Где сокровище ваше, там и сердце ваше.

Если вы серьезно задумаетесь над вопросом о том, что всего более нужно и полезно человеку, то поймете, что каждому человеку необходима более всего Милость Божья, Долготерпение Божие, которое продолжается в отношении человека, не наказание за грехи и предоставление времени на покаяние и их исправление, прощение грехов человека и в конечном счете помилование человека на Страшном суде Божием. Поэтому во время ведения службы, церковь от имени людей многократно провозглашает: «Господи помилуй!».

Каждый человек грешен перед Богом в той или другой степени. В Библии сказано: «нет праведного ни одного» () . Хорошо, когда человек осознает себя величайшим грешником перед Богом, понимает мерзость и нелепость своих грехов. Такое признание своей греховности приводит человека к борьбе с грехами, их искуплению и их недопущению. Одним из действенных способов искупления грехов, в которых раскаивается человек, состоит в совершении милостыни и проявлении милости по отношению к ближним нашим. Потому что Сам Господь, говорил о том, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» () .

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по следующим причинам:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов.

И в конечном счете человек получит вечное блаженство. Милость к ближним может совершать каждый человек, независимо от того положения, которое он занимает в обществе, независимо от его состояния и звания.

Христианская классификация духовной и телесной милости дает исчерпывающее пояснение в отношении того, какие поступки должен совершать человек (что нужно делать) для исполнения и проявления дел милосердия.

Вот главные дела милости телесной, обязательные для всех христиан. Эти дела может исполнить и совершить любой человек без учета его положения в обществе и его состояния. Возможность совершения этих дел будет предоставлена Богом каждому христианину многократно в течение всей его жизни. И каждый желающий спастись должен использовать эти возможности для совершения дел милосердия.

Итак к делам милости телесной относятся следующие поступки.

Алчущего напитать. То есть дать голодному пишу, голодного накормить.

Жаждущего напоить. То есть помочь утолить жажду.

Одеть нагого, то есть дать человеку необходимую одежду.

Посетить находящегося в темнице. То есть побывать у людей заключенных в тюрьме с благотворительной целью оказания им помощи и облегчения их страданий.

Посетить находящегося в больнице. То есть побывать в больничном заведении и поспособствовать выздоровлению больных. Если больной выздороветь не может, то помочь ему по-христиански подготовиться к кончине. Для этого своевременно вызвать священника для проведения исповеди и для приобщения такого человека к таинствам Христовым.

Странника принять в дом и успокоить. То есть странствующему человеку, паломнику, посещающему святыни, предоставить в своем доме приют и проявить к нему заботу, участие и внимание.

Погребать умерших в бедности. То есть на свои деньги или на собранное подаяние оказывать погребальные услуги людям, скончавшимся в нищете.

О совершении всех этих дел милости кроме последнего, добавленного церковью, говорит Сам Господь при описании последнего страшного суда.

Вот дословно слова Самого Иисуса Христа о необходимости совершения дел милосердия.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и оставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ().

К делам милости духовной относятся следующие поступки.

При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ().

Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» (). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ().

Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ().

Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().

Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» () .

Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» (). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ().

Искренне и чистосердечно прощать обиды, причиненные человеку его ближними. То есть не гневаться на обидчика и прощать ему его обидные слова и действия по следующим причинам:

так как обижающий других людей, прежде всего, обижает самого себя, потому что своим злым поступком навлекает на себя гнев Божий;

так как обижающий человека, совершает этот злой поступок по наущению злой вражьей силы;

так как ничего не происходит случайно в мире и человек заслужил свою обиду своими предыдущими грехами;

Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.

Дела милости необходимо совершать потому:

1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» () ;

3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» () ;

4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ().

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 14 по 21 стих.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15, А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17, А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф, 6, 14-21)

