Создать свой лейбл одежды. Как запустить востребованную марку одежды

Текст Татьяна Благовидова

Фото freepik.com, abc.vvsu.ru, nehbetone.ru

Мы начинаем цикл материалов, где будем рассказывать, как выстроить производственные процессы в разных сферах бизнеса. Начинаем с модной индустрии. В этой статье расскажем, как запустить линию одежды, если вы не умеете рисовать, шить и ничего не понимаете в тканях.

Наши спикеры

Базовые понятия и специалисты

Эскиз - схематичное изображение изделия на модели или на плоскости. Он может быть нарисован от руки или с помощью компьютера. На следующем этапе эскиз превращается в конструкцию.

Конструкция - чертеж будущего изделия, выполненный, как правило, в специальной программе. Он строится на основе математических расчетов и пропорций.

Лекала - конструкция, разобранная на детали будущего изделия для выкройки на ткани. Лекала могут существовать как в электронном виде, так и в бумажном - от руки. В лекалах содержится вся информация для производства: какие и где сделать отстрочки, припуски по швам и так далее.

Конструктор - специалист, который разрабатывает лекала, учитывает не только форму модели на основании эскиза дизайнера, но и все технологические узлы. Он переносит идею дизайнера на чертежи.

Технолог - специалист, который определяет, как обработать отдельные детали и узлы новой модели. Адаптирует лекала под производство и оптимизирует производство.

Закройщик - специалист, который по готовым лекалам делает раскрой на ткани.

Можно ли запустить линию одежды, не имея знаний в швейном деле?


Одежда бренда Oxana Krengel

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

В университете дизайнеров учат не столько придумывать из пустоты, сколько облекать свои заметки об окружающем мире в осязаемую форму своим собственным почерком. Обойтись без вузовской подготовки можно, но базовые знания необходимы, чтобы говорить со специалистами на одном языке, а не объясняться на пальцах.

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Есть много успешных брендов, которые были созданы дизайнерами без профессионального образования в области конструирования и пошива. Достаточно иметь гениального конструктора, который перенесет ваши идеи с эскизов в жизнь.

Подобная схема работает и у нашей компании. Я - дизайнер бренда, но без профильных «вузовских» знаний. Причем, как мне кажется, отсутствие этих знаний мне даже помогает. Бывает, придумываю новую модель, прихожу к конструктору с эскизом, а он делает круглые глаза и говорит, что это невозможно выполнить на ткани. Начинаю выяснять, искать причины, а к концу беседы выясняется, что все возможно, но с небольшими изменениями.

Так что я свободна от клише и ограничений - у меня нет этих знаний и, соответственно, нет границ для творчества.

Базовые знания: где черпать?


Одежда бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Всем начинающим дизайнерам советую стать участником групп ProCapitalist.ru и Friends only fashion на Facebook. Это дружелюбные сообщества профессионалов швейной индустрии. Реагируют на все просьбы. Подскажут, посоветуют, порекомендуют, оценят. Можно найти помощь в подборе и персонала, и подрядчика (найти цех), и материалов. Если бы мы знали о существовании этих групп ранее, многие вопросы решались бы более оперативно и эффективно.

В швейный мир помогают погрузиться выставки тканей и фурнитуры, где вы общаетесь с другими специалистами, получаете необходимую информацию о новинках, трендах - в общем, ощущаете себя частью сообщества.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Я рекомендую краткие, но емкие курсы материаловедения, технологии и технического рисунка. Возможно, основы композиции, в зависимости от того, какую роль в создании коллекции вы собираетесь играть. Ведь если роль достаточно небольшая, то вы очень рискуете вместе с непредвиденным уходом дизайнера потерять ДНК своей марки. Как ни крути, модный бренд в первую очередь основан на личности.

Подведем итог. Где черпать знания:

1. В профильных школах.

 Для начала нужно придумать основную идею марки, концепцию, обозначить целевую аудиторию, ценовой сегмент. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое маркетинг. Для получения базы рекомендую учебник Филиппа Котлера для вузов. Прочитать базовые понятия про 4p (product, price, placement, promotion), позиционирование и концепцию бренда.

Наш пример. В основе нашего бренда лежит идея мультифункциональности: мы делаем одежду для современных горожанок, которые живут в бешеном ритме. Называем этот стиль WORK&OUT. Нашу одежду можно надеть утром в офис, а вечером пойти в ней на свидание или вечеринку. Гармоничность коллекций заключается в сочетании разных материалов и предметов одежды, которое позволяет восполнять многие потребности в гардеробе.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Наш пример. Oxana Krengel - это элегантная классика, созвучная времени, в сегменте middle up (выше среднего). Наши лаконичные, строгие и при этом женственные модели отозвались в сердцах успешных работающих девушек, хотя изначально мы не ставили перед собой задачу делать коллекции для бизнес-леди.

