Военно воздушные силы рф. Военно-воздушные силы российской федерации

Военно-воздушные силы по праву считаются самым мобильным и оперативным родом сил нашей армии. В состав ВВС входят авиация, зенитно-ракетные и радиолокационные войска, специальные войска.

Задачи ВВС РФ

В комплекс задач Военно-воздушных сил входит:

  1. Обнаружение начала нападения на дальних этапах путем воздушного патрулирования и радиолокационной разведки.
  2. Оповещение о начале нападения всех штабов ВС РФ, всех видов и родов войск во всех военных округах России, в том числе штабов гражданской обороны.
  3. Отражение нападения в воздухе, установление полного контроля за воздушным пространством.
  4. Защита военных и гражданских объектов от нападения с воздуха и из космоса, а также от воздушной разведки.
  5. Воздушная поддержка действий Сухопутных и Военно-морских сил РФ.
  6. Поражение военных, тыловых и иных объектов противника.
  7. Поражение воздушных, сухопутных, наземных и морских группировок и соединений противника, его воздушных и морских десантов.
  8. Транспортировка личного состава, вооружения и военной техники, высадка десантов.
  9. Ведение всех видов воздушной разведки, радиолокационной разведки, радиоэлектронной борьбы.
  10. Контроль наземного, морского и воздушного пространства в приграничной полосе.

Структура Военно-воздушных сил РФ

Структура ВВС РФ имеет сложную многоуровневую систему. По родам и силам войск ВВС делятся на:

  • авиацию;
  • зенитно-ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска.

Авиация, в свою очередь, делится на:

  • дальнюю и стратегическую;
  • фронтовую;
  • армейскую;
  • истребительную;
  • военно-транспортную;
  • специальную.

Дальняя авиация предназначена для нанесения ракетно-бомбовых ударов в глубоком тылу противника на значительном удалении от границ РФ. Стратегическая авиация, кроме того, вооружена ракетно-бомбовым вооружением ядерного действия. Ее самолеты способны преодолевать значительные расстояния на сверхзвуковой скорости и на больших высотах, при этом нести значительную бомбовую нагрузку.

Истребительная авиация имеет задачи прикрытия от воздушного нападения важнейших направлений и важных объектов и представляет основную маневренную силу противовоздушной обороны. Основное требование к истребителям - высокая маневренность, скорость, способность эффективно вести воздушный бой и перехватывать различные воздушные цели (истребители-перехватчики).

Фронтовая авиация включает в себя штурмовые и бомбардировочные машины. Первые предназначены для поддержки сухопутных войск и корабельных группировок, для поражения наземных целей на переднем крае боевых действий, для борьбы с авиацией противника. Фронтовые бомбардировщики, в отличие от дальних и стратегических, предназначаются для поражения наземных объектов и группировок войск на ближнем и среднем удалении от аэродромов базирования.

Армейская авиация в ВВС РФ представлена вертолетами различного назначения. Она, в первую очередь, осуществляет тесное взаимодействие с сухопутными армейскими войсками, решая самые разнообразные боевые и транспортные задачи.

Специальная авиация призвана решать различные узкоспециализированные задачи: вести воздушную разведку, радиоэлектронную борьбу, обнаруживать наземные и воздушные цели на дальних расстояниях, производить заправку других самолетов в воздухе, обеспечивать командование и связь.

Специальные войска включают в себя:

  • разведывательные;
  • инженерные;
  • воздухоплавательные;
  • метеорологические;
  • топогеодезические войска;
  • силы радиоэлектронной борьбы;
  • силы РХБЗ;
  • поисково-спасательные силы;
  • части радиоэлектронного обеспечения и АСУ;
  • части материально-технического обеспечения;
  • тыловые части.

Кроме того, объединения ВВС РФ делятся по организационной структуре:

  • командование специального назначения;
  • воздушные армии специального назначения;
  • воздушные армии военно-транспортной авиации;
  • армии ВВС и ПВО (4, 6, 11, 14 и 45-я);
  • части центрального подчинения ВВС;
  • зарубежные авиабазы.

Состояние и состав ВВС Российской Федерации в настоящее время

Активный процесс деградации ВВС, происходивший в 90-е годы, привел к критическому состоянию этого рода войск. Численность личного состава и уровень его подготовки резко упал.

По сообщениям многих СМИ, на тот момент Россия могла насчитать немногим более десятка высоко подготовленных пилотов истребительной и штурмовой авиации, имевших опыт боевых действий. Большинство пилотов не имело почти никакого опыта пилотирования самолетов.

Подавляющее большинство техники авиапарка требовало капитального ремонта, аэродромы и наземные воинские объекты не выдерживали никакой критики.

Процесс утраты боеспособности ВВС после 2000 года удалось полностью остановить. С 2009 был начат процесс тотальной модернизации и капитального ремонта техники. Так, планы по закупкам новой военной техники были доведены до уровня советских времен, вновь начались разработки перспективных образцов вооружения.

По состоянию на 2018 год многие авторитетные издания, в том числе и зарубежные по размеру и уровню оснащения ставят Военно-воздушные силы нашей страны на второе место после ВВС США. Однако отмечают при этом, что рост численности и оснащенности ВВС Китая опережает российские воздушные силы и в самой ближайшей перспективе ВВС Китая могут сравняться с нашими.

Во время военной операции с Сирии Военно-воздушные силы не только смогли провести полноценные боевые испытания новых систем вооружения и ПВО, но и, путем ротации численного состава, провести «обстрелку» в боевых условиях для большинства пилотов истребительной и штурмовой авиации. Опыт ведения боевых действий теперь есть у 80-90% летчиков.

Военная техника

Истребительная авиация в войсках представлена многоцелевыми истребителями СУ-30 и СУ-35 различных модификаций, фронтовыми истребителями МИГ-29 и СУ-27, истребителем-перехватчиком МИГ-31.

Во фронтовой авиации преобладают бомбардировщик СУ-24, штурмовик СУ-25 и истребитель-бомбардировщик СУ-34.

Дальняя и стратегическая авиация вооружена сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами ТУ-22М и ТУ-160. Имеется и некоторое количество устаревших турбовинтовых ТУ-95, модернизируемых до современного уровня.

Транспортная авиация в своем составе имеет транспортные самолеты АН-12, АН-22, АН-26, АН-72, АН-124, ИЛ-76 и пассажирские АН-140, АН-148, ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-134, ТУ-154 и совместную Чехословацко-Российскую разработку Let L-410 Turbolet.

