Что такое сенсорная депривация, как она возникает.

Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.

Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация. Таким образом, события окружающей среды необходимы не только для возникновения определенных нервных контуров. Те же самые события в дальнейшем поддерживают эти нервные связи .

В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.

В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого (экспериментатора) и т. д. Таким образом, испытуемый как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.

Существуют данные о том, что рассказы испытуемых о зрительных галлюцинациях могут существенно варьироваться в зависимости от типа инструкции (например: «Опишите все, что увидите, все свои зрительные впечатления» или только: «Дайте сообщение о своих переживаниях»). Такие результаты объясняются тем, что на состояние человека влияет не только дефицит стимулов как таковой, но и внутренние (органические) раздражители, а также, возможно, и остаточные внешние, которые субъект отмечает под влиянием направленного внимания, вызванного инструкцией . Следовательно, сами проявления сенсорной депривации (и их описания) могут быть весьма различными в зависимости от целого ряда неявных на первый взгляд факторов.

В целом, по словам Й. Лангмейера и З. Матейчека, переменных, оказывающих свое воздействие в опытах с сенсорной депривацией, столько и их влияние различимо с таким трудом, что объяснение механизмов их действия остается до сих пор в большинстве случаев неясным и может быть описано лишь частично.

Г. Последствия сенсорной депривации

Общие последствия

В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.

Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

8) галлюцинации;

9) тревогу и страх;

10) сосредоточение внимания на резидуальных стимулах;

11) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности .

Вместе с тем указанная классификация не исчерпывает описания всех последствий сенсорной депривации. Объяснения различных авторов также не дают единой картины. Однако чаще всего приводятся такие общие последствия.

Изменения в эмоциональной сфере

Многие исследователи считают изменения в переживании и выражении эмоций одной из главных характеристик состояния человека в условиях сенсорной (а также других видов) депривации.

Дж. В. Фазинг выделяет при этом два паттерна изменений.

Первый – повышение эмоциональной реактивности, эмоциональной лабильности при общем снижении эмоционального фона (появлении страха, подавленности). Люди в этом случае более остро реагируют на события, чем в обычных условиях .

Так, своеобразные расстройства с симптомами тревоги и страха описывались у рыбаков Гренландии во время путины при хорошей погоде (неподвижное море и чистое небо без облаков), особенно когда они длительно сохраняли одну и ту же позу, стараясь фиксировать взор на поплавке .

Окружающие события при таких изменениях воспринимаются крайне обостренно в связи с резким снижением толерантности к стрессогенным воздействиям. Общая эмоциональная чувствительность значительно повышается. Эмоциональная лабильность приводит к появлению и неадекватных положительных эмоций: испытуемые иногда сообщают о переживании удовольствия и даже эйфории, особенно на некоторых этапах эксперимента.

Описаны острые психические реакции выхода из ситуации эксперимента по строгой сенсорной депривации (в частности, в сурдокамере).

Сразу после окончания опытов у испытуемых наблюдалось появление эйфории, двигательная гиперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Значительная часть испытуемых отличалась тем, что навязчиво стремилась вступить в разговор с окружающими. Много шутили и сами смеялись над своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходящей для проявления такой веселости. В этот период наблюдалась повышенная впечатлительность. Причем каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект («перескакивающее» внимание) .

Аналогичные эмоциональные нарушения наблюдались и у животных.

В исследованиях П. Ризена у кошек, собак и обезьян по окончании длительных экспериментов со строгой сенсорной депривацией наблюдалось резко выраженное эмоциональное возбуждение, доходящее до судорог. По его мнению, эмоциональные расстройства у животных в период реадаптации являются следствием внезапного интенсивного сенсорного притока раздражителей .

Второй паттерн изменений, по Дж. В. Фазингу, – противоположный – люди перестают реагировать на события, которые ранее были эмоционально значимыми, они теряют интерес к прошлым занятиям, увлечениям.

Так, по словам одного из участников антарктической экспедиции Р. Пристли, его коллеги, люди обычно очень активные и энергичные, проводили время абсолютно бездеятельно: лежа в мешках, не читая и даже не разговаривая; они целыми днями дремали или предавались своим мыслям .

Еще один вариант эмоциональных трансформаций – изменение эмоционального отношения к событиям, фактам – вплоть до противоположного. То, что раньше вызывало положительное отношение, сейчас может вызвать даже отвращение. Людей может раздражать любимая музыка, цветы, они отказываются от встреч с друзьями.

В. И. Лебедев описывает реакцию испытуемых на просмотр фильмов ужасов: если в обычных условиях такие фильмы вызвали бы страх или отвращение, то в данном случае они вызывали смех . Столь парадоксальную реакцию автор объясняет тем, что действительные трудности эксперимента были для испытуемых несравненно более значимыми, чем события, показанные на экране.

Помимо эмоциональных, наблюдается ряд нарушений когнитивного плана. Опишем некоторые из них.

Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.

Так, есть данные о том, что заключенные после нескольких лет полной изоляции разучались говорить или говорили с большим трудом; у моряков, находившихся длительное время в одиночестве на необитаемых островах, снижался уровень абстрактного мышления, ослабевала речевая функция, ухудшалась память .

Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

А. Людвиг полагает, что в таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям .

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки, в «снятом» виде в ведущих формах и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план . Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Изменения в перцептивных процессах

В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются .

Подобные явления наблюдаются у летчиков – нарушение ориентировки и измененное восприятие положения самолета (кажется, что самолет перевернулся, остановился или накренился) – во время полетов ночью, в облаках или по прямой (когда от пилота почти не требуется никакой деятельности).

Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Одним из самых ярких психических феноменов, характерных для условий длительной сенсорной и социальной изоляции, являются галлюцинации.

