Состоит аккумулятор для шуруповерта. Восстановление аккумулятора шуруповёрта

Использование шуруповертов прочно вошло в строительное дело. Аккумуляторные дрели позволяют выполнять задачи в таких местах, где нет внешнего источника питания или сложно подать удлинитель. Но со временем элементы питания выходят из строя. Некоторые нашли для себя возможным и несложным провести ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками. Что для этого нужно и можно ли восстановить существующие элементы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с разновидностями существующих аккумуляторов.

Разновидности аккумуляторов

Производители шуруповертов применяют в своих моделях аккумуляторы, которые несовместимы с изделиями конкурентов. Но это касается внешнего строения, внутренние компоненты являются одинаковыми и могут быть нескольких различных видов. Среди них выделяют:

  • литий-ионные;
  • никель-кадмиевые;
  • никель-металлогидридные.

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Чаще всего на корпусе аккумуляторной батареи можно встретить надпись Ni-Cd. Она говорит о том, что внутри находятся элементы, которые имеют никель-кадмиевый состав. Раньше такие батареи применялись и в мобильных телефонах. Это связано с невысокой стоимостью элементов для таких аккумуляторов. По сроку службы они уступают двум другим группам. Связано это с небольшим количеством циклов разряда/заряда. Обычно напряжение на одной банке составляет 1,2 вольта. Чтобы достичь напряжения в 12 вольт, потребуется использования 12 банок для одного аккумулятора.

Это отрицательно сказывается на весе и габаритах аккумулятора. Для аккумулятора на 18 вольт понадобится 18 элементов. Положительными свойствами является выносливость к глубокому разряду. Также их можно хранить незаряженными, что не сказывается на их отдаче. Если надолго оставить заряженный аккумулятор, то через некоторое время он потеряет свой заряд. Производство таких элементов не отличается экологичностью, поэтому разрешено не в каждой стране.

Никель-металлогидридные аккумуляторы разрабатывались как замена предыдущему виду. Они получили более широкое применение в бытовой сфере. Обычные пальчиковые зарядные батарейки выполнены по принципу никель-металл-гидридных аккумуляторов. Такие изделия практически не имеют эффекта памяти. Это означает, что заряжать их можно до полного разряда. Но есть некоторые ограничения, которые заключаются в сроке пребывания в частично разряженном состоянии. Если аккумулятор пробыл в нем больше месяца, тогда его потребуется полностью разрядить до начала зарядки. Их производство не наносит такого вреда окружающей среде, как никель-кадмиевых.

Изделия способны дольше держать заряд, но их стоимость в два и больше раза превышает таковую у первого варианта. Аккумуляторы, которые содержат никель-металл-гидридные элементы выдерживают до 300 циклов заряда/разряда. Кроме того, у такого вида аккумуляторов скорость саморазряда также в несколько раз выше. Не так давно были разработаны элементы, которые подвержены меньшему саморазряду. Напряжение одного элемента также составляет 1,2 вольта. Производители советуют заряжать стандартные элементы небольшим током длительное время.

В последнее время получили большое распространение литий-ионный аккумуляторы. Они применяются не только в шуруповертах, но и в большинстве техники и электроники, которая питается от портативного источника. Такие элементы идентифицирует надпись на упаковке или корпусе Li-Ion. Один такой элемент имеет напряжение в три раза больше, чем у одной банки предыдущих двух, оно составляет 3,6 вольта. Элементы могут быть самой различной емкости. При этом их габариты остаются небольшими, что снижает вес и позволяет сделать шуруповерт более компактным. Количество циклов было увеличено до 500. Элемент лишен эффекта памяти, поэтому его можно заряжать в любой момент, когда это потребуется. Производство таких аккумуляторов обходится дороже, поэтому техника с ними также имеет большой ценник.

Что именно неисправно

Для правильного выявления неисправности стоит понимать, что источник энергии состоит из отдельных банок, которые соединены между собой последовательно. Для никель-кадмиевых и никель металл-гидридных контроллер заряда установлен в зарядное устройство, а в литий-ионных чаще всего он находится в самих аккумуляторах. Если аккумулятор не заряжается от зарядного устройства, то необходимо проверить, какое напряжение выдает устройство. Для этого к нему подключается вольтметр и проводятся замеры. Если все в порядке, тогда причина кроется в самих элементах. Обычно компоненты не выходят из строя вместе. Потерявшей свою емкость оказывается одна или несколько банок.

Чтобы это проверить также понадобится мультиметр, который переводится в режим вольтметра для замера постоянного тока. Также необходимо разобрать элемент питания для получения доступа к отдельным банкам. Но перед этим необходимо разряженное изделие включить в зарядное устройство и дождаться окончания цикла. Когда будет просигнализировано о достижении полного заряда, тогда можно переходить к разборке. Чаще всего корпус делается неразборным. Это означает, что придется задействовать фантазию и наблюдательность, чтобы вскрыть его без повреждения внутренних компонентов. Часто половинки могут быть склеены между собой, поэтому можно использовать бензин «Калоша» и шприц с иглой. Необходимо нанести небольшую порцию на место соединения и выждать, пока обезжириватель растворит клей.

Обратите внимание! Бензин «Калоша» не повреждает пластик, поэтому не стоит переживать за корпус изделия.