В состав специальной авиации сводят самолеты ДРЛОУ (AVAKS), воздушно-командные пункты, самолеты-разведчики, самолеты-заправщики, самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки и самолеты-ретрансляторы.

Вертолетный парк представлен ударными вертолетами КА-50, КА-52 и МИ-28, транспортно-боевыми МИ-24 и МИ-25, многоцелевыми «Ансат-У», КА-226 и МИ-8, а также тяжелым транспортным вертолетом МИ-26.

В перспективе на вооружении воздушных сил появятся: фронтовой истребитель МИГ-35, истребитель пятого поколения ПАК-ФА, многоцелевой истребитель СУ-57, новый самолет ДРЛОУ типа А-100, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ПАК-ДА, многоцелевые вертолеты МИ-38 и ПЛВ, ударный вертолет СБВ.

Среди комплексов ПВО на вооружении ВВС стоят всемирно известные зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-300 и С-400, ракетно-пушечные комплексы ближнего действия «Панцирь С-1» и «Панцирь С-2». В перспективе ожидается появление комплекса типа С-500.

В состав ВВС входят следующие рода войск:

Авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная),
- зенитные ракетные войска,
- радиотехнические войска,
- специальные войска,
- части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

После принятия ГПВ-2020 официальные лица довольно часто говорят о перевооружении ВВС (ну или шире – поставке авиационных комплексов в ВС РФ). В то же время, конкретные параметры этого перевооружения и численность ВВС к 2020 г. прямо не приводятся. В виду этого, многие СМИ приводят свои прогнозы, но представлены они, как правило, в табличном виде – без аргументов или системы расчета.

Настоящая статья – как раз попытка прогнозирования боевого состава ВВС РФ к указанной дате. Все сведения собраны из открытых источников – из материалов СМИ. Претензий на абсолютную точность нет, ибо пути Гос… …оборонзаказа в России – неисповедимы, и, зачастую, являются тайной даже для тех, кто его формирует.

Общая численность ВВС

Итак, начнем с главного – с общей численности ВВС к 2020 году. Складываться эта численность будет из летательных аппаратов новой постройки и их модернизированных «старших коллег».

В своей программной статье В.В.Путин указывал, что: «…В предстоящее десятилетие в войска поступит… более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов ». В то же время, нынешний Министр обороны С.К. Шойгу недавно привел немного другие данные: «…до конца 2020 года нам предстоит получить от предприятий промышленности около двух тысяч новых авиационных комплексов, в том числе 985 вертолетов ».

Цифры – одного порядка, но есть и отличия в деталях. С чем это связано? По вертолетам, возможно, уже не учитываются поставленные машины. Возможно и некоторое изменение параметров ГПВ-2020. Но только они потребуют и изменения финансирования. Теоретически этому способствует отказ от возобновления производства Ан-124 и некоторое сокращение численности закупки вертолетов.

С.Шойгу упоминал, по сути, не менее чем о 700-800 самолетах (из общей численности вычтем вертолеты). Статье В.В. Путина это не противоречит (более 600 самолетов), но вот «более 600» – не очень соотносится с «почти 1000». Да и деньги на «лишние» 100-200 машин (даже при учете отказа от «Русланов») нужно будет привлекать дополнительно, особенно если закупать истребители и фронтовые бомбардировщики (при средней цене Су-30СМ в 40 млн. долларов за шт. получится астрономическая цифра – до четверти триллиона рублей за 200 машин, при том, что ПАК ФА или Су-35С — дороже).

Таким образом, наиболее вероятно увеличение закупок за счет более дешевых учебно-боевых Як-130 (тем паче, что очень надо), штурмовиков и БПЛА (вроде бы, по материалам СМИ, работы активизировались). Хотя и дозакупка Су-34 до 140 шт. тоже может состояться. Сейчас их порядка 24 шт. + около 120 Су-24М. Будет – 124 шт. Но для замены фронтовых бомбардировщиков в формате 1 х 1 потребуется еще полтора десятка Су-34.

Исходя из приведенных данных, представляется целесообразным принять усредненные цифры в 700 самолетов и 1000 вертолетов. Итого – 1700 бортов .

Теперь перейдем к модернизированной технике. В целом, к 2020 году по ВС доля новой техники должна составить 70%. Но этот процент для разных родов и видов войск неодинаков. Для РВСН – до 100 % (иногда говорят 90%). Для ВВС назывались цифры в те же 70%.

Допускаю, также, что доля новой техники «достигнет» и 80%, но не за счет увеличения ее закупок, а за счет большего списания старых машин. Впрочем, в настоящей статье используется соотношение 70/30. Поэтому прогноз получается умеренно оптимистичным. Путем нехитрых подсчетов (Х=1700х30/70), получаем (примерно) 730 модернизированных бортов. Иными словами, численность ВВС РФ к 2020 г. планируется в районе 2430-2500 самолетов и вертолетов .

С общим количеством, вроде бы, разобрались. Перейдем к конкретике. Начнем, пожалуй, с вертолетов. Это наиболее освещаемая тема, да и поставки уже идут полным ходом.

Вертолёты

По ударным вертолетам планируется иметь 3 (!) модели – (140 шт.), (96 шт.), а также Ми-35М (48 шт.). Итого планировалось 284 шт. (не учитывая некоторых машин, потерянных в авиационных происшествиях).

Мало кто из обывателей знает, что 12 августа принято отмечать День Военно-Воздушных Сил России. Некоторые могут сказать, что этот праздник не очень уж и важный, к примеру, если сравнивать с масштабом празднования Дня ВМФ. Однако авиация России по праву заслуживает того, чтобы эта дата была отмечена в истории. Отмечать День авиации 12 августа в России принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации Бориса Ельцина в августе 1997 года. Дата также выбрана неслучайно. Именно 12 августа 1912 года своим Указом Император Николай II объявил о создании в Российской Империи первой регулярной авиационной части.

Следует отметить, что на заре авиации Россия была в числе правофланговых. Ее Военно-Воздушный флот был едва ли не самым многочисленным в Европе. Российские авиаторы и воздухоплаватели были в какой-то мере первооткрывателями в области искусства пилотирования авиационной техники. Не отставали от них и российские конструкторы, которые сумели создать целый ряд интересных и любопытных образцов летательных аппаратов. Всему миру известны российские авиаторы – рекордсмены Владимир Александрович Лебедев и Петр Николаевич Нестеров. Среди авиаконструкторов всемирную славу завоевал Игорь Иванович Сикорский, создавший самый большой для того времени самолет — четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец».

