Забытые подлодки — участницы Первой мировой войны. Как субмарины воевали в Первую мировую

Подводные лодки Первой мировой войны, отметившие 15-летнее появление на свет в 1914 году, не повлияли каким-либо образом на ход военных действий и на исход войны. Но это время зарождения, становления мощнейшего рода войск. Подводные лодки сыграют значительную роль во Второй мировой войне, показав всю важность и мощь подводного флота.

Зарождение подводного флота

К началу Первой мировой войны представляли собой новое неизведанное средство ведения военных действий на воде. К ним относились на флоте и в высших слоях военного руководства с непониманием и недоверием. Среди считалось весьма непрестижной служба на подводных лодках. Однако первые подводные лодки в Первой мировой войне прошли боевое крещение и достойно заняли свое место в ВМФ стран участниц конфликта.

В Российской империи первая подводная лодка «Дельфин» появилась в 1903 году. Но развитие подводного флота шло слабо, так как из-за нежелания понять всей его важности, финансирование было незначительным. Непонимание как использовать субмарины со стороны главных морских специалистов не только в России, но и в других европейских морских державах, привело к тому, что к моменту начала боевых действий подводные лодки практически не играли значительной роли.

Предвидение будущего применения

К началу боевых действий Первой мировой войны применение подводных лодок имело своих сторонников, можно сказать, фанатично веривших в будущее. В Германии капитан-лейтенант военного флота направил докладную записку командованию, в которой приводил подсчет по применению подводных лодок против Англии. Главнокомандующий английского военного флота лорд Фишер представлял в правительство свои меморандумы, в которых указывал, что подводные лодки, в нарушение морских законов будут применяться как против военных, так и против коммерческих кораблей неприятеля.

Однако следует подчеркнуть, что большинство военных специалистов представляли применение субмарин, ввиду их специфики, только в качестве береговой позиционной охраны. Им предрекали роль минных заградителей при устройстве подвижных Атака ими вражеских кораблей представлялась в виде особого случая в момент якорной стоянки корабля.

Россия не стала исключением. Так, И. Г. Бубнов, ведущий русский конструктор подлодок, в Первой мировой войне отводил им роль «типичных минных банок». Военный флот России к тому времени был одним из немногих, кто уже применял субмарины в войне России с Японией. Следует отметить, что высшее командование России в большей мере тяготело к огромным многопушечным кораблям и откровенно не придавало большого значения подводным судам.

Русский подводный флот на начало Первой мировой войны

Подводные лодки в России были на трех флотах, общее количество их состояло из 24 боевых и трех учебных лодок. На Балтийском море базировалась бригада, состоящая из 11 субмарин, из них 8 строевые и 3 учебные лодки. На Черноморском флоте имелись 4 подводные лодки. Тихоокеанский флот был представлен отрядом, имевшим в своем составе 14 субмарин.

Русским подлодкам в Первой мировой войне отводилась роль берегового охранения, причем главная нагрузка ложилась на Балтийскую бригаду, так как основная морская держава Германия участвовала в войне как противоборствующая сторона России. Важнейшие морские действия против России предполагались на Балтике. Главная цель - обеспечить охрану российской столицы и не допустить прорыва немецкого флота, который на то время считался одним из самых мощных и оснащенных в мире.

Черноморский флот

До вступления Турции в войну против Антанты командование Черноморским флотом вело политику пассивного ожидания нападения турецкого флота. Ничего практически не изменилось и на начало вступления в войну Турции. Откровенное попустительство и предательство со стороны командующего Черноморским флотом адмирала Эбенгарда, принесло большой урон русским силам при нападении сначала турецкой эскадры, затем при столкновении с двумя немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». Стало ясно, что «достопочтенный» адмирал Эбенгард, мягко говоря, не соответствовал занимаемой должности. Во время его командования про подводные лодки даже не вспоминали.

Новые русские подводные лодки Первой мировой войны на Черноморском флоте появились только к осени 1915 года, в это же время стал действовать минный заградитель «Краб». Применение подводных лодок сначала носило одиночный (позиционный) характер. Впоследствии уже применяли маневренный метод - крейсерование определенной акватории. Этот метод получил значительное развитие.

Первые походы русских подлодок на Черном море

К концу зимы 1916 года тактика применения подводных лодок значительно изменилась, они стали основным оружием борьбы на неприятельских коммуникациях. Крейсерские походы составляли десять дней. Два на переход и восемь на поиск противника. Во время похода в надводном положении субмарины проходили до 1 200 миль, под водой - более 150 миль. Основным районом применения подводных лодок был юго-запад морского театра.

Особенно отличилась в Первую мировую войну подводная лодка «Тюлень» под командованием лейтенанта Китицына, которая повстречала недалеко от пролива Босфор вооруженный пароход «Родосто», водоизмещением 6 тыс. тонн и оснащенным двумя 88-миллиметровым и двумя 57-миллиметровыми орудиями, под командованием немецкого командира и смешанным немецко-турецким экипажем.

«Тюлень», из-за поломки находясь в надводном положении, вступил в бой на расстоянии 8-ми кабельтовых, и нанес пароходу более 10 попаданий. Команда парохода подняла белый флаг и под конвоем субмарины была доставлена в Севастополь. За время боевых действий «Тюлень» повредил или пленил 20 вражеских судов. На Черном море впервые русские подводные лодки времен Первой мировой войны стали выходить в походы совместно с эсминцами, что давало более значительные результаты.

Недостатки применения подводных лодок

Прежде всего это малое время нахождения под водой, за которое лодка могла пройти всего 150 миль. Буруны во время погружения делали лодку уязвимой, а след от выпущенной торпеды выдавал атаку и давал время для маневра вражескому кораблю. Большое затруднение составляло управление подводными лодками. Они были оснащены радиостанциями, радиус действия которых был ограничен и составлял 100 миль. Поэтому на большем расстоянии управлять ими командованию было невозможно.

Но в 1916 году был найдено решение, которое заключалось в применении «репетичных» кораблей, в большей части это были эсминцы. Они принимали радиосигнал и передавали его дальше. Это по тем временам был выход из сложившегося положения, что позволило подводным лодкам держать связь с командованием.

Русские подлодки на Балтике

Основной центр военно-морских действий развернулся на Балтийском море. Первоначальной целью германского флота было прорваться в Финский залив, где разбить русские корабли и ударить с моря по Петрограду. В самом начале крейсера «Магдебург» и «Аугсбург», которые сопровождали миноносцы и подлодки, предприняли попытки прорваться в Финский залив. Но этого сделать им не удалось. Для защиты русскими была создана минно-артиллерийская позиция, которая протянулась между полуостровом Поркалла-Удд и островом Нарген. Задача подводных лодок заключалась в несении службы перед позицией с целью совместного ведения огня с крейсерами.

Создание минно-артиллерийских позиций успели провести до начала войны. С ее началом подводные лодки несли службу на определенных дистанциях. Боевые действия на Балтике коренным образом отличались от боевых действий на Черноморском побережье. Большинство немецких кораблей были потоплены или повреждены благодаря русским минам. Именно они вынудили немецкое командование отказаться от попыток прорваться в Финский залив.

