Модели парусников из дерева чертежи. Как сделать своими руками корабль из фанеры? Вырезка корабля из дерева
Сборка модели корабля может быть интересной не только заядлым судомоделистам, но и новичкам. Собирая деревянную модель, вы многое узнаете об устройстве кораблей, получите удовольствие, видя, как набор деревянных заготовок превращается в настоящий парусник. Чтобы сборка была приятной, мы рекомендуем начать с самых простых моделей. Позвоните нам - мы с удовольствием поможем вам с выбором.
Каждый деревянный корабль уникален и зачастую несёт в себе частичку истории. У нас представлены и колониальные корабли, и рыболовные суда, и величественные военные корабли - на любой вкус и цвет. Мы предлагаем качественные модели по низким ценам - это и иностранные модели торговых марок Mamoli, Corel, Mantua, Amati, Artesania Latina, Billing Boats, Constructo, и корабли для сборки от российских производителей - Мастер Корабел, Фальконет, LS Model.
Что внутри?
В каждом наборе - материалы, чертежи и инструкции - в общем, всё необходимое для сборки модели деревянного корабля. С другой стороны, инструменты, как правило, в набор не входят - это позволяет сэкономить тем, у кого инструменты уже есть. Для всех остальных в нашем магазине представлены самые разнообразные инструменты для моделизма. Обычно всё, что необходимо докупить для сборки модели "с нуля", мы указываем в подразделе "сопутствующие товары" на страничке товара.
В яхтенному порту "Геркулес" находится судостроительная верфь, где реализуется грандиозный проект по строительству с нуля (можно сказать, по историческому воссозданию) одного из величайших кораблей в истории Российского военно-морского флота "Полтавы" . На экскурсию сюда может прийти любой желающий, стоимость 300 рублей для взрослого и 200 за ребенка, но если вы приходите всей семьей, то общая стоимость составит 500 за всех.
Проект "Полтава" сложный, хотя бы из-за того, что доступной подробной документации, полных чертежей или изображения в цвете, не сохранилось. Изыскания в архивах ведутся до сих пор. В 2013 году была сделана теоретическая модель судна, на основании данных о похожих кораблях.
Планируется, что «Полтава»
станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. Но уже сейчас на верфь ежедневно пускают экскурсионные группы, где каждый может оценить работу реконструкторов (среди которых немало историков и философов, а не просто плотников) и проникнуться мощью пока еще строящегося корабля. А скелет, который стоит в сухом доке - огромен. Он еле-еле влезает в объектив, поэтому даже пришлось делать панораму.
На входе нас встречает план комплекса - все можно изучить, где что находится.
Вначале идем в домик корабельного мастера, где ждем экскурсовода и заодно греемся, т.к. на улице не май месяц, и все уже довольно сильно замерзли.
Здесь наверняка будет интересно детям - им можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению тематических сувениров.
Наш экскурсовод Оксана проводит предварительный инструктаж - детей взять за руку, всем ходить только за экскурсоводом, не отбиваться, не расходиться, на тяжелые и кажущиеся прочными деревяшки не вставать.
"Полтава" строится из дубов, а деревья определенной толщины и кривизны
ищутся чуть ли не по всей России. Для строительства идут деревья возрастом 100-200 лет, но, как нам сказали, вместо одного срубленного дуба, высаживается 4 новых.
На входе в огромный ангар - памятка, как завязывать различные узлы.
А вот и первый взгляд от входа на оголенный остов будущего корабля. Первое впечатление - вау, размеры впечатляют. Второе - какой прекрасный запах дерева тут стоит. Третье - как же тут дико холодно! Да, так как мы были тут в выходной день, когда мастера не работают, отопление отключено. Поэтому, забегая заранее, скажу, несмотря на то, что все были довольны и под впечатлением, дико продрогли.
Говорят, сюда не пускают туристические группы. Нам же разрешили забраться внутрь. Было ощущение, словно ты внутри огромной рыбины, и видишь ее скелет.
На строительство "Полтавы", кстати, будет потрачено 1800 дубов.
Мы с интересом разглядывали всякие интересные мелкие детали. Вот, например, странная "Баксовая штука".
Чертеж настоящий, ему надо верить.
А это специальное место на полу, где вычерчивается нужная деталь.
Собственно, сама деталь нависает сверху.
Интересно, за что этого мастера так?
История про мастера Кузьму вообще трогательная. Он тут нежно просит деталь не трогать, ибо трудился над ней несколько дней.
Скелетик.
Поднимаемся на балкон дока. Тут на стенах развешены плакаты с историческими фактами.
Вот, например, 2 абсолютно разных вида и цвета кормы "Полтавы". Вам какой нравится больше? Мне синенький. Хотя историки больше склоняются к варианту справа.
Полный внешний вид корабля есть только на черно-белой гравюре Пикарта 1717 года.
Здесь же фотографии всяких интересных исторических документов, которые можно долго разглядывать, если бы не было так холодно.
А вот такие чертежи получились, после нескольких лет изысканий.
Медведик Кузя решил заделать селфи совместно с pink_mathilda
на фоне будущего корабля-музея.
Нам еще предстояло выйти на улицу и окончательно замерзнуть, чтобы сделать залп из пушки. Вид тут красивый.
Здеь стоит памятник с корабельной рындой. А вы видите белочку? А она есть.
А так?
О чем думал художник, помещая белку на корабельный колокол, видимо, знает только он. Может, это муза?
Пушки цельнолитые. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. Собственно, всю технологию литья пушек пришлось придумывать заново - в XXI веке - отливать пушки все-таки уникальное занятие.
А потом мы наконец пошли в тепло! :) Это мачты, реи, стеньги, бомбранстенги и еще куча всяких других плохо запоминаемых названий. Для меня было открытием, что они делаются не полностью из сосны, и собираются по кусочкам с внутренним полым пространством. Оказывается, обычная физика - сломать "трубку" намного сложнее, чем просто палку. А сверху - заглушка.
Этажом выше шьются паруса, но нас туда не пустили, так как слишком опасно:) Паруса там разложены на полу, и их можно очень легко повредить.
Кстати, в парусник не планируют ставить мотор, чтобы судно было максимально приближено к реалиям XVIII века. Но тогда я плохо понимаю, как оно будет плавать по Неве в ночь Алых Парусов - есть планы, что шведский парусник заменят на патриотичную "Полтаву".
За экскурсию хочется выразить благодарность руководителю экскурсионной службы верфи "Полтава" Оксане Роде, за то, что мерзли вместе с нами и показали столько всего интересного.
Взят у ta_samaya в Так строят "Полтаву". Экскурсия на историческую верфь
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Изготовление моделей кораблей - древнейшее из "технических хобби" человека: уже почти шесть тысяч лет люди увековечивают в миниатюре свои суда. Древнейшую из найденных при раскопках моделей - ритуальную серебряную ладью с вёслами из гробницы в Месопотамии - археологи относят к началу четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Российский профессиональный судомоделизм гораздо моложе, но и ему уже сравнялось три столетия. Изготовление моделей кораблей начиналось с Петровской "модель-каморы", в которой хранились "адмиралтейские" модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой, выполнявшие роль наглядных пособий для корабельных плотников, плохо разбиравшихся в чертежах.
