Тургенев бежин луг анализ. Роль и значение описания природы в рассказе "Бежин луг" И

Урок литературы 7 класс

Тема урока: «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели урока: продолжить анализ содержательной и художественной канвы рассказа для целостного видения образной картины художественного мира произведения;

побудить обучающихся к кропотливой работе с художественным текстом,

развивать наблюдательность и лингвистическое чутьё к слову;

активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

Задача: на основе вдумчивого чтения, пересказа текста и озвученных ответов учащихся сформулировать проблему умение видеть и слышать окружающий мир; помочь учащимся лучше ориентироваться в сложном тексте литературного произведения; задуматься над умением понимать природу, разбираться в тайнах окружающего мира; разбудить в обучающихся желание работать со словом, понимать красоту звучащего слова.

Форма проведения: «Следствие ведут знатоки».

Подготовительная работа.

На перемене раздать группе «Искатели» карточки с лингвистическими терминами.

Подготовить слайдовую презентацию.

Картины по теме «Русалка» и музыку.

Задания группам.

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок мы вновь посвящаем рассказу «Бежин луг» удивительного русского писателя XIX века И.С.Тургенева (1818-1883гг).

СЛАЙД 1.

Рассказывая о жизни крепостных детей, о красоте русской природы, писатель знакомит нас с героем-повествователем, охотником. СЛАЙД 2.

Наше путешествие с этим интересным человеком уже началось, и сегодня мы вместе с ним отправимся на речку Сн е жеть, СЛАЙД 2-1 которая и сегодня течёт Брянской области России, левый приток Десны. Название происходит от белопесчаных, словно заснеженных, берегов этой реки .

Здесь бывал И.С.Тургенев. Здесь побываем и мы:

СЛАЙД 3

посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, попробуем ответить на вопрос, верят ли крестьянские дети в свои «былички», если да, то почему; вместе с героями рассказа последим за пейзажем, увидим утреннее пробуждение природы.

И всё это будет нам подвластно, потому что мы знатоки рассказа «Бежин луг».

Итак, следствие ведут знатоки. СЛАЙД 4

Но прежде проверим, хорошо ли уложен наш багаж, не забыли ли мы то, что нам просто необходимо.

II. Актуализация знаний обучающихся. ………………………………………….
1. На перемене группа «Искатели» получила карточки, содержащие литературоведческий термин и его определение. Нашли ли искатели свои пары? «Искатели», вам слово!

1) художественное изображение природы (П ейзаж)

2) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Р ассказ)

3) необычный порядок слов (И нверсия)

4) Р оль пейзажа в произведении:

  1. обозначение места действия;
  2. создание определённого настроения;
  3. способ выражения авторской позиции
  1. перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (О лицетворение)

6)разговор двух или нескольких действующих лиц в литературном произведении (Д иалог)

7) вид звукописи: повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности (А ллитерация).

2. Прошу остаться тех, у кого цветные буквы. А вам, уважаемые друзья, я предлагаю составить из этих букв ключевое слово и отгадать пароль, который позволит нам начать наше путешествие.

ПРИРОДА (прикрепить его на доску).

А, как вы думаете, почему я загадала именно это слово?

Пожалуй, с описания летнего утра мы и начнём.

3. Наизусть отрывки из рассказа.

МУЗЫКА П.И. Чайковский «Времена года. Июль.»

Пожалуйста, кто учил первый отрывок? СЛАЙДЫ 5-7

Второй? СЛАЙДЫ 8-10

Третий? СЛАЙДЫ 11-13

И что же случилось в такой замечательный день с нашим вожатым?

(Наизусть четвёртый отрывок – Гриша Харламов) СЛАЙД 14

Как подействовало на вас словесное описание пейзажа? Какова здесь его функция?

Осталось вспомнить имена героев рассказа. Обратимся к таблице, которую мы заполняли на прошлом уроке.

СЛАЙД

Имя

героя

Возраст

Портрет

Поступки /действия

Федя

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Ильюша

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

Костя

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

Ваня

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!

Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

III. Работа по теме урока.

СЛАЙД

  1. Слово учителя. СЛАЙЖД 14

Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, (Слайд 15) горит костёр, (слайд 16) чуть поодаль щиплют траву кони (СЛАЙд 17). Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Со вре мен ные ис сле до ва те ли на зы ва ют их бы лич ка ми – это рас ска зы о фак ти че ских со бы ти ях, уча ст ни ком или сви де те лем ко то рых был рас сказ чик. В рас ска зе 11 бы ли чек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.

