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне.

После её завершения Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через 3 часа начать выход на поверхность . Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть . Кроме того, главное событие миссии передвигалось с глубокой ночи по времени восточного побережья США на лучшее эфирное время (для трансляции в прямом эфире).

Затем Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив таинство причастия . Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрного потира, гостии и вина, которые он взял заблаговременно в Уэбстерской пресвитерианской церкви в Хьюстоне. После полёта Олдрин вернул миниатюрный потир в Уэбстерскую церковь. Каждый год в воскресенье, ближайшее к 20 июля, местные прихожане там принимают участие в богослужении Лунной евхаристии . Армстронг, будучи атеистом, участия в церемонии не принял, и причащаться не стал.

От получения разрешения на досрочный выход на поверхность Луны до начала разгерметизации кабины лунного модуля прошло более 4-х часов . После открытия выходного люка, в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени , Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись на площадку над лестницей, Армстронг первым делом отрепетировал возвращение в лунный модуль . Он снова заполз в него и встал на колени. Всё получилось нормально.

Взяв мешок с мусором , который ему передал Олдрин, он снова выбрался на площадку и выбросил мешок на лунную поверхность:

Мешок с мусором стал первым предметом, который человек, прибывший на другое космическое тело, бросил на него. Не является ли это пророческим символом - характеристикой нашего будущего освоения планет?


После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру , которая и сняла его первый шаг на поверхность Луны (см. видео ниже). Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5-5 см , хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс:

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества »

That’s one small step for [a] man, one giant leap for mankind »)

Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени , или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года . Через 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин.

Фраза при высадке на Луну была составлена заранее, однако от волнения Армстронг пропустил неопределённый артикль перед словом man , что хорошо слышно в записи. Таким образом, смысл фразы исказился: слово man без артикля означает не отдельный человек, а человек, как вид, человечество.

По словам друга детства Армстронга, фраза о двух разных шагах была навеяна детской игрой Mother May I , в которой нужно делать большие или маленькие шаги вперёд.

Телетрансляцию о высадке человека на Луну вели все страны, кроме СССР и Китая . В странах бывшего СССР распространена легенда, что в момент первой высадки на Луну, когда более чем 1 миллиард человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны, по Центральному телевидению СССР якобы был показан фильм «Свинарка и пастух». Однако в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач ; в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра .

На поверхности Луны астронавты пробовали различные способы передвижения, собрали 21,55 кг. образцов лунного грунта , установили научные приборы, разговаривали с президентом Никсоном, установили мемориальную табличку, американский флаг и памятные медали в честь погибших американских астронавтов и советских космонавтов. Армстронг сходил к Малому Западному кратеру диаметром 30 метров, расположенному в 60 метрах к востоку от лунного модуля, и сделал там ряд снимков. Это было максимальное удаление астронавтов от лунного модуля во время данной экспедиции.

Пребывание вне корабля продолжалось 2 часа 31 минуту 40 секунд .

Когда Армстронг и Олдрин вернулись в лунный модуль и сняли шлемы и перчатки, они почувствовали едкий запах лунной пыли . Астронавты протёрли лица и руки влажными салфетками и полотенцами. Частица лунной пыли попала Армстронгу в глаз, но её удалось без проблем извлечь; вычистить до конца лунную пыль из-под ногтей ни он, ни Олдрин не смогли.

Олдрин доложил Земле, что на панели управления, справа, там, где он стоит, один переключатель находится не в том положении , в каком нужно, а включатель зажигания двигателя взлётной ступени вообще сломан . Вероятнее всего, это произошло, когда Олдрин поворачивался в кабине ещё с ранцем за плечами. Астронавты стали искать, чем можно было бы включить сломанный выключатель. Оказалось, что для этих целей подходил фломастер, который у них был на борту.

Ответив на ряд вопросов специалистов на Земле, Армстронг и Олдрин прибрались в кабине и стали укладываться спать . Спать пришлось в скафандрах. Олдрин, по его словам, урывками подремал часа два. Армстронг приближался к состоянию дремоты, но так и не смог заснуть.

За три дня до старта «Аполлона-11», 13 июля 1969 года , СССР запустил автоматическую станцию «Луна-15» , которая должна была достигнуть Луны как раз в день старта, 16 июля . Для американцев этот запуск был загадкой, но высказывались предположения, что его цель - мягкая посадка аппарата на Луну и возвращение его на Землю с образцами лунного грунта до возвращения «Аполлона-11». 16 июля «Луна-15» благополучно вышла на окололунную орбиту. В течение 52 витков с ней были проведены 86 сеансов связи, но при попытке посадки 21 июля 1969 года , т.е. во время пребывания Армстронга и Олдрина на Луне, она разбилась в Море Кризисов (т.е., не так далеко, по лунным меркам, от места посадки «Аполлона-11»).

Сразу после пробуждения астронавты начали готовиться к взлёту . Двигатель взлётной ступени лунного модуля был включён, как и планировалось, в 124 часа 22 минуты полётного времени . Таким образом, пребывание на поверхности Луны продолжалось 21 час 36 минут и 21 секунды .

Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Олдрин увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени, и упал установленный ими флаг . Когда скорость достигла 12 м/с, корабль повернулся на 50° носом вперёд, чтобы начала увеличиваться горизонтальная скорость.

Траектория вертикального старта взлётной ступени лунного корабля с поверхности Луны


Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту с периселением 17 км и апоселением 87 км .

Примерно через час после взлёта , когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту, периселений которой поднялся до 83,3 км .

Активный участок траектории выхода взлётной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Выход взлетной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Переход взлетной ступени лунного корабля на фазирующую орбиту и постоянную разность высот


В результате ещё нескольких последовательных манёвров через 3,5 часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м.

Манёвр постоянной разности высот, окончательное фазирование, коррекция траектории встречи взлетной ступени с основным блоком корабля.

Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена . Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние.

В самом начале 31-го витка, когда корабль находился над обратной стороной Луны, был включён его маршевый двигатель . Он отработал 2 минуты 28 секунд . «Аполлон-11» перешёл на траекторию полёта к Земле :

Выход на траекторию возвращения к Земле (ЖРД включен на 149 сек, когда корабль был за диском Луны, приращение скорости полета 1003 м/сек)


Астронавты перевели командно-служебный модуль в режим пассивного термического контроля (медленное вращение вокруг продольной оси), и у экипажа начался 10-часовой период ночного отдыха .

В 195 часов 03 минуты 06 секунд полётного времени «Аполлон-11» на высоте 122 км от поверхности Земли вошёл в плотные слои атмосферы со скоростью 11 км/с .:

Ориентация командного отсека корабля при входе в атмосферу, процесс раскрытия парашютов и посадка в Тихом океане


Траектория входа в атмосферу командного отсека корабля (отметки времени через 1/2 мин)


Через 15 минут корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет », в точке с координатами 13°19′ (13,30°) с.ш. 169°09′ (169,15°) з.д.

Место посадки командного отсека корабля


Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения .

Через 2 часа 5 минут туда же доставили и «Колумбию». Из вертолёта астронавты перешли в мобильный карантинный фургон . Контейнеры с образцами прошли двойную стерилизацию : сначала ультрафиолетовыми лучами, затем - надуксусной кислотой. В карантин попали ещё 4 техника. В общей сложности, карантину были подвергнуты 23 человека. Однако, никаких патогенов или симптомов инфекционных заболеваний ни у астронавтов, ни у кого-либо из находившихся с ними в карантине обнаружено не было , поэтому было решено прекратить карантин для людей в 1 час ночи 11 августа , на день раньше, чем планировалось.

Образцы же лунной породы должны были оставаться в Лунной лаборатории дольше, от 50 до 80 дней, пока не будут готовы результаты всех посевов на микроорганизмы. Несколько сотен граммов реголита и сколов лунных камней стали материалом для определения их токсичности и патогенности. Лунный материал испытывался на стерильных мышах и различных растениях . Ни одного случая, который мог бы указывать на опасность для земных организмов, отмечено не было, лишь отдельные незначительные отклонения от нормы. Например, выяснилось, что образцы лунной породы стимулировали рост некоторых растений . Был сделан вывод, что лунный грунт биологически безопасен .

В полдень 12 сентября карантин был прекращён. Изучение доставленных образцов продолжилось в лабораториях по всему миру.

Анимационную реконструкцию основных этапов полёта можно посмотреть » - реконструкция миссии «Аполлон-11». На фоне хорошо известных фактов, в картине разворачивается история неизвестных доселе обстоятельств подготовки полёта: технические сложности и хитросплетения взаимоотношений астронавтов, кропотливое изложение деталей путешествия, дополненных никогда не публиковавшимися архивными съёмками в HD качестве, передовые спецэффекты. Фильм развенчивает множество мифов, существовавших десятилетия. Снят к 40-й годовщине полёта «Аполлона-11» (2009 год):

* * *

Следует отметить, что и у Советского союза была в те же годы программа пилотируемых лунных полётов . О том, почему она не была реализована, почему СССР «проиграл» Америке лунную гонку, можно будет поговорить отдельно.

* * *

Нельзя также не сказать о том, что существует « гипотеза лунного заговора » (или «лунной аферы» ), утверждающая, что американские астронавты никогда не были на Луне, а всё, что человечеству известно об этом – это удачная имитация , мистификация НАСА и правительства США.

Об этой гипотезе можно посмотреть, например, следующие видеоматериалы:

Источники : http://wikipedia.org, godkosmicheskojjery.ru, files.radioscanner.ru, zhistory.org.ua, testpilot.ru, bwana.ru, epizodsspace.narod.ru

Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Широко распространена легенда, которую изложил советский журналист и популяризатор науки Ярослав Голованов в своей книге «Правда о программе Apollo». Он писал: «Поздно вечером 21 июля 1969 года по Центральному телевидению, если мне не изменяет память, демонстрировали кинокомедию «Свинарка и пастух». В это время всё человечество, затаив дыхание, следило за первой высадкой землян на Луну. Мы проявили тогда неуважение не к астронавтам, не к стране их пославшей, а к себе...». Но в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач. В то время трансляция начиналась только в 8 утра.