По сути, Пётр I сам и был первым серьёзным российским моделистом. Ещё в семнадцать лет, вернувшись из "Великого посольства" по Европе он построил такую модель фрегата, По указу Петра все модели хранились, как образцы для потомков. С собрания этой самой "каморы", находившейся на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством, в своё время и начиналась коллекция нашего Военно-Морского музея.
Наверное, у многих, а тем более у живущих в Санкт-Петербурге, с его историей и традициями, хоть когда-то, да возникало желание своими руками построить модель какого-нибудь парусного корабля . Однако без необходимых навыков и инструментов, в домашних условиях это едва ли удастся сделать, руководствуясь специальной литературой и судомодельными сайтами. Описанные там технологии зачастую довольно сложны, требуют специального оборудования, материалов и почти всегда уже предполагают наличие определённого опыта, поэтому сделать корабль задача весьма не простая.В результате, у того, чьи навыки ограничиваются школьными уроками труда да складыванием бумажных корабликов, сложности, возникающие при работе, скорее отобьют желание, чем сформируют интерес. Трудно бывает найти рекомендации, позволяющие создать что-либо существенное, взявшись за дело практически с нуля. Но всё же, при желании, вполне можно построить достаточно приличную модель, располагая простейшими инструментами, имеющимися в любом доме, где есть мужчина "с руками", и минимальным набором материала. Надо только изначально настроить себя на то, что всё получится, обязательно(!), но почти никогда - сразу. Что неполучившаяся операция, запоротая деталь (хорошо ещё, если одна!) - норма, необходимый приобретённый опыт, а никак не ЧП.
У серьёзных профессиональных моделистов, чьи работы, стоимостью, порой, десятки тысяч долларов занимают первые места на международных выставках, как правило, достаточно скептическое отношение к моделям, выполненным из папье-маше. Оно и понятно - бумага, даже хорошо проклеенная, всё равно останется бумагой. Но для того, кто первый раз пробует свои силы в моделизме, эта техника работы будет наиболее предпочтительной. Она не требует ни каких-либо дорогих материалов, ни инструментов, а в качестве рабочего места позволяет ограничиться простым столом с положенным на него куском фанеры да решёткой на ванную, что бы не пылить в комнате. Замечательно, если есть электродрель со штативом, которую можно установить на свежем воздухе. Но если нет, то и вышеописанные условия позволят начать, а главное - закончить свою первую модель.Все модели, представленные на этих фотографиях - от римской галеры до броненосного крейсера - построены по этой технологии и именно в таких условиях. Пятнадцать лет назад, после травмы, вдруг оказавшись изолированным от окружающей среды, пришлось вспомнить детское хобби и попытаться превратить его в профессию. Перечитав изрядное количество литературы, понял, что ни одна из приведённых там техник в чистом виде мне не подходит. В результате множества проб и экспериментов за эти годы сложилась технология, позволяющая работать независимо ни от каких внешних обстоятельств. Однако же, при всей доступности метода, обзавестись кое-чем ещё до начала работы всё-таки не помешает. Самое главное, конечно, из чего и чем всё это будет строиться.Итак, что нужно для того, чтобы сделать корабль из дерева своими руками
:1.1
МАТЕРИАЛЫ
Массив - т.е. обыкновенная древесина, необходимая прежде всего для изготовления рангоута. Для колонн мачт лучше всего подойдут сосновые рейки соответствующего сечения. Берёза хуже: из неё труднее выбрать ровные отрезки и сложнее обрабатывать. Более тонкие части мачт - стеньги и флагштоки, реи, остальной рангоут прекрасно получаются из берёзовых шпажек для шашлыков, которые иногда можно купить в различных супер-гипер-маркетах. Стоит обратить внимание на то что они бывают разной толщины: попадались и 3,5 и 3 и 1,8 мм. Для самых мелких деталей хорошо использовать деревянные зубочистки. Другие деревянные детали; по идее, и в теории, изготавливаемые из массива, проще и лучше получаются из склеенного "Моментом" в 2-3 слоя шпона соответствующих пород.
Клей.
Оптимально - мебельная ПВА. Проверенная - Новгородская ПВА-М "Акрон". Если такой нет, подойдёт и другая. Главное, что бы в назначении было указано "для склеивания" изделий из древесины, а не "для приклеивания" - эта держит гораздо хуже. Покупая, попросите попробовать - склейте, сжав прищепкой, два кусочка шпона, подождите минут 30, пока высохнет и попытайтесь разодрать. Если клей хороший - порвётся шпон, но не клей. Кроме того, нанесите мазок на поверхность - должна образоваться матовая, но абсолютно однородная, прозрачная, без молочного оттенка, плёнка. Хороша эстонская ПВА, но к высохшей нашей она иногда не пристаёт, отваливается. Т.е. начав работать с какой-то одной, лучше с ней и продолжать. Ну и, конечно, незаменим и обыкновенный "Момент".
Лаки, краски.
Лак лучше всего подойдёт "Аква" - т.е. на водной основе. Сохнет быстро, не даёт разводов на бумаге и картоне. И, что существенно при работе в квартире, практически не пахнет. Есть смысл приобрести сразу и бесцветный, и тонированный под тёмную древесину. Краски - перепробовав несколько вариантов, я остановился на акриловых. Из них самая необходимая - золотая. Проверенная - "Золото Инка". Где есть возможность, бывает проще вместо окрашивания наклеить упомянутую выше цветную бумагу. Вообще, в традициях русской модельной школы было не очень распространено окрашивание моделей. В отличие от Европы, где стремились к стопроцентному сходству с оригиналом даже в оттенках, в России старались подобрать ценные породы древесины так, что бы их цвет пусть не в точности, приблизительно, но соответствовал цвету окрашенного оригинала.
Ткань и нитки. На паруса годится любая белая хлопчатобумажная ткань. Естественно, чем тоньше нить и плотнее плетение, тем лучше. Главное, чтобы не было примеси синтетики, иначе будет плохо клеиться. То же относится и к ниткам. Чистого хлопка, правда, сейчас найти сложно, но если процент синтетики небольшой, то можно попробовать и их. Для стоячего такелажа нужны чёрные нитки, для бегучего - лучше светло-бежевые. По толщине - пригодятся всех возможных номеров: от максимальной - 10 или даже 0, если удастся найти, до 40 - 50. В литературе иногда рекомендуют для достоверности подкрашивать ткань слабым раствором чая. Я пробовал - мне не понравилось: оно, может, и достовернее, но чисто белые паруса выглядят намного симпатичнее. А вот нитки, если не найдётся нужного цвета, лучше слегка подкрасить морилкой для дерева.
Проволока и фольга - желательно медная или латунная, но пойдёт и любая, хоть от тюбиков. Мелкие гвоздики, пластилин, самоклеящаяся плёнка, и т.д. - далеко не исчерпывающий перечень, новые идей могут придти в голову в любой момент в процессе всей работы.
