Что такое храм и чем он отличается от церкви.

ХРАМ

Культовое здание для богослужений и выполнения религиозных обрядов.


Православный храм называется (в отличие от костела в католичестве, мечети в мусульманстве и т.п.), главный или большой храм (церковь) в городе, в монастыре - .
Для православного храма характерен крестово-купольный тип, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава . Купол храма завершается крестом . При церквах и соборах находятся колокольни (см. ), стоящие перед ними или архитектурно объединенные с ними в одно целое.
Храм состоит из трех основных частей. Восточная часть, отделяемая иконостасом - алтарь (святилище), где предполагается место бытия Божия. Это помещение для лиц, совершающих богослужения, и их помощников (мирянам - не служителям культа - вход туда запрещен). В центре его находится престол - наиболее почитаемое место церкви, символизирующее самого Христа Спасителя. На престоле находятся главные священные предметы богослужения.
Средняя часть храма предназначена всем верующим. Здесь находятся иконы (см. ), перед которыми зажигают лампады (лампада - сосуд с фитилем, наполняемый специальным маслом) и восковые свечи. Купола, стены и столбы храма покрыты росписью: изображениями Иисуса Христа, апостолов, Отцов Церкви, святых, сцен из Библии.
Западная часть храма - притвор или трапезная, где совершаются некоторые богослужения, панихиды по умершим. Сюда могут входить не только «истинно верующие», но и иноверцы и еретики.
По канонам православия , вся жизнь христианина от рождения (обряд крещения ) до смерти (обряд отпевания ) должна быть связана с храмом. В прошлом храмы нередко выполняли и светские функции: в них оглашались правительственные манифесты и указы, объявлялось о событиях в жизни страны и внешнеполитических событиях. В средние века храм часто был местом хранения важнейших документов, грамот (см. ), договоров, хранилищем казны и т. д. В храмах России велась запись актов гражданского состояния: крещение, венчание (см. ), отпевание фиксировались в специальных книгах. В настоящее время храмы служат исключительно для удовлетворения религиозных потребностей верующих.
Крупнейшими православными храмами России являются восстановленный Храм Христа Спасителя в Москве и в Петербурге .
Слово храм имеет переносные значения. Храмом называют место, внушающее чувство благоговения, глубокого почтения (храм науки , храм искусства ), а также сферу высоких духовных ценностей, поэтому дорога к храму - это путь к Богу.
Храм Христа Спасителя:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ХРАМ" в других словарях:

    храм - храм, а … Русский орфографический словарь

    храм - храм/ … Морфемно-орфографический словарь

    ХРАМ - муж., ·стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух… … Толковый словарь Даля

    храм - а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого чего. Высок … Энциклопедический словарь

    храм - Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий дом. .. См … Словарь синонимов

    храм - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах 1. Храм это здание, которое… … Толковый словарь Дмитриева

    ХРАМ - ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ХРАМ - ХРАМ, а, муж. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач … Толковый словарь Ожегова

    Храм - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически… … Художественная энциклопедия

    Храм - Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда храмом может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: верхний храм,… … Католическая энциклопедия

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Здание, предназначенное для богослужения. В христианской религии – церковь, собор, в мусульманской – мечеть, в иудейской – синагога. Православный храм – это модель Вселенной, соотнесенная со сторонами света. Так, алтарь храма всегда ориентирован на восток. Поэтому, войдя в храм, человек как бы четко определяет свое место в мире. Многие православные храмы представляют собой шедевры зодчества и живописи. Они вошли в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства и составляют национальное достояние России.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Строительству храмов предшествовали алтари на от-крытом воздухе, где приносились жертвы богам. Древ-нейшие культовые постройки относятся к эпохе неоли-та. В IV тыс до н.э. появились первые храмы Месопотамии, а в III тыс. до н.э. - ранние египетские храмовые комплексы и зиккураты. Во II тыс. до н.э. были построены храмовые ансамбли Эгейского мира. В I тыс. до н.э. были возведены храм Соломона в Иеруса-лиме, ранние молельни Индии (чайтья) и китайские каменные залы при гробницах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит отправление религиозного культа. В каждой конкретной религии X. имеет особое наименование: в христианстве – собор, костел, кирха; в исламе – мечеть; в иудаизме – синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тара в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как места общения людей с Богом в любой религии полисемантично. Например, в христианстве и буддизме X. – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь – архитектурная, живописная и др. – строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Обязательный признак храма – наличие святилища, в котором находится алтарь (у христиан), ступа (у буддистов), михраб (у мусульман) и т. п., а также особых мест для священнослужителей. Храмами являются языческие святилища (храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и др.), молитвенные залы, церкви, мечети, костелы, часовни и др.