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь научает учеников своих, что внимание человека должно быть направлено внутрь сердца. Грехопадение подвергло человека мутации — рассудок находится в рассеянности по миру. Если Вы начнете молиться, читать утреннее, вечернее правило или Евангелие, увидите, как мысли начинают разлетаться по впечатлениям и памятным событиям. Человек, живущий внешней жизнью, не может не жить рефлекторно, не реагировать на внешнее. Сила ума тратится на это. Но внимание должно быть направлено внутрь нас, об этом учат нас святые отцы. Господь говорит: «Человек, пусть внимание твое не будет сосредоточено на вещах внешних». Он говорил о тайном творении милостыни: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Нельзя молиться напоказ. Это не значит, что нужно специально прятаться от людей, но не нужно искать их внимания. Если человек углубляется в Богообщение — самая главная ценность для него появляется внутри. Если сравнить: Бог, Божественная слава — и земные вещи, временные, ограниченные. Если спросить: «Что лучше?» Любой человек скажет: «Бог». Все, что с Ним связано — вечно, бесценно. Но это происходит только, когда происходит перенастройка человека.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Что отделяет нас от Бога и делает неспособными к восприятию Божественной благодати, с помощью которой мы можем общаться с Ним? Грехи, которые убивают человека. Неверные — выбор ума, сочувствие сердца, направление воли приводят человека к ошибке, искажают его и повреждают. Для всякого человека, желающего снова быть с Богом, самой главной проблемой становится: «Как бы мне избавиться от грехов, выздороветь и научиться не ошибаться». Без Бога абсолютно точно не получится. Но есть условие: если ты желаешь, чтобы общение с Богом было живым и плодотворным, живи с ближними в мире, чтобы не было обид, раздражения и зла. Все это ожесточает человека, делает его грубым, он становится иным, неспособным к принятию Божественной благодати. Каждый из нас знает, как тяжело на душе после ссоры, сильного гнева, как обиды мучают и жгут сердце, мешают нам любить и жить. Все Божии призывы говорят о принципах, после жизни по которым которых нас ждет Царство Небесное. В этих словах мы можем увидеть удивительную любовь к людям и отеческую заботу: Господу нас жалко, Он не хочет, чтобы мы мучились в скандалах, ссорах, внутренней тяжести и помрачении. Христианство говорит не о будущем — о настоящем. Царство Божие может быть в твоем сердце уже сейчас, а не когда-то потом. Хочешь, чтобы в твоем сердце была радость — прости людей, будь с ними в единодушии. Тогда твое сердце будет способно к радости, и Бог будет рядом с тобой. Ты сам себя делаешь живым или мертвым, а Бог лишь напоминает об этой правде.

Далее Господь говорит о посте, который очень важен. Пост не является лишь воздержанием от пищи, но воздержанием от того, что мне мешает жить правильно. Правильная жизнь — это жизнь, которая делает нас живыми, когда внутри легко, хорошо и мирно, на душе покой, ты со всеми в согласии, тебе хочется жить, трудиться и молиться. В молитве ты исполняешься счастья от встречи с Богом. Такая должна быть наша жизнь. Пост необходим, чтобы убрать то, что тебя делает тяжелым, мрачным, озлобленным, зависимым. Если говорить в двух словах: пост нужен ради встречи с Богом. А если постишься ради похвалы людской, ты — безумец. Твоя диета ничего тебе не даст, только ослабит тебя, утомит, а если ставишь ее как способ похвастаться, то утомишься от поиска человеческой славы. Ты, несчастный, выбрал свою награду: похвалили тебя — и тебе хорошо две минуты.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Постись ради Бога, чтобы быть с Ним. Но мы привыкли к вниманию, оценке, мы с детства так воспитаны: «Посмотри, как на тебя люди смотрят, что они о тебе подумают». Радости наши все вовне нас, от этого все мы глубоко несчастны. Сколько лет не проживи — всегда недостаток чего-то, постоянный страх, неуверенность, неудовлетворенность в том или ином, ожидание, что все наладится само собой, а это время никак не наступает. Но по-другому не может быть: человек — духовное существо, для Бога сотворенное. В Боге только человек может найти полнейшее удовлетворение, а все остальное — моль, ржа и воры, которые крадут твои богатство. Пусть твое сокровище будет не вне, а внутри, только не в себе самом, а в Боге. Начни искать Его в сердце своем — и Господь не замедлит тебя поддержать и вести дальше по пути спасения. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Расшифровка: Наталья Маслова

) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.

Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (). Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» () .

Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ().

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» () . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» () .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.

Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» () .

Ввиду этого Спаситель рассматривает богатство и с другой стороны, как я выше упомянул: «где сокровище » человека, говорит Он, «там и сердце » его. То есть, хотя и ничего подобного не случится, но немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого? Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: «где сокровище » человека, «там и сердце » его. Поясняя то же самое далее, Он обращает речь от умственных предметов к чувственным, именно говорит: «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22) . Смысл слов Его таков: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, - потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Напротив, если будет твое сокровище на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; наоборот, когда ты положишь свое сокровище на земле, то будешь испытывать совершенно противное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Он поручает нам удалиться от мира и быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей (своего сердца) и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным и воссокровиществовали его на небесах; «потому что где сокровище твое - там будет и сердце твое ». Господь видит, что сатана, действуя чрез богатство, принуждает мысли человека к тому, чтобы они поникли к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься от этого, чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и имел сердце у Бога; так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то (уже раздав его бедным) и не нашел бы уже ничего и, хочешь не хочешь, был бы принужден взирать туда, куда ты воссокровиществовал и отослал его, то есть - на небо, «потому что где сокровище твое, там будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа I. Слово 53.