Уже в те далекие годы становится ясно, что авиация будет весомым аргументом в руках военных. Сначала в Мексике, а затем и в Европе во время итало-турецкой войны 1911 года, авиация начинает применяться в военных целях. Сначала в функции авиаторов входил сбор разведывательных данных. Робкие разведывательные полеты становились все более назойливыми и небезопасными для воюющих сторон, поэтому не могли долго оставаться безнаказанными. В годы Первой Мировой войны военная авиация окончательно сформировалась как отдельный вид вооруженных сил. Пилоты аэропланов и дирижаблей сразу стали национальными героями. Летные части автоматически становились элитными подразделениями в армии любого государства.

Так было и в России, где на долю российских пилотов выпало немало испытаний. Российская Империя вступила в Первую Мировою войну, имея один из самых многочисленных авиационных парков. Однако экономическая ситуация в стране привела к тому, что лидерство России в области самолетостроения было быстро утрачено. На арену вышли главные противники – авиация стран Антанты и их противники, воздушный флот Кайзеровской Германии и Австро-Венгрии. Именно на Западном фронте развернулись самые кровопролитные воздушные бои. За годы войны в небе над Францией, Англией, Бельгией и Голландией наблюдалось самое массовое применение самолетов всех типов. Здесь зародилась истребительная авиация, появились первые бомбардировочные части.

Российская авиация вынуждена была надолго уйти в тень. Этому способствовали как внешние, так и в большей степени, внутренние факторы. Только спустя 20 лет, о российской, уже советской авиации, снова заговорили в голос.

Сначала настал 1934 год, когда советские летчики отличились на самолетах АНТ-4 конструкции Андрея Туполева. Им пришлось в трудных погодных и взлетно-посадочных условиях вывозить экипаж и пассажиров затонувшего во льдах Северно-Ледовитого океана парохода «Челюскин». Затем наступила эра трансконтинентальных перелетов. Впервые советскую авиационную технику увидели за океаном. Летом 1937 года с подмосковного аэродрома поднялась машина АНТ-25, экипаж которой состоял из трех прославленных советских пилотов Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

К слову:первыми Героями Советского Союза стали именно летчики. За участие в спасательной операции по эвакуации членов экспедиции затонувшего парохода «Челюскин» Золотую Звезду Героя 16 апреля 1934 года получили семь летчиков — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин.

Следует отметить, что начиная с 30-х годов, когда в СССР были достигнуты первые определенные успехи в экономике, авиация переживает настоящий бум. В Советском Союзе массово создаются общества друзей Воздушного флота, растут как грибы после дождя кружки планеристов и воздухоплавания. Пилоты самолетов и стратостатов становятся национальными героями. Этому в немалой степени способствовала программа советского Правительства, которая определяла приоритеты в развитии авиационной отрасли в Советском Союзе.

На самом верху было принято решение создать в СССР самый могучий и многочисленный военно-воздушный флот. Важно отметить, что на определенном этапе успехи советской авиации были по-настоящему потрясающими. Советская военная авиация в середине 30-х годов считалась одной из самых многочисленных и мощных в мире. Ни одна армия мира не имела столько бомбардировщиков и истребителей, сколько было в составе Военно-Воздушных Сил РККА.

Во многом такой результат объясняется успешной работой советских авиаконструкторов. Высоких результатов добились коллективы конструкторов под началом А. Н. Туполева и Н.Н. Поликарпова. Их усилиями ВВС Красной Армии пополняются самолетами новых типов. В начале 30-х годов на вооружение армейских частей поступают полноценные истребители И-2, И-3 и И-5. Бомбардировочные части комплектуются тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3. Эти самолеты стали своеобразным прорывом в авиастроительной отрасли, подняв на более высокий уровень не только советские ВВС, но и всю авиацию Страны Советов.

В 1934 году Советский Союз удивил весь мир постройкой самого большого самолета в мире. Советский гигант АНТ-20 «Максим Горький» имел колоссальные по тем временам параметры:

  • взлетная масса 28,5 тонн;
  • размах крыльев 63 м;
  • суммарная мощность 8 двигателей составляла 6000 л/с;
  • крейсерская скорость 270 км/ч;
  • дальность полета 1000 км.

Самолет, изготовленный в единственном экземпляре, стал своеобразным символом агитпропа СССР. Машина просуществовала недолго. Через год, 18 апреля 1935 года воздушный гигант во время демонстрационного полета над Москвой потерпел катастрофу. Причиной аварии стало столкновение в воздухе АНТ -20 с истребителем И-5.

В середине 30-х на вооружение ВВС поступают более совершенные машины. В небо поднялись истребители И-15, И-153 и И-16. Парк бомбардировщиков пополняется более современными самолетами СБ и ДБ-3 (будущий Ил-4). В количественном отношении самолетный парк Военно-Воздушных Сил РККА увеличился за 10 лет, в период с 1928 по 1938 года в 5,5 раз.

Ввиду накалившейся международной политической обстановки Советский Союз взял курс на милитаризацию экономики. Армия стремительно пополнялась новыми образцами военной техники, не отставала в этом плане и военная авиация. В конце 30-х годов советской авиации пришлось доказывать свою боеспособность, участвуя в ряде вооруженных конфликтов. Сначала советские пилоты приняли участие в воздушных боях в небе Испании. Далее пришел черед участия советской авиации в боях с японцами на Халкин-Голе во время «Зимней войны» 1939-40 гг.

Головокружительные успехи первых советских пятилеток несколько усыпили бдительность советского военного руководства. Советская авиация, несмотря на численное превосходство, стала отставать в техническом плане от авиации зарубежных стран.

В канун начала Второй Мировой войны советская авиация имела довольно большой парк самолетов, однако с технической точки зрения, многие машины уже считались устаревшими. На вооружении ВВС РККА к началу военных действий на советско-германском фронте находилось до 20 тыс. машин всех типов. Доля современной техники в авиационных частях была невелика. Даже с учетом того, что советская авиационная промышленность ежесуточно давала армии 50 машин, самолеты новых типов Як-1, Лагг-3, МиГ-3, Пе-2 и Ил-2 только начали поступать в строевые части.

События первых месяцев Великой Отечественной войны нанесли советским ВВС тяжелый удар. Нападение гитлеровских войск, стремительное продвижение немецких войск на восток, привели к катастрофическому положению советской военной авиации. Только за первые полгода военных действий на советско-германском фронте ВВС РККА потеряли более 20 тыс. самолетов. Доля боевых потерь составила только половину этого количества – 9233 машины. Пережив трудный период, оправившись от тяжелейших поражений 1941-42 гг, советская авиация сумела переломить ход поединка в свою пользу.