Стремление создать особое ритуальное пространство для священнодействий наблюдалось уже в эпоху палеолита. Древнейшие святилища были построены в неолитическую эпоху (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине; оба – 7–6-е тыс. до н. э.). Античный храм (сложился в 8–6 вв. до н. э.) мыслился жилищем божества (Зевса, Аполлона, Афины и др.), которому он был посвящен. Присутствие бога в храме олицетворяла его статуя, которую заботливо украшали, ткали для нее одежду и т. д. В храмовых зданиях находились сокровищницы, где хранились дары и пожертвования богам. Внутрь помещения входили только жрецы, совершавшие священные обряды перед изваянием божества. Алтари возводили на открытом воздухе, на них приносили жертвы и воскуривали благовония богам.

С распространением христианства назначение храма было переосмыслено. Он стал домом для совместных молитв и богослужений. Сначала строили базилики, позднее в Византии и на Руси получили распространение крестово-купольные храмы. Среди христианских культовых зданий различают соборы (главные епархиальные храмы), монастырские, приходские, кладбищенские церкви. Обязательная часть христианского храма – колокольня, возведенная как отдельное сооружение или включенная в объем церковного здания.

В 7–8 вв. появился специфический тип мусульманского храма – мечеть. Различают купольные (Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме, 687–91), колонные (в Кордове, начата в 785 г.), айванные – со сводчатыми нишами-айванами (Шахская мечеть в Исфахане, 1612–30) мечети.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

евр. бейт-микдаш, т. е. дом святилища. Храм (лат. templum). Первоначально это слово обозначало отделенный круг для упражнения в искусстве гадания, затем вообще помещение, отделенное для религиозных целей, или здание, посвященное божеству. Этим словом в Библии иногда называются те капища, которые язычники строили для своих богов, например, храм (капище) Навуходоносора в Вавилоне (2 Пар. 36:7); храм Артемиды в Ефесе (Деян. 19:27), как и маленькие серебряные храмы, которые были копией главного (19:24). Однако же идольские храмы часто называются просто домами, например: «Дом Дагона» (1 Пар. 10:10). дом бога Нисроха (4 Цар. 19:13) и т. д. Этим же словом также назывались те помещения, которые израильтянами были посвящены Иегове. Скиния, например, называется домом Господним (1 Цар. 1:7) и храмом (ст. 9; 3:3), также и то святилище, которое было построено в Иерусалиме (3 Цар. 7:21; 4 Цар. 24:13). Иерусалимский храм (евр. хекал, т.е. чертог, как в Прит. 30:28) называется в Ветхом Завете часто домом Господним (3Цар. 8:10; 2 Пар. 3:1; 5:1), также домом Божиим (Езд. 1: 4; 3:8) и храмом Господним (Срав. Езд. 3:6,11; Агг. 1:2; 2:15). В Новом Завете также встречаются все эти три наименования Иерусалимского храма: «храм Божий» (Мат. 26:61); «храм Господень» (Лук. 1:9); и «дом Божий» (Мат. 12:4); «дом Отца Моего» (Иоан. 2:16) и также просто «храм» (Мат. 23:16; Лук. 11:51; греч. дом). Обыкновенное наименование храма в истории Иисуса и апостолов - «святилище», греч. иерон (Мат. 4:5; Деян. 2:46 и т.д.), изредка «храм Божий» (Мат. 21:12). В новозаветных оборотах речи подлинное (греч.) слово - храм (наос) обыкновенно обозначает самое здание храма (Мат. 23:35; 27: 51; Лук. 1:9) в то время, как более общее слово «хиерон» - святилище употребляется для обозначения принадлежащих к храму притворов; следовательно, повсюду, где говорится о том, что Иисус или апостолы (которые не были еврейскими священниками) входили в храм, учили в храме и т. д. (Мат. 21:12; Лук. 24:53; Деян. 21:26), в переводе это различие исчезает. Храм является символом 1) храма тела Иисуса Христа (Иоан. 2:19 и дал.), 2) тел и личностей христиан, как храма Божия и обители Святого Духа (1 Кор. 3:!6 и дал.; 6:19; 2 Кор. 6:16): 3) христианской церкви (Еф. 2:21; Отк. 3:12; 2 Фес. 2:4),4) неба- «храм Божий на небе» ((Отк 7:15; 11:19; 16:17; Срав. Пс. 10:4: Авв. 2:20). В Новом Иерусалиме св. Иоанн не видел храма, ибо Господь Бог Вседержитель- храм его, и Агнец» (Отк. 21:22).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