ИНСТРУМЕНТЫ
Помимо стандартного набора инструментов, не нуждающегося в комментарии, как то - рубанок, плоскогубцы, кусачки, отвёртка, струбцины по паре - побольше и поменьше, молоток, ножовка, стамески и т.п., есть несколько специфических вещей, о которых стоит сказать отдельно.Электродрель. Если есть идея заняться делом всерьёз, не ограничившись одним пробным экземпляром, дрелью стоит обзавестись обязательно. Желательно выбрать помощнее - ватт 500, не меньше. Очень хорошо, если со штативом и с регулируемой частотой вращения.Крайне полезная вещь - шлифовальный диск. Т.е. не точильный (он тоже не помешает), а именно шлифовальный - на плоскость которого можно закрепить шкурку.Пилы. Лобзик - полезная, хотя и не первой необходимости вещь. Ножовка по металлу пригодится скорее (хоть и для работы с деревом). К ней хорошо иметь два полотна: мелкое и крупное.Напильники. Четыре-пять штук разной формы и насечки иметь стоит, но, по своему опыту, - главный и практически незаменимый - плоский, мелкий, самый большой, какой сможете найти. Также неплохо иметь и набор надфилей.Ножи. Свой самый любимый и необходимый нож (на фото) сделал себе лет 25 назад из полотна по металлу. В продаже таких не бывает. Без него работы нет - качественно нарезать шпон на полоски можно только им. Он был длиннее сантиметров на пять(!) - сточился… Так, что если делать аналогичный, то с запасом по длине. Выбирая полотно на лезвие, попробуйте его согнуть: если останется согнутым - слишком мягкое. Если сломается - подойдёт. Из обломка и сделаете. Лезвие возьмите подлиннее: чтобы прошло почти через всю рукоятку. Закругление на конце рукоятки тоже не случайно: им удобно притирать приклеиваемые (особенно на "Момент") детали, да и просто загладить неровности.
Обратите внимание на заточку - она односторонняя, при этом сточена правая сторона лезвия - т.е., если резать им по линейке, ведя как карандаш, то к линейке прижимается плоская сторона, а сточенная фаска обращена от линейки. Угол лезвия - примерно 30, заточки - 15-20. Из того же полотна стоит сделать маленькие тонкие резцы, типа стамесок, разной ширины: 4, 6, 8, 12мм - хоть и не сразу, но постепенно все где-то да пригодятся. Можно найти в продаже наборы для резьбы по дереву с полукруглыми резцами. Они тоже рано или поздно, но обязательно понадобятся.Шило. Обычное сапожное. Но и ещё одно придётся сделать самому - из длинного тонкого гвоздя или из толстой швейной иглы (удобно от машинной) на длинной (15-20см) ручке. Ну, и раз уж тут зашла речь, набор швейных иголок разных размеров тоже будет необходим.Кисточки. Стоит завести сразу десятка полтора - всех размеров: от 2 до 20мм, разной жесткости для разных нужд. Иногда вместо кисточки для клея при мелких работах удобно пользоваться тонкой проволокой, примотанной к палочке.
Ножницы. Стоит иметь минимум две, а лучше три пары: по отдельной для ткани, для фольги, и для бумаги, шпона и картона.Шлифовальная шкурка. Необходима минимум трёх номеров: от самой крупной для выравнивания заготовки корпуса под облицовывание до самой мелкой для шлифования под отделку. Ну и средняя - для промежуточных работ. Точильные бруски для резцов - стоит завести три штуки, включая самый мелкий оселок для окончательной доводки.
Мелочи - необходимые, и просто удобные в работе: чертёжные принадлежности, большой пинцет, маленькие плоскогубцы с длинными тонкими губками, бельевые прищепки, круглые резинки "для денег", вязальный крючок, настольные тиски, прозрачная линейка из оргстекла длиной 50см, несмываемые чёрный и коричневый маркеры, морилка для дерева. Да мало-ли что ещё может придуматься при творческом подходе к делу!
И вперёд.
Итак, обзаведясь всем вышеперечисленным, или будучи уверенным, что достанете необходимое в нужный момент, можно, вдохновившись, приступать! Где достать чертежи, советовать не буду - литературы много, Интернет огромен и динамичен - сайты рождаются и умирают. А сам я последнее время не интересовался этим направлением… В любом случае, уж раз Вы попали сюда, то и до чертежей сможете добраться. Изучите несколько проектов разных кораблей, сравнив их конструкции, детали. Зачастую подробности, упущенные в одном комплекте, прекрасно представлены в другом - для аналогичного корабля того же класса, и наоборот. Стоит почитать и их истории. Хорошо, когда дебютом станет не первое, что попадётся на глаза, а то что в результате проведенной селекции понравится больше всех остальных - работать будет гораздо интереснее. У такой модели намного больше шансов быть законченной - её жаль бросить недоделанной… Ну а начнём, конечно, с корпуса.
Автор - Дмитрий Копилов
Эксклюзивно для сайта
На эту игрушку меня вдохновила группа в контакте, где у нас начался своеобразный флеш-моб на тему игрушечного судостроения. Вот фото этих деревянных корабликов:
Вот и я, как активизатор данного движения, решил не отставать и тоже сляпать пацаненку такой корабЕль, естественно с фото всего процесса, чтобы получилась своеобразная инструкция. Сказано-сделано. Забрал сына из садика пораньше и поперлись в гараж.
Нашли походящую доску и начали творить. Сначала на торцовочной пиле вырезали нос кораблика (срезали угол) сын пилил сам, радовался безумно, а я сидел рядом и контролировал каждое его движение))). Не смотрите, что коленки в пределах досягаемости пилы и провод там же)))
- снимок постановочный, ребенок стоит рядом устойчиво, в полный рост, за пилу держится двумя руками))) за время работы никто не пострадал)))
Получилась вот такая штакетина. Думаю, не стоит особо останавливаться на том факте, что модно обойтись и без торцовочной пилы. (и волос седых будет меньше)
Затем немного построгал заготовку. Тут уж от электрорубанка я сына отогнал (тот обиделся, но далеко не ушел).
Рубанком я не только снял заусенцы, но и придал первоначальную форму палуба - ровная, дно немного завалил к бортам, сформировав подобие киля. На фото видно плоховато...
Затем притянул доску к верстаку парой струбцин, взял в руки ЛШМ и начал доводить обводы корпуса до ума...
Шлифанул дно и палубу, заузил корпус, завалил борта и носовую оконечность. В общем, сделал красиво.
Следующим этапом стало изготовление выреза под колесо. Сначала я хотел выбрать его красиво фрезером, но потом мне стало лень возиться и я сделал это лобзиком. Разметил. Высверлил пару отверстий в углах
А потом соединил все эти точки лобзиком. Заодно и корпус отделил от "стапеля".
После этого сунул Ярославке в зубы корпус, наждачку, выдал ЦУ: "так сказать, от забора и до заката" и принялся за движитель.
В качестве материала взял фанеру. Трехслойной не было, поэтому с помощью ножа, молотка и какой то матери сделал из шестислойной требуемое. Доработал напильником (а точнее все той же ЛШМ). Из получившихся кусочков вырезал пару одинаковых деталей размером "чтобы в нишу для колеса проходили с запасом".
