Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов

Значение СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный — кровеносный, конокрад — коневод, косторезный — костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЛАСНЫЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. институт г. был введен в городах в 1785 …
  • ГЛАСНЫЕ в Большом юридическом словаре:
    - члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России. Институт Г. был введен в городах в 1785 …
  • ГЛАСНЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГИ - торги, сведения об участниках которых и содержании их предложений оглашаются публично, в открытой форме, при проведении которых тендерный …
  • ГЛАСНЫЕ
    выборные члены земских собраний и городских дум в России со 2-й пол. 19 …
  • ГЛАСНЫЕ
    Гласные звуки - образуются из музыкального тона, результатадеятельности голосовых связок (так называемого голосового тона),модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет …
  • ГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, образующиеся с обязательным участием голоса. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что воздух проходит …
  • ГЛАСНЫЕ
    ГЛ́АСНЫЕ (лингв.), звуки речи, состоящие гл. обр. из голосового тона. При произнесении Г. положение языка, губ и мягкого нёба таково, …
  • ГЛАСНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́АСНЫЕ, выборные члены земских собраний и гор. дум в России со 2-й пол. 19 …
  • ГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гла"сные, гла"сных, гла"сным, гла"сные, гла"сными, …
  • ГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, выделяемый на основании их артикулятор-иых, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства Г. заключаются в том, что …
  • ГЛАСНЫЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в лингвистике - звуки речи, состоящие главным образом из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба …
  • МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ в Словаре Кольера:
    К статье МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Механические соединительные муфты - это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют …
  • БЕЗУДАРНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ в Правилах русского языка:
    Неударяемые соединительные гласные § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Словаре лингвистических терминов:
    Звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. …
  • ПОРТУПЕЯ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические …
  • БЕЛЫЙ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) Русский поэт, писатель, мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана …
  • ATTICA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ПОРТУПЕЯ в Словаре военно-исторических терминов:
    - Перевязь, на которой носится холодное клинковое оружие. Изготавливается из кожи или ткани, имеет соединительные пряжки и иногда металлические …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ПАШИНКА в Кулинарном словаре:
    часть туши образующий брюшную полость в задней половине туши. Это мясо 3-го сорта, так как в ней преобладают соединительные ткани. …
  • ВОЛОКНО СИМПАТИЧЕСКИЕ ПРЕГАНГЛИОНАРНЫЕ в Медицинских терминах:
    (neurofibrae preganglionares sympathicae, lnh) нервные В., идущие от клеток промежуточно-латерального ядра боковых рогов спинного мозга (ThI - LIII) через передние …
  • ФОНЕТИКА в Литературной энциклопедии:
    [от греческого слова ph?n??— голос, звучащая речь] — отдел языковедения 797 (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется …
  • ПОСЛОВИЦА в Литературной энциклопедии:
    [лат. — proverbium, adagium, франц. — proverbe, немецк. — Sprichwort, англ. — proverb. От греческого названия П. — paroim?a — …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • МУФТА в Большом энциклопедическом словаре:
    в технике - устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные …
  • ТЕПЛОХОД
    судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателя Т. …
  • ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    станция, комплекс технических средств, предназначенных для коммутации каналов связи телефонной сети. На Т. с, производится соединение определённых телефонных каналов …
  • ТЕЛЕГРАФНАЯ СТАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    станция, комплекс оборудования, предназначенного для коммутации телеграфных каналов. На Т. с. организуются временные соединения оконечных пунктов (ОП) телеграфной сети …
  • СОЮЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    служебное слово, назначение которого состоит в соединении (связывании) слов, членов и частей предложения, а также целых предложений на основе сочинения …
  • СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    нервная система (от греч. sympathes - чувствительный, восприимчивый к влиянию), часть вегетативной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящая из …
  • СВЯЗИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в строительных конструкциях, соединительные элементы, обеспечивающие устойчивость основных (несущих) конструкций каркаса и пространственную жёсткость сооружения в целом. С. обеспечивают также …
  • РАДИОИЗМЕРЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    измерения электрических, магнитных и электромагнитных величин и их отношений, характеризующих работу радиотехнических устройств в диапазоне частот от инфразвуковых до сверхвысоких. …
  • ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    пути, ж.-д. пути, связывающие станцию, расположенную на ж.-д. магистрали общего пользования, с промышленным, с.-х. предприятием или другой организацией. К …
  • ПИЩЕВАРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПИСЬМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. …
  • ПЕЧАТНАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    схема, узел электро- или радиоаппаратуры, выполненный на одной плате в виде системы печатных электро- и радиоэлементов, соединённых между собой способом …
  • ПАТРУБОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    небольшой отрезок трубы, присоединённый (ввальцованный, приклёпанный, приваренный) к трубопроводу, резервуару и др. конструкциям, служащий для подключения к ним трубопроводов и …
  • ОРБИТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    условное название земных станций космической связи, образующих на территории СССР единую сеть; передают и принимают для последующей ретрансляции монохромные и …
  • НЕФРОЦИТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. nephros - почка и kytos - вместилище, здесь - клетка), клетки паренхимы или соединительные ткани, несущие выделительную функцию …
  • МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и …
  • МНЕМОНИЧЕСКАЯ СХЕМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    схема, мнемосхема, условное изображение управляемого объекта с помощью символов и индикаторов, размещенных на лицевой стороне диспетчерского щита или специальных панелях …
  • КАНАЛ (В ГИДРОТЕХНИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. canalis - труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. …
  • КАБЕЛЬНАЯ МУФТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    муфта, устройство для механического и электрического соединения кабелей в кабельную линию, а также для присоединения её к электрическим установкам и …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; …
  • СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: РУССКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    А. Русский язык — термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный …

Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

Цель:

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово

Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний (Слайд 4)

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )

III. Новый материал

Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

1. Исследовательская работа

Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

(Слайд 6)

А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

Какие слова называются сложными?

Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

IV. Закрепление полученных знаний

Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

2. Словарная работа (Слайд 9)

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Уровень «4»

«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

Уровень «4» (Слайд 10)

«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • Человек, который любит труд.
  • Человек, который любит знания.
  • Люди, которые помогают взаимно.
  • Человек, который стремится к цели.

6. Подбери антоним (Слайд 13)

Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)

7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

9. Работа с карточками. Проверь себя

10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

Уровень «5»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

1)___________________________

2)______________________

3)___________________________

4)______________________

5)___________________________

6)_______________________

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

Уровень «4»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

V. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Что нового вы узнали?

Достигли ли мы цели урока?

Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

  • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
  • Упражнение № 168.
  • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
  • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

Литература

  1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
  3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
  4. Русский язык. Первое сентября.
  5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    «Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

    1 орта мектебі» КММ

    КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

    Атбасарского района»

    РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

    «Соединительные О, Е в сложных словах»

    (УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

    Подготовила: Щербак А.Н.

    учитель русского языка

    и литературы СШ №1

    2016-2017 оқу жылы

    Мақсаты:

      формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

      развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

      воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

    Сабақ барысы:

      Организационный момент

      Актуализация знаний

        Творческий диктант.

    Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

    1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

    2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

    3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

    4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

    5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

    6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

        Беседа с учащимися.

    Что общего в этих словах?

    Назовите известные вам особые способы словообразования.

    Как называется такой способ образования слов?
    - Предположите, как могут называться такие слова?

    III . Изучение нового материала

    1. Объяснение учителя.

    Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

    Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

    Сложные слова образуются двумя способами:

    1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

    2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

    2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром

    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

    «Как простые слова стали сложными?»

    Было это давным-давно,

    В тридевятом царстве,

    В тридесятом государстве,

    Возле Грамматической речки

    Жили-поживали слова и словечки.

    Вместе ели, пили, веселились,

    Никогда ничем и не гордились,

    Не сорились и не зазнавались:

    Простыми словами назывались.

    Но однажды у Грамматической речки

    Появились странные человечки:

    Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

    Стали словам нашептывать сердито:

    «Эх вы, простаки и простушки

    Раскройте глазки, прочистите ушки!

    Скажем вам не в обиду,

    Уж очень вы простые с виду!

    Репутация у вас простофилей.

    Это теперь немодно,

    Неприлично, неблагородно!»

    И у Грамматической речки

    Взбунтовались простые словечки.

    «Не хотим быть простыми словами,

    Пусть все шапки снимают перед нами,

    Нас приветствуют издалека

    Все поклонники русского языка!

    Хотим быть словами сложными!

    Такое превращение, не возможно ли?»

    Только одного желания мало!

    Как это сделать? Буква О подсказала:

    «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

    Времени не тратьте даром».

    Птица полетела к слову ловить,

    Луна покатилась к слову ходить,

    Вода потекла к слову падать.

    Но их ведь чем-то соединять надо!

    Распадаются две половинки

    Без скрепляющей золотой серединки.

    Возмутители спокойствия О и Е

    Решили словам помочь в беде:

    «Будем мы между согласными

    Соединительными гласными!»

    Правда, О немного ленивой была,

    Не много дела себе взяла:

    После твердых согласных становиться решила.

    А буква Е, подругу свою любя,

    Согласилась остальное взять на себя.

    После мягких согласных, шипящих и Ц

    В сложных словах пусть всегда будет Е!

    А после твердых пусть будет О -

    Не перепутает их никто

    Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

    Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    IV. Закрепление изученного материала.

    3. Работа с учебником. Чтение правила.

    4. Работа по группам (рядам)

    А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

    1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

    мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

    2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

    сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

    книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

    3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

    солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

    Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

    В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

    В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

    представители флоры.

    Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

    Г) Записать предложение и выполнить разборы.

    Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

    Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

    1 уровень

    Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

    сложных существительных.

    2-й уровень.

    Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

    3-й уровень.

    Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

    V . Итог урока.

    Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

    Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

      Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

    Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

      Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

    используя сложные слова.