Русская легенда

В мае 1916 года Балтийский флот получил новую подводную лодку «Волк». Первая мировая война знала множество примеров беззаветной храбрости и геройства моряков подводных лодок. Но экипаж одной из них стал легендарным. Про подводную лодку «Волк», которой командовал старший лейтенант И. Мессер, сын вице-адмирала В. П. Мессера, на Балтийском флоте слагали легенды.

На личном счету И. Мессера было много побед до того как он принял командование «Волком». В 1915 году, будучи командиром подводной лодки «Кайман», он со своим экипажем в проливе Оландсгаф захватили германский пароход «Шталек». Подводная лодка «Волк» 17.05.1916 устроила засаду в Норчепинской бухте, на границе со шведскими территориальными водами, где ею были потоплены три транспортных парохода - «Гера», «Кольга» и «Бианка». Без малого через месяц был потоплен военный транспорт «Дорита».

Особенности войны на Балтике

Немецкий флот был вынужден сражаться на два фронта с Англией и Россией. Финский залив был надежно закрыт минами. Великобритания имела на тот момент самый передовой флот, поэтому все основные силы Германии были отвлечены на нее. Она покупала из нейтральной Швеции руду, поэтому война в Балтийском море была сведена, в основном к захвату и потоплению германских торговых пароходов, везущих металлическую руду. Перед русским командованием стояла цель - не дать противнику беспрепятственно провозить сырье. И она была достигнута отчасти благодаря подводным лодкам.

Подводные лодки Германии

С первого момента войны Антанта, в основном это был английский флот, начала осаду Германии. В ответ на это Германия стала блокировать Великобританию подводными лодками. К слову, за военный период немцами была спущена на воду 341 подводная лодка, а 138 остались на стапелях. Германские подводные лодки Первой мировой войны отличались живучестью и могли ходить в походы до 10 дней.

Отдельно стоит сказать про экипажи подлодок, отличавшихся особой жестокостью. Они никогда не предлагали сдаться экипажам транспортных кораблей и не спасали членов команды, а хладнокровно топили корабли. За это всем кораблям ВМФ Британии был дан приказ, в котором предписывалось немецких подводников в плен не брать.

Немецкие подводные лодки Первой мировой войны нанесли Англии ощутимый урон. Только за 1915 год страны Антанты потеряли 228 торговых судов. Но надводный флот Англии им победить не удалось, помимо этого, к 1918 году противники Германии научились воевать с подводными лодками. За этот год было потоплено 50 немецких субмарин, что значительно превысило количество спускаемых со стапелей.

Подводный флот Австро-Венгрии

Австро-Венгерские подводные лодки Первой мировой войны не могли оказать какого-либо влияния на ход морских боевых столкновений. Австро-Венгрия имела выход в небольшое Адриатическое море. Но для поддержания престижа задолго до начала подводной войны, в 1906 году, закупила проект подлодки у американской фирмы С. Лейка. К началу войны были построены две субмарины U-1 и U-2.

Это были небольшого размера субмарины с тихим ходом, бензиновым мотором, балластными системами на прочном корпусе, штурвал для управления в надводном состоянии лодки устанавливался только после всплытия. Они навряд ли могли составить конкуренцию любой подводной лодке стран участников войны.

Но стоит отметить, что уже в 1917 году у Австро-Венгрии имелось 27 подводных лодок, нанесших ощутимый урон противнику, в большей степени итальянцам. Досталось от них и англичанам. Для империи, разваливающейся по национальным причинам, это довольно хороший результат.

Первая мировая война круто изменила отношение к подводным судам. Стало ясно, что за ними будущее, когда они станут грозной силой и смогут преодолевать тысячи миль для нанесения удара по врагу.

К началу Первой Мировой войны все морские державы можно было достаточно несложно разделить на главные, имеющие значительные военно-морские силы с разнообразными и многочисленными кораблями всех классов, и второстепенные, обладающие лишь сугубо местными флотами, включающими, в лучшем случае, немногие десятки малых единиц и лишь отдельные крупные боевые суда. К первым, безусловно, можно отнести Британию, США, Германию, Россию и Францию; с некоторым сомнением к ним можно приплюсовать еще и Италию. В обширный круг вторых попадает большинство остальных стран Европы и наиболее развитые государства Латинской Америки. Ну, а в третью категорию – стран, ВМС которых можно рассмотреть только в лупу, относились прочие страны мира, обладатели разве что пары-другой совсем малых канонерских лодок (иногда гордо именуемых «крейсерами») и других корабликов, боевым значением уже совсем не обладавших.

В эту почти стройную систему проблематично включить только одну имперскую державу, Австро-Венгрию. С одной стороны, двуединая монархия (часто презрительно именуемая «лоскутной» по причине наличия в ее составе массы различных по традициям и религии народов) явно претендовала тогда на роль одной из ведущих стран Европы, опираясь при этом главным образом на весьма многочисленную (хотя, как на деле выяснилось, не слишком боеспособную) армию, но не забывая и флот, хотя на него оставалось совсем немного средств. Австрийские инженеры (так же на самом деле представители разных народов) оказались весьма изобретательными и сумели создать вполне приличные, очень рациональные, а местами и просто выдающиеся корабли. С другой стороны, флот этот никак нельзя назвать ни «мировым», ни даже в полной мере средиземноморским, поскольку его предполагаемой сферой действия оставалось совсем небольшое Адриатическое море, куда, собственно, и выходило все побережье империи.

Тем не менее, последние Габсбурги стремились поддерживать свои ВМС на должном уровне. И, когда подводные лодки ведущих морских держав начали «совершать вылазки» из своих баз, так же пожелали иметь их в составе флота. Напомним, что еще в начале XX века австро-венгерская делегация посетила США на данный предмет, и после долгих осмотров и переговоров закупила проект у фирмы Саймона Лэйка, известного нам как создателя «подводных колесниц».

Ему пришлось убрать из заказного проекта совершенную экзотику в лице использования водолазов в качестве «средства поражения», заменив их ставшим уже традиционным торпедным аппаратом. Но любимый им «рудимент» – колеса для ползанья по дну – остались.

Контракт, подписанный в конце 1906 года, предусматривал, что две лодки будут строиться в самой Австрии, на заводе-арсенале в главной базе в Поле: инженеры империи вполне разумно хотели получить не только сами «изделия», но еще и технологии, и навыки в их постройке. В конце концов, как мы помним, с этого начинали и по-настоящему великие морские державы. Лодки заложили летом следующего года и благополучно, хотя и неспешно, в течение трех лет, достраивали, испытывали и вводили в строй. Вместо названий они получили то же обозначение, что и германские, Unterseeboote, или сокращенно, «U» с номером, благо, официальным государственным языком империи был тот же немецкий.