Описано немало случаев возникновения образов, не соответствующих действительности. В частности, это касается людей, пребывающих в длительном тюремном заключении, в одиночку пересекающих океан, зимующих на арктических и антарктических станциях, находящихся в космосе.

Так, космонавты В. Лебедев и А. Бережной к концу полета на орбитальной станции «Салют-6» однажды неожиданно увидели перед собой мышь. Ею оказалась салфетка, которая попала на решетку вентилятора и сжалась в комок .

П. Сьюдфельд и Р. Борри выделили два типа необычных перцептивных ощущений в ситуации сенсорного голода:

1) тип А – вспышки света, абстрактные или геометрические формы, различные шумы;

2) тип Б – имеющие значение объекты или живые существа .

Еще один пример возникновения образов, не соответствующих действительности: в одном из экспериментов испытуемый «увидел» процессию белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо, другой – ряд маленьких желтых людей с надетыми черными кепками и открытыми ртами, третий – обнаженную женщину, плавающую в пруду .

Реже появляются слуховые галлюцинации, которые бывают простыми (жужжание, отдельные звуки) и сложными (щебетание птиц, музыка, человеческие голоса). Иногда возникают тактильные галлюцинации (ощущения давления, прикосновения) и кинестетические (ощущение парения) .

Вначале люди критически относятся к своим ощущениям, что не позволяет называть их галлюцинациями в чистом виде. В дальнейшем критика к ним часто утрачивается, эйдетические представления могут выходить из-под контроля. Так, свидетель описывает, что одному из участников зимовки на антарктической станции стали мерещиться «гуманоиды», которые что-то замышляют против группы исследователей. С появлением солнца «гуманоиды улетучились» .

Объяснение подобных явлений может заключаться в том, что условия сенсорной недостаточности способствуют активизации воображения. В частности, это подтверждается тем, что одни и те же люди легче справлялись с тестами на дорисовывание незаконченных рисунков, находясь в условиях Крайнего Севера, нежели в обычной обстановке. Им требовалось меньше времени, отмечалось субъективное облегчение выполнения задачи .

По И. П. Павлову, вторая сигнальная система и определяющие ее работу лобные доли мозга как относительно позднее эволюционное приобретение являются достаточно хрупкими. Следовательно, они быстрее подвергаются торможению, чем более древние структуры. Когда возникает это торможение, вторая сигнальная система уступает место первой. Активизируются мечты, грезы, затем возникает легкое сонное состояние (просоночное). То есть первая сигнальная система освобождается от регулирующего влияния второй. Развившееся во второй сигнальной системе торможение по закону «взаимной индукции», открытому И. П. Павловым, активизирует деятельность первой, чем и объясняется яркость эйдетических образов .

В. И. Лебедев обращает внимание на то, что усиленное воображение является защитной компенсаторной реакцией в условиях монотонной среды. Появляющиеся яркие образы в какой-то мере замещают сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и тем самым позволяют человеку сохранить психическое равновесие. Компенсаторный характер носят, по его мнению, и сновидения, которые становятся особенно яркими в ситуациях сенсорного дефицита. О таких красочных цветных сновидениях во время зимовок рассказывают полярники, сравнивая увиденное с кинофильмами или передачами по цветному телевидению.

К числу необычных образов, не соответствующих действительности, можно отнести и искажения восприятия, обусловленные внутренней установкой человека, решением какой-то задачи. Вот несколько типичных примеров этого.

1. Летчик, участвовавший в поиске людей потерпевшего аварию дирижабля, отчетливо увидел сидящего на снегу человека. «Но мне не пришло в голову, – рассказывал он, – что, если бы это был человек, он, конечно, махал бы мне чем-нибудь. Я тотчас снизился, но фигура внезапно расплылась» .

2. Летчики, участвовавшие в спасении людей (рыбаков на льдине, унесенной в море; жителей деревень, затопленных наводнением, и т. д.) довольно часто принимают за потерпевших различные предметы: бревна, коряги, кусты. И только при снижении убеждаются в иллюзорности восприятия.

Особое аффективное состояние, сильное желание найти людей создают установку, которая провоцирует искажение образов восприятия. Известен случай, когда охотник в выбежавшей из кустов девочке отчетливо «увидел» кабана и выстрелил .

Влияние установки на восприятие подтверждается не только многочисленными наблюдениями из жизни, но и экспериментальными исследованиями школы Д. Н. Узнадзе.

Другие последствия сенсорной депривации

Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности.

В сурдокамерных экспериментах практически все испытуемые сообщали о возникшей у них потребности творческого самовыражения: они читали наизусть любимые стихи, пели, делали из дерева и подручных материалов различные модели и игрушки, писали рассказы и стихи . Некоторые с удивлением обнаруживали у себя ранее отсутствовавшие способности к рисованию, литературному творчеству. При этом у тех, кто сумел реализовать потребность в творчестве, «необычные» психические состояния отмечались значительно реже, чем у тех, кто в часы отдыха ничем не занимался.

Вопрос о качестве создаваемых таким путем творческих продуктов остается открытым. С одной стороны, общий уровень познавательной деятельности в подобных условиях снижается.

Сдругой стороны, в ситуации изоляции человека не отвлекают внешние факторы, он может сосредоточиться на одной идее. Известно, что многие писатели, художники, композиторы стремятся к уединению, создавая свои труды.

Интересно, что некоторые заключенные начинают заниматься литературным творчеством, не имея до этого подобного опыта. Так, О"Генри, находясь за решеткой, начал писать свои рассказы, сделавшие его впоследствии знаменитым писателем.

Вместе с тем сенсорная депривация провоцирует и «ложную» креативность.