Первая коллекция

Галина Стучилина

Дизайнер, эксперт бренда Gala Grosso

Как правило, на старте лучше начать с узкой линейки самых востребованных вещей. Конечно, хочется смелых экспериментов, но для начала лучше выбрать то, что будет наиболее востребовано, возможно, стоит ограничиться базовыми ходовыми вещами.

Даже если вы хотите шить вечерние наряды, начните с трикотажных платьев или даже свитшотов. Это поможет вам и получить необходимый опыт, и не прогореть с первой попытки (из-за чего у новичков часто опускаются руки). Лучше всего сшить пилотные образцы в одном-двух экземплярах. Первый образец позволит оценить удачность получившейся вещи и поправить возможные ошибки. Второй уже будет служить своеобразным эталоном для модели, и его же можно использовать в демонстрационных целях. Удалось заинтересовать площадку и получить заказ – тогда и начинайте производство.

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Если ваш бюджет ограничен, не стоит сразу приступать к разработке и выпуску полноценной коллекции одежды. Создайте две-три модели в разной цветовой гамме и минимальной размерной сетке.

Получив деньги от продажи, приступайте к разработке большего количества моделей, возможно, даже к выпуску капсулы. Постепенно наращивайте темп и обороты, формируйте круг подрядчиков и партнеров. Многие бренды так и стартовали.

Специалистов можно подобрать на приемлемых для бюджета условиях. Подготовьте пост для сообществ ProCapitalist.ru или Friends only fashion с подробным описанием того, кто вам нужен. Вам обязательно ответят, предложат варианты, порекомендуют специалистов и мастерские. Таким образом вы сможете сконструировать и сшить несколько изделий.

Маруся Мейер, Катя Бакуменко

 Если на начальном этапе у вас немного средств для коллекции, но она нужна целиком, то, как вариант, можно отшивать образцы и делать вещи на заказ, подстраиваясь под клиента. Это создает эксклюзивность при минимальных затратах. Лично мы так работаем уже с дорогими линейками одежды.

Можно также договариваться с ритейлерами, например Lamoda, отшивать образцы, делать лукбук и уже создавать коллекцию под частичный выкуп.

Одежда бренда Not Addicted

Создание модели: этапы, работа со специалистами

ЭТАП 1. Создание эскиза

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

 Дизайнер создает эскиз. И передает его конструктору для дальнейшей работы.


Передать эскиз можно в следующем виде:

1. Рисунок в формате fashion sketching . Это определенная техника рисования моделей в движении. Техника подчиняется определенным математическим расчетам и пропорциями, научиться ей несложно - в России есть онлайн- и офлайн-курсы.

2. Схематичный рисунок.

3. Фотография с образцом ткани на объемной модели.

4. На словах передать идею. Такое возможно, когда вы уже долгое время работаете вместе и понимаете друг друга.

Главное - детально описать конструктору, что вы хотите, чтобы получить нужный результат. Затем дизайнер вместе с технологом и конструктором обсуждает, как вещь будет сшита со всеми строчками, застежками и подгибками.

ЭТАП 2. Конструктор строит лекала для этой модели в базовом для бренда размере

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Каждый бренд сам выбирает базовый размер для своих вещей, исходя из своей концепции или потребностей. Он может соответствовать любой типологии размеров. Обычно дизайнеры ведут примерки на моделях с российскими размерами 40 или 42. Но мы предпочитаем тестировать образец на размере 44, так как у нас он самый ходовой.

ЭТАП 3. Вещь собирается на примерку из ткани

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Можно использовать макетную ткань - бязь. Или работать с оригинальной тканью. Бязь дешевая - 30–70 рублей за метр. На ней удобно отрабатывать лекала изделий костюмной и пальтовой группы, но в ней нет, например, пластики шелков и эластичности стрежневых материалов. Из-за этого мы предпочитаем работать сразу с оригинальными тканями.

ЭТАП 4. После примерки собранного образца в лекала вносятся коррективы по дизайну и посадке.

ЭТАП 5. Изделие корректируется и собирается повторно.

ЭТАП 6. Если все хорошо, то лекала утверждаются и передаются закройщику для градации по размерам.

Важно! Если размерный ряд большой, то образцы нужно отшить еще на 1–2 размера для проверки.

Как найти конструктора и технолога

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Искать контакты специалистов можно в интернете - в поисковике, на специализированных форумах, а также на различных модных мероприятиях и выставках.