<…> повелел Он оставить золото, серебро, родство, продать имение, раздать нищим, положить это в сокровищницу и искать сего на небесах: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце » твое. Господь знал, что сатана чрез это берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном. Посему-то Бог, промышляя о душе твоей, повелел отречься от всего, чтобы и по неволе взыскал ты небесного богатства и обратил сердце свое к Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться к тварям, то окажется, что не владеешь ничем видимым; и тогда, хочешь или не хочешь, принужден будешь ум свой обратить к небу, где собрал и положил все в сокровищницу: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа II. Слово 11.

Прп. Максим Исповедник

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше , глаголет Господь.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сказано: «идеже есть сокровище» твое, «ту будет и сердце» твое (Мф. 6:21) . Ибо каковы занятия, таков, без сомнения, и образ мыслей, и к чему устремлены занятия, того держатся и воспоминания, и ум. Посему должно более обращать трезвенное внимание на сокровище небесное и некрадомое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Блж. Иероним Стридонский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям [или: имуществам]. Для прожорливого богом служит его чрево. Итак, он имеет сердце там, где и сокровище [или: есть сокровище]: сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого - забавные игры, для любовника - похоть: Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу (2 Пет. 2:19) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

Сердцем здесь назвал ум. Он говорит: если даже ничего из того не бывает, однако вообще, где ваше сокровище, там будет и ум ваш. Но не малый вред для души в том, что ум пленен здесь, связан многоразличною заботою об охранении сокровища, порабощен такой тирании и не смеет перейти к другой мысли.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные - добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Вместо “ваше” Тишендорф, Вест. Хорт и другие - “сокровище твое,” “сердце твое”. Может быть, в recepta и многих курсивных “твое” заменено словом “ваше” для согласования с Лк. 12:34, где “ваше” не подлежит сомнению. Цель употребления “твое” вместо “ваше”, может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение “у меня сердце лежит” или “не лежит к тому-то” почти равнозначно евангельскому выражению 21 стиха. Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя”.

Троицкие листки

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Непрочно, обманчиво всякое земное сокровище; но если бы оно и прочно было, уже одно то, что люди прилепляются к нему всем сердцем и ради него забывают Бога, есть великое зло и бедствие для души. Почему? «Потому что ты становишься тогда рабом земных твоих сокровищ», - говорит святой Златоуст. ибо где сокровище ваше , где то, чего вы желаете, о чем заботитесь, что любите, там будет и сердце ваше , туда будут постоянно устремлены и взоры ваши, желания ваши, ибо где сердце человека, там и весь человек, вся судьба его. «Если, - говорит святитель Филарет Московский, - сокровище твое на земле, то не думай, чтобы сердце твое нашлось на Небеси - у Бога». - «Немалый для тебя вред, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - если ты будешь прилеплен к земному, отпадешь от Небесного, будешь думать только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибылях… Что может быть бедственнее этого? Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не услышишь ничего полезного и необходимого для тебя». Твое сердце не тронется мольбами несчастных вдов и сирот; оно так же холодно, как металл, к которому прилепилось… Угрюмый и суровый, ты от всех сторонишься, всех подозреваешь, всего боишься… Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем , с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души? Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях… Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном? Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее… А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие… Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!… Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных сокровищ , всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное…

Троицкие листки. №801-1050.

Недавние новости об эмиграции в США саратово-краснодарского блогера Евгения Ширманова и предоставлении Литвой политического убежища кубанскому журналисту Евгению Титову подняли вопрос, возникающий каждый раз при безвременном отъезде «туда » очередного политбеженца: почему, собственно, позиционирующие себя борцами за правду и законность не видят своего будущего в стране, порядка в которой (по крайней мере, декларативно) добиваются репортажами и гневными постами в соцсетях?

Нет, проблема гораздо серьезнее популярных в низкопробных СМИ пропагандистских штампов о «вырожденцах», «либерастских гаденышах» и «приспешников Запада» . Ведь активы и семьи на Запад выводят не только оппозиционеры, но и встроенные во властную систему депутаты, бизнесмены, чиновники. Получается, ни политическая элита, ни ее оппоненты (согласитесь – какая элита, такие и оппоненты) не собираются здесь или только здесь жить.

Встречаются в Евросоюзе два условных персонажа. Один – в прошлом высокопоставленный чиновник и депутат от «Единой/Справедливой России», чьи дети окончили элитные школы и живут в Великобритании и США. Второй – политэмигрант, критиковавший власть за полицейский режим, не наживший даже квартиры и оставивший детей с женой на постылой родине. Респектабельный (хоть и попавший в санкционные списки) политик с многомиллионными активами и живущий у знакомых, питающийся подачками «Красного Креста» активист, каждый раз с новыми подробностями рассказывающий о преследовании дома. Несмотря на полный контраст и даже взаимное противостояние в российском прошлом, обоих роднит черта: они пытаются интегрироваться здесь, в ЕС, мыслят новыми категориями, практически не связаны с реальной Россией. И первому, и второму удобнее на Западе.

