П. А

Что такое деятельность

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Отличия деятельности человека от поведения животных.

Деятельность человека:

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).

Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность и целенаправленность, 2) продуктивность, 3) преобразующий характер, 4) общественный характер, 5) систематичность и организованность.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

1) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим.

2) Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям.

3) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия.

Труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

Структура деятельности человека

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

Виды деятельности

Классификация №1. Критерий - содержание деятельности.

1) труд - деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата;

Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

2) учение (учёба, познание)- деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков;

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

3) игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры;

Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

4) общение - вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями;

Классификация №2. Критерий - объект и результат деятельности.

1) практическая деятельность - деятельность направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.

Практическая деятельность включает в себя: а)материально-производственную деятельность (преобразование природы), б)социально-преобразовательнаую деятельность (преобразование общества);

2) духовная деятельность - связана с изменением сознания людей

Духовная деятельность включает в себя: а) познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях), б) ценностно-ориентировочную деятельность (определение положительного или отрицательного отношения к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) в) прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Классификация №3. Критерий - характер последствий.

1) созидательная деятельность;

2) разрушительная деятельность.

Все виды деятельности связаны между собой

Творческая деятельность

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы (компоненты)творческой деятельности:

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

Особенности творческой деятельности:

1) Её источником может быть воображение, фантазия.

2) Одним из важнейших её компонентов является интуиция.

3) Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит степень неопределённости.

4) Тесная связь бессознательного с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем.

5) Важное место занимает комбинация уже имеющихся знаний, известных способов действия.

Любой человек обладает способностями к творческой деятельности.

Творческая деятельность в большей степени проявляется в деятельности изобретателей, скульпторов, писателей, музыкантов, художников, учёных. В то же время элементы творчества включены во множество видов деятельности, т.к. творческой можно считать всю деятельность людей, преобразующую природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.

Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности:

1) Ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс.

2) Двуплановость (играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке)

3) Важное место занимает распределение ролей, при этом реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя.

4)Наличие правил, одинаковых для всех участников игры.

5) особым образом используются предметы или их заменители, символы, жесты, условные знаки.

Значение игровой деятельности:

1) игра способствует включению ребёнка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни;

2) некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. качества, которые пригодятся во время учёбы, в процессе трудовой деятельности;

3) человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки;

4) происходит освоение некоторых трудовых навыков;

5) игра развивает коммуникативные навыки.

Функции игры:

1) воспитательная;

2) образовательная;

3) досуговая;

4) интегративная;

5) коммуникативная;

6) рекреационная (человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки)

Мыслительная деятельность

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

  • Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
  • Средство мышления – язык.
  • База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения. Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью. Мышлению же современного человека свойственны в большей степени обобщающие способности. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления:

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Формы мышления:

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

Все люди способны испытывать и выражать различные эмоции и чувства: любовь, гнев, страх, радость и грусть. В доме, где создана здоровая обстановка, родственники относятся к ним с пониманием и не скрывают их. Для детей не секрет, что ощущают родители, как они могут отреагировать на тот или иной поступок, чего от них ожидать и что требуется от них самих. Члены семьи как бы чувствуют друг друга, они открыты для искреннего общения.

Научите малыша понимать и правильно выражать свои чувства: прислушайтесь к собственным эмоциям и выражайте их с помощью слов и действий; вы станете образцом для подражания.

Сделайте так, чтобы ребенок думал о своих чувствах и давал им выход. Поощряйте стремление к самовыражению.

Однако случается, что в семье не принято говорить о своих чувствах. В результате дети не ощущают родительской любви, заботы и защиты и вырастают скрытными, неотзывчивыми, недоверчивыми и неуверенными в себе. Люди, не скрывающие собственные эмоции, не способны наладить тесный контакт со своими детьми.

Как происходит обмен эмоциями в семье?

Любовь

В детстве Владимир жил с мамой, и она много работала. Когда ему было два года, он часто пытался ее обнять и посидеть вместе, однако мать отталкивала его: «Пойди поиграй со своими игрушками. Я устала». Это очень обижало мальчика, но он продолжал искать тепла, пока однажды не сдался. Став взрослым, Владимир не способен любить и быть любимым.

Гнев

Ребенок должен научиться не терять над собой контроль, испытывая гнев и разочарование. демонстрируйте хороший пример и рассказывайте о своих чувствах, когда расстроены. Если вы хотите передать свою мудрость детям, снимайте напряжение, используя спокойные разговоры.

