Народная и гражданская тема в лирике н.А. Некрасова

По существу, Некрасов является первым на Руси «гражданским поэтом», сознательно и свободно, в силу внутреннего побуждения, подчинившим свою лиру целям гражданского служения. Только лишь отчасти предшественником его можно назвать Лермонтова , несколько стихотворений которого проникнуты гневом и едкой насмешкой поэта-сатирика. Но собственный внутренний мир творчества у Лермонтова был слишком велик и заставил его откликаться не на «злобы дня» окружающей жизни, но на главнейшие факты его духовной творческой жизни. Точно так же Фет , Тютчев , Майков , Ал. Толстой , Щербина и др. в своей лирике отражали собственную внутреннюю жизнь: идеи, художественные образы, чувства и настроения, промелькнувшие в душе. Наоборот, Некрасов не замкнулся в своей личной внутренней жизни, но как бы сделал свою душу зеркалом окружающей жизни. Факты, трагические или веселые, повседневной людской жизни, будили в нем то жгучее возмущение и боль, то радость, и служили возбудителями творческой работы.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В стихотворении «Поэт и гражданин » Некрасов так определяет задачи поэта:

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви!

Муза Некрасова чутко прислушивается к человеческой жизни, к человеческому горю, к обездоленным, униженным, несчастным, которые в муках жизни проклинают и свою долю, и свою жизнь.

Муза Некрасова – «Муза мести и печали», она не знает ласковых и прекрасных песен, но в ответ на стоны и рыдания людей издает страстные и рыдающие звуки. Поэт сам говорит:

Нет, музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной...
...Рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков.

И мы видим, что во всех его значительных произведениях тема по существу одна – страдания людей. Поэта отличает его необычайная чуткость к чужому страданию, он одарен особенно острым чувством людских страданий, и эти чувства заслоняют совершенно его личную внутреннюю жизнь и заставляют отдаться целиком стихии человеческой жизни, служить этой жизни своим пером, своей душой.

В ответ на стоны мучимых и обездоленных муза поэта издает звуки негодования, вооружается едкой, бичующей сатирой. Поэту, с чуткой любящей душой, приходится казаться вечно грозным и карающим, он держит в руках не ветку мира, но меч обличения и гнева. Отсюда печальные тернии в судьбе такого поэта, изображенной Некрасовым в стихотворении, посвященном

До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Личная жизнь

Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов.

Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.

Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.

Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.

Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…»

Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином »

19 век дал миру целую плеяду блестящих поэтов - Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии 19 века занимает поэзия Н.А. Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов - это “раненное в самом начале жизни сердце... Эта незаживавшая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...”.

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда - народа.

В 1848 г. поэт написал стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы. Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

В стихотворении 1854 г. “Несжатая полоса” перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, - не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса - не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

Тот же образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность - это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, - “загорелые руки, лица”, “армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых” - характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека - “русые головы”, “кровь на ногах”, “крест на шее” - крест один на всех. Крест в стихотворении - не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: “Суди его Бог”. И то, что они уходят с “непокрытыми головами”, оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение “Железная дорога”. Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда “с разных концов государства великого”. Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) - типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги “божьими ратниками”, “детьми труда”, привычку народа трудиться - “благородной”. Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4 части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат “ура” и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, “роковые труды” мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям - “Крестьянские дети”, “Дедушка”, “Школьник”.

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале “Современник” (1847). Круг общения писателя в те годы - А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы - Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение “Память Добролюбова”.

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в “Элегии” (1874). Строки этого стихотворения - “Я лиру посвятил народу своему” - можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в “Последних песнях” - цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся - и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия - все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни - литературной и общественной - он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция 2 половины 19 века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии - он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс (“Еще тройка”), социальную проблематику в балладу (“Секрет. Опыт современной баллады”). Некрасов творчески использовал русский фольклор - в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации (“Мороз Красный Нос”, “Коробейники”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Песня Еремушке”). Для его лирики характерны анафоры, параллелизмы, повторы, гиперболы - традиционные приемы устного народного творчества. В его поэзии более, чем у кого-либо, развиваются трехсложные размеры стиха - дактиль и анапест (“Еду ли ночью по улице темной”),преимущественно глагольные рифмы. Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию.

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.

Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?

Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...

Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.