Методики исследования самооценки.

Проверка самооценки у школьников. Тесты


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию четыре теста для выяснения уровня самооценки учащихся с ключами для обработки. Ключ для обработки учитель выдаёт ученикам после того, как они отметят в тесте ответы на вопросы и подсчитают количество баллов. Обработку результатов теста можно записать на доске или на слайде презентации, если она предусмотрена к уроку.
Назначение: Тесты предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут интересны классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.
Актуальность: Актуальность проведения данных тестов связана с тем, что большинство учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои позиции в социуме. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других). В наше время повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные характеристики ученика.Несомненно самооценка в наибольшей степени влияет на успешность обучения в любом школьном возрасте.
Цель: выявить динамику самооценки в процессе обучения и формирования личности подростка.
Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников;интерпретировать полученные данные, провести анализ;сформулировать выводы по полученным результатам тестов.
Подготовка и материал: учитель готовит тест для проверки самооценки школьников, продумывает обработку результатов и каким образом он будет предоставлять детям ключ для результата теста.
"В известном смысле каждый есть то, что он о себе думает", - Франсис Герберт Брэдли


Методика для определения самооценки учащихся (7-9) классов
Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество «да» (+).
6-7 (+) – завышенная самооценка;
3-5 (+) – адекватная (правильная);
2-1 (+) – заниженная.


Тест "Самооценка уверенности в себе" (5-7 класс)
Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.
Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще всего у меня хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Ученье для меня не представляет труда.
Сумма баллов __________________
Расшифровка:
17-20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.
11-16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.
1-10 баллов - неуверенность в своих силах, мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.


Тест «Моя самоуверенность» (7-9 класс)
Прочитайте десять утверждений и решите, в какой степени вы согласны с каждым из них.
1 балл. Полностью не согласен.
2 балла. Скорее не согласен, чем согласен.
3 балла. Все равно.
4 балла. Скорее согласен, чем не согласен.
5 баллов. Полностью согласен.
1. Если я прикладываю достаточно усилий, мне всегда удается решать трудные проблемы.
2. Если люди не соглашаются со мной, я всё равно могу отыскать способы, позволяющие мне добиться желаемого.
3. Мне легко удается не сбиваться с пути, ведущему к цели, и достигать ее.
4. У меня достаточно ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, возникающими в самых разных областях
моей жизни.
5. Я уверен, что могу эффективно справляться с неожиданностями.
6. Я всегда говорю «да» новым возможностям.
7. Я спокойно воспринимаю трудности, возникающие как в личной, так и в профессиональной жизни.
8. Я способен решить большую часть проблем, с которыми сталкиваюсь.
9. Большую часть времени я чувствую себя живым энергичным человеком.
10. Я уверен, что могу справиться со всем, что встречается у меня на пути.
Обработка результатов:
41-50 баллов. Вы обладаете всеми признаками уверенного в себе человека.
31-40 баллов. Чаще вы уверены, что способны выходить из тупиков, в которые иногда попадаете. Однако есть ситуации, перед которыми вы пасуете.
21-30 баллов. Вы часто чувствуете нервозность в определенных обстоятельствах.
10-20 баллов. Ваша уверенность в себе на данный момент, по-видимому, довольно низка, однако с этим можно справиться.
"Каких бы вершин вы не достигли, всегда будет что-то, в чем вы не очень сильны и этого всегда будет больше чем того, что у вас получается хорошо. Поэтому, не позволяйте своим недостаткам снижать вашу самооценку. Забудьте о них и развивайте ваши сильные стороны,"- Ричард Брэнсон

Самооценка: понятие, сущность, развитие

2.2 Диагностика самооценки личности

В современном мире все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Анализ литературы показал, что современные авторы-психологи в последнее время все чаще выносят вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка, интеллект и т.д. - повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

По результатам исследования самооценка может быть:

Оптимальной - человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой - излишней критичности к себе;

Неоптимальная - слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности - как несправедливо низкая. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики. Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном "Я". Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики диагностики самооценки. Там же

Методика Дембо-Рубинштейн. Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика Дембо-Рубинштейн отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, здоровье, ум, характер, авторитет испытуемого. Верхний край соответствует состоянию, где, по мнению испытуемого находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

самооценка личность поведение адекватность

Испытуемому необходимо выдать специальный бланк, где изображено семь линий высотой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы (Приложение Б). При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Далее испытуемому предлагается обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где он может оказаться, объективно оценивая свои возможности. Сама процедура выполнение методики и подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость какой-нибудь еще шкалы. Ее также можно включить в исследование. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта - Москва: Флинта: МПСУ, 2013.

