Конспект урока "чем земля отличается от других планет". Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: Презентация к уроку окружающего мира "Земля - планета солнечной системы"

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) близки по размерам и химическому составу. Средняя плотность их вещества от 5,52 до 3,97 г/см3. Характерная черта всех планет земной группы - наличие твердой литосферы. Рельеф их поверхности сформировался в результате действия внешних (удары тел, падающих на планеты с огромными скоростями) и внутренних (тектонические движения и вулканические явления) факторов. Также у всех планет земной группы кроме Меркурия имеется атмосфера. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре, а также наличием атмосферы пригодной для жизни.

Атмосферы Марса и Венеры весьма близки по своему составу между собой, но в то же время значительно отличаются от земной. Для объяснения причин такого различия приходится обратиться к рассмотрению эволюционных изменений, происходящих на протяжении длительных промежутков лет. Считается, что атмосфера Марса и Венеры в основном сохранили тот состав, который когда-то имела Земля. За миллионы лет земная атмосфера в значительной степени уменьшила содержание углекислого газа и обогатилась кислородом за счет растворения углекислого газа в водах Мирового океана, который, по-видимому, никогда не замерзал, и за счет выделения кислорода появившейся на Земле растительностью. На Венере и Марсе эти процессы не могли происходить по простым причинам - отсутствие гидросферы и растительности. Современные исследования круговорота углекислого газа на нашей планете показывают, что только наличие гидросферы способно обеспечить сохранение температурного режима в пределах, необходимых для существования живых организмов.

МЕРКУРИЙ - планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 суток, период вращения 58,6 суток, средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной.

ВЕНЕРА - планета, среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., период обращения 224,7 суток, вращения 243 суток, средний радиус 6050 км, масса 4,9 . 10 24 кг. Атмосфера: CO 2 (97%), N 2 (ок. 3%), H 2 O (0,05%), примеси CO, SO 2 , HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 10 7 Па, или 100 ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам.

ЗЕМЛЯ - третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

МАРС - планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника -- Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер», «Марс», «Спирит», «Оппортьюнити».

– имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).

Сходство планет земной группы не исключает и значительного различия. Например, Венера, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном ее движению вокруг Солнца, причем в 243 раза медленее Земли (сравните продолжительность года и суток на Венере). Период обращения Меркурия (т.е. год этой планеты) только на 1/3 больше периода его вращения вокруг оси (по отношению к звездам). Углы наклона осей к плоскостям их орбит у Земли и у Марса примерно одинаковы, но совсем иные у Меркурия и Венеры. А вы знаете, что это одна из причин, определяющая характер смены времен года. Такие же, как у Земли, времена года есть, следовательно, на Марсе (правда, каждое время года почти в два раза продолжительнее, чем на Земле).

Не исключено, что по ряду физических характеристик к планетам земной группы относится и далекий Плутон – самая маленькая из 9 планет. Средний диаметр Плутона около 2260 км. Лишь вдвое меньше диаметр Харона – спутника Плутона. Поэтому не исключено, что система Плутон – Харон, как и система Земля – , представляет собой “двойную планету”.

Атмосферы

Черты сходства и различия обнаруживаются также при изучении атмосфер планет земной группы. В отличие от Меркурия, который, как и Луна, практический лишен атмосферы, Венера и Марс обладают ею. Современные данные об атмосферах Венеры и Марса получены в результате полетов наших (“Венера”,”Марс”) и американских (“Пионер-Венера”,”Маринер”,”Викинг”) АМС. Сравнивая атмосферы Венеры и Марса с земной, мы видим, что, в отличие от азотно-кислородной земной атмосферы, Венера и Марс имеют атмосферы, в основном состоящие из углекислого газа. Давление у поверхности Венеры более чем в 90 раз больше, а у Марса почти в 150 раз меньше, чем у поверхности Земли.