культовое сооружение (не для собр. верующих), где в древности хран. статуя божества, почитаемая жрецами. По антич. представл. X. был моделью мира, воплощением X. небесного, где обитали боги; через него проходила мировая ось, земля соединялась с небом. Фасад X. разрабатывался в двух уровнях: верх - фронтон - мыслился как «небесный» мир богов, наос соответствовал «земному» уровню. Пространство X. имело свою структуру, в соответствии с ордером, в к-ром он был построен. Гл. часть X. - наос (целла ) - и ведущий в нее пронаос имели один вход, обычно с вост. За наосом находился сообщающийся с ним адитон . Отдельный вход имел опистодом. В наосе размещ. культов, статуя, в опистодоме часто хран. казна. С VI в. до н. э. X. мог иметь три нефа с двухъярусными колоннадами (X. Зевса в Олимпии, Афины на Эгине, Парфенон). В интерьере X. использовались занавесы (под потолком или за статуей божества: X. Зевса в Олимпии, Аполлона в Боссах), стены украшались дарами: боевыми щитами, сосудами, картинами. Снаружи X. представлял собой сооружение на ступенчатой платформе (стереобате), на верх, площадке к-рой стояли стены наоса, перекрытые двускатной кровлей, опирающейся на колонны. В зависимости от системы расположения колонн [на одном, на обоих фасадах или по периметру (перистасис)], выделяются осн. типы X.: в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и псевдопериптер (с настенными колоннами). В рим. архитектуре в результате приспособления гр. периптера к местным (этрусским, италийским) типам X. получил распространение псевдопериптер, наиб, полно отвечавший идее максимального выделения главного фасада (X. Юпитера Капитолийского, Рим; Диоскуров, Рим). В архитектуре рим. провинций, наряду с классич. типами X., существовали местные, связанные с собств. культовыми традициями (башнеобразные святилища - Галлия, Британия, II в. н. э.; т. н. фана - Галлия, Германия, Британия; X. Дугги, III в.). Первые X. строили из дерева и глины (X. Аполлона в Термосе, VIII в. до н. э.) с завершающей стену против входа апсидой или сильно вытянутыми в плане, с рядом колонн посередине (Герайон на Самосе, VII в.). С VI в. преобладают каменные X., снач. из известняка, потом из мрамора. В Риме X. строили из необожженного кирпича и бетона с последующей облицовкой стен мрамором, порфиром, гранитом.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

первонач. огранич., принес. в дар божеству участок земли, позже возвед. на этом участке архитект. постройка. Сначала в Х. хранились только культовые изображ., потом, особенно это хар-рно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для др. произв. иск-ва. Но Х. не рассматр., как это было принято в христ. церквах, как место собрания верующих. Ранние Х. строились из глины и дерева, а начиная с 7 - 6 вв. до н.э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появл. каменные Х. Строились они по типу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуман. архитект. формой. Наряду с простыми Х. дорич. ордера в 6 в. до н.э. строятся величеств. Х. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), к-рые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах стр-ва (напр., Х. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские Х., к-рые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитект. оформлении рим. Х. позднего периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. Х. из мрамора впервые стали появл. во времена Рим. империи как архитект. творения в высшей степени репрезентативного хар-ра и явл. воплощением власти господствующего класса. Со временем все богаче становится декоративный орнамент Х. (напр., Х. в Гелиополе). На многоступенч. цоколе (крепидома) возводился наос (собственно Х.), внутри к-рого находилась целла (внутр. помещение с изображ. божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавш. между двумя стенными торцами (антами), к-рые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой Х. получил назв. «Х. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогич. расстановкой колонн, то такой Х. назывался «Х. в двойных антах». Х. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль», а Х. с колоннами по торцам - «амфипростиль». Колоннада вокруг наоса - перистасис - создавала своеобразный коридор между собой и Х., такая постройка называлась периптер. Диптером назывался Х., окруж. двумя рядами колонн, а Х. с настенными колоннами получ. назв. «псевдодиптер». Поставл. на стилобат колонны внеш. строения поддерживают балочное перекрытие. Дерев. двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на к-рых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображ. на миф. темы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

(лат. templum), первоначально огранич., принес, в дар божеству участок земли (греч. temenos), позже возвед. на этом участке архитектурная постройка (греч. naos). Сначала в X. хранились только культовые изображения, потом, особенно это характерно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для других произведений искусства. Но X. не рассматривался, как это было принято в христианских церквах, как место собрания верующих. Ранние X. строились из глины и дерева, а начиная с 7 6 вв. до н. э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появляться каменные X. Строились они по гипу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуманной архитектурной формой. Наряду с простыми X. дорич. ордера в 6 в. до н. э. строятся величеств. X. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), которые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах строительства (например, X. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские X., которые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитектурном оформлении рим. X. позднею периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. X. из мрамора впервые стали появляться во времена Римской империи как архитектурные творения в высшей степени репрезентативного характера и являлись воплощением власти господствующего класса. Со временем все ботаче становится декоративный орнамент X. (например, X. в Гелиоиоле). Типы X. На многоступенчатом цоколе (крепидома) возводился наос (собственно X.), внутри котоpoго находилась целла (внутр. помещение с изображением божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными горцами (антами), которые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой X. получил назв «X. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогичной расстановкой колонн, то такой X. назывался «X. в двойных антах». X. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль» (prostylos), а X. с колоннами по торцам - «амфипростиль» (amphiprostylos). Колоннада вокруг наоса - перистасис - (peristasis) создавала своеобразный коридор между собой и X., такая постройка называлась периптер (peripteros). Диптером (dipteros) назывался X., окруж. двумя рядами колонн, а X. с настенными колоннами получил назв. «псевдодиптер» (pseudodipteros). Конструкция X. Поставл. на стилобат колонны внешнего строения поддерживают балочное перекрытие. Деревянная двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на которых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображением на мифологич. темы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ (Бейт hа-Микдаш)