Чувство «гениального открытия». У человека может появиться чувство сверхзначимости какой-то идеи. В. И. Лебедев пишет:

«Во время пребывания в сурдокамере испытуемого Б. было замечено, что он много времени уделяет записям, что-то чертит и производит какие-то измерения, смысл которых был непонятен экспериментаторам. После окончания эксперимента Б. представил „научный труд“ на 147 страницах: текст, чертежи и математические расчеты. По материалам, содержавшимся в этом „научном труде“, был построен отчетный доклад испытуемого о проведенном эксперименте. „Труд“ и сообщение были посвящены вопросам пыли. Поводом для проделанной работы послужил ворс, выпадающий из ворсовой дорожки, находящейся в камере. Б. исследовал количество, пути распространения, циркуляцию, кругооборот пыли, зависимость ее наличия от времени суток, работы вентилятора и других факторов. Хотя испытуемый был инженером, „труд“ его представлял собой набор наивных обобщений и поспешных нелогичных выводов» .

В обычных условиях человек постоянно находится в социальном окружении, которое прямо или косвенно корректирует его поведение и деятельность. Когда же социальные коррекции перестают действовать на человека, он вынужден самостоятельно регулировать свою активность. С этим испытанием успешно справляются не все.

Другая причина – изменение значимости события, придание нового смысла фактам и явлениям (описано выше).

Изменение восприятия времени. В условиях сенсорной депривации зачастую нарушается оценка временных интервалов. Примеры этого представлены в результатах различных экспериментов.

В одном из таких экспериментов, в ситуации длительного одиночного пребывания в пещере, один из участников исследования при оценке прошедшего времени «отстал» на 25 суток за период 59 дней, другой – на 88 суток за период 181 день, третий – на 25 за 130 дней (он уже знал о возможных нарушениях оценки времени, поэтому сделал некоторые коррекции) .

Таким образом, большие интервалы времени люди, как правило, недооценивают.

Восприятие же малых интервалов может варьироваться. В разных экспериментах люди за 10-секундные принимали промежутки времени в 9, 8 и даже 7 секунд; в другом случае оценка интервала в 2 минуты занимала 3–4 минуты реального времени . То есть наблюдалась как переоценка, так и недооценка временник отрезков.

Объяснение указанных феноменов может заключаться в следующем. Один из механизмов оценки интервалов времени – обращение к собственным физиологическим процессам. Исследователи обнаружили, что при исключении внешних временных ориентиров физиологические процессы вначале продолжают следовать 24-часовому суточному ритму. Но затем он нарушается. Человек может прийти, например, к 48-часовому или 28-часовому ритму. Но и они не являются устойчивыми. При этом часто появляется потребность в дневном сне. Физиологические процессы значительно рассогласовываются. Например, период сна перестает сопровождаться падением температуры тела, уменьшением частоты сердечных сокращений и т. д.

Таким образом, «внутренние биологические часы» во многом определяются «внешними» и не могут быть надежным ориентиром при оценке времени при отсутствии последних.

Нарушение биологического ритма связано с другими специфическими последствиями ситуации сенсорного голода: изменениями состояний сна и бодрствования.

Деятельность специалистов ряда профессий – летчиков, космонавтов, водителей, машинистов поездов и многих других – протекает в закрытых помещениях и кабинах. Естественно, поток раздражителей из внешней среды значительно ограничен. При этом имеет место не только сенсорная, но и двигательная депривация. Кроме того, помещения диспетчеров и кабины операторов обычно заполнены тихим гудением приборов. Неблагоприятное действие монотонной обстановки иногда усиливается еще и однообразными раздражениями вестибулярного аппарата – покачиванием, что способствует развитию гипнотических фаз и глубокого сна. Нередко аварии, происшедшие по вине водителей и машинистов, как раз связаны с потерей бдительности в результате гипнотических состояний.

«Ночь. Стюардесса через иллюминатор увидела луну, которая вскоре исчезла из поля зрения. Вдруг, к своему изумлению, она вновь видит луну, проплывающую за иллюминатором. Пока она пребывала в размышлениях, „что же это может быть?“, луна в третий раз показалась в иллюминаторе! Она вбежала в кабину пилотов и обнаружила… спящий в полном составе экипаж. В течение получаса самолет „DC-6“, летевший в Бахрейн, выполнял большие круги над Средиземным морем. Налицо было явное влияние монотонной обстановки, когда летчики следили только за показаниями приборов. Эта история произошла в 1955 г. С тех пор многое изменилось в авиации. Однако проблема сна летчиков за штурвалом осталась» .

Есть данные также о том, что у полярников на арктических и антарктических станциях, у моряков во время продолжительных океанских походов, у людей, длительно работающих в темноте, весьма распространены бессонница, трудности засыпания и пробуждения

Подобные нарушения могут привести к утрате способности различать сон и бодрствование.

«Однажды… в поликлинику два милиционера привели испуганного, дрожащего человека. Он рассказал, что вел большой автобус. Сменщик не пришел, пассажиров было много, и его уговорили в суточный рейс ехать одному. При въезде в город на большой скорости он врезался в колонну солдат. От их крика он обезумел, выскочил из автобуса и спрятался. Милиционеры смущенно пожимали плечами и говорили, что никаких солдат автобус не давил. Шофер просто заснул и увидел во сне то, чего больше всего боялся» .

Испытуемому П. Сьюдфельда и Р. Борри также приснилось, что опыт окончился, он вышел из камеры, встретил приятеля и разговаривал с ним до тех пор, пока не был разбужен в связи с действительным завершением опыта .

В. И. Лебедев считает, что отличить сон от реальности человеку помогает быстрота пробуждения, позволяющая заметить различие между образами сновидения и внешними впечатлениями. Медленный выход из состояния сна затрудняет различение сновидения и реальности, особенно когда снятся не фантастические, а самые обыкновенные события.