Температура у поверхности Венеры очень высокая (около 500°С) и остается почти одинаковый. С чем это связано? На первый взгляд, кажется, с тем, что Венера ближе к Солнцу, чем Земля. Но, как показывают наблюдения, отражательная способность Венеры больше, чем у Земли, а потому примерно одинаково нагревает обе планеты. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом. Он заключается в следующем: атмосфера Венеры пропускает лучи Солнца, которые нагревают поверхность. Нагретая поверхность становится источником инфракрасного излучения, которое не может покинуть планету, так как его задерживают содержащиеся в атмосфере Венеры углекислый газ и водяной пар, а также облачный покров планеты. В результате этого равновесие между притоком энергии и ее расходом в мирное пространство устанавливается при более высокой температуре, чем та, которая была бы у планеты, свободно пропускающей инфракрасное излучение.

Мы привыкли к земным облакам, состоящим из мелких капель воды или ледяных кристалликов. Состав облаков Венеры иной: они содержат капельки серной и, возможно, соляной кислоты. Облачный слой сильно ослабляет солнечный свет, но, как показали измерения, выполненные на АМС “Венера-11” и “Венера-12”, освещенность у поверхности Венеры примерно такая же, как у поверхности Земли в облачный день. Исследования, выполненные в 1982 г. АМС “Венера - 13” и “Венера-14”, показали, что небо Венеры и ее ландшафт имеют оранжевый цвет. Объясняется это особенностью рассеивания света в атмосфере этой планеты.

Газ в атмосферах планет земной группы находится в непрерывном движении. Нередко во время пылевых бурь, которые длятся на несколько месяцев, огромное количество пыли поднимается в атмосферу Марса. Ураганные ветры зафиксированы в атмосфере Венеры на высотах, где расположен облачный слой (от 50 до 70 км над поверхностью планеты), но вблизи поверхности этой планеты скорость ветра достигает всего лишь несколько метров в секунду.

Таким образом, несмотря на некоторое сходство, в целом атмосферы ближайших к Земле планет резко отличаются от атмосферы Земли. Это пример открытия, которое невозможно было предсказать. Здравый смысл подсказывал, что планеты со сходными физическими характеристиками (например, Землю и Венеру иногда называют “планетами-близнецами”) и примерно одинаково удаленные от Солнца должны иметь очень похожие атмосферы. На самом деле причина наблюдаемого различия связана с особенностями эволюции атмосфер каждой из планет земной группы.

Исследование атмосфер плане земной группы не только позволяет лучше понять свойства и историю происхождения земной атмосферы, но и имеет значение для решения экологической проблемы. Например, туманы – смоги, образующиеся в земной атмосфере в результате загрязнения воздуха, по своему составу очень напоминают венерианские облака. Эти облака, как и пылевые бури на Марсе, напоминают нам о том, что необходимо ограничивать выброс пыли и разного рода промышленных отходов в атмосферу нашей планеты, если мы хотим на длительное время сохранить на Земле условия, пригодные для существования и развития жизни. Пылевые бури, во время которых на протяжении нескольких месяцев в атмосфере Марса удерживаются и распространяются над громадными территориями тучи пыли, заставляют задуматься над некоторыми возможными экологическими последствиями ядерной войны.

Поверхности

Планеты земной группы, подобно Земле и Луне, имеют твердые поверхности. Наземные оптические наблюдения позволяют получить о них немного сведений, так как Меркурий трудно рассмотреть в телескоп даже во время элонгаций, поверхность Венеры скрыта от нас облаками. На Марсе даже во время великих противостояний (когда расстояние между Землей и Марсом минимальное – около 55 млн. км), происходящих один раз в 15 – 17 лет, в крупные телескопы удается рассмотреть детали размерами около 300 км. И все-таки в последние десятилетия удалось много узнать о поверхности Меркурия и Марса, а также получить представление о еще недавно совершенно загадочной поверхности Венеры. Это стало возможным благодаря успешным полетам автоматических межпланетных станций типа “Венера”, “Марс”, “Викинг”, “Маринер”, “Магеллан”, пролетавших вблизи планет или совершивших посадки на поверхность Венеры и Марса, и благодаря наземным радиолокационным наблюдениям.