Стянув из струбциной на ЛШМ (перевернутой) сделал их одинаковыми и закруглил края. Затем разметил центр и сделал пропил до середины.
Детали собрал друг с другом "в паз". Село достаточно плотно, пришлось даже пособить молотком немного... Получилось вот так.
Время, отпущенное нам до тренировки заканчивалось, поэтому от идеи с капитаном из Лего пришлось отказаться, на скорую руку выточил цельную рубку и мы побежали домой. На кухне прилепил рубку на момент, зажал струбциной и все побежали тренироваться)))))
Вечером, как раз клей подсох, седи доделывать. сперли у мамы парочку палочек из-под суши и пустили их в дело: Засверлили посадочные места под держатели гребного колеса и мачту
И посадили все это разнообразие на клей. Заодно и рей из зубочистки сделали.
После этого натянули резинки (использовалось пара аптекарских резинок), поставили колесо и перешли к ходовым испытаниям.
Надо сказать, что задумка работает. ПО хорошему, конечно, надо бы корабль чем-нибудь пропитать для защиты от влаги, да резинок для мощности добавить... Но ребенок результатом доволен, я в принципе, тоже.
Так что, дорогие папы, делаем свои кораблики и выкладываем их в группу)))). Потом устроим голосование и выберем победителя, если наберется хотя бы десяток.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ
§ 8. МАТЕРИАЛЫ И ИХ ОБРАБОТКА
Для постройки моделей кораблей и судов применяется древесина различных пород. Основные требования, предъявляемые к ней: прочность при минимальной массе, легкость в обработке, мелкослоистость и способность устойчиво сохранять заданную первоначальную форму, К таким породам деревьев относятся липа, осина и тополь. Из них часто делают корпуса моделей кораблей и судов. В судомоделирова-нии применяют также сосну, ель, кедр, клен, красное дерево, бальзу, ольховое дерево и грушу.
Сосна, кедр и ель обладают высокими механическими свойствами, хорошо колятся и гнутся, особенно в замоченном и распаренном состоянии. Их используют главным образом для изготовления стрингеров и различных реек при постройке корпусов моделей. Из этих пород можно делать и корпуса моделей. Изготовляя детали модели и особенно стрингеры, надо избегать крупнослойной древесины и подбирать наиболее мелкослойную, с числом годичных слоев не менее 10 на 1 см. Слои должны располагаться параллельно, иначе рейки будут ломаться по скошенному слою. .
Клен обладает твердой однородной мелкослойной древесиной белого цвета. Он плохо колется, однако хорошо лущится на шпон; полируется и окрашивается любыми лаками. Обычно им фанеруют (покрывают) палубы моделей торговых судов.
Красным деревом называют многие породы с древесиной от легкокоричневого до темно-красноватого цвета. Растет оно в основном в Африке, на Антильских островах и в Америке. На территории СССР встречается в Закавказье.
Древесина этого дерева ценится не только за красивый цвет и рисунок, но и за водостойкость. Она легко режется и обрабатывается, хорошо лакируется и полируется. В судомоделировании дерево идет на изготовление настольных парусных моделей. Особенно кра-сиво выглядит палуба, выстланная (набранная) из отдельных тонких полосок (реек).
Твердая, но хрупкая ореховая древесина имеет окраску от светло-серой до коричневой, с очень красивой слоистостью. Хорошо полируется, лакируется и отделывается воском. Применяется в основном как отделочный материал при изготовлении настольных моделей парусных судов.
Древесина груши имеет различную окраску - от светло-розовой до красной, очень плотная и однородная. Она прекрасно обрабатывается режущими инструментами и хорошо полируется. Применяется для инкрустации макетов парусных кораблей.
Одним из основных показателей древесины является плотность. Чем дерево мягче (рыхлее), тем она меньше, и наоборот.
Плотность некоторых пород древесины, г/см3
Береза - 0,65 Липа - 0,48
Груша - 0,73 Тополь - 0,47
Орех - 0,73 Ель - 0,47
Клен - 0,75 Ольха - 0,54
Красное Осина - 0,43
дерево - 0,54 Бальза - 0,1-0,24
Сосна - 0,51
Кроме древесины в судомоделировании применяют и многие другие материалы. Так, для изготовления корпусов и надстроек моделей кораблей и судов используют пенопласты, оргстекло, полистирол, целлулоид и стеклоткань. Пенопласты хорошо поддаются обработке на деревообрабатывающих станках и ручным столярным режущим инструментом. Начинающим моделистам из них можно изготовлять корпуса кораблей, причем корпуса больших моделей желательно оклеить слоем стеклоткани на эпоксидной смоле ЭД-5.
Оргстекло и полистирол - листовые материалы. Из них можно делать различные надстройки, а также штамповать в подогретом виде корпуса небольших моделей кораблей (500-600 мм). Эти материалы хорошо склеиваются дихлорэтаном или грушевой эссенцией.
Стеклоткань употребляют в судомоделировании для выклейки корпусов моделей и изготовления деталей сложной конфигурации. Судомоделисты обычно используют стеклоткань толщиной 0,25- 0,4 мм марок ТСФ (б), АСТТ (б) - 8, АСТТ (б) С, АСТТ (б) С2 и АСТТ-9.
Для многих поделок находит применение листовой металл - сталь, латунь, медь и белая жесть.
§ 9. КЛЕИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СУДОМОДЕЛИРОВАНИИ
При постройке моделей кораблей и судов применяют различные клеи: белковые, нитроцеллюлозные и смоляные.
Столярный (глютиновый) клей при обычном приготовлении (на воде) очень боится влаги. Но него можно сделать относительно водостойким, если сварить по следующему рецепту: разбить на мелкие куски, положить в банку и залить натуральной олифой. Когда клей разбухнет (через 12-13 ч), поставить банку в другую посуду, наполненную водой, и подогревать, пока клей не растворится полностью. Употреблять его можно только в горячем виде. Сохнет он в полтора-два раза дольше, чем приготовленный на воде.
Следует помнить, что его нельзя доводить до кипения. Если он во время приготовления закипит, то почти полностью потеряет клею-щую способность.
Казеиновый клей более водостоек и применяется для склеивания текстильных и бумажных изделий. По прочности склейки различают следующие сорта этого клея: экстра (В-107), первый сорт (В-105) и обыкновенный (ОБ).
Клеевой раствор приготовляют следующим образом: на одну часть порошка добавляют 2 части, а для более густого клея - 1,7 части воды. Полученную кашицу надо помешивать до тех пор, пока она превратится в однородную массу без комков и крупинок. Клей годен для применения в течение 3-5 ч (в зависимости от состава). Его наносят на обе поверхности склеиваемых деталей, выдерживают на воздухе в течение 3-5 мин. Затем соединяют изделия и запрессовывают в струбцины. Полное отвердение клея при комнатной температуре происходит в течение 20-24 ч.
К нитроцеллюлозным водостойким клеям относятся эмалит, АК-20, а также любые другие нитролаки: АВ-4, 754, 900 и 930. Они выпускаются готовыми к употреблению.