Взлетная ступень лунной кабины с двумя космонавтами на борту стартовала с поверхности Луны.

Это произошло в 20 часов 54 мин. по московскому времени. После выхода на орбиту Луны и маневрирования кабина должна перейти на орбиту основного блока "Аполлона-11" и провести с ним стыковку.

В 15 часов 11 минут по вашингтонскому времени в воскресенье 20 июля космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин отделили лунный отсек от командного отсека, в котором остался Майкл Коллинз, и начали самостоятельный полет.

Примерно через 56 минут они включили тормозной двигатель и перевели лунный отсек на траекторию к месту посадки. Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11".

Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед. Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга:

- Снижаемся в соответствии с планом. 20 километров до поверхности Луны... 18... 15...

До посадки остается несколько минут.

- Тысяча футов! - восклицает контролер на командном пункте в Хьюстоне. - 1500 футов!.. 100 футов!..

- Осталось 40 футов, - сообщает из лунного отсека Армстронг. - Двигатель поднимает с поверхности Луны клубы пыли. Видим собственную тень.

Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга - 150.

- Двигатель выключен! - Слышен заметно взволнованный голос Армстронга. - Садимся!

Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого (вашингтонское время).

- Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. "Орел" (кодовое название лунного отсека) сел!

- Вы заставили всех в Хьюстоне позеленеть от волнения, - отвечают с Земли. - Теперь мы перевели дух. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки.

- Учтите, на Луне тоже две улыбки,- шутит Армстронг.

- Не забудьте еще одну в космосе,- доносится голос Майкла Коллинза из кабины командного отсека. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки.

"Орел" прилунился примерно в четырех милях от заданной цели в юго-западной части Моря Спокойствия. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой.

- Мы опускались прямо на кратер размером с футбольное поле,- докладывал Армстронг через 5 минут после посадки.- Вокруг было много огромных камней. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки.

Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек:

- Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!

Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки:

- Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20-30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1-2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля.

По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом.

Поздно вечером по вашингтонскому времени (в Москве было раннее утро 21 июля) космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.Наконец слышен голос Армстронга:

- К выходу на поверхность готов.

Открывается люк кабины, но космонавты не спешат. Им нужно освоиться. Проходит минута, другая.

- Начинаю выход,- докладывает Армстронг.

Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны. В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане.

Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы.

Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный.

Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне:

- Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества.

Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза. За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей.

- Не испытываю затруднения в движениях,- докладывает космонавт.- Здесь даже легче, чем во время тренировок на Земле.

Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" - взять образец лунной почвы. Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана.

Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле. Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана.

Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек.

Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.

Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему.

Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел.

Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах. Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки.

Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны. Они установили лазерно-радарный рефлектор для измерения расстояния между Землей и Луной и изучения неравномерности во вращении Земли. Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" - гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты.

Космонавты Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз с успехом справились с задачами первой половины их миссии. Их мужество вызывает восхищение.

Командир корабля "Аполлон-11" Нейл Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции.

Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джеминай-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом.

Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо (около 7 тысяч жителей). В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нейл Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом.

Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джеминай-12", выходил из корабля в открытый космос.

Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джеминай-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов.

Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу - завоеванию космоса.

...Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра - не менее напряженный день.

Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А.П. Виноградова корреспонденту газеты.

Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев.

Об освещении лунной высадки в советских СМИ говорил 27 июля 1969 года в эфире «Радио Свобода» Виктор Франк. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. Я думаю, что не одного меня порадовала установка органа ЦК КПСС к достижению американцев. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"».

Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С.П. Королёва, советский космический конструктор В.П. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну?», опубликованной в 1990 году. Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно. Замалчивая реальные факты, положение дел мы представляли таким образом, будто в СССР работы по пилотируемому полету на Луну не проводились и наши усилия были сосредоточены только на ее исследованиях при помощи автоматических космических аппаратов. Более того, мы даже стали утверждать, что в исследовании Луны можно обойтись только автоматическими аппаратами, что человеку на Луне делать нечего».

Ещё 1 комментарий

Прокомментировать

Американский пилотируемый исследовательский корабль «Аполлон-11» вошел в историю как первый корабль, доставивший землян на поверхность другого небесного объекта - Луны. Этот исторический полет длился с 16 по 24 июля 1969 года.

Высадка американцев на Луну

20 июля в 20:17:39 UTC лунный модуль приземлился в Море Спокойствия, точнее - в его юго-западной части. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, командир экипажа и пилот, провели на поверхности Луны почти целые сутки - 21 час, 36 минут и 21 секунду. Майкл Коллинз, управлявший командным модулем, все это время ожидал сигнала от них на орбите.