Когда Альберту было всего два с половиной года, его отец, напиваясь, словно впадал в бешенство и оскорблял жену. Подражая папе, мальчик также прибегал к насилию, стоило ему немного разозлиться. Он кидался деревянными кубиками в других детей в детском саду, и директор хотел исключить его.

«Это не только ваше личное дело. Мы не допустим Альберта к занятиям, пока вы не обратитесь к психологу и не научите ребенка держать себя в руках и решать проблемы без применения насилия».

Мать поняла, что для нее и ее сына будет лучше, если она уйдет от мужа. Переехав к своим родителям, женщина отвела Альберта к врачу, а его отцу дала понять, что не вернется, пока он не пройдет курс интенсивной терапии.

Большинство родителей впервые сталкиваются с проблемой «отцов и детей», когда ребенок уже научился ходить, говорить и способен думать, а значит, стремится к независимости. Такой период эмоционального роста - вполне естественное явление, но зачастую он связан с определенными проблемами. Неумение выражать чувства словами ведет к раздражительности, к истерикам, слезам, крикам, дракам и к другим проявлениям агрессии.

Представьте, что вы оказались в незнакомой стране без знания местного языка. Вы голодны, но не можете найти ресторан. Никто вас не понимает. Не захочется ли вам закричать?

Если вы внимательны к своему малышу, то можете предотвратить истерику.

Оказавшись в магазине, маленький Филипп всегда просит Ингу купить ему воздушный шарик. Получив его, он крепко держится за мамину руку, смотрит на свою «драгоценность» и спокойно сидит в тележке со счастливой улыбкой на лице. Поход за покупками проходит без проблем. Если Инга не соглашается покупать шарик, Филипп плачет и пытается вылезти из тележки. Мальчик расстраивается и не понимает, почему мать так непоследовательна в поступках.

Решить проблему достаточно легко. Детям нравится постоянство, поэтому, заходя в магазин, где они всегда покупали шарики, Инга должна снова это сделать, чтобы избежать конфликта. Если же она этого не хочет, ей следует ходить за покупками в какой-нибудь другой магазин, где воздушные шары не так бросаются в глаза.

Каждый день ваш малыш сталкивается со все новыми испытаниями, поэтому избегайте таких ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.

Прибегайте к силе только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него самого или для других. Например:

Ваш ребенок пытается засунуть палец в розетку, не обращая внимания на то, что вы предупреждаете: «Нельзя! Там ток!» Настаивайте на своем. Возьмите ребенка на руки и отвлеките его чем-нибудь. Если он падает на пол, толкается и кричит, отведите его в безопасное место и оставьте там до тех пор, пока не успокоится. Не стоит ничего говорить во время истерики: он все равно не послушает вас. После того как ситуация нормализуется, объясните: «Я тебя люблю и не хочу, чтобы тебе было больно. Когда тебе плохо, мне тоже плохо. Если тебе что-то не нравится, подойди ко мне и спокойно все расскажи. Я же не могу тебе помочь, когда ты кричишь!»

Страх

Всем людям свойственно чего-то бояться, но в ваших силах помочь своему малышу преодолеть страх. Боязнь темноты - распространенное явление. Вам поможет ночник и мягкая игрушка. Перед сном включайте спокойную музыку, чтобы ребенок не боялся остаться один. Лишний раз поцелуйте и обнимите его. Если ночью он плачет, спрашивайте: «Чего ты боишься? Что случилось?» Внимательно выслушайте и скажите что-нибудь успокаивающее.

«Когда дядя Слава был маленьким, он боялся темноты, так же как и ты. Мама клала ему под подушку фонарик, и как только дяде становилось страшно, он его включал, осматривал комнату и ничего страшного не находил. А потом он засыпал, счастливый и спокойный. Держи, вот и тебе фонарик, прямо как у дяди Славы. Давай его включим и все осмотрим. Видишь что-нибудь страшное?»

Радость и грусть

Дети, растущие в атмосфере оптимизма и счастья, учатся улыбаться, радоваться жизни и дарить окружающим хорошее настроение.

Они копируют родительское выражение лица, телодвижения и расположение духа. Если же вашему малышу грустно, возможно, это лишь ваше отражение.

Трехлетней Даше нравилось ходить в детский сад и заниматься там изобразительным искусством и собирать головоломки. Все это сопровождалось улыбками, смехом, разговорами с друзьями и воспитательницей. Она также любила слушать музыку и рассказы, но когда приходило время идти домой, она мрачнела.

«Что случилось?» - спросила однажды ее воспитательница, отводя детей к родителям. «Моя мама делает такое лицо, когда видит меня», - ответила девочка.

Когда к садику подъехала мать Даши, воспитательница все поняла. Вместо того чтобы обрадоваться встрече, женщина сидела молча и скучающе смотрела, как ее дочь сажают в машину. Как же обидно было малышке ощущать на себе безразличный материнский взгляд! На самом ли деле мать так огорчалась при виде Даши или у нее были другие проблемы?

Будьте честны сами с собой, с вашим супругом и ребенком. Если для печали есть причина, например, болезнь или тяжелая потеря, объясните это малышу, чтобы он не принимал ваши чувства на свой счет.

Если у вас плохое настроение каждый день, это ненормально, и вам следует обратиться к специалисту. Не позволяйте печали одолеть вас и причинить боль вашему мужу и детям. Изо всех сил старайтесь быть в хорошем расположении духа в присутствии ребенка и говорите ему: «Я тебя люблю», даже когда вам плохо. Иногда дети винят себя в депрессиях родителей и тоже страдают.



Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека) Мотив Цель Методы и средства Процесс Результат (продукт) Потребности Социальные установки убеждения интересы влечения и эмоции идеалы Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.



Виды деятельности игра общение учение труд Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого- либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может быть организованным и неорганизованным. Это деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.


Отражение действительности в художественной и научной формах, в мифах, религиозных учениях Преобразование природы Преобразование общества Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения Планирование или предвидение возможных изменений действительности


Основа классификации Виды деятельности Субъект деятельности 1. Индивидуальная 2. Коллективная Характер деятельности 1. Репродуктивная (деятельность по образцу) 2. Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) Соответствие правовым нормам 1. Законная 2. Незаконная Соответствие моральным нормам 1. Моральная 2. Аморальная Соотношение с общественным прогрессом 1. Прогрессивная 2. Реакционная Зависимость от сфер общественной жизни 1. Экономическая 2. Социальная 3. Политическая 4. Духовная Особенности проявления человеческой активности 1. Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) 2. Внутренняя (умственные действия)

Деятельность
человека
Активность животного
Приспособление к
природной среде путем ее
масштабного
преобразования, ведущего
к созданию искусственной
среды существования
человека. Человек
сохраняет свою
природную организацию
неизменной, поменяв в то
же время свой образ
жизни.
Приспособление к
условиям среды прежде
всего путем перестройки
собственного организма,
механизмом которой
являются мутационные
изменения, закрепляемые
средой.

Целеполагание в
деятельности
Целесообразность в
поведении
Сознательная постановка
целей, связанных со
способностью
анализировать ситуацию
(раскрывать причинноследственные зависимости,
предвидеть результаты)
Подчинение инстинкту,
действия заранее
запрограммированы.
Воздействие на среду
специально
подготовленными орудиями
труда, создание
искусственных объектов,
которые усиливают
возможности человека.
Воздействие на среду
осуществляется органами
тела, данными природой.
Отсутствие способности
изготавливать орудия труда
с помощью раннее
созданных средств.

Деятельность
человека
Продуктивный,
творческий,
созидательный
характер.
Активность
животного
Потребительский
характер: не создает
ничего нового по
сравнению с тем, что
дано природой.

Основные компоненты
деятельности
Объект
Деятельности – это то,
НА ЧТО направлена
деятельность
Субъект
Деятельности - это КТО
осуществляет
МОТИВ
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат
(продукт)

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

В качестве мотивов могут быть использованы
потребности
Социальные
убеждения
установки
интересы
Влечения
И эмоции
идеалы

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

10. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

11. Виды действий

Вид
Его сущность
Целенаправленное
действие
Характеризуется рационально
поставленной и обдуманной целью.
Целенаправленно действует тот индивид,
чье поведение ориентировано на цель.
ЦенностноРациональное
действие
Характер. Осознанным определением
своей направленности и
последовательности планируемой
ориентацией на него. Индивид следует
своим убеждениям о долге, красоте и т.д.
Аффективное (лат.
Affectus – душевное
волнение) действие
Обусловлено эмоциональным состоянием
индивида. Он действует под влиянием
аффекта.
Традиционное
действие
Основано на длительной привычке. Часто
это автоматическая реакция на привычное
раздражение в направлении некогда
усвоенной установки.