Шедевром результат назвать, конечно, сложно, как и большую часть продукции Лэйка. Небольшие, тихоходные субмарины с бензиновым мотором внутреннего сгорания, штурвалом, устанавливаемым на мостике только после всплытия, и балластными цистернами над прочным корпусом, заполняемыми посредством насосов, едва ли можно считать боевыми. Несложно представить, насколько неустойчивыми они оказывались при погружении, которое к тому же занимало 8-10 минут! Тем не менее, небогатый австрийский флот относился к ним весьма трепетно. В то время как в других странах такие первые кораблики с началом боевых действий безжалостно выводили из строя и отправляли на металл, на «U-1» и «U-2» заботливо заменили бензомоторы на дизели и установили новые аккумуляторы. И использовали их весьма интенсивно, до начала войны – для тренировок (обе лодки совершали до десятка выходов в море в месяц!), а в 1915 году, после вступления Италии на сторону Антанты, они использовались для обороны своего «гнезда» – базы в Поле. И так до поражения Центральных держав в 1918 году. В виде своеобразного издевательства «колесные» субмарины при разделе флота побежденных попали к извечным соперникам, итальянцам, которые спустя несколько лет пустили этот «почетный трофей» на металл.

Подводная лодка « U -4»

Австро-Венгрия, 1909 г.

Строилась фирмой «Deutschewerft» в Киле. Тип конструкции – двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 240/300 т. Размеры: длина 43,2 м, ширина 3,8 м, осадка 2,95 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 40 м. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1200 л.с. и 2 электромотора мощностью 400 л.с. Скорость надводная/подводная – 12/8,5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу, во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 66-мм. Экипаж – 21 чел. В 1909 построено 2 единицы – «U-3» и «U-4». «U-3» погибла в 1915 г. «U-4» после войны передана Франции и сдана там на слом.

Гораздо более удачной оказалась вторая покупка, на этот раз у своего наиболее близкого союзника. Речь идет о «U-3» и «U-4», проделавших «дырку» в стройной нумерации германских субмарин. Эти лодки из числа самых первых Германия предпочла продать, получив деньги и опыт строительства. Не погнушавшись попыткой обмануть «братьев по расе»: продавцы очень захотели сэкономить на заказе, подменив некоторые удачные, но дорогостоящие технические решения более «бюджетными», посчитав, что неопытные австрийцы не обратят на это внимания. Не тут-то было: покупатели уже несколько поднаторели в деле, торгуясь с Лэйком. В итоге, через два года «двуединая монархия» получила свой первый германский подводный «лоскут», надо сказать, весьма удачный. Лодки совершили круиз вокруг половины Европы, правда, на буксире. Достигнув базы в Поле, они быстро получили полное признание у новых хозяев, так же как предшественницы, приступив к активной тренировочной деятельности. Хотя к началу войны эти небольшие субмарины уже никак нельзя было назвать современными, как мы увидим, использовали их в боевых действиях на полную катушку.

Одновременно с заказом этой пары у немцев австрийцы упорно пришивали к своему пестрому «подводному одеялу» еще один «лоскут». Источников новой техники в данной области было немного, при том Франция, находившаяся в противоположном военно-политическом лагере начисто исключалась. Как и Россия, остававшаяся едва ли не первым возможным противником. По сути, помимо Германии, сильно занятой развитием собственных подводных сил (напомним – к этому моменту там имелось только 2 (!) субмарины), оставались лишь Соединенные Штаты. Лэйковская продукция вызывала большое сомнение, поэтому прямой путь вел в «Электрик Боут Компани», все еще клепавшую субмарины под именем Холланда.

Австро-Венгрия в то время занимала своеобразное положение в мире. В частности, у нее оставались весьма давние связи с Британией в области производства морского вооружения. Главную роль в том играла фирма англичанина Уайтхеда, уже давно обосновавшаяся в австрийском тогда порту Фиуме близ Триеста (ныне словенская Риека). Именно там проводились опыты с первыми самодвижущимися торпедами; на его же заводе развернули и производство смертоносных «рыбок», ставших главным оружием подводных лодок. И вот в 1908 году Уайтхед решил включиться в постройку и самих субмарин. Неудивительно, если вспомнить финансовые условия, на которых в разных странах создавались первые боевые подводные суда: прибыль могла достигать десятков процентов. (Хотя и риск был очень большой: вспомним длинный ряд разорившихся фирм.) Пока же восторжествовала полная «лоскутность»: австрийская фирма с британским владельцем закупила лицензию на производство пары лодок у «Электрик Боут» по типу американского «Октопуса». Точнее, не на производство, а на сборку – по той же схеме, что и Россия. Субмарины строились на верфи в Ньюпорте, затем разбирались, перевозились через океан на транспортах и попадали для окончательной сборки в Фиуме к Уайтхеду.

Что касается самих лодок, то об американской продукции первого поколения уже много говорилось. «Огурцы» обладали плохой мореходностью; впрочем, по умолчанию считалось, что австрийцы и не будут отпускать их далеко от базы, на что указывает, в частности, более чем своеобразная особенность: наличие снимаемого мостика, с которым лодки могли совершать походы только в надводном положении. Если в походе планировалось погружение, мостик следовало оставлять в порту! В этом случае при движении на поверхности вахтенному приходилось проявлять акробатические способности, балансируя на крышке люка. Никуда не делись и традиционные проблемы, связанные с использованием бензинового двигателя.

Подводная лодка « U -5»

Австро-Венгрия, 1910 г.

Строилась фирмой «Electric Boat» в США, собиралась на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 240/275 т. Размеры: длина 32,1 м, ширина 4,2 м, осадка 3,9 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 2 бензиновых мотора мощностью 1000 л.с. и 2 электромотора мощностью 460 л.с. Скорость надводная/подводная – 10,75/8,5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу; во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 66-мм. Экипаж – 19 чел. В 1909–1910 гг. построено 2 единицы – «U-5» и «U-6». «U-12» достраивалась по частной инициативе фирмы, куплена флотом в 1914 г.

«U-6» затоплена экипажем в мае 1916 г., «U-12» погибла на минах в августе того же года. «U-5» после войны передана Италии и сдана там на слом.

Тем не менее, пока обе лодки, «U-5» и «U-6», по договоренности уже принимаемые в состав имперского флота, собирались на его заводе, Уайтхед решил построить еще и третью, на свой страх и риск. Хотя в проект внесли некоторые улучшения, представители ВМС начисто отказались от приемки, ссылаясь на отсутствие какого-либо контракта. Так что Уайтхед получил свой «страх и риск» в полной мере: уже построенную лодку теперь надо было куда-то пристраивать. Англичанин пустился во все тяжкие, предлагая «сироту» правительствам самых различных стран, от благополучной Голландии до крайне сомнительной в отношении флота Болгарии, включая заокеанскую экзотику в лице Бразилии и далекого Перу. Довольно-таки безуспешно.

Спасла Уайтхеда война, в которой его родная страна участвовала на противоположной стороне! С началом боевых действий австрийский флот стал куда менее разборчивым и купил у него третьего «холланда». Лодка вошла в состав флота как «U-7», но плавать под этим номером ей не пришлось: уже в конце августа 1914 года обозначение сменили на «U-12». На всю тройку установили постоянные мостики и дизели, после чего выпустили в море. И не зря: именно с этими весьма примитивными субмаринами связаны наиболее громкие победы австрийских подводников, да и всего имперского флота.