Теперь с помощью мультиметра необходимо произвести замеры напряжения на каждом элементе. Важно не перепутать щупы местами, т. к. показания могут быть неверными. В заряженном состоянии литий-ионные аккумуляторы могут иметь напряжение до 4,2 вольта, если оно будет ниже 3,5, тогда можно считать, что с элементом есть проблемы. В двух других видах элементов напряжение заряженной банки находится в пределах от 1,2 и выше. После проведения замеров на хороших банках можно поставить знак «+», а на потерявших емкость - «-». Можно выбрать любое удобное обозначение. После проведенной проверки можно собрать источник. Склеивать половинки корпуса не стоит. Можно перемотать их изолентой, т. к. потребуется еще одна разборка.

Аккумулятор необходимо пустить в работу до того момента, пока не станет явным, что он потерял емкость или разрядился. После этого корпус источника можно снова демонтировать и произвести замеры на отдельных элементах, которые были помечены, как вышедшие из строя. Если напряжение на них просело на 0,5 вольта от номинального нижнего порога, тогда элементы были выявлены правильно и потребуется их дальнейшее обслуживание или замена. После разборки аккумулятора необходимо произвести внимательный осмотр всех узлов соединения и пайки. Если на каком-то из элементов есть плохой контакт, то он может быть всему виной, а банка будет в порядке.

Совет! Нагрузку на аккумулятор можно повесить и не собирая его. Это актуально для источников с напряжением в 12 вольт. Потребуется автомобильная лампочка с мощностью, которая не превышает общую от аккумулятора. Она подключается к общим выходам аккумулятора и в режиме реального времени можно проводить замеры. Те банки, на которых наблюдается наибольшая просадка по напряжению, пришли в негодность и требуют замены.

Возможно ли восстановление банок

Восстановление элементов, которые потеряли емкость, - непростая задача, которая не всегда приносит результаты. В большинстве случаев процедура может несколько продлить жизнь банки, но впоследствии потребуется замена. Литий-ионные аккумуляторы невозможно восстановить, поэтому не стоит и пытаться. Чаще всего при выходе из строя, они вздуваются, деформируя внутренние компоненты, и с этим уже ничего не поделаешь. Первый метод, который можно применить - подбор другой системы управления. Можно переставить банки из нерабочего аккумулятора в рабочий и посмотреть, изменится ли что-либо. Если это помогло, тогда вопрос решен. Но аккумулятор-донор должен быть схожей модели. Для никель-кадмиевых банок можно попробовать восстановление несколькими циклами заряда и разряда. Если после этого происходит нормальный набор емкости, тогда можно некоторое время пользоваться.

Обратите внимание! В некоторых случаях литий-ионный компонент может уйти в глубокий разряд и поэтому ему необходим больший стартовый ток. Для этих целей можно воспользоваться лабораторным блоком питания или другим зарядным устройством, в котором можно отрегулировать ток. Выставляется ограничение по току в 0,5 ампера и подается напряжение в 4,2 вольта. Если напряжение на элементе растет, тогда все в порядке.

Ремонтные работы

Для ремонта аккумулятора шуруповерта потребуется наличие аналогичных или таких же банок, что и в родном аккумуляторе. Необходимо паяльник, флюс, который не имеет коррозионного воздействия на материал, олово и смывка, которая позволит удалить остатки флюса.

Практическая часть

Паяльник для работ должен быть достаточной мощности, чтобы хорошо прогреть пластины. Испорченные элементы удаляются и выбрасываются. Лучше сдать их в пункты утилизации, чтобы не наносить вреда окружающей среде. По существующей схеме подставляются новые банки и соединяются родными пластинами. Работать стоит быстро, чтобы слишком не перегревать аккумуляторные элементы, от этого они могут выйти из строя. Важно внимательно смотреть на маркировку элементов, чтобы не перепутать полярность. Первым наносится флюс, а дальше олово. После сборки аккумулятора необходимо дать новым банкам набрать требуемую емкость. Для этих целей необходимо провести несколько циклов полного разряда и заряда АКБ. Дополнительную информацию о ремонте аккумулятора можно получить из видео.

Резюме

Ремонт аккумулятора для шуруповерта несложная задача, если знать о нюансах, которые были описаны в статье. Основной проблемой может стать подбор подходящих банок, которые бы соответствовали параметрам тока и по размерам подходили бы к конкретному аккумулятору.

Осуществить ремонт аккумуляторов шуруповерта своими руками – это вполне реальная задача, хотя и несколько трудоемкая. Перед началом работы предусматривается проведение качественной диагностики устройства, ведь уточнить и конкретизировать поломку не всегда удается сразу. Таким образом возможно установить места неисправностей и принимать правильные решения по ремонту или замене элементов.Стоит заметить, что неисправностей может быть обнаружено одновременно несколько и все они должны быть устранены при помощи восстановления или замены, по — этому затягивать с решением данного вопроса не стоит.

Что представляет собой аккумуляторный шуруповерт

Аккумуляторный шуруповерт является инструментом, предназначенным для вкручивания болтов, шурупов, саморезов и других элементов, необходимых для обеспечения фиксированных креплений. Коме того, при помощи данного агрегата можно осуществлять сверлильные работы на поверхностях из металла, кирпича, дерева и пластика.

Шуруповерты относятся к категории необходимых инструментов, которые должны находиться в арсенале как у профессиональных строителей, так и у домашних мастеров. Одним из самых популярных элементов для инструмента является такая батарея, как аккумулятор для шуруповерта макита. Не уступает ему в качестве и аккумулятор для шуруповерта интерскол.