Задание группе «Творцы» (Синявин Кирилл, Никитина Настя)

(Карточка с заданием. НОУТБУК

Используя подготовленные иллюстрации и музыку, создайте слайдовую презентацию на тему «История про русалку». При показе прокомментируйте своё творчество.)

  1. Пе ре сказ.

«Илю ша о до мо вом» - Руслан.

История о белом барашке - Женя.

«Кос тя о ру сал ке» - Артём .

3. Слово группе «Творцы». Презентация «История о русалке».

  1. А теперь давайте обратимся к слову Тургенева.

Чтение по ролям стр. 331 (Кучер Саша и Саша Гуммер) - о сол неч ном за тмении.

Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас н аших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).

(Карточка

Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)

(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее )

Нам предстоит провести собственное расследование.

5. Работа в группах.

Я приглашаю на рабочее место группу экспертов . (Селюкова Вика, Вика Келлер, Анжела Мамонова) . Приступайте к своей работе.

(Карточка с заданием.

1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»

2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)

Группа журналистов (Зайцева Алёна, Полосина Алёна, Баталина Юлия).

Мы приветствуем наших журналистов. Они тоже рвутся в бой и готовы провести своё расследование. Пожалуйста, приступайте к работе.

(Карточка с заданием.

Расследуйте, какое мнение о домовом, лешем «живёт» в современном обществе. Проведите анкетирование наших гостей, подведите итоги, сделайте заключение, ответив на вопрос «Удивлены ли вы тому, что крестьянские дети 19 века верили в домового, лешего, русалок?»)

Группа «Лирики»

(Карточка с заданием.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

М. ЛЕРМОНТОВ. А. Пушкин. О домовом

РУСАЛКА

Русалка плыла по волне голубой,
Озаряема полной луной;
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отражённые в ней облака;
И пела русалка - и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

Все остальные ребята заполняют в тетрадях таблицу.

Имя героя

Возраст

(лет)

«Былички» ребят

о ком?

реакция слушателей

Федя

Павлуша

О предвиденье небесном (стр. 331)

О Тришке (стр 331-332)

О душе утопленника (стр 333)

Ильюша

О домовом

9стр. 325-236)

Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Костя

О русалке

(стр. 326-327)

О белом барашке на могиле утопленника.

(Стр. 328-329)

История о бабе Ульяне.(стр. 330-331)

О Тришке

(стр. 331-332)

О лешем (стр. 333-334)

Да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить…

Защекотать она его хотела… Это ихнее дело, этих русалок-то.

Мальчики переглянулись, вздрогнули…

С нами крестная сила!

Внимательно слушают.

Принимают участие, верят.

Ваня

Верят ли мальчики тому, о чём рассказывают?

Как эти рас ска зы ха рак те ри зу ют са мих маль чи ков?

(Маль чи ки суе вер ны, бо ят ся не по нят но го, но та ин ст вен ное при тя ги ва ет их, жи вой ум и бо га тое во об ра же ние ста ра ют ся всё объ яс нить. Они эмо цио наль ные рас сказ чи ки, ве рят в свои рас ска зы. Па вел от но сит ся иро нич но.)

Тогда почему они верят?

Слово Экспертам, лирикам. СЛАЙД 23

Что скажут наши журналисты?

Можно ли не поверить во все эти чудеса, если взрослые творческие личности верили и верят в это безоговорочно?!.

III. Каков же финал рассказа? - О чём он говорит?

Не всё так глад ко, бла го по луч но в жиз ни. Горь ко ав то ру. Но жизнь про дол жа ет ся, и мы возвращаемся к ключевому слову нашего урока. Природа.

И.С.Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. СЛАЙД 31. Посмотрите, что по этому повод сказал известный писатель 19 века, «батенька-художник» Л.Н.Толстой: СЛАЙД 31.1«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет».

Я приглашаю вас быть сегодня читателями-творцами, читателями-соавторами. Откройте свои души, дайте волю своим мыслям и чувствам.