Причины, заставившие принять в состав флота долго отвергаемую им до того и уже морально устаревшую субмарину, понятны. К началу Первой Мировой войны подводные силы Австро-Венгрии находились в плачевном состоянии – только пять, способных выйти в море, лодок. И пополнения им ждать не приходилось, поскольку собственного производства так и не удалось наладить. Отстраненный от «кормушки» Уайтхед продолжил сотрудничество с американцами и стал подрядчиком «Электрик Боут» по постройке на экспорт. Заводу в Фиуме удалось поставить три лицензионных «холланда» в Данию. За процессом внимательно следили австрийские офицеры и чиновники, засвидетельствовавшие отличное качество постройки. Поэтому с началом войны флот не только принял многострадальную «U-7», но и предложил британскому фабриканту построить еще четыре единицы по тому же проекту от «Электрик Боут». Уайтхед, финансовое положение которого в результате всех этих событий пошатнулось, с облегчением согласился. Однако возникла проблема с теми комплектующими, которые изготавливались в США. За океаном отнюдь не желали нарушать нейтралитет в пользу потенциального противника и наложили запрет на поставку.

В результате последовала уже не раз описанная история. «Подозрительного иностранца» Уайтхеда отстранили от начатого им и только что поднявшегося с колен бизнеса. Австрийцы создали подставную фирму, «Акционерное общество «Венгерские подводные лодки», на самом деле полностью подчиненную флоту, которой передали оборудование и персонал с уайтхедовского завода. Как бы в наказание за несправедливое притеснение, последовали уже внутренние разборки. «Второй компонент» двуединой монархии, венгры, всерьез захотели строить те самые субмарины. Государственный заказ всего на четыре единицы стали рвать на части. В итоге по компромиссу одна пара досталась фирме «Стабилименто Технике Триестино», что крайне отрицательно сказалось на сроках и качестве постройки. Всю серию, «U-20» – «U-23», смогли поставить только к началу 1918 года, когда флоты всех уважающих себя стран уже избавились от подобных безнадежно устаревших образцов первых серийных «холландов» в своем составе.

Подводная лодка « U -21»

Австро-Венгрия, 1917 г.

Строилась на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное – 173/210 т. Размеры: длина 38,76 м, ширина 3,64 м, осадка 2,75 м. Материал корпуса -сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 450 л.с. и 1 электромотор мощностью 160 л.с. Скорость надводная/подводная 12/9 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу, одно 66-мм орудие. Экипаж -18 чел. В 1917 г. было построено 4 единицы: «U-20» -«U-23». «U-20» потоплена итальянской подводной лодкой в 1918 г., частично поднята в 1962 г., рубка отправлена в музей. «U-23» потоплена в том же году. Две другие после войны переданы союзникам и сданы на слом.

Так буквально раздираемая внутренними противоречиями Австро-Венгрия еще раз продемонстрировала, что ведущей морской державой она все же не является. Правда, австрийцы за полтора года до начала войны успели провести конкурс на новый проект, предсказуемо выигранный немцами. В итоге, «Дойчеверфт» получила заказ на пять единиц с характеристиками, в сущности, очень близкими к стандартным германским субмаринам. Крупные (635 т в надводном положении) и хорошо вооруженные «U-7» – «U-11» (вот куда пошел «пропавший» 7-й номер) могли бы стать, несомненно, очень ценным приобретением. Но не стали: с началом военных действий их перегонка вокруг Европы через ставшие теперь вражескими воды Британии и Франции представлялась совершенно невозможной. На этом основании немцы конфисковали австрийский заказ, доработали проект в соответствии с первым опытом и достроили уже для себя.

Так монархия Франца-Иосифа «осталась на бобах». Настойчивые призывы к союзнику привели к тому, что Германия выслала на Средиземное море свои лодки. Естественно, имея в виду прежде всего собственные интересы. Именно там проходили совершенно незащищенные коммуникации союзников, обещавшие подводникам «тучные нивы». Так оно и оказалось: как раз в Средиземноморье поставил свои ошеломляющие рекорды Лотар Арно де ла Перьер и другие «чемпионы» в уничтожении торговых судов. Базироваться они могли, естественно, только в австрийских портах. Путь на Средиземноморье проложила «U-21» под командованием знаменитого Отто Херзинга, благополучно достигшая Катарро, доказав тем самым возможность перехода лодок на столь большие расстояния вокруг Европы … как раз вскоре после конфискации австрийского заказа.

За «U-21» потянулись другие «немки». Всего за 1914–1916 годы в Адриатику прибыли аж 66 единиц, большие – своим ходом (таковых было 12 штук), разборные прибрежные UB и DC – по железной дороге. Весьма иронично то, что все они стали… как бы австрийскими! Правда, чисто формально; причина заключалась в своеобразной дипломатическо-юридической хитрости. Дело в том, что Италия долго, до конца мая 1915 года, оставалась нейтральной, а затем вступила в войну только с Австро-Венгрией. Но не с Германией, до объявления войны которой прошел целый год. И на этот срок немецкие субмарины получили австрийские обозначения и подняли флаг империи Габсбургов, что позволяло им проводить атаки, не считаясь с нейтралитетом Италии. Притом на субмаринах оставались германские экипажи, а командовали ими признанные асы подводной войны могучего северного соседа. Лишь в ноябре 1916 года продолжение этой, шитой белыми нитками маскировки стало ненужным. Немцы подняли свои флаги и окончательно вышли из тени.

Подводная лодка « U -15»

Австро-Венгрия, 1915 г.

Строилась фирмой «Deutschewerft» в Германии. Тип конструкции – однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное – 127/142 т. Размеры: длина 28,1 м, ширина 3,15 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 40 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 60 л.с. и 1 электромотор мощностью 120 л.с. Скорость надводная/подводная – 6/5 уз. Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата в носу. Экипаж – 15 чел. В 1915 г. доставлены в Полу и собраны 5 единиц: «U-10», «U-11», «U-15» – «U-17». «U-16» потоплена в мае 1917 г., остальные после войны переданы Италии и сданы на слом в 1920 г.

Подводная лодка « U -52»

Австро-Венгрия, проект 1916 г.

Строилась на верфи «Стабилименто Текнико Триестино» в Триесте. Тип конструкции – двухкор-пусный. Водоизмещение надводное/подводное – 848/1136 т. Размеры: длина 76 м, ширина 6,79 м, осадка 3,47 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 45 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 2480 л.с. и 2 электромотора мощностью 1200 л.с. Скорость надводная/подводная -15,5/9 уз. Вооружение: четыре 450-мм торпедных аппарата (по 2 в носу и корме), два 100-мм орудия. Экипаж – 40 чел. Было заказано 4 единицы, «U-52» – «U-55», реально заложены были только две.