Возникновение гипнотических состояний в условиях сенсорной депривации способствует повышению внушаемости и гипнабельности человека. В экспериментах П. Сьюдфельда, В. Г. Бек-стона продемонстрировано, что испытуемые могут изменить свою точку зрения на что-либо при получении сообщения во время депривации .

Например, Бекстон предъявлял во время эксперимента студентам, скептически относящимся к так называемым псифеноменам (привидениям, полтергейсту), серию сообщений с целью убедить их в реальности данных явлений; испытуемые, находящиеся в условиях депривации, проявили больший интерес и веру к данным явлениям, по сравнению с теми, кто слушал эти сообщения в обычной обстановке.

П. Сьюдфельд объясняет данную ситуацию, с одной стороны, стимульным голодом, повышающим интерес к любой информации, с другой стороны, общим снижением эффективности мыслительной деятельности, что препятствует критической оценке сообщений, повышает внушаемость.

Данный феномен активно используется при вербовке в различные религиозные секты, одна из задач которых – расшатать прежнюю систему убеждений человека, внушить ему новые взгляды. В качестве одной из техник активно используется техника сенсорной депривации.

В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные, забавные, тяжелые и т. п.

Так, один из спелеологов при длительном одиночном пребывании под землей стал ощущать себя очень маленьким («не более мухи») .

У летчиков во время ночных полетов иногда появляется чувство нереальности происходящего.

М. Сифр во время двухмесячного пребывания в пещере, посмотрел в зеркало после длительного перерыва и не узнал себя; потом стал ежедневно наблюдать себя в зеркале, ощущая раздвоенность и отчуждение собственного «Я» .

В. И. Лебедев описывает феномен раздвоения личности у человека, в одиночку пересекающего океан:

«Д. Слокам рассказывает, что однажды он отравился брынзой и не мог управлять яхтой. Привязав штурвал, сам лег в каюте. Начавшийся шторм вызвал тревогу. Когда он вышел из каюты, то у штурвала „увидел“ человека, который управлял яхтой: "Он перебирал ручки штурвального колеса, зажимая их сильными, словно тиски, руками… Одет он был как иностранный моряк: широкая красная шапка свисала петушиным гребнем над левым ухом, а лицо было обрамлено бакенбардами. В любой части земного шара его приняли бы за пирата. Рассматривая его грозный облик, я позабыл о шторме и думал лишь о том, собирается ли чужеземец перерезать мне горло; он, кажется, угадал мои мысли. „Сеньор, – сказал он, приподнимая шапку. – Я не собираюсь причинить вам зло… Я вольный моряк из экипажа Колумба. Я рулевой с „Пинты“ и пришел помочь вам… Ложитесь, сеньор капитан, а я буду править вашим судном всю ночь…“» .

Появление двойника-помощника у Д. Слокама Лебедев объясняет глубокой эмоционально насыщенной настроенностью, переживанием острой необходимости в посторонней помощи. Само явление раздвоенности автор связывает с присущей всем людям способностью экстериоризировать интериоризированные в процессе онтогенетического развития социальные взаимоотношения. При этом он обращает внимание на любопытный феномен: при раздвоении часто экстериоризируется то, что неприятно человеку, к чему он относится со страхом и отвращением (черти, пираты, черные люди и т. д.).

В качестве наиболее характерных деперсонализационных расстройств также выделяют: ощущение разделения души и тела, растворения границ «Я» (между собой и другими, собой и космосом) .

Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.

Вместе с тем описанные феномены проявляются в неодинаковой степени у разных людей, находящихся в одних и тех же депривационных условиях. Это позволяет предположить, что степень выраженности тех или иных последствий, время их возникновения, характер протекания, даже сама возможность их появления зависят от индивидуальных особенностей личности.

Индивидуальные последствия

Вопрос об индивидуальных последствиях депривации интересен в плане выявления факторов, определяющих состояние человека в ситуации сенсорной депривации.

Реакции людей зависят во многом от преобладающих потребностей, систем навыков, защитных и адаптивных механизмов.

Есть данные, что у лиц экстравертированного типа нарушения выражены сильнее, чем у интровертов.

А. Силвермен выбрал среди студентов шесть испытуемых, «ориентированных вовне», и пять, «ориентированных на себя», и подверг обе группы двухчасовой сенсорной депривации. Он установил, что первые продемонстрировали более плохие результаты в тестах перцепции, эти испытуемые были более беспокойными и возбужденными, у них было больше фантазий и они были более подозрительными .

Индивидуальные различия в реакциях на депривационные ситуации могут определяться также особенностями проявления у разных людей потребности в стимуляции.

В одном из экспериментов, проводимых в Принстонском университете, испытуемые, находясь в плавательной камере, имели возможность получить в течение эксперимента простой зрительный раздражитель. Нажимая на выключатель, они могли освещать несложный линейный рисунок и рассматривать его в течение короткого времени. В зависимости от того, как испытуемые использовали данную возможность, они были разделены на лиц с малой выдержкой и на лиц со значительной выдержкой. У шести испытуемых, которые не смогли вынести экспериментальной ситуации дольше 37 часов, отмечалось в среднем 183 секунды просматривания рисунка в течение первого дня. В отличие от них девять испытуемых, оставшихся в экспериментальной ситуации полностью 72 часа, рассматривали рисунок в течение того же времени в среднем лишь 13 секунд .

Можно предположить, что значимым фактором «депривационной устойчивости» является мотивация. Направленность человека на решение задачи, готовность дойти до результата повышает адаптационные возможности.