Астронавтами был произведен один выход на поверхность Луны, продолжавшийся около 2-х с половиной часов. Первым человеком, чья нога 21 июля в 2:56:15 UTC ступила на лунную поверхность, был командир экипажа Армстронг. По прошествии 15 минут на поверхность земного спутника вышел Олдрин.

В месте посадки модуля астронавты установили привезенные с Земли американский флаг и комплект научно-исследовательских приборов. Кроме того, они взяли более 20 кг образцов местного грунта для последующего их изучения в земных лабораториях. И экипаж, и собранные образцы после полета прошли строгий карантин, не выявивший, однако, никаких внеземных микроорганизмов.

Национальная цель, поставленная Джоном Кеннеди почти 10 лет назад, была достигнута - США выиграли лунную гонку у СССР.

Но кто же первым ступил на поверхность таинственного спутника Земли?

Как только стало очевидно, что первым лунной поверхности достигнет корабль «Аполлон-11», журналисты и сотрудники НАСА решили, что высадиться в первую очередь должен Эдвин Олдрин. Логика здесь была очень простая, ведь всегда во время полетов в космос по программе «Джемини» непосредственно выход в космос осуществлялся пилотом, а не командиром.


Экипаж корабля "Аполлон-11"

В самых начальных черновых планах высадки на Луну значилось, что первым наружу выходит пилот модуля. Но не был учтен один интересный момент: так как основной наружный люк открывался слева направо и вовнутрь, а место пилота находилось справа от люка, то пилоту, чтобы выйти, пришлось бы в полном снаряжении перелезать через командира. Репетиция этого маневра показала всю его тщетность.

Позже Дональд Слейтон, командир отряда астронавтов, вспоминал, что командиру необходимо быть первым, даже исходя из стандартных протокольных правил. Именно Слейтон предложил изменить планы, и это новаторство было поддержано руководством. В дальнейшем Слейтон отрицал, что Армстронг воспользовался служебным положением, сам же Армстронг уверял, что его никто и не спрашивал. Олдрин же, по мнению экспертов, не слишком убедительно написал о том, что его устраивало первенство командира.

Аполлон-11» (англ. Apollo 11 ) - пилотируемый космический корабль серии«Аполлон », который впервые доставил людей на поверхность другого космического тела -Луны.

Полётные данные корабля

Ракета-носитель

Сатурн-5SA-506

Стартовая площадка

Космический центр Кеннедикомплекс 39А,Ф лорида,США

Запуск

Посадка

Длительность полёта

8 дней 3 часа 18 минут 0 секунд

Масса

командный модуль 28 806 кг
лунный модуль 15 095 кг

NSSDC ID

1969-059A

NORADID

04039

Полётные данные экипажа

Членов экипажа

Позывной

«Колумбия» («Columbia »)
«Орёл» («Eagle »)

Экипаж

  • Командир -Нил Армстронг .
  • Пилот командного модуля -Майкл Коллинз .
  • Пилот лунного модуля -Эдвин E. Олдрин младший .

Все члены экипажа - опытные астронавты, прошедшие программу «Джемини » . Армстронг и Олдрин , как пилоты, имели боевой опыт, Коллинз был опытным лётчиком-испытателем. По стечению обстоятельств, экипаж составлен из одногодок.

Общие сведения

Корабль включал в себя командный модуль (образец CSM-107 ) и лунный модуль (образец LM-5 ). Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Колумбия » («Columbia »), для лунного модуля - «Игл » («Eagle » - «орёл»). Вес корабля 43,9 т. «Колумбия» - название статуи наздании Конгрессав Вашингтонеи корабля, в котором летели на Луну героиЖюля Верна . Эмблема полёта - орёл над поверхностью Луны, держащий в когтях оливковую ветвь. Для запуска использовалась ракета«Сатурн-5 »(образец AS-506 ). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться наЗемлю».

Успешное выполнение миссии знаменовало собой победу США в«лунной гонке»и означало выполнение обещания президентаКеннедио высадке на Луну до конца 60-х гг.

Задачи полёта

Были запланированы: посадка на Луну в западной частиМоря Спокойствия, сбор образцовлунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установка на Луне научных приборов, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны .

Предстартовая подготовка и старт

За шесть суток до расчётной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, размещённых в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне, ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон».

В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал 36-йпрезидент СШАДжонсон , вице-президентАгню и пионер немецкой ракетной техники 75-летнийГерман Оберт . На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдало около миллиона человек, а телевизионную трансляцию старта смотрел примерно один миллиард человек в различных странах мира.

Корабль «Аполлон-11 » стартовал16 июля1969 годав 13 часов 32 минутыпо Гринвичуна 724мспозже расчётного времени.

Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.

Второй старт и полёт к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальнуюгеоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 346,83 секунды.

В 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени началсяманёврперестроения отсеков, который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд.

В 4 часа 17 минут 3 секунды полётного времени корабль (сцепка из командного и лунного модулей) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от неё на безопасное расстояние и начал самостоятельный полёт к Луне.

