Истина и ее критерии презентация. Презентация по обществознанию "истина и ее критерии"
Урок 56-57
Обществознание, профильный уровень
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)
© ред. А.И. Колмаков
- содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
- продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
- Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
- эмпиризм;
- рационализм;
- объективная истина;
- абсолютная истина;
- относительная истина;
- критерий;
- практика;
- научное познание;
- эмпирики;
- рационалисты;
- конвенционалисты;
- практики
Изучение нового материала
- Понятие научной истины.
- Относительность истины.
- Истина и заблуждение.
Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Какие трактовки истины дают философы?
«истина есть тождество вещи и представления»
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Фома Аквинский
Р. Декарт
Аристотель
Работа с учебником (стр. 227)
«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»
Позиция Протагора
« Что каждому кажется, то и достоверно».
На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!
Критика позиции Протагора Аристотелем
Критерий истины
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
- Сколько позиций представлено в учебнике?
- В чём их суть?
- Назовите слабые стороны каждой?
Работа с учебником (стр. 228-230)
Эмпирики
(взгляды)
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика рационалистов
Рационалисты
(взгляды)
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Критерии истины
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи
развития знания
Критерий истинности - теория
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.
Свойства истины
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
зависимость истины
от места, времени и
других условий её получения
Объективность
Конкретность
Формы истины
- научная истина
- обыденная или житейская истина
- художественная истина
- нравственная истина
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека ограничены
Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности человека
Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Р. Бэкона
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
Проверь себя
1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
- Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.
3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.
7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.
9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
- Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Гульнара Равильевна Хамитова;
- Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
- 4,2,5,1,6,3
- Истина
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно» (В.С.Соловьев)
1Какое знание
следует считать
истинным?
В какой мере
оно доступно
познающему
человеку?
Какими
способами
достигается?
Понятие истины
«Слово«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету»
«Истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Аристотель
Р. Декарт
Понятие истины
«Что каждому кажется, то идостоверно» (Протагор)
«что одно и то же существует
и не существует, что оно и
плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу
высказывания также
верны…» (критика позиции
Протагора Аристотелем)
Понятие истины
“Истина - это соответствие знаний действительности”“Истина - это опытная подтверждаемость”
“Истина - это полезность знания, его эффективность”
“Истина - соглашение”
“Истина - это свойство самосогласованности”
«Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
изменения в направлении все большей полноты
отражения объекта и, во-вторых, как процесс
преодоления заблуждения в структуре концепций,
теорий)ИСТИНА – это знание, соответствующее
предмету познания, совпадающее с ним
Свойства истины
12
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от
человека,
ни от человечества
Конкретность
Объективность
Виды истины
Абсолютнаяистина
Исчерпывающее
достоверное знание о
природе, человеке и
обществе.
Знание о предмете, которое
не может быть
опровергнуто в будущем
или дополнено.
Таких знаний немного.
Относительная
истина
Неполное, неточное знание,
соответствующее
определенному уровню
развития общества,
которое обусловливает
способы получения этого
знания.
Знание, которое может
изменяться, углубляться,
заменяться новым в
процессе развития
познания.
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчивПознавательные возможности человека
ограничены
Возможности познания зависят от реальных
исторических условий развития духовной культуры,
материального производства, имеющимися
средствами наблюдения и эксперимента своего
времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности
человека
Формы истины
Научная истинаОбыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина
Противоположности истины
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое намиза истину.
Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
площади (рынка)», «идолы театра»)
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
высказанное в таком виде сознательно – и этим
отличающееся от заблуждения.
Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство длясуждения) –
1) признак, на основании которого
производится оценка, определение или
классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки
истинности человеческих знаний.
Критерии истины в разных теориях
Эмпирики считали, что источником и обоснованиемвсех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
Марксизм: критерием истины является практика =
материальное производство + научный
эксперимент.
Эмпирики
Источник иобоснование всех
знаний чувственный
опыт;
Ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Эмпиризм сформировался в 17 – 18
вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
КРИТИКА:
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.
Рационалисты
Критерием истинывыступает разум;
За образец
истинного знания
принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
КРИТИКА:
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически
обоснованного знания. Какая
же из них соответствует
действительному
пространству, является
истинной?Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и
Римана была
теоретически строга,
возникал вопрос о
том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству,
является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное,
как соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны».
(А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
конвенциалисты. При таком подходе вопрос
16
об истинности
вообще снимается.Практика не может рассматриваться как
универсальный критерий истины.
Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания
Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –целостная органическая система активной
материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности,
осуществляющаяся в определенном социокультурном
контексте. Её формы:
11
Click
Материальное
to add Titleпроизводство
22
Click
Социально-преобразующая
to add Title
деятельность
13
ClickНаучный
to add Title
эксперимент
Функции практики:
1) исходный пункт, источник познания (потребностямипрактики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря
преобразованию окружающего мира происходит
наиболее глубокое познание свойств окружающего
мира);
3) практика является движущей силой развития
общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
чтобы использовать результаты познания в
практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
Подведем итог
Каково классическое определение истины какфилософского понятия?
В чем выражается объективность истины?
Дайте определение понятию «абсолютная истина»
В чем выражается относительность добываемых
нами истин?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
источником.
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев) ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка
Слайд 2
Слайд 3
ее ш й не важ ство свой ого нн исти - его ия н а ос н н з в и кт е ъ «Слово б о ть, ос м «истина» и с и в а нез означает ть от я а ни н соответстви з о с, а к ве е мысли чело о г е тий предмету». с а р т прис ресов. те н и и Позиция Р. Декарт «истина есть тождество вещи и представле ния» Фома Аквинский
Слайд 4
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем) «ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО».
Слайд 5
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Слайд 6
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Эмпирики источник и обоснование всех знаний чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); Мышление рассматривает ся как производное от ощущений; Критика позиции эмпириков на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний; чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности; многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем; чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 7
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ рационалисты критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. критика Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции; Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 8
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является положения истинной. Евклида «Основные суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре) Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
Слайд 9
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ Критерий истины – практика: ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 9 практическое взаимодействие наблюдаемого явления с какимлибо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 10
Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов - критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. 10
Слайд 11
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Критерий истинности - Если практическ ую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута? Отказ от идеи развития знания
Слайд 12
Формы истины Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина
Слайд 13
Виды истины Абсолютная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Относительная истина На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Заблуждение
Истина.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. пПонятие. Все ониистиныконцентрируютсяотносится к важнейшимокруг данной проблемы, конкретиз в общей системеруют и мировоззренческихдополняют ее.
проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:
"Истина - это соответствие знаний действительности";
"Истина - это опытная подтверждаемость";
"Истина - это свойство самосогласованнее знаний";
"Истина - это полезность знания, его эффективность";
"Истина - это соглашение".
Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:
1) отображение, причинно обусловленное отображаемым;
2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому;
3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства.
Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты
Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо - реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Именно причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных
условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала
и соответствует своему уровню состояния
практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна.
В. С. Соловьев отмечал:
"Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т. е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...
Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее"
Известный ученый А-Д. Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и объективную истину, и моральную правоту.
"Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности.
Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с
Заблуждение.
Истину следует отличать
от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина.
Морок – Бог заблуждения, лжи и об
Однако Н. Коперник в 16 веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в других. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении. Если давление изменить, то оно утратит истинность. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- Павлова Анеля Васильевна
- учитель истории МОУ СОШ№ 12
- г. Вышнего Волочка Тверской обл.
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.