Исследования показывают, что лица с нервно-психической устойчивостью в целом легче переносят ситуации сенсорной (и не только сенсорной) депривации. Невротики чаще переживают сильные приступы тревожности и даже паники . Лица возбудимого, безудержного типа демонстрируют более яркие формы послеизоляционного гипоманиакального синдрома .

По наблюдениям психотерапевтов, сенсорную изоляцию более остро переживают люди с истероидно-демонстративной акцентуацией характера . Для людей этого типа очень важен приток новых впечатлений, возможность делиться ими с окружающими, создавать вокруг себя атмосферу «слушающих и восхищающихся». Если же новых впечатлений мало, возможны несколько вариантов поведения истероида.

Как человек внушаемый и впечатлительный, он впитывает любую информацию, критичность к которой у него еще больше снижается в силу той же сенсорной депривации. Затем у него возникает сильная потребность делиться этой информацией со всеми окружающими, причем в ярко-эмоциональной форме, проигрывая ситуацию «в красках». Такие люди нередко становятся паникерами, создавая проблему на основе своих фантазий. При этом они не преследуют цель запугать кого-либо. Просто их художественная, артистическая натура не позволяет им сухо анализировать факты, а выстраивает целый ряд воображаемых событий, который компенсирует отсутствие реальной информации.

В другом случае истероид, испытывая дефицит внешних стимулов, начинает искать внутренние, то есть внимательно прислушиваться к своему организму, выискивать различные заболевания и ходить по врачам. Посещение врачей для него является хорошим поводом пообщаться, получить необходимую дозу сенсорных и эмоциональных стимулов. Как вариант может рассматриваться поход в парикмахерскую, салон красоты, фитнес-клуб и т. п. Известно, что люди посещают такие места иногда не столько ради прямой цели, сколько из-за общения, вследствие дефицита сенсорно-эмоциональных впечатлений.

Еще одно из распространенных последствий депривации, которое характерно, впрочем, не только для лиц с истероидно-демонстративной акцентуацией, – переедание и, как следствие, избыточный вес. Если человек не имеет возможности получать необходимую стимуляцию, он ее замещает едой. Естественно, борьба с лишним весом при этом не будет эффективной, если не устранена причина – сенсорный голод.

Изучение индивидуальных последствий сенсорной депривации важно как с теоретической точки зрения – для выявления общих закономерностей развития депривационных состояний, так и с практической – для отбора людей в различные профессиональные группы, в том числе для работы в особых условиях – экспедициях, космических полетах и т. д.

В психологии выделяют феномены сенсорной, эмоциональной, двигательной, психосоциальной и материнской депривации, которые описывают факторы Говоря о депривации, мы подразумеваем некое состояние, происходящее в результате неудовлетворения потребностей и имеющее пагубные последствия. Наиболее важна психологическая сторона этих самых последствий.

Все проявления систематического угнетения имеют психологическую схожесть. Они могут охватывать огромный спектр нарушений: от небольших странностей до глубоких поражений личности и интеллекта. Например, изоляция, тяжелая травма или увечье, вызывающие малоподвижность, влекут не только физиологические проблемы, но и которые весьма трудны в преодолении.

Сенсорная депривация (лишение ощущений) характеризуется информационным голодом, вызванным ограничением слуховых, осязательных, зрительных, вкусовых, обонятельных стимулов. Вызывается она и физическими нарушениями, и условиями скудной окружающей среды. Многочисленные эксперименты по распознанию человеческих реакций показали, что основная половина испытуемых не смогла провести больше трех дней в небольшой замкнутой комнате.

Сенсорная депривация практически для каждого человека воспринимается тяжело. Подобные опыты можно провести у себя дома: завязать глаза, вставить в уши беруши, ограничить подвижность тела. В умеренной дозировке сенсорная депривация даже способствует расслаблению тела и оказывает благотворное влияние на внутреннее функционирование: стабилизируется быстрее обрабатывается поступающая информация извне, обостряется восприятие.

Такое состояние применяется в йоге, психологической практике (тренингах), нетрадиционной медицине, медитации. Главная цель этих занятий - коррекция личности, внутреннего «Я» и саморазвитие. Наиболее сложное устройство, ограничивающее человека от внешних раздражителей, - звуко- и светонепроницаемая камера, изобретенная в 1954 г ученым Это емкость, наполненная соленой водой, в которую погружается испытуемый. Благодаря теплой воде человек испытывает состояние невесомости и ощущает полную изоляцию от окружающего мира.

Ученые доказали, что при недостатке у человека возникает потребность в сильных переживаниях и ощущениях, в итоге развивается эмоциональный голод. Поэтому сенсорная и эмоциональная депривация напрямую взаимосвязаны. Дефицит чувственных переживаний является информационным голодом и порождает аналогичные последствия. Надо отметить, что эмоциональный голод гораздо сложнее выявить, нежели физический.

Зачастую депрессивные состояния, развитие комплексов, чувство одиночества имеют эмоциональную депривацию. Здесь и кроется создание психологической зависимости, техника программирования психики, огромная возможность для психологического принуждения, которым человек может подвергаться в межличностных отношениях и социуме.

Наряду с эмоциональной и сенсорной существует социальная депривация - это снижение либо лишение общения индивида с социумом. Ей подвержены люди абсолютно всех возрастных категорий. Но больше всего пенсионеры и мамы, находящиеся в декретном отпуске. Здесь говорится о широком разрыве социальных связей. Поэтому часто у людей с этим синдромом выявляется необоснованная агрессия, раздражительность, чувство тревоги - в такие моменты правильным выходом будет созвониться с близкими людьми, прогуляться по магазинам, заняться любимым делом, т.е. отвлечься от негативных мыслей.

Сенсорная депривация, как вы поняли, может проявляться в различных вариациях, проще говоря - это дефицит тех или иных впечатлений либо информации. Очень важно своевременно распознать и удовлетворить тот канал систематического угнетения, по которому происходит нехватка необходимых эмоций.

