Употребление и функции деепричастия в речи. Конспект урока "Особенности употребления деепричастий в речи."

Деепричастия и деепричастные обороты - это такие же «книжные» конструкции, как и причастия и причастные обороты. Это синтаксическое явление больше характерно для литературного и официально-делового стиля. В разговорной и неформальной речи это явление не приветствуется, его лучше заменять и упрощать деепричастные конструкции , которые сильно загромождают разговорную речь.

Всё же иногда не избежать употребления деепричастного оборота , равно как и использования официально-делового стиля (в заявлениях, объяснительных и т.д.), поэтому нужно знать о следующих особенностях употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

  • Действие, которое выражается деепричастным оборотом, относится только к действующему подлежащему. Часто это правило нарушается, и в совершении подобных ошибок были замечены даже классики. Так, А.П.Чехов в одном своём рассказе приводит в пример запись Ярмонкина: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» . Из-за неправильного расположения деепричастного оборота, может создаться впечатление, что это шляпа глядела в окно, хотя данный факт не имеет смысла, так как в окно глядел Ярмонкин. Корректным было бы следующее предложение:

Подъезжая к станции и глядя в окно, я потерял шляпу.

Исключение .

Иногда деепричастия могут относиться к инфинитиву глагола, который выражает действие другого лица:

Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. (А.С. Пушкин)

В данном предложении деепричастие разделяя относится к инфинитиву тешить .

  • При употреблении формы «исходя из» деепричастный оборот также может не относиться к подлежащему, так как данный оборот больше воспринимается как предлог, а не как деепричастие:

Выводы об успешности учеников были сделаны , исходя из результатов оценивания.

  • Из-за того, что деепричастие относится к подлежащему , употребление деепричастных оборотов в безличных предложениях не представляется возможным:

Совершая утреннюю пробежку, мне стало радостно.

Данное предложение лишено смысла и является грамматически неправильным. Корректным был бы вариант следующего предложения: Когда я совершал утреннюю пробежку, мне стало радостно.

  • Также по вышеописанной причине запрещено употребление деепричастий в страдательных конструкциях :

Выходя из окружения, солдат был ранен в ногу.

Для того, чтобы сделать это предложение корректным, необходимо заменить страдательную конструкцию на действительную: При выходе из окружения солдат был ранен в ногу.

  • Не рекомендуется сочетать деепричастия в качестве однородных членов предложения, а также совмещать их в однородные конструкции с обстоятельством или сказуемым:

Она, закутанная в платок и закрыв лицо вуалью, была похожа на испуганного воробышка.

  • Также не стоит употреблять деепричастия в предложениях, где роль сказуемого выполняет глагол будущего времени:

Вернувшись в родной город, я первым делом встречусь с одноклассниками.

Несмотря на то, что данная конструкция не является грубой ошибкой, всё же её лучше упростить: Когда я вернусь в родной город, то первым делом встречусь с одноклассниками.

Положение деепричастного оборота в предложении.

Деепричастный оборот может располагаться относительно свободно в предложении. Несмотря на это, есть некоторые тенденции расположения деепричастия перед или после сказуемого в предложении:

  • После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие, которое имеет значение последующего действия: Елена поскользнулась и упала , вывихнув лодыжку (она сначала поскользнулась и упала, а вследствие этого вывихнула лодыжку).
  • Перед глаголом-сказуемым ставится деепричастие, которое указывает на то, что действие было совершено прежде, чем то, которое выражено глаголом-сказуемым. Иногда такое деепричастие может указывать еще и на причину того действия, которое выражено сказуемым:

Достав паспорт, я протянул его проверяющему. Обрадовавшись , девочка громко рассмеялась .

Смысловые отношения деепричастия и глагола-сказуемого.

Смысловые отношения деепричастия и глагола-сказуемого - это важный фактор, который влияет на употребление деепричастия :

  1. Деепричастия совершенного вида обозначают действие, которое предшествовало действию, выраженному сказуемым: Вздохнув от облегчения, она открыла глаза.
  2. Деепричастия несовершенного вида обычно используются для подчеркивания одновременности, в которой происходят действия, выраженные и деепричастием, и сказуемым: Всхлипывая от обиды, она забралась ко мне на колени.

При разграничении деепричастий совершенного и несовершенного вида стоит уделять особое внимание порядку слов в предложении, лексическим связям и другим нюансам. Несоблюдение этих норм приведёт к смысловым и грамматическим неточностям:

Подбегая ко мне, пёс лизнул меня в нос . В данном предложении допущена ошибка, так как пёс вначале подбежал, а затем лизнул нос. Но деепричастие «подбегая» имеет форму несовершенного вида , что должно означать одновременность действий, чего не может быть, исходя из смысла предложения.

