Во всём мне хочется дойти. Во всем мне хочется дойти

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти” – одно из тех, которые автор посвятил глубоко волновавшей его теме: роли поэта в обществе. Краткий анализ “Во всем мне хочется дойти” по плану поможет ученикам 7 класса разобраться в сути идей, вложенных Пастернаком в это произведение. Разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).

Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства.

Композиция – трехчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо” .

Метафоры “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука” .

Сравнение “стихи как сад” .

История создания

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти” написано в сложный для Пастернака период, когда все литераторы ополчились на него, стали оппонентами. И вот в 1956 году поэт пишет стихотворение-размышление о судьбе творчества. Это произведение было создано именно из раздумий о своей судьбе и сути своего творчества.

Тема

Пастернак всегда много размышлял о творчестве, пытаясь вывести его формулу. И вот в этом произведении он рассматривает составляющие своего творчества, говорит о том, что он стремится к совершенству. И все же поэт пока не видит себя как по-настоящему талантливого литератора, считает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает работать над собой.

Композиция

Состоящее из десяти строф стихотворение разделяется на три части.

Первая – это три строфы, открывающие душу поэта. В них он рассказывает о себе, о том, как именно от живет и особенно – как творит.

Вторая часть – следующие три строфы – посвящена страсти, которая разгорается между людьми. Эта тема всегда была одной из важных в его творчестве, так что Пастернак отводит ей большое место в своем программном произведении. Его лирический герой – это философ, размышляющий о природе страсти и выделяющий тему любви как одну из заглавных в литературе.

Третья часть – это завершающие строфы. Проводя сравнение между творчеством и возделыванием сада, поэт, по сути, описывает свои принципы создания стихов. В последней строфе он подводит итог, говоря, что рожденное стихотворение – это и достижение, и тетива, с которой готовы сорваться новые поэтические строки.

Жанр

Пастернак вообще отдавал предпочтение философской лирике – это произведение относится как раз к такому жанру. Поэт размышляет о природе творчества, его сути и проблемах.

Для раскрытия этой идеи он использовал свои любимый размер – ямб, в котором в правильной последовательности чередуются двух- и четырехстопные стоки. Чередуется и рифма – мужская с женской. Благодаря созданному таким образом впечатлению воздушности, кажется, что это произведение – просто мысли вслух.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафоричной, не отказался он от использования любимого тропа и на этот раз. Но в стихотворении есть и другие художественные средства:

  • Эпитеты – “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо” .
  • Метафоры – “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука” .
  • Сравнение – “стихи как сад” .

Все они работают на то, чтобы выразить самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время просто донести до него читателя его душевную смуту и показать степень искренности.

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу «Когда разгуляется», изданную посмертно в «Избранном» (1961).

Это было нелёгкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, всё более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далёким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака. Уже напечатанный сборник «Избранного» 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале «Знамя» напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа «Доктор Живаго» .

Хрущёвская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию «Доктора Живаго», в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и её последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером «свободного выражения настоящих своих мыслей». Именно об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.

Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нём оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения – настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг – ещё не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти – не существует. Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.

Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта «Когда разгуляется». В первых трёх строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести «Кандид» : надо возделывать свой сад. Сад для лирического героя – творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.

Последняя строфа – подведение итогов. Уже рождённые стихи – это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой – только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.

Тропы и образы

В первых трёх строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить . Эти строфы - попытка логически рассуждать о целях своей жизни (дойти до самой сути, то есть осознать сущность, причины, основания, корни, сердцевину всего, что с ним происходит ) и об областях применения этих целей (работа, поиск пути, размышление, чувства, любовь, свершение открытий ).

Но лирический герой – прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: «О, если бы я только мог». Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает её природу.

Восемь строк, с точки зрения поэта – идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это – идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности - существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони . Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в её развитии. В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести «закон» страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имён возлюбленных.

Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, «всей дрожью жилок». Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок. В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы . Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков (маленьких польских поместий), парков, рощ, могил .

Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырёх- и двустопных строчек. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создаётся впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой. Стихотворение всё наполнено воздухом – паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях. Создаётся впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.


Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука

Натянутая тетива

Тугого лука.

1. Тема - назначение поэта в этом мире, его призвание.

2. Идея - лирический герой пытается осмыслить назначение поэта, а именно: отразить в стихах не только внешнюю сторону событий, но и суметь "дойти до самой сути", постичь смысл, и передать его народу в своих стихотворениях.

3. Рифма - перекрёстная (1 строчка рифмуется с 3, 2 с 4).

Размер - двусложный, ямб (ударение падает на второй слог).

5. Изобразительные средства:

сравнение: "я б разбивал стихи, как сад", "в стихи я б внёс дыханье роз... там некогда Шопен вложил живое чудо"

эпитеты: "живое чудо", "сердечная смута"

олицетворение: "дыханье мечты", "протёкших дней"

метафора: "мне хочется дойти до самой сути", "всё время схватывая нить судеб", " я внёс дыханье роз", "Шопен вложил живое чудо".

Обновлено: 2013-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Последний сборник Бориса Пастернака «Когда разгуляется» так и не был распечатан при жизни. В стихах, вошедших в этот сборник, отчётливо прослеживается тема надежды и обновления, связанная с происходящими в стране переменами. Настоящим поэтическим манифестом этого сборника стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которым открывалась книга. «Жить, думать, чувствовать, любить», - именно в этом для лирического героя стихотворения заключается секрет жизни. А ведь возможно, это так и на самом деле!

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

<Борис Пастернак, 1956>

Для почитателей творчества этого поэта .

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Анализ стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Философская лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству . С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Однако если понять простые вещи автору удается без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты».

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения . По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.