Пишет Рамбам*: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. На том же месте построил Hoax алтарь, когда вышел из ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Гэвель(Авель), и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан" (Рамбам, "Бейт hа-бхира", II). Царь Давид был воителем и пролил много крови, поэтому ему не было позволено строить Храм. Право это получил сын его Шломо (Соломон). Стены Храма были построены из цельных камней, которых не коснулось железо, и покрыты кедровым деревом, а пол - кипарисовым. Главное здание Храма было длиною - с востока на запад - в.0 локтей, шириной - в 20 локтей и высотой - в 30 локтей. Вход в Храм находился на восточной его стороне, и там же - "коридор Храма". С севера, запада и юга главное здание было окружено трехэтажным, более низким строением, вход в которое был с юга. В этом здании находились разные залы: для священников, для хранения посуды и даров, которые народ приносил в Храм, и прочее. Главное здание состояло из двух неравных частей: восточная часть, "Дом", длиной в сорок локтей; стены его были украшены резным, узорчатым деревом; и "внутренний дом" - с запада, стены которого были покрыты чистым золотом. Толстая стена, не доходившая до потолка, делила Храм надвое. Во "внутреннем доме" находился Двир - полутемный зал в форме куба в 20 локтей с каждой стороны. Двир считался Святою Святых Храма, ибо в нем пребывала Шехина*. Стены и потолок Двира были позолочены, а две его двери из масличного дерева - покрыты золочеными плетеными украшениями. В Двире поставил Шломо двух херувимов из масличного дерева, десяти локтей высотой каждый. Крылья херувимов были раскрыты и касались с одной стороны друг друга, а с другой - стен Двира. Херувимы должны были укрывать ковчег завета. Когда ковчег был внесен в Двир, шесты его были видны только изнутри, но не со стороны входа. Перед входом в Двир стоял малый жертвенник, сделанный из кедра и покрытый позолотой. Большой жертвенник, на котором приносили жертвы, был из меди и стоял во дворе Храма. Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования. Царь Шломо повелел отлить для нужд Храма металлические столбы и сосуды. В зале Храма стояли два медных столба восемнадцати локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате. Они были пустыми внутри и увенчаны медными украшениями в форме гранатовой грозди и венчиков роз. Эти столбы, названные "Яхин" и "Боаз", были поставлены по обе стороны входа в зал. По художественным достоинствам их превосходило только "медное море" - огромная ваза, покрытая двумя рядами дутых украшений и напоминающая видом венчик лилии. "Море" стояло на двенадцати волах, отлитых из меди, по три с каждой стороны. Шломо установил "море" в юго-восточной части Храма, между стеной Храма и жертвенником. Чтобы провести воду к "морю", отлили десять квадратных желобов с колесами, и над каждым из них помещалась медная раковина. Кроме того, мастер Хирам изготовил, по заказу Шломо, сосуды из полированной меди для жертвоприношений и отлил золотые украшения Храма. Перед Двиром с севера и юга стояли по пять золотых светильников. Все принадлежности светильников были из золота, а стол, на котором лежал "святой хлеб", - позолочен. Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье (Сота IX). Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты*. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в VI в. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь. Второй Храм был выстроен евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Строительство Храма длилось четыре с половиной года и было закончено на шестом году царствования Дария. Среди бывших пленников нашлись старики, которые помнили величие Первого Храма, разрушенного семьдесят лет назад. Они плакали при виде нового Храма, который уступал прежнему размерами и великолепием. Пророк Хагай обещал, что дух Господа будет пребывать в Храме, который "величием превзойдет прежний Храм". Это пророчество сбылось лишь впоследствии. Постройка Ирода На восемнадцатом году своего царствования Ирод обратился к народу и объявил, что Второй Храм меньше Храма Шломо, и поэтому он, Ирод, задумал отстроить его заново и возвеличить. Дабы устранить опасения, что царь разрушит Храм и не построит нового, Ирод велел прежде заготовить материалы для постройки и обучить тысячу священников строительным работам, дабы не ступили недостойные на святое место. Ирод укрепил основание Храма и построил на нем новое здание из мрамора. Работа была совершена быстро, и вместе с тем не было перерыва в обычном богослужении. В Талмуде* сказано, что во время работы не шли дожди, которые могли бы задержать строительство. Через полтора года вместо бывшего Храма высилось новое величественное здание. Этот Храм стал символом красоты, и говорили: "Тот, кто не видел здания Ирода, не видел никогда красивого здания". Второй Храм пал, как и Первый Храм, в день Девятого Ава*. Его разрушили римские легионеры Тита Флавия. Храмовая утварь, уцелевшая от пожара, была разграблена римлянами. Часть утвари и храмовый светильник изображены на триумфальной арке Тита, построенной в Риме. От внешней стены, окружавшей Храмовую гору, осталась только Западная стена (Котел Маарави). Второй Храм стоял 420 лет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Здание, в котором происходило христианское богослужение, называлось церковью (греч. kiriake – Божий дом). В отличие от античных храмов, являвшихся местом пребывания божества, христианский храм предназначался для общины верующих, приобщавшихся к миру духовному, божественному. Поэтому византийские зодчие уделяли больше внимания не фасаду, а внутреннему пространству церкви, сделав его вместительным и удобным как для священнослужителей, так и для паствы. В восточной части храма, которая ассоциировалась с центром Земли и Иерусалимом, где на Голгофе был распят Христос и откуда он должен был прийти, чтобы судить людей, находился алтарь. В западной части, у входа в храм, была расположена крещальня – символ приобщения к христианству. С IV в. стали воздвигаться мартирии, имевшие центрическую форму и крестообразный план, и базилики (см. базилика) нередко на месте старых античных храмов, колонны которых использовались для членения здания на продольные нефы. Колонны разной высоты и толщины уравнивали с помощью баз (подножие, основание колонны) и импостов (в византийской архитектуре – каменная подушка между капителью и пятой арки). С появлением арки на колоннах возникла так называемая «кубоватая» капитель – сочетание куба и шара, – скошенная со всех сторон. В отличие от античной византийские колонны не имели каннелюр. К восточной стене храма пристраивалась полукруглая, прямоугольная или граненая апсида, в которой помещался алтарь, к западной стене примыкал атриум. Поперечный трансепт, пересекавший продольные нефы, придавал плану форму креста – главного символа христианства. Часто трехнефные или пятинефные базилики имели три апсиды. В южной апсиде обычно располагался диаконник – помещение, в котором хранились иконы, облачения и другие предметы, необходимые для богослужения. В северной апсиде находился жертвенник – помещение, где хранились предметы для подготовки и освящения святых даров (см. базилика Константина I в Вифлееме, базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря). В V в. сирийские архитекторы видоизменили план базилики, приблизив его к квадрату с вытянутым вширь помещением главного нефа, небольшим числом колонн и куполом на квадратном основании. По сторонам широкой входной арки (чаще всего на южном фасаде) были расположены две угловые башни, над аркой – лоджия с колоннами (см. церковь Симеона Столпника, базилика КальбЛузе). Сирийские храмы, сооруженные из крупных тесаных блоков белого камня, не имели атриума. Подобный тип здания с куполом, возведенным с помощью угловых ниш (тромпов), восходил к иранским дворцовым сооружениям Фирузабада (III в.). Он лег в основу квадратного в плане крестовокупольного храма, утвердившегося в восточных провинциях Византии. Византийские зодчие VI в. Исидор из Милета и Анфимий из Тралл соединили базилику с центрическим храмом, создав купольную базилику, символизировавшую мироздание. Ее центром стал купол, венчавший здание и воплощавший идею духовного единения с творцом (см. церковь св. Ирины, церковь св. мучеников Сергия и Вакха). Высшим достижением этих зодчих явилось сооружение храма св. Софии (см. храм св. Софии). Новый тип крестовокупольного храма с квадратной вимой, подкупольным пространством, где совершалось богослужение, жертвенником (помещение северной апсиды, где хранились предметы для освещения святых даров) и диаконником (помещение в южной апсиде для икон, облачения и других предметов) по сторонам алтаря, с которым они были соединены проходами, получили распространение в Константинополе, в греческих и восточных провинциях (Эфесе, Никее). В конце VI – начале VII вв. окончательно оформилась система символического толкования различных частей внутреннего пространства храма. Он уподоблялся космосу и делился сверху вниз на три зоны в соответствии с иерархическим строением мироздания и с образом тех мест, которые были связаны с земной историей Христа. В куполе – символе неба – изображался ХристосПантократор, реже – сцена «Вознесение» или «Сошествие св. Духа на апостолов». На стенах барабана, также символизировавшего небо, и на парусах размещались архангелы, ангелы, праотцы, ветхозаветные пророки и евангелисты, описавшие земную жизнь Спасителя, между окнами барабана – апостолы как распространители того света, который заключает в себе слово Христово. В верхней части апсиды, символического изображения пещеры – места рождения Христа, – помещалась фигура Богоматери, олицетворявшей «предстояние» земной церкви. На стенах храма изображались сцены, написанные на сюжеты священной истории (праздники: «Рождение Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Рождество Христово» и др.) и земной жизни Иисуса Христа. В нижней части стены находились изображения канонизированных святых, постигших божью «благодать», на столбахустоях – мучеников, пострадавших за христианскую веру. К IX в. крестовокупольный тип храма утвердился по всей империи, но со своими местными особенностями в каждой провинции. Масштабы церквей уменьшились, однако усилилась их устремленность ввысь. Части здания, примыкавшие к подкупольному пространству (средокрестью), образовали четыре рукава креста, перекрытые цилиндрическими сводами. Барабан купола стал более высоким, увеличилось число его граней. Входные проемы и удлиненные окна, нередко тройные, отличались более сложным обрамлением, что придавало зданию как бы пирамидальный характер. Этому способствовал и новый вариант кирпичной кладки («утопленный» ряд кирпичей: каждый второй ряд отступал от поверхности стены) с увеличившимися интервалами между рядами кирпича и широкими, более светлыми полосами раствора (Аттикджами, церковь монастыря Липса, надгробная церковь Романа Лакапина в Константинополе, церковь Богоматери Панагии в Фессалонике и др.). Зодчие палеологовской эпохи (1261 – 1453) усложнили план крестовокупольного храма: они увеличили и повысили подкупольное пространство за счет расширения купола на высоком барабане и сужения боковых частей храма; выработали новую систему каркаса, в основе которого было 16 столбовустоев, выступавших на фасаде в виде лопаток; увеличили количество оконных проемов (тройных, трехчастных), что придавало стенам ажурность, создавало впечатление перспективы и усиливало контрасты света и тени; умножили число граней барабана и апсид, сделав их более вытянутыми; использовали новые декоративные средства в украшении фасадов – цвет и узорчатую кирпичную кладку, в которой ряды красного кирпича чередовались с рядами белого камня или каменные блоки разделялись кирпичами; внесли вклад в разработку проблемы связи храма с окружающей средой (южная церковь монастыря Липса, церковь Богоматери Паммакаристы в Константинополе, церкви св. Феклы и Богоматери Панагии Мухлиотиссы во Влахернском дворце, церковь св. Апостолов в Фессалонике, церковь Периблентос в Мистре, церквиусыпальницы, построенные феодальной знатью в XIII – XIV вв. и др.). Церкви в Фокиде и в Аттике (Греция) испытали западноевропейское влияние. Их купола, охватывавшие весь наос и опиравшиеся на восемь устоев, образовывали восьмигранник. Ширина тромпов, служивших переходом к барабану купола, равнялась ширине ветвей креста, что придавало равновесие и гармоничность интерьеру. Однако процесс формирования нового стиля в храмовой архитектуре был насильственно прерван турецким завоеванием, но многие традиции византийского церковного зодчества продолжали использоваться в балканских странах и в Древней Руси.