Начиная со сражений под Курском и до самых последних залпов войны в небе Берлина, советские ВВС уже не теряли своего превосходства над противником. Советский штурмовик Ил-2, истребитель Ла-5 стали легендарными машинами, живыми символами победы. Советские летчики сумели не только доказать на практике свою высокую боевую выучку, противостоя хваленым немецким люфтваффе, но и нанести сокрушительное поражение немецкой авиации, уничтожив 57 тыс. самолетов разных классов. Более 200 тыс. летчиков были удостоены различных боевых наград.

Преемственность ВВС России

Итоги Второй Мировой войны показали, насколько стремительным оказался скачок советской авиационной промышленности. Качественное превосходство советской авиации снова было восстановлено. Единственным пробелом являлась дальняя бомбардировочная авиация, которая в СССР только зарождалась. Наступала новая эра – эпоха реактивной авиации. Советский Союз прилагал титанические усилия, направленные на совершенство самолетного парка и модернизацию структуры Военно-Воздушных Сил ВС СССР (с 1946 года).

Начинается обновление организационной структуры ВВС, исчезают старые части и подразделения, проявляются новые соединения. Параллельно с реорганизационными вопросами идет переоснащение технической базы.

Советские авиаконструкторы сумели создать целый ряд самолетов, ставших одними из лучших машин в своем классе. Наступившая Холодная война и начавшаяся вместе с ней гонка вооружений мобилизовала советский авиапром. По уровню технического оснащения советские ВВС не уступали военной авиации вероятного противника. Количественно и качественно советская военная авиация не уступала ни армии США, ни вместе взятым ВВС стран членов блока НАТО. На вооружении ВВС ВС Советского Союза в 80-е годы находилось до 10 тыс. самолетов всех типов и вертолетов.

На заметку:Советский Союз уступал авиации США только по количеству стратегических бомбардировщиков, которые долгое время считались в СССР анахронизмом. По мнению некоторых высоких руководителей советского государства, незачем было создавать целый флот стратегической авиации, если можно было обойтись межконтинентальными ракетами.

Развал Советского Союза ознаменовался крахом не только самого крупного государства в мире, но и исчезновением одной из самых крупных армий мира. Отечественные Военно-Воздушные Силы вступили в полосу очередного забвения. Начало 90-х годов ознаменовалось развалом организационной структуры военной авиации бывшего СССР. Претерпела существенные изменения и техническая база. Новые разработки в области авиационной техники были положены под сукно, недостаточное финансирование привело к стремительному сокращению кадрового состава ВВС, к уменьшению самолетного парка. Бывшие едва ли не самые мощные ВВС в мире были разделены между бывшими республиками, входившими в состав Союза.

В таком плачевном состоянии были вынуждены возрождаться российские Военно-Воздушные Силы.

Авиация ВВС России на современном этапе

Пережив хаос и безнадежность тяжелых 90-х годов, Россия сумела восстановить боеспособность своей авиации. За прошедшие 27 лет с момента распада СССР, Военно-Воздушные Силы Российской Федерации превратились в современный вид вооруженных сил. Имеющаяся на вооружении военная техника отвечает поставленным целям и задачам. Современные ВВС отличаются высоким уровнем подготовки летного состава.

Военная доктрина, утвержденная для Вооруженных Сил Российской Федерации, четко определяет функции военной авиации, определяет круг задач и сферу использования отечественных Военно-Воздушных Сил в современных условиях.

Организационно современные Военно-Воздушные Силы РФ начинают свою историю с 2008 года. С этого момента появляются отдельные командования ВВС и войск Противовоздушной Обороны. Все части и подразделения ВВС подчиняются региональным оперативно-стратегическим командованиям, расположенным по географическому принципу: Западное, Восточное, Центральное и Южное.

С 2009 года осуществляется переход на двухуровневую систему управления военной авиацией. Сократилось количество войсковых объединений с 8 до 6. Существующие ранее авиационные полки сведены в авиационные базы, которые в свою очередь разделены на тактическую, стратегическую и транспортную авиацию. Части ПВО сведены в отдельные бригады воздушно-космической обороны. Со временем бригады ПВО были расширены до дивизий. Наметилась тенденция на формирование новых авиационных частей уже в составе воздушной армии.

С 2015 года Военно-Воздушные Силы Российской Федерации преобразованы в новый вид вооруженных сил — Воздушно-Космические Силы (ВКС) Российской Федерации. Этот вид объединил в себе структуры ВВС и ПВО, войска противоракетной обороны и космические войска.

Вместе с реорганизацией структуры, авиация стала получать новые виды и типы военной техники. Созданные еще в советский период самолеты и вертолеты проходят модернизацию. Появляются машины нового поколения. В частности самолетный парк фронтовой авиации постоянно обновляется. Поступают машины поколения 4 и 4+, обновляется парк боевых вертолетов. В больших количествах на вооружение авиационных частей стали поступать беспилотные летательные аппараты. Военные самолеты России – это техника, доставшаяся в наследство от ВВС Советского Союза и прошедшая глубокую модернизацию, новые самолеты и вертолеты. Итогом работы конструкторов последних 10-15 лет должен стать новейший истребитель Су-57.

В нынешних условиях Российские ВКС численно уступают только Военно-Воздушным Силам армии США. Обновленный авиапарк соответствует поставленным тактическим и стратегическим целям. Только в 2015 году планировалось передать на оснащение авиационных частей до 150 летательных аппаратов различных типов. В это число входят:

  • истребители-бомбардировщики Су-30 СМ, Су-30М2, Су-34 и Су-35;
  • истребители Миг-29, Миг-31;
  • самолеты штурмовой авиации Як-130;
  • транспортные самолеты Ил-76МД-90.

Особо стоит отметить стремительное увеличение количества вертолетов разных типов, поступающих в войска. Новые боевые вертолеты Ка-52, Ми-28Н и модернизированные Ми-35М составляют ударную силу фронтовой авиации. Поддержку сухопутным войскам оказывает значительное число многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ, Ми-8 МТПР и транспортные вертолеты Ми-26.

Численный состав ВКС составляет более 180 тыс. человек.

Дальняя авиация ВВС России как элемент ядерной триады

Стратегическая авиация стала полноправной преемницей советской стратегической бомбардировочной авиации. Авиационные части стратегической авиации находятся в подчинении непосредственно у Верховного Главнокомандующего. Цели и задачи, поставленные перед этим элементом Ракетно-Ядерных Сил, определяются стратегическими и оперативно-тактическими задачами, обозначенными на каждом театре военных действий. Российская дальняя авиация является частью триады стратегических ядерных сил Российской Федерации.