IV. Создание эмоционального настроя.
1. Обратимся к картине утреннего пробуждения природы.

Чтение описания утра учителем. (На фоне музыки Э.Грига «Утро» из Первой сюиты к драме «Пер Гюнт»).СЛАЙД33.

Я думаю, описание утра не оставило вас равнодушными. Кому-то стало немного грустно, а кто-то ощутил радость, кто-то вообще растерялся от избытка чувств…

Вы слышали и музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Это «Утро» из Первой сюиты к драме Ибсена Генрика «Пер Гюнт» . Это одно из самых красивых изображений восхода солнца в музыке. Можете ли вы сказать о впечатлениях композитора от утреннего пробуждения природы?

Это мастерство композитора. А в чём же мастерство И.С.Тургенева? Почему же «его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…»? Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас прочитать описание утра (стр. 336-337), вдуматься, вслушаться, пропустить через себя. А результаты работы оформить в таблице.

Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы видите деревья, траву, небо, но и…? ..

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

V. Домашнее задание: оформить таблицу, последнее задание на стр. 339 – сочинение-размышление «Человек и природа».


Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в , там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
  6. Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

    Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Бежин луг" - это произведение Ивана Тургенева, входящее в известный цикл "Записки охотника", начавший публиковаться в 1847 году. В произведениях этого цикла присутствуют не только яркие краски природного наследия России, но и проводится анализ характеров тех или иных персонажей, а кроме того Тургенев создал замечательные сюжеты. Поэтому сейчас мы рассмотрим краткий анализ "Бежин луг".

Пейзажные зарисовки

Сразу отметим важную деталь анализа: Тургенев буквально пропитал повесть "Бежин луг" чувствами любви и восторга по отношению к родным краям, их природе. Мы встречаем красочное представление летнего дня, в разгар июля, в то время как охотник, являющийся главным героем, ходит по лесу. Здесь Тургенев с удивительной простотой для читателя, но глубоко передает палитру красок клонящегося к завершению дня. Анализируя эти краски, видно как меняется настроение автора - темные и мрачные оттенки неспешно поглощают отблески и восторженность светлых тонов.

Проводя анализ повести "Бежин луг", становится видно, какими основными принципами в своем творчестве руководствовался Иван Тургенев. Описав то или иное природное состояние, он замечательно мог передать настрой души, он показывал взаимосвязь - тесную и прочную - между душевным состоянием и природой. Например, по ходу того как сгущаются краски и наступает ночь, у рассказчика все больше нарастает тревога и волнение. Потерявшись в лесу, главный герой набредает на совершенно чужую ему поляну, на которой расположились деревенские мальчишки.

Анализ повести "Бежин луг" - особенности

Охотник решает переночевать здесь, поскольку уже поздно и возвращаться в лес нет никакого смысла. Он устраивается у горящего костерка, наблюдая за мальчишками – у каждого из них своя особая внешность и уникальный характер, интересующий рассказчика.

Чем так интересны эти персонажи в повести "Бежин луг" Тургенева? Герои произведения непосредственны, просты и открыты. Да, они простые деревенские ребята, и автор очень умело создал их образы. Старший из них – Фёдор. Это лидер среди мальчиков, он, скорее всего, из состоятельной семьи, потому что со вкусом и опрятно одетый. Павлуша хоть и кажется неловким, на самом деле отличается смелостью и силой. Илюша замыкается в себе, молчалив. Костя тоже не очень словоохотлив – что-то печалит его и заставляет думать о своём. Наконец, младшего Ваню одолел сон, поэтому он не участвует в беседе.

Делая анализ "Бежин луг", обязательно учитывайте характеры этих деревенских ребят, подумайте, почему именно так они себя ведут.

Что вызывает особый интересен в повести "Бежин луг"

Одна из самых драматичных частей повести – это рассказы мальчишек о своих страшных выдумках, где они, пытаясь произвести впечатление и напугать друг друга, включили в свои истории разные детали языческих обычаев и верований. Тут еще более зловеще выглядит природа леса. Ребята и так напуганы своими же рассказами, но Тургенев добавляет красок, потому что мы как будто слышим странные лесные шумы, какие-то крики и чью-то возню.

Вспоминается как Павлуша кинулся по следам убежавших собак, которые почуяли неподалеку волка – вот где проявилась отвага и смелость Павлуши, о которой упоминалось выше. Лишь к утру мальчиков склоняет сон, поскольку они никак не могут остановиться, выдумывая всё новые страшные истории.