Способы выражения и виды обстоятельств

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который может быть выражен наречием, сочетанием предлога и существительного, деепричастием, деепричастным оборотом, синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологизмом . В зависимости от значения выделяют следующие виды обстоятельств:

1) времени;

3) причины;

5) образа действия;

6) меры и степени.

1. Определите вид обстоятельства

ВЧЕРА случилось странное происшествие.

ПОД МОСТОМ лежала старая коряга.

Выберите... меры и степени места времени образа действия

Он учится НА ОТЛИЧНО.

Выберите... меры и степени места времени образа действия

Я ЧУТЬ-ЧУТЬ уменьшил огонь.

Выберите... меры и степени места времени образа действия

Начало формы

2. В каком предложении есть только обстоятельства места?

Речка эта протекает в большом отдалении от человеческого жилья, в глубине леса, и попасть на неё не так-то просто (К. Паустовский)

Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушать птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна (К. Паустовский).*

Всю дорогу её казалось, что "Красная стрела" едва тащится, тогда как поезд мчался (К. Паустовский)

Сначала нужно ехать сорок километров по узкоколейке (К. Паустовский)

3. Чем выражено выделенное обстоятельство?

ЗА широким ОКНОМ косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в её тёмной воде (К. Паустовский)

За широким окном КОСО летел снег, заносил туманом Неву, таял в её тёмной воде (К. Паустовский)

Выберите... сочетание предлога и существительного фразеологизм деепричастие наречие

УБЕГАЯ, мальчик споткнулся и упал.

Выберите... сочетание предлога и существительного фразеологизм деепричастие наречие

Работали они НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, так что к сроку ремонт не закончили.

Выберите... сочетание предлога и существительного фразеологизм деепричастие наречие

Особенности употребления деепричастия в речи

Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. Многие деепричастные обороты можно заменить придаточными предложениями, например: Хорошо зная жизнь и быт босяков, Горький смог ярко изобразить их в своих произведениях. - Горький смог ярко изобразить босяков в своих произведениях, так как он хорошо знал их быт и жизнь.

Если в предложении есть деепричастие, оно соотносится с глаголом , обозначающим основное действие. Если такой глагол пишущий "забыл" включить в предложение, то возникает речевая ошибка, которую обычно показывают на знаменитой чеховской фразе Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

В этом предложении глагол "слетела" (обозначает основное действие) относится к слову "шляпа", а деепричастия связаны с действием говорящего, поэтому возникает курьёз: получается, что шляпа ехала и глядела в окно.

Неудачными являются также предложения, в которых наблюдается нагромождение деепричастий или деепричастных оборотов: Быстро одевшись и умывшись, я побежал к речке, но, зацепившись за корягу и споткнувшись, упал.

1 Укажите предложение с речевой ошибкой

Наклонившись над рекой, девушка уронила косынку.

Мимо Каштанки, толкая её ногами, взад и вперёд проходили заказчики (А. П. Чехов)

Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.*

Сидя у окна, я заметил, как в комнату влетел воробей.

2. В каком предложении придаточное предложение нельзя заменить деепричастным оборотом?

Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул (Н. В. Гоголь).

Когда мы вернулись домой, уже стемнело.*

Когда я перечитал работу, то подумал, что основные мысли выражены все-таки правильно.

Если он не восстановит своего здоровья, то не сможет серьёзно заниматься спортом.

Употребление деепричастий в речи

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»

Вид урока: беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

Ребята, вы любите юмористические рассказы? Сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».

« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

Какую часть речи неудачно употребляет повествователь?

Над чем он не задумался, а может быть, чего-то он не знал? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?

Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

Сформулируйте цели урока (знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи ).

II. Актуализация опорных знаний.

Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (выделите в каждом столбике деепричастие).

I-й вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й вариант

а) работавший

б) работая;

в)разработка.

По каким признакам вы это сделали?

Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное:

синеющая даль

вспахать поле

пересекая болота

заросшие места

поваленные бурей

пропитан пылью

передвигая ноги

По каким признакам вы нашли деепричастие?

Что такое деепричастный оборот?

Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

Когда не обособляется?

III. Формирование новых понятий.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно познакомиться с правилами, заглянем в учебник «Теории»?

Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):

созд а ть

Созд а в

зан я ть

Зан я в

подн я ть

Подн я в

Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

нач а ть (нач а в)

пон я ть (пон я в)

прин я ть (прин я в)

приб ы ть (приб ы в)

зак у порить (зак у порив)

запл е сневеть (запл е сневев)

облегч и ть (облегч и в)

углуб и ться (углуб и вшись)

ч е рпать (ч е рпая)

балов а ться (бал у ясь)

Проверьте себя (произносите правильно).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).

Что изменилось в предложениях?

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия… . Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

(звучит стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль играют они?

  • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
  • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

(составьте текст «Зима в нашем городе», правильно включив в него как можно больше деепричастий)

Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

Наше занятие подходит к концу.

С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ)

Итоговый тест

В- I

В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,

Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю необычайное волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Дома можно составить тест по теме «Употребление деепричастий в речи».

Таким образом, домашнее задание по выбору:

1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий или «Похвальное слово деепричастию»;

2) составить тест по изученной теме.

V. Рефлексия.

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».


В аналитическом отчёте ФИПИ об итогах ЕГЭ по русскому языку сказано: "Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные".

Хотим еще раз напомнить отличия отглагольных прилагательных и причастий.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий , так и отглагольные прилагательные . Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ - образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч - - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн - или -им -), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Пр ичастия обозначают временный признак предмета , связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом - н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным , если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов , и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами - им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий и деепричастий.

Формы причастий

1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной.

2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший .

Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший . В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший ) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).

3. При использовании возвратных причастий с суффиксом -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: сочетание «звери, отправляющиеся в зоопарк» (вместо: звери, отправляемые в зоопарк ).

Формы деепричастий

1. Из вариантов взяв – взявши, встретив – встретивши, купив – купивши и т. п. первый (с суффиксом ) является нормативным для литературного языка, второй (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

2. Возможны варианты замерев – замерши, заперев – заперши, затерев – затёрши, простерев – простёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). Но только выведя (не «выведши»), выметя (не «выметши»), обретя (не «обретши»), отвезя (не «отвезши»), ошибясь (не «ошибившись»), пронеся (не «пронесши») и т. д.

В парах высунув – высуня (ср. бежать высуня язык ), положив – положа (ср. положа руку на сердце ), разинув – разиня (ср. слушать разиня рот ), скрепив – скрепя (ср. согласиться скрепя сердце ), сломив – сломя (ср. броситься сломя голову ), спустив – спустя (ср. работать спустя рукава ) и т. п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в устойчивых фразеологических выражениях. Ср. также устарелый оттенок в формах вспомня, встретя, заметя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша и т. п.

3. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи) : глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи ), крадучись (ср. идти крадучись ), припеваючи (ср. жить припеваючи ), умеючи (ср. пользоваться умеючи ) и некоторые другие.

Причастный оборот

Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов. Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:

Лежащая книга на столе прочитана.

Недостаток его заключается в неправильном порядке слов: определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота. По правилам же определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Ср.: 1) Книга, лежащая на столе, прочитана; 2) Лежащая на столе книга прочитана. Другой пример: « Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку ». Можно ли так сказать? Правильны ли будут созданные по этому образцу сочетания: « спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд », « пленник, попытающийся убежать »? Нет, потому что причастия имеют только две формы времени - настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида (написать, суметь, попытаться) причастия на -щий не образуются. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением: ученик, который напишет; спортсмен, который сумеет пробежать; пленник, который попытается убежать. А можно ли так сказать: « Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово »? Нет, потому что от глаголов в форме условного наклонения (с частицей бы) причастия не образуются. В этих случаях причастный оборот тоже заменяется придаточным определительным предложением: Каждый, кто пожелает...

« Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны ». Возможно, читая вслух это предложение, вы почувствуете некоторую неловкость. И действительно: не получается ли, что фрукты «сами себя отправляют» на север? Дело в том, что суффикс -ся в глагольных формах имеет не только возвратное значение (ср.: Ученики отправляются в турпоход), но и страдательное значение, когда предмет испытывает чье-либо воздействие (ср.: Ответы на письма отправляются секретарем без задержки). Чтобы избежать возможной неясности, мы в подобных случаях употребляем вместо причастия на -ся причастие на -мый (страдательное причастие настоящего времени), т. е. вместо конструкции «Фрукты, отправляющиеся...» пишем: Фрукты, отправляемые... Вместо «Девочка, воспиты вающаяся бабушкой...» - Девочка, воспитываемая бабушкой...

Использование причастного оборота помогает устранить неясность в предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из цехов или завод в целом?).

Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованном; 2) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованного.

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет...» Приведенное рассуждение Пушкина, отмечавшего «выразительную краткость причастий», имеет такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

Деепричастный оборот

Всем известна хрестоматийная фраза из рассказа А.П.Чехова: "Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа ".

Смысл её понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце.

Например: 1) Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.

Это положение не соблюдено в эпиграфе: в нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова - о пассажире (он подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Шляпа, подъезжая к станции, слетела у пассажира».

Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды » (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта . В подобных предложениях нет ни грамматического, ни логического субъекта (т. е. предмета речи, выраженного в безличном предложении косвенным падежом существительного). Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно »: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство - краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. - Выполнив домашнее задание, я пошел гулять . Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).