Глагол, его грамматическое значение и система грамматических категорий. инфинитив глагола, его морфологические особенности, модальные и синтаксические функции

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

Четырнадцатое марта
Классная работа
Глагол
как часть речи

І. Понятие о глаголе

Глагол - самостоятельная часть речи, которая
обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать? (что сделал? что
делал? что сделает? что делает? ит.д.)
Начальная форма глагола – инфинитив
(неопределенная форма глагола)
Глагол, как и другие части речи характеризуется
следующими признаками:
1. общим грамматическим значением;
2. морфологическими признаками;
3. синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение

1.
2.
3.
4.
5.
Глаголы называют различные действия:
действия, связанные с трудовой деятельностью:
рубить, копать, вязать, шить и др.;
действия, связанные с умственной и речевой
деятельностью: думать, наблюдать, воображать,
говорить, решать и др.;
действия, называющие перемещение и положения в
пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и
др.;
действия, называющие различные состояния: грустить,
любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
действия, называющие то, что происходит в природе:
подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки
глагола:
вид,
наклонение,
время,
число,
лицо,
род,
спряжение.

Синтаксические признаки глагола:
в предложении глагол обычно является
сказуемым и образует вместе с
подлежащим грамматическую основу
предложения. Например, в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы
гуляет, подгоняет являются сказуемыми
и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Инфинитив

Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать?
или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не
указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет
действие.
Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти).
Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть
и др.
В предложении инфинитив может быть любым членом
предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым.
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:
возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(
делать – сделать).

Возвратные глаголы

1.
2.
3.
4.
Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются
возвратными: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и
т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он
стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся.
Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что
сделает? и т.д.
Возвратные глаголы имеют различные добавочные
значения, которые не имеют невозвратные глаголы:
возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е.
одевает себя, причёсывает себя;
взаимное значение: друзья обнимаются, целуются;
значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака
кусается;
страдательное значение: дом строится каменщиками
(подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию
со стороны другого предмета).

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Вид определяется по вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что
сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал,
скажет.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что
делать?(что делает? что делал? что будет
делать?): говорить, говорит, говорил, будет говорить.
Глаголы
несовершенного
вида
указывают
на
продолжительность и повторяемость действия: прыгать –
прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на результат
действия: выучить, ответить, выяснить.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать
однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается
один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут
различаться оттенками значений. Так глаголы делать –
сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать
различаются только видом. А глаголы писать – переписать,
ехать – приехать различаются не только видом, но и
лексическим значением.

1.
2.
3.
4.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов
несовершенного различными способами:
присоединением приставки: писать – написать, ехать
– уехать;
заменой суффиксов: решать – решить, прыгать –
прыгнуть;
изменением ударения: разрезать – разрезать,
насыпать – насыпать;
заменой одного слова другим: брать – взять, говорить
– сказать.
При образовании видов возможно чередование звуков
в корне:
чередование гласных: запирать – запереть;
чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать;
чередование согласных: освещать – осветить.

10. Наклонение глагола

Глагол имеет три наклонения:
изъявительное (Ученики решили эту задачу);
условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);
повелительное (Ребята, решите эту задачу!).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,
которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы
в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и
родам.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать
форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего
времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы,
пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого
предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном
наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и
поэтому не изменяется по временам.

11.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй
картинку!
Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово
пожалуйста, выражения: будьте добры, будьте любезны,
выделяемые запятыми.
Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному
человеку употребляется глагол в форме множественного числа
повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович!
Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.)
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно
к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и:
положат – положи, кладут – клади.
Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения
без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Формы повелительного наклонения множественного числа
образуются путём прибавления окончания –те к форме
повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте,
пойте.

12.

В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных
пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте,
жарься; спрячь, спрячьте, спрячься.
Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не
«поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во
мн.ч.: положите, поезжайте, бегите.
Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го
лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание
направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с
помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в
форме изъявительного наклонения настоящего или будущего
времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да
здравствуют музы!(А.Пушкин.)
В значении повелительного наклонения для выражения резкого
приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет!
В предложении глагол в повелительном наклонении является
сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а
существительное в им.п. является обращением.
!
Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц
пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее.

13. Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые
показывают, когда происходит действие: в прошлом,
настоящем, будущем (решали, решают, будут решать).
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое происходило до того, как о нём стали
говорить: Мальчик съел свою конфету.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, которое происходит сейчас, в момент речи:
Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени
глаголы могут также обозначать действия постоянные или
длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат
учится в средней школе.
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут:
Мальчик съест свою конфету после обеда.
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы
времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же
совершенного вида имеют только две формы времени прошедшее и будущее: решил – решит.

14. Прошедшее время

!
Прошедшее время глагола образуется от основы
инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел,
работать – работал.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без
суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в
форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли).
У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего
времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь –
стерёг, печь – пёк.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в
инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по
числам: читал - читали, писал - писали.
Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются
по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р.
имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме
прошедшего времени по лицам не изменяются.

15. Настоящее и будущее время

Формы настоящего времени образуются с помощью личных
окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут.
Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного
вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний:
прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем,
прочитаете, прочитают.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного
вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от
глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду
читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,
будут читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и
числам.

16. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по числам и лицам
Лицо
Ед.ч.
1
-у(-ю)
2
-ешь,
3
-ет, -ит
-ишь
Мн.ч.
-ем, -им
-ете,
-ут(-ют),
-ите
-ат(-ят)

17. Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Спрягаются
глаголы
только
в
изъявительном наклонении в настоящем и будущем
времени.
В русском языке два спряжения – первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ут, -ют, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, ат, -ят, относятся к 2 спряжению.
Спряжение можно определить по ударению. Если ударение
падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по
окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-).
Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по
инфинитиву.

18.

Ко 2 спряжению с безударными
личными окончаниями относятся:
все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить,
стелить и образованных от них);
семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть,
ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и
образованные от них);
четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать,
гнать (и образованные от них).
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

19. Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются
разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и
частично по 2 спряжению.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Я хочу
Мы хотим
Я бегу
Мы бежим
Ты хочешь
Вы хотите
Ты бежишь
Вы бежите
Он хочет
Они хотят
Он бежит
Они бегут

20. Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое
совершается без действующего лица. Безличные
глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при
них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и
числам. В настоящем и будущем времени они
употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало.
Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени –
только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью
подморозило Землю.
Часто безличные глаголы образуются от личных с
помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не
спится.

Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать ), состояния (бледнеть ), процесса (таять ), движения (лететь ).

Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.

Непостоянные грамматические признаки : наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.

Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.

Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть . Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть . Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.

Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую , нарисовал.

Группы глаголов по виду

Большинство глаголов могут образовывать видовые пары , различающиеся не лексическим, а только грамматическим значением вида. Видовые пара образуются при помощи: 1) приставки: делал – сделал; 2) суффиксов -ыва- / -ива-, -ва-, -а-, -ну- и др.: засеять – засеивать, поднимать – поднять, засыхать – засохнуть; 3) перемещением ударения: нар е зать – нареза ть, расс ы пать – рассып а ть ; 4) супплетивным способом: брать – взять, класть – положить, ловить – поймать.

Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать , воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.

Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту . К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.

Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать , ткать ), разрушения (ломать, сжечь) , восприятия (видеть, ощущать ), эмоционального отношения к субъекту (любить , очаровывать ), глаголы речи и мысли (спрашивать , обдумывать ).

Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты . Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться ; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.

Глаголы с постфиксом -сь / -ся являются непереходными.

Среди непереходных глаголов выделяют особую разновидность глаголов с постфиксом -ся (-сь). (Постфикс -ся используется после согласного, постфикс -сь – после гласного). Такие глаголы имеют категорию возвратности, которая передает особые семантические значения. В зависимости от значения возвратные глаголы представлены несколькими группами:

1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя ;

2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе ;

4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться и некоторые другие.

Большинство возвратных глаголов могут образовывать соотносительную пару без постфикса -ся: стучать – стучаться, дымить – дымиться . Однако в русском языке есть глаголы, которые не имеют таких соотносительных пар, являются «только возвратными» и без постфикса -ся не употребляются: бояться, гордиться, лениться, надеяться, стараться и т.п.

Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас . Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом . Время потрачено на вас.

Страдательный залог может выражаться: 1) постфиксом -сь / -ся: Последствия урагана ликвидируются; 2) формами страдательных причастий: Задача решена.

Не имеют форм залога: 1) все непереходные глаголы: идти, бежать и т.п.; 2) глаголы с постфиксом -ся, не имеющие пары без этого постфикса: бояться, проснуться; 3) личные глаголы в безличном значении с постфиксом -ся: не спалось, дышится легко.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.

Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида). Первое лицо единственного числа у глаголов повелительного наклонения отсутствует, формы множественного числа с призывом совершить совместное действие – читаем или давайте почитаем – омонимичны формам настоящего времени. Наиболее употребительными являются глаголы в форме 2-го и 3-го лица, единственного и множественного числа. Формы 2-го лица единственного числа имеют два типа окончаний: -и или нулевое окончание: пиш-и, читай- Ø. Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа постфикса -те: пиш-и-те, читай- Ø-те. При образовании форм повелительного наклонения у некоторых глаголов наблюдается чередование в корне: ви ть – ве й, ши ть – ше й . Формы 3-го лица единственного и множественного числа образуются при помощи частиц пусть, пускай: пусть читает, пусть читают. Особая аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частицы давай (давайте) и инфинитива несовершенного вида со значением призыва к совместному действию: давай читать, давайте решать.

У ряда глаголов при образовании форм повелительного наклонения наблюдаются особенности: 1) чередование и/е в корнях глаголов типа бить, пить, шить бей, пей, шей ; 2) сохранение суффикса -ва-, который отсутствует в форме настоящего времени, но есть в инфинитиве: давать – дают – давай, вставать – встают – вставай ; 3) у глагола лечь форма повелительного наклонения ляг ; 4) у глагола ехать супплетивная форма повелительного наклонения поезжай.

У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать .

В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.

Категория времени это словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершится после момента речи. Формы настоящего и будущего времени не имеют специального грамматического оформления, формы прошедшего времени выражаются суффиксом -л- или нулевым суффиксом в том же значении: прочита -л , принес- Ø . Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несовершенного вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать , будет читать (сложная форма). Если в предложении несколько глаголов будущего времени, то вспомогательный глагол обычно используется один раз: Я буду петь и плясать . У глаголов совершенного вида – простая форма будущего времени: прочитаю, прочитаешь, прочитает.

В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).

Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.

Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали .

Формальными показателями категории лица являются личные окончания: -у (-ю), -ем (-им), -ешь (-ишь), -ете (-ите), -ут (-ют), -ат (-ят).

Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.

Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными . Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить . Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными : брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут . Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное) .

Безличные глаголы

Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия или состояния, протекающие сами по себе, бессубъектно, называются безличными . Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. Могут употребляться в инфинитиве, изъявительном наклонении (в прошедшем, настоящем и будущем времени) и сослагательном наклонении. Могут быть с постфиксом -ся и без постфикса. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Скоро начнет светать. Смеркается. Вечерело. Знобило бы.

Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит , смеркается; 2) состояния человека: лихорадит , знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет ; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.

Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня . Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.

Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.

Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли . Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат . Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит .

Взаимосвязь глагольных категорий

1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени - простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени - сложная.

2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.

3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род - у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.

4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.

5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.


Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться).
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть).
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непере х о дные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут па следующий день. Мы будем писать сочинение - глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошел бы в бассейн, если бы мне предложили - глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учиеь (пословица); Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) - глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: 1) Светит месяц в окно... Петухи пропели. Погасил я свечку и лежу в постели (И. Никитин) - глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил-в форме прошедшего времени; 2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев); В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах - глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать), а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределённая форма глагола может входить в составное сказуемое (Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов), может
быть подлежащим (Учиться - всегда пригодится (пословица), дополнением (Прошу вас подождать), определением (Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов),
обстоятельством (Ребята побежали прятаться).
- - -

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА:

  1. Глагол 172. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола
  2. § 20. Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
  3. §20.Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.