Австрийцы прекрасно понимали, что их используют в унизительной роли ширмы. Последовали слезные просьбы к союзнику хоть чем-то заменить конфискованные субмарины. И немцы пошли навстречу, передав весной 1914 года пару крошек типа UB-I: «UB-1» и «UB-15», затем перевезли в разобранном виде по железной дороге в Полу, где довольно быстро собрали. Новые хозяева переименовали их в «U-10» и «U-11». Руководству флотом Австро-Венгрии пришлись по душе и сами лодки и особенно та скорость, с которой их удалось получить. Результатом новых просьб стала поставка еще трех «малышек»: «U-15», «U-16» и «U-17». Так немцы отделались пятью маленькими и примитивными лодками вместо такого же числа конфискованных больших. А «лоскутная империя» вновь оставалась с ущербным прибрежным подводным флотом.

Правда, Германия не собиралась оставить своего союзника совсем уж «безлошадным». Но – за деньги. Летом 1915 года частная фирма «Везер», признанный к тому времени строитель субмарин, заключила с австрийскими коллегами из Триеста, «Кантиере Навале», договор о постройке по лицензии усовершенствованных «малышек» типа UB-II. Поскольку расплачиваться все равно пришлось бы флоту, постройка сулила прибыль и, естественно, началась традиционная грызня между обоими «головами» империи. На этот раз венгры ухватили половину, будущие «U-29» – «U-32». Их взялась поставить фирма «Ганц унд Данубиус», основные предприятия которой располагались… в Будапеште. Довольно далеко от морского побережья! Поэтому сборку пришлось все же проводить на филиале Ганца в Фиуме.

Проблем хватало не только у венгров. Австрийская «Кантиери Навале» тоже страдала от недостатка квалифицированных рабочих рук и необходимого оборудования. Попытка создать цепочку поставщиков по образцу немецкой в условиях империи привела только к пародии. Контрагенты постоянно задерживали детали и оборудование, и маленькие лодки строились недопустимо долго, в несколько раз дольше, чем в Германии. Они начали входить в строй лишь в 1917 году, причем последней стала как раз «австрийская» «U-41». Ей же принадлежит сомнительная честь оказаться последней субмариной, вошедшей в состав «лоскутного» флота.

Если такая печальная история случилась с малыми лодками, то понятно, что произошло с более амбициозным лицензионным проектом. Тогда же, летом 1915 года, лидер подводного судостроения «Дойчеверфт» согласилась передать Австро-Венгрии чертежи вполне современной субмарины надводным водоизмещением 700 тонн. И вновь в «двуединой» последовали длительные политические маневры, результат которых стал сокрушающим: обе единицы достались венгерской «Ганц унд Данубиус». Итог очевиден. К моменту капитуляции, в ноябре 1918 года головная «U-50» по отчетам фирмы якобы была почти готова, однако проверить это уже не предоставлялось возможным. Ее вместе с совсем неготовой напарницей за номером 51 отправили на разделку новые обладатели, союзники. Интересно, что за месяц с небольшим до того флот выдал заказ на строительство еще двух единиц того же типа, кстати, получивших номера 56 и 57, но их не успели даже заложить.

Номерная «дырка» с 52-го по 55-й предназначалась для еще одной попытки развернуть производство субмарин. На этот раз формально чисто отечественных. Хотя в проекте А6 фирмы «Стабилименто Технике Триестино» довольно отчетливо проглядываются, как несложно догадаться, германские идеи и технические решения. Привлекает внимание мощное артиллерийское вооружение – две 100-миллиметровки. Впрочем, о преимуществах и недостатках этих субмарин можно только предполагать. К моменту окончания войны они находились почти в том же положении, что и в момент заказа: на стапеле имелись только части киля и стопка листов обшивки. Как и в случае с 700-тонными лодками, заказ на еще две единицы, «U-54» и «U-55», выдали в сентябре 1918 года – издевательство над собой и здравым смыслом.

К сожалению, далеко не последнее. Хотя постройка лицензионных UB-II у «Кантиере Навале» шла ни шатко ни валко, через год после получения заказа фирма возжелала строить значительно более крупные и сложные технически UB-III. Тот же «Везер» охотно продал все необходимые бумаги на свой вариант проекта. Излишне говорить о том, что парламенты и правительства Австрии и Венгрии (а их в двуединой монархии имелся полный двойной комплект) вошли в привычный «ближний бой» за заказы. Потратив на бесполезные дебаты и переговоры драгоценное время, стороны «повисли на канатах». Сомнительная победа по очкам досталась австрийцам, урвавшим шесть лодок заказа; на еще четыре получили венгры. И хотя в отличие от собственных разработок в наличии имелся полный комплект рабочих чертежей и вся документация, эти лодки так и не коснулись поверхности воды. На момент капитуляции готовность даже наиболее продвинувшейся в постройке головной «U-101» не достигла и половины. Четырех заложенных «мучениц» разобрали, а остальные, по сути, фигурировали только на бумаге. И здесь последний заказ на дополнительные три единицы, «U-118» – «U-120», выдали в том же сентябре 1918 года.

Между тем, уязвленные «недостачей» в две единицы, венгры требовали своей доли. Не желая связывать себя заключенным соперниками договором с «Везером», пресловутый «Ганц унд Данубиус» обратился к «Дойчеверфт». Конкурентам пришлось, по сути, дела дважды покупать один и тот же проект UB-III, в чуть различной фирменной проработке – «двуединость» проступила здесь во всей своей красе. Итог у них оказался примерно одинаковым: венгерская фирма заложила шесть единиц, но их готовность на роковой ноябрь 1918-го оказалась еще меньшей, чем у «Кантиере Навале».

Несмотря на явную неспособность своих горе-производителей, под конец войны правительство империи щедро раздавало заказы. Чтобы венграм не было горько, им в сентябре заказали для строительства субмарины под номерами со 111 по 114. А чтобы обидно не было и австрийцам, их вновь созданная фирма «Аустрияверфт» была осчастливлена заказом на еще одну тройку UB-III под номерами 115, 116 и 117. От всех этих щедростей остались только сами номера; ни одну из лодок за оставшиеся полтора-два месяца до окончания войны не успели даже заложить. На том историю австро-венгерских субмарин, как видно, в большинстве своем не законченных или чисто виртуальных можно завершить. Видимо, навсегда.

Наблюдая за беспомощными потугами и бессмысленной грызней в стане своего главного союзника, Германия попыталась хоть как-то скрасить ситуацию. Но не без пользы для себя. В конце 1916 года немцы предложили купить пару единиц того же типа UB-II из числа уже имеющихся на Адриатике – за наличные в золоте. В казне империи гулял сквозняк, но на лодки деньги нашлись. Покупка «UB-43» и «UB-47» состоялась, хотя немцы честно и с некоторым презрением к «побирушкам» признавались, что избавляются от устаревшей техники. Австрийцы получили сильно изношенные корабли, и это при слабой ремонтно-технической базе.

