Мимика лжи по лицу. Как распознать ложь по жестам? Жесты лжи

Многие хотели бы узнать, как определить ложь собеседника: во время деловых встреч, чтобы не подписать невыгодный контракт; при общении с женой, мужем или друзьями, чтобы узнать, искренни ли они; во время беседы с детьми, и ещё в сотнях ситуаций. И сейчас вы сможете обучиться этому, внимательно изучая материал из статьи.

Распознавание лжи – это наука

Не так давно распознавание лжи превратилось в своего рода науку. Люди начали находить взаимосвязь между тем, что человек говорит, и тем, как он себя ведёт.

То есть зная некоторые механизмы поведения человека, можно определить, говорит он правду или всё, что выходит из его рта – это враньё. Как это сделать?

Сейчас подробно разберём этот вопрос, и вы узнаете, как распознать ложь по:

  • Голосу
  • Мимике и жестам
  • Взгляду

Это основные моменты. Следующий своего рода уровень – это эмпатия. То есть распознавание эмоций человека, переживание вместе с ним его чувств. Но здесь опустим этот вопрос, так как он очень сложен для самостоятельного изучения.

Как распознавать ложь по голосу и речи

  • Проскакивает высокий тон голоса

Во время беседы человек, который хочет вас обмануть, не может полностью себя контролировать. Его внимание распыляется на многие вещи, чтобы не выдать обман. Поэтому тон его голоса изменяется время от времени: из-за этого внутреннего беспорядка.

Когда человек лжёт – а тем более неумело – в нём просто бушуют эмоции. Он как будто ходит по минному полю. Поэтому можно по голосу определить, в каком состоянии находится собеседник: если у него проскакивают высокие ноты – вероятнее всего, он что-то скрывает; если он говорит спокойным низким голосом – скорее всего, он говорит правду.

  • Паузы в речи

Как было сказано выше, внимание лгуна очень расфокусировано. А так как особое значение он уделяет словам – непосвящённый в науку лжи человек смотрит на то, что он говорит, а не как – ему нужно время, чтобы их подобрать.

В это время и образуются паузы. Это могут быть не 2, 3 или 5 секундные, а едва заметные остановки. Поэтому внимательно следите за тем, как человек говорит.

  • Несоответствие того, что человек говорит, и как он это выражает

Можно было отнести этот пункт к изменению тона голоса, но здесь добавляется ещё один элемент – мимика. О ней мы поговорим дальше. Здесь приведём лишь пример, чтобы было понятно, о чём речь:

Если человек, получив подарок или комплимент, начинает восторженно благодарить вас, но по определённым моментам на его лице видно, что ему это было безразлично – он лжёт.

  • Мало деталей в повествовании

В рассказе лжеца обычно мало деталей. Если вы попросите его что-нибудь уточнить – ему придётся очень сильно напрячься. И, скорее всего, после вашего вопроса последует пауза. Используйте это, как идентификатор. Перескакивайте с темы на тему, а затем попросите повторить детали того, о чём вы говорили несколько минут назад. Но только делайте это естественно, чтобы не вызвать подозрения.

  • Повтор вопроса

Для того чтобы выиграть время, человек повторяет вопрос, который ему задали. Этих нескольких секунд обычно хватает, чтобы придумать достойный ответ: тот, который будет больше всего похож на правду.

  • Повтор одной и той же информации

Лжец будет всячески пытаться заселить в вашу голову свою невиновность. И он под разными формулировками будет повторять это.

Запомните: невиновному не в чем оправдываться

Как распознать ложь по мимике и жестам

  • Закрытые обороняющиеся позы

Если собеседник часто принимает закрытые оборонительные позы, скрещивает руки и ноги, поджимает плечи, у него присутствует мимика лжи (об этом подробно рассказано ниже), он сутулится, прикрывает живот, предпочитает, чтобы между вами был какой-либо предмет, использует определённые неестественные телодвижения – он, скорее всего, лжёт.

Благодаря созданию дополнительного расстояния, препятствий и защите жизненно важных органов, его стресс понижается. А это очень важно для лжеца – потому что, как мы помним, ему приходится очень напрягаться, чтобы всё прошло гладко.