«Чудо заключается в том, что вселенная создала частицу себя с целью изучения всего остального в ней, и что эта частица, изучая саму себя, находит всю остальную вселенную в недрах собственного естества», - так заканчивает свою книгу "Центр циклона" американский невролог Джон Лилли. В 1954 году Лилли изобрел изоляционную кабину – приспособление, сводящее к минимуму мышечную активность и влияние на мозг человека внешних раздражителей – звуковых, температурных и прочих. Экспериментируя над собой в невесомости наполненной водой кабины, Лилли пытался изучать особенности мозговой деятельности.

Понижая чувствительность к внешнему миру с помощью изоляционной кабины, Лилли, а за ним и многие другие ученые изучали мозговую активность в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. (Правда, Лилли к этим экспериментам подключал еще и наркотик LSD, однако до сих пор не ясно, насколько эффективно было его применение). Официально этот препарат запрещен даже в либеральных Нидерландах, а вот изоляционные кабины как способ релаксации и медитации, наоборот, все более популярны среди хронически усталых молодых яппи. Согласно результатам недавнего исследования, из-за переутомления на работе ежегодно вынуждены брать больничный сотни тысяч голландцев. Возможно, поэтому по всей стране открываются новые коммерческие центры, предлагающие поплавать в изоляционных кабинах.

Рассказывает директор центра CEEZ FLOAT в городе Лейден Джон Хендрикс:

Средняя температура кожи человека – 35-35,5 градусов. Температура воды постоянно поддерживается на этом уровне. Форма кабины такова, что воздух сохраняет аналогичную температуру. Полежав так в темноте минут десять, человек перестает чувствовать воду и воздух вокруг. Ему начинает казаться, что он парит в вакууме.

Люди реагируют по-разному. Многие возвращаются в приемную с отсутствующим выражением на лице, забывают куртки, приходится догонять их потом. В общем, все расслабляются. Приходила женщина с болями в суставах. После первой же процедуры она сказала, что помогает больше, чем визит к физиотерапевту. В основном, мы проводим процедуры по 45 минут: это минимальное время, за которое можно достичь эффекта полного расслабления. Но вот, например, одна наша клиентка всегда приходит раз в месяц и лежит по полтора часа. Ей очень нравится – ни детей, ни телефона. Хорошо!

В изоляционной кабине человек лежит на поверхности воды. Отсюда второе название этого устройства – «флоут-кабина» (от английского float – «поплавок»). Джон Лилли в 50-е годы использовал сложную маску, чтобы дышать под водой. В современных флоут-кабинах на 800 литров воды используется 500 килограммов сернокислого магния, то есть соли. В условиях ослабленной гравитации мышцы расслабляются, в крови понижается адреналин, уходят чувства страха, тревоги, повышается концентрация на собственном дыхании – общепринятая медитативная практика. Исследование психологов Эразмусского университета в Роттердаме, доказало, что в качестве метода снятия стресса пребывание в изоляционной кабине в два раза эффективнее занятий йогой. Состояние мозга человека в кабине сравнимо с состоянием в фазе глубокого сна. Это позволило целому ряду ученых придти к выводу, что регулярное использование изоляционной кабины позволяет уменьшить количество часов, необходимое для полноценного ночного сна. Джон Хендрикс продолжает:

Самое трудное для начинающего – не бояться полностью расслабиться в кабине. Тело расслабляется сразу, а вот голова – тяжелая, нужно дать ей погрузиться в воду по уши. Многие люди поначалу этого боятся, потому что тогда соленая вода близко подходит к глазам. Действительно, по окончании процедуры на лице остается кольцо из соли, но его легко смыть тут же под душем.

Во-первых, вода в кабине такая соленая, что в ней никакие бактерии не выживут. У нас есть специальное заключение, в котором говорится, что вероятность отсутствия бактерий в такой воде 99,9 %. Это как в Мертвом море. Во-вторых, после каждого посетителя вода прогоняется через специальную очистительную систему в течении 20 минут. Кстати, алкоголь очень не советуем перед процедурой употреблять.

Стоит такая убойная релаксация недешево, в среднем по стране 40 евро за сеанс. Но зато потом любые неприятности кажутся мелочами, даже голландский климат.

«Что будет , если мы отрежем все нити,

связывающие нас с внешним миром?

Если отключим все органы чувств?

Наедине с чем мы останемся?…»

Сенсорная депривация. Поиск Тишины

Ночь и Тишина… — лучшее время для размышлений. Начало сенсорной депривации

Кромешная Темнота… Безмолвная Тишина…Ощущение невесомости… Внешний мир не подает признаков своего существования… Я наедине со своим Я…В мире своего внутреннего Я, свободном от иллюзорной реальности Внешнего мира…В лабиринте собственных мыслей… Пытаясь поймать одну из них… Которая ответит на вопрос: Кто я ? Самый главный вопрос в моей жизни… выраженный множеством других: В чем смысл моего существования? Зачем я здесь? Для чего я послан сюда? А что за пределами этого мира? В чем Замысел Творца?

Кто же эти люди, для которых так важно остаться наедине с собственным Разумом, вслушиваясь в Тишину? Нет, это не просто тишина. Это ничто, пустота, отсутствие всего, это «молчание» Внешнего мира… вслушиваясь в которое начинает открываться противоположная его сторона – Метафизическое пространство. Эти люди каким-то внутренним знанием чувствуют его существование… И их задача раскрыть его, познать его законы и смыслы…

Так кто же они? Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделила их как обладателей Звукового вектора . Их всего 5%. Звуковики, единственные кто не идентифицирует себя с собственным телом, они отождествляют себя со своим внутренним Я, задача которого раскрыть законы мироздания и понять смысл собственного бытия в этом мире.