Нитроклеи применяются для склеивания древесины, тканей, целлулоида, кожи. Их можно разбавлять растворителями 646, 647 и РДВ.
При склеивании обе поверхности покрывают двумя-тремя слоями клея, давая каждый раз подсохнуть «до отлипа». После этого смазывают одну из поверхностей еще раз, соединяют с другой и стягивают изделие струбцинами.
Нитроклеи можно приготовить и самому, растворив целлулоид в ацетоне или в любом из указанных выше растворителей. Эти клеи используют как грунтовку под нитрошпаклевку плавающих моделей и для приготовления быстросохнущих шпаклевок с присадкой в них " талька (детской присыпки), мела и древесных опилок.
Поливиниловые фенольные клеи очень водоупорны и получаются путем смешивания поливиниловых и фенольных смол. Перед нанесением такого клея детали необходимо подогревать.
Клеи БФ-1 и БФ"-2 применяют для склеивания алюминия , дерева, стали, пластмасс, керамики, фибры, кожи, ткани и бумаги. При склеивании деталей на подготовленные поверхности наносят тонкий слой клея и выдерживают на воздухе «до отлипа» (не менее 30 мин). Затем покрывают вторично и вновь выдерживают 15 мин. После этого склеиваемые детали соединяют, сжимают и оставляют под давлением (при температуре 140-160°) в течение 1 ч. Если склеивание производится без подогрева, то детали должны оставаться под прессом 3- 4 суток.
Клей БФ-6 служит для склеивания ткани, которую перед склеи-анием нужно замочить и хорошо отжать. Смазав клеем, ее подогревают с помощью утюга через влажный кусок ткани до тех пор, пока клей высохнет.
Все эти клеи продаются в магазинах в готовом виде.
Дихлорэтановым клеем пользуются для склеивания оргстекла, полистирола и полимерных материалов. Приготавливается он путем
растворения стружки оргстекла в дихлорэтане или грушевой эссенции. Соединяемые поверхности обильно намазывают два-три раза клеевым раствором, просушивают «до отлипа», намазывают еще раз и соединяют. Для полного просыхания при склеивании под давлением необходимо 4 ч, без давления 8-10 ч.
Самыми прочными и водостойкими являются клеи на основе эпоксидных смол.
Химическая промышленность СССР выпускает большое количество смол различных марок. Но наибольшее распространение среди них получили эпоксидные смолы марок ЭД-5, ЭД-6, ЭДП и Э-37.
Эпоксидные смолы ЭД-5 и ЭД-6 представляют собой низковязкую прозрачную жидкость от светло-желтого до коричневого цвета. Чтобы получить эпоксидный клей или пропиточный компаунд (например, для выклейки корпусов моделей), в эпоксидную смолу необходимо ввести отвердитель. В зависимости от типа введенного отвердителя можно получить клей горячего (с нагревом до 200° С) или холодного отверждения, который затвердевает при комнатной температуре. Судомоделистов более устраивает последний. Но его можно и подогревать до 70° С, тогда процесс склеивания убыстряется, а прочность увеличивается.
Чтобы получить эпоксидный клей холодного отверждения, в смолу ЭД-5 или ЭД-6 необходимо ввести один из отвердителей (8-15%): гексаметилендиамин (ГМД), пиридин, пиперидин или чаще всего полиэтиленполиамин (ПЭПА).
Эпоксидные компаунд-клеи при высокой прочности - клеевого соединения обладают малой усадкой, химической, противогрибковой и влагостойкостью. При склеивании они не требуют применения высокого давления.
Клеи холодного отверждения следует приготовлять непосредственно перед их применением, так как они быстро затвердевают (при введении отвердителя 8-15% в течение 20-40 мин).
Склеиваемые детали необходимо обезжирить. На подготовленные поверхности наносят один за другим два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть «до отлипа». После этого детали запрессовывают и выдерживают в течение 24 ч при температуре 18-25°.
Если в эпоксидный клей ввести наполнитель - алюминиевый порошок, мел или тальк, то можно получить хорошую, прочную шпаклевку.
При выклеивании деталей из стеклоткани (корпусов модели, надстроек и т. п.) надо помнить, что смола ЭД-6 очень вязкая и компаунд на ее основе плохо пропитывает плотную стеклоткань. Поэтому в качестве пластификатора (разбавителя) в клей вводят один из компонентов: эпоксидную смолу ДЭГ-1, этилцеллозольф, дибутил-фталат или ацетон. Чтобы стеклоткань не приклеилась к форме изделия, между болванкой и стеклотканью накладывают так называемый разделительный слой. Для нанесения этого слоя можно применять 10-15%-ный раствор полиэтилена в уайтспирите, воск, пасту для натирки паркетных полов и другие материалы.
Эпоксидный клей широко используется при ремонте судов, автомобилей и тракторов. Нанесением пластырей из нескольких слоев стеклоткани, пропитанной эпоксидным компаундом, можно обеспечить очень высокую прочность и герметичность таких исправлений.
Эпоксидные компаунды токсичны. Наиболее токсичная часть эпоксидных компаундов - отвердители.
Пары и пыль отвердителей и компаундов действуют раздражающе на слизистые оболочки носа, горла и глаз. Длительный контакт с парами или пылью отвердителей может привести к тяжелым поражениям. Поэтому при работе с эпоксидными компаундами и отвердите-лями надо соблюдать следующие меры предосторожности:
все операции по приготовлению и применению эпоксидных компаундов производить в изолированном и хорошо вентилируемом помещении;
пыль после обработки отвержденных компаундов тщательно убирать мокрой ветошью;
рабочие столы перед работой с эпоксидными клеями накрывать бумагой, которую после загрязнения удалять;
при работе с клеями пользоваться резиновыми перчатками;
в течение рабочего дня периодически мыть руки и лицо теплой водой и вытираться разовыми полотенцами;
брызги смолы, компаунда и отвердителя, попавшие на кожу, немедленно удалять марлевым тампоном, смоченным ацетоном, после чего промыть кожу мыльной водой;
не допускать к работе с эпоксидными компаундами лиц, кожа которых обладает повышенной чувствительностью.
Прием пищи на месте работы категорически запрещается.
§ 10. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСОВ МОДЕЛЕЙ
Одной из главных операций при постройке модели корабля является изготовление корпуса. Его можно сделать из различных материалов: целого куска дерева, склеенных досок, папье-маше, жести и стеклопластика.
Приступая к работе, судомоделист должен помнить, что правильно выполненные обводы корпуса обеспечивают хорошие мореходные качества модели.
Поэтому при постройке корпуса модели надо строго придерживаться теоретического чертежа и соблюдать последовательность операций выбранного способа.
Для настольных и небольших самоходных моделей корпус можно сделать из целого бруска дерева, который должен быть прямослойным, без трещин и сквозных сучков. Если древесина сырая, ее необходимо просушить (выдержать) при комнатной температуре, но не у печки и не на солнце. Иначе ее может «повести» и даже «порвать».