  • Касание к лицу и шее

Ещё одни фактором того, что человек лжёт, является его касания к шее и лицу. Это – самые часто встречающиеся жесты лжи. Обычно они выглядят очень неестественно. Что они означают?

Когда пальцы около губ – это, скорее всего, свидетельствует о том, что тело человека как бы сообщает ему: “Хватит говорить неправду! Прекрати!”. Поэтому он неумышленно начинает прикрывать сам себе рот рукой.

Когда собеседник касается носа – он старается отвести руки ото рта. Так, чтобы это выглядело естественно: “Что? У меня нос зачесался”.

Касание к уху свидетельствует о том, что человеку не хочется слушать свою ложь. Это всё происходит на подсознательном уровне. То есть всё происходит непроизвольно; как бы на заднем плане.

Касание глаз – это попытка избежать контакта с собеседником. Люди в стрессовой ситуации боятся, что у них всё видно по взгляду. Поэтому они всячески стараются спрятать свои глаза.

  • Частое прерывистое дыхание и потливость

Мы помним, что врун подвержен сильному стрессу. Поэтому его дыхание и потоотделение становится таким, словно он только что занимался спортом.

Если человек говорит правду – ему не о чем волноваться. Поэтому, заметив эти признаки, задумайтесь.

  • Выражение скуки напоказ

Опытных лжецов не так легко поймать. Они никогда не действуют слишком эмоционально. Один из приёмов, который они используют – это открытое выражение скуки: отрытая поза, зевание, улыбка, медленная речь.

Если человек обычно себя так не ведёт – значит он нарочно “перепрограммировал” свой язык тела.

  • Повороты головы по сторонам

Лжец может поворотами головы сигнализировать о том, что он отказывается от своих слов. Эти повороты влево-вправо похожи на то, как мы показываем “нет” (противоположное телодвижение – это кивок, обозначающий “да”), но немного слабее. Не так открыто.

  • Фальшивая улыбка

Также собеседник может прикрываться фальшивой улыбкой, чтобы снизить уровень недоверия с вашей стороны. Чем она отличается от обычной? Когда человек улыбается искренне, у него появляются небольшие складки в уголках глаз. А когда неискренне – задействуется только рот.

Для того чтобы более точно отслеживать ложь по мимике – попробуйте проверить каждый пункт сами, перед зеркалом. Например, улыбайтесь себе без задействования мышц вокруг глаз.

Как распознать ложь по глазам

  • Избегание контакта глаз

Лжец часто будет стараться избежать контакта глаз. Обычно большую часть времени – 60-80% – его взгляд будет якобы оценивать окружающую обстановку, поднят вверх – обдумывая что-то, или вниз – “рассматривая что-то интересное”.

  • Частое моргание

Если у человека нет проблем с глазами – значит частое моргание свидетельствует о его волнении. Есть ли у него для этого повод? Если нет, то, скорее всего, то, что он говорит – ложь.

  • Наигранное удивление

Когда человек искренне удивляется – у него подымаются брови. Если же человек только хочет сделать вид, что рад вас видеть, то у него всего лишь повысится интонация в голосе.

Как вывести лжеца на чистую воду

  • Попросите рассказать его историю в обратном хронологическом порядке

Придумать истории – это одно. Но если несуществующую историю попытаться перевернуть с ног на голову, то, скорее всего, получится каша. Попробуйте сами! Только человек с очень быстрой скоростью мышления способен на это.

  • Задавайте как можно больше вопросов о деталях

Как мы говорили выше – лжецы слабы в придумывании деталей. Поэтому старайтесь как можно больше о них узнавать: цвета, предметы, люди, разговоры – всё что угодно.

  • Молчите и выражайте открытое недоверие

Попробуй загнать лжеца в состояние сильного стресса: открыто говорите ему, что не верите; молчите и пристально смотрите ему в глаза. Так он начнёт стараться убедить вас в обратном. Благодаря чему вскроется множество дополнительных элементов, по которым он может попасться на лжи.

Не всегда удаётся распознать ложь на 100%

Всё, что здесь описано – это не 100% признаки выявление лжецов. Они всего лишь свидетельствуют о том, что человек либо пытается что-то скрыть, либо он не уверен в своих словах.