Мы конструируем одежду дистанционно, эскиз и техническое задание направляем конструктору по электронной почте. Он не только готовит лекала, но и переносит их в электронный формат. Встречаемся с ним в случае, если после пошива образца необходимо внести существенные изменения в модель. Если нужны небольшие корректировки - описываем недочеты и направляем электронной почтой, комментируем, обсуждаем по телефону внесение изменений.

Мы не просто работаем с тканью, но наносим принт на каждую модель. Поэтому лекала отправляются графическому дизайнеру, который накладывает изображение и направляет дизайнеру, то есть мне, на согласование. Затем они направляются в мастерскую.

Галина Стучилина

Дизайнер бренда Gala Grosso

Найти хорошего конструктора - задача номер один у любого бренда. Уверена, что лучше брать человека в штат, чтобы он мог проникнуться идеей, но начинающие марки могут сотрудничать и со специалистом на фрилансе.

Ищите конструктора с опытом от трех лет.

Образование - идеально сочетание колледжа и института:

  • в колледже присваивают портновский разряд, а конструктор должен уметь шить,
  • в институте закладывается база и развивается вкус.

Навыки : он должен уметь работать руками и с программой САПР - системой автоматизированного проектирования, в которой рисуются или строятся лекала. Безусловно, знание основ САПР очень помогает, особенно при рутинной работе, но ничто не заменит, например, владения разными методами наколки на манекене.

Конструктор составляет текстовую и графическую документацию, необходимую для запуска модели в производство. Текстовая - техническое описание модели, графическая - лекала для раскроя.

Технолога тоже ищите с опытом работы, так как от этого человека зависит многое. Он должен разбираться в обработке швов и технической последовательности изготовления изделий, знать свойства тканей, из которых будет отшита модель. Технолог ответственен также за контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах производства.

Будьте готовы, что в любом производстве конструктор+технолог - это самое дорогостоящее звено.

Например, средняя цена по рынку за проработку конструкторской документации на простое платье - 2500–5000 рублей. Прошив и проработка образца лабораторной швеей и технологом - 3000–6000 рублей.

Одежда бренда Gala Grosso

Создание большой коллекции

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Если говорить уже о большой коллекции, то она начинается с идеи, с определения того, что вы хотите от нее эмоционально и энергетически. Для этого, например, можно собрать мудборд (mood board) - коллаж из визуальных образов, цветов, фактур, элементов. Этот метод поможет и остальной части команды войти в настроение коллекции.

Дальше задача - разработать гармоничную и сбалансированную коммерческую линейку. Линейка - это ассортимент, каталог. Например, коллекция может состоять из 5-ти артикулов платьев, 3-х - рубашек, 2-х - брюк, 5-ти - футболок и так далее.

Я ориентируюсь на принцип «сбалансированного портфеля»: в коллекции должны быть разные изделия, которые играют свою собственную роль в коммерческой составляющей - на каких-то товарах вы будете больше зарабатывать, какие-то нужны вам для имиджа, какие-то существуют как trial - то есть те товары, с помощью которых потребитель может познакомится с вашим брендом.

Товары trial должны быть чем-то небольшим и базовым:

Например, у нас это рубашки. Главное, чтобы цена trial была дешевле вашей средней стоимости за изделие. Например, наши платья, в среднем, стоят 7-10 тысяч рублей, пальто - 18 и более, а рубашки - около 5. Рубашки - это trial. Это нужно для того, чтобы у потребителя не было ценового барьера для знакомства с вашим брендом. Чтобы он с большей долей вероятности приобрел что-то недорогое и вернулся еще раз, уже готовый приобрести что-то большее. У нас примерно 20% в коллекции имеют имиджевую роль, 80% - это более базовые вещи. И примерно 30-40% от всех товаров это trial.

Ткань и фурнитура

Алла Левицкая

Вы должны знать, из какой ткани будет сделана вещь, уже при создании эскиза. То есть понимать, как она выглядит в объеме и движении, как она сидит на фигуре, какое впечатление она производит и как она устроена изнутри.

Есть и другой вариант: коллекция из вашего воображения, отраженного в эскизах, будет воплощаться в стопку тканей. Главное, вы должны видеть гармонию, знать, как сочетаются оттенки и фактуры.