Размеры бруска должны соответствовать наибольшим габаритам корпуса модели: длине, ширине и высоте борта.
На одной из сторон бруска карандашом по линейке проводят линию диаметральной плоскости (плоскость, делящая корпус пополам по длине). Потом брусок разбивают на шпации (расстояние между шпангоутами) и вычерчивают контур палубы (рис. 22, а). Обработав брусок топором и рубанком (по вычерченному контуру), вычерчивают форштевень и ахтерштевень модели и также обрабатывают.
После этого по теоретическому чертежу на фанере вычерчивают транец, выпиливают его лобзиком, намазывает клеем и прибивают гвоздиками к кормовой части болванки. На борта болванки карандашом наносят линии расположения шпангоутов. Затем по шаблонам шпангоутов (рис. 22, б), вырезанным из фанеры, корпус доводят до нужных размеров с помощью напильника и шкурки.
Перед выдалбливанием корпуса надо насверлить ряд отверстий по палубе и с помощью стамесок выбрать древесину (рис. 23). Толщина бортов должна быть не менее 6-8 мм.
Для крупных корпусов моделей, чтобы их не «повело», брусок лучше делать наборным. Можно предложить два варианта. Первый - корпус из горизонтально склеенных досок. Толщина их должна соответствовать расстоянию между ватерлиниями на теоретическом чертеже. На каждой доске проводят диаметральную линию, шпации и вычерчивают соответствующий контур ватерлинии (рис. 24, а). Обработав доску по контуру ватерлинии снаружи, надо выпилить древесину изнутри, оставив край шириной 6-8 мм (рис. 24, б). Последняя доска (днищевая) изнутри не выпиливается. Обработанные доски склеивают в пакет (рис. 24, в). Теперь достаточно срезать выступающие углы и довести корпус, применяя шаблоны (рис. 24, г), до нужных размеров.
Второй вариант - постройка корпуса из вертикально склеенных досок (рис. 24,д). В этом случае на обработанных досках вычерчивают батоксы с проекции теоретического чертежа «бок». Здесь также сначала обрабатывают каждую доску по внешнему контуру батокса и выпиливают внутреннюю часть. Две крайние доски оставляют сплошными. Склеенные и просушенные доски обрабатывают, как и в предыдущем случае.
Применяя эти методы, можно намного упростить постройку корпусов модели, при этом они получаются более симметричными.
Для изготовления наборного корпуса можно предложить несколько способов, наиболее распространенным и рациональным является постройка корпуса на палубном настиле.
Сначала надо изготовить доску-стапель (рис. 25). Она должна быть хорошо отфугована. На доске проводят диаметральную динию и разбивают ее на шпации согласно теоретическому чертежу. Затем с чертежа проекции «полуширота» перечерчивают палубу на фанеру толщиной 2-3 мм и выпиливают ее. На палубе следует наметить диаметральную линию и места установки шпангоутов, а затем сделать вырезы по бортам для закрепления в них шпангоутов.
Палубу устанавливают на стапельной доске. Чтобы придать ей продольный прогиб, под нее подкладывают деревянные брусочки. Высоту каждого брусочка определяют по теоретическому чертежу
Рис. 22. Разметка бруска дерева (а) и обработка корпуса по шаблонам
шпангоутов (б )
Рис. 23. Выдалбливание корпуса модели
https://pandia.ru/text/77/491/images/image004_125.jpg" width="338" height="142">
Рис. 25. Установка палубы на стапельной доске:
1 - линия для замера высоты брусков, 2 - палуба, 3 - настил палубы, 4 - стапельные бруски, 5 - стапельная доска
рис. 26. Последовательность изготовления наборного корпуса:
а - шпангоут, подготовленный для установки на палубе, б - килевая рама, в - установка бобышек на килевой раме, г - часть собранного корпуса на стапеле
«вид сбоку». Для этого надо соединить прямой линией носовую око-нечность корпуса с кормовой. Расстояние между бортом палубы и проведенной линией на каждой шпации и будет высотой каждого брусочка. Брусочки прибивают на стапельную доску, кладут на них палубу и закрепляют ее концы гвоздиками.
Теперь можно приступить к изготовлению шпангоутов. Для этого с теоретического чертежа (проекции «корпус») с помощью кальки или копировальной бумаги шпангоуты переносят на фанеру толщиной 6-8 мм, затем выпиливают лобзиком. Края выпиленных шпангоутов обрабатывают напильниками и шкуркой. В верхней части шпангоутов (по бортам) оставляют шипы, которые будут вставляться в палубные вырезы (рис. 26, а). В нижней части шпангоутов вырезают пазы для установки килевой рамы, которую вычерчивают по теоретическому чертежу проекции «бок» и выпиливают из фанеры толщиней 6-8 мм (рис. 26, б ).
В носу и корме набора корпуса на величину одной или двух шпаций устанавливают бобышки из досок мягких пород дерева - липы, ольхи, тополя (рис. 26, в). Бобышки обрабатывают по профилю корпуса рашпилем и наждачной бумагой.
После этого собирают временно весь набор, для чего все шпангоуты вставляют шипами в палубные пазы и скрепляют килевой рамой.
Накладывая на шпангоуты стрингеры, размечают места их установки. Их количество зависит от величины модели. Чем модель больше, тем больше стрингеров.
Закончив разметку, весь набор разбирают, чтобы выпилить в шпангоутах и бобышках пазы для укладки стрингеров (рис. 26, г). Перед окончательной сборкой в палубе выпиливают окна для доступа в модель, а все места стыков промазывают два-три раза нитро-клеем и просушивают. Далее с помощью гвоздиков и клея закрепляют все стрингеры. Сняв просохший набор корпуса со стапельной доски, обрабатывают его драчовым напильником и промазывают снаружи два-три раза нитроклеем. Теперь можно приступать к обшивке корпуса фанерой толщиной 1,5 мм или плотным картоном.
Листы обшивки приклеивают и прибивают гвоздиками. Когда корпус хорошо просохнет, гвоздики можно вынуть или притопить керном. Обработав корпус напильником и наждачной бумагой, его надо промазать два-три раза нитроклеем, чтобы в дальнейшем к нему прочнее пристала нитрошпаклевка. Для лучшей прочности его можно оклеить одним слоем стеклоткани, применяя смолу ПН-1 или ЭД-5.
Очень просто построить корпус из папье-маше. Его выклеивают из газетной бумаги по болванке, изготовленной одним из рассмотренных выше способов.
Чтобы первые слои бумаги не приклеивались к болванке корпуса, ее обмазывают тавотом или вазелином . Бумагу рвут на куски размером примерно 60 X 80 мм. Резать ее ножницами не рекомендуется. Первые два-три слоя накладывают на болванку без клея, прямо на жировой слой. Клей лучше всего применять из картофельного крахмала. Кусочки бумаги накладывают так, чтобы каждый следующий перекрывал предыдущий.
Для корпусов небольших размеров (700-900мм) достаточно наклеить 9-11 слоев бумаги, чтобы получить борта толщиной 2,5- 3 мм. Клеить надо в несколько приемов. Наложив три-четыре слоя, следует дать им просохнуть. Затем, слегка зачистив наждачной бумагой, наклеить еще столько же. Этот процесс повторить несколько раз.