Это совершенно нормально – ведь только у нас (как показал ЧМ-2018) удивленно-восторженно-настороженное отношение к иностранцам не поменялось с допетровских времен. В мире не первый год царят глобализация и стертые границы.

И элиты, и оппозиция выстраиваются к трапу самолета, летящему на Запад

dcdn.lt

Огорчает другое: условный депутат с трибуны Госдумы и не менее условный оппозиционер через посты в Фейсбуке и на блоге «Эха Москвы» кричат о патриотизме. Мол, без их очередного законопроекта или сокрушительного одиночного пикета светлой России будущего не построить. Депутат понимает, что лично его дети не будут жить по этим законам. Политэмигрант требует перемен в стране, которую совершенно не знает и в которую в обозримом будущем (будем честны) не планирует возвращаться.

К слову, такой опыт у страны был сто лет назад: тогда вчерашнюю Российскую империю принялись преобразовывать вернувшиеся в опломбированных и обычных вагонах сотни политэмигрантов, годами жившие в Цюрихе и Баден-Бадене. Спустя десять лет в руководстве страны не осталось практически никого из преобразователей с заграничным опытом, а еще через десятилетие их не осталось и физически.

«Элиты отправляют детей учиться в ЕС и США, чтобы с полученным там образованием эффективнее работать в России » – пытаются оправдывать вывозящих семьи зарубеж. Тогда назовите хотя бы пару управленцев на руководящих должностях в нашей стране с дипломами военного колледжа Valley Forge или частного Malvern College. Уверен – таких нет. Потому что сегодня в кадровой политике ценится не международный опыт и знание передовых практик, а работа в структурах, из которых выходят siloviki.


Семья депутата Госдумы Александра Ремезкова. Старший сын окончил военный колледж в США, младший - частную школу в Англии, дочь - в Вене. А депутат решает как жить российским детям

www.compromat.ru

«Элиты не собираются эмигрировать или готовить плацдарм для отступления, им комфортно в России » – да, пока это так. Но многие пытаются усидеть на двух стульях: зарабатывать (часто коррупционным путем) удобнее здесь, а хранить активы надежнее на Западе. Проблема носит действительно массовый характер. Список только известных жен и детей депутатов/чиновников с паспортами США и Евросоюза, обнародованными счетами в банках Чехии и принадлежащими им офшорными компаниями вы без труда найдете в интернете. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» – евангельские слова актуальны и две тысячи лет назад, и сегодня.

Но, возразят защитники преследуемых, депутаты и чиновники наворовали миллионы долларов, как их можно ставить в один ряд с жертвами режима, чудом вырвавшимся из цепких лап ГУЛАГа? Конкретный пример – из Краснодарского края с начала 2014 года уехали чуть больше 20 активистов. От геев до анархистов, от экологов до журналистов. Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить тех, кто эмигрировал от реального уголовного преследования. Подавляющая часть сменила страну не от хорошей жизни, но и сидеть в колонии как Евгению Витишко или Дарье Полюдовой, им явно не светило. А некоторые, очевидно, специально организовывали провокационные акции, чтобы засветиться в СМИ и получить (самое страшное) десять суток ареста, чтобы размахивать этим решением в зарубежных департаментах миграции. Другой целесообразности в их пикетах/акциях/постах просто не было.


Покинув страну, политэмигранты обсуждают проблемы России на форумах и конференциях

e-news.su

Если их не преследовали, почему они уехали? Здесь срабатывает психологический прием: поступлю в другой институт – встречу девушку/парня, перееду в другой город – найду работу, сменю страну – жизнь лучше станет. Чтобы не менять себя, легче обвинить во всем внешние обстоятельства и верить, что с их переменой наконец-то оценят/полюбят/засыплют предложениями. Пример 99% показывает, что это не так. Только единицы, обладавшие необходимыми знаниями и навыками еще на родине, смогли встроиться в систему зарубежом и жить не только на пособие. Остальные проводят бессмысленные акции, интересные только их друзьям по Фейсбуку и напоминающие советский анекдот про «я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть «Долой Рейгана»» . Безнаказанно и провокационно «покусывать » Россию, обвиняя местное население в недостаточной ненависти к «империи зла », очень легко из Вильнюса или Парижа.

Американские паспорта депутатских сынков и ставшая хайповой тенденция уезжать из страны после первого же задержания на несанкционированном митинге – симптомы одного и того же системного кризиса. Ни элита, ни контрэлита не видит в России или только в России своего будущего. Да и Россия им, собственно, нужна исключительно как ресусрный придаток к накоплению капиталов или сложившемуся в голове образу политического устройства, совершенно оторванному от реальных обстоятельств.