Отличное определение

В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного-см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).

На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней-см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)

Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1-5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора-глубиной 5м, средней части-глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)-глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4-60м).

Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть-«горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).

В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

Верхние (возможно, выходящие на север) (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5-Иесод),

Внутренние (Иез 8.3,14) (возможно, предыдущие),

Восточные (Неем 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19-сынов народа),

Гаммифкад (Неем 3.31),

Жертвенника (Иез 8.5),

Новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),

Северные (Иер 8.14) (возможно, верхние),

Третий вход (Иер 38.14),

Шаллехет (1Пар 26.16).

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).

Храм строился 7,5 лет (3Ц 6.1,38) и был освящен около 962 г. до РХ.

Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним-Езекия (4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ)-полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд 3.2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд 3.8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд 4.21), но, возможно, не полностью (Езд 5.16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Езд 6.15).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд 6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг 2.3). В Мишне-одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг 2.9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков-царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян 3.2,10).

Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мк 11.16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мф 21.13) храм как и предсказал Господь (Лк 13.2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г.-мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)

Неполное определение ↓

Люди по-разному относятся к храмам. Одни приходят в них регулярно, другие совсем не заглядывают, а третьи прибегают в тех случаях, когда случилось несчастье, а надежда остается только на Бога.

Но независимо от того, ходим мы в храм или нет, для каждого из нас это сооружение является священным и выступает своего рода связующей нитью между нами и Господом.