Сняв готовый корпус с болванки, в него вклеивают два-три шпангоута и накрывают палубой. Потом все зачищают наждачной бумагой и, применяя нитроклей, оклеивают марлей или капроновым чулком. Затем корпус можно прошпаклевать и покрасить.
Самый простой способ изготовления металлического корпуса- пайкой на болванке небольших кусочков луженой жести толщиной 0,3-0,4мм. Для этого можно применить и тонкую латунь
Рис. 27. Изготовление корпуса из жести:
а - корпус, изготовленный пайкой из кусочков жести, б - закладка в болванку плоского шпангоута; в - способ изготовления таврового шпангоута, г - установка тавровых шпангоутов; д - обшивка корпуса листами жести, 1 - плоский шпангоут, 2 - тавровый шпангоут,
3 - лист обшивки
или медь. Кусочки могут быть различной величины, в зависимости ОТ сложности обводов корпуса. В носовой и кормовой частях модели ода будут меньше, чем посередине, так как средняя часть корпуса имеет менее сложные обводы (рис. 27, а).
Второй способ - пайка корпуса по плоским шпангоутам, вырезанным из жести и уложенным в пазы болванки (рис. 27, б). Применяют и тавровые (Т-образные) шпангоуты, так как они создают хорошую прочность корпусу. Изготовляют такие шпангоуты следующим способом. Посередине полоски жести шириной 20-24 мм наносят риску и по ней полоску сгибают пополам. Затем, отступя 5 мм от края согнутой частя полоски, проводят вторую риску, по которой заготовку в тисках разгибают на две стороны и выравнивают киянкой (рис. 27, в). Перед установкой шпангоутов на болванке делают пропилы. Для этого несколько ножовочных полотен складывают в пакет, по толщине равный ширине шпангоутов, причем среднее полотно должно выступать на 5-6 мм. Пропилы должны быть такими, чтобы шпангоуты были вровень с болванкой, это
обеспечивает плавность обводов корпуса. Верхние их края прибивают к болванке мелкими гвоздиками (рис. 27, г).
Установив все шпангоуты на свои места, можно приступить к пайке
корпуса из полосок жести. Для каждого листа обшивки делают вы
кройку из бумаги Вырезав по ней лист из жести, его надо уложить
на свое, место и «прихватить» припоем в трех-четырех местах к шпан
гоутам, причем края листа должны только наполовину перекрывать
шпангоут (рис. 27, д).
Установив первый лист обшивки, вырезают поочередно все остальные и также «прихватывают» к шпангоутам. Таким образом набирают весь корпус модели. После этого его надо обколотить киянкой, а затем как следует пропаять все стыки.
Перед снятием с болванки корпус тщательно обрабатывают напильником и шкуркой.
Теперь можно пропаять форштевень и ахтерштевень, а также установить в корпусе необходимое количество переборок, дейдвудов и гельмпортов. Вырезав необходимое количество окон для доступа к механизмам модели, палубу устанавливают на место и припаивают. Закончив пайку, надо обязательно промыть корпус раствором питьевой соды или теплой мыльной водой, чтобы удалить остатки кислоты. Перед грунтованием корпус рекомендуется протереть ацетоном или растворителем.
Для выклейки корпуса из стеклопластика применяют болванки из дерева, сделанные одним из ранее описанных способов. Готовую болванку тщательно обрабатывают наждачной бумагой, зашпаклевывают все ямки и трещины, а затем наносят на нее разделительный слой. Для этого можно использовать разогретый парафин, разжиженный керосином, или мастику для натирки паркетных полов. Надо проследить, чтобы поверхность болванки была хорошо покрыта разделительным слоем, иначе к ней может прилипнуть стеклоткань и снять ее будет невозможно. Выклеивают корпус полиэфирной смолой ПН-1 или эпоксидными смолами ЭД-5 и ЭД-6. Для смолы ПН-1 отвердительными компонентами являются нафтанат кобальта, которого добавляют к смоле 8%, и ускоритель - гипериз (его добавляют 3%). Нафтанат кобальта вводят в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором является дибутилфталат - 8%, а отвердителем - полиэтиленополиамин (его добавляют 10%).
Эпоксидные смолы немного гуще полиэфирных, и их рекомендуется разжижать толуолом или ацетоном, которых добавляется 8- 10%. На болванку наклеивают 3-6 слоев стеклоткани, в зависимости от ее толщины.
Делают это следующим образом. Промазав болванку смолой, накладывают первый слой ткани и тщательно разравнивают. Затем промазывают снова и накладывают второй слой ткани. Каждый слой надо хорошо прогладить, чтобы между ними не оставался воздух. Правильно разведенная смола затвердевает в течении 10-12 ч, так что на следующий день, не снимая корпуса с болванки, можно обработать его напильниками и шкуркой, а затем покрыть шпаклев-
кой, изготовленной на основе той же смолы. Для этого в нее надо добавить наполнитель - тальк. После обработки шкурками корпус снимают с болванки. А чтобы усилить прочность, вставляют 4 - 5 переборок. Затем той же смолой приклеивают палубу, предварительно сделав в ней вырезы для доступа к механизмам.
§ 11 ОКРАСКА МОДЕЛЕЙ
Для окраски моделей кораблей и судов чаще всего применяют масляные, эмалевые и нитроэмалевые краски.
Чтобы качество окраски было хорошим, необходимо соблюдать все стадия технологического процесса, состоящего из подготовки поверхности, грунтования, местного и сплошного шпаклевания, шлифования шкурками, нанесения краски и шлифования ее тонкими шкурками, полирования пастами.
При подготовке поверхности деревянной модели к окраске корпус обрабатывают рубанком, напильником и шкуркой, а также устраняют дефекты (задиры, трещины, выпавшие сучки). Металлические модели обрабатывают напильниками, шкурками и обезжиривают содовым раствором или мыльной водой. Грунтование корпуса под масляные краски для лучшего прилегания последующих слоев производят специальным грунтом № 000а, а если его нет, можно использовать натуральную олифу или жидкую масляную краску (лучше - свинцовый сурик). Для нитрокрасок можно применять грунт № 000, клей АК-20, эмалит и нитролаки.
Грунт наносят на поверхность два-три раза. Каждый слой после высыхания обрабатывают мелкой наждачной шкуркой.
Шпаклевание предназначено для выравнивания поверх-ности. Местное шпаклевание (заполнение ямок, царапин) производят густой шпаклевкой. После просыхания ее зачищают шкуркой и производят общее шпаклевание модели жидкой шпаклевкой в несколько слоев.
Состав шпаклевки под масляные краски:
1. Тальк или мел - 350 г, олифа- 125 г, краска (лучше свинцовый сурик или свинцовые белила) - 25 г;
2. Мел - 350 г, лак масляный - 100 г; железный сурик - 40 г.
Густую шпаклевку наносят шпателем, ножом или кусочком упругой резины толщиной 6-8 мм, а жидкую - мягкой кистью, флейцем или распылителем.