Перспективным направлением развития дальней авиации является наращивание элементов ракетно-ядерного сдерживания в условиях обострившейся международной политической обстановки. Наращивание будет осуществляться за счет модернизации существующего авиапарка и продления сроков эксплуатации стоящих на вооружении машин. Планируется создать в структуре дальней авиации специального комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

На оснащении дальней авиации ВКС России стоят бомбардировщики — ракетоносцы Ту-160. До 2020 года ожидается поставка модернизированных машин Ту-160М2. Ориентировочно действующее количество самолетов этого типа на сегодняшний день составляет 16 машин.

Более грозной представляется армада стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. В составе нынешних стратегических сил находится 38 самолетов этого типа. Более 60 машин частично находятся на хранении, частично проходят модернизацию до более современной модификации Ту-95МСМ. Продолжают боевую службу, созданные во времена Советского Союза ракетоносцы Ту-22М3. На сегодняшний день в строю имеется до 40 машин, около сотни пребывает в резерве. С 2012 года началась масштабная модернизация этих ракетоносцев.

В качестве тыловой тактической и стратегической поддержки на оснащении дальней авиации находятся самолеты заправщики Ил-78 и ТУ-22МР, в качестве самолетов-разведчиков.

Российские стратегические ракетоносцы вооружены крылатыми ракетами большой дальности Х-55СМ, авиационные бомбы свободного падения в ядерном снаряжении. В тактическом плане дальняя авиация является носителем крылатых ракет Х-15С, Х-22 и с 2017 года новейших крылатых ракет «Калибр-А» 3М-54 воздушного базирования.

Планируется до 2020 года передать на оснащение стратегической авиации новейшие ракетные комплексы Х-555 и Х-101, обладающие большой дальностью, более высокой скоростью полета и точностью наведения. Уровень подготовки и технического оснащения российской дальней авиации находится в переходном состоянии. Качественно этот вид вооруженных сил несколько уступает стратегической авиации США, однако продолжает находиться на достаточном для обороны техническом уровне.

В целом, российские ВКС представляют собой хорошо организованный, достаточно современный и многочисленный вид Вооруженных Сил Российской Федерации. Российская авиация отвечает поставленным целям и задачам, способна справиться с возложенными на нее функциями.

Урманов Михаил Юрьевич

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ.

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ лицей №1 . город Комсомольск на Амуре ул. Пирогова 21 тел. 59-82-60

г. Комсомольск – на -Амуре

2010 г.

Пояснительная записка

Разработка урока по теме: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ предназначена для проведения урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе. Наименование раздела программы- Основы военной службы. Вооруженные Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества.

Тип урока- Лекция

Краткое содержание урока: Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, основные боевые задачи ВВС, рода авиации, организационная структура ВВС

В результате проведения урока учащиеся должны:

Знать состав, основные задачи и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ .

Цель : познакомить учащихся с видом ВС Военно-воздушными силами России.

Учебно-наглядный комплекс : плакаты по видам ВС; по возможности видеофильм или видеосюжеты, раздаточный материал (приложение 1,2,3)

Ход урока

I . Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

Учащиеся высказывают свои мнения о значении Сухопутных войск ВС России, приводят примеры.

III . Изучение новой темы.

Человечество с давних пор мечтало о покорении воздушного океана. Эта мечта осуществилась в начале двадцатого столетия. И мы по праву гордимся тем, что в историю мировой авиации золотыми буквами вписаны открытия и подвиги российских военных конструкторов, летчиков, инженеров и техников. Именно офицер великой России построил первый в мире самолет. Именно военные летчики стали первыми Героями Советского Союза. Наша военная авиация явилась колыбелью отечественной космонавтики.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

После 25 лет упорного тру­да талантливый русский ученый и изобретатель капитан 1 ранга А. Можайский в 1882 г. постро­ил первый в мире самолет.

В конце первого десятиле­тия XX века российские изоб­ретатели и конструкторы со­здали отечественные самолеты оригинальных конструкций. Б. Юрьев спроектировал пер­вый в мире вертолет. В 1912 г. биплан Я. Гаккеля на первой международной выставке воз­духоплавания в Москве полу­чил Большую золотую медаль. Теоретическую базу их разра­боток составили труды «отца русской авиации» профессора Н. Жуковского, который с академиком С. Чаплыгиным основал научную школу аэро­динамики.

Первое боевое крещение русские летчики получили в ходе Балканской войны (1912-1913 гг.). Тогда на стороне Болгарии действовал россий­ский авиационный отряд.

Тридцатые годы стали наи­более плодотворными для формирования Военно-Воздушных Сил как вида Воору­женных Сил. За годы предво­енных пятилеток были рекон­струированы старые и построены новые авиацион­ные заводы, открыты конструкторские бюро и Централь­ный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Это позво­лило обеспечить ВВС перво­классными самолетами.

Авиация Советского Союза вписала в историю развития мировой авиации ряд ярких страниц. К 1941 г. СССР при­надлежало 62 международных рекорда по дальности, скоро­сти и высоте полета.

В канун Великой Отече­ственной войны началось со­здание новых типов боевых самолетов. В этой работе при­няли участие такие талантливые конструкторы, как С. Иль­юшин, С. Лавочкин, А. Мико­ян, П. Сухой, А. Туполев, А. Яковлев. В результате их напряженного труда были со­зданы, испытаны и запущены в серийное производство ис­требители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, лучший самолет-штур­мовик второй мировой войны Ил-2, ночной бомбардиров­щик дальнего действия Ил-4 и пикирующий бомбардиров­щик Пе-2. Однако завершить полное перевооружение ВВС на новую авиационную техни­ку до начала войны не уда­лось.

В послевоенный период в советских ВВС произошел пе­реход от поршневой авиации к реактивной. В J 946 г. впервые поднялись в воздух реактивные истребители Як-15 и МиГ-9. А первый в стране полет на реак­тивном самолете осуществил летчик-испытатель Г. Бахчиванджи еще 15 мая 1942 г.

В середине 50-х годов в вой­ска поступили первые серий­ные сверхзвуковые истребите­ли МиГ-19, истребители-пере­хватчики Як-25, фронтовые бомбардировщики Ил-28, дальние бомбардировщики Ту-16 и транспортные вертоле­ты Ми-4.

В начале 60-х годов совет­ские ВВС стали ракетоносны­ми и всепогодными, на воору­жении дальней и фронтовой авиации появились управляе­мые ракеты, скорость полета истребителей вдвое превыси­ла скорость звука.