Боевое применение

Стоит отметить, что при всех этих, мягко говоря, неприятностях, малочисленный австро-венгерский подводный флот упорно сражался, достигая заметных успехов, но и неся потери, правда, которые в десятки раз уступали нанесенному ими союзникам ущербу. По описанным выше причинам любая единица представляла собой большую ценность, и лодки, по возможности, тщательно ремонтировали и модернизировали.

Первой мерой в начале 1915 года стала установка пушек. Понятно, что на совсем не крупных субмаринах разместить что-либо серьезное было крайне затруднительно. И первоначально ограничились 37-миллиметровками. Причем даже в этом случае возникли сложности. Так, на самых старых (из действующих) «немках» «U-3» и «U-4» эту «артиллерию» разместили на каком-то огрызке тумбы непосредственно на совершенно не приспособленной к тому небольшой надстройке, так что заряжать и стрелять из пушчонки приходилось либо стоя сбоку на палубе, вытянувшись во весь рост, либо лежа на выступе надстройки и только по курсу. Тем не менее, обе лодки храбро вступили в боевые действия.

Их ждала принципиально разная судьба. «U-4» уже в ноябре 1914 года пустила на дно свою первую жертву, небольшой парусник. В феврале следующего года к нему прибавились еще три, на этот раз захваченных и отправленных в свой порт. А затем началась настоящая охота «U-4» на крейсера. В мае ее целью стал небольшой итальянский «Пулья», которому повезло увернуться от торпеды. В следующем месяце под ее выстрел из-под воды попал британский новый и ценный крейсер «Дублин», который к тому же охраняли несколько эсминцев. Этот очень ценный для союзников на Средиземноморье корабль едва удалось спасти. А на следующий месяц его ждала самая громкая победа: у острова Пелагоза «U-4» под командой Рудольфа Зингуле подкараулила итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» и пустила его ко дну двумя торпедами. Затем ее жертвой стало… судно-ловушка «Пантеллерия», не справившееся со своей задачей и успешно торпедированное. Ближе к концу года лодка опять перешла на «британцев», с которыми везло несколько меньше: и устаревший бронепалубный «Даймонд» и новый легкий крейсер типа «Бирмингем» благополучно избежали попаданий.

В конце 1915 года субмарину вновь усилили, установив 66-мм орудие в дополнение к малополезной 37-миллиметровке, и она переключилась на торговые суда. Имел место только один «крейсерский рецидив»: попытка атаковать итальянский легкий крейсер «Нино Биксио», с тем же результатом, что и англичан. Зато торговые суда следовали на дно одно за другим. Интересно, что без участия новой пушки: свои жертвы «U-4» упорно топила торпедами. Она благополучно прослужила до конца войны, став наиболее «долгоживущей» субмариной австро-венгерского флота. После окончания войны ее постигла общая для лодок побежденных судьба. По результатам раздела она была передана Франции, где пошла на металл.

Совсем другая участь выпала «U-3», которая завершила свою краткую боевую карьеру уже в августе 1915-го. Пытаясь атаковать итальянский вспомогательный крейсер «Чита ди Катанья», она сама попала под таран своей цели, погнувшей ей перископ. Пришлось всплывать, но на поверхности уже ждал французский миноносец «Бизон», наградивший «U-3» еще парой «шрамов». Субмарина снова погрузилась и легла на фунт, где экипаж ремонтировал повреждения, а командир, Карл Штранд, выжидал. Прошли почти сутки, Штранд счел, что «француз» не станет ждать так долго, и рано утром всплыл на поверхность. Однако командир «Бизона» оказался не менее упорным, миноносец был тут как тут и открыл огонь. «U-3» затонула вместе с третью частью экипажа, а выжившие попали в плен.

Столь же различными оказались судьбы австрийских «холландов». «U-5» начала так же лихо, выйдя в начале ноября в районе мыса Стило на целую эскадру французских линейных кораблей, однако промахнулась. Зато в апреле следующего года она повторила успех своих германских коллег по охоте за дозорными крейсерами. И примерно в тех же условиях: ничему не научившиеся на опыте своих союзников, французы держали столь же бессмысленный и уязвимый дозор из больших крейсеров, пренебрегающий мерами предосторожности. И под торпеду «U-5» сам пришел броненосный крейсер «Леон Гамбетта», затонувший с адмиралом и большей частью экипажа. А в августе около «любимой» точки применения флотов обеих сторон, острова Пелагоза, она потопила итальянскую подводную лодку «Нереиде». А следующим летом жертвой стал итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто», перевозивший войска. На нем погибло около 1800 человек. И это все не считая торговых судов.

На субмарине дважды меняли «артиллерию». Сначала 37-миллиметровка уступил место 47-мм, а потом и 66-мм пушке. Однако последнее улучшение уже не понадобилось. В мае 1917 года удача изменила «U-5». Во время рутинного учебного выхода она подорвалась на мине буквально на виду собственной базы. Лодку подняли, но ремонтировали долго, более года. На том ее боевая служба и завершилась. Злопамятные итальянцы после войны показали трофей на своем параде Победы, а потом просто сдали на слом.

«U-6» оказалась куда как менее удачливой, хотя на ее счету числится французский миноносец «Ренодэн», потопленный в марте 1916 года. В мае того же месяца лодка запуталась в сетях созданного союзниками противолодочного барьера, перегораживавшего выход из Адриатики в Средиземное море, известного как Отрантский барраж. Экипаж долго мучился, но в конце концов ему пришлось затопить свой корабль и сдаться в плен.

«Беспризорной» уайтхедовской «U-12» выпала более громкая и трагическая судьба. Ее единственный командир, смельчак и светский красавец Эгон Лерх (ему приписывали роман с внучкой императора) в конце 1914 года совершил, пожалуй, наиболее важную атаку австрийского флота. Его целью стал французский новейший линейный корабль «Жан Бар». Из двух выпущенных торпед попала только одна, к тому же в носовую часть огромного корабля. Повторить залп с примитивной лодки было просто нечем, и подбитый гигант благополучно ретировался. Зато до конца войны больше ни один французский линейный корабль не входил в «австрийское море» и даже не приближался к Адриатике.

Так один торпедный выстрел подводной лодки решил вопрос о господстве на море: в противном случае австрийцам, скорее всего, пришлось бы иметь дело с главными силами двух стран, Франции и Италии, каждая из которых обладала более сильным линейным флотом.

Погибла «U-12» в ходе отчаянной операции. В августе 1916 года Лерх решил пробраться в гавань Венеции и «навести там порядок». Возможно, это ему и удалось бы, субмарина была уже совсем близко от цели, но наткнулась на мину и быстро затонула. Никто не спасся. Итальянцы подняли лодку в том же году, благородно похоронив храбрецов с воинскими почестями на кладбище в Венеции.

Подводная лодка « U -14»

Австро-Венгрия, 1915 г.

Бывшая французская «Кюри». Строилась на верфи ВМС в Тулоне, перестроена на госверфи в Поле. Тип конструкции – однокорпусный. Материал корпуса – сталь. Водоизмещение надводное/подводное – 401/552 т. Размеры: длина 52,15 м, ширина 3,6 м, осадка 3,2 м. Материал корпуса – сталь. Глубина погружения – до 30 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 960 л.с. и 2 электромотора мощностью 1320 л.с. Скорость надводная/подводная – 12,5/9 уз. Вооружение: 7 450-мм торпедных аппаратов (1 в носу, 2 бортовых, 4 решётчатых системы Джевецкого); во время войны установлено одно 37-мм орудие, впоследствии заменено на 88-мм. Экипаж -28 чел. В конце 1914 г. «Кюри» потоплена у входа в Полу, затем была поднята, перестроена и вошла в строй австро-венгерского флота в 1915. Дважды модернизировалась. После войны возвращена Франции, находилась в строю до 1929 г., в 1930-м сдана на слом.

Насколько отчаянно критической была в Австро-Венгрии ситуация с подводным флотом, свидетельствует история с французской лодкой «Кюри». Эта не самая удачная по конструкции субмарина в декабре 1914 года попыталась проникнуть в главную базу флота неприятеля, предвосхитив авантюру Лерха. С тем же результатом. «Кюри» безнадежно запуталась в противолодочной сети на входе в Полу на манер «U-6», и ее постигла та же судьба. Лодка всплыла и была потоплена артиллерией, а почти весь экипаж попал в плен.

Близость базы позволила австрийцам быстро поднять трофей с солидной 40-метровой глубины. Повреждения оказались легко устранимыми, и лодку решили ввести в строй. На это ушло более года, но результат оказался более чем удовлетворительным. Австрийцы заменили дизели на отечественные, заметно перестроили надстройку и установили 88-мм пушку – самую мощную в своем подводном флоте. Так «француженка» стала «австриячкой» под скромным обозначением «U-14». Вскоре ее принял под командование один из наиболее известных подводников «лоскутной монархии», Георг фон Трапп. Ему и его команде удалось совершить на трофее десяток боевых походов и потопить дюжину неприятельских судов общей вместимостью под 46 тысяч тонн, в том числе итальянский «Милаццо» в 11500 т, ставший самым большим судном, потопленным австро-венгерским флотом. После войны лодку вернули французам, которые не только возвратили ей первоначальное имя, но и довольно долго, около десяти лет, держали в строю. Более того, бывшие хозяева не без горечи признали, что после австрийской модернизации «Кюри» стала лучшей единицей во французском подводном флоте!

Довольно успешно действовали и построенные по лицензии и полученные от немцев «малышки». Здесь уместно заметить, что обычно в самом консервативном компоненте вооруженных сил, на флоте, в «двуединой монархии» процветал изрядный интернационализм. Помимо австрийских немцев, многие офицеры являлись хорватами и словенцами из адриатической Далмации; к концу войны командовал флотом венгр адмирал Миклош Хорти, а наиболее результативным подводником стал представитель одной из самых сухопутных наций империи чех Зденек Худечек. Он получил «U-27», вступившую в строй только весной 1917 года и совершившую первые из своих десяти боевых походов под командованием австрийского немца Роберта фон Фернланда. Всего жертвами лодки пали три десятка судов, правда, в большинстве своем совсем небольших. Очень далеко от германских рекордов, но для столь короткого промежутка времени очень неплохо. А учитывая массу проблем, как технических, так и национальных, разваливших монархию Габсбургов, достижения подводников Австро-Венгрии вполне заслуживают уважения.

На рубеже ХIХ и ХХ веков флоты ведущих мировых держав стали создавать свои одводные силы. Так как американские инженеры Лэк и Холланд (Голланд) смогли к тому моменту достичь удовлетворительных результатов в строительстве подводных лодок, то нет ничего удивительного, что многие флоты заказывали свои первые корабли именно у американцев. Это значительно сокращало время для обучения своих инженеров и судостроителей для подготовки к строительству подводных лодок на национальных верфях. Не стала исключением и Великобритания.

В период с 1902 по 1905 годы на верфи "Виккерс" было построено 13 лодок по улучшенному проекту Холланда. Они получили обозначения,А-1 - А-13. Полное водоизмещение составило 205 тонн, а длина 32 метра. 1 бензиновый двигатель мощностью 450 (на первых) или 600 л.с. (на последующих) и 1 150 -сильный электромотор позволяли развивать надводную скорость 9,5 - 11 узлов и подводную около 7. На вооружении нахлдился один, а на более поздних два носовых торпедных аппарата калибром 457 мм. Перезарядка аппаратов не предусматривалась. Экипаж 11 человек.

К началу Первой Мировой войны они уже морально и технически устарели и использовались для обучения и тренировки экипажей. В 1920 году этилодки были отправлены на слом.

Следующие две серии лодок строившихся в период с 1904 по 1909 года типа В и С были весьма близки по своим характеристикам. Серия В насчитывала 11 корпусов, а С - 38. Полное водоизмещение составляло около 320 тонн при длине 43,3 метра. Двигатели на них были бензиновые по 600 л.с. и более мощные по сравнению с типом А электромотарами по 300 л.с. Надводная скорость составляла 12-13 узлов и подводная около 7 - 7,5. Вооружение было такое же как и на поздних лодлках серии А, а именно 2 носовых 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 15-16 человек.


Две подводные лодки (В-2 и С-11) погибли в результате столкновений еще до начала войны. Остальные принимали участие в боевых действиях на Средиземном, Северном и Балтийском морях. В-11 1 декабря 1914 года в Средиземном море потопила турецкий броненосец "Мессудие". Из состава флота все они были выведены в период с 1919 по 1921 год. Интересно, что лодки типа В успели послужить после снятия электродвигателей и аккумуляторных батарей в качестве патрульных судов.

8 подводных лодок типа D подводным водоизмещением 600-620 тонн строились в период с 1908 по 1911 год и были значительным шагом вперед. Кроме увеличенного водоизмещения и соответственно размеров (длина ок.50 метров), они были впервые оснащены двумя дизельными двигателями и двумя электромоторами. Увеличение оборудования потребовало соответственно и увеличение численности экипажа до 25 человек. Кроме того на этих лодках появился третий (кормовой) торпедный аппарат, а затем и одна-две 76-мм артиллерийские установки.


С течением времени британские верфи получили необходимый опыт строительства подводных лодок, а начавшаяся Первая Мировая потребовала массового строительства этого нового, но уже хорошо зарекомендовавшего себя оружия. На основе лодок типа D в период с 1912 по 1917 годы, была построена самая массовая серия Е, насчитывавшая 58 корпусов. Строились они на разных верфях двумя сериями (10 и 48 единиц). В первой серии две лодки, получившие индексы АЕ-1 и АЕ-2 строились для австралийского флота.