Ночь и Тишина – лучшее время для духовного поиска…

Самое комфортное время суток для Звуковичка – Ночь. В первобытной стае, когда все уже спали, он выполнял задачу ночного охранника: вслушивался в тишину — не хрустнула ли где-нибудь веточка под лапой леопарда? Звуковик слышит малейшие звуки. Его Эрогенная зона – Ухо – обладает повышенной чувствительностью по сравнению с другими людьми. Громкие крики, голоса, шум могут сильно травмировать его. Чем сильнее звук – тем больше он в попытке защититься замыкается внутри себя, чтобы оградиться от этого невыносимого вопля…

Именно в Тишине и Уединении Звуковик может сосредоточиться на собственных мыслях и родить Ответ на свой глубокий вопрос или Идею…В каждом из них живет Мудрец, пытающийся раскрыть загадки Вселенной. По сей день это так…

В поиске ответа на вечные вопросы мы ищем место, где внешний мир не отвлекает нас своим шумом и суетой… Легкое состояние сенсорной депривации

«Ти-ши-нааа», — сказал Звуковик сам себе как призыв к действию и пошел думать…

Он нашел местечко, где никто его не будет тревожить… на чердаке…

Была темная ночь… Он расположился на полу… предварительно захватив с собой свою потрепанную тетрадку (он всегда ее брал с собой, чтобы записывать ход своих мыслей)… Удобно расположившись на старом теплом пледе… задумчиво кинул взор в маленькое окошечко, через которое просачивался тусклый лунный свет… Небо было усеяно множеством горящих точек…

«Звезды…Что там за ними?… А ведь наша Вселенная всего лишь одна из бесконечного множества других вселенных… Все больше доказательств, что мы живем в Мультивселенной…Вчера на конференции группа астрономов обнародовала данные космического телескопа «Планк», который зафиксировал так называемый «темный поток». Это похоже на прилив движения целых скоплений галактик сквозь пространство, которое «прибавляется» к движению, вызванному расширением Вселенной. Что-то как будто «тащит» эти скопления в миллион километров в час в сторону созвездий Центавра и Паруса… Существует ли темный поток в реальности или это результат некорректной обработки данных? Но фактов становится все больше… Они указывают, что рядом может быть другая Вселенная, гравитация которой воздействует на нашу……» — понеслись его мысли в голове…

…и он провалился в глубину собственных размышлений, будто выключившись из этого мира: неподвижное тело, взгляд отрешенный …«в никуда», направленный в сторону неба… И только изредка он вздрагивал, возвращаясь откуда-то изнутри, и взахлеб начинал строчить записи в свою тетрадочку…

Сенсорная депривация – «эксперименты» звуковых ученых

Ночь…Тишина… Людская суета проваливается в ночной глубине… Все погружаются в сон… Все, и только для звуковика начинается время размышлений…

Что только эти «ночные сторожи» не напридумывают, чтобы обеспечить себе нужное им комфортное состояние для выполнения их видовой роли (задачи) на этой Земле… Недавно я наткнулась на одно такое «изобретение» американского ученого в области нейрофизиологии и психоанализа.

Джон Каннингем Лилли (6 января 1915 - 30 сентября 2001) - американский врач-психоаналитик, известный своими исследованиями природы сознания в условиях сенсорной депривации

Знакомьтесь, Джон Лилли – доктор медицинских наук, изучающий биофизику, нейроанатомию, биофизику, нейрофизиологию. Он посвятил многие годы изучению одиночества и изоляции в ограниченном пространстве.

Доктор медицинских наук описывает свои исследования, ставя эксперименты над собственным сознанием и работой мозга. Очень любопытным показался его опыт, где он изучал состояние мозга, лишая человека всех внешних стимулов, проходящих через конечные рецепторы его тела. Иными словами, предстояло изолировать испытуемого от всех внешних раздражителей, насколько это физически возможно, чтобы посмотреть результатирующее состояние. Ведь Человек остается один на один с собственным сознанием и бессознательным!

Звуковики – единственные, кто не ощущает свое тело… Они забывают пить и есть, и вспоминают об этом, только когда чувствуют слабость… Потому что их главная задача лежит вне физического мира – они познают внутри себя… Поэтому их так часто отвлекают раздражители внешней среды, от которых они всегда стремятся спрятаться, убегая в тихую ночь… И поэтому их трудовая деятельность начинается с глубокого вечера и продолжается все ночное время суток, а с утра им так трудно вставать…

Так вот, Джон Лили в поиске «бестелесного» состояния , комфортного для изучения собственного бессознательного, решил отключить все свои сенсоры, распознающие сигналы из окружающего мира.

Он в 1954 году решил провести свой первый опыт: погрузился в бассейн с водой. Она была соленоватой, чтобы поддерживать в ней нейтральное положение для уменьшения эффекта гравитации. Одновременно с этим он изолировал все источники звука (звуконепроницаемая комната) и, насколько возможно, отрезал все источники света. Чтобы убрать ощущения через кожу – он снял всю одежду и добился поддержания температуры воды в бассейне, при которой ее перестаешь чувствовать. Вода была стоячей, а при отсутствии движения потоков – она как бы «исчезает», ее перестаешь ощущать. Таким образом, он изолировал себя от ощущений через органы чувств: зрение, звук, осязание. Остается обоняние и вкус. По возможности исключил все запахи, и, естественно, ничего «вкусового» не держал во рту (хотя существуют специальные таблетки, которые на время лишают чувствительности эти 2 сенсора, но не будем здесь об этом). Маску для дыхания он разработал сам, которая бы закрывала всю его голову и плотно прилегала к шее, чтобы он мог свободно крутиться в воде, не боясь утонуть. Она была оснащена двумя дыхательными трубками, прикрепленными к специальным клапанам сбоку бассейна. Все это помогало без накопления углекислого газа и без истощения кислорода в организме спокойно отдаваться своей затее…