Где покупать


Ткани бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

  • В Москве крупнооптовые и мелкооптовые склады и магазины с большим диапазоном продукции как по цене, так и по странам-производителям находятся на улицах Сельскохозяйственная, 4 и Дубининская, 71. Постоянные поставщики часто предлагают скидки, плюс можно получать информацию об акциях и тем самым минимизировать расходы.
  • Агентов по тканям мы подбирали на специализированных текстильных выставках. Одна из самых знаменитых выставок - «ТекстильЛегПром ». Проводится в Москве (на ВДНХ) и странах ближнего зарубежья. В выставке участвуют большое количество импортеров тканей и фурнитуры, а также российские производители. На стендах много образцов, новинок. Можно взять контакты, оставить свои и получать новости о поступлениях, скидках, акциях.
  • Искать поставщиков фурнитуры нужно по такому же принципу, что и текстильных: в поисковике задавать параметры поставщиков и складов. На выставках тоже представлено много компаний, продающих фурнитуру, параллельно с тканями.
  • Можно сделать пост-запрос в группах соцсетей, посвященных швейному делу. Вам, скорее всего, скинут много ссылок, где вам можно приобрести необходимое.
  • Мы предпочитаем покупать фурнитуру в компании «Буттони ». В Москве она - одна из ведущих, предлагает большой ассортимент.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Вариантов, где купить ткань и фурнитуру, много. Это зависит от концепции и бюджета марки.

  • Стоковые склады - там продаются остатки нераспроданных импортных коллекций тканей прошлых сезонов. Это качественные дизайнерские материалы по цене в 3-4 раза ниже первоначальной. В Москве такие склады найти довольно просто, пользуясь интернет-поисковиком.

Их минус: стоки быстро раскупают, и дозаказать артикул практически невозможно. При этом, если планируете рост и увеличение тиражей, закладывайте стоимость ткани не по цене стока, а по регулярным ценам. Иначе, когда решите переходить от стоков к заказам регулярных тканей, столкнетесь с увеличением себестоимости изделия.

  • Агенты по тканям - это посредники между иностранными тканевыми фабриками и российскими покупателями. Чаще всего это наши бывшие соотечественники, которые живут, например, в Италии и привозят в Москву образцы материала. Их контакты можно найти в поисковике по запросам «текстильный агент, агент по тканям».

Для нашего клиента важно качество и роскошь ткани, а исторически сложилось, что хороший текстиль производят в Италии. Поэтому мы сотрудничаем с итальянскими агентами. Компании, специализирующиеся на масс-маркете, ведут закупки в Китае.

Как выгоднее и надежнее?


Одежда бренда БибигониЯ

Ольга Блиндяева

Основатель бренда детской одежды «БибигониЯ»

 Где покупать ткань, зависит от возможностей бренда на начальном этапе. Если вы отшиваете не партию, а единичные изделия, то, возможно, выгоднее будет купить материал в магазине тканей. Либо, если вы шьете штучно и бюджет ограничен, можно покупать у оптовиков так называемые «купоны» - это отрезы от целых рулонов. Хотя цена «купона» выше оптовой (например, рулон стоит 400 рублей за 1 кг ткани, а «купон» размером 2 метра, будет стоить уже 600 рублей за 1 кг).

Но это все равно выгодно: и из-за цены (дешевле, чем в розницу), и из-за доступного у оптовиков разнообразия цветов и фактур.

Фурнитуру нужно обязательно пробовать в изделии. Если закажете партию, а в готовом изделии материалы не будут работать или смотреться, вещь будет испорчена, а время и деньги потрачены зря. Поэтому нужно сравнивать разных производителей.

На выставках тканей и фурнитуры можно получить один образец (например, молнии) бесплатно. Но на образец с выставки ориентироваться не стоит на 100%. Если материал понравился, соберите отзывы об этом поставщике, если есть возможность, съездите на производство, попросите показать тиражные образцы.

Отечественная фурнитура разная. Например, эластичная тесьма (резинка) у российских производителей отличная, можно купить в нескольких плотностях. Не подводили пластиковые молнии (много вариантов пуллеров, большая карта цветов для выбора). Кнопки мы предпочитаем брать импортные.

Пробный образец

Алла Левицкая

Основатель и дизайнер бренда «Алла Левицкая»

 Перед производством партии одежды нужно изготовить пробный образец. Если предыдущие этапы пройдены без ошибок, вы сразу получаете почти идеальную вещь. Если нет - ищите, на каком этапе ошибки допущены. Сделав образец, вы сможете понять, насколько удобной получилась модель в движении. От этого будет зависеть ее качество и продажи. Это важный момент, завершающий интеллектуальную часть работы, на котором можно внести коррективы в любой из этапов создания и добиться идеального результата.

ART FLASH

 Для производства одежды мелкими партиями нужно обращаться в швейный цех или швейное ателье (фабрики с крупносерийным производством за такие объемы чаще всего не берутся). В интернет-поисковике задать: пошив небольшой партии одежды. И просмотреть компании, которые больше отвечают вашим требованиям в зависимости от единиц в партии и сегмента, в котором хотите развиваться.

Технически можно найти производство с выгодными условиями в другом городе. Но так как партии будут небольшие, необходимо обратить внимание на местоположение, чтобы логистика не легла большим бременем на себестоимость продукта. Поэтому нужно просчитать все расходы. Мы шьем в Москве. У нас и дизайнер, и конструктор в Москве. Только не в офисе, а дистанционно: встречаемся по необходимости. Это сокращает издержки на аренду офиса, что на начальной стадии очень важно.

Советую мониторить специализированные группы в соцсетях. В них часто предлагаются услуги швейных мастерских и ателье. Если опубликовать пост - накидают ссылок.

Как найти швейный цех, если ткань «сложная»


Одежда бренда L.L.

Людмила Каберник, Елена Григорова

Основатели и дизайнеры бренда «L.L.»

 Если работаешь с какой-то особой сложной тканью, поиск производства усложняется. Наша ткань - шелк. Ее даже кроить тяжело, не то чтобы шить, она едет, об этом знают все. К сожалению, и частные мастера, и цеха, которым мы ее доверяли, нас подводили. Нам показывали изделия, и мы были в ужасе: оверлок тянул, машинка тоже. Мы получали изделия из красивейшего дорогого шелка с неважным внешним видом.

Но мы нашли своего специалиста. Причем там, где не ожидали. Нам подсказали, что такие профессионалы работают в театре: они стоят за удивительными японскими машинами и специализируются на шелке, знают, как его кроить и шить. Мы познакомились с ними и теперь сотрудничаем. Они помогают нам создавать красивые изделия.

Как работать с производством: цены, договоры, соблюдение сроков

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Советую познакомиться с сотрудниками производства лично. Поверьте, это будет важно как для вас, так и для персонала. Мне один раз довелось провести на производстве целый день, упаковывая и маркируя свою первую более-менее большую партию. Мне помогала половина цеха, и за это время я узнала их, они узнали меня. С тех пор встречают меня с улыбкой и все сдают в срок.

Ольга Блиндяева

Основатель и дизайнер бренда детской одежды «БибигониЯ»

Расценки на пошив вещей на разных производствах могут отличаться достаточно сильно. Например, за пошив штанов нам называли стоимость от 70 до 150 рублей, толстовки с капюшоном на молнии - от 120 до 250 рублей. Конечно, при работе с производством, нужно заключать контракт, в котором вы пропишете, в том числе сроки выполнения заказа.

Но даже при подписанном договоре и четко оговоренных сроках, будьте готовы к тому, что получите свой тираж с задержкой. Причин тому масса: на производстве может появиться более крупный и выгодный заказ, который нужно срочно отшить, швеи заболеют или уйдут в отпуск, вы получите свой заказ с браком и какое-то время еще уйдет на исправление ошибок производства. Если ваш бренд пока имеет небольшие обороты, крупные производственные площадки могут сильно сдвигать изначально заявленные сроки. Но от этого не застрахованы даже именитые бренды.

Как быть, если производство срывает сроки?

  • Предвидеть, заранее закладывать больше времени на пошив коллекции, постоянно напоминать о себе - звонить на производство, приезжать туда, при серьезных нарушениях и срывах - выходить на владельца бизнеса. Лучше всего нанять менеджера, который будет контролировать сроки. Так вы сохраните и собственные нервы, и не испортите отношения с производством при первом же заказе, и получите партию вовремя.
  • Могу посоветовать добиваться отгрузки товара партиями (не весь тираж единовременно), получить реалистичный график отгрузок, согласовать и отслеживать его выполнение. На будущее, если понимаете, что площадка со сроками плохо справляется, разводить заказ на две, три площадки (если тираж позволяет). Этот вариант кажется сложным, но, на самом деле, он выигрышный.

Продажа изделий: как организовать сбыт партии


Одежда бренда Lavlan

О производстве в регионе


Одежда бренда Wishnya

Елена Савина

Основатель бренда

Итак, вы мечтаете запустить свою линию модной одежды? Чтобы добиться успеха, вам необходимо научиться, как вести бизнес, продвигать свою продукцию на рынке и оставлять покупателей довольными. Ниже представлены некоторые основы начала бизнеса в индустрии моды.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Создайте четкий и ясный бизнес-план. Он должен строиться на том, как вы хотите управлять своей линией одежды. Старайтесь быть реалистом во время написания. Помните, лучше недооценить свою прибыль и приятно удивиться, нежели переоценить свои способности и разочароваться. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

    • Напишите резюме проекта. Оно включает в себя как описание деятельности вашей компании, так и планы на будущее, а также способ привлечения потенциальных инвесторов. Это обязательно для всех видов бизнеса, которые зачастую нуждаются в стороннем финансировании.
    • Описание компании. Описание дает людям представление о том, какая у вас одежда, чем она отличается от конкурентов и какую отрасль рынка она занимает.
  1. Постарайтесь рассчитать, сколько времени вы сможете продержаться без зарплаты. Хотите ли посвятить все свое время линии одежды? Если да, сколько лет вы готовы ждать прежде, чем ваша компания начнет приносить доход, тем самым давая вам возможность получать зарплату? Или же вы хотите сделать это дополнительным доходом или просто хобби? Хорошо, если приносит деньги, главное – моральное удовлетворение. Постарайтесь оценить уровень своей заинтересованности.

    • Возможно, в первый год вы потратите больше денег, чем заработаете.
  2. Проведите исследования на рынке. Кто ваш текущий и, возможно, будущий конкурент? Кто ваша целевая аудитория? Сколько по вашим оценкам вы сможете выручить за продажу коллекции? Спрашивайте. Узнавайте мнения. Поговорите с владельцами магазинов и потенциальными покупателями.

    • Неплохая идея, если вы устроитесь на неполный рабочий день в магазин, где продаются вещи для вашей целевой аудитории. Вы сможете увидеть, что покупает магазин и что покупают клиенты.
    • Найдите пример одежды, которую вы собираетесь производить и узнайте все подробности ее реализации.
  3. Оформление документации. Во-первых, определитесь к кому вы будете относиться: ИП, ООО или др. Узнайте, какие документы необходимы вам для получения права на торговлю. Вы можете нанять адвоката в качестве консультанта.

    Часть 2

    Заложение основы
    1. Подумайте, нужны ли вам подчиненные. Нужно ли вам нанимать кого-то для помощи в работе? Определитесь, какие работники вам необходимы, сколько часов в неделю они должны работать, и сколько вы сможете им платить.

      • Если вы хотите продавать уникальные вещи ручной работы, то, скорее всего, весь процесс шитья вам необходимо будет делать самим. Если вы настроены на массовое производство, то вам определенно понадобится помощь.
      • Вы хотите, чтобы ваша одежда производилась в вашей местности? Хотите, чтобы она была органическая? Или же вы хотите, чтобы она производилась за границей (меньше затрат, но и хуже качество)? В зависимости от ответа на эти вопросы, вы должны будете решить, кого нанимать.
      • Вы хотите продавать ее оффлайн? Если так, то вам понадобится нанимать служащих.
    2. Начните раскручивать свой бренд. Теперь настало время для приятных решений! То, как вы будете развивать свою марку, зависит от вашей аудитории, так что будьте рассудительны.

      Разработайте логотип. Набросайте навскидку множество логотипов и выберите один, который вам нравится больше всех. Убедитесь, что логотип вам точно нравится. Люди будут узнавать вас по нему, и если вы его измените, это будет сбивающим с толку. Убедитесь, что название еще не занято.

    Часть 3

    Производство одежды

      Производство одежды. Для большинства людей это забавный процесс, но он составляет лишь 10-15% всего труда! Сделайте наброски, получите отзывы, определитесь, что вы будете делать в своей коллекции. Выберите ткань и материалы.

      • Спросите того, кто производит подобную вашей продукции линию, есть ли какие-то ограничения в цвете и принтах. При производстве узнайте полную информацию: размер, тип, качество тканей(например, вы можете использовать менее дорогие ткани для летних моделей).
      • Детали – это все. Когда вы будете рисовать, продумайте каждую деталь и используйте соответствующую терминологию. Если вы не знаете, как что-то называется, покажите фото знающим людям или поищите в интернете. Выучите специальные термины и научитесь определять желаемую ткань по весу, конструкции и содержанию.
    1. Разрабатывайте коллекцию в соответствии со временем года. Большинство магазинов сразу закупает вещи на 2 сезона вперед. У вас должно быть время, чтобы разработать и создать дизайн, а также доставить его в срок.

      Производство дизайна. Принесите свои эскизы швее, на фабрику или печатнику. Обычно сначала создается образец или пример, чтобы вы убедились, что одежда соответствует вашей задумке. Не бойтесь задавать много вопросов и всегда делайте все под запись и с заключением договором, где будут подробно описаны условия.

      Найдите производителя. Поищите в интернете. Многие пользуются услугами фабрик за границей, так как это может быть дешевле. Учтите, что такие фабрики обычно занимаются оптовыми заказами, так что на забудьте указать минимум вещей, которые вы заказываете. Вам также должны быть предоставлены образцы работы. Не забывайте уточнять сроки поставки.