По команде с Земли был произведён слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя, в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

Во время 96-минутного цветного телевизионного сеанса, начавшегося в 55:08:00 полётного времени, Армстронг и Олдрин перешли влунный модульдля первой проверкибортовых систем.

Посадка на Луну

Первая фотография, сделанная Нилом Армстронгом на Луне .

Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовиться к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.

Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. В принципе было возможно использование автоматических программ вплоть до момента посадки, однако Армстронг ещё до полёта принял решение, что на высоте примерно ста метров над лунной поверхностью он перейдёт на полуавтоматическую программу управления посадкой, объяснив своё решение следующей фразой: «Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки». По данной программе автоматика регулирует вертикальную составляющую скорости модуля, изменяя тягу посадочного двигателя по сигналам радиовысотомера, в то время как астронавт управляет осевым положением кабины и, соответственно, горизонтальной составляющей скорости. Фактически Армстронг перешёл на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой и всё время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания (позже оператор, принявший решение несмотря на аварийные сигналы не отказываться от посадки на Луну, получил специальную наградуНАСА).

Послеполётный анализ показал, что перегрузка компьютера была вызвана тем, что, помимо управления посадкой, требовавшей 90 % мощности компьютера, на него было возложено управление радиолокатором, обеспечивающим встречу с командным модулем на орбите, что требовало ещё 14 % мощности. Для последующих полётов лунных экспедиций по программе«Аполлон »программное обеспечение компьютера было изменено.

Необходимость перехода на полуавтоматическую программу управления возникла ещё и потому, что автоматическая программа велалунный модульна посадку вкратердиаметромоколо 180 метров, заполненный камнями. Армстронг принял решение перелететь кратер, опасаясь, что лунный модуль перевернётся при посадке.

Лунный модуль прилунился вМоре Спокойствия20 июляв 20 часов 17 минут 42 секундыпо Гринвичу. Место прилунения Армстронг назвалБазой Спокойствия и в момент посадки передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел ».Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: «Понял вас, „Спокойствие“. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!»

Пребывание на Луне

Первый шаг человека на Луне. АстронавтБазз Олдрин выходит на поверхность

Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Ещё в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полёта дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, всё равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.

Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секундпо Гринвичу. Спустившись на поверхность Луны, он произнёс следующую фразу:

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.”

Олдрин вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга . Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунногогрунтаи установили телевизионную камеру. Затем астронавты установилифлагСоединённых Штатов Америки (Конгресс СШАдо полёта отверг предложениеНАСА установить на Луне флагООНвместо национального), провели двухминутный сеанс связи с президентомНиксоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометри отражательлазерногоизлучения). Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счёте астронавт горизонтировал его «на глаз», и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную.

Олдрин у сейсмометра. На заднем плане видны лунный модуль, флаг США, снабжённый проволочным каркасом, чтобы предотвратить обвисание , и камера на штативе

После установки приборов астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю, - 22 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль.

При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг - примерно два часа и десять минут.

После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны, показала этот процесс и вскоре после этого была выключена.

После проверки бортовых систем и приёма пищи астронавты спали примерно семь часов (Олдрин - свернувшись на полу кабины, Армстронг - в гамаке, подвешенном над кожухом основного двигателя взлётной ступени лунной кабины).

Старт с Луны и возвращение на Землю

После ещё одного приёма пищи астронавтами, на сто двадцать пятом часу полёта, состоялся старт с Луны взлётной ступени лунного модуля.

Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны составила 21 час 36 минут.

На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества ». Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11 » и президента Никсона .

Мемориальная табличка на посадочной ступени лунного модуля корабля «Аполлон-11»

После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы, собранные на Луне, и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована , командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта, вызванная плохими метеорологическими условиями в запланированном районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного . Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества.

Отсек экипажа приводнился в Тихом океане примерно в двадцати километрах отавианосца«Хорнет » (CV-12 )(англ. Hornet (CV-12 )) через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции в точке с координатами 13°30′ с. ш . 169°15′ в. д .

На воде отсек экипажа первоначально установился днищем вверх, однако через несколько минут при помощи надувных баллонов-поплавков был перевёрнут в расчётное положение.

Свертолётабыли сброшены три лёгких водолаза, которые подвелипонтонпод отсек экипажа и привели в готовность две надувные лодки. Один из водолазов вскафандребиологической защиты открыл люк отсека экипажа, передал экипажу три таких же скафандра и снова закрыл люк. Астронавты надели скафандры и через 35 минут после приводнения перешли на надувную лодку. Водолаз обработал скафандры астронавтов и внешнюю поверхность отсека неорганическим соединениемйода. Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения. Астронавты прямо из вертолёта перешли вкарантинныйфургон, где их ожидаливрачи техник.

Президент Никсон общается с экипажем «Аполлона-11 », находящимся в карантинном фургоне

На авианосец для встречи астронавтов прибыли президент Никсон , директорНАСАТомас Пейн , а также астронавтФрэнк Борман . Никсон обратился к находящимся в карантинном фургоне астронавтам с краткой приветственной речью.