Поверхность Меркурия, изобилующая кратерами, очень напоминает лунную. “Морей” там меньше, чем на Луне, причем они небольшие. Диаметр меркурианского Моря Зноя 1300 км, как и Моря Дождей на Луне. На десятки и сотни километров тянутся крутые уступы, вероятно, порожденные былой тектонической активностью Меркурия, когда смещались и надвигались поверхностные слои планеты. Как и на Луне, большинство кратеров образовались в результате падений метеоритов. Там, где кратеров немного, мы видим сравнительно молодые участки поверхности. Старые, разрушенные кратеры заметно отличаются от более молодых кратеров, хорошо сохранившихся.

Каменистая пустыня и множество отдельных камней видны на первых фототелевизионных панорамах, переданных с поверхности Венеры автоматическими станциями серии “Венера”. Радиолокационные наземные наблюдения обнаружили на этой планете множество неглубоких кратеров, диаметры которых от 30 до 700 км. В целом эта планета оказалась наиболее гладкой из всех планет земной группы, хотя и на ней есть большие горные массивы и протяжные возвышенности, вдвое превышающие по размерам земной Тибет. Грандиозен потухший вулкан Максвелл, его высота 12 км (в полтора раза больше Джомолунгмы), поперечник подошвы 1000 км, диаметр кратера на вершине 100 км. Очень велики, но меньше, чем Максвелл, вулканические конусы Гаусс и Герц. Подобно рифтовым ущельям, тянущимся по дну земных океанов, на Венере также обнаружены рифтовые зоны, свидетельствующие о том, что и на этой планете когда-то происходили (а может быть, происходят и сейчас!) активные процессы (например, вулканическая деятельность).

В 1983 – 1984 гг. со станций “Венера - 15” и “Венера - 16” проводились радиолокационные исследования, позволившие создать карту и атлас поверхности планеты (размеры деталей поверхности 1 – 2 км). Новый шаг в исследовании поверхности Венеры связан с применением более совершенной радиолокационной системы, установленной на борту американской АМС “Магеллан”. Этот космический аппарат достиг окрестности Венеры в августе 1990 г. и вышел на вытянутую эллиптическую орбиту. Регулярная съемка проводится с сентября 1990 г. На Землю передаются отчетливые изображения, на некоторых из них хорошо различимы детали размером до 120 м. К маю 1993 г. съемкой было охвачено почти 98% поверхности планеты. Планируется завершить эксперимент, включающий не только фотографирование Венеры, но и проведение других исследований (гравитационного поля, атмосферы и др.) в 1995 г.

Изобилует кратерами и поверхность Марса. Особенно много их в южном полушарии планеты. Темные области, занимающие значительную часть поверхности планеты, получили название морей (Эллада, Аргир и др.). Диаметры некоторых морей превышает 2000 км. Возвышенности, напоминающие земные континенты, представляющие собой светлые поля оранжево-красного цвета, названы материками (Фарсида, Элисиум). Как и на Венере, здесь есть огромные вулканические конусы. Высота наибольшего из них (Олимпа) превышает 25 км, диаметр кратера 90 км. Диаметр основания этой гигантской конусообразной горы более 500 км.

О том, что миллионы лет назад на Марсе происходили мощные вулканические извержения и смещались поверхностные пласты, свидетельствуют остатки лавовых потоков, огромные разломы поверхности (один из них – Маринер – тянется на 4000 км), многочисленные ущелья и каньоны. Возможно, что именно некоторые из этих образований (например, цепочки кратеров или протяженные ущелья) исследователи Марса еще 100 лет назад приняли за “каналы”, существование которых впоследствии долгое время пытались объяснить деятельностью разумных обитателей Марса.

Перестал быть загадкой и красный цвет Марса. Он объясняется тем, что грунт этой планеты содержит много глин, богатых железом.

С близкого расстояния неоднократно фотографировались и передавались панорамы поверхности “Красной планеты”.

Вы знаете, что почти 2/3 поверхности Земли занимают океаны. На поверхности Венеры и Меркурия воды нет. Открытые водоемы отсутствуют и на поверхности Марса. Но, как предполагают ученые, вода на Марсе должна быть, по крайней мере, в виде слоя льда, образующего полярные шапки, или как обширный слой вечной мерзлоты. Возможно, вы станете свидетелями открытия на Марсе запасов льда или даже находящейся подо льдом воды. О том, что вода когда-то была и на поверхности Марса, свидетельствуют обнаруженные там высохшие руслоподобные извилистые ложбины.

План – конспект урока окружающего мира во 2»Б» классе ГБОУ СОШ № 47 г. Владикавказа Кабисовой Марины Спартаковны.

Тема урока: «Чем Земля отличается от других планет?»

способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы; Луне, как спутнике Земли;

обеспечить развитие УУД:

1)личностных: мотивация учения;

2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей;

3)коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир» Виноградова Н. Ф., 2012 г. – 2 часть, карточки с названиями групп для групповой работы, картинки с изображение планет Солнечной системы, карточки с названиями небесных тел, карточка для заполнения адреса.

Реквизит – мяч, фонарик, карточки с названиями небесных тел для проведения опыта «Вращение Луны», реквизит – тарелочки с мукой и теннисные шарики для опыта «Метеориты», карточки для рефлексии «Звёзды».

ХОД УРОКА

    Организация начала урока.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Сегодня мы с вами космические путешественники. Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним некоторые сведения.

2. Актуализация знаний и включение учащихся в активную деятельность.

Отгадайте загадку:

Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером. (Ночь.)

Закройте глаза и представьте картину ночного неба. Что можно наблюдать на небе? (Звёзды, Луну.)

При помощи какого прибора наблюдают за звездами? (Телескоп)

Какого цвета бывают звезды?

Чем они отличаются друг от друга?

    ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ С ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДОЙ.

С давних времен человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал, почему звезды сверкают и переливаются. И, конечно же, древнего человека интересовало Солнце.

Поэтому, наша первая остановка в космосе – Солнце!

Роль Солнца была замечена еще в древности. В сказках и легендах многих народов солнце занимает важное, центральное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, лучезарный бог Гелиос у древних греков, Даждьбог и Ярило у древних славян.

Так, например, древние Египтяне хорошо знали о том, что солнце – это источник жизни. Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.

Впоследствии ученые выяснили – Солнце – это глава большой солнечной семьи – Солнечной системы.

А почему наша система планет называется Солнечной? (в центре движущихся планет – Солнце)

Напомните, кто впервые доказал, что планеты вращаются вокруг Солнца? (Николай Коперник)

А сколько планет входят в Солнечную систему? (8 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. Наша Земля – третья от Солнца планета)

3. Проверка домашнего задания.

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПАРАД ПЛАНЕТ»

Молодцы! Мы покидаем раскалённое Солнце и летим дальше! Послушайте, как начал свой полет первый человек, полетевший в космос – Юрий Гагарин. Это легендарная запись, её транслировали по всем советским радио! Слушайте внимательно!

Скажите, ребята, какое слово сказал пред полётом Юрий Гагарин? Это слова мы часто используем, когда начинаем какое- то новое дело! (Юрий Гагарин сказал «Поехали»!)

А наша вторая остановка – парад планет!

Ребята, дома вы готовили сообщения о планетах солнечной системы. Прошу выйти сюда (перечисление детей и расстановка их у доски)

На Луне жил звездочёт

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

    СЛУШАНИЕ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

4. Закрепление и обобщение ранее изученного.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны! У каждого из Вас на столах есть схемы Солнечной системы. Ваша задача – подписать карандашом планеты Солнечной системы по степени их удалённости от Солнца. Приступили!

5. Постановка проблемного вопроса. Введение в новую тему.

Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...(Земля)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.(Луна)

О чём мы сегодня с вами будем говорить? (О Земле и Луне)

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ребята, в нашей Солнечной системе целых 8 планет и Земля – одна из них. Возникает вопрос – а чем Земля отличается от других планет?

    ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Все это верно, ребята. Земля – самая необычная планета в Солнечной системе! Только на ней есть уникальные условия для существования всего живого.

Тема нашего урока: «Чем Земля отличается от других планет?»

Сегодня мы выясним, почему возможна жизнь на Земле. И поговорим о Луне – спутнике Земли.

6. Первичное восприятие нового материала. Поисковая деятельность.

Наша третья остановка – планета Земля.

Во Вселенной есть множество галактик. Наша галактика называется Млечный Путь. В этой галактике, впрочем, как и в остальных, есть множество звёзд. Одна из них Солнце, вокруг которой и вертится наша планета Земля.

    РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Откройте ваши учебники на странице 13. (дети начинают читать новый материал под руководством учителя)

    БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ МАТЕРИАЛУ

Ребята, вы прочитали много информации о Земле. Что вы выберете в качестве самого важного? (учащиеся высказывают свои предположения. Под руководством учителя учащиеся приходят к выводу, что на Земле есть вода, воздух, в котором содержится кислород, а значит – есть жизнь)

    РАБОТА В ГРУППАХ.

Сейчас мы разделимся на 6 групп и каждая группа получит своё задание. Итак, у нас есть две группы под названием –«Земледельцы», две группы под названием «Путешественники» и две группы под названием «Астрономы». Ваша задача – составить рассказ о нашей планете Земля, как будто вы – земледельцы, путешественники или астрономы. Подумайте, что смог бы сказать об особенностях планеты земледелец, что – путешественник, а что - астроном?

(названия групп – «Земледельцы», «Путешественники», «Астрономы»)

    СЛУШАНИЕ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

А теперь давайте отдохнем. И это будет наша четвёртая остановка.

Физминутка.

Ты сегодня космонавт

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте)

Мы отправимся на Марс,

Звезды, в гости ждите нас

Три, два, один … летим

(подняться на носки, руки вверх)

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(имитация плаванья)

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины

Мы с полета возвратились,

И на Землю опустились

(Садятся за парты)

7. Вторичное восприятие материала. Исследовательская деятельность.

А теперь мы поговорим о спутнике Земли – о Луне. Приготовитесь к полёту! Наша пятая остановка – Луна!

    РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Мы с вами только что высадились около лунных кратеров! Давайте пройдем дальше и узнаем о Луне больше! Откройте страницу учебника 14. Начнем наше путешествие по Луне!

Для начала выясним, что обозначает слово спутник? (Словарь Ожегова)

Небесное тело, обращающееся вокруг планеты.

Страница 14 – чтение по вызову учителя.

*ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

Скажите, ребята, что ученым известно о поверхности Луны? (на поверхности Луны есть различные пятна. Ученые именуют их морями)

А есть ли на Луне горы? (да, есть. Их называют кратерами)

А как же вращается Луна вокруг Земли? (она двигается вокруг Земли, она обращена к Земле только одной стороной, освещенной Солнцем)

А как вы думаете, есть ли жизнь на Луне? Почему? (На Луне нет жизни, так как там нет воды и кислорода)

* ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА «ВРАЩЕНИЕ ЛУНЫ»

А сейчас мы с вами проведём необычный опыт! Мы посмотрим, как же вращается Луна вокруг нашей Земли! Откройте страницу учебника 15. Рассмотрите картинку. В проведении опыта нам помогут … (учитель называет имена детей)

    «ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»

А вы знаете ребята, что приливы и отливы на Земле связаны с влиянием Луны на нашу планету?

Люди, занимающиеся выращиванием растений, тоже следят за фазами луны. Так, пересаживать растения можно только на растущую Луну. Вершки сажают на растущую Луну, а корешки – на убывающую.

Чтобы определить фазу Луны, достаточно поднести указательный палец и приложить слева. Если получилась буква «Р», то Луна растущая.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ребята, скажите, кроме уже изученных небесных тел, есть ли какие-нибудь другие тела в космосе? (астероиды, метеориты)

Астероид – небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета – небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Метеориты – это небесные камни, т.е. те камни, которые упали с неба. Размеры космических камней оказываются довольно внушительными и причиняют немало хлопот, как исследователям, так и тем, кто оказался в непосредственной близости от места падения метеоритов.

Опыт “Метеориты”

Представьте, что мука – это поверхность земли, а шар – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, яма. Почему это произошло?

(Поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, а метеорит тяжелый, поэтому образуется кратер, т.е. углубление)

8. Обобщающая беседа по итогам урока.

Итак, ребята, расскажите, как же вращается Луна вокруг Земли? Какую роль играет Солнце? (Солнце освещает только одну строну Луны, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны)

Верно. А чем Луна является для Земли? (Луна – спутник Земли)

Чем планета Земля отличается от других планет Солнечной системы? (На нашей планете есть кислород, вода и жизнь.)

А сколько же всего планет в Солнечной системе? Перечислите их! (в Солнечной системе 8 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун.)

Какие еще небесные тела вы изучили?

9. Домашнее задание.

10. Итог урока и рефлексия.

Как вы считаете, есть ли жизнь где-нибудь во Вселенной?

Я предлагаю написать свой адрес возможным друзьям из космоса.

(Перед учениками карточки-заготовки, куда они вписывают свой адрес)

У вас на столах есть звёзды. Приклейте свой адрес к белым и голубым звёздам, если на уроке вам было легко и интересно. Если было интересно, но встретились небольшие сложности, то приклейте к жёлтым и оранжевым звёздам. Если же было неинтересно, вы мало что запомнили, приклейте свой адрес к красной звёзде.

А теперь мы запустим наши звёзды в космос и будем ждать дружественной связи с инопланетянами.

Сегодня вы все хорошо работали на уроке, но особенно мне понравились …

Урок окончен! Молодцы!

Адрес:

планета__________________________________, материк__________________________________, страна____________________________________, республика________________________________,город_____________________________________, улица_____________________________________, дом__________квартира____________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

ФИ________________________________________

Адрес:

Вселенная, галактика_________________________________,

планета___________________________________, материк___________________________________, страна____________________________________, республика________________________________, город_____________________________________,

улица_____________________________________, дом__________, квартира___________________.

2. Отличие Земли от других планет земной группы

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) близки по размерам и химическому составу. Средняя плотность их вещества от 5,52 до 3,97 г/см3. Характерная черта всех планет земной группы - наличие твердой литосферы. Рельеф их поверхности сформировался в результате действия внешних (удары тел, падающих на планеты с огромными скоростями) и внутренних (тектонические движения и вулканические явления) факторов. Также у всех планет земной группы кроме Меркурия имеется атмосфера. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре, а также наличием атмосферы пригодной для жизни.

Атмосферы Марса и Венеры весьма близки по своему составу между собой, но в то же время значительно отличаются от земной. Для объяснения причин такого различия приходится обратиться к рассмотрению эволюционных изменений, происходящих на протяжении длительных промежутков лет. Считается, что атмосфера Марса и Венеры в основном сохранили тот состав, который когда-то имела Земля. За миллионы лет земная атмосфера в значительной степени уменьшила содержание углекислого газа и обогатилась кислородом за счет растворения углекислого газа в водах Мирового океана, который, по-видимому, никогда не замерзал, и за счет выделения кислорода появившейся на Земле растительностью. На Венере и Марсе эти процессы не могли происходить по простым причинам - отсутствие гидросферы и растительности. Современные исследования круговорота углекислого газа на нашей планете показывают, что только наличие гидросферы способно обеспечить сохранение температурного режима в пределах, необходимых для существования живых организмов.

МЕРКУРИЙ - планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 суток, период вращения 58,6 суток, средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной.

ВЕНЕРА - планета, среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., период обращения 224,7 суток, вращения 243 суток, средний радиус 6050 км, масса 4,9 . 10 24 кг. Атмосфера: CO 2 (97%), N 2 (ок. 3%), H 2 O (0,05%), примеси CO, SO 2 , HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 10 7 Па, или 100 ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам.

ЗЕМЛЯ - третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

МАРС - планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника - Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер», «Марс», «Спирит», «Оппортьюнити».


3. Методы определения внутреннего строения и возраста Земли

Методы изучения внутреннего строения и состава Земли можно разделить на две основные группы: геологические методы и геофизические методы. Геологические методы базируются на результатах непосредственного изучения толщ горных пород в обнажениях, горных выработках (шахтах, штольнях и пр.) и скважинах. При этом в распоряжении исследователей имеется весь арсенал методов исследования сроения и состава, что определяет высокую степенью детальности получаемых результатов. Вместе с тем, возможности этих методов при изучении глубин планеты весьма ограничены – самая глубокая в мире скважина имеет глубину лишь -12262 м (Кольская сверхглубокая в России), ещё меньшие глубины достигнуты при бурении океанического дна (около -1500 м, бурение с борта американского исследовательского судна «Гломар Челленджер»). Таким образом, непосредственному изучению доступны глубины, не превышающие 0,19% радиуса планеты.

Сведения о глубинном строении базируются на анализе косвенных данных, полученных геофизическими методами, главным образом закономерностей изменения с глубиной различных физических параметров (электропроводности, механической добротности и т.д.), измеряемых при геофизических исследованиях. В основу разработки моделей внутреннего строения Земли положены в первую очередь результаты сейсмических исследований, опирающиеся на данные о закономерностях распространения сейсмических волн. В очагах землетрясений и мощных взрывов возникают сейсмические волны – упругие колебания. Эти волны разделяются на объёмные – распространяющиеся в недрах планеты и «просвечивающие» их подобно рентгеновским лучам, и поверхностные – распространяющиеся параллельно поверхности и «зондирующие» верхние слои планеты на глубину десятки – сотни километров.

Методы определения внутреннего возраста Земли

После открытия в конце XIX века французским физиком Анри Беккерелем явления радиоактивности и установления законов радиоактивного распада появился еще один способ определения абсолютного возраста геологических объектов. Радиоизотопные методы вскоре, если не вытеснили, то существенно потеснили остальные методы датирования. Во-первых, они, казалось бы, дают возможность абсолютного определения возраста, а, во-вторых, они давали очень большой возраст пород порядка миллиардов лет, который устраивал эволюционистов.

Рассмотрим сущность метода радиоизотопного датирования. Радиоактивный распад подобен песочным часам: по отношению числа атомов элемента, возникшего в результате распада, к числу атомов распадающегося элемента возможно определение продолжительности процесса распада. При этом считается, что скорость распада является постоянной величиной и не зависит от температуры, давления, химических реакций и других внешних воздействий. Чаще всего применяются методы и основанные на реакциях превращения атомных ядер. Процесс распада происходит в несколько стадий, от урана до свинца, их 14 и приводит к образованию стабильного изотопа Pb206. Ясно, что чем больше отношение числа атомов Pb206 к числу атомов U238 , тем старше должна быть проба, но при этом надо считаться с возможностью загрязнения свинцом Pb206 первоначальной породы.


Или “эпизоды”). Вначале “экскурсы” считались просто-напросто ошибками в палеомагнитных данных, но по мере накопления соответствующей информации оказалось, что это реальное явление, многократно происходившее в истории Земли. “Экскурсы” - это очень короткие в геологическом масштабе времени изменения магнитного поля - короче 10 тысяч лет. При этом происходит резкое, практически мгновенное изменение...

Условиях древней Земли и рассматривается Опариным как закономерный результат химической эволюции соединений углерода во Вселенной. По Опарину, процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделен на три этапа: 1. Возникновение органических веществ. 2. Образование из более простых органических веществ биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов и др.). 3. ...

Которая связана с формированием и эволюцией планет, с возможностью жизни на них. При изучении планет основное внимание уделяют поиску воды на поверхности планет, поскольку считается, что именно в воде начинается возникновение жизни. Как видно из приведенных выше материалов поиск внеземной жизни не занимает в современной астрономии особо важного места. Не получив каких то результатов проект SETI ...

Такой объединяющей идеей стал учебник "Естествознание" 5 класс под редакцией Т.С. Сухова, В.Н. Строганов . Концепция учебника: Формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира - одна из сложнейших задач естественно-научного образования. Главная проблема - как доступно для понимания детей раскрыть сложнейшие основы естествознания, имеющие...

Наверняка каждый человек задавался вопросом: а чем же отличается наша планета от всех остальных, кроме того, что она заселена живыми организмами? Еще в школе нам рассказывали, что от восьми планет Солнечной системы (все-таки на сегодняшний день мы не относим Плутон к полноценной планете) Земля отличается очень сильно. Конечно, мало кто помнит школьные уроки астрономии, поэтому в этой статье мы определим основные признаки отличия.

Определение

Земля является единственной планетой в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Очень часто ее называют Голубой планетой (в связи с тем, что на Земле имеется огромное количество воды). Как говорят ученые, наша планета образовалась примерно 4,5 миллиарда лет назад, и вскоре у нее появился естественный спутник – Луна. Благодаря многочисленным исследованиям было выяснено, что жизнь на нашей планете образовалась не сразу, а лишь через миллиард лет после ее создания. Жизнь на Земле возможна в том числе из-за влияния магнитного поля, которое заметно ослабляет радиацию Солнца, губительную для всех живых организмов на планете. Чуть более 70 процентов поверхности занимает Мировой океан, в то время как на сушу приходится менее тридцати процентов.

Другие планеты Солнечной системы в большинстве своем остаются для нас загадкой, многие из которых нам только предстоит раскрыть. Основной вопрос, который мучает ученых, – есть ли жизнь на других планетах? На сегодняшний день ответ отрицательный, но некоторые ученые все же предполагают, что это мнение может быть ошибочным. Планеты можно разделить на две группы: планеты Земной группы (помимо самой Земли это Марс, Венера и Меркурий), а также планеты-гиганты (это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун). Каждый из этих объектов представляет для нас огромный интерес, особенно самые большие планеты – Юпитер и Сатурн. Например, знаменитые кольца Сатурна постоянно изучаются различными специалистами, и полученные результаты частенько вызывают в общественности широкий резонанс.

Сравнение

Конечно, присутствие разумной жизни очень сильно выделяет Землю на фоне других планет. Однако существуют и другие признаки различия. Мы выделим пять основных:

  • Наша планета имеет жидкую оболочку. Ни одна из планет или их спутников не может похвастаться этим. Как было отмечено выше, больший процент поверхности планеты – именно вода.
  • Несмотря на то, что атмосферу можно обнаружить не только на Земле, наша планета является единственной, где содержится столь огромное количество кислорода.
  • Еще одно отличие – это наличие уникального спутника. Дело в том, что Луна имеет огромные размеры, если сравнивать спутник непосредственно с планетой. Такого соотношения никто не имеет больше, включая планеты Земной группы.
  • Планета Земля сильно отличается и по внешнему виду, если наблюдать из Космоса. Особенно отчетливо видны участки Мирового океана – такого голубого цвета не имеет ни одна планета.
  • У Земли уникальные физические свойства, которые подходят для существования именно белковой формы жизни.

Выводы сайт

  1. Разумные формы жизни присутствуют только на Земле.
  2. Только на Земле есть вода (жидкая оболочка).
  3. Наша планета имеет огромное количество кислорода.
  4. Присутствует уникальный спутник – Луна, который в значительной степени определяет условия жизни.
  5. Отличия можно найти и во внешнем виде (голубой цвет планеты Земля).
  6. Земля имеет уникальные физические свойства, способствующие развитию белковой формы жизни.