      • Учтите условия производства - потребители гораздо более информированы о производстве, чем раньше.
      • Если вы умеете шить, вы можете сами создавать одежду. Вы также можете взять курсы шитья.

    Часть 4

    Появление на рынке и продажа
    1. Вы также можете начать вести блог, чтобы привлечь внимание к своей одежде и сайту. Вы также можете продавать свою одежду на различных ресурсах и аукционах. Заводите полезные связи, сарафанное радио всегда хорошо работает! Пусть люди говорят о вас!

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.




Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.




Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.




Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Поэтапный план, как создать свой бренд одежды: какое оборудование понадобиться + как наладить сбыт брендовой одежды + реклама бренда + 3 способа продвижения.

Если есть желание заняться чем-то творческим, создавать прекрасное или просто заработать денег, делая что-то интересное, самое время собраться с силами, чтобы организовать свое производство.

А именно – задуматься о том, как создать свой бренд .

Все вокруг дорожает.

И для того, чтобы приобрести одежду, надо брать с собой на шопинг либо много денег, либо быть готовыми купить некачественные вещи.

Производство брендовых предметов гардероба будет иметь спрос на рынке.

Для этого не обязательно иметь особые навыки по пошиву, самое главное – это наличие свежих и интересных идей, упорства и творческого вдохновения.

Большая часть создателей современных брендов одежды, не особо владели швейным мастерством.

Сейчас это все перешло на абсолютно новый уровень, где главное придумать что-то совершенно уникальное, особенную концепцию бренда.

Из минусов таких начинаний можно назвать то, что идея создать собственный бренд одежды требует определенных средств.

Также стоит учитывать тот момент, что если что-то нравится одному, не факт что это понравится всем.

Прежде чем определить направление, стиль и тематику своего бренда, стоит провести ряд маркетинговых исследований.

В них должны принимать участие именно те возрастные группы и слои населения, которые являются целевой аудиторией.

Если с целевой аудиторией определиться не так уж и сложно, то с тем, как найти рынки сбыта для продукции бренда, будет намного сложнее.

С этой частью плана по созданию брендовой одежды нужно поработать прежде, чем начать массовое производство.

Основные этапы организации своего бренда одежды

Как и в любых других предпринимательских начинаниях, стоит составить бизнес-план, который полностью будет учитывать все нюансы идеи создать свой бренд одежды.

Состоять документ для данного бизнеса может из таких частей:

  • Определение тематики и рода деятельности.Например, можно ограничиться лишь пошивом и продажей головных уборов или других аксессуаров.
  • Определить основную категорию потребителей бренда и основные методы их привлечения.
  • , которым может быть интересен данный проект.
  • Полный расчет расходов по всем, как капитальным, так и ежемесячным статьям.

    Определить стоимость идеи создать бренд с нуля.

  • Примерный расчет прибыли от бренда, окупаемости и процента, который уйдет возможным инвесторам.
  • Поиск возможности партнерства с другими брендами и продвижения своего на различных мероприятиях.

Как открыть свой бренд одежды, не вкладывая много денег?


На начальном этапе жизни бренда одежды мало кто согласится вложить в него деньги, кроме создателя.

Однако вы можете презентовать бренд так, чтобы основные расходы покрыли вклады инвесторов.

Или привлечь их в дальнейшем, когда .

Прежде чем думать, как открыть свой бренд одежды, нужно определиться с тем, сколько нужно денег для его запуска.

А именно, какими будут расходы на создание пары наглядных образцов одежды (для дальнейшего привлечения вкладчиков и партнеров в проект).

И есть ли возможность покрыть эти расходы самостоятельно, не связываясь с банковским кредитами, залогами и долгами?

Экономить на качестве первой «коллекции» бренда не стоит, так как она будет лицом и показателем того, стоит ли проект внимания, или это очередная убыточная инвестиция.

Если хорошо подумать и постараться найти желающих помочь «за спасибо» среди друзей, то на презентацию бренда одежды не уйдет большая сумма, а возможно, что и вообще ни копейки.

Для яркой презентации бренда с небольшим бюджетом можно позвать , моделей, операторов и т.д.

Найти таких не составит труда, так как существует множество форумов, с желающими поучаствовать в подобных мероприятиях ради развлечения.

Как создать свой бренд и что под ним продавать?


Как говорилось выше, для начала важно определить сферу и направление, в котором предстоит работать.

Это могут быть такие элементы нарядов, как:

  • вечерние платья,
  • повседневные платья,
  • костюмы женские,
  • мужские костюмы,
  • футболки,
  • свитера,
  • нижнее белье и т.д.