Запомните 2 правила:

  1. Ни один способ, ни одна деталь не даёт точную информацию: ни мимика, ни жесты, ни использование детектора лжи.
  2. Не обвиняйте человека во лжи на основе догадок. Информация из статьи – это своего рода ориентир. Она может только направить вас в сторону правды.

Человеческий фактор играет огромную роль. Поэтому так сложно что-либо доказать по мимике и жестам, голосу или глазам.

Как приблизиться на максимально близкое расстояние к правде

Для того чтобы овладеть навыком выявлять ложь по жестам, мимике и глазам максимально точно – нужно научиться сопоставлять все факторы в одну картину, а не смотреть на них врознь.

То есть смотрите на все жесты лжи, как на один механизм.

На то, чтобы за всем уследить, нужна огромная практика и более глубокое изучение темы: читайте книги – благо, сейчас их огромное количество в интернете; просматривайте материалы экспертов в этой теме – их вы тоже можете отыскать в открытом доступе. И у вас всё получится!

Согласно статистике каждый человек успевает соврать не менее 4 раз за день, поскольку правда часто противоречит общепринятым нормам приличия, этике и даже морали. Как распознать ложь, если ни один современный детектор не способен дать стопроцентной гарантии того, что сказанное человеком не является обманом? Определим внешние признаки неправды, которые выдадут собеседника.

Какой бывает неправда

Часто обман бывает безобидным, когда человек говорит неправду из вежливости или из желания понравиться («Прекрасно выглядишь!», «Весьма рад знакомству!»). Иногда людям приходится недоговаривать всей правды или молчать в ответ на неудобные вопросы из нежелания нагнетать ситуацию, и это также считается неискренностью.

Однако психологи утверждают, что даже безобидное, казалось бы, вранье способно серьезно навредить отношениям, особенно, если речь идет о недосказанности между членами семьи: мужем и женой, родителями и детьми. Добиться взаимного доверия и сохранить прочные семейные узы в таких обстоятельствах сложно, поэтому важно знать, как распознать ложь мужчины, женщины или ребенка.

Наблюдения специалистов в области психологии показали определенные результаты, которые касаются обманов в семье:

  1. несмотря на свою внешнюю открытость к собеседнику, экстраверты более склонны ко лжи, чем интроверты;
  2. дети быстро учатся врать в авторитарных семьях, при этом делают это часто и виртуозно;
  3. родители, которые ведут себя мягко в отношении ребенка, замечают ложь сразу, поскольку он обманывает редко и врет неуверенно;
  4. женский пол склонен к обманам, если дело касается бытовых вещей – утаивают цену купленных товаров, не рассказывают о разбитой чашке или пригоревшем блюде и т. п;
  5. мужчинам свойственна недосказанность в вопросах взаимоотношений, они скрывают свое недовольство партнером, заводят любовниц и уверенно лгут по поводу своей верности.

Как научиться распознавать ложь?

Чтобы предотвратить развитие сложных семейных отношений, построенных на обмане, неверности и недосказанности, важно научиться понимать искренность. Часто умение выводить обманщика на чистую воду является природным талантом человека, который интуитивно знает, как распознать ложь по мимике, жестам или интонации собеседника. В этом ему помогает жизненный опыт общения с лжецами, либо природная наблюдательность.

Это не значит, что любой желающий не сможет определить обман без соответствующего опыта или таланта. В настоящее время психологией установлены некоторые вербальные и невербальные признаки искажения информации, которые характерны для большинства людей. Благодаря четко отработанной методике, основанной на понимании подобных сигналов, каждый человек сможет выработать умение распознавать неискренность. Узнаем, что способно выдать лжеца.

«Обмани меня» - один из немногих сериалов, в основе которых лежит подтвержденная научная гипотеза. Прототипом его главного героя, доктора Кэла Лайтмана, стал крупнейший специалист в области психологии эмоций Пол Экман. Он обнаружил, что с точки зрения мимики люди любой культуры одинаково выражают чувства, и открыл микродвижения - короткие эпизоды мимической активности, которые указывают на эмоции, - даже в случаях, когда человек старается их скрыть. T&P составили гид по технологиям Пола Экмана, которые помогут научиться видеть ложь.

Долгое время наука не обращала на мимику никакого внимания. Впервые ей занялся Чарльз Дарвин, в числе прочих своих работ опубликовавший в 1872 году книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Ученый заявил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда испытывают гнев. При этом Дарвин утверждал, что наши жесты, в отличие от мимики, можно назвать условными, и был уверен, что они зависят от того, в какой культуре принадлежит человек.

Почти век эта работа Дарвина оставалась практически забытой. Если ее и вспоминали в научных кругах, то только для того, чтобы оспорить. Лишь в 30-х годах XX века к ней обратился французский нейроанатом Дюшен де Булон, который старался опровергнуть теорию нацистского ученого, утверждавшего, будто «представителей низших рас» можно узнать по жестам.

В 60-х годах гипотезы, озвученные в «О выражении эмоций у человека и животных» и многократно упомянутые у де Булона, популяризовал американский психолог Пол Экман. Он провел ряд исследований, чтобы проверить эту теорию, и выяснил, что Чарльз Дарвин был прав: в разных культурах жесты и впрямь различаются, а вот мимика - нет. Оппоненты Экмана утверждали, что всему виной Голливуд и телевидение, которое транслирует усредненный образ мимики, во многом принимаемый за эталон в разных странах. Чтобы оспорить это предположение, в 1967 и 1968 годах ученый исследовал мимику представителей одного из племен в Папуа Новой Гвинее. Эти люди ни разу не контактировали плотно ни с западной, ни с восточной культурой и находились на этапе развития, аналогичном каменному веку. Экман обнаружил, что и в этом случае основные эмоции выражались теми же способами, что и во всем мире. «Система кодирования лицевых движений» (FACS) - метод классификации выражений лица человека, изначально разработанный Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году и основанный на подборке фотографий с соответствующими эмоциями - оказалась универсальной. Эта своеобразная нотная запись для лица и сегодня позволяет определить, из каких мимических движений состоит то или иное эмоциональное выражение.

От удивления до презрения: семь универсальных эмоций

Существует всего семь эмоций, которые имеют универсальную форму выражения:

Удивление,
- страх,
- отвращение,
- гнев,
- радость,
- печаль,
- презрение.

Все они зашифрованы в FACS и EmFACS (обновленной и расширенной версии системы), так что каждую эмоцию можно найти и определить по характерным признакам, оценив ее интенсивность и степень смешения с другими чувствами. Для этого существуют основные коды (например, код 12: «Подниматель уголка губы», большая скуловая мышца), коды движений головы, коды движений глаз, коды видимости (например, когда не видно бровей, нужно поставить код 70) и коды общего поведения, которые позволяют зафиксировать в записях глотание, пожатие плечом, дрожь и др. «Существуют неконтролируемые, непреднамеренные выражения лица, а также смягченные или притворные выражения, в которых ослабляется переживаемая эмоция, либо симулируется эмоция, не испытываемая в данный момент», - пишет Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица». Непреднамеренные выражения всегда проступают за «ширмой», создаваемой на лице. В этом случае их можно определить по микродвижениям. Обычно такие выражения возникают всего на доли секунды, так что для того, чтобы их обнаружить, нужна тренировка.

На нашем лице есть три области лица, способные двигаться независимо:

Брови и лоб;
- глаза, веки и переносица;
- нижняя часть лица: щеки, рот, большая часть носа и подбородок.

Для каждой из них существует своя схема движения в каждом из семи случаев. Например, при удивлении брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. Страх выглядит иначе: брови приподняты и слегка сведены к переносице; верхние веки также подняты, обнажая склеру, нижние веки напряжены; рот приоткрыт, а губы тоже слегка напряжены и оттянуты назад.

Пол Экман дает в своей книге подробную карту микродвижений для каждой универсальной эмоции и предлагает фотографии для самостоятельной практики. Чтобы по этой книге научиться быстро определять, какое чувство выражается на человеческом лице, нужно найти партнера, который будет показывать вам эти фотографии - полностью или закрывая L-образной маской часть изображения. Книга также позволяет научиться определять степень выражения эмоций и распознавать компоненты смешанных выражений лица: горьковато-сладкой печали, испуганного удивления и так далее.

Обманчивые выражения: контроль сообщения

«Проще фальсифицировать слова, чем выражения лица, - пишет Пол Экман. - Нас всех учили говорить, мы все обладаем достаточно большим запасом слов и знанием правил грамматики. Существуют не только орфографические, но и энциклопедические словари. Вы можете заранее написать текст своего выступления. Но попытайтесь сделать то же самое с выражением своего лица. В вашем распоряжении нет никакого «словаря выражений лица». Намного проще подавлять то, что вы говорите, чем то, что вы показываете».

По мнению Пола Экмана, человек, который лжет в мимических проявлениях своих чувств или в своих словах, обычно стремится удовлетворить свою текущую потребность: карманник изображает удивление, неверный муж скрывает улыбку радости при виде любовницы, если рядом жена, и так далее. «Однако слово „ложь“ не всегда правильно отображает то, что в этих случаях происходит», - объясняет Экман. - Оно предполагает, что единственно важное сообщение - это сообщение об истинном чувстве, которое лежит в основе ложного сообщения. Но ложное сообщение также может иметь важное значение, если вы знаете, что оно ложно. Вместо того чтобы называть этот процесс ложью, вам следовало бы лучше называть его контролем сообщения, потому что ложь сама по себе также может передавать полезное сообщение».

В таких случаях на лице человека присутствуют два сообщения: одно отражает фактическое чувство, а другое - то, что он хочет передать. Пол Экман впервые вплотную заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (мимически и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились добиться прекращения своей госпитализации и совершить самоубийство. В «Обмани меня» сценаристы тоже поднимают эту проблему: по сюжету, мать доктора Кэла Лайтмана покончила с собой после того, как ей удалось таким образом обмануть психиатров. Позже, просматривая видеозаписи ее бесед с врачами, главный герой сериала обнаруживает микровыражение печали у нее на лице.

Контроль мимического сообщения может быть разным:

Смягчение,
- модулирование,
- фальсификация.

Смягчение, как правило, происходит за счет добавления мимических или словесных комментариев к уже присутствующему выражению. Например, если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице элемент отвращения к себе самому. С помощью смягчения люди часто сообщают окружающим, что способны справиться со своими чувствами и добиться соответствия собственного поведения культурным нормам или текущей ситуации.

В случае с модулированием человек корректирует интенсивность выражения эмоции, а не комментирует ее. «Есть три способа модулирования выражения лица, - пишет Пол Экман. - Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов». Как правило, используются все три метода. А вот при фальсификации мимический процесс становится ложным: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле (симуляция), не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть (нейтрализация), либо же одно выражение скрывается за другим (маскировка).

Физиология лжи: место, время и микровыражения

Чтобы научиться распознавать ложь на лицах, нужно обращать внимание на пять аспектов

Морфологию лица (конкретную конфигурацию черт);
- временные характеристики эмоции (как быстро возникает и как долго держится);
- место проявление эмоции на лице;
- микровыражения (они прерывают основное выражение);
- социальный контекст (если на рассерженном лице виден страх, нужно подумать, есть ли для этого объективные причины).

Люди, которые контролируют выражение своего лица, больше всего внимания уделают его нижней части: рту, носу, подбородку и щекам. Ведь именно через рот мы осуществляет звуковую коммуникацию, в том числе бессловесную: крики, плач, смех. А вот веки и брови чаще «показывают» истинное чувство - впрочем, брови тоже используются для мимической фальсификации, что может влиять на внешний вид верхних век. Что и как именно оказывается «не на месте» в процессе обмана, зависит от того, что именно транслируется, а что скрывается. Например, выражение радости вообще не требует от нас задействовать лоб - так что если она прикрывает другую эмоцию, последнюю нужно искать в этой области.

По книгам Экмана можно научиться распознавать разные фальсифицированные выражения лица в разных ситуациях: видеть испуганные брови на нейтральном лице (что свидетельствует о неподдельном страхе), обнаруживать отсутствие напряжения нижних век на разгневанном лице (что говорит о том, что злоба поддельная), находить утечку информации о настоящем гневе под маской отвращения, замечать паузы между словесным сообщением об эмоции и появлением ее ложной версии на лице (1,5 секунды) и обращать внимание на другие важные мелочи.

Но главный навык, который позволяют выработать книги и тренинги Экмана, - это распознавание микровыражений. Эти проявления эмоций обычно длятся совсем недолго: от половины до четверти секунды. Научиться находить их можно, используя те же фотографии и L-образную маску, - если изображения будут быстро сменять друг друга. Присутствие микровыражений тем не менее не означает, что человек одновременно не маскирует, не ослабляет и не нейтрализует переживаемые эмоции. Эти короткие эпизоды мимической активности являются симптомом обмана либо в крайнем случае признаком, что человек сам не знает, что чувствует, однако их отсутствие еще ни о чем не говорит.

Сегодня Пол Экман и его исследовательская группа проводит тренинги распознавания эмоций для работников таможни, полиции и пограничной службы, HR-специалистов и других людей, которым часто приходится искать обман или подтверждать факты. Однако его разработки полезны не только на границе: они могут помочь журналистам во время интервью, преподавателям на уроках, бизнесменам на переговорах и многих другим людям. Впрочем, ни техники доктора Лайтмана из сериала, ни техники доктора Экмана, которые легли в основу «Обмани меня», не стоит использовать дома. Ведь далеко не каждый обман в действительности влечет за собой негативные последствия, - а близким людям нужно давать право на тайну, поскольку не все, что они скрывают, имеет отношение к нам.

Картинки © Matthieu Bourel

Ученые определили, что чем привычнее человеку лгать, тем сложнее понять, что он говорит неправду. Но если знать, как определить ложь по мимике и жестам, и иметь опыт общения с лгунами, то распознать его неискренность вполне возможно. Однако если человеку редко приходится лгать, то раскусить его и вовсе просто.

Мимика лжи

В первую очередь на ложь человека указывает его волнение, признаки которого можно уловить во взгляде, движениях и голосе. Можно заметить, как изменилась его речь, жесты и поведение. К примеру, на то, что человек вам врет, указывают следующие речевые и голосовые параметры. Когда человек неискренен, то у него непроизвольно меняется интонация, речь становиться более растянутой, ускоренной или медленной. На лживую информацию указывает дрожание голоса. Может измениться его тембр, появиться неожиданная охриплость или, наоборот, высокие нотки. Некоторые и вовсе начинают немного запинаться.

Как определить правдивость информации по взгляду

Если хотите знать, как определить ложь по глазам, то бегающий взгляд станет вам помощником. Разумеется, это вовсе не говорит о неискренности. Возможно, собеседник растерялся или стесняется, но вам все равно стоит задуматься о достоверности полученной информации. Когда человек стыдится и чувствует неловкость от своей лжи, он почти всегда отводит глаза. При этом излишне пристальный взгляд также может указывать на то, что вам говорят неправду. Так собеседник следит за реакцией слушающего и анализирует, верят его словам или нет.

Как выдают ложь глаза человека

Когда человек говорит неправду, его чаще всего выдают глаза. Зная, какие движения выдают ложь, можно научиться их контролировать, а вот следить за глазами гораздо сложнее. Человек, который обманывает, чувствует себя некомфортно, поэтому и отводит взгляд от оппонента. Понаблюдайте за собеседником: если он старательно не смотрит вам в глаза, то это первый признак неправдивой информации. Но стоит отметить, что многие знают об этой особенности, и чтобы скрыть ложь, смотрят человеку прямо в глаза, что опять же является одним из признаков лукавства. Лгунишки стараются казаться честными, поэтому взгляд получается неестественным. Как говорится, у честных людей таких честных глаз не бывает.

Кроме того, в некомфортной для человека ситуации зрачок сильно уменьшается в размерах, а это проконтролировать невозможно. Внимательно посмотрите на собеседника, и если у него сужен зрачок, то он вам врет.

Есть еще один признак, который нужно учитывать при определении лжи: обратите внимание, в какую сторону направлен взгляд вашего собеседника. Если он смотрит вправо, то, скорее всего, он вам врет. Если в правую сторону и вверх - придумывает картину, образ. Если прямо и вправо - подбирает фразы и прокручивает звуки, если вправо и вниз - он закончил обдумывать ситуацию и сейчас начнет рассказ. Но обратите внимание, что все эти правила работают только в том случае, если человек правша. Если же он левша, то будет смотреть в левую сторону.

Как определить ложь по мимике

В разговоре с человеком стоит обратить внимание на его улыбку, и если она не уместна, то это указывает на то, что он вас обманывает. Это объясняется тем, что за улыбкой человек пытается скрыть свое внутреннее волнение. Если внимательно понаблюдать за человеком, то можно распознать ложь по мимике. Для лжецов характерно сильное напряжение лицевых мышц, которое длится совсем недолго, всего несколько секунд. Но, согласитесь, случается, что оппонент врет с каменным лицом, что явно говорит о его неискренности.

Другие показатели лжи

Итак, мы выяснили, как определить ложь по глазам. Давайте отследим другие признаки, например, непроизвольные реакции, которые человек не в состоянии контролировать: покраснение или побледнение кожи, частое моргание или периодическое сужение и расширение зрачков. Могут наблюдаться и некоторые другие проявления эмоций, индивидуальные для каждого человека. Они всегда сопровождают обман и помогают понять, правду ли вам говорят.

По каким жестам можно определить ложь

Психология лжи отлично помогает определить правдоподобность информации. Если верить теории американского исследователя Алана Пиза, то собеседник, пытаясь ввести в заблуждение оппонента, часто сопровождает свою речь следующими действиями.

  1. Касанием лица руками.
  2. Прикосновением к носу.
  3. Трением глаз.
  4. Оттягиванием воротника.
  5. Прикрыванием рта.

Естественно, жесты обмана не обязательно указывают на то, что человек говорит вам неправду, так как их нужно рассматривать не отдельно, а в совокупности с мимикой и прочими факторами, которые нужно анализировать с учетом сопутствующих обстоятельств. То есть каждая реакция не является самостоятельным показателем, ее необходимо сопоставлять с другими признаками. И не менее важно иметь представление о так называемом фоновом состоянии каждого человека, то есть обращать внимание на его интонацию, голос, взгляд и жесты в повседневной жизни.

Как правильно анализировать и сопоставлять детали

Чтобы понять, как определить ложь по жестам людей, необходимо много общаться, быть внимательным к окружающим, уметь улавливать мельчайшие детали в поведении людей, трезво оценивать ситуацию и происходящие события. То есть требуется богатый коммуникативный опыт, умение анализировать и сопоставлять все факторы. Только в этом случае вы сможете отличить правду ото лжи, ориентируясь на мимику и жесты, и правильно оценить достоверность услышанной информации.

Психологический портрет лжеца

Конкретного психологического портрета не существует, поскольку у каждого человека свои индивидуальные признаки проявления. Теория лжи - это совокупность закономерностей, с учетом которых можно определить, правду говорит человек или нет. Когда вы ведете разговор с собеседником, то ваше лицо подобно зеркалу отражает то, что вы на самом деле чувствуете и думаете. Некоторые из них приходится скрывать от окружающих, но это вовсе не означает, что нужно полностью себя контролировать, ведь в противном случае окружающие будут относиться к вам с недоверием, как к неискреннему и фальшивому человеку.

В общем, не всегда на лице человека можно прочесть его истинные чувства. Есть правила, помогающие определить, насколько искренен ваш собеседник. Во-первых, вы должны знать, что мимику лба контролировать гораздо проще, чем движение глаз и лба, а значит, именно в верхней части лица следует искать непроизвольно появляющиеся черты, указывающие на обман. К примеру, когда человек фальшиво улыбается, у него не образуются складочки под нижними веками, которые обязательно появляются при естественной улыбке. Еще один момент: фальшивая улыбка возникает немного раньше, чем вы ее ожидаете. Более того, неожиданная улыбка всегда вызывает подозрение. Вас должно насторожить, если усмешка держится на лице слишком длительное время. Когда собеседник улыбается естественно и непринужденно, то это длится не более четырех секунд.

Было замечено, что многим людям сложно смотреть в глаза собеседнику, если он его обманывает. Именно поэтому мы не доверяем человеку с бегающими глазами. Тот, кто врет, часто отводит глаза от собеседника, моргает чаще, чем обычно, или вовсе отворачивается. Будьте предельно внимательны, так как эти сигналы могут указывать вовсе не на ложь, а на неловкость, растерянность или дискомфорт.

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.