Под нитрокраски применяют шпаклевку АШ-30, АШ-24 и АШ-32.
Нитрошпаклевку можно приготовить, замешав тальк (детскую присыпку) на нитроклее АК-20, эмалите или любом другом нитро-лаке.
Шлифовавание необходимо для устранения шероховатости после шпаклевки или окраски.
В начале работы (после местного шпаклевания) применяют шкурки № 48-80; после первых слоев сплошного шпаклевания - № 80-
120; последние слои шпаклевки шлифуют шкурками № 000-
Для экономии шкурки рекомендуется производить мокрое шлифование. При пользовании водостойкой шкуркой поверхность обильно смачивают водой. Если водостойкой шкурки нет, то шлифуют обычной, смоченной в керосине. После каждого шлифования с керосином перед нанесением покрытия поверхность тщательно промывают содовой или мыльной водой и сушат.
Качество окраски модели во многом зависит от практических навыков судомоделиста, от умения подготовить поверхность и от марок применяемых красок.
Обычна окраску производят краскораспылителями марок КР (КР-10, КР-11, КР-12). Компрессоры можно применять любые, дающие давление до 3 ати, в том числе и малогабаритные С-511 и С-21.
Положение краскораспылителя должно быть таким, чтобы струя от него направлялась перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, расстояние до которой должно быть в пределах 250-300 мм. Передвигать пистолет надо равномерно, с постоянной скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться тонким слоем, при медленном - толстым, вследствие чего могут появиться подтеки. Наносить краску нужно последовательными параллельными полосами. Каждая полоса должна перекрывать соседнюю на 10-20 мм.
Необходимо следить за правильным соотношением давления воздуха и густоты краски, поступающей из краскораспылителя. Давление воздуха должно составлять 2-3 атм. Чем больше давление, тем гуще должна быть краска, и наоборот. Это определяется опытным путем на пробной поверхности. Мелкие детали можно красить простейшим пульверизатором. Для этой цели нитрокраска разводится довольно жидко.
При окраске кистями немаловажное значение имеет сорт волоса кисти. Лучшими считаются кисти из беличьего, хорькового, барсучьего и медвежьего меха.
Перед началом работы новые кисти нужно оклетневать (обвязать) у основания ниткой или тонким шпагатом. Под густые краски свободная от обвязки часть делается короче, под жидкие - длиннее.
Во время окраски кисть держат под углом 45-55° к поверхности и наносят покрытие легкими и свободными движениями. При этом нужно следить, чтобы краска ложилась равномерным тонким слоем и не образовывала потеков.
При окраске модели нитрокрасками надо помнить, что сохнут они очень быстро. Поэтому проводить дважды по одному месту кистью не следует. Мазки надо делать короткими, в одном направлении. Если на поверхность попала большая капля - ее нужно немедленно растереть.
Нитрокраски разводят растворителями РДВ, № 000, 647, 648 и 649. Разводить их ацетоном нельзя, так как краска от него пересыхает и трескается.
Покрытие обычно производят масляными красками в 2-3, а нитрокрасками в 10-15 слоев,
Рис. 28. Грузовая марка:
а -
для сухогрузов и танкеров; б -
для пассажирских судов
Первый слой окраски помогает обнаружить оставшиеся дефекты на подготовленной поверхности. Их необходимо устранить повторной шпаклевкой и шлифованием.
Перед нанесением каждого последующего слоя предшествующий должен быть хорошо просушен. Время просушки для масляных кра-сок должно быть не менее 24 ч.
При окраске модели полирование является заключитель-ным этапом. Его производят специальной полировочной пастой для легковых автомобилей или пастой ГОИ. Пасту накладывают на мяг-кую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до зеркально го блеска. Затем ее протирают k поли-ровочной водой, керосином или жидким маслом. Окраска модели не должна отличаться от окраски настоящих су-дов подобного типа. Можно рекомендовать следующие основные пра-вила при выборе колера (цвета).
Надводную часть военных кораблей окрашивают в различные оттенки шарового (серого) цвета. Для получения его в белила добав-ляют 5- 7% черной краски.
Надводную часть пассажирских судов (корпус и надстройки) кра-сят в белый цвет. Корпус грузовых и грузо-пассажирских судов по-крывают черной краской, а надстройки - белой. Дымовые трубы у судов с белым корпусом - белые, с черным - черные.
Подводную часть окрашивают зеленой или красной краской. Ва-терлинию рекомендуется отбивать полоской целлулоида.
Теперь уместно напомнить о грузовой марке и как ее нужно изображать на бортах модели торгового судна.
Если грузовая марка не будет нанесена на модели судна, то на соревнованиях во время стендовой оценки модели можно получить штрафные баллы.
Грузовая марка - это круг или фигура, напоминающая гребенку (рис. 28, а и б). Через центр круга проведена горизонтальная линия,
продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой Л (летняя марка). Это так называемая основная марка.
При плавании зимой судно в целях безопасности плавания и ус-пешной борьбы со штормом не должно быть перегружено Оно должно иметь меньшую осадку и больший надводный борт, т. е. больший запас плавучести Это учтено на грузовой марке и отмечено буквой
3 (зимняя марка).
Особенно негостеприимна зимой Северная Атлантика, судно, пла-вающее там, должно быть наиболее облегчено Допустимая осадка для такого плавания отмечается линией ЗСА (зимняя марка для Северной Атлантики).
Несколько линий «гребенки» наносится над основной - летней маркой. При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу, нет опасности обледенения. Судно здесь может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Это и отмечено линией Т (тропическая осадка).
Чем больше плотность воды, тем больше ее выталкивающая сила Когда судно из моря входит в реку, его осадка увеличивается. Поэтому на «гребенке» нанесены еще две линии - П (пресная марка) и ТП (тропическая пресная марка).
Согласно международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира, форма грузовой марки везде одинакова Единственное отличие - в буквах. На советских торговых судах ставят буквы Р и С (марка регистра Союза ССР).
Грузовые марки иностранных торговых судов, обозначаются буквами английского алфавита . Например L и R обозначают английское общество Регистр Ллойда, А и В-Американское бюро судоходства и т. д.
На судах, которые перевозят лес, а также то груз, то пассажиров,
наносят дополнительные марки.
На лесовозах на грузовой марке в сторону кормы от круга делается дополнительный рисунок с прибавлением ко всем буквенным наименованиям буквы Л (L) - лесной надводный борт.
Грузовую марку наваривают в виде стальных полос на борт судна на мидельшпангоут с каждого борта и красят в цвет, отличный от цвета надводного борта. Например, если борт черный, то марку красят белой краской, если борт шарового цвета, то марку красят зеленым или черным цветом.
На военных кораблях грузовые марки не наносятся. На них у штевней на обоих бортах имеются так называемые марки углубления, или, как еще их называют, марки осадки. Их ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный^
Марки углубления наносят и на больших судах, на обоих бортах
у миделя, дополнительно к грузовой марке
Обычно марки углубления с одного борта обозначают в метрической системе, с другого - б футах. В первом случае высота цифр и расстояние между ними равняется 1 дм, во втором 0,5 фута.