Астронавты находились в карантине 21 день (считается с момента старта с Луны). С первого же дня пребывания на Земле экипаж начал отчитываться о полёте и проходить медицинские обследования. Эти обследования, а также анализ образцов и воздействие лунными материалами на растения и животных присутствия лунных микроорганизмов не обнаружили, и карантин сочли возможным не продлевать.

По окончании карантинного периода астронавты провели одни сутки с семьями, после чего 13 августа 1969 года были организованы торжественные встречи астронавтов последовательно вНью-Йорке, ЧикагоиЛос-Анжелесе .

16 сентября состоялся приём экипажа «Аполлона-11 » вКонгрессе США. В этот день Конгресс утвердил новую государственную награду США - Почётную медаль Конгресса за освоение космоса.

Некоторые итоги полёта

НАСАнеоднократно подчёркивало, что полёт корабля «Аполлон-11 » имел своей главной задачей решение инженерно-технических проблем, а не научные исследования на Луне. С точки зрения решения этих проблем основными достижениями полёта корабля «Аполлон-11 » считают демонстрацию эффективности принятого способа посадки на Луну и старта с Луны (этот способ считается применимым и при старте сМарса), а также демонстрацию способности экипажа передвигаться по Луне и вести исследования в лунных условиях.

Тем не менее, экспедиция произвела и колоссальный научный прорыв: на Землю были доставлены самые первые образцы лунного грунта.

Евхаристия на Луне

Вскоре после посадки Олдрин , пользуясь правами старейшиныпресвитерианской церкви, провел краткую частную службу спричастием. Армстронг , будучи неверующим, причащаться не стал. Хотя изначально планировалось транслировать это событие, в последний момент НАСА отказалось от этой идеи, главным образом, из-за судебного процесса, возбужденного ранее атеистами против НАСА из-за публичного чтения экипажемАполлона-8 вРождествона лунной орбите главыБыт.1 . По этой причине всё прошло во время перерыва в связи. Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрногопотира,гостии ивина, которые он взял заблаговременно в церкви вХьюстоне. Им был прочитан стихИ н.15:5 . Впоследствии, Олдрин вспоминал:

“Я принялсвятые дарыи принёс благодарность за разум и дух, которые доставили двух молодых пилотов вМоре Спокойствия. Интересно, подумал я, ведь самый первый напиток и самая первая пища, поданные на Луне - вино и хлеб причастия”

Чем в истории запомнилось лето 1969 года? Грандиозным рок-фестивалем в Вудстоке. Выходом фильма "Беспечный ездок", возвестившего конец эры хиппи. Конфликтом СССР и КНР на острове Даманский. Приходом к власти Ричарда Никсона, уничтожением деревни Сонг Ми во Вьетнаме и антивоенными маршами протеста. Отказом Джона Леннона от ордена Рыцаря Британской империи. И событием, сравнимым с первым полетом человека в космос - высадкой американского астронавта на Луну. Нил Армстронг совершил "маленький шаг для одного человека, но огромный прыжок для всего человечества". Луна оказалась покоренной.

Изо всех космических объектов, видимых невооруженным глазом, именно Луна наиболее привлекала к себе внимание человека. Некоторые народы почитали ее выше Солнца, поэты посвящали ей свои строки, астрологи считали, что она влияет на судьбы правителей и жизнь государств. Луне приписывали самые загадочные свойства, вплоть до того, что от ее света молоко коров сворачивается, а у бездетных женщин под ее влиянием рождаются близнецы, причем шестипалые.

Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием (так называемая видимая сторона Луны). Период обращения Луны относительно Солнца составляет 29,53 суток, так что лунный день и лунная ночь длятся почти по 15 суток. В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается; при этом температура на поверхности Луны меняется.

И всегда человек мечтал ступить на Луну. Но Луна - как тот локоть из поговорки, близок, да не укусишь. Мечта обрела зримые очертания во второй половине ХХ века, с началом освоения космоса. В январе 1956 года в Советском Союзе было принято решение о создании искусственного спутника Земли и пилотируемого космического корабля. Началась большая космическая гонка СССР и США.

Вперед, к Луне!

4 октября 1957 года двухступенчатая ракета-носитель Р-7 "Спутник" вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Спутник просуществовал в космосе три месяца. За это время слово sputnik успело войти во многие языки. Американцы ответили тем, что в апреле 1958 года запустили искусственный спутник Земли "Эксплорер-1". В обеих странах интенсивно шла подготовка к полету человека в космос и высадке на Луну.

На первом этапе СССР сумел опередить США. В сентябре 1959 года советская автоматическая станция "Луна-2" впервые достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, а в октябре станция "Луна-3" впервые сфотографировала обратную сторону Луны. В США начали нервничать. Летом 1960 года было объявлено о начале работы над проектом "Аполлон". Проект предусматривал пилотируемый облет Луны и высадку человека на ее поверхность.