В понятие «храм» заложено праславянское слово «chormъ» , что означает «дом вообще». В древние времена в таком строении собирались жители поселения для поклонения божествам и проведения сакральных обрядов. У праславянских народов (индоевропейцев) храм считался общим домом, куда мог прийти каждый человек для совершения ритуалов.

В последующем, когда славяне отделились от индоевропейской группы и начали исповедовать христианство, храмом стали называть культовое строение для собрания верующих.

В современное время под храмом понимают религиозное здание для совершения богослужений. В каждой религии оно имеет свои отличия. Например, среди православных храм – это сооружение, в котором стоит алтарь и проводится освящение вина и хлеба. Иудеи признают только один храм – Иерусалимский, который когда-то возвышался на Храмовой горе в Иерусалиме.


Сегодня на его месте находится мусульманское святилище Купол Скалы, поэтому фактически в иудаизме храмов не существует, поскольку синагоги к таковым не относятся. В исламе тоже нет храмов, так как их заменяет мечеть, а вот в индуизме храмом называют строение, в котором располагается мурти – священная статуя или изображение Бога.

Для христиан храм выступает своего рода частицей неба на земле, местом особого пребывания Господа, где можно с ним пообщаться, вознести молитвы и попросить милостей. В храм люди приходят по наитию, непреодолимому желанию или для того, чтобы принять участие в церковных службах в честь празднований или в дни скорби. При входе в культовое строение нужно перекреститься и прочитать особую молитву, а внутри – найти свободное место и совершить три поклона.

Если в данный момент нет богослужений, можно подойти к центральной иконе, приложиться к ней губами и произнести молитву. Также в храме принято ставить свечи за здравие живых и упокой душ мертвых.

Для заупокойных свечей предусмотрен специальный канонник, над которым находится малое распятие. В храме нужно причащаться и .


Чтобы получить благословение батюшки, следует подойти к нему и сложить ладони в виде креста, а затем поцеловать правую руку священника.

Храм – это священное место, где не приветствуется богохульство и злословие. При посещении культового строения нельзя громко разговаривать, пожимать руку знакомым и помещать руки в карманы.

Не рекомендуется ходить из одного конца здания в другой перед священником, ведущим службу или читающим молитвы. Приходить в храм нужно в скромных одеждах. Девушкам нельзя надевать мини-юбку, слишком открытые блузки, шорты или брюки. Замужние женщины должны входить в храм только с покрытой головой.

Запрещается приводить в священное место домашних животных, а, находясь возле храма, нельзя курить и распивать спиртные напитки.

Хотя в большинстве случаев церковь и храм выступают синонимами, замещать эти понятия одно на другое можно не всегда. Назначение храма – это предоставление прихожанину места, где он может помолиться и побыть наедине с Богом.

Церковь не только создает благоприятные условия для молитвы, но и занимается воспитанием верующих, их наставлением на путь истинный. В архитектурном отношении храмом считается здание с тремя и более куполами, тогда как в церкви куполов менее трех, а иногда нет вовсе.

Кроме этого, в храме может находиться несколько престолов для проведения литургий, а в церкви – всего один.

Главное отличие собора от храма – его статус. Собором принято называть главенствующее культовое сооружение города или здание, играющее важную роль в жизни прихожан. В населенном пункте может быть несколько храмов, но не все они являются соборами.


По архитектуре собор выделяется большей монументальностью, особенным внутренним оформлением. Литургии в нем проходят каждый день, причем читает их епископ либо другое высшее духовное лицо, в храме же литургии могут идти как ежедневно, так и только по воскресеньям.

ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Храм – определенным образом устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Храм в христианстве называют также церковью, потому что в нем собираются для молитвы верные Христу, которые и составляют церковь – установленное самим Богом сообщество людей, объединенных верой, иерархией (священноначалием) и таинствами.

Основание императором Константином (4 в.) православной византийской державы со столицей в Константинополе позволило христианам после долгого периода гонений открыто строить свои церкви. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный Соломоном и считавшийся обиталищем Божества (см . ХРАМ) .

Самым знаменитым христианским храмом является София Константинопольская (6 в.) – первая купольная базилика, превосходящая своими размерами все купольные сооружения античности. В ней были тонко продуманы и использованы особенности восприятия купольной архитектуры, находясь в которой человек созерцал очертания сводов и арок, что в конечном счете способствовало созданию у него молитвенного настроения, необходимого для восприятия богослужения. Круглый в плане купол, поднимающийся над зданием, стал своеобразным символом преодоления мертвой материи, ее одухотворения, а сама форма круга воспринималась как символ вечности, покоя и постоянства, которые суть важнейшие качества Бога. См . ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА; СВЯТАЯ СОФИЯ. На основе найденных в Софии архитектурных решений в Византии к 9 в. оформился т.н. крестово-купольный тип храма. В нем купол оставался главным смысловым и композиционным центром, обеспечивающим слитность пространства и центричность всей композиции. К подкупольному объему примыкали крестообразно расположенные цилиндрические или крестовые своды. В плане храм представлял собой прямоугольник или квадрат. В его внутреннем пространстве, как и во внешнем объеме, ясно прочитывался крест, главный символ христианской религии.

Новая архитектура, с ее тонкой дифференциацией сводов и пространств, создала идеальные условия для символического осмысления. Храм воспринимался как микрокосм, объединяющий две сферы – земную и небесную. Его архитектура – отпечаток невидимой телесным зрением красоты. Упорядоченность его форм – отражение гармонии небесного мира. С горним миром ассоциировались прежде всего купол и своды. В соответствии с этими представлениями в куполе помещали изображение самого Христа Пантократора (Вседержителя). Паруса, расположенные по углам подкупольного квадрата и служащие для перехода от квадратного основания к круглому куполу, несли на себе образы евангелистов и символизировали проповедь Евангелия по всем четырем сторонам света. В алтарной апсиде (полукруглом выступе на восточной стороне храма) помещали образ Богоматери, чьи молитвы соединяют мир дольний (зона стен) и мир горний (зона сводов). Здесь же в алтаре изображали причащение апостолов и причисленных к лику святых священников.

Архитектурная концепция крестово-купольного храма и схема его декорации были восприняты как канон, на основе которого создавались многочисленные варианты решений. В Древней Руси утвердился т.н. закомарный храм крестово-купольного византийского типа. Как правило, он завершался торжественным пятиглавием. С течением времени данный тип претерпел существенные изменения и был преобразован к 15 в. в кубический одноглавый храм со ступенчато-повышенными сводами. Новшеством 16 в. стало появление бесстолпных храмов, увенчанных не куполом, а шатром. Замечательное обилие типов дал 17 в. Это храмы с сомкнутыми сводами и утвержденными на них декоративными луковичными главками, а также центрические постройки, представляющие собой «восьмерик» (восьмигранник), поставленный на «четверик» (куб). Неотъемлемой частью храмового ансамбля становится колокольня, отдельно стоящая или возведенная над притвором в западной части здания. Храмовая архитектура 19 в. следует канонам классицизма. Как правило, это центрические купольные постройки, восходящие к типу палладианской виллы. В 20 в. культивируется возрождение древних византийских образцов, стилизованных в соответствии со вкусами новой эпохи.

Несмотря на различие типов, устройство внутреннего пространства православного храма следует единому правилу. Храм делится на три части – алтарь, собственно храм и притвор (нартекс), подобно тому, как Иерусалимский храм делился на Святое Святых, святилище и открытый двор. Алтарь располагается в апсиде. Уровень пола алтаря, как правило, выше уровня пола в самом храме. В центре алтаря находится престол, имеющий вид каменной прямоугольной призмы. Престол – «место невидимого присутствия самого Бога», на котором совершается бескровное жертвоприношение. Над престолом возводится род балдахина (киворий) на четырех тонких опорах. В дополнительных боковых пастофориях-абсидах располагается жертвенник (слева), где приготовляются литургические жертвенные дары, и диаконник (справа), выполняющий роль сосудохранительницы.

За алтарной частью по оси восток – запад следует помещение храма, предназначенного для верных, собирающихся для общей, соборной молитвы. От алтаря храм отделен алтарной преградой, или иконостасом, который полностью закрывает алтарь, открытый в католическом соборе взору верующих. Повышение уровня пола перед иконостасом называется солеей. Выход клира из алтаря в храм осуществляется через т.н. царские врата , устроенные в центре иконостаса.

За храмом следует притвор (нартекс), предназначавшийся изначально для тех, кто еще не получил права входить в храм, не будучи причисленным к верным. В средневековых княжеских и царских храмах во втором ярусе над нартексом располагались хоры, где присутствовала во время богослужения княжеская или царская семья. В 17 в. притвор был преобразован в более пространное помещение, получившее название трапезной.

Нередко к церкви пристраивали дополнительные небольшие помещения – приделы, имеющие собственный алтарь. Необходимость в приделах связана с обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Наличие приделов в храме позволяло совершать несколько литургий.

Согласно древним церковным установлениям, чтобы построить новый храм, необходимо получить благословение от церковного иерарха (епископа). При начале строительства совершали особый ритуал: в том месте, где должен быть возведен алтарь, священник полагал крестообразно камни в знак того, что основанием храма служит незыблемый камень – Христос. Посреди этих камней возжигалась лампада, означающая наполняющим ее елеем милость Божию, а светом – просвещение от истинного света – Христа. Вновь построенный храм посвящался Христу, Богоматери, одному из христианских праздников или одному из святых.