Подводное водоизмещение около 800 тонн и увеличенная длина до 55 метров позволили увеличить количество вооружения. На первой серии были установлены 4-5 457-мм торпедных аппаратов (1 в корме, 2 побортно в средней части корпуса и 1-2 в носу.) и 1 76-мм орудие. Шесть лодок 2 серии были достроены в качестве подводных минных заградителей, несущих вместо бортовых торпедных аппаратов по 10 мин в вертикальных шахтах по каждому борту. Усиленные дизели по 800 л.с. и электромоторы по 420 л.с. смогли обеспечить максимальную надводную скорость в 15 и подводную в 9 узлов. Дальность плавания в надводном положении десятиузловым ходом составила 3000 миль. Экипаж 30 человек.


8 августа 1815 года в Мраморном море подводная лодка Е-11 обнаружила, груженый большим количеством снарядов турецкий броненосец "Хайреддин Барбаросса" (тип "Бранденбург" германской постройки) и потопила его одноторпедным залпом.


Тридцать подводных лодок этого типа были утеряны в результате боевых действий, столкновений или неустановленных причин. Остальные были сданы на слом в начале 20-х годов. Только Е-51 оставалась в составе британского флота до 1931 года.

Продолжение следует.

Буду благодарен читателям за содержательную критику

Первая мировая война стала первым глобальным конфликтом, когда свою реальную силу показали подводные лодки, потопившие за её годы в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли.

Новое оружие

В канун Первой мировой войны мнения о возможной роли использовании подводных лодок были весьма противоречивы, а созданию подводного флота уделялось далеко не первое место. Так, в Германии накануне войны было построено всего 28 субмарин при наличии 41 линейного корабля.

Адмирал Тирпиц указывал, что Германия, благодаря конфигурации побережья и расположению портов не нуждается в подводных лодках. Предполагалось, что подводные лодки будут использоваться, прежде всего, для несения дозорной службы и разведки.

Пренебрежительное отношение к подводным лодкам продолжалось вплоть до 22 сентября 1914 года, когда произошло событие в корне изменившее представление о подводной угрозе. Германская субмарина U-9 потопила три британских броненосных крейсера - «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего в результате атаки U-9 англичане потеряли 1459 чел. погибшими, что эквивалентно потерям в крупном морском бою того времени.

Недооценка подводной угрозы дорого обошлась и Балтийскому флоту России, когда 11 октября 1914 года со всем экипажем немецкой субмариной U-26 был потоплен броненосный крейсер «Паллада». С этого момента начинается ускоренное строительство субмарин.

Только в Германии за годы Первой мировой войны были построены 344 подводные лодки, а Российский флот увеличился с 28 до 52 субмарин. При этом подводные лодки времен Первой мировой первоначально имели весьма скромные характеристики: скорость редко превышала 10 узлов, а дальность подводного плавания - 100-125 миль. Правда, к концу войны в Германии стали строить подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн и автономностью до 130 суток.

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря, на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

В составе Российского флота

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 германских и турецких судов, а собственные потери составили 12 субмарин.

Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие.

Подводная лодка «Тюлень» стала одной из самых результативных русских субмарин периода Первой мировой войны по числу одержанных побед. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.

После Первой мировой судьба лодки, как и многих кораблей русского флота сложилась непросто. В 1920-м, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

В составе Черноморского флота в годы Первой мировой появился и первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат).

«Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

Недооцененная угроза

За годы войны 1914-1918 годов подводные лодки добились значительного успеха, прежде всего, в борьбе с транспортами и торговым судоходством. Если надводными кораблями были потоплены 217 транспортов, то подводные лодки потопили за Первую мировую войну более 6 тыс. судов.

На борьбу с германскими подводными лодками были брошены около 5 тыс. кораблей и переоборудованных для специальных целей судов, только в акватории Северного моря выставлено около 140 тыс. мин. Как ни странно, значительная сила, которую показали подводные лодки в борьбе на коммуникациях в годы Первой мировой войны, оказалась недооцененной в бывших странах Антанты.

Был сделан вывод, о том что наличие конвоев делает операции подводных лодок малоэффективными и подводная угроза уж не столь велика. Поэтому развитию подводных сил и средств борьбы с ними в межвоенный период не уделялось должного внимания, за что и пришлось очень дорого заплатить в годы Второй мировой войны.

Первая мировая война стала первым глобальным конфликтом, когда свою реальную силу показали подводные лодки, потопившие за её годы в 30 раз больше транспортов и торговых судов, чем надводные корабли.

Новое оружие

В канун Первой мировой войны мнения о возможной роли использовании подводных лодок были весьма противоречивы, а созданию подводного флота уделялось далеко не первое место. Так, в Германии накануне войны было построено всего 28 субмарин при наличии 41 линейного корабля.

Адмирал Тирпиц указывал, что Германия, благодаря конфигурации побережья и расположению портов не нуждается в подводных лодках. Предполагалось, что подводные лодки будут использоваться, прежде всего, для несения дозорной службы и разведки.

Пренебрежительное отношение к подводным лодкам продолжалось вплоть до 22 сентября 1914 года, когда произошло событие в корне изменившее представление о подводной угрозе. Германская субмарина U-9 потопила три британских броненосных крейсера - «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего в результате атаки U-9 англичане потеряли 1459 чел. погибшими, что эквивалентно потерям в крупном морском бою того времени.

Недооценка подводной угрозы дорого обошлась и Балтийскому флоту России, когда 11 октября 1914 года со всем экипажем немецкой субмариной U-26 был потоплен броненосный крейсер «Паллада». С этого момента начинается ускоренное строительство субмарин.

Только в Германии за годы Первой мировой войны были построены 344 подводные лодки, а Российский флот увеличился с 28 до 52 субмарин. При этом подводные лодки времен Первой мировой первоначально имели весьма скромные характеристики: скорость редко превышала 10 узлов, а дальность подводного плавания - 100-125 миль. Правда, к концу войны в Германии стали строить подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн и автономностью до 130 суток.

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря, на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

В составе Российского флота

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 германских и турецких судов, а собственные потери составили 12 субмарин.

Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие.

Подводная лодка «Тюлень» стала одной из самых результативных русских субмарин периода Первой мировой войны по числу одержанных побед. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.

После Первой мировой судьба лодки, как и многих кораблей русского флота сложилась непросто. В 1920-м, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

В составе Черноморского флота в годы Первой мировой появился и первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат).

«Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

Недооцененная угроза

За годы войны 1914-1918 годов подводные лодки добились значительного успеха, прежде всего, в борьбе с транспортами и торговым судоходством. Если надводными кораблями были потоплены 217 транспортов, то подводные лодки потопили за Первую мировую войну более 6 тыс. судов.

На борьбу с германскими подводными лодками были брошены около 5 тыс. кораблей и переоборудованных для специальных целей судов, только в акватории Северного моря выставлено около 140 тыс. мин. Как ни странно, значительная сила, которую показали подводные лодки в борьбе на коммуникациях в годы Первой мировой войны, оказалась недооцененной в бывших странах Антанты.

Был сделан вывод, о том что наличие конвоев делает операции подводных лодок малоэффективными и подводная угроза уж не столь велика. Поэтому развитию подводных сил и средств борьбы с ними в межвоенный период не уделялось должного внимания, за что и пришлось очень дорого заплатить в годы Второй мировой войны.