Наиболее тщательно исследовалось гравитационное поле Луны. Это объясняется не только потребностями космонавтики, но также дает ученым важную информацию об особенностях строения Луны. Эти исследования выявили нецентральность ее гравитационного поля, обусловленную неоднородностью плотности недр. Ускорение силы тяжести на поверхности Луны составило 1,623 м/с 2 , то есть в 6 раз меньше, чем на Земле.

После того как в космос полетел Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), а позже Алан Шепард (5 мая 1961 года), началась Лунная гонка. В мае 1961 года в США приняли программу покорения Луны. Американцы были крайне раздосадованы тем фактом, что первым человеком, полетевшим в космос, был русский. Поскольку СССР навсегда застолбил за собой место первооткрывателя космоса, в США было решено сделать упор именно на лунную программу.

Президент США Джон Кеннеди очень рассчитывал осуществить высадку человека на Луну до того, как это сделает СССР. Он сумел добиться ассигнований Конгресса на эту программу в размере 25 миллиардов долларов. Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) вплотную приступило к разработке программы. В свою очередь, в СССР 12 апреля 1962 года было впервые официально объявлено о наличии в стране лунной космической программы. Но проект существовал только в стадии намерений. Окончательно он был оформлен лишь к 1964 году.

Американская автоматическая станция "Рейнджер-7" достигла поверхности Луны 31 июля 1964 года. В августе 1964 года генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подписал секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР под номером 655/268 "О работах по исследованию Луны и космического пространства". Космической отрасли поставили конкретное задание: в мае - июне 1967 года облететь Луну, а в сентябре 1968-го совершить на лунную поверхность мягкую посадку и вернуться обратно. По решению правительства была создана так называемая "лунная группа", которую возглавил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов.

Но тут советский лунный проект забуксовал. В октябре 1964 года Хрущев был смещен со своего поста. На его место пришел Леонид Брежнев, а он большого интереса к космонавтике не испытывал. Постепенно лунные проекты перешли из разряда приоритетных в область второстепенных.

  • Экипаж: 3 человека
  • Запуск: July 16, 1969 13:32:00 по Гринвичу с космодрома Кеннеди
  • Прилунение: 20 июля 1969 года в 20:17:40
  • Приземление: 24 июля 1969 года в 16:50:35
  • Количество витков вокруг Луны: 30
  • Длительность нахождения на окололунной орбите: 59 часов 30 минут 25,8секунд
  • Дело осложнялось тем, что две самые видные фигуры советской космонавтики, академики Королев и Челомей, никак не могли договориться о том, каким должен быть ракетоноситель для полета на Луну. Королев предлагал принципиально новый, экологически чистый двигатель "Н-1", который должен был работать на кислороде и водороде. Челомей выступал за многократно проверенные двигатели "Протон". В январе 1966 года Королев умер. После долгого соперничества руководство решило все же остановиться на варианте Челомея. Но на испытаниях раз за разом случались оплошности, приводившие к авариям.

    В конце концов в 1967 году было опубликовано Постановление ЦК и Совета Министров "О неудовлетворительном состоянии "лунной программы"". В СССР поняли, что Лунную гонку выиграть не получится: оставалась еще возможность облететь Луну первыми, но сесть на ее поверхность раньше американцев уже не удастся.

    21 декабря 1968 года американские астронавты Фрэнк Борман, Джим Ловелл и Уильям Андерс стартовали к Луне на борту корабля "Аполлон-8". Это был первый полет за пределы околоземной орбиты. Астронавты первыми из людей увидели обратную сторону Луны. "Аполлон-8" сделал несколько витков на лунной орбите, после чего успешно вернулся на Землю. Первый этап Лунной гонки был выигран США.

    После того как американские астронавты облетели Луну, аналогичная советская программа стала неактуальна. Оставался еще мизерный шанс попытаться опередить США с высадкой на поверхность спутника Земли управляемого аппарата.

    13 июля 1969 года в СССР стартовала автоматическая станция нового поколения "Луна-15", которая должна была доставить образцы лунного грунта на Землю. 16 июля в космос стартовал корабль "Аполлон-11" (экипаж: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин). 20 июля советская автоматическая станция "Луна-15" и лунный модуль совершили посадку на поверхность луны, но "Луна-15" разбилась. И 20 июля в 03:56 по Гринвичу Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на поверхность Луны. Второй этап Лунной гонки также остался за США.

    Однако работы по советской лунной программе на этом не остановились. В сентябре 1970 года советская автоматическая станция "Луна-16" привезла на Землю около 100 граммов лунного грунта. Но о запуске к Луне пилотируемых кораблей речь уже не шла. В ноябре того же года на поверхность Луны был доставлен самоходный аппарат "Луноход-1", который проработал там 9 месяцев. Таким образом, СССР взял частичный реванш за поражение в Лунной гонке.

    Но к 1973 году США, выполнив свою лунную программу, переключились на разработку долговременной околоземной орбитальной станции "Скайлаб". СССР, потерпев многократные неудачи с запуском ракет типа Н-1, которые должны были доставлять космонавтов к Луне, также свернул работы в этой области. Как окончание лунной программы в 1973-76 годах в Советском Союзе были осуществлены запуски автоматических станций, в ходе которых на Луну был доставлен "Луноход-2", а на Землю возвращены образцы грунта. Лунная гонка завершилась.