Данная методика может проводиться как фронтально - с целой группой, так и индивидуально. В первом случае необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Специалисты убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах (Приложение Б).

Методика С.А. Будасси. Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального "Я" и тех качеств, которые существуют в реальности. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение, в основе которой лежит способ ранжирования. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. Прикладная социальная психология. Под редакцией А. Н Сухова и А.А. Деркача. - М., Наука, 2001.

Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции. Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый - заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй - представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми. Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания (Приложение В).

Тест Кеттелла. Шестнадцати-факторный личностный опросник американского психолога Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических черт личности, который был создан в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Опросник Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 - 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с"). Данный метод направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость (Приложение Г).

Другие методики. Методика В. Щур под названием "Лесенка" способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька - это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька - это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька - это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность не уверена в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела. В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка - как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей. Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А. Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием "Дерево", модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест, предложенный Т. Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа "Я". При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2006. - 672 с.

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.

Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

  1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  4. Какие роли тебе дают ребята?
  5. Какую роль ты сам себе выбрал?
  6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
  7. Что такое, по-вашему, самооценка?

Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

Методика "Лесенка"

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

Хороший
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый (способный)
Трудолюбивый
Честный

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Самооценка "Опросник"

Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Обработка результатов:

Подсчитайте количество “да” (+).

6-7 положительных ответов (+) - завышенная самооценка;

3-5 (+) - адекватная (правильная);

2-1 (+) - заниженная.

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке

Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.

Самосознание (самооценка)

Самосознание - открытие своего “Я”, приводящее к формированию “Я-образа”, “Я-концепции”.

Самооценка - более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная - завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье,

2) умственные способности,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: “-” - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

“X” - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).

Например, на линии “здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.

Порядок проведения

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом или группой учащихся, - так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработка результатов:

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I этап

По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;

б) высота самооценки - от “О” до знака “-”;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II этап

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

“Как у тебя с самооценкой?”

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

30 баллов - ты недооцениваешь себя.

10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка

10 и ниже - завышенная самооценка.

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2 кн., М: Просвещение, 1994.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов - на - Дону, 2003.
  3. Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы педагогической практики студентов, М., 2000.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека - это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как "самооценка". Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства - самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. "семизвездие кризиса" этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя ("Я-реальное", "Я-идеальное"). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя - большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка - нормальное соотношение между "Я-реальным" и "Я-идеальным". Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная - практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна - исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе".

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:


Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - "здоровье". Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от "0" до "х". Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от "0" до "-".

Далее необходимо вычислить расстояние от "х" до "-". Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Методики

исследования самооценки и уровня самоактуализации.

Методика изучения личностной самооценки (разраб. Прихожан)
Методика применяется для исследования самооценки и уровня притязаний учащихся 7-11 классов. Время проведения - 10-12 минут. Каждому школьнику выдается бланк инструкции с заданием. На бланке нарисовано 7 вертикальных линий длиной по 10 сантиметров каждая. Вертикальная линия условно обозначает развитие качества, стороны личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Испытуемому предлагается оценить следующие качества, стороны личности: здоровье (как тренировочная, не анализируется), ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. На каждой линии черточкой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, после этого - крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, он был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Инструкция:

«Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На бланке нарисовано семь таких линий, они обозначают: 1-я - здоровье, 2-я - ум (способности), 3-я - характер, 4-я - авторитет у сверстников, 5-я - умение многое делать своими руками (умелые руки), 6-я - внешность, 7-я - уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. Например: в линии здоровья нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.

Итак, (-) - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; (х) - такой уровень развития качества, стороны личности, к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будете удовлетворены собой.»

Обработка данных:

На каждой из линий (шкал) образуются 3 показателя:


  1. Уровень притязаний 9 расстояние в миллиметрах от (О) до (Х).

  2. Уровень самооценки - от (О) до (-).

  3. Разность самооценки и уровня притязаний - величина расхождения между (Х) и (-). Если (Х) - ниже (-) - будет отрицательное значение расхождения.
Все самооценки по 6 качествам (2-7 линии) суммируются и определяется средняя самооценка (СО). Аналогично - средний уровень притязаний (УП) и средняя величина расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Результаты по СО, УП и (УП-СО) сопоставляются со среднестатистическими оценками и определяется уровень их сформированности.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Завышенный уровень

Уровень притязаний

менее 60

Самооценка

менее 45

Степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Степень дифференцированности УП и СО определяется как разность между максимальными и минимальными показаниями по УП и СО.

Анализ профиля СО и УП.

Соединив линией показания СО и УП по шкалам, получаем профиль СО и УП. Если линия почти прямая - незрелость, малодифференцированность СО или УП. Высокая степень дифференцированности - неровности, спады, подъемы. Чем больше разность между минимальной и максимальной СО (УП), тем менее достоверный средний показатель. Следует обратить особое внимание на случаи, когда УП ниже, чем СО, когда некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью. Это может свидетельствовать об очень высоком (низком) уровне или несформированности СО (УП).

Количественная оценка СО и УП.

Уровень притязаний - норма (60 - 89) - реалистичный, более оптимальный 75 - 89. Оптимистическая направленность личности - движущий фактор развития личности.

От 90 - 100 - нереалистическое, некритическое отношение к своим возможностям. Особое внимание - выше 100. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель личностной незрелости - не представляет реально возможности своего развития.

Результат меньше 60 - заниженный уровень притязаний. Неблагоприятный индикатор - неуверенность в себе. Если такой показатель по отдельным шкалам - пренебрежение к данному качеству.

Уровень самооценки - норма (45 - 74), адекватная, реалистическая, наиболее благоприятная - 60 - 74.

Завышенная самооценка - 75 - 100 - переоценка себя, свидетельствует о неблагополучии (отклонении) в развитии личности - личностной незрелости. Не может реально сравнивать себя с другими людьми, нечувствителен к внешнему влиянию, опыту, критике.

Ниже 45 - недооценка себя, крайне неблагоприятно для развития личности (группа риска). Два механизма - ненужность своей персоны, ни на что неспособный; иногда это самозащитная реакция. Человек декларирует, что он ни на что не способен (при этом оценивает себя нормально), для того, чтобы оправдать свое бездействие.
Качественная интерпретация результатов.

Уровень притязаний - реальность целей, которые ставятся, реальность оценки своих возможностей как стимул личностного развития. Норма - умеренная степень расхождения между УП и СО - (8 - 22) , если же различия слабые (полное совпадение - всего достиг) - притязания не служат стимулом для личностного развития, школьник не занимается самовоспитанием, самоформированием. Обратить внимание на место (-) и (Х) - вверху или внизу. Внизу - смирился со своей никчемностью, не ставит целей, задач (по большинству шкал).

Сильные расхождения между УП и СО - характерен резкий разрыв между УП и СО, между тем к чему стремится и что считает для себя возможным. Особенно неблагоприятно - СО -внизу, УП в верхней части шкалы.

Норма - сочетание средней или высокой самооценки с умеренной ее дифференцированностью со средним или высоким уровнем притязаний при умеренной дифференцированности, умеренное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний. Достаточно сбалансированное развитие личности, функции стимулятора выполняет уровень притязаний.

Варианты:

Высокая СО с умеренной дифференцированностью - благоприятная для развития личности. Как это относится с УП? Должен быть высокий и достаточно дифференцированный - реальная оценка, хорошие стимулы развития.

Низкая СО с умеренной дифференцированностью, большое расхождение между УП и СО - свидетельствует о неблагоприятном отношении к себе.

Средняя слабодифференцированная самооценка в сочетании со средним УП и средним расхождением между УП и СО - человека удовлетворяет серая середина, никаких взлетов от себя не ждет и не хочет.

Высокая слабодифференцированная СО сочетается с очень высоким недифференцированным УП - в своей самооценке школьник отражает только положительные черты, некритичность, нет постановки целей развития.

Очень высокая недифференцированная СО с очень высоким недифференцированным УП, низкое расхождение между ними - глобальная удовлетворенность собой, закрытость для внешнего опыта, инфантилизм - низкий уровень развития личности. Может быть и реактивный характер ответов как отклик на какой-либо внутренний или внешний конфликт, высокий уровень тревожности.

Методика исследования самоотношения (МИС).

МИС является традиционным тестом - опросником с четко определенным предметом диагностики - отношением личности к собственному «Я». В его основе лежит понимание отношений как сложной уровневой эмоционально - оценочной системы для адекватного и полного описания которого явно не достаточно существующих представлений о двух уровнях самооценки: глобальной самооценки и частных самооценок. Было выдвинуто положение о том, что самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувства в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживаний, так и по семантическому содержанию.

Было выделено 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов, которые и составили настоящую версию опросника.

Процедура проведения опроса заключается в том, что испытуемому предъявляется тестовой буклет, содержащий 110 вопросов, и стандартный бланк ответов.

Инструкция подразумевает две градации ответов: « согласен - не согласен», которые фиксируются в соответствующих позициях бланка.

Шкальные значения подсчитываются по девяти шкалам с помощью ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом баллы по специальной таблице переводятся в оценки - « стены».

Интерпретация проводится путем анализа профиля девяти показателей, которые совместно дают полную картину самоотношения испытуемого.

Выделенные шкалы могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Шкала 1 - « внутренняя честность» - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными (в первую очередь с точки зрения моральных норм), часто оказываются малозначительными.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я» , повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, граничащей с цинизмом.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать или выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении - о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально - желаемых ответов.

Шкала 2 - « самоуверенность» - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как о самостоятельном, волевом энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствие внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызвать уважение.

Шкала 3 - « саморуководство» - содержит 12 пунктов, отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, на способность противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствие тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основ шкалы, близок по содержанию к локусу контроля.

Шкала 4 - «отраженность самоотношения » - включает 11 пунктов связанных с ожидание отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение , симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала 5 - « самоценность » - содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» интимным критериям любви, духовности, богатствам внутреннего мира. Низкие баллы говорят о недооценки своего собственного, духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «самопринятие» - включает 12 пунктов.

Высокий полюс соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, одобрению своих планов и желаний. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом дезадаптации.

Шкала 7 - « самопривязанность » - включает 12 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я - концепции, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я - образу. В последнем случае тенденция сохранению такого образа - один из защитных механизмов самопознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях - желании что - то в себе изменить, тяга соответствию с идеальным представлениям о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - содержит 15 пунктов.

Высокие значения по шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, тревожно - депрессивных состояниях.

Умеренное повышение по шкале свидетельствует о наличии повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном « образе - Я», отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве, интуитивных тенденциях.

Шкала 9 - «негативное эмоциональное самоотношение» - содержит 10 пунктов.

Высокие значения говорят об интраинтуитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи , собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей 8 шкалой. Однако, если 8 шкала характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей) , то 9 шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.


Надежность - согласованность шкал обеспечивается процедурой отбора пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующему фактору.

Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с « Я - концепцией » , а также о тенденции давать социально - желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9 - 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными.

Так как шкалы опросника умеренно коррелируют между собой, была проведена факторизация матрицы интеркорреляций шкальных значений. В результате было получен три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности (1) , самоуверенности (2), саморуководства (3) и отраженного самоотношения (4). Все эти шкалы выражают оценку собственного « Я » испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям: моральности, успешности, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. , что дает основания интерпретировать данный фактор как самоуважение.

Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность (5) , самопринятие (6) , самопривязанность (7) . Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему « Я » и могут быть интерпретированы как шкала аутосимпатии.

Третий фактор, содержащий шкалы: внутренняя конфликтность (8) и самообвинение (9) - связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения, и может быть назван фактором « внутренней неустроенности » .

Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться полезным в таких сферах практической психологии, как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента. Представляется целесообразным использование методики в массовых обследованиях, когда показатели по 8 и 9 шкалам, например, могут свидетельствовать о потребности респондента к психологической помощи.

Анкета МИС.


  1. Мои слова довольно редко сходятся с делом.

  2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это не противиться собственной судьбе.

  7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  9. Я не способен причинять душевную боль самым близким людям.

  10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

  11. Совершив какой - то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного получится что - нибудь хорошее.

  12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  13. В моей личности, наверное, есть что - то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

  15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

  18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

  19. Бывало, и не раз, что я остро ненавидел самого себя.

  20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью .

  22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

  24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  25. Если я и отношусь к кому - нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

  26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по - настоящему.

  27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

  28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

  29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

  30. Часто, не без издевки, я подшучиваю над самим собой.

  31. Если бы мое второе « Я » существовало, то для меня бы это был довольно скучный партнер по общению.

  32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил, чтоб в чем - то стать другим.

  33. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

  34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

  35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

  36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в самом себе.

  37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что - то изменить.

  39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

  40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

  41. Я редко остаюсь не понятым в самом важном для меня.

  42. Я думаю, что другие, в целом, оценивают меня достаточно высоко.

  43. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

  44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственное правильное решение.

  45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: « И поделом тебе » .

  46. Я не считаю, что я достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

  47. У меня нередко возникает сомнение, а такой ли я на самом деле, каким я себе представляюсь.

  48. Я не способен на измену даже в мыслях.

  49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией .

  50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

  51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

  52. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.

  53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

  54. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

  55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

  56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

  57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

  58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

  59. Что - то мешает мне понять себя по - настоящему.

  60. Во мне есть много такого, что вряд ли вызывает симпатию.

  61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

  62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

  63. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

  64. Я убедился, что глубокое проникновение в самого себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

  65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

  66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

  67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

  68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяет мою ценность как личность.

  69. Долгие споры с самим собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

  70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

  71. Если говорить откровенно, то иногда я бываю неприятен.

  72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

  73. Я человек надежный.

  74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

  75. Мое внутреннее « Я » всегда мне интересно.

  76. Мне очень просто убедить себя.

  77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

  78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противоречу.

  79. Мне кажется, что я все - таки не умею злиться на себя по - настоящему.

  80. Я убедился, что в серьезных делах на меня можно не рассчитывать.

  81. Порой мне кажется, что я какой - то странный.

  82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

  83. Мое собственное « Я » не представляется мне чем - то достойным глубокого внимания.

  84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я начинаю гораздо лучше себя понимать.

  85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих .

  86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

  87. Где - то, в глубине души, я считаю себя слабаком.

  88. Если я искренне и обвиняю себя в чем - то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

  89. Мой характер, каким бы он ни был, меня устраивает.

  90. Я вполне ясно себе представляю, что ждет меня впереди.

  91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним « Я ».

  92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинению в свой адрес.

  93. Я не хотел бы сильно меняться, даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой - то дорогой частицы самого себя.

  94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

  95. Вряд ли во мне есть что - то, чего бы я не знал.

  96. Мне еще многого не хватает, чтобы сказать себе: « Да, я вполне созрел как личность » .

  97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

  98. Иногда я оказываю бескорыстную помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

  99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

  100. Те, кто меня любят, просто не знают, что я за человек.

  101. Убедить себя в чем - то не составляет для меня большого труда.

  102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

  103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по - настоящему.

  104. Если не мелочиться, то в целом, меня не в чем себя упрекнуть.

  105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

  106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

  107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

  108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

  109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.

  110. Уверен, что в жизни я на своем месте.