Приближаясь к «бестелесному» состоянию в полной тишине… начинается работа с внутренним самосознанием. Первые шаги к открытию Камер сенсорной депривации

После некоторой координации своего положения ученый все же смог погрузится в «иной мир». Эти переживания он позднее назвал «потерей чувствительности». Отсутствие стимулов извне начинает компенсироваться обострением сознания и увеличением чувствительности. Оставшись один на один с собой, концентрируясь на абсолютной тишине в кромешной тьме, не чувствуя свое тело, и полностью потеряв ощущение внешнего мира, ученый провел несколько часов, о чем в последствии постоянно вспоминает с восхищением и эйфорией.

Позже он описывает свой первый опыт так:

«Я прошел через состояние дремоты, состояние, похожее на транс, мистическое состояние. Я был полностью сконцентрирован… Я потратил часы, работая над своими собственными помехами, мешавшими мне понять самого себя в своем жизненном пути. Я проводил часы в концентрации и созерцании, не зная, что я делаю… »

А что же он действительно делал? Теперь мы с точностью можем ответить на этот вопрос!

Системно-векторная психология дает нам этот ответ. Он выполнял видовую роль звукового вектора — как и в первобытные времена, в поиске тревожного звука, по сей день в уже изменившемся времени и ландшафте – вслушиваясь в ночную тишину, звуковик раскрывает законы Мироздания, ищет смысл жизни и отвечает на вечные вопросы о существовании всего человечества. Он интроверт , и ему требуется изоляция для полного сосредоточения, которое позволит наработать необходимые нейронные связи, чтоб сформировалась так необходимая ему мысль, которая заполнит пустоту в его постоянном познании Вселенной…

То, что проделал Джон Лили позднее назвали Сенсорной депривацией.

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) — частичное или полное лишение чувствительности одного или более органов чувств от внешнего воздействия:

«Отключение» зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, температурных рецепторов и вестибулярного аппарата. Также к сенсорной депривации может относить ограничение подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Ученые в этой области считают, что сеансы сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению. Все хорошо в меру

Камеры сенсорной депривации – «бестелесное» изобретение звуковиков

Опыты Джона Лили послужили созданию Камеры сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемая емкость, куда не проникают запахи, где человек плавает в теплой солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела, что создает ощущение невесомости. Еще называют ее «флоутинг » капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности). В такой среде человек ощущает себя изолированным от стимулов окружающей среды

Здесь создаются условия, близкие к эмбриональным. Человек перестает воспринимать: где границы его физической оболочки и где начинается окружающее пространство – это дает ему ощущение «потери тела », полной свободы от него. Ничто извне не беспокоит, и он может глубоко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях, побыть наедине с собой в полной Тишине.

Джон Лилли называет это в своих книгах: «Войти в мир сознания, свободным от реальности «.

Эти камеры используются также для медитаций, йоги, расслабления, в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, коррекции личности и даже пыток и наказаний (но это для зрительных людей, для них одиночество и темнота – это ужасно страшно)

Оставшись наедине с самим собой, в беззвучной тишине, начинаешь слышать звук внутреннего голоса, погружаешься в мир мыслей, встречаешься с лабиринтами собственного бессознательного, являющегося лишь частью чего-то Целого… Всеобъемлющего Разума…

Сенсорная депривация — свобода от Внешнего мира в поиске самопознания

Разновидностью сенсорной депривации можно назвать и «Закрытые глаза, отрешенный взгляд, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество и затворничество», используемые для различных практик саморазвития и самопознания.

Сенсорная депривация

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. ). С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокаме ре, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см. ) переживаниях , что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения , к-рые определенным образом воздействуют на образную . Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции . По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, , ), к-рые на короткое время сменяются эйфорией , раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см. ). Нарушается ритм сна и бодрствования , развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления , что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций . В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см. ) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сенсорная депривация Этимология.

Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение и англ. deprivation - лишение.

Категория.

Резкое уменьшение поступающей информации.

Специфика.

Может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В экспериментальных целях достигается при помощи различных технических приемов (например, за счет погружения в аморфную среду или нахождения в замкнутых кабинах малого объема). В подобных условиях проявляются побочные следствия в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, нарушается цветовое восприятие и восприятие глубины и константности размеров предметов (предметы кажутся нарисованными на одной плоскости), происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации.

Синоним.

Сенсорная изоляция.

Литература.

Solomon P. Sensory Deprivation. Cambrige, 1961;

Сиффр М. Один в глубинах земли. М., 1966

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "сенсорная депривация" в других словарях:

    Сенсорная депривация - частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более… … Википедия

    Сенсорная депривация - уменьшение потока импульсов в центральную нервную систему человека от органов слуха, зрения, обоняния. Возникает в условиях изоляции человека или группы людей в замкнутом пространстве (подводной лодки, глубоководном аппарате и т. п.). Может… … Морской словарь

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата). Сенсорная изоляция, информационный голод, недостаточность общения. Наблюдается в экстремальных ситуациях (длительное одиночество человека в тайге, в пещере, океане и т.п.). Изучается при экспериментальном… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата) – естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно… …

    СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - Описание ситуации, естественной или экспериментально созданной, в которой имеется значительное сокращение поступающей сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть приятными и расслабляющими; длительные… … Толковый словарь по психологии - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (см. психология экстремальная). Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании… … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорная изоляция - Сенсорная депривация частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух … Википедия

    Депривация - (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике