«Философские мотивы лирики С. Есенина

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

Есенина всегда интересовала тема Отечества, его малой родины и своей судьбы. Для поэта судьба собственная всегда была тесно связана с жизнью родного края. Поэтому очень часто в своих философских стихах Есенин использует прием синтаксического параллелизма, где сопоставляет свою судьбу с различными состояниями природы. Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая» размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

Лирический герой обращается к своему прошлому и его одолевает грусть по ушедшему времени. Однако герой не испытывает чувства разочарования, в нем нет желания повернуть время вспять, изменить то, что было:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Произведением философского содержания, заключающим в себе общечеловеческие и общеисторические идеи, является стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Тема изменчивости времени и проблема трансформаций души человека раскрывается здесь в полной мере:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым.

Лирический герой чувствует те изменения, которые в нём происходят: «я теперь скупее стал в желаньях…». Но ничего невозможно изменить, таковы законы мироздания, против них невозможно идти. Есенин понимает это, но с благоговением вспоминает свои годы молодости как самое прекрасное время, поскольку именно тогда он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.

Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») – образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне - всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.

Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни – механической цивилизации города.

Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.

Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).

Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.

Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.

И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.

Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.

Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ-лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос-ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.

В его творчестве размышления над глубокими фило-софскими вопросами переплелись с созерцанием и на-слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(«Не жалею, не зову, не плачу...»)

Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

(«Мы теперь уходим понемногу...»)

Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб-ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу...»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь моя, родная...»)

Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз-растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе-ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...»:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале-ет, принимая все с любовью.

Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра-жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ло-мит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глот-кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю-щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «...за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав-тор.

Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес-са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз-ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди-нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер-ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли-рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глуби-ной понимания сущности бытия.

Есенин — философ «от природы», певец жизни и гар-монии, настоящий человеколюбец: «...дороги мне люди, Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понем-ногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.

Ранняя лирика . «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». – писал Есенин. Родился поэт в селе Константиново на Рязанщине, и «чувство родины» с детства стало неотъемлемой частью сердца и самой жизни Есенина.

В ранней лирике поражает свежесть и светлость, та звонкость, которая есть и в самой природе. «Есенин – орган, созданный природой для выражения любви ко всему живому», - эти слова Горького очень точно подходят к стихам Есенина о родине и природе. В России для Есенина слилось всё: родная земля и неброская красота русской природы, одиночество матери и седина отца, первая любовь и жалость ко всему живому, к «братьям нашим меньшим». В стихах Есенина природа одухотворяется, наделяется своими чувствами и характером. Человек – часть природы, природное и человеческое нераздельны: в есенинских строчках естественно и органично человеческие чувства передаются через образы природы, а природа олицетворяется («головы моей куст», «буйство глаз и половодье чувств», «хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать», «в сердце ландыши вспыхнувших сил»). Сама человеческая жизнь уподобляется «золотой роще», «розовому коню». Жизнь человека – цветение, смерть – увядание, молодость – «души сиреневая цветь», зрелость – «закружилась листва золотая», «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Единство человеческого и природного миров подчеркивается и своеобразием ярких, уникальных сравнений и метафор. Мир един, поэтому естественно и органично создаются метафорические образы, обнаруживающие возможность всеобщего слияния: «изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины», «сыплет черёмуха снегом», «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду», «может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг».

Цветовая гамма ранней лирики Есенина светлая, разнообразная, гармонично перекликающаяся с цветами самой природы: белый, розовый, золотой, красный, рыжий, голубой, синий. Наиболее часто встречается синий цвет – цвет свежести, чистоты и надежды: «только синь сосёт глаза», «синь, упавшая в реку», «голубую оставил Русь».

Есть в России Есенина легкая грустинка: «озёрная тоска», «пастушеская грусть», «тоска бесконечных равнин». Родина поэта – тихая, кроткая, быть может, поэтому и любовь к ней неразрывно соединяется с просветляющей душу жалостью.

Лирический герой ранних поэтических циклов Есенина «Радуница» и «Голубень» - нежный отрок, странствующий по Руси, «захожий богомолец», идущий по русской земле и не устающий любоваться ее красотой. Глаза этого странника широко распахнуты, мир словно физически соприкасается с ними: «Только синь сосёт глаза». В герое ранней лирики Есенина поражает искренность и яркость первозданного взгляда на мир, это человек, наделенный счастливым даром понимать душу природы, язык растений и животных, не случайно в стихах Есенина природа одухотворяется. Ощущение кратковременности земной жизни рождает в душе лирического героя не страх перед смертью, а особенно обостренное чувство красоты. Герой Есенина ощущает себя частицей, способной «разнести свет», радостно принимает жизнь, преклоняется перед красотой родной земли, воспринимая бытие как чудо.

Русь в годину испытаний . Стихотворение «Русь», написанное в год начала первой мировой войны – 1914, - отражает Русь в годину испытаний. В начале стихотворения создается образ древней Руси – с колдовскими чарами и одновременно простотой и кротостью. Лирический герой чувствует к такой Руси любовь, которая стала частью сердца:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу

О такой любви, причину которой не разгадать и не понять, писал и Лермонтов в стихотворении «Родина».

Година испытаний и невзгод пришла в мир природный и человеческий: «машет саваном пена с озёр», «чашка неба расколота», «закачались лампадки небес». И крестьяне – «мирные пахари» - без лишних слов и слёз пошли на защиту Руси, как когда-то, объединенные «скрытой теплотой патриотизма», шли герои Л.Н.Толстого:

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ...

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

Изначальное, вечное дело «мирных пахарей» - защищать родину в годину испытаний, изначальное, вечное дело женщин – печалиться о своих любимых, верить и ждать.

Поздняя лирика. В творчестве Есенина двадцатых годов появляются тревожные, даже трагедийные нотки, радость в душе его лирического героя все чаще соседствует с грустью. Нежный отрок, странствующий по Руси, уступает место в цикле «Москва кабацкая» «хулигану», «бродяге и вору»: «Я московский озорной гуляка», «оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом» - так называет поэт своего лирического героя. Душевный надлом, попытка найти себя в изменившемся мире и новом времени - всё это отразилось в стихах этого периода.

Есенину суждено было ощутить всю тяжесть слова «последний»: «Я последний поэт деревни», - так с беспредельной грустью говорит о себе поэт. Его Русь - это Русь «золотой бревёнчатой избы», а потому надвигающая эра господства железа и стали губительна для есенинской «голубой Руси» - об этом стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний», « Сорокоуст», «Я последний поэт деревни». На деревню надвигается безжалостный город: «вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «на тропу голубого поля скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарёю пролитый, соберёт его чёрная горсть». В цветовой палитре лирики Есенина всё чаще появляется трагедийный и тревожный черный цвет. Железо для Есенина навсегда осталось антиподом всему живому, трепетному и хрупкому, поэтому не случайно такой бесконечной трогательной грустью в стихотворении «Сорокоуст» наделяется образ маленького жеребёнка, бегущего на поездом.

Мотив дороги, один из центральных мотивов в лирике Есенина, также наполняется драматическими оттенками – это дорога, уводящая от родины:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

Однако наиболее трагичные изменения – те, которые принесла с собой революция. Теперь уже не поэт отдаляется от родины – его Россия исчезает: «голубая Русь» превращается в «Русь советскую». В прежнюю Россию уже не возвратиться – об этом стихотворение «Русь советская». В автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Впечатления Есенина тех лет: «Был в деревне. Всё рушится… надо самому быть оттуда, чтобы понять…Конец всему». Ощущение распада времён, разрушения векового уклада, разлом бытия. Поэт мучительно пытается найти себя в новом мире, но связи со старой Русью он не в силах разорвать – отсюда его приятие и одновременно неприятие совершающегося. Принимая изменения разумом, лирический герой Есенина не может принять их сердцем: как бы «голос мысли» ни убеждал сердце смириться с неизбежным превращением «Руси голубой» в «Русь советскую», однако в глубине души острой болью отозвались обида, отчаяние и горькая ирония, обращенная к себе:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Время «вражды племён» предпочитает «агитки Бедного Демьяна», однако «лира милая» Есенина не принадлежит «ни октябрю, ни маю», то есть чему-то преходящему, временному. Лирический герой этого стихотворения так и не нашел общей дороги с новым временем:

Цветите, юные, и здоровейте телом! У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», написанное в 1925 году, последнем в жизни Есенина, построено по принципу антитезы: первая его часть контрастирует со второй. В начале стихотворения появляется образ «голубой Руси», нежно-просветленной и тихой, а потому основной эмоциональный тон первых катренов - тихая грусть, просветленность. Природа полна вечной красоты и гармонии, она заботливо врачует людские души, снимая напряжение и тревогу. Нет в этой Руси порывисто-резкого движения, нет стремительных изменений и громкости - лишь тишина и гармония самой вечности:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Приглушенность звука отзывается в душе поэта той же мелодией счастья, источник которого – со-чувствие, со-переживание, со-существование с миром верб и тополей.

Однако ритмико-интонационный рисунок второй части отражает напряженность лирического героя, чувствующего трагедию «Руси уходящей». Трагический слом времен отзывается болью в душе, поэт вынужден прислушиваться к музыке нового времени, которое не обещает ему душевного спокойствия и гармоничного созвучия с миром:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Однако «сильный враг» неумолим, «новый свет» ослепителен, а потому в последних строках слышится горькая мольба:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Нет в сердце Есенина проклятия, отчаяния, безверия, есть примирение, приятие своей трагической участи «последнего поэта деревни».

Россия стала для Есенина его болью и счастьем, его судьбой и самой жизнью:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Философские мотивы лирики С.А. Есенина

У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера - вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу тебе о Сергее Есенине, расскажу о его лирике, расскажу, почему я полюбила его стихи. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии. Почему? Я часто задавала себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к своей родине, к своему народу, из-за безгра-ничной любви к природе, ее красоте, из-за того, что они учат меня понимать все прекрасное. Лирика поэта жива одной большой любовью - любовью родине. Чувство родины - основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-мое-мy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Где бы ни был Есе-нин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есе-нина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. "Родина моя, - прошептали губы, - Родина". И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова: Гоп ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края, Только синь слепит глаза. Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра - начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле. И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир - для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь! Малиновое поле И синь, упавшая в реку - Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску! Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанно- му самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В "рябиновом костре" сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и "запрягается" в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами. Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество - это вполне естественные "издержки" молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Это была его первая в жизни клятва в верности новой, стальной России. Слова поднимались в рассветной звонкой тишине к солнцу и летели над Русью вместе с вольными ветрами через леса, озера, луга, сквозь годы. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное наследство. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. И по жизни с собой я пронесу томик стихов Есенина.