Чем обусловлено самостоятельное воспроизведение ремонта батареи

Цена инструмента складывается исходя из стоимости элементов заводской сборки, 70% из которой приходится на аккумулятор, который является по сути самой дорогой его частью. Обращаться с данной конструкцией необходимо аккуратно, строго придерживаясь предписанной инструкции и соблюдая перерывы между работой.

Однако, как показывает практика, при возникновении поломок, касающихся аккумулятора, мастера не редко задаются вопросом, как поступать в такой ситуации? То ли ремонтировать инструмент, то ли приобретать новый шуруповерт, ведь замена батареи обойдется не дешево. Однако, стоит учитывать такой вариант, как ремонт аккумуляторов шуруповерта своими руками.

Оказывается, если задаться такой целью, то вполне возможно привести инструмент в порядок, с успехом продолжать им пользоваться, не затрачивая при этом лишних денег. Бесспорно, что придется немного повозиться, вникнуть во все тонкости, но результат того стоит.

Виды батарей аккумуляторных шуруповертов

Для того чтобы воспроизвести ремонт аккумуляторов шуруповерта своими руками, необходимо иметь представление о видах батарей. Все шуруповерты, вне зависимости от их марки и завода -изготовителя, являются идентичными между собой по строению.

Устройство аккумулятора шуруповерта можно понять, если разобрать его блок, который состоит из нескольких, собранных в определенной последовательности элементов. Обеспечение электроэнергией на данный момент осуществляется разными основными элементами, существенно отличающимися между собой.

Среди батарей можно выделить:

Никель-кадмиевые;
никель-металлгидридные;
литий-ионные.

Характеристики аккумуляторов и возможность их «реанимирования»

Литий-ионные элементы аккумулятора для ремонта шуруповерта являются самыми качественными и имеющими долгий срок эксплуатации. При этом они не обладают эффектом памяти, а единственным их недостатком является невозможность функционировать при минусовой температуре. Однако, как показывает практика производители стараются просто не афишировать негативные стороны своей продукции. К примеру литий, по мере истечения эксплуатационного срока имеет обыкновение разлагаться, и к сожалению, сделать с этим ничего нельзя.

Что касается никель-кадмиевых батарей, то они по прошествии определенного промежутка времени высыхают. Но здесь, в отличии от литий-ионных элементов, при должном отношении и правильном подходе к их «реанимации», существует возможность перезалития. А если на банки оказали влияние эффект памяти, то по мнению электриков их необходимо перепрошить. Однако процессы эти кропотливые и долгие, по — этому чаще всего вопрос решается полной заменой элементов.

Ну а если заводить речь о ремонте, касательно никель-металлгидридных батарей, то к сожалению, кроме их смены другого варианта нет.


Зарядка аккумулятора шуруповерта

Само собой разумеется, что если под ремонтом аккумуляторного шуруповерта подразумевать ремонт батареи, то при таком раскладе, реставрации подлежит каждая конструкция без исключения. Сегодня в строй маркетах возможно купить и литий-ионные, и никель-металлигидридные, и никель-кадмиевые батареи за сравнительно небольшую цену. Самостоятельная их установка предусматривает разборку и сборку аккумулятора с заменой начинки, что в принципе не должно вызывать особых сложностей.

Проведение диагностики неисправностей

Первым делом следует разобрать аккумулятор и точно определить место неисправности. Нефункциональной будет вся цепь в том случае, когда поврежденным будет хотя бы один элемент. Вышедший из строя определяется с помощью мультиметра и 12-ти вольтной лампы. Для этого аккумулятор ставится на подзарядку до полного ее завершения.

Далее корпус разбирается и определяется напряжение. Измерять его следует в каждом элементе цепи. При обнаружении «банок» с показателями ниже номинального, их помечают, после чего аккумулятор подлежит сборке и включению в работу до того времени, пока мощность не упадет.

Затем конструкция опять разбирается и производится повторное измерение напряжения элементов. На помеченных участках проседания, напряжение отслеживается более отчетливо. Наличие разницы в разных элементах, начиная от 0,5 В, свидетельствует о скором выходе их из строя, даже в том случае если они какое-то время продолжают работать.

Возможность восстановления емкости аккумулятора шуруповерта путем перепрошивки никель-кадмиевых батарей

Такой ремонт аккумуляторов шуруповерта своими руками может подойти только тогда, когда элементы питания батареи не подвержены пересыханию. Если это все же произошло, то к сожалению, можно констатировать, что восстановлению они не подлежат, и кроме как отправить их на свалку ничего не остается. Удостовериться в состоянии электролита в элементах возможно лишь практическим путем: если методика не действует, значит они пересохли. Если же действует – то все в порядке, очень скоро можно будет пользоваться шуруповертом в привычном режиме. Зарядка элементов шуруповерта воспроизводится при помощи большого тока и напряжения.

Порядок восстановления аккумулятора с помощью перепрошивки

Весь процесс перепрошивки заключается в следующем:

Батарея разбирается;
осуществляется проверка зарядки всех без исключения входящих в ее состав элеметов;
затем к элементам питания подключается зарядное устройство с большой мощностью, и соответственно настраивается с обеспечением подачи напряжения к каждому элементу примерно в 3, 6 V.
воспроизводится зарядка аккумулятора шуруповерта при кратковременной подаче тока: по 5 секунд;
затем осуществляется проверка результата путем измерения показателей напряжения мультиметром. В том случае если эти цифры в каждом заряженном элементе дошли до предела 1,5 вольт и выше, значит все прошло удачно;
после контроля батарея собирается и используется в привычном режиме.

Данный способ позволяет нейтрализовать эффект памяти никель-кадмиевых батарей. В том случае, когда зарядка не получилась, элементы выпаиваются и утилизируются. Единственным вариантом при подобном раскладе является установка новых элементов питания на месте испорченных.

Определение и замена отработанных емкостей в шуруповерте

При принятии решения о воспроизведении ремонта аккумулятора шуруповерта следует учитывать возникновение сложности в момент вскрытия батареи. Дело в том, что они практически всегда тщательно запечатаны. И это понятно, ведь производителям выгодно мотивировать обывателя на покупку нового элемента, а не на самостоятельный ремонт. Поэтому, так или иначе, а «попотеть» немного придется.

При желании аккуратно добраться до внутреннего содержания аккумулятора все же возможно, что и является основной задачей.

Остальные действия здесь достаточно простые, а порядок их таков:

Перед началом манипуляций аккумулятор 12в для шуруповерта ставится на подзарядку;
после вскрытия батареи, элементы питания из нее извлекаются;
затем проверяется напряжение на каждом элементе. Показания фиксируются;
следующий этап в работе: подключение напряжения с целю выявления слабых мест;
затем воспроизводится повторное измерение напряжения и намечаются те, которые плохо заряжены: они подлежат замене на новые;
приобретаются элементы согласно маркировки. Если принято решение осуществить их замену в полном объеме, то это выйдет несколько дороже, но зато не нужно будет париться в поисках слабого звена:
все элементы спаиваются в строгой последовательности плюс к минусу, устанавливаются в батарею и заново запечатываются

На что обратить внимание

Самое главное в этом деле – это трезво смотреть на вещи и не переживать о том, что что-то может не получиться. Однако без учета тонкостей здесь не обойтись, и к самостоятельному ремонту придется отнестись максимально педантично. Заводской технологический процесс предусматривает приваривание пластин, используемых при соединении элементов.

В домашних условиях возможно воспользоваться только паяльником. Важно учитывать, что элементы нельзя подвергать сильному перегреву, и необходимо знать, что все они должны быть сходными по емкости и выходу напряжения. Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками не такая уж и сложная задача для хорошего мастера. Основное здесь — иметь стимул, желание и любовь к данному делу.

При длительном использовании шуруповерта либо его хранении, по истечении определенного времени, батарея шуруповерта приходит в негодность. Дальнейшее использование инструмента становится невозможным. Потребителю приходится рассматривать вариант приобретения нового аккумулятора или шуруповерта. Данное решение проблемы является наиболее простым выходом из сложившейся ситуации, по сравнению с заменой элементов питания в старом аккумуляторе.

Стоимость нового аккумулятора составляет около 60% от стоимости шуруповерта. В состав каждого аккумулятора входят элементы одного типа, которые также продаются отдельно. Батарею можно попробовать починить. Ее ремонт не считается очень сложным процессом, но в случае неудачной попытки, пользователь может приобрести новую батарею. Ниже в статье будут подробно рассмотрены вопросы ремонта батареи шуруповерта своими руками.

Виды аккумуляторов

На сегодняшний день в продаже имеются шуруповерты, со следующими видами батарей: никель-кадмиевые; никель-металлогидридные; литий-ионные.

Отдельный вид имеет свои преимущества и недостатки. Проведем детальный обзор каждого вида.

Ni - Cd батареи .

Положительные стороны:

  • возможность использования в условиях низких температур;
  • хранение при малом заряде позволяет сохранять параметры инструмента;
  • довольно распространенный вид батарей;
  • низкая стоимость.

Отрицательные стороны:

  • эффект памяти заряда;
  • самопроизвольный разряд;
  • небольшая емкость;
  • небольшое количество циклов заряд-разряд.

Ni - MH батареи

Положительные стороны: невысокий эффект памяти заряда; небольшой самопроизвольный разряд; большая емкость, относительно Ni - Cd; большее количество процессов заряд-разряд.

Отрицательные стороны : при малом заряде, теряет часть своих параметров, когда находится на хранении; ценовой диапазон; небольшой срок службы при использовании в условиях низких температур.

Li - Ion батареи

Положительные стороны:

Отрицательные стороны:

  • ценовой диапазон почти в 3 раза выше по сравнению с Ni - Cd;
  • по истечении трех лет существенно снижается емкость, так как литий имеет свойство разлагаться. Реанимировать такой аккумулятор не представляется возможным;
  • нельзя использовать в условиях низких температур.

Восстановить работоспособность батареи можно всегда, если аккумулятор не пересох. В противном случае его придется утилизировать. Как оживить аккумулятор шуруповерта, рассмотрено ниже. Аккумулятор потребуется разобрать.

Способы восстановления : сжатием (если есть электролит, но при этом высок риск потери объема); путем подачи напряжения и тока, на каждый элемент значительно выше номинала.

Выявление неисправных элементов и их замена

Для этого потребуются следующие инструменты:

Порядок ремонта батареи:

  1. Зарядка банок до полного заряда.
  2. Разборка корпуса.
  3. Замер напряжения мультиметром на элементах, поочередно.
  4. Выявление элементов с напряжением ниже номинального (номинальное напряжение Ni - Cd элемента 1,2−1,4 вольт, напряжение литиевого элемента 3,6−3,8 вольта).
  5. Маркировка выявленных элементов.
  6. Сборка корпуса.
  7. Работа шуруповертом под нагрузкой до понижения мощности.
  8. Разборка корпуса.
  9. Замер напряжением на маркированных элементах (напряжение будет ниже чем у других), например, у исправных элементов напряжение станет равным 1,1 В, а у неисправных - 0,8 В и ниже.

Этим способом выявляются неисправные элементы аккумуляторных батарей 12-18 В , которые подлежат замене либо восстановлению.

В Li - Ion батареях , неисправные элементы определяются двумя способами:

  1. Заменой схемы управления от другой, подходящей по параметрам батареи, если неисправность выявлена, производится замена.
  2. С помощью зарядного устройства с возможностью регулировки напряжения и тока. Напряжение выставляется равным 4 V, ток равным 200 mA. Подключается элемент питания. Если напряжение поднимается до 3,6 V - элемент батареи исправен. Затем проверяются остальные элементы.

После перепаковки аккумуляторов шуруповерта, нужно выровнять их потенциалы путем зарядки банок в течение 8-10 часов. После остывания производится замер напряжения на элементах. Если все сделано правильно, напряжение будет в пределах 1,3-1,4 В. Затем производится разрядка банок до конца, путем использования шуруповерта (необходимо провести заряд-разряд 3 раза). Данную процедуру рекомендуется проводить один раз в 3 месяца, для исключения эффекта памяти.

На сегодняшний день практически каждый хороший хозяин имеет на своем «вооружении» в кладовой или в гараже универсальный инструмент для сборки мебели, ремонта автомобиля и прочей техники – шуруповерт. В отличие от электроинструмента с традиционным шнуром питания, он оснащен мощным аккумулятором и не требует подключения к электросети. Зачастую стоимость новой АКБ может составлять до 70% всего прибора и, порой, многие задумываются о целесообразности приобретения нового элемента питания. Отличным выходом из подобной ситуации станет ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками, что поможет существенно сократить затраты.

Вне зависимости от производителя и модели батарея шуруповерта представляет собой пластиковый корпус, в который помещено несколько элементов питания.

Соединенные банки аккумулятора шуруповерта

Количество банок в оболочке может варьироваться от нескольких и до десятка штук. Соединенные последовательно, выводы первого и последнего аккумулятора замыкаются, обеспечивая при этом подключение к ЗУ. Питающее напряжение в бытовых устройствах составляет от 9 до 18В. В некоторых профессиональных приборах значение ЭДС может доходить до 36В, что непременно сказывается на длительности автономной работы.

Кроме банок в корпусе АКБ может находиться датчик температуры и термопрерыватель, служащие для размыкания цепи при возможном перегреве прибора. Любая аккумуляторная литий-ионная (Li-Ion) батарея шуруповерта оснащена специальным контроллером, который обеспечивает оптимальный разряд и работу элементов питания под нагрузкой.

Виды батарей шуруповерта

В настоящее время наиболее популярными и востребованными производителями шуруповертов являются следующие типы:

Никель-кадмиевые батареи (NiCd) .

Никель-кадмиевый элемент АКБ шуруповерта

Катодом данного элемента является гидрат никеля с графитовым порошком и электролитом. В качестве анода выступает гидрат закиси кадмия Cd (OH) 2 . Электродвижущая сила (ЭДС) АКБ составляет порядка 1.37В. В зависимости от качества применяемых материалов и технологии производства срок эксплуатации никель-кадмиевого аккумулятора шуруповерта составляет около 15-25 лет при среднем количестве циклов заряда-разряда 600 раз.

К преимуществам NiCd – батарей можно отнести:

— долговечность. При грамотной эксплуатации период нормальной работы АКБ может составить 25 лет;

— эксплуатация при невысоких температурах. Благодаря своим химическим свойствам заряд элемента питания этого рода практически не меняется с понижением температуры, что дает возможность его использования в условиях сурового климата нашей страны;

— неприхотливость в работе;

— возможность хранения в состоянии разрядки. В отличие от батарей другого вида, никель-кадмиевые АКБ шуруповерта могут длительное время храниться в разряженном состоянии без снижения своих свойств;

— большое количество циклов зарядки-разрядки.

Недостатками никель-кадмиевых АКБ считаются:

— эффект памяти. При неполной разрядке элемент батареи может «запомнить» минимальный уровень заряда и при последующем подключении к ЗУ наполнится энергией только до этого уровня;

— высокий удельный вес. При одинаковых габаритах масса аккумулятора на основе гидрата никеля и закиси кадмия будет существенно больше;

— проблемы с утилизацией. Высокая токсичность наполнения зачастую вызывает проблемы с утилизацией.

Никель-металлогидридные АКБ (NiMH).

Никель-металлогидридная банка шуруповерта

Являются яркими представителями щелочных батарей, входят в группу источников питания химического типа. Катодом выступает оксид никеля (NiO), а в качестве анода – водородный металлогидридный электрод. Начальная ЭДС аккумулятора этого рода составляет 8.4В, но со временем оно понижается до 7.2В. По сравнению с никель-кадмиевыми NiMH-батареи имеются на 20% больше емкости при среднем количестве циклов разряда-заряда 250 раз.

Преимущества NiMH источников питания:

— высокая емкость при сравнительно небольшом весе и габаритах;

— отсутствие эффекта памяти. Можно не до конца заряжать батарею и при последующих подключениях к ЗУ в элементе питания будет восстанавливаться максимальная емкость с полной разрядкой при эксплуатации;

— экологическая безопасность. Наполнители никель металлогидридных батарей шуруповерта не опасны для окружающей среды и человека, а потому не требуют специальной утилизации;

— устойчивостью к повреждениям. При сильных ударах банки NiMH-батареи не разрушаются и способны работать в прежнем режиме.

Недостатки никель-металлогидридных аккумуляторов:

высокий уровень саморазряда. При длительном хранении батарея сильно разряжается и требует подключения к ЗУ. Для продления срока эксплуатации элемента питания необходима его полная разрядка и повторная зарядка;

— малое количество циклов заряда. В отличие от никель-кадмиевых аккумуляторов, количество циклов разряда-заряда у никель-металлогидридных АКБ составляет всего 250-500 раз;

— «непереносимость» высоких температур. При повышении столбика термометра до 25 градусов Цельсия со временем элемент питания теряет свойства.

Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion).

Литий-ионный источник питания шуруповерта

Батареи этого типа широко распространены в бытовой электронике и накопительных энергетических системах и представляют собой разделенные пористым сепаратором катод на алюминиевой и анод на медной фольге. Носителем заряда в подобном АКБ является заряженный ион лития, способный внедряться в кристаллическую решетку иных материалов (окислы, графит и т.д.). Номинальное напряжение составляет 3.7В, а максимальное порядка 4.3В. При постепенном разряжении ЭДС падает до 2.5-3.0 Вольта в зависимости от емкости конкретной модели АКБ шуруповерта.

Преимущества литий-ионных батарей шуруповерта:

— возможность подзарядки практически на любой стадии разряжения без негативных последствий в дальнейшем;

— полное отсутствие присущего никель-кадмиевым АКБ «эффекта памяти»;

— отсутствие небезопасных химических элементов;

— длительный срок эксплуатации (6-8 лет);

— большая мощность заряда при сравнительно небольших габаритах;

высокая скорость полной зарядки.

Недостатки литий-ионных АКБ ( Li- ion):

— дороговизна;

— саморазряд при низких температурах;

— чувствительность к механическим повреждениям (ударам);

— непереносимость перезаряда при полном заряде.

Ремонт АКБ шуруповерта своими руками

При возникновении неполадок системы питания в первую очередь необходимо определить причину их возникновение. Практически все неисправности, связанные с ремонтом батареи шуруповерта можно устранить самостоятельно. Для этого не потребуется использования специализированного инструмента и достаточно набора слесарных отверток и паяльника.

Диагностика неисправностей аккумулятора


Определив неисправные источники питания АКБ требуется выбрать один из путей восстановления ее работоспособности. В первом случае достаточно добавить дистиллированной воды в дефектные банки в случае испарения электролита и зарядить их током с более высоким напряжением, отличным от номинального. Второй способ заключается в полной замене отдельных элементов новыми. Многие специалисты рекомендуют применять именно второй путь решения проблемы, так как нет гарантии, что восстановление свойств банки даст желаемые результаты.

На практике доказано, что восстановить дефектную банку АКБ можно только в источниках питания с «эффектом памяти», каковыми и являются никель-металлогидридные и никель-кадмиевые элементы. Для этих целей потребуется профессиональное зарядное устройство с возможностью настройки параметров силы тока и напряжения. Устанавливаем на панели ЗУ напряжение порядка 4 Вольт с силой тока 200мА и воздействуем исключительно на дефектные банки, выявленные при диагностике АКБ.

Заполнение банки АКб дистиллированной водой

Восстановить аккумулятор шуруповерта можно путем проделывания небольшого отверстия в оболочке и доливании дистиллированной воды в электролит. Для этого берем тонкое сверло до 1,5 мм и откачиваем медицинским шприцем 1 кубический сантиметр электролита. В освободившееся пространство доливаем такое же количество воды и герметизируем отверстие посредством герметика или эпоксидной смолы. После подключения банок в одну цепь и сборки корпуса производим 5-6 раз процедуру зарядки и разрядки, чтобы сформировать так называемую «память» в источнике питания.

Замена дефектных банок АКБ шуруповерта

Подключение нового элемента питания АКБ шуруповерта

Для этого необходимо посредством обычных бокорезов отсоединить от общей пластины дефектную банку и на его место припаять новую батарею. Стоит отметить, при отрезки старой банки необходимо оставить достаточный конец контакта для возможности припайки нового элемента. После сборки всех банок необходимо несколько раз повторить цикл заряда/разряда, чтобы выровнять напряжение в каждом элементе (порядка 1.3В). При выполнении процедуры пайки важно не перегреть элемент, так как это может сказаться на его дальнейшей работоспособности.

Ремонт литий-ионной АКБ шуруповерта производится аналогично, за исключением отключения/подключения управляющей платы.

Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками was last modified: Июнь 5th, 2019 by Администратор

В последнее время аккумуляторный электрический инструмент пользуется все большей популярностью. Оно и понятно — в некоторых случаях без такого инструмента просто не обойтись. Одним из самых важных элементов в конструкции шуруповерта является аккумуляторная батарея. Без нее инструмент будет бесполезен.

Аккумулятор вырабатывает постоянный ток в процессе электролиза. Он состоит из нескольких элементов (банок), соединенных последовательно. Каждая банка включает в себя:

  • Электроды (анод и катод).
  • Электролит.
  • Корпус аккумулятора.

Ток вырабатывается за счет появления разности потенциалов на аноде и катоде. АКБ имеют множество важных параметров, но основными из них являются:

  • Тип, то есть материал, из которого выполнены полюса и электролит.
  • Напряжение.
  • Емкость.

Напряжение аккумулятора зависит от его типа и количества элементов. Одна банка имеет напряжение от 1,2 до 3,9 В в зависимости от типа аккумулятора. Банки соединяются последовательно, за счет чего их напряжение складывается.

Емкость аккумулятора или максимальное время его работы зависит от потребляемого инструментом тока и конечного напряжения при полном разряде. Рассмотрим все эти параметры на примере аккумулятора для шуруповерта Bosch D 70 745. Эта литий-ионная (li — ion) батарея имеет напряжение 11,1 В и емкость 1500 мАч. Литий-ионная АКБ имеет напряжение банки 3,7 вольта и, как видно из суммарного напряжения, батарея состоит из трех банок. Обычно напряжение аккумулятора для шуруповерта не превышает 18 В.

Типы аккумуляторов и их особенности

Как видно из вышеизложенного, от типа аккумулятора зависят практически все его параметры. В ручном электроинструменте в основном применяются следующие типы АКБ:

  • Никель-кадмиевые (Ni-CD).
  • Никель-металлогидридные (NiMH).
  • Литий-ионный (Li-ion).
  • Литий-полимерный (Li-Pol).

Подробнее о каждом типе.

Никель-кадмиевые

Анод NI-MH АКБ выполнен из никеля, а катод из кадмия. Полюса разделены между собой сепаратором. Электролитом выступает раствор гидроксида калия.

Плюсы:

  • Большое количество циклов заряд-разряд (циклов работы).
  • Хорошо работают при низких температурах.
  • Низкая стоимость.

Минусы:

  • Сильный эффект памяти.
  • Высокий саморазряд.
  • Большие размеры.
  • Токсичность материалов.
  • Необходимость периодического выполнения цикла полного разряда-заряда.

Никель-металлогидридные

Никель-металлогидридные батарейки были разработаны для частичной замены никель-кадмиевых. Анод у них выполнен из никель-латана или никель-лития, катодом является оксид никеля, а электролитом — гидроксид калия. Катод и анод разделены между собой сепаратором. Корпус закрыт крышкой с клапаном, который срабатывает при нарушении работы аккумулятора.

Плюсы:

  • Более высокая энергоемкость (по сравнению с Ni — CD).
  • Полное отсутствие эффекта памяти.
  • Экологически безопасны.

Минусы:

  • Меньшее количество циклов заряд-разряд.
  • Необходимость контроля температуры при заряде.
  • Высокий саморазряд.

Литий-ионные

Анод и катод в этом виде АКБ представляет собой литиевую соль различных кислот, нанесенную на фольгу. Для анода используют медную, а для катода — алюминиевую фольгу. Электролит — гелеобразная жидкость на основе литиевых солей. Полюса разделены сепаратором, а в корпус встраивается предохранительный клапан избыточного давления.

Плюсы:

Минусы:

  • Взрывное самовозгорание.
  • Низкий диапазон рабочих температур.
  • Высокая стоимость.
  • Недопустим сильный разряд, перезаряд и нагрев.

Литий-полимерные

Li-Pol аккумуляторы — усовершенствование литий-ионных путем замены жидкого электролита полимерным.

Плюсы и минусы этого типа батарей сходны с достоинствами и недостатками литий-ионных аккумуляторов. Но в отличие от них Li-Pol батареи более безопасны в плане самовозгорания, при условии соблюдения режим зарядки.

Не пытайтесь заменить вышедший из строя аккумулятор одного типа на другой. Если литий-полимерные и литий-ионные аккумуляторы в какой-то степени взаимозаменяемы, то у литиевых АКБ с никелевыми батареями взаимозаменяемость полностью отсутствует.

  • Следите за степенью разряда. Старайтесь зарядить аккумулятор сразу после того, как он сел. В противном случае из-за эффекта саморазряда напряжение может упасть ниже допустимого уровня, и батарея выйдет из строя.
  • Заряжайте инструмент только зарядным устройством, входящим в комплект. В случае его поломки, замените на аналогичный или подберите подходящий по параметрам. Нарушение хотя бы одного из параметров режима зарядки приведет к выходу из строя аккумулятора.
  • Как правило, в литиевых батареях установлена схема защиты от перезаряда и сильного разряда, при ремонте старайтесь не повредить ее. Иначе вам придется применять специальное устройство при зарядке, вручную контролируя все параметры, и заряжать батарею до того, как она полностью сядет.
  • Следите за температурой аккумулятора при работе и заряде.
  • Не наносите повреждения аккумулятору.
  • Храните аккумулятор в частично или полностью заряженном состоянии, а при длительном хранении необходимо заряжать батарею хотя бы раз в месяц.

Основные неисправности и проверка аккумуляторных батарей

При соблюдении условий эксплуатации в ручном электроинструменте чаще всего выходит из строя аккумулятор. Признаки неисправности батареи:

  • Сильное снижение времени работы.
  • Не заряжается или заряжается очень быстро.
  • Внешние повреждения.

В зависимости от типа и параметров АКБ цена на них может сильно меняться. Мощные литиевые батареи могут быть соизмеримы по стоимости с новым инструментом, в этом случае можно попытаться выполнить ремонт батареи шуруповерта своими руками.

Перед тем как приступать к ремонту батареи в домашних условиях, необходимо определить вид неисправности. Основные виды неисправностей:

  • Нарушение контактов.
  • Механические повреждения банок.
  • Естественное старение.
  • Деградация из-за неправильной эксплуатации.

Для проверки целостности контактов необходимо разобрать корпус батареи и зрительно осмотреть все места пайки. На этом же этапе можно будет осмотреть все элементы батареи и убедиться в отсутствии механических повреждений.

В случае естественного старения или деградации элементов суммарное напряжение полностью заряженного аккумулятора снижается. Это можно выявить с помощью мультиметра, но далеко не все владельцы ручного электроинструмента держат его под рукой.

Ремонт и восстановление АКБ

Общие принципы ремонта различных типов АКБ похожи. Например, способы восстановления Ni — CD аккумуляторов шуруповерта сходны со способами ремонта никель-металлогидридных АКБ. Но об этом ниже.

Чтобы отремонтировать АКБ, необходимо выполнить следующие основные операции:


Циклы полного разряда-заряда необходимы для устранения накопленного эффекта памяти и попытки выравнивания напряжения между элементами батареи. При этом хорошим вариантом будет использование специальных универсальных зарядных устройств, которые позволяют задать напряжение заряда-разряда. Задаем напряжение в 2−3 раза меньше указанного на ЗУ, входящем в комплект, и выполняем циклы. По окончании получаем полностью заряженный аккумулятор.

Выполняем разборку аккумулятора. Здесь могут быть два варианта: или необходимо будет выкрутить винты, стягивающие корпус батареи, или, используя небольшой молоток с резиновыми накладками, аккуратно разъединить части корпуса. Во втором случае важно найти место стыка половинок корпуса. По окончании процедуры вынимаем спаянные элементы АКБ из корпуса.

На следующем этапе выполняем визуальный осмотр элементов, особое внимание уделяем целостности контактов и мест пайки.

После этого переходим к в целом и ее каждого элемента в отдельности. В зависимости от типа банки и их количества, суммарное напряжение может быть разным. Для никель-кадмиевого и никель-металлогидридного аккумулятора оно составляет 1,4 В на одну банку, для литиевого — 3,6 — 3,9 В. Производим замер напряжения при полном заряде АКБ для каждого элемента. Для удобства показания лучше записать.

Затем производим разряд аккумулятора (подаем питание) до заметной потери мощности и повторяем процедуру замера напряжения. Элемент Ni — CD и Ni — MH типа подлежит замене, если его напряжение ниже 1,2 В при полном заряде и ниже 1,0 Вольта в разряженном состоянии. Для литиевой банки эти показатели — 3 и 2,2 В соответственно.

Переходим к устранению неисправности. Вздувшиеся банки или банки с нарушением герметичности корпуса не подлежат ремонту, их необходимо заменить. Отпавшие контакты надо спаять снова.

Элементы с низким показанием напряжения лучше всего заменить новыми. В целях экономии можно взять банки от другого бывшего в употреблении аккумулятора, но важно помнить, что через какое-то время эти банки также потребуют замены.

На некоторых ресурсах можно встретить информацию о восстановлении Ni — CD и Ni — MH банок с помощью обновления электролита. Для этого нужно сделать отверстие в банке, залить туда воду и запаять отверстие. Но проблема в том, что плотность электролита должна быть в определенном диапазоне и «попасть» в него будет очень сложно в домашних условиях.

Нарушение герметичности литиевой банки ведет, как правило, к полному выходу ее из строя. Поэтому литиевые банки ремонту не подлежат. В случае поломки схемы контроля перезаряда у литиевых аккумуляторов, ее можно перепаять.

Учитывая стоимость никелевых банок, самым лучшим способом замены вышедших из строя элементов будет покупка новых. Отдельные новые элементы есть в свободной продаже, но в этом случае важно обращать внимание на производителя. На банках заводского производства обычно присутствует маркировка, в случае ее отсутствия стоит задуматься над покупкой.

После устранения выявленной неисправности необходимо собрать батарею, полностью зарядить и проверить суммарное напряжение. Если все сделано правильно — шуруповерт будет работать как новый.

Как видно, восстановить и починить сломавшийся аккумулятор для шуруповерта несложно, все зависит от ваших навыков и наличия паяльника и мультиметра. Их стоимость в случае отсутствия, может быть выше, чем стоимость самого аккумулятора. С другой стороны, паяльник и мультиметр всегда пригодятся в хозяйстве.

Если вы сомневаетесь в своих силах или просто не хотите ремонтировать батарею сами, лучше отдать ее в специализированную мастерскую. Такие мастерские или сервисные центры всегда есть в крупных магазинах, торгующих инструментом. С другой стороны, специалисты сервисного центра не всегда выполняют ремонт качественно, и нередко затягивают сроки.