И совершенно нельзя опустить характеристику самого рассказчика, раз мы делаем анализ "Бежин луг", потому что хотя он сам дворянского рода, он тянется к простым труженикам, обычным людям. Рассказчик сам исполнен доброты и отзывчив, он любит и чувствует природу, ему нравится наблюдать за мальчиками из деревни и слушать их. Выводы из повести также очень ясны: Тургенев побуждает читателей любить и уважать деревенских мальчишек, а также задуматься над их дальнейшей судьбой.

Широкой кистью рисовал многие бытовые черты современного ему крестьянства, останавливаясь на тех сторонах его жизни, которые наиболее бросались в глаза. Так, в повести «Бежин Луг » из сборника «Записки охотника» изобразил он невежество русской деревни, с её верою в приметы, предчувствия, – словом, с тем суеверным мистицизмом, который граничит еще с языческим представлением о жизни природы.

Рассказы о домовом, лешем, водяном, о русалках, об оборотничестве, о таинственных голосах и привидениях, – рассказа, вложенные в уста крестьянских детей, рассказанные ночью, у трепещущего огнем костра – полны своеобразной мистической прелести. Дети верят тому, что рассказывают сами, и таинственная обстановка, в которой происходит их своеобразная беседа, покоряет воображение читателя, увлекает и его за собой в чудесный мир народных верований... Автору удалось удивительно верно уловить настроения ночной природы, в которых некоторую роль всегда играет таинственное чувство страха. Это мистически приподнятое настроение возбуждает фантазию детей и помогает им с особой силой творить соответствующие образы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Аудиокнига

Все рассказчики обрисованы, в психологическом отношении, удивительно тонко; в их детских лицах уже намечаются все те черты, которые, со временем, разовьются и в зрелом возрасте резко определят их. Один из мальчиков, Павлуша – самый зрелый в умственном отношении; подобно Хорю , он – натура уравновешенная, человек ума, способный ко многому отнестись критически, с лукавым здравомыслием. В нем намечается уже будущий работник, спокойно, без страха смотрящий в жизнь.

Этому спокойствию особенно способствует тот «фатализм», который укрепляет его душу несокрушимою верою в то, что «от судьбы не уйдешь». Когда все его товарищи, запуганные рассказами и впечатлениями ночи и непонятным лаем собаки, – совершенно растерялись, он один, с хворостиной в руках, идет в ночную тьму разузнать причины беспокойства. Это стремление всему найти естественную причину, и, в то же время, отсутствие страха перед «судьбой» – характерная черта его трезвого ума.

В лице Ильюши вывел Тургенев человека, рабски покорившегося всем, самым нелепым представлениям народного мистицизма: он знает множество фантастических поверий, верит в сны, в приметы, – словом, являет собою яркий образец народного невежества, в самой дикой, нелепой его форме.

В рассказах третьего мальчика, Кости, эта вера в фантастические образы принимает несколько иной характер, – он умеет прочувствовать красоту всех этих народных представлений, – он является поэтом-мистиком.

В своей повести Тургенев дает понять, сколько зла причиняет темному деревенскому люду его невежество, сколько жертв приносит необразованный люд своему дикому суеверию: плотник Гаврила, увидевший русалку, стал томиться какой-то тяжелой думой; баба Ульяна ночью на паперти увидела своего «двойника», поверила тому, что умрет скоро, и до такой степени прониклась ожиданием, что действительно умерла. Красавица-Акулина сошла с ума, увидев водяного. Приметы, предчувствия, таинственные, зовущие голоса, – все это тяжелым гнетом лежит на темном человеке и жизнь его делает «несвободной»...

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

    Текстуальный анализ.

    Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

    Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство », «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша : «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью ».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

    Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

психологическая

Ункции пейзажа в художественном произведении.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

Цветовая гамма утра:

Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.

Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные , золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и «свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой. Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча , отовсюду лилась темнота . Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак , небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи . Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

      Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.

      Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.

      Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.

      Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).

      Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет. В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы. Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

Печали

    Тяжелая работа

    Частые болезни

    Недоедание

    Отсутствие возможности учиться

Радости:

    Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.

    богатоевоображение

    поэтическая сторона жизни

    ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.

    10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.