    Ходил ли Армстронг по Луне?

    В середине 1995 года в СМИ начала гулять история о том, что кроме своей всемирно известной фразы Нил Армстронг сказал и другую: "Удачи вам, мистер Горский". Долгое время никто не мог понять, к чему она относилась, и только недавно астронавт якобы раскрыл секрет. Еще будучи мальчиком, он услышал, как жена соседа, фамилия которого была Горский, отказывает тому в интимной близости, обещая ублажить его только тогда, когда соседский мальчишка полетит на Луну. К вящему разочарованию любителей эффектных историй, эта "правдивая" байка - не более чем анекдот. Армстронг никогда не произносил подобной фразы.

    Высадку человека на поверхность Луны наблюдало более полумиллиарда телезрителей на всем земном шаре. Этот рекорд был побит только 4 года спустя - гавайский концерт Элвиса Пресли в 1973 году смотрел миллиард человек. Кроме того, во время лунной экспедиции состоялся самый дорогой в истории человечества телефонный разговор - из Овального кабинета с астронавтами побеседовал лично президент Никсон. Лунная экспедиция буквально всколыхнула мир.

    И почти сразу же появилась теория, что полет на Луну - не более чем искусная фальсификация. Впервые разговоры об этом возникли после того, как журналисты заинтересовались судьбой астронавтов, принимавших участие в лунных полетах по программе "Аполлон" (всего в ней приняло участие 33 астронавта). Едва ли не треть из них погибли в авто- и авиакатастрофах! Тогда же по страницам СМИ начала гулять версия о странных совпадениях. Журналисты задавались вопросом: "Что за странная эпидемия катастроф поражает астронавтов? Может быть корень этого кроется в нарушении ими подписки о секретности полетов?"

    Кадры с поверхности Луны начали внимательно изучаться как профессионалами, так и любителями. Особое удивление вызывал момент установки на поверхности Луны флага США, который реял как на ветру, хотя на Луне атмосферы нет и, следовательно, флаг колыхаться не должен. Сторонники теории инсценировки начали приводить другие доказательства. Астронавты ходят по Луне в надутых скафандрах, в вакууме в таких скафандрах работать было бы невозможно. Сапоги у скафандров оказались запыленными. От ботинка одного из астронавтов на лунном грунте остался подозрительно чёткий отпечаток. Площадка, по которой ходили астронавты, имела микрозернистую структуру поверхности, соответствующую песчаной пустыне, каких на Луне нет.

    Эмблема экспедиции "Аполлон-11". Фото с сайта www.nasa.gov

    Масла в огонь подлил американский фильм "Козерог-1" (1978 год). История о том, как астронавтов, готовившихся к полету на Марс, в последнюю секунду сняли с корабля, а дальнейший полет и высадку имитировали с помощью телевидения, нашла горячее понимание у зрителей. Американцы, пожалуй, более чем кто-либо подвержены воздействию . Практически любое мало-мальски известное событие в США немедля начинает объясняться неким заговором, как правило, руководимым невидимым или теневым правительством. К таким заговорам относится все: высадка инопланетян в 1947 в США, убийство Кеннеди, число 13, присутствующее на американских банкнотах в разных вариациях, война в Ираке, ну и, конечно, высадка астронавтов на Луну.

    Существует даже легенда, что режиссёр фильма "Козерог-1" Питер Хаймс первоначально хотел "послать" своих героев на Луну, но ему настоятельно посоветовали этого не делать. Якобы опасались разоблачения подлинных фактов: пустыни Калифорнии очень хорошо имитируют лунную поверхность.

    "Козерог-1" только укрепил уверенность скептиков в том, что вся лунная эпопея была сымитирована. Многочисленные факты, опровергающие этот "заговор", как правило, во внимание не принимаются. Теория, согласно которой американцы не высаживались на поверхность Луны, очень популярна до сих пор. Причем у нее есть огромное количество сторонников по всему миру. Споры о том, действительно ли Армстронг ходил по Луне, будут продолжаться еще очень долго, и причин тому несколько. Всегда найдется большое количество доверчивых простаков, которым приятно осознавать, что они "на самом деле знают правду". Людей с изощренной фантазией также всегда будет хватать в избытке.

    Но ответ на вопрос, летала ли экспедиция "Аполлон-11" к Луне на самом деле, дан давно. NASA официально опровергло все измышления. Любой желающий способен убедиться в этом, посетив официальный сайт агентства. Документы, подтверждающие неопровержимость пребывания астронавтов на Луне находятся в открытом доступе . В свою очередь, многочисленные независимые экспертизы подвердили подлинность фото- и видео-материалов, относящихся к этому полету. Но людям хочется верить, что в реальности, согласно высказыванию Ежи Леца, "все было не так как на самом деле".