Военно-Воздушные Силы России предназначены : для за­щиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группи­ровок войск и важных объек­тов от ударов противника с воздуха и космоса, поражения объектов войск и тыла противника, обеспечения боевых дей­ствий Сухопутных войск (СВ) и Военно-Морского Флота.

Основные боевые задачи ВВС:

Вскрытие начала нападе­ния воздушного против­ника;

Завоевание и удержание господства в воздухе;

Прикрытие войск, объек­тов тыла от воздушной разведки, ударов с воз­духа и космоса;

Авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота (на приморских направлениях);

Поражение объектов во­енно-экономического потенциала противника;

Нарушение военного и государственного управ­ления противника;

Поражение авиационных, противовоздушных груп­пировок противника;

Поражение ракетно-ядерных группировок противника;

Поражение корабельных группировок противника в океане (море), портах, пунктах базирования;

Выброска (высадка) войск и боевой техники;

Перевозка по воздуху войск и боевой техники;

Ведение стратегической, оперативной, тактичес­кой воздушной разведки.

В мирное время ВВС вы­полняют задачу по охране го­сударственной границы Рос­сийской Федерации в воздуш­ном пространстве", оповещают о полетах иностранных разве­дывательных аппаратов различного предназначения в приграничной полосе.

ВВС включают в себя следующие рода войск : авиация, радиотехнические войска, зенитно-ракетные войска.

Авиация состоит из следующих родов авиации : бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная, специальная и армейская.


Организационно в ВВС входят:

Главкомат ВВС (сфор­мированный в марте 1998 года);

Московский округ ВВС и ПВО;

Воздушная армия ДА (дальняя авиация);

Воздушная армия ВТА (военно-транспортная авиация);

Армии ВВС и ПВО;

Отдельные корпуса ВВС и ПВО.

Объединение ВВС и Войск ПВО в новый вид ВС - Военно-Воздушные Силы - весьма сложная, многогранная и трудоемкая задача, не имеющая аналога ни в отечественной, ни в мировой практике строи­тельства Вооруженных Сил.

Сегодня Военно-Воздушные Силы Российской Федерации -один из основных видов Воору­женных Сил. Обладая высоки­ми мобильностью, маневренно­стью и боевой мощью. ВВС спо­собны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направ­лений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воз­действовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения и радио­электронной борьбы в любых условиях погоды, времени суток и года.

В настоящее время ВВС не только олицетворяют воздуш­ную мочь страны, но и явля­ются одним из определяющих факторов обороноспособнос­ти страны и обеспечения стра­тегической стабильности.

IV . Итог урока.

Как были образованы ВВС России?

Каким оперативно-стратегическим свойством обладают ВВС?

Какие рода авиации включают в себя ВВС?

Домашнее задание: объяснить значение ВВС России. Под­твердить примерами из литературно-художественных произведе­ний и публицистических хроник. Подготовить рассказы о героях-летчиках


Приложение№1

РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

четвертого поколения

МиГ-29 и Су-27

В конце 60-х годов в нашей стране началось изучение новых направлений развития истребителей для замены МиГ-21 и МиГ-23.

В связи со значительным прогрессом в двигателестроении в эти годы появилась воз­можность существенного увеличения тяговооруженности истребителей. Стала реаль­ностью тяга двигателя истребителя на взлете, равная весу самолета и более его, что давало возможность значительно улучшить маневренные характеристики. В аэродинамике были открыты новые возможности значительного увеличения не­сущих свойств самолета при достаточно малом приращении сопротивления. Это но­вое направление, разработанное в ЦАГИ, основывалось на рациональном использо­вании специально индуцируемых вихрей на верхней поверхности крыла, т.е. на «уп­равлении» вихрями. Появилась «уплощенная» форма фюзеляжа, что увеличивало подъемную силу и уменьшало дестабилизирующее влияние на устойчивость пути. Аэродинамическая компоновка получила «интегральный» характер - сочетание крыла с фюзеляжем.

В декабре 1970 г. военно-промышленная ко­миссия провела специальное совещание заказ­чиков и разработчиков по проблеме создания фронтового истребителя с большей тяговоору-женностью и высокими маневренными харак­теристиками. ОКБ А.И. Микояна и ОКБ ПО. Сухого в этом направлении начали работать еще в 1969 г. Первый полет опытного легкого маневренного истребителя, будущего МиГ-29, состоялся в октябре 1977 г.

На вооружение МиГ-29 и Су-27 стали по­ступать в 1983 г. Маневренные характеристи­ки истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 оправдали ожидания разработчиков и даже превысили требования ВВС.

На Международной авиационной выстав­ке в Фарнборо (Англия) в сентябре 1988 г.

летчик-испытатель А. Квочур на МиГ-29 впервые продемонстрировал фигуру «коло­кол» (взмывание вверх с торможением и пос­ледующим движением на хвосте). На Париж­ском международном авиасалоне в 1989 г. летчик-испытатель В. Пугачев на самолете Су-27 впервые демонстрировал новую фигу­ру высшего пилотажа, при выполнении кото­рой осуществлялся динамический выход на большие закритическне углы атаки - эта фи­гура получила название «кобра Пугачева». Каждая демонстрация возможностей этих са­молетов за рубежом становилась сенсацией, «гвоздем программы»: уникальные маневры выполнялись только нашими летчиками, только на отечественных истребителях МиГ-29 и Су-27.

Приложение№2

МиГ-29


Самолет МиГ-29 выполнен по интегральной схеме (до 40% его подъемной силы со­здается центропланом). Он имеет двухкилевое вертикаль­ное оперение. Интересной особенностью этого истреби­теля является наличие створок на верхней поверхности кры­ла для питания двигателей воздухом при движении самолета по земле. Они применяются для предотв­ращения попадания посторонних предметов в двигатели, при этом лобовой вход воздухозабор­ников полностью перекрывается. На МиГ-29 ус­тановлены два форсажных двухконтурных дви­гателя РД-33 (тягой 2 х 8340 кгс).

Самолет оснащен мощным прицельным ком­плексом, включающим импульсно-доплеровскую РЛС Н-019 «Топаз», способную обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 км и осуще­ствлять их захват на расстоянии 70 км. Инфра­красный датчик связан с лазерным дальномером (дальность действия последнего 6 км) и автоном­ной нашлемной системой целеуказания. Наличие этого комплекса обеспечивает применение воо­ружения, включающего управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1 (две единицы). УР малой дальности (ближнего боя) Р-73Э или Р-60М (две. четыре или шесть еди­ниц). Оснащен самолет и 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект - 150 патронов).

Отказ государственного руководства РФ от поддержания крупных военных группировок на основных стратегических направлениях, продик­тованный политическими и экономическими при­чинами, привел к появлению концепции мобиль­ных сил, способных к быстрому осуществлению межтеатрового маневра, осуществляемого в целях наращивания сил и средств вооруженной борьбы на угрожаемом направлении. В этих условиях весь­ма необходимым было придание самолетам истре­бительной авиации возможности дозаправки топ­ливом в полете, что и было реализовано на само­лете МиГ-29СД, получившем штангу дозаправки.

Значительный рост стоимости разработки и создания новых образцов авиатехники, невоз­можность по экономическим причинам эксплу­атации большого парка разнотипных самолетов, сокращение военного бюджета вызвали не­обходимость резкого сокращения типов само­летов, стоящих на вооружении. Эти факторы действуют не только в нашей стране, пережива­ющей затяжной экономический кризис, но и в весьма успешно развивающихся государствах. Можно сказать, что создание самолета, сочета­ющего качества истребителя, истребителя-бом­бардировщика, разведчика, постановщика по­мех и т.д.. то есть многофункционального истре­бителя, является отличительной тенденцией развития авиации сегодня.

Крупным шагом к приданию многофунк­циональности МиГ-29 стала модификация МиГ-29СМ. Самолет получил новую систему управления вооружением, позволяющую при­менять также средства поражения класса «воздух-поверхность», как УР с телевизион­ной ГСН Х-29Т, корректируемые бомбы КАБ-500 Кр и противорадиолокационные УР Х-31П с пассивной радиолокационной ГСН.

Необходимость придания самолету много­функциональных возможностей, желание карди­нально усовершенствовать исходный истреби­тель МиГ-29 привели к разработке МиГ-29М. За счет изменений в конструкции планера уда­лось увеличить запас топлива во внутренних баках на 1300 л. стали более мощными двигате­ли. Замена авиационного оборудования более совершенным, в том числе установка электро­дистанционной системы управления улучшили управляемость самолета, особенно на больших углах атаки. Истребитель должен был иметь новую РЛС. оптоэлектронное оборудование и проч. В общем был создан высококлассный мно­гоцелевой истребитель.

Достижением ОКБ им. А.И. Микояна стало создание МиГ-29СМТ, с успехом демонстриро- вавшегося на Берлинском авиасалоне и «Фарн-боро-98». На этом самолете за счет установки дополнительного бака в надгротовой части фю­зеляжа (2020 л топлива) достигли перегоночной дальности без ПТБ 2400 км. Кроме того, возмож­на установка штанги дозаправки топливом в воздухе. Время монтажа не превышает 2 часов.

За счет модернизации бортовой РЛС Н-019МП возможна работа в режиме картогра­фирования местности. Возможна селекция дви­жущихся целей. Учитывая, что локатор работа­ет в сантиметровом диапазоне волн, которые не поглощаются дождем, снегом и туманом, все это означает, что МиГ-29СМТ может применять для поражения целей управляемые ракеты «воздух-земля» и осуществлять бомбометание свободно падающими бомбами из-за облаков и ночью, т.е. МиГ-29СМТ поистине всепогодный. Возможно автоматическое наведение высокоточного ору­жия на заранее известные цели при минимальном участии летчика. Самолет может быть оборудо­ван инфракрасным и телевизионным приемника­ми и лазерным дальномером-целеуказателем. Все данные, полученные с помощью РЛС, могут пе­редаваться с борта на землю в реальном масшта­бе времени, то есть МиГ-29СМТ может с успе­хом выполнять и функции самолета-разведчика.

Вместе с тем МиГ-29СМТ полностью сохра­няет все возможности для ведения воздушного боя, в том числе может выполнять также слож­ные фигуры пилотажа, как «Кобра». Принятый

при создании этого самолета принцип открытой архитектуры борта делает МиГ-29СМТ универ­сальным в части вооружений. В арсенале истре­бителя ракеты «воздух-воздух», высокоточное оружие «воздух-земля», корректируемые бомбы с лазерной головкой самонаведения.

Но, пожалуй, наибольшее внимание привле­кает тот факт, что этот многофункциональный самолет может быть получен путем переделки любой из более ранних модификаций МиГ-29. Это ведет к уменьшению затрат в 15-20 раз по сравнению с приобретением аналогичного по ха­рактеристикам нового самолета. Согласимся, что в условиях крайне жесткого бюджета ВВС РФ этот факт имеет огромное значение.

На состоявшемся в Лондоне в конце 1996 г. совещании по истребительной авиации коман­дир 73-го авиаполка Люфтваффе, единственно­го в Западной Европе подразделения, оснащен­ного МиГ-29, доставшимися в наследство от ГДР, заявил, что для ближнего воздушного боя МиГ-29 «лучший из лучших истребителей» бла­годаря его превосходной аэродинамике, на-шлемному прицелу, инфракрасной системе по­иска и сопровождения целей, а также его управ­ляемым ракетам ближнего боя Р-73. Как указывалось в декабрьском 1997 г. выпуске жур­нала Airciaft Illustrated , летчики немецкого авиа­полка «без особой бравады и хвастовства утвер­ждают, что в ближнем воздушном бою на МиГ-29 они непобедимы».

Приложение№3

Су-27

Самолет Су-27 вы­полнен так же, как и МиГ-29, по интег­ральной схеме. Кон­струкция планера со­стоит в основном из алюминиевых спла­вов с широким ис­пользованием титана. Это первый отечествен­ный самолет, оснащенный электродистанцион­ной системой управления (ЭДСУ), обеспечивающей устойчивость и управляе­мость. Все это обеспечивает повышенные ма­невренные качества аппарата. Такой самолет как бы сам стремится совершить некие маневры, в отличие от статически устойчивого ап­парата, который принудительно вводится в них. Задачей ЭДСУ является удержание истре­бителя на траектории полета (без ЭДСУ полет статически неустойчивого аппарата вообще не возможен) и обеспечение маневра в нужном на­правлении. Сам же маневр совершается более энергично, чем на традиционных, статически устойчивых машинах.

Прицельный комплекс на Су-27. включает РЛС НО-01 «Меч» и обеспечивает сопровождение на проходе 10 целей, при этом дальность захвата -100 км. На предназначенном для истребительной авиации Войск ПВО варианте Су-27П установлен усовершенствованный вариант комплекса, спо­собного управлять одновременным пуском двух ракет по двум различным целям.

На 10 подкрыльевых и подфюзеляжных уз­лах подвески может размещаться до 10 УР «воз­дух-воздух», в том числе до шести ракет сред­ней и увеличенной дальности Р-27 различных модификаций с радиолокационными и тепловы­ми головками самонаведения (ТГС). до шести УР малой дальности Р-73 с тепловыми ГСН, блоки неуправляемых ракет, свободнопадающие бомбы и т.д. Максимальная боевая нагруз­ка может достигать 6-8 т.

Дальнейшее развитие самолета привело к со­зданию на базе двухместного учебно-боевого ва­рианта Су-27УБ самолета Су-30. Число точек под­вески было увеличено до 12 и повышена боевая нагрузка до 8 т. Оснащенный системой дозаправ­ки в воздухе, он рассчитывался на полет продол­жительностью до 10 час. и дальностью до 6900 км.

Во время работ по модернизации Су-27УБ рассматривалась возможность создания на его основе истребителя-бомбардировщика. Даль­нейшее проектирование привело к созданию Су-27ИБ (в печати данный аппарат именовали и Су-32ФН, и Су-34). По мысли создателей Су-27ИБ должен заменить собой все ударные аппа­раты ВВС РФ (Су-24, Су-25). кроме того, ему передавалась часть боевых задач дальнего бом­бардировщика Ту-22МЗ.

Самолет, предназначенный в первую очередь для поражения наземных целей, оснащен новы-

ми РЛС и комплексом БРЭО (бортовое радио­электронное оборудование), оптимизированны­ми для этой задачи. Для защиты экипажа от ПВО противника носовая часть фюзеляжа представля­ет собой своего рода капсулу из титановой бро­ни. Внешне самолет из-за оригинального обте­кателя РЛС и новой компоновки кабины, выз­ванной рядным расположением кресел двух членов экипажа, отличается от других версий Су-27. Он сохранил интегральную компоновку и оснащен передним горизонтальным оперением. Самолет может нести широкую номенклатуру во­оружения (до 12 единиц одновременно), в том числе противокорабельные ракеты «Москит», при этом РЛС самолета способна вести эффек­тивный поиск надводных целей на расстоянии до 150 км. Вместе с тем самолет сохраняет возмож­ность вести маневренный воздушный бой.

Дальнейшее усовершенствование Су-27 приве­ло к созданию истребителя Су-27М. Было созда­но около девяти опытных вариантов, на одном из которых были установлены двигате­ли с изменяемым вектором тяги. В дальнейшем са­молет, оснащенный такими двигателями (тягой по 14000 ктс). под индексом Су-37 демонстрировался на «Фарнборо-96» и в Ле Бурже.

Этот самолет, послужил для испытания ряда новых систем перед оснащением ими истребите­лей Су-30 МКИ с передним горизонтальным опе­рением, поставляемых ныне в Индию. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяет уменьшить ми­нимальную скорость полета и выполнять фигу­ры высшего пилотажа на близких к нулевым ско­ростям без ограничения по углам атаки. Само­лет имеет уникальные маневренные возможности и по боевым возможностям близок к американс­кому F -22A , поступление на вооружение ВВС США которого будет в следующем десятилетии.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И Су-27. и МнГ-29 остаются непревзойденны­ми исполнителями фигур высшего пилотажа. Пи­лоты этих машин могут быстро достигать боль­ших углов атаки и малых скоростей, не теряя уп­равления самолетом. Возможность быстро затормозить истребитель или отвернуть его носовую часть в сторону от направления полета обес­печивает решающее преимущество в ближнем бою. Уменьшение скорости полета вплоть до крат­ковременной остановки самолета в воздухе при­ведет к тому, что вражеский самолет проскочит мимо, а свой займет выгодное положение для атаки неприятеля, или же наш истребитель исчезнет с экрана неприятельского локатора, так как дей­ствие импульсно-доплеровской РЛС "зависит от от­носительного перемещения обоих аппаратов.

В наших авиационных изданиях не раз при­водился пример, относящийся к августу 1992 г.. когда группа Су-27 из Липецкого авиацентра на­носила визит в США. Тогда было организовано так называемое «совместное маневрирование», во время которого учебно-боевой Су-27УБ пер­воначально должен был удерживаться на хвосте у американского истребителя F -15D , в дальней­шем самолетам предстояло поменяться местами.

F -15D на полном форсаже попытался ото­рваться от Су-27УБ. Однако наш самолет, ис­пользуя режим минимального форсажа, постоян­но «висел на хвосте» у американца. После того, как самолеты поменялись местами, Су-27УБ на полном форсаже ушел от F -15D при энергичном развороте с набором высоты. Потя­нувшийся было за ним F -15D быстро отстал. Вы­полнив полтора полных разворота Су-27УБ вы­шел в хвост американцу и «сбил» его. Однако тут наш летчик обнаружил, что «сбил» не двухмест­ный F -15D , а также находившийся в пилотажной зоне одноместный истребитель сопровождения F -15С. Увидев свою ошибку, он атаковал F -15D . который к тому времени потерял «сухого» и зап­рашивал у наблюдателя данные о русском само­лете. Узнав, что русский уже держит его в прице­ле. F -15D попытался оторваться, но безуспешно. И был «сбит» еще раз.

Гораздо большую статистику условных побед имеет МиГ-29. Немецкие летчики на МиГ-29. доставшихся от ГДР. не раз прово­дили учебные воздушные бои. в частности, с истребителями F -16C ВВС США. Победа в них доставалась немцам на наших машинах. Аналогичные бои. проводившиеся в Чехии на МиГ-29 с американскими F -16A и французс­кими «Миражами-2000», принесли победу че­хам во всех схватках. Аналогичный резуль­тат получили летчики Израиля, испытывав­шие МиГ-29. И дело тут не только в более совершенной аэродинамике наших машин, совершенстве их двигательной установки.

Наибольшее преимущество дает использо­вание на Су-27 и МиГ-29 нашлемной систе­мы целеуказания (НСЦ), обеспечивающей ус­коренное наведение ракет и прицельных сис­тем, работающих в обзорных режимах, на маневрирующую цель, отслеживаемую пово­ротом головы летчика. В сочетании с фактом наличия у русских ракет Р-73 большего угла захвата цели, чем у зарубежных аналогов, это позволяет атаковать цели при больших углах визирования без доворота на цель собствен­ного самолета. Моделирование в США воз­душных боев F -15, вооруженного более со­вершенной модификацией УР «Сайдвиндер» (AIM -9M ), и МиГ-29 с УР Р-73. применяю­щего НСЦ. показало, что МиГи в 30 раз чаще первыми осуществляли захват цели и пуск ра­кеты.

Список литературы

http://russarms.com

http://www.cofe.ru