Если попытаться охватить все сферы по-максимуму сразу, можно лишиться индивидуальности.

Самое важное, чтобы молодой бренд не затерялся среди остальных, и потенциальный покупатель мог отличить вещи этого производства от других.

Это значит, что в каждой вещи должна быть какая-то «изюминка», благодаря которой одежда этой марки, будет отличаться от остальных и с легкостью узнаваться.

Выбор оборудования для создания своего бренда одежды


После определения масштабов проекта и завлечения инвестиций, можно взяться за покупку оборудования.

По сути, у вас получится собственный швейный цех.

Для бренда по пошиву одежды необходимы швейные машинки и запчасти к ним (количество напрямую зависит от запланированного количества продукции).

А также много дополнительной мебели, такой как: манекены, различные вешалки и т.д.

По возможности стоит организовать в том же здании где и цех, магазин розничной торговли – так называемый шоурум.

Весь список необходимого оборудования можно рассчитать, только зная, с каким материалом предстоит работать и другие детали пошива одежды для бренда.

Например, не каждая машинка сможет шить по трикотажу, делать нужную строчку, благодаря которой одежда не будет рваться, не будут торчать нитки.

Или же, если речь о натуральной коже, не каждому механизму под силу пробить такой материал.

А даже если швейная машинка и одолеет его, то пошив займет в два, а то и в три раза больше времени.

А если речь о бренде молодежной повседневной одежды (такой как футболки, майки, свитера), можно даже не усложнять процесс производством.

Просто-напросто заказывайте в тех же цехах либо материал для дальнейшей обработки (те же футболки под накаты рисунков), либо копии изделия, создавая самостоятельно только пример.

Поиск каналов сбыта продукции своего бренда


Если рассматривать вопрос сбыта, то стоит подумать об оптовой продаже вещей, например, в интернет-магазинах.

Не стоит списывать со счетов и партнерство.

Если идеи будут действительно интересными, то непременно появятся желающие заключить какие-то договоренности с владельцем такого бренда.

Розничная торговля имеет уже больше рисков, так как это подразумевает затраты на аренду, коммунальные услуги, и другие обязанности, которые не терпят отсутствия клиентов.

Идеи для рекламы собственного бренда

Существуют такие способы пиара:

    Одним из самых популярных способов, является завлечение знаменитостей в рекламу.

    Когда какой-то блогер выставляет хвалебные записи о том, что недавно что-то приобрел, оставляя ссылку на страницу, где можно посмотреть и заказать этот товар себе – это и есть та самая реклама.

    Да и узнаваемость от этого значительно вырастет.

  1. Фотографируя тех же блогеров или начинающих звезд для своих каталогов (lookbook), можно тоже значительно продвинуть свой бренд.
  2. Люди будут делать репосты, что позитивно будет влиять на узнаваемость бренда.

Возможные риски бизнеса

То, что любые начинания подвергнуты риску так и остаться начинаниями – это факт.

Когда предприниматель в дело, оно может не только не окупиться, а и вообще оставить по уши в долгах.

Всегда нужно учитывать, что цены растут, а это: стоимость материалов, аренды помещения, оплаты труда и коммунальных услуг.

Перечислять можно еще долго.

Поэтому важно определить себестоимость и сделать наценку, которая будет приносить прибыль, но при этом не отпугнет покупателя.

В любом бизнесе бывают моменты, которые требуют непредвиденных растрат.

Например, ремонт оборудования и прочее.

Лучше откладывать деньги, имея возможность быстро решать такие проблемы.

Что входит в основу персонального бренда, вы узнаете из видео:

Вывод о рентабельности идеи

Для того чтобы проект не стал провальным, стоит следовать таким пунктам:

  • Всегда следить за качеством продукции, так как качественный товар всегда пользуется популярностью.
  • Не жалеть времени на то, чтобы придумывать действительно уникальные идеи.

    Не запускать на рынок плагиата, «реплики» уже всем надоели.

    Если практиковать розничную торговлю одеждой, внимательно следить за качеством обслуживания.

    Сейчас не модно навязывать строгие стандарты обслуживания, а вот доброжелательность никогда не помешает.

    Никто не обратит внимания на фирму, о которой практически нигде и никто не слышал.

Рассматривая вопрос о том, как создать свой бренд одежды и продвинуть его, можно выделить как плюсы, так и минусы.

Если организовать работу с толком, шанс того, что предприятие вырастет до крупных масштабов, очень велик.

Но если делать все, полагаясь лишь на интересную идею, можно провалиться на начальных этапах.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru