Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

Синтаксис как наука 1. Предмет синтаксиса. 2. Синтаксические единицы. 3. Синтаксические отношения. 4. Синтаксические связи.

Литература 1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2003. 2. Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой – М. , 1989. 3. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Современный русский язык. – М. , 2003. 4. Современный русский язык: Сборник упражнений. – М. , 1990. 5. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 2006. 6. Санников В. З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. – М. , 2008. 7. Золотова Г. А. , Онипенко Н. К. , Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М. , 1998. 8. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 9. Прияткина А. Ф. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М. , 1990. 10. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2007. 11. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М. , 2000. 12. Валгина Н. С. . Теория текста: учебное пособие. – М. , 2003. 13. Филиппов К. А. Лингвистика текста. – СПб, 2003.

1. Предмет синтаксиса Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т. е. синтаксические единицы. Синтаксис – это - высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии; - единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.

1. Предмет синтаксиса В. В. Виноградов: Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Выделяют следующие аспекты изучения синтаксиса: - формальный (конструктивный); - семантический (смысловой); - коммуникативный (функциональный); - прагматический (прикладной).

2. Синтаксические единицы В русской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы – словосочетание и простое предложение. Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Студенты слушают лекцию (предложение). Слушание лекции студентами (словосочетание).

2. Синтаксические единицы Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

2. Синтаксические единицы Синтаксема - это минимальная неделимая далее семантико синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный компонент более сложных построений. Синтаксема обладает тремя основными признаками: - семантическим (значение слова); - морфологическим (грамматическая форма); - синтаксическим (способность занимать синтаксическую позицию). Я пью чай с женой (дополнение) с вареньем (определение) с удовольствием (обстоятельство)

2. Синтаксические единицы Текст – комплексная сложная синтаксическая единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, объединенных общим смыслом. Основными свойствами текста является связность и цельность. Синтаксис языка занимается изучением моделей предложений и словосочетаний, имеющихся в данном языке. Синтаксис речи определяет, какие из возможных языковых моделей реализуются в том или ином контексте. Студент читает книгу. Журналист написал статью. N 1+ Vf + N 4 – структурная схема.

3. Синтаксические отношения Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью (сочинением или подчинением). Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения возникают только между подлежащим и сказуемым. Наступила зима. Выпал снег. Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения.

3. Синтаксические отношения Разновидности непредикативных отношений: 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами (например, причастным или деепричастным оборотом) и словом, к которому они относятся: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. Взглянув на статью, я сразу догадался, кто автор. 2) собственно непредикативные отношения устанавливаются - между словами, связанными сочинительной связью в предложении: и ты, и я (соединительные отношения), ты, а не я (противительные отношения); - на уровне словосочетания: писать ручкой, бежать быстро, белый снег.

3. Синтаксические отношения Определительные (атрибутивные)отношения – зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета известный журналист, кофе по-турецки, желание учиться. Обстоятельственные отношения – зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) бежать быстро, встретиться вечером, забыть по рассеянности, поехать лечиться. Объектные отношения – зависимое слово обозначает предмет приложения действия или признак, обозначаемый главным словом, орудие действия рисовать картину, читать для студентов, подать обедать. Субъектные отношения – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, выраженного главным словом приезд отца, нарисованный художником, синева заката, жизнь языка. Комплетивные (восполняющие) отношения – зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова дома, становиться грустным, быть незаметным, любоваться вечером.

синтаксические отношения предикативные непредикативные (подлежащее и сказуемое) (предложение и словосочетание) полупредикативные (обособленные члены и главное слово) собственно непредикативные на уровне предложения (сочинительная связь) на уровне словосочетания определительные объектные обстоятельственные субъектные комплетивные

4. Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка. Виды синтаксических связей: - сочинительная; - подчинительная.

4. Синтаксические связи 1 При сочинительной связи компоненты однофункциональны, т. е. они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции, при подчинительной связи – разнофункциональны (главное и зависимое) Комната под лестницей, комната и лестница. 2 Сочинительная и подчинительная связи отличаются средствами выражения: - при сочинительной связи они одинаковы на уровне словосочетания и предложения, при подчинительной – разные; - сочинительная связь не выражается формами слова (только союзами или порядком слов) дождь и снег, дождь со снегом. 3. Сочинительная связь может быть - закрытой (при однократном применении соединены только два компонента, не сестра, а брат); - открытой (соединено большое количество компонентов То ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах…). Подчинительная связь может быть только закрытой.

4. Синтаксические связи Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова. Такую связь еще называют субординативной. На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

4. Синтаксические связи Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Основные признаки связи согласование: - слабая, т. к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла; - предсказующая, т. к. главное слово определяет форму зависимого; - необязательная, т. к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения. Согласование может быть полным и неполным: зимний день (согласование в роде, числе и падеже) старые деревья (согласование в числе и падеже) девятью студентами (согласование в падеже)

4. Синтаксические связи Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога. 1. По морфологическим характеристикам главного слова: - глагольное уважать противника; - субстантивное вид спорта, внимание к окружающим; - адъективное готовый к работе; - нумеральное два товарища; - адвербиальное сродни искусству, украдкой от соседей. 2. По наличию/отсутствию предлога: - предложное увидеть друга; - беспредложное поговорить с другом. 3. По возможности управлять различными грамматическими формами: - вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета); - невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега.

4. Синтаксические связи Управление – явление многоаспектное. Это самый спорный вид связи. 1. Сильное и слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексикограмматическими свойствами управляющего слова писать письмо, отойти от окна, пять студентов. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета). 2. В. А. Белошапкова предложила представить управление как совокупность дифференциальных признаков: 1) предсказуемость/ непредсказуемость; 2) обязательность/необязательность; 3) характер синтаксических отношений между компонентами. Предсказуемая – это такая связь, при которой главный компонент своими лексикограмматическими свойствами предсказывает форму зависимого выше гор, чувствовать боль. Непредсказуемая - идти с другом. Обязательная – это такая связь, которая проявляется регулярно, т. е. главное слово обязательно требует зависимого жить в Томске, стать инженером. Необязательная дом у дороги.

4. Синтаксические связи Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически повернуть направо, идти прихрамывая, привычка курить. Связь примыкание слабая, непредсказующая, необязательная. Случаи обязательного примыкания: - инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, желания, возможности, фазовым глаголам хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать; - наречия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески; - наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом. Именное примыкание (Н. С. Валгина): - творительный уподобления галстук бабочкой; - родительный даты приехать пятого августа; - винительный количества съездить два раза; - винительный времени отсутствовать год; - творительный количества читать часами; - устойчивые выражения быть на плохом счету.

синтаксические связи сочинительная связь подчинительная связь на уровне предложения на уровне словосочетания согласование управление примыкание

СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… … Литературная энциклопедия

- (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… … Словарь иностранных слов русского языка

Синтаксис - СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см … Словарь литературных терминов

- (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… … Философская энциклопедия

Набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

- (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… … Современная энциклопедия

- (от греч. syntaxis построение порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений.2) Раздел грамматики, изучающий эту… … Большой Энциклопедический словарь

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… … Толковый словарь Ожегова

Муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к … Толковый словарь Даля

- (греч. suntaxiV строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Подготовил: Дагбаев Дандар
Группа: 16453

Понятие синтаксиса

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий строение
словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в
них различных частей речи. Является составной частью грамматики

Основные единицы ситаксиса

Основными единицами синтаксиса считаются:
1)Словосочетание
2)Предложение
3)Текст- это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по
смыслу, расположенных в определённой последовательности и
объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов,
связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные
наименования явлений объективной действительности, например:
студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста,
читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения
предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных
синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н.
Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
¾ грамматическая основа;
¾ однородные члены предложения;
¾ служебная часть речи + существительное;
¾ фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и
словосочетания фразеологические. Первые изучаются в
синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя,
железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная
дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются
словосочетания свободные и несвободные. Первые легко
разлагаются на составляющие их части, вторые образуют
синтаксически неразложимое единство (в предложении
выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная
книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два
студента, несколько книг.

Классификация словосочетаний по составу (по
структуре)
1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух
знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (=
седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе
простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом
на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности
компонентов
По степени слитности компонентов выделяются
словосочетания:

синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные,
образующие неразложимое синтаксическое единство и
выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица
синтаксиса, которая выполняет коммуникативную
функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся
соединения слов на основе подчинительной связи (связи
главного и зависимого членов). Некоторые исследователи
признают также сочинительные словосочетания -
сочетания однородных членов предложения.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является
предложение. Предложение - это минимальная
единица человеческой речи, представляющая собой
грамматически организованное соединение слов (или
слово), обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью. Будучи единицей
общения, предложение вместе с тем является
единицей формирования и выражения мысли, в чем
находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения
Члены предложения - грамматически значимые
части, на которые делится предложение при
синтаксическом анализе. Они могут состоять как из
отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют
два главных члена предложения: подлежащее и
сказуемое, которые находятся в предикативном
отношении, образуя предикативную единицу, и играют
наиболее важную роль. К второстепенным членам
предложения относятся объект, обстоятельство,
определение.

10.

Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос,
побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих
типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо
факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на
улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос
говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос,
обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию,
которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём?
(см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание
того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не
особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

11.

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные
предложения могут быть объединены в категорию вопросительноповествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение
к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть,
продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение
или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом
вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая
приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают:
побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного
наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в
предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что
передаётся специальной восклицательной интонацией.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные,
и побудительные предложения.

12. Текст- одна из основный единиц синтаксиса

В языкознании текст – это несколько предложений, расположенных в
определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с
помощью разных языковых средств.
Текст имеет или может иметь заглавие. А поскольку текст является
законченным высказыванием, сообщает о чем-то, то в нем всегда есть тема.
Существовать текст может в двух речевых формах – диалога или
монолога. Вспомним, чтодиалог – это одна из форм речи, в которой обмен
высказываниями происходит непосредственно между участниками
беседы. Монолог – такая форма речи, в которой развернутое высказывание
состоит из ряда предложений, связанных по смыслу и грамматически;
обращен он к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения
объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Если единичное предложение
позволяет выразить мысль, то текст может развить ее за счет того, что каждое
последующее предложение в нем поясняет и дополняет предыдущее,
сообщает что-то новое.

13.

Количество предложений в тексте обычно не ограничивается, но может определяться,
например, задачами конкретного сообщения и достаточностью информации. Объем текста
устанавливает пишущий, говорящий. Если предложение выражает законченное и связное
целое, в котором высказана мысль, то текст может состоять и из одного предложения,
например, пословицы, поговорки, афоризмы.
Текст оформляется в соответствии с одним из стилей речи: разговорным, официальноделовым, публицистическим, научным или художественным. В некоторых случаях
допускается смешение стилей (например, как мы знаем, разговорный используется
писателями в художественных произведениях для дополнения образа персонажа), но те не
менее, стилевое единство – важнейший признак текста.
В зависимости от того, что является объектом нашего высказывания (какое-то понятие,
явление окружающей природы; жизненная ситуация), текст может принадлежать к одному
из типов речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кратко вспомним их признаки.
Итак, описание – тип текста, описывающий признаки предметов, явлений, животных,
человека. Описательный текст может быть создан в любом стиле и либо начинается с
общего признака, либо заканчивается им. В рассуждении утверждается или отрицается
какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение должен соответствовать четкому плану
и содержать тезис, аргументы, доказывающие его и вывод. Текст-рассуждение, как правило,
относится к научному стилю. И последний тип речи – это повествование, в котором
передается определенная последовательность событий. Повествовательный текст чаще
всего встречается в художественных произведениях и разговорной речи. Обычно в
художественном тексте-повествовании присутствуют такие основные композиционные
элементы как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

14. Категория модальности

Модальность - семантическая категория, выражающая отношение говорящего к
содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания
высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией,
принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые
проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна
на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность
– достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание,
необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности
заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с
экспрессивными и даже эмоциональными.

15.

1.Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют
отношения первого типа. Модальность предложения – это субъективнообъективное отношение содержания высказывания к действительности с точки
зрения его реальности, соответствия или несоответствия действительности.
Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная
(ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная
(предикативная) модальность выражается категорией наклонения:
изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения
основной модальности при помощи категории наклонения является морфологосинтаксическим.
Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к
инфинитивным предложениям можно говорить об интонационносинтаксическом способе выражения модальности

16.

Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только
побудительные отличаются единством модального значения, они
представляют одну из основных разновидностей ирреальной модальности.
Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной
модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да
побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная
установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не
является средством выражения высказывания к действительности. В
отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько
типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру,
риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл.,
чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к
действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит
представление о реальности или нереальности искомого, может быть
использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.
Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности
отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность),
однако само это противопоставление – собственно смысловое,
накладывается на выраженное в предложении модальное значение

17.

2.Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством
выражения субъективной модальности служат вводные (модальные) слова.
Вводных слова, определяющие отношение говорящего к содержанию
высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи
и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение
уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно,
действительно; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно
быть, возможно.
В отличие от основном (объективной) модальности, модальность
субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная
модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному
из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная
модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными
модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением
субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением
достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось)

18.

3. Отношение между действием (предикативным признаком) и его
субъектом. Чаще всего выражается посредством модальных слов,
включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать, можно, возможно,
желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти
модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от
внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность
выражается в основном лексическими средствами (модальное значение,
заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность
предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность
которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его
предикативной оси, толексическая модальность прибавляет к это оси
семантический компонент, равный лексическому значению модального
слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а
семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности –
наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия
(процесс. признака)

19. Актуальное членение предложения

Актуаа́льное членеа́ние предложеа́ния - используемый в лингвистике принцип
разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может
быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной
точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла
в контексте данной ситуации - в противоположность формальному членению
предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным,
в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если
ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и
другими средствами.

20. Список литературы

1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева,
Л.Ю. Максимов. М, 1987.
3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М.,
1980.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.,
2008.
5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном
русском языке. М., 2004.
6.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского
языка. М., 1973

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений , являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха ; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно .

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро ; За окнами падает снег ; Москва в праздничном убранстве . Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу . Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения , т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу .

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь . Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения . Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело : это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение , имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла , кровать , деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не только информационной функцией, но и функцией воздействия. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.