12.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается
каждый индивид в процессе своего
индивидуального развития
ИГРА
ОБЩЕНИЕ
УЧЕНИЕ
ТРУД

13. Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс –

Игра – особый вид
деятельности, целью
которого не является
производство какогонибудь материального
продукта, а сам процесс –
развлечение, отдых.

14.

Характерные черты игры
Происходит
в условной
ситуации,
которая,
как правило,
быстро
меняется
В ее процессе
используются
так называемые
замещающие
предметы
Нацелена на
удовлетворение
интереса
ее участников
Способствует
развитию личности,
обогащает ее
вооружает
необходимыми
навыками

15. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

16.

Субъект – тот, кто является инициатором
общения (отдельные люди, группы)
Цель – это то, ради чего у человека возникает
необходимость в общении
Структура общения
Содержание – это та информация,
которая передается в межличностных
контактах от одного к другому
Средства – это способы передачи информации,
передаваемой в процессе общения
Получатель информации

17.

ОБЩЕНИЕ
По используемым
средствам общения
Непосредственноес помощью органов
(головы, голоса и т.д.)
Опосредованное –
Через изобретения
(газеты, компакт-диск)
По субъектам
общения
Между реальными
субъектами
Между реальным
Субъектом и
иллюзорным
партнером
Прямое – личные
контакты
Между реальным
субъектом и
воображаемым
партнером
Косвенное - через
посредников
Между воображаемыми
партнерами

18. Функции общения

Наименование
функции
Социализация
Ее содержание
Формирование и развитие межличностых
отношений в качестве условия
становления человека как личности.
Познавательная
Познание людьми друг друга.
Психологическая
Осуществление определенного
воздействия на психологическое
состояние человека.
Отождествления Выражение причастности человека к
(противопоставления)
группе:
«Я – свой» или «Я – чужой».
Организационная Организация совместной деятельности
людей

19. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

20.

Учение
Организованное
Осуществляется
в образовательных
учреждениях
Неорганизованное
Осуществляется в других
видах деятельности,
как их побочный,
дополнительный
результат

21. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

22. Характерные черты труда

Целесообразность;
Нацеленность на достижение
запрограммированных ожидаемых
результатов;
Наличие мастерства, умений, знаний;
Практическая полезность;
Наличие результата;
Развитие личности;
Преобразования внешней среды
обитания человека.

23. Основные классификации деятельности

1.
По объектам и результатам деятельности – создание
материальных благ и культурных ценностей.
Деятельность
Материальная
МатериальноСоциальнопроизводственная преобразовательная Познавательная
Духовная
ЦенностноПрогностическая
ориентировочная

24. По характеру самой деятельности

По объекту деятельности
2.
Деятельность
Индивидуальная
3.
Коллективная
По характеру самой деятельности
Деятельность
Репродуктивная
Творческая
4. По соответствию правовым нормам
Деятельность
Законная
Незаконная

25.

5.
По соответствию моральным нормам
Деятельность
Моральная
Аморальная
6. По соотношению к общественному прогрессу
Деятельность
Прогрессивная
Реакционная
7. По зависимости от сфер общественной жизни
Деятельность
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
8. По особенностям проявления человеческой активности
Деятельность
Внутренняя
Внешняя

26. Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда раннее несуществовавшее.

27. Важнейшие компоненты творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже
имеющихся знаний;
Воображение – способность создавать новые
чувственные или мыслительные образы в
сознании;
Фантазия – характеризуется особой силой,
яркостью и необычностью создаваемых
образов;
Интуиция – знание, условия получения
которого не осознаются

28. Характерные черты деятельности

Сознательный характер. Человек
сознательно выдвигает цели деятельности
и предвидит ее результаты.
Продуктивный характер. Направлена на
получение результата.
Преобразующий характер. Человек
изменяет окружающий мир и самого себя.
Общественный характер. Человек в
процессе деятельности, как правило,
вступает в разнообразные отношения с
другими людьми.

Человек и общество

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме. Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Средства должны соответствовать целям..

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Тема «Деятельность»

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен… характер»? а) инстинктивный; б) орудийный; в) совместный; г) преобразовательный.

2. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны.

3. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съёмки фильма; г) работа типографии.

4. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой;

б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнём.

1. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

3. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой.